DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.003
УДК 378.937 : 796.07 ББК 74.480.26 :75.1
В. Е. Жабаков
ORCID № 0000-0003-0897-1840 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКОЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема проектирования инновационных методологических подходов с учетом актуальных тенденций проектирования образовательного пространства педагогического вуза.
Материалы и методы. В качестве методологической основы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры нами рассматриваются экспектационный, компе-тентностно-ориентированный и трансдисциплинарный подходы.
Результаты. Экспектационный подход к управлению прак-тико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры направлен на экстраполяцию основных положений теории ожиданий в процесс обучения студентов. Так, экспектации не только отражают субъективные представления о социальном взаимодействии, но и трансформируются из субъективных, интерперсональных в профессиональные, трансперсональные ожидания Компетентностно-ориентированный подход отражает результатив-
^ но-целевую направленность практико-ориентированной подготовки
g
а в сфере физической культуры. Трансдисциплинарный подход к
а
^ управлению практико-ориентированной подготовкой педагогов фи-
^ зической культуры направлен на формирование универсальной
трансдисциплинарнои методологии и единого смыслового контекста подготовки студентов педагогического вуза.
Обсуждение. В содержание методологических подходов нами включены формы реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры, которые включа-
о д
§ о
ют совокупность внутренних и внешних связей, структуру, условия Ч
л
о *
к
л
го диалога в системе высшего образования между определенным и
кой, заложенными в компетенции образовательного стандарта.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка; экспектационный; трансдисциплинарный; компетентностно-ориентированный подходы.
методологических подходов к управлению практико-ориентиро-ванной подготовкой будущих педагогов физической культуры;
- определено содержание методологических подходов;
- представлены результаты оценки эффективности технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной
внедрения методологических подходов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы обучения в вузе. а Заключение. Реализация методологических подходов к ^ управлению практико-ориентированной подготовкой будущих педа- к
гогов физической культуры представляет собой процесс когнитивно- 3
а
л
е и
неопределенным, отделимым и неотделимым, логикой и металоги- §
3
а к
к §
к
к
л ж
Основные положения: ^
о
определены возможности проектирования инновационных а
ж о Й ж
о д
о о
ж о
о
к о
Й д
у
-S
среды. л
д
а
о о
о о
о
1 Введение (Introduction)
Актуальные тенденции проектирования образовательного ^ пространства педагогического вуза связаны с ценностно-целевыми,
концептуальными, технологическими изменениями, обусловлива- О
ющими значимость практико-ориентированной подготовки буду- у щих педагогов физической культуры. В системе традиционного педагогического образования, которое принято рассматривать как
«широкое гуманитарное образование» [1], подготовка будущих педагогов физической культуры занимает особое место, так как предполагает, во-первых, воздействие на телесность студентов, развивая физические качества личности и систему теоретических представлений о психофизиологических особенностях личности, во-вторых, направлена на формирование знаний, умений, «владений», связанных с воздействием на телесность «другого» человека, в-третьих, кумулятивный эффект учебно-тренировочного процесса и психолого-педагогической подготовки позволяет сформировать представление о единстве телесной и духовной организации личности. Таким образом, практико-ориентированная подготовка является необходимым условием, «концептуальной идеологией» [2] эффективности подготовки будущих педагогов физической культуры. 2 Материалы и методы (Materials and method s) Концептуальное моделирование процесса управления практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры на теоретическом и опытно-экспериментальном уровне осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
В качестве методологической основы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры нами рассматриваются экспектационный, компетент-ностно-ориентированный и трансдисциплинарный подходы [3].
Экспектационный подход к управлению практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры направлен на экстраполяцию основных положений теории ожиданий в процесс обучения студентов. Так, экспектации не
«о только отражают субъективные представления о социальном вза-
ок
v§ имодействии [3], но и трансформируются из субъективных, ин-
^ терперсональных в профессиональные, трансперсональные ожи-
hq
В. дания. В контексте повышения эффективности практико-ориенти-
рованной подготовки будущих педагогов физической культуры важно отметить, что экспектации являются компонентом проектирования результатов процесса обучения как «вероятностного буе
дущего». В качестве инструментальных средств экспектации вы- §
д
ступают как принципиально новые образовательные конструкты л
о
практико-ориентированной подготовки будущих педагогов [4] фи- ч
с
зической культуры: самоопределение, самодетерминация, самоак- и
е
туализация, социализация и развитие индивидуальности. Кроме а
о д
того, ожидания, связанные с процессом обучения, отражают взаимосвязь субъектных смыслов и ценностных ориентиров педагоги-
5
ческой деятельности. з
а
л е
н и
Компетентностно-ориентированный подход отражает результативно-целевую направленность практико-ориентированной подготовки [5] в сфере физической культуры. Маркерами сформированных универсальных и общепрофессиональных компетенций к как результатов освоения образовательной программы 3++ являют-
о
зи
ие
ся, во-первых, готовность к применению полученных знаний в н§ практической деятельности педагога физической культуры, во- О
а
вторых, опыт реализации способов действий, как в ситуации ими- нн
О
Й О
тационного моделирования, так и в реалиях педагогической практики, в-третьих, сформированное эмоционально-ценностное отно- О шение к педагогической деятельности. В контексте компетент-
о
о № О
ностно-ориентированного подхода процесс управления подготов- Й кой будущих педагогов физической культуры направлен, прежде УУ
всего, на личностно-профессиональное развитие студентов, так как ^ психологическим содержанием компетентности является способность к саморазвитию, самоорганизации, рефлексивность. Таким образом, с позиции компетентностно-ориентированного подхода ^ процесс практико-ориентированной подготовки обогащается не ч только «новым» содержанием компетенций, но и способами дей ствий [6], направленных на осознание знаний, умений, обеспечи- у вающих максимальную реализацию личностного потенциала будущих педагогов физической культуры.
Трансдисциплинарный подход к управлению практико-ориентированной подготовкой педагогов физической культуры направлен на формирование универсальной трансдисциплинарной методологии и единого смыслового контекста [2] подготовки студентов педагогического вуза.
В связи с тем, что трансдисциплинарный подход позволяет рассматривать практико-ориентированную подготовку будущих педагогов физической культуры на нескольких уровнях реальности одновременно, то «создается универсальная картина процесса», единый смысловой контекст. Трансдисциплинарность подготовки будущих педагогов физической культуры как когнитивная модель может быть представлена в виде системы метатеоретических знаний о телесности человека [7], трансдисциплинарной среды, обладающей своим «языком», «единицами измерения и моделями действительности», методами подготовки будущих педагогов. 3 Результаты (Results)
Исследование содержания методологических подходов к управлению практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры осуществлялось на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ «Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта».
В содержание методологических подходов нами включены формы реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры, которые включают совокупность внутренних и внешних связей, структуру, условия внедрения методологических подходов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы обучения в вузе.
Содержание экспектационного подхода образует система ожиданий, которая отражает отношение будущих педагогов как ^ субъектов к процессу обучения, профессиональной подготовке в вузе [3]. Экспектации в таком случае отражают избирательную по-
зицию личности, определяющую векторы деятельности, направления профессионального и личностного роста. Так, формальные экспектации, отражающие ожидания, связанные с реализацией социальной роли, являются внешне обусловленными, а вероятностные экспектации, внутренне обусловленные, возможно рассматривать как проекцию интраиндивидной установки на процесс и результат обучения в вузе. Полярные отношения к процессу обучения отражают диспозиции гибких и ригидных экспектаций. Гибкие о экспектации позволяют будущим педагогам физической культуры д преобразовывать когнитивные, эмоциональные, поведенческие
5
установки в ответ на изменяющиеся условия деятельности. Инди- а
л
катором ригидных экспектаций являются низкое чувство контроля ен
над ситуацией, отсутствие вариативности, неспособность транс- §
5
з
а к
формировать дисфункциональные мысли и чувства в продуктивную деятельность. Экспектации, связанные с практико-ориен- к тированной подготовкой будущих педагогов в образовательном
о
ози ие
пространстве вуза, по нашему мнению, являются компонентом н
профессиональных ожиданий и позволяют прогнозировать дина- зо
а
мику педагогической направленности личности [8], «сдвиги» моти- н вов обучения, перспективы профессионального саморазвития будущих педагогов физической культуры. О
Понятия концептное и концептуальное пространство обучения образуют содержание трансдисциплинарного подхода к прак-тико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической уду культуры. Концептное пространство — это среда функционирования концептов («ядер трансдисциплинарности») [8]. Как концепты, «ядра» трансдисциплинарности проходят этапы развития от зарождения, ассимилации, стабилизации внутренних структур и регене- ^ рации [9], а затем развития на новых уровнях совершенствования ч образовательного контента. Концептуальное пространство как совокупность существования семантических и семиотических реалий ку обеспечивает функционирование структурируемого предметного содержания дисциплин в форме трансдисциплинарного образова-
о
55
тельного контента. Трансдисциплинарное проектирование образовательного контента позволяет унифицировать, обобщить и систематизировать и привести в соответствие с актуальными потребностями [8] рынка образовательных услуг практико-ориентированную подготовку будущих педагогов физической культуры.
Эффективность управления практико-ориентированной подготовкой будущего педагога физической культуры мы оценивали через такие маркеры, как владение студентами способами действий не только в профессионально-значимых, но и личностно-ориентиро-ванных ситуациях, готовность к проектированию трансдисциплинарных ситуаций, владение способами рефлексирования в ценностно-смысловых ситуациях [8]. Отметим, что в контексте нашего исследования экспектационный и трансдисциплинарный подходы оказывают влияние на содержание компетентностного подхода. Так, экс-пектационный подтекст предполагает, что содержание компетенций будущих педагогов физической культуры включает характеристики позиции, социальной роли педагога, ожидания, связанные с предписанными стандартами обучения критериями академической успешности. Влияние трансдисциплинарности прослеживается в том, что индикатором компетенции становится способность эффективно разрешать проблемные ситуации практико-ориентированной подготовки. Поэтому содержание компетентностно-ориентированного подхода [6] образуют контекстуальная реализацию субъект-субъектных отношений будущих педагогов физичес-кой культуры в процессе практико-ориентированной подготовки, способы действий, направленный на преобразование конкретной ситуации профессиональной педагогической деятельности в профессионально значимую, практи-ко-ориентированные методы формирования образа телесности. Так, субъектно-профессиональный потенциал личности будущих педагогов реализуется через процесс «присвоения» компетенций. 4 Обсуждение (Discussion)
Таким образом, реализация методологических подходов к управлению практико-ориентированной подготовкой будущих пе-и; дагогов физической культуры представляет собой процесс когни-
50
S
а vo
S
hq
тивного диалога в системе высшего образования между определенным и неопределенным, отделимым и неотделимым, логикой и ме-талогикой [10], заложенными в проектирование практико-ориенти-
рованной подготовки будущих педагогов физической культуры. В §
о
условиях трансдисциплинарного подхода единство и внутренняя о
л
о г и ч е с к и е 5 о о д
организация является основным признаком системы практико-ориентированной подготовки будущего педагога физической культуры. В ракурсе экспектационного подхода осуществляется универсализация элементов подготовки будущих педагогов и гармонизация связей между ними, приводящие к появлению макроцелост-
тивными свойствами субъектности личности [2]. Содержание ком-
ности — результату, наделенному сверхиндивидуальными интегра- у5
з
а
л ен
петентностного подхода включает не только критериальные компо- §
5
з
а к§и и §
ози и
е н
ненты, но и прогностические данные развития субъектности в ближайшей перспективе.
5 Заключение (Conclusion)
Проектирование методологических подходов к управлению практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физи- й ческой культуры позволяет внести инновационные компоненты в §
ж
содержание и структуру управления качеством подготовки студентов g
Kl
[8]. Установка на самообразование и саморазвитие в общекультур- g ном и личностном плане является важным показателем устремленности на повышение своего уровня компетентности, реалистичности экспектаций. Проблемно-ориентированный анализ основных поло-
д
г g
т g
в
к g
к il
жений трансдисциплинарного подхода позволил определить практи- у
-S
S
ко-ориентированную подготовку как многоуровневую информаци-
ж
онную систему, развивающуюся в концептуальном и концептном а
о
пространстве. Сочетание методологических подходов формирует о образовательную среду подготовки будущих педагогов физической к
культуры с определенными характеристиками и развивающим по- ичл
с
тенциалом. о
й
6 Благодарности (Acknowledgments) к§
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО у «Мордовский государственный педагогический институт имени
М. Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Проектирование трансдисциплинарных образовательных ресурсов в условиях практико-ориентированной подготовки будущего педагога физической культуры» (руководитель — В. Е.Жабаков; рег. № МК-032-21 от 26.04.2021 г.). Автор выражает благодарность за финансовую поддержку исследования.
1. Звонников В. И., Ерофеева В. С. Тенденции и проблемы в развитии высшего образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 6. С. 2-7.
2. Купавцев А. В. Концепция современной образовательной парадигмы // Вестник высшей школы «ALMA MATER». 2017. № 6. С. 10-15.
3. Бринько И. И. Сравнительный анализ ожиданий участников образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 238-242.
4. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5. С. 4-15.
5. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
7. Baumann S. (2018), Psychologie im Sport, Meyer & Meyer, Aachen, 357 p. ISBN-10: 9783840376016. ISBN-13: 978-3840376016.
8. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры : монография. Челябинск : Издательство ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университетата, 2016. - 237 с. - ISBN 978-5-906908-34-6.
9. Мокий В. С. Трансдисциплинарные основания общей теории систем, как академической научной дисциплины // Universum: общественные науки : электронный научный журнал 2017. № 9 (39). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/5120 (дата обращения: 28.03.2021).
10. Везетиу Е. В. Теоретические основы педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 36-38.
Библиографический список
V. Ye. Zhabakov
ORCID No. 0000-0003-0897-1840 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Abstract
Introduction. The article discusses the problem of designing innovative methodological approaches, taking into account the current trends in the design of the educational space of a ped- ^ agogical university. 0
Materials and methods. As a methodological basis for the a, practice-oriented training of future physical culture teachers, we ~ consider the expectation, competence-oriented and transdiscipli- ^
o
nary approaches. S
Results. The expectation approach to the management of | practice-oriented training of future physical education teachers is aimed at extrapolating the main provisions of the theory of ex-
R> S
pectations into the process of teaching students. So, anticipations ft
not only reflect subjective ideas about social interaction, but are also transformed from subjective, interpersonal into professional, ^ transpersonal expectations. The competence-oriented approach
S
o !
ft 0
ft' s ft d
reflects the result-target orientation of practice-oriented training in the field of physical culture. The transdisciplinary approach to the management of practice-oriented training of physical education teachers is aimed at the formation of a universal transdisci- 2 plinary methodology and a single semantic context for training g
students of a pedagogical university. ^
§
ft
Discussion. In the content of the methodological approaches, we included the forms of implementation of practice - ^ oriented training of future physical education teachers, which include a set of internal and external relations, structure, conditions for the implementation of methodological approaches that ensure the stable functioning of the educational system at the university. §
Conclusion. The implementation of methodological approaches to the management of practice-oriented training of fu-
S'
S
-
ft S
S S
ture physical education teachers is a process of cognitive dialogue in the system of higher education between the definite and the indefinite, separable and inseparable, the logic and metalolo-gy inherent in the competence of the educational standard.
Keywords: Practice-oriented training; Anticipatory; Transdisciplinary; Competence-oriented approaches.
Highlights:
The possibilities of designing innovative methodological approaches to the management of practice-oriented training of future physical education teachers have been determined;
The content of methodological approaches has been determined
The results of evaluating the effectiveness of the technology of quality management of training students of the "Physical culture" profile in the conditions of a transdisciplinary educational environment are presented.
References
1. Zvonnikov V.I. & Erofeeva V.S. (2017), Tendencii i problemy v razvitii vysshego obrazovaniya [Trends and problems in the development of higher education], Vysshee obrazovanie segodnya, 6, 2-7 (In Russian).
2. Kupavcev A.V. (2017), Koncepciya sovremennoj obrazovatel'noj paradigmy [The concept of a modern educational paradigm], Vestnik vysshej shkoly "ALMA MATER", 6, 10-15 (In Russian).
3. Brinko I.I. (2017), Sravnitelnyj analiz ozhidanij uchastnikov obra-zovatel'nogo processa [Comparative analysis of the expectations of participants in the educational process], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (62), 238-242. (In Russian).
4. Slastenin V. A. (2004), Professionalizm uchitelya kak yavlenie ped-agogicheskoj kul'tury [Teacher professionalism as a phenomenon of pedagogical culture], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, № 5, 4-15. (In Russian).
5. Baidenko V.I. (2006), Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya (metodicheskoe posobie) [Revealing the composition of the competencies of
v
ok university graduates as a necessary stage in the design of a new generation SES HPE (methodological guide)], Issledovatel'skij centr problem kachestva Zh podgotovki specialistov, Moscow, 72 p. (In Russian).
¡¿j 6. Zeer E.F. & Symanyuk E.E. (2005), Kompetentnostnyj podhod k
.V modernizacii professional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach to
the modernization of vocational education], Vysshee obrazovanie v Rossii, 4, 23-30. (In Russian).
7. Baumann S. (2018), Psychologie im Sport, Meyer & Meyer, Aachen, 357 p. ISBN-10: 9783840376016. ISBN-13: 978-3840376016. (In German).
8. Zhabakov V.E., (2016), Pedagogicheskoye upravleniya kachestvom podgotovki spestialista fizicheskoy kultury [Pedagogical quality management of specialists training in physical culture], Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, pp 112-124. (In Russian).
9. Mokij V.S. (2017), Transdisciplinarnye osnovaniya obshchej teorii M sistem, kak akademicheskoj nauchnoj discipliny [Transdisciplinary foundations o
of the general theory of systems as an academic scientific discipline], El- °
lo
ektronnyj nauchnyj zhurnal "Universum: obshchestvennye nauki", 9 (39). i
Available at: https://7universum.com/ru/social/archive/item/5120. (Accessed: l
28.03.2021). (In Russian). p
p
10. Vezetiu E.V. (2019), Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo °
proektirovaniya [Theoretical foundations of pedagogical design], Problemy h
sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 64-2, 36-38. (In Russian). 5
to
th
e
Man n
age
ft m
e n P
rac c
i
c
e-
o
ri
e
n
te d
T
rai
ni n
g
ut tu
re
Physi
i
c
a e
duc c
a
i
o
n
te a
c h e r