Научная статья на тему 'Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования'

Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / BASIC EDUCATIONAL INTENTION OF THE PERSON / PERSONAL COMMUNICATIVE NET / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабрин Валерий Иванович

Рассматриваются основные уровни и характеристики персональной коммуникативной сети индивидуальной траектории образования. Раскрываются глубинные основания индивидуального пути профессионального роста. Предлагаются основные направления исследования, сопровождения и развития индивидуальной образовательной стратегии инновационно-ориентированной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers basic levels and characteristics of the personal communicative net of the individual trajectory of education. There are deep foundations of the individual course of professional growth. Proffered basic directions of research, accompaniment and development of individual educational strategy of the innovational person.

Текст научной работы на тему «Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9

ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СЕТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Кабрин (Томск)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 09-06-00395а)

Аннотация. Рассматриваются основные уровни и характеристики персональной коммуникативной сети индивидуальной траектории образования. Раскрываются глубинные основания индивидуального пути профессионального роста. Предлагаются основные направления исследования, сопровождения и развития индивидуальной образовательной стратегии инновационно-ориентированной личности. ключевые слова: базовые образовательные интенции личности; коммуникативная образовательная сеть; индивидуальная траектория образования.

Парадокс динамики современной многомерной культуры состоит в том, что глобализация коммуникативнообразовательных сетей интенсифицирует множественную идентификацию этнических и конфессиональных субкультур. Всё это неизбежно обостряет понимание универсальности персональной идентичности человека, реализующейся в его суверенном коммуникативном мире.

Проблема развития персональной коммуникативной сети, с помощью которой человек творит и оптимизирует индивидуальную траекторию образования себя как профессионала и трансфессионала, выводит на первый план не просто субъектное, но именно личностное его начало, поскольку предполагает его встречу в этой сети с такими же суверенными, как и он, другими личностями. Однако мы здесь отталкиваемся от традиционного понятия коммуникативной сети: коммуникативная сеть как простая или сложная структура каналов передачи информации возникает или актуализируется в случае, если коммуникатор достигает адресата (реципиента) или реципиент находит информационный ресурс коммуникатора. Сети различают по характеристикам каналов и информационных носителей, поскольку они определяют количество и качество возможных коммуникативных процессов [16, 24]. Для решения такой проблемы представляется наиболее релевантным транскоммуникативный подход, базирующийся на теории транскоммуникации и транскоммуникативной концепции личностного роста в образовании [8, 9]. В данной работе он служит методологическим основанием, поскольку предлагаемые ниже концептуальные схемы являются его последовательными конкретизациями.

Транскоммуникативная экзистенция личности, социума, культуры в образовательном пространстве. Культурно-исторический анализ антропогенеза выявляет общую транскоммуникативную ось от архаики до современности, конституирующуюся определенными

формами и трансформациями жизненных коммуникативных пространств [19, 31]. Не случайно в прошлом столетии получили мощное развитие концепции не только взаимодополнительности, но преемственности и взаимной транзитивности коммуникативных процессов социального, культурного и личностного уровней жизни человека. Имеются в виду концепции М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, М. Бубера, Д.-Г Мида, Ю. Хабермаса,

К. Ясперса и др. [15, 31]. В этом контексте универсальной составляющей жизненного мира человека, объединяющего указанные уровни, являются транскоммуникативные отношения, т.е. отношения, характеризующиеся возрастающим трансформативным потенциалом. Речь идет о погруженности каждого человека в конкретную историческую, социальную, культурную личностно значимую ситуацию, в которой он в определенной степени чувствует, переживает принадлежность и сопричастность всем этим уровням ситуации и в то же время может (обладает потенциалом) внести свой личный вклад в их осуществление и изменение.

Однако проблема внесения человеком творческого инновационного вклада в социум, культуру, профессию связана с аутентичностью его личности. Аутентичность же может быть понята только через раскрытие уникальности человеческого Я. Психология человеческого Я как центральный фактор личности имеет большую историю. Проведено много исследований и построено множество концепций в рамках различных психологических парадигм и школ (от телесного до трансперсонального Я), которые фиксировались чаще в словах-метафорах, таких как: Оно, Эго, Суперэго; физическое, социальное, психическое, духовное Я; практическое и высшее Я; Самость, Проприум, I, Me, Self и даже Subperson и Person. Не называю здесь множества авторов этих концепций, поскольку тенденция центрироваться на своей классификации, не производя тщательных соотнесений с другими концептами, суще-

71

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

ствует до сих пор. В этой ситуации я тоже продолжаю экономить слова, говоря лишь, что большинство этих концептов мне трудно признать достаточно полными, несмотря на их высокую креативность.

Для решаемой здесь проблемы наиболее близкими оказываются концепции К. Юнга, Р. Ассаджиоли, Д.Г Мида, А. Лэнгле [2, 13, 15]. К сожалению, не получила достаточного развития классическая концепция Д.Г Мида, определяющая Self как диалог (коммуникацию) I и Me, а концепции аутентичной самости К. Юнга и А. Лэнгле требуют прояснения ее коммуникабельности или глубже - транскоммуникабельности. Помня прозрения К. Ясперса, представим центральную инстанцию во множественном Я личности как интуитивное чувство аутентичности, или интуитивную аутентичную со-весть. Это означает способ приобщённости к высшей вести, имея в виду её транскоммуникативный смысл.

Здесь вполне оправдано предположение, что «экзистенциальная коммуникация», возникающая «из глубины молчания совести», связанной в этот момент с Всевышним, восходит уже на уровень трансперсональной коммуникации, или собственно транскоммуникации

[9]. Применяя четырехмерную модель транскоммуникации к анализу базовой дифференциации центральной инстанции человеческого Я, получаем следующую конкретизацию.

A. Нисходящий луч транскоммуникации (в направлении телесности) формирует децентрированное катар-ктическое Я, архетипическое по природе и вырастающее из «Мы» - коллективного бессознательного (по К. Юнгу, Б.Ф. Поршневу). Это первично децентрированное Я (предшествующее эгоизму), трансформируя паразитарную природу выживания в альтруистическую интенцию служения роду, культуре, профессии, порождает соответствующий тип коммуникативных отношений.

B. Импрессивный луч транскоммуникации формирует соответственно импрессивное Я в синонимический, психосемантический ряд которого входят Я-образ, Я-перцепция, Я-впечатление, Я-вчувствование, Я-поток, Я-импринтинг, зеркальное (по Ч. Кули), созерцающее, эйдетическое Я («Me» по Дж. Миду), симбиотическое и адаптивное Я. Этот обычно очень развитый в человеке «Я-комплекс» обеспечивает транскоммуникативную интенцию «отзывчивости - взаимности» и соответствующий тип коммуникативных отношений.

C. Экспансивный луч транскоммуникации рождает спонтанное, генеративное, субъективное, творческое Я («I» по Дж. Миду), инициативное, ментальное, имаги-нативное Я, ориентированное на путешествие, поиск, приключение, риск. Этот «Я-комплекс» проектирует транскоммуникативную интенцию инициативной избирательности, формирует «чувство собственного достоинства» и соответствующий тип коммуникативных отношений.

D. Восходящий луч транскоммуникации формирует высшее Я (по Р. Ассаджиоли), духовное Я, вдохновляю-

щее, просветленное, мудрое любящее Я, определяющее транскоммуникативную интенцию призвания (призван-ности, предназначенности) и порождает соответствующий тип коммуникативных отношений.

Эти четыре луча Self-интенции являются источником развертывания всей индивидуальной аутентичной образовательной траектории и её коммуникативной сети.

Холархия поясов транскоммуникативного пространства профессионализации личности. В качестве источника образовательной перспективы среди основных ипо стасей человека (организм, индивид, субъект, индивидуальность) рассматривается личность, поскольку именно в ней проявляется трансцендентность человека [13]. В этом контексте суверенная личность образуется как метапозиция системы Я - инстанций, развернутых выше, в рефлексивном зеркале которой она может рассматривать и оценивать сильные и слабые стороны себя как организма, индивида, субъекта и индивидуальности с точки зрения своих жизненных проектов и актуальных коммуникативных отношений в ситуации и среде.

В персоналистическом плане человек, следовательно, проявляется не просто как субстанция или процесс, а как отношение: гендерное и прогендерное (дети, семья), родственное и прородственное (родство, генеалогия, братство, Родина), культуральное и транскультуральное (этноцентризм, космополитизм), экзистенциальное (аутентичная событийная ответственность) и трансцендентальное (совесть и вера). Иными словами, человек как личность онтологически существо трансперсональное и транскоммуникативное. Спектр и границы его существования образуются холархией коммуникативных кругов, или поясов, его жизненного пространства. Из всех возможных метафор (слой, сфера, уровень) мы выбрали пояс, поскольку он несет в себе семантику собственной протяженности, относительной проницаемости, выделяющейся определенности, обладает качеством иммунитета и потенциальной радиации, что соответствует холархической и науковедческой концептуализации [10, 23]. Холархия объединяет иерархические и гетерархические аспекты (процессы) системы.

В этом контексте холархия образовательных пространств будет выглядеть так:

- система транскоммуникативных Я-интенций личности - первый имплицитный пояс персональной идентичности (аутентичности);

- система свободных избирательных, значимых и взаимных коммуникативных отношений личности - второй эксплицитный пояс персонального коммуникативного мира личности;

- система коммуникативных связей личности в пространстве факультета - третий пояс персональной образовательной сети;

- система коммуникативных связей личности в пространстве университета - четвертый пояс персональной образовательной сети;

72

Психология образования

- система коммуникативных связей личности в информационно-образовательном пространстве -пятый пояс персональной образовательной сети (образовательные СМИ, образовательный Интернет, профессиональные экспертные системы);

- коммуникативный полигон притязаний, испытаний и достижений личности - шестой креативный пояс персональной образовательной сети (участие и победы в конкурсах фондов на получение грантов, участие и победы в суперконкурсах (президентских, международных и т.п.);

коммуникативное пространство образовательных путешествий - седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети (edutainment (образовательные развлечения), научный туризм);

- диффузное коммуникативное пространство -восьмой открытый диффузный пояс (вебинары (онлайн-семинары), профессионально-образовательные форумы и чаты, случайные встречи).

Степень освоения личностью каждого образовательного пояса может быть определена на основе конкретных коммуникативных критериев. Важно иметь в виду, что границы между поясами относительны, т.е. между ними имеются ощутимые пересечения.

Первый имплицитный пояс персональной идентичности - система транскоммуникативных Я-интенций личности. Среди множества концепций личности для контекстуальной основы выбираются экзистенциально-гуманистические и трансперсональные как наиболее соответствующие современности, дающие наименее искаженные и редуцированные отображения личностного начала в человеке и раскрывающие его коммуникативную природу [10, 14, 20,

26]. Собственно транскоммуникативная архитектоника личности представляет собой сложно артикулированную многоуровневую холархию внутренне-внешних транспозиций и транскоммуникаций. В контексте многоплановой коммуникативно-образовательной персональной сети важно акцентировать базисные интенции личности, характеризующиеся трансцендентным потенциалом. Этим требованиям удовлетворяют интенции, соответствующие основным лучам транскоммуникации, признаками которых являются основные трансовые пиковые переживания:

- интенция служения - альтруистическая ориентация помощи, поддержки, жертвования, связанная с чувством сопричастности чему-то большему (семье, нации и т.п.); коммуникативный критерий - вербально-невербальная симптоматика выраженности катарсиса (нисходящая транскоммуникация);

- интенция гармонии - отзывчивость, ответственность, взаимность, впечатлительность в отношении нового, соответствующие чувству причастности гармонии мира; коммуникативный критерий - вербальноневербальная симптоматика выраженности импринтинга (импрессивная транскоммуникация);

- интенция свободной инициативы - потребность в самореализации, ориентация на достижения, рост притязаний, связанные с чувством безграничных возможностей жизненного пространства; коммуникативный критерий - вербально-невербальная симптоматика выраженности экспрессии, экстенсии, экспансии, экстаза (экспансивная транскоммуникация);

- интенция призвания - чувство предназначения, особой индивидуальной предрасположенности к осуществлению чего-то жизненно и социально значимого, связанного с поиском и открытием смысла жизни в контексте высших духовных ценностей; коммуникативный критерий - вербально-невербальная симптоматика выраженности инсайта, озарения, открытия, вдохновения (восходящая транскоммуникация).

Второй эксплицитный пояс коммуникативного мира личности - система свободных избирательных, значимых и взаимных коммуникативных отношений. Если транскоммуникативный потенциал личности образует первый имплицитный тематический пояс её образовательной сети, то коммуникативный мир личности в социокультурном пространстве можно считать вторым ближайшим политематическим поясом. Коммуникативный мир как пространство оптимальной самореализации личности формируется на основе аутентичной констелляции ее базовых транскоммуникативных интенций как уникальная конфигурация децентрированных, взаимных, избирательных, свободных отношений, в которых происходит гармонизация ценностно-тематических и партнерских ориентаций [9]. Здесь мы видим, как транскоммуникативные интенции личности перерастают в качества коммуникативных отношений.

Любая специальность, научное и инновационное направления, образовательная дисциплина на уровне коммуникативного мира характеризуются эксплицитными коммуникативными критериальными качествами: эмпатическая децентрация, отзывчивая взаимность, инициативная избирательность и восхищающий интерес. Имея в виду уровни коммуникаций, в данном коммуникативном пространстве можно выделить второй вектор критериальных характеристик, а именно: происходит общение в основном в форме элементарных контактов, содержательных бесед (с интересными собеседниками), проблемных дискуссий (с достойными оппонентами) или углубляющихся значимых отношений (взаимное развитие в русле общих ценностей).

Коммуникативный мир личности студента, аспиранта и т.п. в контексте образовательной сети, конечно, должен бы формироваться профессионально значимыми специалистами, экспертами, преподавателями и студентами, образующими референтный, дискуссионный, оппонентский круги.

Следующие коммуникативные пояса образовательной сети личности носят значительно менее персонифицированный характер или могут быть скорее деперсонифицированными. Но в силу открытости коммуникативного

73

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

мира личности их события могут интроецироваться в персональное жизненное пространство и являться своеобразными маяками дальнейшего его развития.

Третий пояс персональной образовательной сети - система коммуникативных связей личности в пространстве факультета. В персональной образовательной сети, кроме обязательного учебного плана и успеваемости, важно учитывать консультативный круг студентов (к кому обращаются за консультациями), включенность во внеучебные мероприятия (семинары, конференции, дискуссии, диспуты, форумы, волонтерские инициативы, экологические мероприятия). Целесообразно выделить оппонентский проблемный круг общения личности на факультете.

Четвертый пояс персональной образовательной сети - система коммуникативных связей личности в пространстве университета. Во-первых, общеуниверситетское пространство продолжает и развивает все формы факультетской жизни на уровне вуза. В то же время имеются качественно более универсальные сферы, характеризующие уникальное достояние университета, приобщение к которым существенно обогащает персональную коммуникативную сеть студента: музеи и архивы, экологические образования (рощи, ботанические сады, ландшафт в целом), спортивные объединения, секции, художественные коллективы и альтернативные клубы, любительские собрания, хоббинарии, общеуниверситетские акции. Критерием развития этого пояса сети является степень включенности в указанные направления жизни студенческого университетского мира.

Пятый пояс персональной образовательной сети - система коммуникативных связей личности в информационно-образовательном пространстве СМИ и Интернет. Данный диффузный пояс персональной образовательной сети настолько разнообразен и многогранен, что на данном этапе моделирования и исследования необходимо накопление эмпирического массива данных о включенности конкретных студентов в конкретные СМИ и Интернет-процессы. Здесь, видимо, социологические исследования должны предшествовать глубинному психологическому анализу.

Необходим также анализ дидактической ценности погружения в соответствующий процесс.

Шестой креативный пояс персональной образовательной сети - коммуникативный полигон притязаний, испытаний и достижений личности. Этот, на первый взгляд, крайний пояс лучше понимать как интенсивно мерцающую ауру образовательной сети. Психологическая значимость некоторых событий может быть настолько велика, что ощутимо влияет на предыдущие слои образовательного пространства вплоть до воздействия на базовые интенции личности. Примеры коммуникативно-образовательных событий:

- участие и победа в конкурсах фондов на получение грантов;

- участие и победа в суперконкурсах (президентских, международных и т.п.)

Седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети - коммуникативное пространство образовательных путешествий. Известно, что креативность и рекреация в жизни творческой личности интимно взаимосвязаны. Многим неожиданным выдающимся открытиям мы обязаны именно рекреативным ситуациям (отдых, путешествия, приключения, хобби), особенно если им предшествовала интенсивная творческая работа [12]. Можно выделить такие типы рекреативной жизни:

- edutainment (образовательные развлечения);

- хоббинарии;

- научный туризм.

Восьмой открытый диффузный пояс - диффузное коммуникативное пространство. Открытость случаю, спонтанным коммуникациям, имеющим косвенное отношение к образовательным стратегиям личности, может иметь неожиданные и весьма внушительные последствия для их кардинальных изменений. Составляя новый контраст по отношению к задуманному, эти контакты могут незаметно добавлять критическую энергетику для важного дела по принципу доминанты. Примеры таких контактов:

- вебинары (онлайн-семинары);

- профессионально-образовательные форумы и чаты;

- случайные встречи.

Представленная выше упорядоченность поясов, или слоев, персональной образовательной сети имеет смысл с точки зрения масштабирования коммуникативного пространства, но он относителен. Значительно релевантнее рассматривать выделенные шесть поясов как относительно самостоятельные измерения многомерного пространства персональной образовательной сети. Важно учесть, что они находятся во многом в хо-лархических отношениях, т.е. оказываются вложенными и взаимопроникающими друг в друга. В заключение укажем основные направления работы по совершенствованию персональной образовательной траектории в её коммуникативных сетях и средах.

Пути исследования и повышения эффективности персональной образовательной сети:

1. Перевод всех поясов, уровней и характеристик коммуникативной сети в категории контент-анализа, психосемантического анализа проектов и рефлексивных отчетов студентов.

2. Более направленное исследование холархии коммуникативных миров всех поясов и их пересечений с помощью метода моделирования коммуникативных миров (ММКМ).

3. Картографирование и формирование ментальных карт основных источников образовательной информации как потенциальных коммуникаторов.

4. Медитативный тренинг аутентичности - развитие интуитивной сензитивности, переживание уникальных

74

Психология образования

аспектов внутреннего Я по каждой базовой интенции личности; усиление самодостаточной воли их проявления.

5. Тренинг самовыражения внутренних интенций в коммуникативных мирах с помощью ритм-практик (программа ритм-студии) [7].

6. Ноэтический практикум управления намерениями - медитативная проработка перспектив, формирование коммуникативных связей и отношений по внешним поясам образовательной сети [7].

7. Модельное конструирование образовательных коммуникативных миров.

8. Программа комплексной супервизии формирования индивидуальной траектории образования.

Представленная модель персональной образовательной траектории может стать основой спецкурса в профессиональной подготовке психолога и программы психологического сопровождения инновационно-ориентированных специалистов различных профессий.

Литература

1. АрчерДж. Эволюционная социальная психология // Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон.

М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 45-67.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008. 384 с.

3. Бирхофф Г.У. Просоциальное поведение // Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.:

ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 398-421.

4. Дмитриева Л.Г. Проблема ассиметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии // Психологи-

ческая наука и образование. 2009. № 4.

5. ЕмельяноваИ.Н. Студент как субъект воспитательно-развивающей среды университета // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.

6. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005.

248 с.

7. Кабрин В.И. Развитие психологического потенциала достижений личности (Комплексный проект развивающих тренинговых программ):

электрон. учеб. пособие. Томск, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Кабрин В.И. Транскоммуникативные основания анализа ценностного мира человека // Ценностные основания психологической науки и

психология ценностей. М., 2008.

9. Калашникова М.Б., Купцова С.А. Формирование экологической культуры студентов разных специальностей в образовательной среде вуза

через курс психологии // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: АСТ, Ермак, 2003. 380 с.

11. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании // Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 128-156.

12. Любарт Т. и др. Психология креативности. М., 2008.

13. Зенасни М. Психология личности: Учеб. пособие. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.

14. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сб. статей. М., 2007.

15. Лэнгле А. Генезис М., 2009. 159 с.

16. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

17. Мид Дж. От жеста к символу// Mead G. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. P 65, 66-76, 78. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/

sociologia/mead.htm

18. Моль А. Социодинамика культуры. М.: ЛКИ, 2008. 416 с.

19. Погодина А.В., Крылова С.Д. Модели корпоративной культуры вузов // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 92-97.

20. Полборн Р. Образ и предвкушение. М.: Флинта, 2003. 496 с.

21. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Алетейя, 2007. 713 с.

22. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: Универс, 1993. 430 с.

23. Тарт Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. Книга о том, как жить в настоящем моменте. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. 240 с.

24. Уаймен Дж., Джайлс Г. Коммуникация в межличностных и социальных отношениях // Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 342-369.

25. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ, 2004. 412 с.

26. УилкХ., Книппенберг Э. Групповое действие // Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 454-500.

27. Уолш Р. Основания духовности. М.: АСТ, 2004. 381 с.

28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

29. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1992. 544 с.

30. Юнг К. Aion. Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.

31. ЯкимоваП.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях

// Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 110-119.

32. Яковлев А.И. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Информационное общество. 2001. Вып. 2. С. 32-37.

33. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1994. 527 с.

PERSONAL COMMUNICATIVE NET OF INDIVIDUAL TRAJECTORY OF THE EDUCATION Kabrin V.I. (Tomsk)

Summary. The article considers basic levels and characteristics of the personal communicative net of the individual trajectory of education. There are deep foundations of the individual course of professional growth. Proffered basic directions of research, accompaniment and development of individual educational strategy of the innovational person.

Keys words: basic educational intention of the person; personal communicative net; individual trajectory of the education.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.