УДК 378.937:796.07 DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-205-210
Индивидуализация практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры в условиях современных вызовов
Жабаков В.Е.*, Жабакова Т.В.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Челябинск, Россия ORCID 0000-0003-0897-1840, gabakovvu@yandex.ru* ORCID 0000-0001-9947-5505, zhabakova@inbox.ru
Аннотация: В статье обоснована актуальность проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Нелинейность, «хрупкость», тревожность как триггеры современной социокультурной реальности обусловливают содержание и концептуальный контекст индивидуальных образовательных траекторий как формы индивидуализации. Поэтому целью исследования является теоретико-методологическое и эмпирическое исследование содержания индивидуальных образовательных траекторий практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры. Материалы и методы исследования.. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме проектирования индивидуальных образовательных траекторий, а также диагностические методики, включающие многомерный опросник самореализации С.И. Кудинова, методика «Моя учеба в вузе» О.А. Вороновой, дифференциальный тест рефлексивности Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону), критерий ф* Фишера. Результаты. В процессе эмпирического исследования разработаны 3 индивидуальные образовательныетраектории:1)ориентированнаянаактивизациюличностногопотенциала обучающегося и отвечающая на вызов «хрупкость» (эффективность измерялась по критерию «уровень самореализации личности в процессе обучения»); 2) ориентированная на проектирование образовательный программы с учетом субъект-субъектного взаимодействия, и отвечающая на вызов «тревожность» (эффективность измерялась по критерию «отношение к учебной деятельности»); 3) ориентированная на преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и отвечающая на вызов «нелинейность» (эффективность измерялась по критерию «уровень рефлексивности»). Используя критерий ф* Фишера, мы выявили статистические значимые различия по критериям «уровень самореализации личности в процессе обучения», «отношение к учебной деятельности», «уровень рефлексивности» в группах респондентов с до и после внедрения индивидуальных образовательных траекторий. Заключение. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий как формы индивидуализации культуры позволяет внести в практико-ориентированную подготовку будущих педагогов физической культуры процесс активизации личностного потенциала обучающегося, субъект-субъектного взаимодействия, преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки, которые образуют внутренний ценностно-смысловой центр обучения в субъектном опыте студентов.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальные образовательные траектории, подготовка будущих педагогов физической культуры.
Для цитирования: Жабаков В.Е.*, Жабакова Т.В. Индивидуализация практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры в условиях современных вызовов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 205-210. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-205-210.
Individualization of practice-oriented training of the future physical culture
South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia ORCID 0000-0003-0897-1840, gabakovvu@yandex.ru* ORCID 0000-0001-9947-5505, zhabakova@inbox.ru
Abstract: The article substantiates the urgency of individual educational trajectories projection. Nonlinearity, "fragility", anxiety being the triggers of modern social-cultural reality, condition the content and conceptual context of individual educational trajectories as the form of individualization. In this connection the aim of the present research work is theoretical-methodological and empiric study of individual educational trajectories content of practice-oriented training among the future physical culture teachers. Materials and research methods. The main research methods are the following: scientific sources analysis, which are connected with the problem of individual educational trajectories projection and diagnostic methodologies, which include multivariate self-realization questionnaire by S.I. Kudinov, "My study at a higher educational establishment" methodology by O.A. Voronova, differential reflexivity test by D.A. Leontev and E.N. Osin. For statistical results handling we used software program "SPSS v 17.0", descriptive statistics, correlation analysis (Pearson), Fisher's test Results. During empiric study we created 3 individual educational trajectories: 1) oriented toward a student's personal potential activation and which takes "fragility" challenge (the effectiveness was estimated according to "the level of person's self-realization during studying" criterion); 2) oriented toward educational program projection taking into account subject-subjective interaction and which takes "anxiety" challenge (the effectiveness was estimated according to "attitude to educational activity" criterion); 3) oriented toward knowledge, skills continuity in educational sphere in accordance with the levels of training and which takes "nonlinearity" challenge. With the help of Fisher's test we revealed statistically valid differences according to the following criteria: "the level of person's self-realization during studying", "attitude to educational activity", "reflexivity level" in the groups of respondents before and after individual educational trajectories introduction. Conclusion.The individual educational trajectories introduction as the form of culture individualization helps to involve into practice-oriented training of the future physical culture teachers the process of a student's personal potential activation, subject-subjective interaction, knowledge, skills continuity in educational sphere in accordance with the levels of training. They form inner axiological-notional center of education in subjective experience of students.
Keywords:: individualization, individual educational trajectories, training of the future physical culture teachers.
For citation: V.E. Zhabakov, T.V. Zhabakova. Individualization of practice-oriented training of the future physical culture teachers in terms of modern challenges. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 205-210. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-205-210.
Введение
В условиях современных
социокультурных вызовов особое внимание уделяется организации образовательного процесса будущих педагогов физической культуры с позиции не только повышения качества обучения, но и внедрения в учебный процесс технологий индивидуализации практико-ориентированной подготовки. Так, нелинейность, «хрупкость», тревожность как триггеры постпандемийной реальности обусловливают реализацию индивидуализации подготовки будущих педагогов физической культуры в формате проектирования индивидуальных образовательных
траекторий. По мнению М.А. Шеманаевой [1], индивидуальная образовательная траектория должна рассматриваться как технология образовательной деятельности, основанная на вариативном, личностно значимом содержании. Л.В. Шилова, Л.Ю. Фетисова подчеркивают, что «индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь обучения, основанный на принятой человеком стратегии достижения личных долгосрочных целей» [2]. Однако современное состояние проблемы проектирования практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры не отвечает потребностям социокультурной ситуации в реализации
индивидуальных образовательных траекторий, что обусловливает актуальность проблемы исследования.
Целью исследования является теоретико-методологическое и эмпирическое исследование содержания индивидуальных образовательных траекторий практико-ориентированной
подготовки будущих педагогов физической культуры.
Для достижения цели нами решались следующие задачи:
1. Определить теоретические основания проектирования индивидуальных образовательных траекторий практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры.
2. Определить в рамках пилотажного исследования эффективность индивидуальных образовательных траекторий практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры.
Материалы и методы
Проблема исследования
индивидуальных образовательных траекторий как условия индивидуализации рассматривается в научных исследованиях Э.Ф. Зеера [3], Н.А. Лабунской [4], Т.Ю. Ломакиной, А.В. Хуторского и др.
Опираясь на исследования Т.Ю. Ломакиной [5], мы выделили признаки индивидуальной образовательной траектории, к которым отнесли: активизацию личностного потенциала обучающегося; проектирование образовательный программы с учетом субъект-субъектного взаимодействия; опору на преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки. Следовательно, индивидуальная образовательная траектория в широком смысле должна отражать содержание практико-ориентированной подготовки
будущих педагогов физической культуры, а в узком смысле - субъектную позицию студентов.
В качестве метода проектирования индивидуальных образовательных траекторий мы использовали метод многомерных
матриц, или метод морфологического ящика. Сущность данного метода заключается в соединении в единую систему всех возможных «знаний, умений, владений», заложенных в предметах, объединенных в рамках реализации образовательной программы, а также современных вызовов (нелинейности, «хрупкости», тревожности). Результаты применения метода могут быть представлены в виде классификации всех выбранных вариантов, кластеров информации, заложенных в индивидуальные образовательные траектории [4].
Для исследования эффективности индивидуальных образовательных траекторий были введены критерии: отношение к учебной деятельности, уровень самореализации личности в процессе обучения, уровень рефлексивности. В качестве методов психодиагностики использовались многомерный опросник самореализации С.И. Кудинова [6], методика «Моя учеба в вузе» О.А. Ворониной [7], дифференциальный тест рефлексивности Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [8]. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, ф* критерий Фишера.
Результаты и обсуждение
На первом этапе пилотажного исследования, применив метод многомерных матриц, мы выделили три индивидуальных образовательных траектории (ИОТ): 1) ИОТ, ориентированная на активизацию личностного потенциала обучающегося и отвечающая на вызов «хрупкость» (эффективность измерялась по критерию «уровень самореализации личности в процессе обучения»); 2) ИОТ, ориентированная на проектирование образовательный программы с учетом субъект-субъектного взаимодействия и отвечающая на вызов «тревожность» (эффективность измерялась по критерию «отношение к учебной деятельности»); 3) ИОТ, ориентированная на преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и отвечающая на вызов
«нелинейность» (эффективность измерялась по критерию «уровень рефлексивности»).
Рассмотрим результаты исследования эффективности ИОТ, ориентированной на активизацию личностного потенциала обучающегося и отвечающейёёё на вызов «хрупкость». Актуализация личностного потенциала будущих педагогов физической культуры в процессе практико-ориентированной подготовки осуществляется в двух направлениях: интернальном как самореализация в процессе собственного физического
самосовершенствования и экстернальном как самореализация в процессе воздействия на телесность Другого. «Ядром» актуализации личностного потенциала становится именно уровень самореализации как «исходная точка», с которой начинается движение к реализации телесности.
Мы исследовали уровень
самореализации по методике С.И. Кудинова [6]. В общей выборке (п=6о) нами
выявлено следующее распределение уровней самореализации: гармоничный уровень (21,2% респондентов), адаптивный уровень (42,4% респондентов), инертный уровень (27,2% респондентов), иррациональный уровень (9,09% респондентов). «Хрупкость» системы подготовки будущих педагогов физической культуры в современных социокультурных условиях обусловливает преобладание адаптивного уровня самореализации личности. Так, если для гармоничного уровня самореализации характерно стремление к полярности показателей самореализации, провоцирующее антагонистическую
направленность актуализации личности, то на адаптивном уровне наблюдается «сглаживание» профиля самореализации. Качественным своеобразием показателей самореализации будущих педагогов физической культуры является сглаживание различий между эгоцентрической и социоцентрической мотивацией самореализации [6]; тенденция к уравновешиванию доминирования социально одобряемых мотивов самореализации и узколичностных мотивов является общей для
всех уровней самореализации.
Индивидуальная образовательная
траектория первого типа направлена на практическое преобразование и совершенствование телесности как основы личностного потенциала будущих педагогов физической культуры, поэтому способна стать ответом на триггеры современных вызовов.
Результаты диагностики отношения студентов к учебной деятельности по методике «Моя учеба в вузе» О.А. Ворониной [7] как критерия эффективности второй образовательной траектории, ориентированной на проектирование образовательный программы с учетом субъект-субъектного взаимодействия и отвечающей на вызов «тревожность», позволяют сделать вывод о затруднениях респондентов в оценке субъективно значимых результатов обучения. Качественный анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод, что наблюдается положительная динамика по показателям «интерес к учебе», «связь обучения с будущей профессией». Активность на занятии оценивают как удовлетворительную 71,6% респондентов. Важным для 75,8% принявших в опросе будущих педагогов физической культуры является не только активное педагогическое взаимодействие в процессе обучения, но и профессионализм преподавателя. Следовательно, преобладает внешнее мотивирование будущих
педагогов физической культуры, а развитая многоуровневая внутренняя мотивация является психологическим дефицитом практико-ориентированной подготовки в вузе. Таким образом, вторая индивидуальная образовательная траектория нуждается в дополнительном исследовании мотивационных диспозиций и коррекции.
Эффективность третьей образовательной траектории (ИОТ, ориентированная на преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и отвечающая на вызов «нелинейность») мы исследовали по методике «Дифференциальный тест рефлексивности» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [8]. В результате
анализа показателей дифференциального теста рефлексивности нами был выявлен низкий уровень рефлексивных процессов. С одной стороны, низкий уровень квазирефлексии и интроспеции позволяет сделать вывод о том, что фокус на внутренних переживаниях и не связанных с реальностью ожиданиях не характерен для будущих педагогов физической культуры. Однако преобладание низких показателей системной рефлексии, возможно, указывает на недостаточно развитые навыки рефлексирования. Именно системная рефлексия в процессе практико-ориентированной подготовки позволяет студенту проанализировать альтернативы, определить «глобальность» возникшей проблемы, определить способы возможного решения и впоследствии предотвращения «педагогических ошибок», что детерминирует эффективность реализации ИОТ третьего типа.
Используя критерий ф* Фишера, мы выявили различия по критериям «уровень самореализации личности в процессе обучения», «отношение к учебной деятельности», «уровень рефлексивности» в группах респондентов до и после внедрения индивидуальных образовательных траекторий: «уровень самореализации личности в процессе обучения» (ф*эмп = 2,64, ф*кр = 2,31 (р < 0,01)), «отношение к учебной деятельности» (ф*эмп = 2,48, ф*кр = 2,31 (р < 0,01)), «уровень рефлексивности» (ф*эмп = 2,34 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01).
Заключение
Таким образом, внедрение
индивидуальных образовательных
траекторий как формы индивидуализации обеспечивает особую значимость субъектности образовательного процесса, обеспечивая значимый психологический «ответ»
современным вызовам.
В нашем исследовании мы не только выявили важную особенность проектирования индивидуальных образовательных траекторий - соответствие вызовам современности, но и отметили возможность развития рефлексивности, уровней самореализации
и отношения к учебной деятельности в процессе практико-ориентированной
подготовки. Именно процесс проектирования индивидуальных образовательных траекторий трансформирует содержание и методы практико-ориентированной подготовки
из линейной формы в нелинейные. Так, к содержанию практико-ориентированной
подготовки подключаются процесс активизации личностного потенциала обучающегося, субъект-субъектного взаимодействия, преемственность знаний, умений, владений в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки [2], которые образуют внутренний ценностно-смысловой центр обучения и, по своей сути, обусловливают в субъектном опыте студентов интеграцию теории и практики.
Однако остаются дискуссионные вопросы о недостаточно развитой способности респондентов анализировать субъективную значимость процесса обучения, недостаточно развитом уровне рефлексивности.
Поэтому дальнейшая работа по внедрению индивидуальных образовательных маршрутов как формы индивидуализации в процессе практико-ориентированной подготовки,
по нашему мнению, должна быть связана с построением смыслового поля формирования навыков анализа ситуации, развитием умений «самодистанцирования» (способность посмотреть на ситуацию со стороны) в процессе формирования собственной профессиональной педагогической рефлексивной позиции.
Список литературы
1. Шеманаева М.А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности. Концепт. 2017; 9(сентябрь): 110120. URL: http://ek0ncept.ru/2017/170210.htm.
2. Шилова Л.В., Фетисова Л.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента как инновационная модель профессионального и личностного развития. Высшее образование сегодня. 2020; 7: 40-43.
3. Зеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России. 2014; 3: 74-83.
4. Лабунская Н.А. Индивидуальный
образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия. Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. 2002; 2(3): 7990.
5. Ломакина Т.Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траекториивсистеменепрерывногообразования. Наука и профессиональное образование: колл. Монография. М. 2013: 248-256.
6. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности: учебное пособие.
Тольятти: Изд-во ТГУ. 2012: 270.
7. Воронина О.А. Диагностика отношения студентов к учебной деятельности. Вестник Вятского государственного университета. 2008; 3(3): 159-163.
8. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2014; 11(4): 110-135.
Исследование подготовлено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Трансдисциплинарное проектирование практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры в условиях современных вызовов» (руководитель Жабаков В.Е.; рег. № МК-04-2022/7 от 28.04.2022 г.).
Статья поступила в редакцию: 20.05.2022
Жабаков Владислав Ермекбаевич - кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454000, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, дом 69, e-mail: gabakovvu@cspu.ru
Жабакова Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454000, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, дом 69, e-mail: zhabakovatv@cspu.ru