Научная статья на тему 'Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO'

Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOFT SKILLS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА CDIO / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИКИ / UNIVERSAL COMPETENCIES / CDIO INTERNATIONAL INITIATIVE / SOCIALLY USEFUL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталия Владимировна, Рудницкий Эдвард Анатольевич

Современный многомерно-трансформирующийся мир предъявляет к человеку новые требования для адаптации его к изменяющимся условиям общественной, политической, семейной жизни и профессиональной деятельности в условиях мультикультурного мира. Продуктивный диалог с профессионалами в этих условиях может быть осуществлен в условиях некого культурного универсала, базирующегося на сформированности у современного человека социально-психологических Soft skills. В статье раскрывается сущность Soft skills как унифицированных, которые с учетом личностных качеств человека определяют его способности решать сложные задачи, включая принятие решений, управление людьми и личным развитием, ведение переговоров, тайм-менеджмент, лидерство, командную и коммуникативную деятельность и др. Подчеркивается универсальный характер Soft skills, их надпредметность и надпрофессиональность, применимость в любой профессии и в повседневной жизни. Выделены принципы организации образовательного процесса, соблюдение которых будет способствовать результативному развитию Soft skills: 1. Формирование Soft skill и универсальных компетенций является целью и важнейшим результатом образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО и стандартов Международной инициативы CDIO. 2. Результативность процесса формирования Soft skill и универсальных компетенций определяется его пролонгированностью и включенностью во все дисциплины учебного плана. 3. Формирование универсальных компетенций обеспечивается включением инвариантного метапредметного компонента в цели, содержание и результаты образования по всем дисциплинам образовательной программы подготовки. Обоснована возможность развития Soft skills в условиях вовлечения обучающихся в общественно полезную деятельность, формами которой могут являться участие в студенческом соуправлении; самоорганизация и личностный рост; волонтерская деятельность; интеллектуальное творчество; профессионально-ролевая деятельность; здоровьесбережение. Реализация представленного подхода к формированию навыков Soft skills осуществлялась в образовательной программе направления «Металлургия» подготовки бакалавров, базирующейся на принципах и стандартах инициативы CDIO в Сибирском федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталия Владимировна, Рудницкий Эдвард Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the Implementation of the educational program in the ideology of the CDIO International initiative

The modern multidimensional transforming world presents new requirements for a person to adapt them to the changing conditions of social, political, family life and professional activity in the multicultural world. A productive dialogue with professionals in these conditions can be carried out under the conditions of a certain cultural universal based on the formation of the socio-psychological Soft skills of the modern person. The article reveals the essence of Soft skills as unified, which, considering the personal qualities of the person, determines their ability to solve complex problems, including decision making, managing people and personal development, negotiating, time management, leadership, team and communication activities, etc. The universal nature of Soft skills, their subjectivity and professionalism, applicability in any profession and in everyday life is emphasized. The principles of the educational process organization, the observance of which will contribute to the effective development of Soft skills, are distinguished: 1. The formation of Soft skill and universal competencies is the goal and the most important result of education in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education and the standards of the CDIO International Initiative. 2. The effectiveness of the formation of Soft skill and universal competencies is determined by its prolongation and inclusion in all disciplines of the curriculum. 3. The formation of universal competencies is ensured by the inclusion of an invariant meta-subject component in the goals, content and results of education in all disciplines of the educational training program. The opportunity for developing Soft skills in the context of involving students in socially useful activities, the forms of which may be participation in student co-management, is justified; self-organization and personal growth; volunteer activities; intellectual creativity; professional role-playing activities; health protection. Implementation of the presented approach to the formation of Soft skills was carried out in the educational program of the direction “Metallurgy” of bachelor training, based on the principles and standards of the CDIO initiative at the Siberian Federal University.

Текст научной работы на тему «Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 378.147

С. И. Осиповд, Н. В. Гафурова, Э. А. Рудницкий

Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO

Современный многомерно-трансформирующийся мир предъявляет к человеку новые требования для адаптации его к изменяющимся условиям общественной, политической, семейной жизни и профессиональной деятельности в условиях мультикультурного мира.

Продуктивный диалог с профессионалами в этих условиях может быть осуществлен в условиях некого культурного универсала, базирующегося на сформированности у современного человека социально-психологических Soft skills. В статье раскрывается сущность Soft skills как унифицированных, которые с учетом личностных качеств человека определяют его способности решать сложные задачи, включая принятие решений, управление людьми и личным развитием, ведение переговоров, тайм-менеджмент, лидерство, командную и коммуникативную деятельность и др. Подчеркивается универсальный характер Soft skills, их надпредметность и надпрофессиональность, применимость в любой профессии и в повседневной жизни. Выделены принципы организации образовательного процесса, соблюдение которых будет способствовать результативному развитию Soft skills:

1. Формирование Soft skill и универсальных компетенций является целью и важнейшим результатом образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО и стандартов Международной инициативы CDIO.

2. Результативность процесса формирования Soft skill и универсальных компетенций определяется его пролонгированностью и включенностью во все дисциплины учебного плана.

3. Формирование универсальных компетенций обеспечивается включением инвариантного метапредметного компонента в цели, содержание и результаты образования по всем дисциплинам образовательной программы подготовки.

Обоснована возможность развития Soft skills в условиях вовлечения обучающихся в общественно полезную деятельность, формами которой могут являться участие в студенческом соуправлении; самоорганизация и личностный рост; волонтерская деятельность; интеллектуальное творчество; профессионально-ролевая деятельность; здоровьесбережение.

Реализация представленного подхода к формированию навыков Soft skills осуществлялась в образовательной программе направления «Металлургия» подготовки бакалавров, базирующейся на принципах и стандартах инициативы CDIO в Сибирском федеральном университете.

Ключевые слова: универсальные компетенции, Soft skills, международная инициатива CDIO, общественно полезные практики

Ссылка для цитирования:

Осипова С. И., Гафурова Н. В., Рудницкий Э. А. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 91-101. doi: 10.32744/pse.2019.4.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 17 June 2019 Published: 31 August 2019

S. I. OSIPOVA, N. V. GAFUROVA, E. A. RUDNITSKY

Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the Implementation of the educational program in the ideology of the CDIO International initiative

The modern multidimensional transforming world presents new requirements for a person to adapt them to the changing conditions of social, political, family life and professional activity in the multicultural world.

A productive dialogue with professionals in these conditions can be carried out under the conditions of a certain cultural universal based on the formation of the socio-psychological Soft skills of the modern person. The article reveals the essence of Soft skills as unified, which, considering the personal qualities of the person, determines their ability to solve complex problems, including decision making, managing people and personal development, negotiating, time management, leadership, team and communication activities, etc. The universal nature of Soft skills, their subjectivity and professionalism, applicability in any profession and in everyday life is emphasized. The principles of the educational process organization, the observance of which will contribute to the effective development of Soft skills, are distinguished:

1. The formation of Soft skill and universal competencies is the goal and the most important result of education in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education and the standards of the CDIO International Initiative.

2. The effectiveness of the formation of Soft skill and universal competencies is determined by its prolongation and inclusion in all disciplines of the curriculum.

3. The formation of universal competencies is ensured by the inclusion of an invariant meta-subject component in the goals, content and results of education in all disciplines of the educational training program.

The opportunity for developing Soft skills in the context of involving students in socially useful activities, the forms of which may be participation in student co-management, is justified; self-organization and personal growth; volunteer activities; intellectual creativity; professional role-playing activities; health protection.

Implementation of the presented approach to the formation of Soft skills was carried out in the educational program of the direction "Metallurgy" of bachelor training, based on the principles and standards of the CDIO initiative at the Siberian Federal University.

Key words: universal competencies, Soft skills, CDIO International Initiative, socially useful practices

For Reference:

Osipova, S. I., Gafurova, N. V., & Rudnitsky, E. A. (2019). Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the Implementation of the educational program in the ideology of the CDIO International initiative. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 91-101. doi: 10.32744/pse.2019.4.8

_Введение

лобализационные процессы, характеризующие современный этап развития цивилизации, проявляются тенденцией развития универсального мира. Альтернативой концепции ассимиляции [27] являются идеи мультикультурализма, отрицающие стандартизацию культурного выражения мира. Исследователи, раскрывающие идеи мультикультурализма выделяют проблемы сохранения идентичности народов разных стран [20; 26], диалог для сохранения самобытности и культуры народов разных государств [11; 18], установление консенсуса относительно определенных универсальных ценностей [19; 25]. Человек в условиях мультикультурного мира становится человеком Планеты, он вовлекается в разные процессы материального мира в условиях всеобщей причинно-следственной связи с нелинейными внешними процессами. В [22] отмечается роль образования в подготовке человека к жизнедеятельности в «многомерно-трансформирующемся» мире. Такая подготовка ориентируется на формирование у обучающегося новых качеств, обеспечивающих адаптацию с

^ W U V V f

требованием общественной, политической семейной жизни, освоение способов взаимодействия с другими культурами при сохранении своей культурной идентичности. В то же время продуктивный диалог с профессионалами в условиях мультикультурного мира может быть осуществлен в условиях некого культурного универсума.

Культурный универсализм базируется на сформированности у современного человека социально-психологических Soft skills (мягкие, гибкие навыки).

Навыки Soft skills способствуют продуктивному выполнению профессиональной деятельности, реализации Hard skills (твердые навыки), которые представляют собой технические навыки, связанные с деятельностью в области формализованных технологий.

Значимость Soft skills подчеркивают аналитики World Economic Forum, называя ключевые компетенции будущего: умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, управление людьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость. Все обозначенные компетенции относятся к Soft skills [1]. В Оксфордском словаре Soft skills определяются как личные качества человека, позволяющие ему гармонично и продуктивно взаимодействовать с другими людьми [5].

Сказанное выше относительно значимости Soft skills для современного человека, актуализируют проблему поиска условий их формирования с учетом потенциальных возможностей образовательного процесса высшей школы.

_Методы исследования

Исследование процесса формирования Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации ОП в идеологии CDIO опиралось на:

• системный подход в определении содержания и структуры Soft skills;

• личностно-ориентированный подход, обеспечивающий многообразие общественно полезных практик как пространство выбора личностно-значимой;

• деятельностный подход, представляющий обучающегося как человека разви-

вающегося в деятельности, рефлексирующего относительно её границ и результатов;

• компетентностью подход, рассматривающий сформированность Soft skills как цель и результат образования.

В исследовании использовались теоретические методы (сравнительно-сопоставительный анализ проблемы в отечественной и зарубежной литературе по теме исследования), методы педагогического наблюдения процесса и результатов сформирован-ности Soft skills обучающихся в условиях общественно полезной практики, в том числе и с использованием самооценки студентов.

_Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы показал, что, раскрывая сущность Soft skills, ученые представляют их как:

• унифицированные навыки и личностные качества, повышающие результативности работы и взаимодействия с людьми [7; 10];

• коммуникативные и управленческие таланты [9];

• социально-психологические навыки [15];

• коммуникативные и лидерские навыки [4];

• навыки и личный опыт, приобретенные через дополнительное образование, для развития в профессиональной деятельности [5];

• социально-трудовая характеристика потенциального качества, представляющего готовность к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе.

Содержание Soft skills исследователи раскрывают через навыки принятия решений, ведение переговоров, управление людьми, управление личным развитием, тайм-менеджмент, лидерство, командные навыки, коммуникативные навыки, которые имеют универсальный характер, необходимый людям любой профессии и в повседневной жизни.

B.B. Meyer, P. Salovey, R. Bar-On [21; 24; 16] в структуру Soft skills включают эмоциональный интеллект и соответствующую ему эмоциональную компетентность. О.А. Чула-нова, определяя эмоциональную компетентность руководителя, представляет её через осознание и управление собственными эмоциями, осознание и управление эмоциями подчиненных, толерантность и неопределенности, связанной с изменением [14].

В данном исследование примем содержательное наполнение перечня Soft skill, предложенное В. Шипиловым [15] в виде:

• навыков коммуникации как умение слушать; убеждение и аргументация; не-творкинг: построение и поддержание бизнес-отношений; ведение переговоров; проведение презентаций; базовые навыки продаж; самопрезентация; публичные выступления; командная работа; нацеленность на результат; деловое письмо; клиентоориентированность;

• навыков управления собой как управление эмоциями, стрессом, собственным развитием; планирование и целеполагание; тайм-менеджмент; энергия/ энтузиазм/ инициативность/ настойчивость; рефлексия; использование обратной связи;

• интеллектуальных навыков: системное, креативное, структурное, логическое мышление, поиск и анализ информации; выработка и принятие решений; про-

ектное мышление (осмысленное использование инструментов управления проектами, ориентируясь на баланс качества результата, затрат, сроков), тактическое и стратегическое мышление;

• управленческих навыков: планирование; постановка задач; мотивирование; контроль реализации задач; наставничество, мониторинг, коучинг; ситуационное руководство и лидерство; ведение совещаний; управление проектами; управление изменением; делегирование полномочий.

Определившись с сущностью и содержанием Soft skill, отметим, что в настоящее время образование реализуется в рамках компетентностного подхода, который выступает доминантой качества профессионального образования.

Среди компетентностей, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом, особая роль отводится универсальным компетенциям, состав и содержанием которых являются одинаковыми для разных направлений подготовки. Естественно возникает вопрос о связи универсальных компетенций и Soft skill, о том, как они соотносятся между собой. В данном исследовании предпринята попытка ответить на этот вопрос. Предварительно отметим, что, несмотря на то, что навык и компетентность являются деятельностными характеристиками субъекта, между ними существует принципиальная разница. Навык представляет процессуальную характеристику деятельности, проявляющуюся в автоматическом её выполнении. Компетентность как интерактивное динамическое качество личности, раскрывается в способности и готовности продуктивно осуществлять деятельность в определенной сфере с учётом её социальной значимости на основе освоенных знаний, умений и способов деятельности. Важно, что компетентность в отличие от навыка в своей структуре имеет личностное отношение субъекта деятельности к ней и предмету деятельности [12].

Среди многообразия компетенций/компетентностей в рамках рассматриваемой проблемы представляет интерес рассмотрение т.н. общекультурных компетенций.

Под общекультурными компетенциями понимают способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [8]. Данное определение подчеркивает универсальный характер общекультурных компетенций, их надпредместность и надпрофессиональность, что позволило А.В. Хуторскому отнести общекультурные компетенции к ключевым, необходимым для любой деятельности [13]. R. Reichenbach отмечает, что Soft skill «поливалентны, многофункциональны, привлекательны для личных профессиональных успехов» [23]. Учитывая названные характеристики Soft skill некоторые ученые, называют их междисциплинарной компетентностью [17].

ФГОС ВО задает требования к результату образования в виде сформированных универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций в соответствии с выделением в содержание высшего образования метапредметного (общее по отношению к разным направлениям подготовки), межпредметного (профессионально ориентированное, общее для определенной образовательной области) и профессионального (согласно направлению - профилю получаемого образования) модулей.

Несмотря на то, что точное определение дефиниции «универсальные компетенции» отсутствует, анализ исследований В.И. Байденко, Д.Э Зеера, И.А. Зимней, Д.А. Махотина, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова позволил раскрыть содержание этого понятия как:

• компетенции широкого профиля, определяющие реализацию конкретных компетенций, обеспечивают продуктивность различных видов деятельности;

• обобщенно представленные основные компетенции, обеспечивающие нормальную жизнедеятельности человека в социуме в различных ситуациях;

• способность проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики;

• способность к саморазвитию и творческой деятельности.

Важным качеством универсальных компетенций, которыми обладают и Soft skill, является то, что они надпрофессиональны, имеют социально-личностный характер, представляют собой навыки управления знаниями, а также умение и способности социального взаимодействия, в том числе и адаптацию к различным ситуациям, демонстрируя умения общаться, принимать решения, переводить конфликты в продуктивное русло и т.п. [2; 6; 13].

Учитывая значимость Soft skill и универсальных компетенций для реализации успешной деятельности человека в профессиональной и во всех других сферах жизни, обозначим некоторые принципы организации образовательного процесса, соблюдение которых будет способствовать результативности процесса развития этих компетенций:

1. Формирование Soft skill и универсальных компетенций является целью и важнейшим результатом образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО и стандартов Международной инициативы CDIO.

2. Результативность процесса формирования Soft skill и универсальных компетенций определяется его пролонгированностью и включенностью во все дисциплины учебного плана.

3. Формирование универсальных компетенций обеспечивается включением инвариантного метапредметного компонента в цели, содержание и результаты образования по всем дисциплинам образовательной программы подготовки.

Определившись с сущностью и значимостью универсальных компетенций современного человека, рассмотрим проблему их формирования в образовательном процессе вуза.

Во-первых, отметим, что деятельностный характер компетенций определяют педагогические технологии их результативного формирования в деятельности, а уровень их сформированности связан с мерой вовлеченности обучающегося в эту деятельность.

В учебный план подготовки бакалавров по направлению «Металлургия», реализуемой в соответствии с идеологией Международной инициативы CDIO для формирования Soft skill и универсальных компетенций включены две дисциплины «Личностное развитие» и «Командообразование», которые рассматриваются как предварительный (теоретический) этап их формирования.

Допуском к сдаче зачета по этим дисциплинам является практическое подтверждение сформированности Soft skill и универсальных компетенций в одном из видов общественно полезной практики.

Для реализации такого подхода совместно со студентами определены формы и виды общественно полезной деятельности обучающихся. К ним относятся: участие в студенческом соуправлении; самоорганизация и личностный рост; волонтерская деятельность; интеллектуальное творчество; профессионально-ролевая деятельность; здоровьесбережение.

В рамках регламента деятельности студентов при реализации ОП по направлению «Металлургия» в соответствии с идеологией Международной инициативы CDIO участие студентов в соуправлении представляется инициативной, самостоятельной дея-

тельностью студентов в сотрудничестве с руководством кафедры по решению важных вопросов образовательного процесса. Создаются условия реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научном, профессиональном и культурном отношениях.

Самоорганизация и личностный рост в соответствии с требованиями Syllabus 2.4 Личностные компетенции и установки предполагает:

• знание о собственных личностных навыках, умениях, установках; способность описывать свои навыки, умения, интересы, сильные и слабые стороны; обсуждать силу своих способностей, а также свою ответственность за самосовершенствование с целью преодоления своих слабых сторон;

• настойчивость и гибкость, проявляющиеся в стремлении и способности работать самостоятельно, в коллективе, считаться с мнениями других, объективно оценивать разные точки зрения; умение воспринимать адекватно критику и поощрение;

• управлять временем и ресурсами, кратко и лаконично излагать свои мысли, целесообразно определять приоритетность в выполнении заданий [3].

Важным признаком, характеризующим личностный рост обучающихся, является проявление интереса и мотивации к непрерывному самообразованию, владение способами его осуществления. Характеристиками личностного роста является обогащение когнитивного и деятельностного потенциала Soft skills, в том числе и в условиях повышения уровня развития универсальных компетенций, обучение языкам, взаимообучение в командной деятельности.

Волонтерство как оказание добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, осуществляется студентами в разных формах:

• работа с ветеранами, «Красным крестом», подшефными детскими домами;

• участие в акциях: «донорство», «собери ребенка в школу», «младшие кураторы», «дом для животных»; «килограмм каши»;

• наставничество для трудных подростков, Инженерная школа для трудных детей;

• уход за брошенными могилами; приведение в порядок мест захоронений;

• сохранение памятников истории и культуры, реставрация и реконструкция.

Волонтерство можно отнести к одному из проявлений молодежной субкультуры,

которое предполагает самореализацию и выработку активной гражданской позиции обучающегося.

Интеллектуальное творчество как общественно полезная деятельность направлена на повышение значимости получаемой инженерной профессии в современном мире и проявляется в охране окружающей среды посредством актуализации проблемы разработки экологически безопасных металлургических технологий. Представление результатов своих исследований в научных конкурсах и олимпиадах поднимает авторитет не только обучающегося, но и служит поднятию авторитета образовательного учреждения. В процессе создания нового интеллектуального продукта обучающийся развивает свои Soft skills и Hard skills, демонстрируя способности порождать идеи, разрушающие традиционное представление об исследуемом явлении или процессе.

Профессионально-ролевая деятельность, способствующая развитию Soft skills, реализуется в разных формах:

• стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ;

• организация и проведение массовых мероприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• профориентация с целью набора на образовательные программы целеустремлен-

ных, активных ребят, осознанно выбирающих для себя инженерную деятельность;

• организация и поддержка связи с выпускниками;

• организация и проведение благотворительных вечеров, концертов, литературных вечеров, спортивных мероприятий;

• сопровождение инвалидов и нуждающихся в помощи людей;

• создание «доступной среды» для лиц с ОВЗ;

• разработка и реализация экологических проектов по сбору мусора, уборке помещений, зелёной зоны в парках,

• обучение социальному волонтерству и социальному проектированию.

Общественно полезной деятельностью является и здоровьесбережение:

• осознанность правил приобщения себя к ЗОЖ (режим сна и питания; интеллектуальная и физическая активность; профилактика заболеваний и т.п.);

• участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

• участие в спортивных мероприятиях,

• организация и проведение добровольных субботников по очистке окружающей среды.

Каждая из перечисленных форм общественно полезной деятельности имеет многовариантное содержание, что позволяет студентам выбрать личностно-значимую для него деятельность и осуществить её успешно с пользой для своего личностного развития и развития Soft skill:

• формировать универсальные и социально-значимые компетенции на основе участия обучающихся в общественно значимой деятельности;

• приобретать практические умения коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

• ознакомиться с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

• приобретать навыки формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность обучающихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

• формировать представления обучающихся о возможностях современных социальных технологий.

Заключение

На современном уровне развития компетентностного подхода в образовании особую значимость приобретает проблема формирования универсальных, надпредмет-ных, надпрофессиональных компетенций, применимых в любой профессии и повседневной жизни - Soft skill.

В работе обосновано отличие Soft skill и универсальных компетенций, определяющих результат образования по требованиям ФГОС ВО. В то же время соблюдение определенных принципов (целеориентированности, пролонгированности, инвариантного метапредметного компонента) позволяет формировать Soft skill как процессуальную характеристику деятельности и универсальные (общекультурные) компетентности как интегративное качество личности, раскрывающееся в продуктивной деятельности.

Вовлечение студентов в социально общественные практики в их достаточном многообразии для личностного выбора позволяют закрепить теоретические знания, полученные обучающимися в дисциплинах «Личностное развитие» и «Командообразова-ние» и способствуют развитию Soft skill.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. URL: http://www.tananyeva.com/ single-post/ (дата обращения: 11.05.2019).

2. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. 2002. № 5. С. 22-46.

3. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / Пер.с англ. и ред. А.И. Чучанина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томский политехнический университет. 2011. 17 с.

4. Гайдученко Е, Марушев А. Эмоциональный интеллект. URL: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (дата обращения: 11.05.2019)

5. Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skill и как их развивать. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.05.2019)

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 7.

7. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Том 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 11.05.2019).

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010. 19 с.

9. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. URL: https://be-st.ru/ru/biog/13 (дата обращения: 11.05.2019).

10. Татаурщикова Д. Soft skills. URL: https://4brain.ru/blog/soft skills/ (дата обращения: 11.05.2019).

11. Федотова Н.Н., Федотов Л.Н. Мультикультурализм, политика идентичности и социальный капитал. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/multikulturalizm-politika-identichnosti-i-sotsialnyy-kapital (дата обращения: 11.05.2019).

12. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 11.05.2019).

14. Чуланова О.Л., Борисенко Н.С. Методика реализации компетентностного подхода при отборе и оценке персонала организации // Интернет-журнал «Мир науки», 2015, № 1. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/04EMNJ15.pdf (дата обращения: 11.05.2019).

15. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития. URL: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml. (дата обращения: 11.05.2019)

16. Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Rationale, description and summary of psychometric properties. In G. Geher (Ed.), Measuring Emotional Intelligence: Common Ground and Controversy (pp. 115-145). New York : Nova Science Publishers, Inc, 2004.

17. Bulling H,-J./ Mytzek R. (Hrsg.) (2004): Soft skills / Uberfachliche Qualifikationen fiir betriebliche Arbeitsprozesse. Bielefeed: Bertelsmann.

18. Hong, Y., Morris, M., Chiu, C., & Benet-Martínez, V. Multicultural minds: A dynamic constructivist approach to culture and cognition. American Psychologist, 2000, 55, pp. 709-720.

19. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y.: Simon & Schuster. 1996, 367 р.

20. Kukathas C. Theoretical Foundations of Multiculturalism, 2007. URL: http://econfaculty.gmu.edu/pboettke/ workshop/fall04/theoretical_foundations.pdf

21. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implication for research and professional practice in sport psychology / B. B. Meyer, T. B. Fletcher // Journal of Applied Sport Psychology. 2007. № 19. P. 1-13.

22. Osipova S.I., Gafurova N.V., Bogdanova A.I., Bugaeva T.P.,Tereshchenko J.A., Shubkina O.Yu. Multiculturality of Education as a Factor of Students' Cultural Identity Preservation. Modern journal of language teaching methods. 2018, Vol. 8, Issue 9, September 2018. P. 447-454. DOI: 10.26655/mjltm.2018.9.1

23. Reichenbach R. Soft skills: destructive Poten tiale des Kompetenzdenkins / Roland Reichenbach // Carsten Rohlfs,

Marius Harring, Christian Palentien (Hrsg.) «Kompetenz - Bildung. Soziale, emotionale und kommunika - tive Kompetenzen von Kindern und Jugendlichen - VS Verlag f iir Sozialwissenschaften» / GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2008.

24. Salovey P. Emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the Trait Meta-Mood Scale / P. Salovey, L.R. Stroud, A. Woolery, E.S. Epel // Psychology and Health. 2005. № 17(5). P. 611-627.

25. Semprini A. Le multiculturalisme. Paris, 1997. 128 p.

26. Song, Sarah, "Multiculturalism", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/multiculturalism/.

27. Tomlinson J. Globalization and Cultural Identity, The global transformations reader, 2003, pp. 269-277.

REFERENCES

1. Ananyeva T. Ten competencies that will be in demand in 2020. Available at: http://www.tananyeva.com/single-post/ (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

2. Baidenko V.I., Oskarson B. Basic skills (key competencies) as an integrating factor in the educational process. Vocational education and specialist personality formation. 2002. no. 5. pp. 22-46. (in Russ.)

3. CDIO Worldwide Initiative. Standards: information-methodical publication / Transl. From English. and ed. A.I. Chuchanina, T.S. Petrovsky, E.S. Kulyukina; Tomsk Polytechnic University. Tomsk: Publishing House Tomsk Polytechnic University. 2011.17 p. (in Russ.)

4. Gaiduchenko E, Marushev A. Emotional Intelligence. Available at: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (accessed 11 May 2019) (in Russ.)

5. Davydova V. Listen, speak and agree: what is soft skill and how to develop them. Available at: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (accessed 11 May 2019) (in Russ.)

6. Zimnyaya I. A. Key competencies - a new paradigm of the result of education. Higher Education Today. 2003. no. 5. P. 7. (in Russ.)

7. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Modern areas of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees. Internet journal "Science of Science" 2017. vol. 9, no. 1. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

8. Dictionary dictionary of modern Russian vocational education / compiled by: Blinov V.I., Voloshina I.A., Esenina E.Yu., Leibovich A.N., Novikov P.N. Issue 1. Moscow, FIRO Publ., 2010.19 p. (in Russ.)

9. Sosnitskaya O. Soft skills: soft hard skills. Available at: https://be-st.ru/ru/biog/13 (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

10. Tataurschikova D. Soft skills. Available at: https://4brain.ru/blog/soft skills / (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

11. Fedotova N.N., Fedotov L.N. Multiculturalism, identity politics and social capital. Available at: https://cyberleninka. ru/article/v/multikulturalizm-politika-identichnosti-i-sotsialnyy-kapital (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

12. Khutorsky A.V. Key competencies as a component of a personality-oriented education paradigm. Public Education. 2003. no. 2. pp. 58-64. (in Russ.)

13. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards. Eidos Online Journal. 2002. April 23. Available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

14. Chulanova O.L., Borisenko N.S. The methodology for the implementation of the competency-based approach to the selection and assessment of the organization's personnel. World Journal of Science, 2015, No. 1. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/04EMNJ15.pdf (accessed 11 May 2019). (in Russ.)

15. Shipilov V. List of soft skills and methods for their development. Available at: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml. (accessed 11 May 2019) (in Russ.)

16. Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Rationale, description and summary of psychometric properties. In G. Geher (Ed.), Measuring Emotional Intelligence: Common Ground and Controversy (pp. 115-145). New York : Nova Science Publishers, Inc, 2004.

17. Bulling H,-J./ Mytzek R. (Hrsg.) (2004): Soft skills / Uberfachliche Qualifikationen fiir betriebliche Arbeitsprozesse. Bielefeed: Bertelsmann.

18. Hong, Y., Morris, M., Chiu, C., & Benet-Martínez, V. Multicultural minds: A dynamic constructivist approach to culture and cognition. American Psychologist, 2000, 55, pp. 709-720.

19. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y.: Simon & Schuster. 1996, 367 p.

20. Kukathas C. Theoretical Foundations of Multiculturalism, 2007. Available at: http://econfaculty.gmu.edu/pboettke/ workshop/fall04/theoretical_foundations.pdf (accessed 11 May 2019)

21. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implication for research and professional practice in sport psychology / B. B. Meyer, T. B. Fletcher. Journal of Applied Sport Psychology. 2007. no. 19. pp. 1-13.

22. Osipova S.I., Gafurova N.V., Bogdanova A.I., Bugaeva T.P.,Tereshchenko J.A., Shubkina O.Yu. Multiculturality of Education as a Factor of Students' Cultural Identity Preservation. Modern journal of language teaching methods. 2018, vol. 8, Issue 9, September 2018. pp. 447-454. DOI: 10.26655/mjltm.2018.9.1

23. Reichenbach R. Soft skills: destructive Poten tiale des Kompetenzdenkins / Roland Reichenbach // Carsten Rohlfs, Marius Harring, Christian Palentien (Hrsg.) «Kompetenz - Bildung. Soziale, emotionale und kommunika - tive Kompetenzen von Kindern und Jugendlichen - VS Verlag f iir Sozialwissenschaften» / GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2008.

24. Salovey P. Emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the Trait Meta-Mood Scale / P. Salovey, L.R. Stroud, A. Woolery, E.S. Epel. Psychology and Health. 2005. no. 17(5). pp. 611-627.

25. Semprini A. Le multiculturalisme. Paris, 1997. 128 p.

26. Song, Sarah, "Multiculturalism", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition), Edward N. Zalta (ed.), Available at: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/multiculturalism/. (accessed 11 May 2019)

27. Tomlinson J. Globalization and Cultural Identity, The global transformations reader, 2003, pp. 269-277.

Информация об авторах Осипова Светлана Ивановна

(Россия, г. Красноярск) Профессор, доктор педагогических наук Сибирский федеральный университет E-mail: osisi@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-4728-2282

Information about the authors Svetlana I. Osipova

(Russia, Krasnoyarsk) Professor, Doctor of Education Siberian Federal University E-mail: osisi@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-4728-2282

Гафурова Наталия Владимировна

(Россия, г. Красноярск) Профессор, доктор педагогических наук Сибирский федеральный университет E-mail: gafurnv@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0987-7381

Natalia V. Gafurova

(Russia, Krasnoyarsk) Professor, Doctor of Education Siberian Federal University E-mail: gafurnv@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0987-7381

Рудницкий Эдвард Анатольевич

Edward A. Rudnitsky

(Russia, Krasnoyarsk) Associate Professor, PhD in Technical Sciences Siberian Federal University Email: edvard.ru24@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-1851-5312

(Россия, г. Красноярск)

Доцент, кандидат технических наук Сибирский федеральный университет

E-mail: edvard.ru24@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-1851-5312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.