Научная статья на тему 'Дефиниция содержания понятия «Индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа'

Дефиниция содержания понятия «Индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / DEFINITION OF CONTENT / CONTENT ANALYSIS / EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибляминова Марьям Рашидовна

Изложены результаты теоретического анализа толкования понятия «индивидуальная образовательная траектория» в учебно-воспитательной среде, актуальность которой обусловлена объективными потребностями и недостаточной разработанностью организации процесса самоопределения и самореализации обучающегося. Приведен ряд положений, раскрывающих целевое и смысловое значение содержания рассматриваемого понятия, призванных преодолеть противоречия между коллективной и индивидуальной формами обучения и осуществляемых с помощью педагогической поддержки в учебной деятельности. Представлены особенности проектирования собственной учебной деятельности на основе индивидуальной образовательной программы за счет права ее выбора в виде результата самоорганизуемой деятельности и способа организации образовательной деятельности, стимулирующие развитие и реализацию личностного потенциала обучающегося. Теоретически обоснована необходимость выявления основных характерных признаков, объединяющих различные позиции посредством метода контент-анализа. Описаны преимущества выбора индивидуальной образовательной траектории, заключающиеся в индивидуальном темпе обучения, учете содержательного своеобразия индивидуально-психологических проявлений и выстраивании личностной картины мира обучающегося. Систематизирован комплекс основных условий, раскрывающий этапы движения обучающегося по индивидуальной образовательной траектории в учебной и внеучебной сферах его жизнедеятельности, а также определен его ключевой смысл, заключающийся в свободе выбора участников образовательного процесса. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация образования, дефиниция содержания, контент-анализ, учебная деятельность, самоопределение, самореализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибляминова Марьям Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Definition of the Concept “Individual Educational Trajectory” by the Content Analysis Method

The article presents the results of a theoretical analysis of the interpretation of the concept of “individual educational trajectories” in teaching and educational environment, the relevance of which is due to objective needs and insufficient development of the organization of the process of self-determination and self-realization of the student. There is a number of provisions revealing the objective and semantic meaning of the content of the concept in question, designed to oversee the contradictions between the collective and individual forms of learning, which are implemented with the help of pedagogical support in educational activities. The article also presents the features of designing an individual educational activity on the basis of an individual educational program due to the right to choose an educational program, in the form of a result of self-organized activity and the way of organizing educational activities that stimulate the development and realization of the student's personal potential. The need to identify the main features that unite different positions through the method of content analysis was theoretically explained. Advantages of choosing an individual educational trajectory consist in the individual tempo of the student, the substantial individuality of individual psychological manifestations, and the formation of a personal picture of the world. The author also systematizes the complex of basic conditions, revealing the stages of the student's movement along the individual educational trajectory in the educational and extracurricular spheres of his/ her life activity, and also defines the key meaning, which is freedom of choice of participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Дефиниция содержания понятия «Индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа»

¥ -JX

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 37.013.41:37.018.4

Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа

М. Р. Ибляминова

Ибляминова Марьям Рашидовна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Астраханский государственный технический университет, Россия mary4613@mail.ru

Изложены результаты теоретического анализа толкования понятия «индивидуальная образовательная траектория» в учебно-воспитательной среде, актуальность которой обусловлена объективными потребностями и недостаточной разработанностью организации процесса самоопределения и самореализации обучающегося. Приведен ряд положений, раскрывающих целевое и смысловое значение содержания рассматриваемого понятия, призванных преодолеть противоречия между коллективной и индивидуальной формами обучения и осуществляемых с помощью педагогической поддержки в учебной деятельности. Представлены особенности проектирования собственной учебной деятельности на основе индивидуальной образовательной программы за счет права ее выбора в виде результата самоорганизуемой деятельности и способа организации образовательной деятельности, стимулирующие развитие и реализацию личностного потенциала обучающегося. Теоретически обоснована необходимость выявления основных характерных признаков, объединяющих различные позиции посредством метода контент-анализа. Описаны преимущества выбора индивидуальной образовательной траектории, заключающиеся в индивидуальном темпе обучения, учете содержательного своеобразия индивидуально-психологических проявлений и выстраивании личностной картины мира обучающегося. Систематизирован комплекс основных условий, раскрывающий этапы движения обучающегося по индивидуальной образовательной траектории в учебной и внеучебной сферах его жизнедеятельности, а также определен его ключевой смысл, заключающийся в свободе выбора участников образовательного процесса. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация образования, дефиниция содержания, контент-анализ, учебная деятельность, самоопределение, самореализация.

Поступила в редакцию: 23.05.2018 / Принята: 13.02.2019 / Опубликована: 30.11.2019 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-368-373

Актуализация проблемы исследования

Эволюционные изменения, происходящие в системе образования в целом, направлены на обеспечение личностно ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей и личностных проявлений обучающегося в учебном процессе. Согласно задаче Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу организаций, позволяет варьировать и индивидуализировать образовательный процесс, а именно построить свою индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), включающую обязательную, вариативную, коррек-ционную и организационные части.

Идея становления понятия «индивидуальная образовательная траектория» (Л. Н. Агаева, Е. А. Александрова, А. Б. Воронцова, А. С. Гая-зов, Е. А. Дзюба, В. Г. Ерыкова, Т. М. Ковалева, Т. П. Коростиянец, Н. В. Рыбалкина, Н. Н. Сур-таева, А. В. Хуторской и др.) основывается на реализации индивидуального подхода в обучении и является одним из средств индивидуализации образования. Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу трактовки понятия «индивидуальная образовательная траектория», несмотря на то что проблеме индивидуализации образования и, следовательно, сущности понятия «индивидуальная образовательная траектория» посвящен ряд работ известных исследователей (Е. А. Александрова, Ю. К. Бабанский, Н. В. Бобровой, А. А. А. В. Глушенкова, Теров, Е. С. Рабунский, А. В. Хуторской, А. М. Маскаева, А. В. Лыфенко, О. Г. Селиванова, А. А. Тоболкин).

Анализ понятийно-категориального поля исследования показывает, что существует несколько подходов к обоснованию понятия «индивидуальная образовательная траектория», которые реализуются с помощью педагогической поддержки в учебной деятельности.

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований Т. А. Соколовской, которая сгруппировала схожие позиции ученых по категориям [1].

1. Первый подход раскрывается в работах

A. В. Хуторского, Е. А. Александровой, Е. П. Бочаровой, В. Н. Зиновьевой Г. М. Кулешовой,

B. Б. Лебединского, А. В. Лыфенко, Н. С. Сытиной, В. В. Щепилова, Ю. Г. Юдиной. Они соотносят индивидуальную образовательную траекторию с «путем», т. е. планированием собственной деятельности, которая имеет смысл, значение, цель. Продуктом деятельности становится индивидуальная образовательная программа, спроектированная совместно обучающимся и педагогом.

2. Второй подход прослеживается в трудах В. В. Апаршевой, Н. Г. Бажевой, А. Л. Колзина, Н. А. Королевой, И. В. Морозовой, Г. К. Селев-ко, О. С. Семяшкиной. Они трактуют ИОТ как образовательную программу. Согласно данному подходу обучающийся как субъект имеет право выбора программы для самоопределения и самореализации своей личности.

3. Третий подход лежит в основе работ Т. А. Альховой, Л. В. Байбородовой, В. В. Белаги, Н. И. Воронцовой, Н. Е. Сидоровой и др. С точки зрения данной позиции индивидуальная образовательная траектория выступает как результат самоорганизуемой деятельности субъекта.

4. Четвертый подход представлен в исследованиях И. С. Якиманской, А. С. Гаязова, Е. Н. Вольф, С. В. Вдовиной, А. Ю. Дорского, В. Г. Ерыковой, В. С. Мерлина, Е. П. Носовой и др. В их понимании анализируемый феномен

рассматривается как способ организации образовательной деятельности. Особое место в ее реализации занимает последовательность этапов (элементов), т. е. планирование (проектирование) учебной деятельности на основе уровня подготовки обучающегося.

Рассмотрев различные позиции исследователей, мы разделяем точку зрения сторонников первого подхода (А. В. Хуторского, Е. А. Александровой, Е. П. Бочаровой, В. Н. Зиновьевой, Г. М. Кулешовой, В. Б. Лебединского, А. В. Лы-фенко, Н. С. Сытиной, В. В. Щепилова, Ю. Г. Юдиной), которые акцентируют свое внимание на целенаправленном планировании собственной смысловой деятельности, приобретающей в таком случае значение. Ключевым инструментом для получения продукта деятельности выступает индивидуальная образовательная программа, направленная на упорядоченное движение обучающегося по заданной траектории.

Однако отдавая должное тому, что было сделано представителями других подходов, мы, тем не менее, считаем, что их концепции понятия «индивидуальная образовательная траектория» раскрывают детально совокупность тех положений, на которых основывается идея первого подхода, а именно проектирование учебной деятельности, нацеленное на реализацию личностного потенциала обучающегося согласно выбранному образовательному плану.

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась широко. Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в разработку данного понятия, однако они не констатируют единства взглядов всех исследователей на дефиницию изучаемого термина.

Дефиниция индивидуальной образовательной траектории

Целью данного исследования являются подробный анализ и систематизация разных трактовок анализируемого понятия в психолого-педагогической литературе. Исходя из этого наряду с теоретическим анализом педагогической литературы необходимым становится использование метода контент-анализа для специфических характеристик понятия «индивидуальная образовательная траектория» и выявления его общих признаков, что предполагает тщательное изучение означенного феномена.

Как показывают результаты ранее проведенных исследований, содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» привлекает внимание многих ученых, и при этом будет целесообразно обратиться к толковым словарям известных авторов и справочно-энцикло-педической литературе, где раскрыты следующие определения содержательного состава данного термина.

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона не отождествляется семантика терминов «траектория» и «движение» в целом [2]. В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова траектория - это путь движения какого-нибудь тела или точки [3]. Большая советская энциклопедия дает определение траектории как непрерывной линии, которую описывает точка при своем движении [4].

Таким образом, траектория является линией пути, по которой объект целенаправленно идет к конечной точке своего движения.

Следовательно, под образовательной траекторией понимают возможность индивида на основе выбора прокладывать свой путь в удовлетворении потребности в образовании, получении квалификации в избранной области, в умственном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонности, спроса на рынке труда, оценки своих возможностей [5].

Согласно Е. А. Александровой, индивидуальная образовательная траектория трактуется как программа образовательной деятельности старшеклассника, разработанная им совместно с педагогом и охватывающая учебную и внеучеб-ную сферы его жизнедеятельности. При этом исследователь отмечает воспитательные (личностно и социально ориентированные) и учебные (зна-ниево-, творчески- и практико-ориентированные) траектории [6-8].

Г. М. Кулешова индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в дистанционном эвристическом обучении определяет как проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование [9].

Более того, Г. М. Кулешова выделяет следующие педагогические условия организации «индивидуальной образовательной траектории» учащихся в дистанционном обучении: ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ориентация субъектов обучения); субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения) и дидактические (формы, методы, технологии, контроль и оценка). Для реализации и оценки индивидуальной образовательной траектории ученика выработаны ценностно-смысловой, познавательный, эвристический, информационный и коммуникативный критерии.

А. В. Хуторской отмечает, что обучающийся имеет право на осмысленный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования, т. е. выбор индивидуальной образовательной траектории, которая является одним из принципов эвристического обучения. В его понимании «индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [10].

Синтезируя точки зрения разных исследователей, В. Б. Лебединцев определяет индивидуальную образовательную траекторию как программу деятельности учащегося, включающую представление о его будущей деятельности, ее содержании, времени, месте, средствах, результате, ситуациях взаимодействия с другими людьми. В своих работах он использует термин «индивидуальная учебная траектория», что является разновидностью индивидуальной образовательной траектории, в которой деятельность учащегося ограничена сферой учения. Основное отличие индивидуальной программы от индивидуальной траектории связано с наличием целевого компонента, преднамеренных действий по реализации целей. Вот почему траектории (с их личностным смыслом и персональным результатом) есть у всех обучающихся, а вот программа - не у каждого [11].

Т. П. Коростиянец рассматривает ИОТ не только как персональный путь, но и как программу индивидуальной активности обучающегося. Волеизъявление выступает в данном случае как готовность принять свой осознанный выбор [12].

В исследовании О. А. Исаковой индивидуальная образовательная траектория рассматривается как индивидуальный процесс продвижения школьника в образовании на основе реализации выбора, предполагающий педагогическое сопровождение на содержательном и организационном уровне с учетом способностей, образовательных потребностей и образовательного запроса ученика [13].

Н. Н. Суртаева трактует индивидуальную образовательную траекторию как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями [14].

С. А. Вдовина и И. М. Кунгурова рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как профиль обучения конкретного учащегося. Основным смыслом ИОТ являются содержание образования и уровень его освоения учащимися для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана [15].

По мнению А. С. Гаязова, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория объединяются как часть обобщенного образовательного маршрута в их концентрированном виде и формируются при творческом подходе. В качестве отличительных черт траектории он выделяет индивидуальный темп, учет содержательного своеобразия индивидуально-психологических проявлений и выстраивание личного мира знаний обучающегося [16].

Вышеназванные исследования, несмотря на различие подхода, представляют интерес прежде всего в плане используемых методов.

Результаты проведенного исследования с помощью контент-анализа можно представить в виде рисунка, систематизирующего основные подходы по определению содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория».

Итак, под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем последовательное осмысленное движение обучающегося, реализуемое при педагогическом сопровождении, основанное на выборе индивидуальной образовательной программы и поиске собственных способов решений (познание самого себя), к конечной цели в образовательном процессе.

Подробный контент-анализ дефиниций исследуемого феномена показал, что несмотря на полярность его определений можно выделить следующие характерные признаки, объединяю-

щие различные позиции в отношении понятия «индивидуальная образовательная траектория», а именно:

- индивидуальная образовательная траектория разрабатывается для конкретного субъекта учебной деятельности;

- реализуется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- осуществляется при педагогической поддержке и сопровождении;

- дает возможность выбора по интересам и уровню подготовки;

- предполагает последовательность реализации этапов ее прохождения (программы) в образовательном процессе;

- является условием для самовыражения и самоопределения личности.

Основные подходы в определении содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория»

Basic approaches to determining the concept content of "individual educational trajectory"

Заключение

Анализ и систематизация педагогической литературы свидетельствуют о том, что вышеперечисленные признаки можно рассматривать как одно из основных условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, влияющее на эффективность всего педагогического процесса.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассматривается нами как многогранный феномен, имеющий ключевой смысл в свободе выбора участников образовательного процесса, тем самым создавая адаптивные условия для самоопределения, самореализации и самосовершенствования в условиях образовательного процесса.

Библиографический список

1. Соколовская Т. А. К вопросу об индивидуальной образовательной траектории // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. Таганрог : Центр научной мысли, 2012. 396 с.

2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами. СПб., Семеновская Типолитография, 1890-1907.

3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.» ; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1935-1940. Т. 4.

4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Сов. энцикл., 1969-1978.

5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Национальная энциклопедическая

служба. 2006. URL: http://voluntary.ru/dictionary/898/ word/obrazovatelnaja-traektorija

6. Александрова Е. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7-14.

7. Александрова Е. А. Путь ребенка к самому себе : индивидуальная траектория // Социальная педагогика. 2015. № 3. С. 32-39.

8. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение : индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9. С. 180-187.

9. Кулешова Г. М. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. № 3. C. 22. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0822-4.htm (дата обращения: 17 мая 2018).

10.Хуторской А. В. Дидактика. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2017. 720 с.

11. Лебединцев В. Б. Индивидуальные учебные траектории : как обеспечить системность знаний учашдхся? // Народное образование. 2014. № 3. С. 167-171.

12.Коростиянец Т. П. Технология формирования профес-

сионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. научн. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 258-261.

13.Исакова О. А. Индивидуальная образовательная траектория школьника как средство достижения личностных результатов: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2015. 27 с.

14. Суртаева Н. Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий (на уроках химии) // Химия в школе. 2001. № 5. С. 12-17.

15.Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19). C. 1-8. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/40PVN613.pdf (дата обращения: 17 мая 2018).

16.Гаязов А. С. Индивидуальные траектории и современное образование // Система профильного обучения в школах Республики Башкортостан : Опыт, проблемы, перспективы / С. А. Гаязов. Уфа ; Нефтекамск : РИО РУНМЦ, 2008. C. 26-28.

Образец для цитирования:

Ибляминова М. Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 368-373. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-368-373

The Definition of the Concept "Individual Educational Trajectory" by the Content Analysis Method

Maryam R. Iblyaminova

Maryam R. Iblyaminova, Astrakhan State Technical University, 16 Tatishcheva St., Astrakhan 414000, Russia, mary4613@mail.ru

The article presents the results of a theoretical analysis of the interpretation of the concept of "individual educational trajectories" in teaching and educational environment, the relevance of which is due to objective needs and insufficient development of the organization of the process of self-determination and self-realization of the student. There is a number of provisions revealing the objective and semantic meaning of the content of the concept in question, designed to oversee the contradictions between the collective and individual forms of learning, which are implemented with the help of pedagogical support in educational activities. The article also presents the features of designing an individual educational activity on the basis of an individual educational program due to the right to choose an educational program, in the form of a result of self-organized activity and the way of organizing educational activities that stimulate the development and realization of the student's personal potential. The need to identify the main features that unite different positions through the method of content analysis was theoretically explained. Advantages of choosing an individual educational trajectory consist in the individual tempo of the student, the substantial individuality of individual psychological manifestations, and the formation of a personal picture of the world. The author also systematizes the complex of basic conditions, revealing the stages of the student's movement along the individual educational trajectory in the educational and extracurricular spheres of his/ her life activity, and also defines the key meaning, which is freedom of choice of participants in the educational process.

Keywords: individual educational trajectory, individualization of

education, definition of content, content analysis, educational activity,

self-determination, self-realization.

Received: 23.05.2018 / Accepted: 13.02.2019 / Published: 30.11.2019

This is an open access article distributed under the terms of Creative

Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

References

1. Sokolovskaya T. A. Towards Individual Educational Path. Aktual'nye voprosy modernizatsii rossiyskogo obrazovani-ya: materialyXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual Issues of Modernization of Russian Education: Proceeding of the 11th International Scientific ana Practical Conference]. Taganrog, Tsentr nauchnoy mysli, 2012. 396 p. (in Russian).

2. Entsiklopedicheskiy slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona. V 86 polutomakh s illyustratsiyami i dopolnitel'nymi materialami (Encyclopaedical Dictionary by F. A. Brokgauz and I. A. Efron. In 86 half-volumes with illustrations and additional materials). St. Petersburg, Semenovskaya Tipolitografiya, 1890-1907 (in Russian).

3. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 41. (Definition Dictionary of Russian: in 4 vols)). Ed. by D. N. Ushakov. Moscow, Sovetskaya entsiklopedia, 1935-1940 (in Russian).

4. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya: v 30 t. (Big Soviet Encyclopedia: in 30 vols). Ed. by A. M. Prokhorov. 3rd ed. Moscow, 1969-1978 (in Russian).

5. Voronin A. S. Dictionary of Terms in General and Social Pedagogy. Natsional'naya entsiklopedicheskaya sluzhba

[National Encyclopaedical Service], 2006. Available at: http://voluntary.ru/dictionary/898/word/obrazovatelnaja-traektorija (accessed 27 May 2018) (in Russian).

6. Aleksandrova E. A. Evolution of Methods and Techniques of Upbringing: 1917-2017. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [The Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 6, pp. 7-14 (in Russian).

7. Aleksandrova E. A. Child's Way to Himself/Herself: Individual Path. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogy], 2015, no. 3, pp. 32-39 (in Russian).

8. Aleksandrova E. A. Psychological and Pedagogical Escort: Individual Path of Development. Narodnoe obrazovanie [National Education], 2014, no. 9, pp. 180-187 (in Russian).

9. Kuleshova G. M. Problems of Learning Subjects' GoalSetting in Connection with Organizing of Individual Educational Path. Internet-zhurnal «Eydos» [Online Journal Eydos], 2006, no. 3, p. 22. Available at: http://www.eidos. ru/journal/2006/0822-4.htm (in Russian).

10. Khutorskoy A. V. Didaktika. Uchebnik dlya vuzov [Didactics. Textbook for Universities], St. Petersburg, Piter Publ., 2017. 720 p. (in Russian).

11. Lebedintsev V. B. Individual Educational Paths: How to Support Systemacity of Pupils' Knowledge?. Narodnoe obrazovanie [National Education], 2014, no. 3, pp. 167-171 (in Russian).

12. Korostiyanets T. P. Technology of Formation of Future

Mathematics Teachers' Professional-Pedagogical Competence in Individual Educational Paths. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy Vmezhdunamdnoy nauchnoy konfer-entsii (Moskva, noyabr'2014 g.) [Pedagogical Excellence: Proceeding of the 5th International Scientific Conference (Moscow, 2014, November)]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2014, pp. 258-261 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Isakova O. A. Individual'naya obrazovatel'naya traek-toriya shkol'nika kak sredstvo dostizheniya lichnost-nykh rezul'tatov: avtoref. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Schoolchild's Individual Educational Path as Means of Achievement of Personal Rezults: Thesis dis. Cand. Sci. (Pedagogy)]. St. Petersburg, 2015. 27 p. (in Russian).

14. Surtaeva N. N. Technology of Individual educational Paths (on Chemistry Lessons). Khimiya v shkole [Chemistry at School], 2001, no. 5. pp. 12-17 (in Russian).

15.Vdovina S. A., Kungurova I. M. Essence and Directions of Realization of Individual Educational Path. Internet-zhurnal «Naukovedenie» (Naukovedenie), 2013, no. 6 (19), pp. 1-8. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/40PVN613.pdf (accessed 27 May 2018) (in Russian).

16.Gayazov A. S. Individual Paths and Modern Education. In: S. A. Gayazov. Sistemaprofil'nogo obucheniya v shkolakh Respubliki Bashkortostan: Opyt, problemy, perspektivy [Specialized Learning System at Schools of Republic of Bashkortostan: Experience, Issues, Prospects]. Ufa, Neftekamsk, RIO RUNMTs, 2008. Pp. 26-28 (in Russian).

Cite this article as:

Maryam R. Iblyaminova. The Definition of the Concept "Individual Educational Trajectory" by the Content Analysis Method. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 4 (32), pp. 368-373 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-368-373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.