Научная статья на тему 'Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории'

Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ БЛОКИ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES / APPROACHES / PRINCIPLES / INTERCONNECTED BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Анна Сергеевна

В данной статье представлена авторская динамическая структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, которая обеспечивает обучение, построенное на взаимодействии субъектов образовательного процесса при условии систематических целенаправленных действий как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Модель основывается на положениях личностно ориентированного, аксиологического и синергетического подходов. При этом автором статьи значительное внимание уделяется принципам, способствующим успешной реализации данных подходов. Модель характеризуется этапностью и включает три взаимосвязанных блока (методологический, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный). Выделение блоков в авторской модели способствует более четкому представлению целенаправленного процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В зависимости от этапа формирования коммуникативной компетентности происходят определенные изменения в деятельности субъектов проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, что позволяет автору утверждать, что модель представлена в операциональной форме, допускающей контроль и обратную связь управляющего воздействия, что, безусловно, способствует своевременному внесению коррективов в промежуточные результаты. Наиболее эффективно и успешно данная модель реализуется при условии интеграции учебной и научноисследовательской деятельности, непротиворечивое единство которых стимулирует мотивацию и готовность обучающихся к активному участию в коммуникативной деятельности. В ходе практических занятий, участия в научных секциях и научно-исследовательских группах обучающиеся знакомятся с вариативными возможностями учебной и научно -исследовательской деятельности, останавливая свой выбор на тех, через которые они смогут успешнее реализовать себя в сотворчестве друг с другом и с педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of communicative competence formation of learners in the process of individual educational trajectory designing and realizing

The article presents the author’s dynamic structurally functional model of communicative competence formation of learners in the process of individual educational trajectory designing and realizing which provides the training constructed on the interaction of subjects in the educational process under the condition of systematic purposeful actions of both teachers and learners. The model is based on provisions of personally focused, axiological and synergetic approaches. At the same time considerable attention is paid by the author of the article to the principles promoting successful realization of these approaches. The model is characterized by staging and also it includes three interconnected blocks (methodological, operational and activity, reflexive and estimated). These blocks promote a clear idea of purposeful process of communicative competence formation of learners. Depending on the stage of communicative competence formation there are certain changes in subjects’ activities in the process of individual educational trajectory designing and realizing. In this regard it allows the author to claim that the model is presented in the operational form and is subject to control and feedback to adjust intermediate results. Most effectively and successfully this model is implemented on condition of educational and scientific and research activities integration when their consistent unity stimulates motivation and readiness of learners for active participation in communicative activities. During lessons, participation in scientific sections and research groups learners get acquainted with variable opportunities of educational and research activities choosing those of them where they can realize themselves more successfully in co-creation with each other and with the teacher.

Текст научной работы на тему «Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 19.02.2019; опубликована 10.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Никулина А. С. Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Nikulina A.S. (2019). The model of communicative competence formation of learners in the process of individual educational trajectory designing and realizing. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Никулина Анна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия

Аспирант

E-mail: NikulinaAS@yandex.ru

Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории

Аннотация. В данной статье представлена авторская динамическая структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, которая обеспечивает обучение, построенное на взаимодействии субъектов образовательного процесса при условии систематических целенаправленных действий как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Модель основывается на положениях личностно ориентированного, аксиологического и синергетического подходов. При этом автором статьи значительное внимание уделяется принципам, способствующим успешной реализации данных подходов. Модель характеризуется этапностью и включает три взаимосвязанных блока (методологический, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный). Выделение блоков в авторской модели способствует более четкому представлению целенаправленного процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В зависимости от этапа формирования коммуникативной компетентности происходят определенные изменения в деятельности субъектов проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, что позволяет автору утверждать, что модель представлена в операциональной форме, допускающей контроль и обратную связь управляющего воздействия, что, безусловно, способствует своевременному внесению коррективов в промежуточные результаты. Наиболее эффективно и успешно данная модель реализуется при условии интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности, непротиворечивое единство которых стимулирует мотивацию и готовность обучающихся к активному участию в коммуникативной деятельности. В ходе практических занятий, участия в научных секциях и научно-исследовательских группах

https://mir-nauki.com

обучающиеся знакомятся с вариативными возможностями учебной и научно -исследовательской деятельности, останавливая свой выбор на тех, через которые они смогут успешнее реализовать себя в сотворчестве друг с другом и с педагогом.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель; коммуникативная компетентность; индивидуальная образовательная траектория; учебная деятельность; научно-исследовательская деятельность; подходы; принципы; взаимосвязанные блоки

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г № 2765-р. определены приоритетные направления по реализации мер популяризации научно -образовательной и творческой деятельности среди детей и молодежи. Всё актуальнее становится задача социализации при условии индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов, потребностей обучающихся. Для этого важно вовлекать обучающихся в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности и ее профессиональную самореализацию. Исходя из этих требований, современный выпускник должен быть не только высококвалифицированным профессионалом, но и человеком, готовым и способным обеспечить продуктивную коммуникацию в профессиональном мире.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что эта проблема заслуживает особого внимания именно сейчас, когда в культуре речи нового информационного общества, наряду со смысловой насыщенностью, краткостью, ясностью и простотой изложения речи, игнорируется подлинное взаимопонимание между участниками коммуникативной деятельности, эффективность которой значительно снижается, сопровождаясь асинхронным поведением собеседников, недостаточным проявлением эмоционального самоконтроля.

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования коммуникативной компетентности, актуальность которой задается на уровне как российского, так и международного образовательного опыта, обнаруживается дефицит научных знаний и практик, раскрывающих потенциал образовательных возможностей вуза в формировании коммуникативной компетентности обучающихся. Следовательно, у нас есть достаточно оснований остановить свой выбор именно на обучающихся высших учебных заведений в качестве целевой аудитории нашего исследования.

Не вызывает сомнения тот факт, что формирование коммуникативной компетентности является процессом, зависящим от индивидуальных особенностей личности. Таким образом, это подтверждает наше предположение, что наиболее эффективным способом формирования коммуникативной компетентности для обучающегося считается возможность проектировать и реализовывать собственную траекторию развития коммуникативных способностей в соответствии со своей индивидуальностью.

Проанализировав психолого-педагогические исследования, представленные в известных научных трудах Е.А. Александровой [1], С.А. Вдовиной [2], Г.М. Кулешовой [3], С.И. Осиповой, Т.В. Соловьевой [4], А.В. Хуторского [5] и др. по особенностям проектирования и проблеме реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся, мы пришли к выводу, что формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории требует систематических целенаправленных действий как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося, в связи с чем была разработана авторская модель, которая предполагает возможность внесения изменений в работу системы без кардинальной перестройки ее структуры и логики реализации (рис. 1).

Проектирование авторской модели проводилось на основе существующих исследований по изучению общих вопросов моделирования в педагогической литературе и вопросов, касающихся теоретических основ моделирования компетентности (Ф.Н. Алипханова [6], Т.М. Давыденко [7], А.Н. Дахин [8], Е.А. Лодатко [9], Е.В. Чанкова [10], М.В. Ядровская [11] и

др.).

Исходя из типологизации моделей, представленной в исследованиях А.Н. Дахина, Е.А. Лодатко [8; 9], мы можем определить свою модель как динамическую структурно -функциональную, построенную на основе структурных блоков, логически связанных между собой.

Выделение блоков в авторской модели (методологический, операционально-деятельностный и результативно-оценочный) способствует более четкому представлению целенаправленного процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся, раскрывает организацию этого процесса, отвечает за постоянное взаимодействие между его элементами.

Методологический блок разработанной нами модели включает цель и задачи, подходы и принципы, обусловленные социальными требованиями, предъявляемыми к современному выпускнику вуза.

Действительно, выпускники вузов часто сталкиваются в своей профессиональной деятельности с трудностями, обусловленными недостаточно развитыми навыками ведения коммуникации, выполнения работы в команде, успешного преодоления конфликтных ситуаций. Следовательно, в ходе образовательного процесса в вузе необходимо помочь каждому обучающемуся в выстраивании своей индивидуальной образовательной траектории, которая наилучшим образом способствовала бы коммуникативной эффективности его дальнейшей профессиональной деятельности.

Для потенциального выпускника должно быть характерно подлинно культурное коммуникативное общение, когда оно демократично, наполнено творчеством и изобретательностью образованных и высоконравственных личностей, готовых к конструктивному диалогу на основе толерантности, взаимопонимания и уважения друг к другу. Соответственно, в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся необходимо придерживаться следующих задач:

• создавать условия для приобретения нового коммуникативного опыта;

• способствовать самопродвижению обучающихся в различных видах коммуникативной деятельности;

• прививать интерес к активному участию в коммуникативной деятельности.

В связи с тем, что формирование коммуникативной компетентности является сложным и многоаспектным феноменом, возникла необходимость определения совокупности методологических подходов, способных обеспечить организационную комплексность его теоретического построения и исследование основных характеристик. Формирование коммуникативной компетентности осуществляется в процессе равноправного и открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса, акцентирующем внимание на личностном развитии каждого обучающегося, формировании у него ценностных ориентаций на практике взаимоотношений с педагогами и товарищами в процессе коммуникативной деятельности. Следовательно, у нас есть все основания в своём исследовании придерживаться научных взглядов теоретиков личностно ориентированного [12-14], аксиологического [15-17] и синергетического [18-20] подходов при формировании коммуникативной компетентности.

Личностно ориентированный подход позволил выявить значимость субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, детерминирующего формирование коммуникативной компетентности в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. Кроме того, с учетом личностно ориентированного подхода были определены направления педагогического сопровождения обучающегося при проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории в коммуникативной деятельности. Таким образом, реализация личностно ориентированного подхода осуществлялась посредством принципов педагогического сопровождения, субъектности, диалогичности, опоры на опыт обучающегося.

При проектировании и реализации процесса формирования коммуникативной компетентности аксиологический подход позволил принять ценности в качестве смыслообразующей «системы координат» объективно существующих на практике взаимоотношений субъектов образовательного процесса при условии самостоятельного сознательного выбора способов самореализации в коммуникативной деятельности. Организация работы педагогов и обучающихся была выстроена на основе принципов самостоятельности, личностного целеполагания, эмпатийного сотрудничества и проблемности посредством совместного обсуждения проблемных и противоречивых вопросов, способствующих активизации исследовательских мыслительных процессов.

Синергетический подход предоставил возможность выявить вариативные возможности проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории в коммуникативной деятельности. Его реализация проводилась на основе принципов открытости, вариативности в использовании различных интерактивных методов, интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности.

Комплекс поставленных задач, подходов и принципов, выявленных в методологическом блоке, осуществлялся средствами операционально-деятельностного блока.

В операционально-деятельностном блоке представлен процесс изменения содержания деятельности преподавателя и обучающихся в зависимости от этапа формирования коммуникативной компетентности:

1. установочный;

2. ориентирование;

3. самопродвижение;

4. аналитический.

В нашем исследовании вне зависимости от этапа мы придерживаемся идеи формирования коммуникативной компетентности не только в ходе учебной, но и в период выполнения научно-исследовательской деятельности. В условиях высшего образования научно-исследовательская деятельность занимает одно из ключевых положений и является важным условием реализации творческих потенций личности. Правильно организованное единство учебной и научно-исследовательской деятельности обеспечивает выпускников компетентностями, востребованными в современном мире, в том числе и коммуникативной компетентностью.

Итак, на установочном этапе формирования коммуникативной компетентности, по результатам совместного с педагогами обсуждения интересов, склонностей и способностей обучающихся происходит формирование у них устойчивого интереса к участию в коммуникативной деятельности, стимулирование мотивации на основе единства учебной и научно-исследовательской деятельности, прогнозирование условий реализации успешной коммуникации и предполагаемых рисков в процессе взаимодействия субъектов

https://mir-nauki.com

образовательного процесса. Обучающиеся приобщаются к коммуникативной деятельности на практических занятиях, посещают заседания в научных секциях и исследовательских группах, знакомятся с особенностями и процедурой работы в них, обращают внимание на взаимоотношения обучающихся друг с другом и с педагогом.

Из этого следует, что на следующем этапе, ориентирования, обучающиеся погружаются в многообразие форм, методов и методических приёмов по оптимизации коммуникативной деятельности не только в соответствии с их интересами и предпочтениями, но и со свойственным им индивидуальным стилем деятельности. В ходе практических занятий, участия в научных секциях обучающиеся знакомятся с вариативными возможностями учебной и научно-исследовательской деятельности, останавливая свой выбор на тех, через которые они смогут успешнее реализовать себя в сотворчестве друг с другом и с педагогом. По завершении данного этапа обучающиеся готовы к сознательному составлению проекта индивидуальной образовательной траектории.

На этапе самопродвижения активно развиваются навыки самостоятельного продвижения обучающимся по индивидуальной образовательной траектории, направленной на реализацию продуктивной коммуникативной деятельности. Следовательно, у обучающихся развиваются научное творчество, логическое и креативное мышление, навыки грамотной письменной и устной речи, ведения научных дискуссий, грамотного оппонирования, расширяются и углубляются умение и готовность организовывать совместный с партнерами обмен идеями и их сопоставление.

Безусловно, все способы формирования коммуникативной компетентности необходимо внедрять в образовательную деятельность, как обучающихся, так и педагогов. Эти методы позволяют осознавать ценности коммуникативного взаимодействия; понять смысл и значение коммуникативной деятельности, формируют личностно-значимые качества: ответственность, выдержку, толерантность и др.

На аналитическом этапе обучающимися совместно с преподавателем проводятся анализ и оценка проделанной работы, представляются результаты собственной коммуникативной деятельности.

Результативно-оценочный блок разработанной модели определяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связанной с разработкой критериев, показателей, а также уровней формирования коммуникативной компетентности. Достигнутый уровень коммуникативной компетентности (базовый, потенциальный, совершенный) определяется по мотивационно-ценностному, деятельностному, эмоциональному, рефлексивно-оценочному критериям и соответствующим им показателям, сформированность которых оценивается комплексом диагностических методик: «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов), «Определение жизненных ценностей личности» (Мш^Тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова), «Направленность личности в общении» (НЛО-А) (С.Л. Братченко), Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна), Методика выявления самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова), «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский), Опросник общения (СУМО) (В.Н. Куницына). Полученные результаты диагностик следует рассматривать не только как свидетельство достигнутого уровня формирования коммуникативной компетентности, но и как данные, необходимые для проектирования и реализации дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Рисунок 1. Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации ИОТ (составлено автором)

https://mir-nauki.com

Таким образом, на основании проделанной работы следует сделать вывод, что модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории представляет открытый, педагогически управляемый процесс, все компоненты которого (методологический, операционально-деятельностный и результативно-оценочный) содержательно и функционально взаимосвязаны.

При этом методологический блок определяет цели и задачи, а также подходы и принципы описываемого процесса. Операционально-деятельностный включает основные этапы, направления, формы, методы организации коммуникативной деятельности обучающихся, а также отражает взаимодействие обучающихся друг с другом и с педагогом, их сотворчество в учебной и научно-исследовательской деятельности, способствуя, таким образом, поэтапному накоплению опыта коммуникативной деятельности. И результативно-оценочный блок предполагает диагностику и выявление достижения максимально возможного уровня формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что формирование коммуникативной компетентности является долгосрочным процессом, требующим значительных усилий со стороны всех субъектов образовательного процесса, разработанная нами модель, в связи с этим, представлена в операциональной форме, допускающей контроль и обратную связь управляющего воздействия с целью корректирования промежуточных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2008. № 1-2.

С. 74-78.

2. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: Монография. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2006. 111 с.

3. Кулешова Г.М. Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

2008. № 63-2. C. 123-127.

4. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография. М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 140 с.

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с.

6. Алипханова Ф.Н. Моделирование процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере экономики организациях СПО // В сборнике: Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период. Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 146-150.

7. Давыденко Т.М. Сущность и функции адаптивной школы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 125-138.

8. Дахин А.Н. Моделирование результатов военно-профессионального образования // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 4 (9). С. 77-82.

9. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2014. № 1(16). С.126-128.

10. Чанкова Е.В. Трансформационная модель коммуникативной компетентности личности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 147-153.

11. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. 139-143.

12. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2-6.

13. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30-35.

14. Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т.3. № 1. С. 32-38.

15. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.

16. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 124128.

17. Щуркова Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4. С. 139-147.

18. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. 2003. № 5 (23). С. 79-90.

19. Корчагин В.Н. Системно-синергетическая философия как методологическая основа педагогики // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. №. 2. С. 99-103.

20. Таланчук Н.М. Системно-синергетический взгляд на среднее специальное образование // Казанский педагогический журнал. 1995. № 1. С. 49-59.

Nikulina Anna Sergeevna

Saratov national research state university named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

E-mail: NikulinaAS@yandex.ru

The model of communicative competence formation of learners in the process of individual educational trajectory designing and realizing

Abstract. The article presents the author's dynamic structurally functional model of communicative competence formation of learners in the process of individual educational trajectory designing and realizing which provides the training constructed on the interaction of subjects in the educational process under the condition of systematic purposeful actions of both teachers and learners. The model is based on provisions of personally focused, axiological and synergetic approaches. At the same time considerable attention is paid by the author of the article to the principles promoting successful realization of these approaches. The model is characterized by staging and also it includes three interconnected blocks (methodological, operational and activity, reflexive and estimated). These blocks promote a clear idea of purposeful process of communicative competence formation of learners. Depending on the stage of communicative competence formation there are certain changes in subjects' activities in the process of individual educational trajectory designing and realizing. In this regard it allows the author to claim that the model is presented in the operational form and is subject to control and feedback to adjust intermediate results. Most effectively and successfully this model is implemented on condition of educational and scientific and research activities integration when their consistent unity stimulates motivation and readiness of learners for active participation in communicative activities. During lessons, participation in scientific sections and research groups learners get acquainted with variable opportunities of educational and research activities choosing those of them where they can realize themselves more successfully in co-creation with each other and with the teacher.

Keywords: structurally functional model; communicative competence; individual educational trajectory; educational activities; scientific and research activities; approaches; principles; interconnected blocks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.