Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная траектория - путь к коммуникативному успеху'

Индивидуальная образовательная траектория - путь к коммуникативному успеху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / EFFICIENCY OF COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ / COMMUNICATIVE SUCCESS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина А.С.

В статье рассматривается проблема повышения эффективности коммуникации обучающихся как субъектов жизнедеятельности в условиях гуманистической парадигмы образования. В качестве решения данного вопроса автор предлагает обратить внимание на возможность достижения обучающимися коммуникативного успеха в процессе проектирования ими индивидуальной образовательной траектории. Самостоятельное продвижение обучающихся как активных субъектов общения по индивидуальным траекториям способствует наиболее продуктивному развитию их коммуникативных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY - THE WAY TO COMMUNICATIVE SUCCESS

The article considers the problem of increasing in efficiency of communication of students as subjects of activity in the conditions of a humanistic paradigm of education. As the solution of the matter the author suggests to pay attention to the possibility of achievement by students of communicative success in their designing process of an individual educational trajectory. The independent advance of students as active subjects of communication on individual trajectories contributes to the most productive development of their communicative opportunities.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная траектория - путь к коммуникативному успеху»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - ПУТЬ К КОММУНИКАТИВНОМУ УСПЕХУ

А.С. Никулина, аспирант

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности коммуникации обучающихся как субъектов жизнедеятельности в условиях гуманистической парадигмы образования. В качестве решения данного вопроса автор предлагает обратить внимание на возможность достижения обучающимися коммуникативного успеха в процессе проектирования ими индивидуальной образовательной траектории. Самостоятельное продвижение обучающихся как активных субъектов общения по индивидуальным траекториям способствует наиболее продуктивному развитию их коммуникативных возможностей.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, субъект, эффективность общения, коммуникативный успех, проектирование.

Значимость коммуникации в современном мире не вызывает сомнений, как в обыденной, так и в профессиональной жизни. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации. Для передачи информации используются вербальные и невербальные способы общения. Эффективная коммуникация подразумевает способность людей понимать друг друга в общении, межличностном взаимодействии.

Эффективность речи определяется как мера гармонизации отношений субъектов общения. Концепция эффективности речевого общения представляется малоперспективной, когда эффективность речи оценивается по количеству переданной и (или) принятой информации [5].

Результатом эффективного общения признается подлинное взаимопонимание между участниками коммуникации. Успешное общение развивается на основе общего ритма речевого поведения собеседников, высокой степени когерентности (согласованности) коммуникации на различных ее уровнях. Под согласованной беседой американская исследовательница Д. Таннен понимает «... утверждение ценности, уникальности бытия каждого как особой личности и доказательство связи с другими людьми. В этом смысле успешная беседа может считаться эстетическим переживанием» [9].

Исходя из этих положений, проблема определения «эффективности» общения и, как следствие, проблема достижения коммуникативного успеха решаются следующим образом. Общение будет настолько эффективным, насколько в этом процессе партнерам удастся актуализировать свою индивидуальность и, соответственно, сделать еще один шаг в своем развитии. Очевидно, что применение эффективных коммуникативных стратегий оказывается принципиально важным, прежде всего в педагогическом общении.

Большое значение в современных условиях приобретает гуманистическая парадигма образования, ставящая в центр внимания обучающегося как субъекта жизнедеятельности, свободную и духовную личность, имеющую потребность в самоопределении, саморазвитии, самореализации.

Прежде всего, обратим внимание, что понятие субъекта восходит к временам античности. Каменев С.А. обнаружил, что еще в трудах Протогора отношение к человеку описывается как к мыслящему и чувствующему субъекту, пестроте и противоречивости его внутренней жизни [8].

Вслед за античными философами, В.В. Розанов выдвигает принцип индивидуальности, направленный на единичную и неповторимую личность [7]. Применительно к современной религиозной философии, выявление истинной сущности человека и возрождение его индивиду-

альности через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности является предметом исследования в персонализме. По словам персоналистов, «личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми» [4].

Данная идея для нас особенно важна, так как это позволяет нам предположить, что при личностно-ориентированном общении раскрытие и развитие индивидуального познавательного «стиля» каждого обучающегося способствует наиболее продуктивному развитию его коммуникативных познаний.

Не маловажным является тот факт, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы создаются условия для построения обучающимися в процессе обучения индивидуальной образовательной траектории.

Образовательная траектория представляет собой линию движения, настоящий путь в образовании, т.е. «образовывании самого себя», состоящий из этапов (урок, тема, курс...) продвижения каждого учащегося в сложно устроенном образовательном пространстве [3], последовательность освоения (путь прохождения) материала [2].

В трудах известного гуманиста Ж.Ж. Руссо идея движения интерпретируется с позиции стремления к достижениям как способа совершенствования внутреннего потенциала человека. Аналогичной точки зрения придерживается К. Роджерс, считая человека активным существом, ответственным за свою жизнь, ориентированным на определенные цели и способным вести себя к ним [6].

Библиографический список

1. Гончарова, Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров [Электронный ресурс] / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2012. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/organizatsiya-mdividualnoy-obrazovatelnoy-

traektorii obucheniya-bakalavrov

2. Ильина, И.Ф. Индивидуальная образовательная программа как средство организации образования педагогов при решении проблемы индивидуализации обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cross-ipk.ru/.

3. Кулешова, Г.М. Индивидуальная образовательная траектория: твой путь в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-trajectory.com/tria.html.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории способствует вовлечению обучающихся в диалог, различные виды деятельности и предоставление им возможности выбора социальной роли в ситуации игрового моделирования.

Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в практику учебной деятельности позволит каждому обучающемуся спроектировать индивидуальный путь к коммуникативному успеху. Использование индивидуальных образовательных траекторий студентов, по словам Е.В. Гончаровой, Р.М. Чумичева, способствует готовности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач [1].

Опираясь на характеристики индивидуальной образовательной траектории, приведенные в научных исследованиях, мы можем сделать вывод, что самостоятельное продвижение обучающихся как активных субъектов общения по индивидуальным траекториям способствует наиболее продуктивному развитию их коммуникативных возможностей посредством вовлечения обучающихся в ситуации коммуникации и совместной деятельности, формирования у них критического мышления и, соответственно, способности вырабатывать собственное аргументированное суждение.

4. Матяш, Т.П. Основы философии: учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под ред. Т.П. Матяш. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. -С. 51-52.

5. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 379 с.

6. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной; Общ. ред. и предисл. М.М. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

7. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов; сост. В.Н. Щербаков. - М.: Педагогика, 2010. - 620 c.

8. Хрестоматия по истории педагогики / под общ. ред. С.А. Каменева. - М., 1936. -Т. IV.

9. Tannen D. Conversational Style: Analyzing Talk among Friends. — Norwood, 1984.

THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY - THE WAY TO COMMUNICATIVE SUCCESS

A.S. Nikulina, postgraduate Saratov state university (Russia, Saratov)

Abstract. The article considers the problem of increasing in efficiency of communication of students as subjects of activity in the conditions of a humanistic paradigm of education. As the solution of the matter the author suggests to pay attention to the possibility of achievement by students of communicative success in their designing process of an individual educational trajectory. The independent advance of students as active subjects of communication on individual trajectories contributes to the most productive development of their communicative opportunities.

Keywords: individual educational trajectory, subject, efficiency of communication, communicative success, designing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.