Научная статья на тему 'ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич, Жабакова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются результаты трансдисциплинарного исследования подготовки будущих педагогов физической культуры. Авторы обосновывают применение метода трансдисциплинарного портфолио как психолого-педагогического инструментария репрезентации субъективных представлений о подготовке будущих педагогов физической культуры и как средства кросс-фертилизации моделей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич, Жабакова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY STUDY OF THE TRAININGOF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

The article deals with the results of a transdisciplinary study of the training of future teachers of physical culture. The authors substantiate the use of the transdisciplinary portfolio method as a psychological and pedagogical tool for the representation of subjective ideas about the training of future physical education teachers and as a means of cross-fertilization of learning models.The relevance of the study is determined by the need for innovative transformation of the training of future physical education teachers, the desire to overcome the “narrow focus” of the disciplinary campaign. The design, evaluation, and interpretation of the subjective training space of future physical education teachers was carried out in the process of solving complex problems and analyzing the results of simulation modeling of professional pedagogical activity.The purpose and objectives of the study: to introduce the method of the transdisic disciplinary portfolio in the process of training future teachers of physical culture as a form of subjective representation of the processes of solving complex problems and simulation of professional pedagogical activity.Materials and methods of research: The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of transdisciplinarity in the system of training future teachers of physical culture, the method of content analysis of students ‘ ideas about the training of future teachers, the f* Fisher criterion.Results and discussion. The transdisciplinary portfolio model developed by the authors reflects the individual solution trajectory solutions to complex problems, reflection of subjective experience in the process of simulation modeling of professional pedagogical activity in the form of recorded results of “subjective difficulties” and “reflection of subjective achievements”.

Текст научной работы на тему «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 378.174 ББК 74.202.5

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16403

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В. Е. Жабаков, Т. В. Жабакова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

В статье рассматриваются результаты трансдисциплинарного исследования подготовки будущих педагогов физической культуры. Авторы обосновывают применение метода трансдисциплинарного портфолио как психолого-педагогического инструментария репрезентации субъективных представлений о подготовке будущих педагогов физической культуры и как средства кросс-фертилизации моделей обучения.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, подготовка будущих педагогов физической культуры, трансдисциплинарное портфолио.

Актуальность исследования определяется необходимостью инновационного трансформирования подготовки будущих педагогов физической культуры, стремление преодолеть «узконаправ-ленность» дисциплинарного похода. Конструирование, оценка, интерпретация субъективного пространства подготовки будущих педагогов физической культуры осуществлялась в процессе решения комплексных задач и анализа результатов имитационного моделирования профессиональной педагогической деятельности.

Цель и задачи исследования: внедрить метод трансдисциплинарного портфолио в процесс подготовки будущих педагогов физической культуры как формы субъективной репрезентации процессов решения комплексных задач и имитационного моделирования профессиональной педагогической деятельности.

Материалы и методы исследования: Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме трансдисциплинарности в системе подготовки будущих педагогов физической культуры, метод контент-анализа представлений студентов о подготовке будущих педагогов, критерий ф* Фишера.

Результаты и их обсуждение. Разработанная авторами модель трансдисциплинарного портфо-лио отражает индивидуальную траекторию решения комплексных задач, рефлексию субъективного опыта в процессе имитационного моделирования профессиональной педагогической деятельности в форме зафиксированных результатов «субъективных трудностей» и «рефлексии субъектных достижений».

Обновление целей и ценностей педагогического образования обуславливает необходимость внедрения трансдисциплинарного подхода к подго-

товке будущих педагогов физической культуры, который позволяет не только усилить практико-ориентированные аспекты обучения, но и стимулировать когнитивно-ресурсный потенциал личности студентов [4; 5]. Как методологическая и методико-технологическая основа современной науки трансдисциплинарный подход рассматривается в работах В. С. Мокия, Т. А. Лукьяновой, которые отмечают, что «новизна научного подхода, методологии научных исследований определяется принципиальными изменениями во всех элементах взаимосвязанной цепи: философских предпосылок, методологии и методики, включая образы, содержание основных понятий и моделей объекта» [7]. В соответствии с этим положением мы рассматриваем проектирование трансдисциплинарного исследования проблемы подготовки будущих педагогов физической культуры в контексте исследования С. Р. Динабург как «процесс разработки методологических подходов, методических приемов и инструментальных средств» [2] как «семантического и практического объединения тех смыслов, которые находятся в области пересечения и лежат за пределами различных дисциплин» [10].

Опытно-экспериментальная работа по проектированию трансдисциплинарного исследования проблемы подготовки будущих педагогов физической культуры осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В ходе исследования применялись теоретические методы для рассмотрения трансдисциплинарных аспектов проблемы. К их числу относятся: анализ и синтез философской, педагогической, психологи-

ческой и методической литературы, обобщение и систематизация научных положений по теме исследования. В качестве эмпирических методов нами использованы контент-анализ и ф-критерий Фишера.

На первом этапе мы провели исследование представлений студентов о подготовке будущих педагогов в вузе основным методом исследования стал качественный проективный метод: испытуемым было предложено написать размышления на тему «Подготовка современного педагога физической культуры в вузе». Для анализа результатов был использован метод контент-анализа: выделены категории анализа, связанные с представлениями студентов о подготовке будущих педагогов в вузе, и соответствующие им семантические индикаторы, характеризующие конструкт «подготовка будущего педагога».

Для проведения контент-анализа была разработана кодировочная матрица. Выделение категорий анализа опиралось на результаты теоретического анализа исследований подготовки будущих педагогов физической культуры В. Е. Жабакова [3]. Матрица включала 4 категории (содержание подготовки; качество подготовки; цель обучения). Количественно-качественный и частотный анализ семантического контента включал 52 текста и 780 единиц (слов, словосочетаний, смысловых единиц), связанных с концептом «подготовка будущего педагога физической культуры».

Анализ категории «содержание подготовки» (39,5 % от общей дисперсии) показывает, что положительно окрашенную лексику («хорошая подготовка» — частотность 7, «нравится» — частотность 9, «доволен» — частотность 8 и т. д.) в представлениях о подготовке будущих педагогов физической культуры используют 44,3 % опрошенных. Нейтральную лексику («соответствует требованиям» — частотность 5, «достаточный уровень» — частотность 4 и т. д.) — 36,6 % опрошенных. Отрицательную лексику («недостаточно практических умений» — частотность 3, «низкая зарплата в будущем» — частотность 2) — 11,6 % опрошенных. Следовательно, ситуация обучения в представлениях студентов, в целом, отражена положительными семантическими единицами.

Категория «Качество подготовки» (27,6 % от общей дисперсии) отражена в единицах в «смогу быть успешным в профессии» (частотность 9), «обучение соответствует/не соответствует современным требованиям» (частотность 5), «не устраивает/устраивает качество учебного материала, который дают преподаватели» (частотность 3).

Категория «Цель обучения» (27,6 % от общей дисперсии) отражена в единицах в «знаю/не знаю, зачем получаю педагогическую профессию» (частотность 7), «обучение соответствует/не соответствует моим целям» (частотность 4), «учусь, потому что поступил на бюджет» (частотность 2).

Содержательный анализ семантического контента позволил сделать вывод, о дихотомии и интернальности-экстернальности представлений студентов о подготовке будущих педагогов физической культуры. Так, в содержании работы одного респондента мы могли выделить антонимические утверждения, полярные семантические единицы, что отражает диффузность представлений. В 28,8 % работ семантически отражены установки на интернальность. Респонденты этой группы отмечают «собственное волеизъявление» в выборе профессии, формирование цели профессионального развития. Однако в 71,1 % текстов экстернальность определена в качестве ведущей стратегии профессионального развития. Респонденты «перекладывают» ответственность на педагогов, родителей, описывают условия, из-за которых им пришлось выбрать эту профессию. Следовательно, необходимо внедрение в процесс подготовки будущих педагогов физической культуры трансдисциплинарных методов, направленных на психологическую коррекцию диффузных представлений, стимулирующих мотивацию достижения успеха в процессе обучения. В качестве трансдисциплинарного метода, направленного на решение поставленных задач мы выбрали трансдисциплинарное портфолио.

Традиционное портфолио, по мнению Л. Г. Светоносовой, — «модель аутентичного оценивания, которое нацелено на выявление: объективно существующего уровня владения умениями и навыками; пробелов в подготовке; трудностей усвоения; уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; положительных мотивов учения и др.» [9].

Трансдисциплинарное портфолио включает, с одной стороны, все содержательные признаки типового портфолио (работы, документы, листы самооценки [1]), с другой стороны, отражает субъектный опыт студента в освоении трансдисциплинарного пространства педагогической деятельности педагога физической культуры.

Поэтому портфолио отражает не достижения и траектории освоения отдельных дисциплин, а процесс решения комплексных задач, присвоение результатов имитационного моделирования

профессиональной педагогической деятельности.

Для конструирования комплексных задач нами выбраны ЗУВы таких дисциплин, как «Теория и методика физической культуры», «Педагогика», «Психология», «История физической культуры», «Основы научно-методической деятельности», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование». Имитационное моделирование профессиональной педагогической деятельности осуществлялось на основе трансдисциплинарного объединения таких дисциплин, как «Новые виды физического воспитания и спорта», «Подвижные игры», «Сложно-координационные виды спорта», «Игровые виды спорта», «Юношеский спорт», «Спорт высших достижений», «Спортивная подготовка в игровых видах спорта», «Спортивная подготовка в циклических и ациклических видах спорта», «Педагогическое физкультурно-спортив-ное совершенствование».

Работа над портфолио предполагает сбор интерсубъективной информации о значимых результатах решения комплексных задач и рефлексии результатов имитационного моделирования профессиональной педагогической деятельности. Кроме того, в трансдисциплинарное портфолио включаются процессуальные особенности достижения студентом ранее зафиксированных результатов, в том числе рефлексия «субъективных трудностей» и «рефлексия субъектных достижений». Данные характеристики могут быть выявлены посредством реализации двух относительно самостоятельных процедур: экспертного оценивания и рефлексии [1].

Экспертное оценивание — это описание деятельности будущих педагогов физической культуры, составленное на основе включенного наблюдения сокурсниками и преподавателями. Рефлексия как отражение субъектности предполагает «отражение» понимания, субъектную интерпретацию [8], выявление и устранение противоречий, самоанализ собственной деятельности в процессе решения комплексной задачи и ситуации имитационного моделирования.

На третьем этапе трансдисциплинарного исследования нами проведено повторное исследование представлений студентов о профессиональной деятельности педагога физической культуры. Результаты внедрения метода трансдисциплинарного портфолио позволяют сделать вывод, что выявлены статистически значимые различия в установках на интернальность (увеличение доли интернальности при (ф* =2,44 при ф* =1,64 (р <

0,05) и ф*кр=2,31 (р < 0,01) и) и экстернальность (уменьшение доли экстернальности (ф* = 2,39 при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и ф*кр = 2,31 (р <0,01)).

Таким образом, метод трансдисциплинарного портфолио как «отражение субъектного опыта» оказывает статистически значимые влияния на процесс психологической трансформации представлений о деятельности педагога физической культуры. Трансдисциплинарность позволяет нам преодолевать дихотомии прикладной и теоретической подготовки [6] будущих педагогов физической культуры на основе кросс-фертилизации моделей обучения.

Список литературы

1. Байбородова, Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник, 2016. — № 2. — С. 35—41.

2. Динабург, С. Р. Инструменты и ресурсы трансдисциплинарных стратегий / С. Р. Динабург // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — 2016. — № 1. — С. 51—62.

3. Жабаков, В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры : монография / В. Е. Жабаков. — Челябинск : Изд-во Челяб. Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 237 с.

4. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов,

A. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. — Челябинск, 2015. — С. 31—34.

5. Иванов, В. Д. Организация самостоятельной работы студентов в условиях балльно-рейтин-говой системы обучения физической культуре /

B. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 11—17.

6. Князева, Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований / Е. Н. Князева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10(112). — С. 193—201.

7. Мокий, В. С. Основы трансдисциплинарной концепции и методологии устойчивого развития / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова // Universum: Обще-

ственные науки. — 2015. — № 5(15). — URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2170.

8. Мокий, В. С. Методология трансдисципли-нарности-4 / В. С. Мокий. — Нальчик : АНОИТТ, 2017. — 112 с.

9. Светоносова, Л. Г. Ведение предметного портфолио как условие формирования педагогической культуры будущего учителя // Интернет-

журнал «Мир науки». — 2016. — Т. 4, № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf.

10. Хартия трансдисциплинарности (принята на Первом Всемирном конгрессе по трансдисциплинарности, Конвенто да Аррабида, Португалия, 2—7 ноября 1994 г.) / пер. с англ. В. И. Моисеева. — URL: http://transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-1 .html.

Поступила в редакцию 10 июля 2021 г.

Для цитирования: Жабаков, В. Е. Трансдисциплинарное исследование подготовки будущих педагогов физической культуры / В. Е. Жабаков, Т. В. Жабакова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 4. — С. 20—25.

Сведения об авторах

Жабаков Владислав Ермекбаевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-08971840. E-mail: gabakovvu@cspu.ru

Жабакова Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0001-9947-5505. E-mail: zhabakovatv@cspu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 4, pp. 20—25.

Transdisciplinary study of the training of future teachers of physical culture Zhabakov V.E.1, Zhabakova T.V.2

1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. gabakovvu@yandex.ru

2 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. zhabakova@inbox.ru

The article deals with the results of a transdisciplinary study of the training of future teachers of physical culture. The authors substantiate the use of the transdisciplinary portfolio method as a psychological and pedagogical tool for the representation of subjective ideas about the training of future physical education teachers and as a means of cross-fertilization of learning models.

The relevance of the study is determined by the need for innovative transformation of the training of future physical education teachers, the desire to overcome the "narrow focus" of the disciplinary campaign. The design, evaluation, and interpretation of the subjective training space of future physical education teachers was carried out in the process of solving complex problems and analyzing the results of simulation modeling of professional pedagogical activity.

The purpose and objectives of the study: to introduce the method of the transdisic disciplinary portfolio in the process of training future teachers of physical culture as a form of subjective representation of the processes of solving complex problems and simulation of professional pedagogical activity.

Materials and methods of research: The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of transdisciplinarity in the system of training future teachers of physical culture, the method of content analysis of students ' ideas about the training of future teachers, the f* Fisher criterion.

Results and discussion. The transdisciplinary portfolio model developed by the authors reflects the individual solution trajectory solutions to complex problems, reflection of subjective experience in the process of simulation modeling of professional pedagogical activity in the form of recorded results of "subjective difficulties" and "reflection of subjective achievements".

Keywords: transdisciplinarity, training of future physical education teachers, transdisciplinary portfolio

References

1. Bajborodova L.V. Principy organizacii individual'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Principles of the organization of individual educational activity of students in a pedagogical university]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 2, pp. 35—41. (In Russ.).

2. Dinaburg S.R. Instrumenty i resursy transdisciplinarnyh strategij [Tools and resources of transdisciplinary strategies]. Vestnik Permskogo nacionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Kultura. Istoriya. Filosofiya. Pravo [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy. Right], 2016, no. 1, pp. 51—62. (In Russ.).

3. Zhabakov V.E. Pedagogicheskoe upravlenie kachestvom podgotovki specialista fizicheskoj kultury : monografiya [Pedagogical quality management of physical culture specialist training : monograph]. Chelyabinsk, 2016. 237 p. (In Russ.).

4. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovanie zdorovesberegayuschey kompetentnosti studentov vyisshih uchebnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniy [Formation of health-saving competence of students of higher educational institutions]. Aktualnyie problemyi i perspektivyi teorii i praktiki fizicheskoy kulturyi, sporta, turizma i dvigatelnoy rekreatsii v sovremennom mire [Actual problems and prospects of the theory and practice of physical culture, sports, tourism and motor recreation in the modern world]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31—34. (In Russ.).

5. Ivanov V.D. Organizatsiya samostoyatelnoy rabotyi studentov v usloviyah ballno-reytingovoy sistemyi obucheniya fizicheskoy kulture [Organization of independent work of students in the conditions of a point-rating system of teaching

physical culture]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2017, vol. 2, no. 4, pp. 11—17.5. (In Russ.).

6. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye strategii issledovaniya [Transdisciplinary research strategies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2011, no. 10 (112), pp. 193—201. (In Russ.).

7. Mokij V.S., Lukyanova T.A. Osnovy transdisciplinarnoj koncepcii i metodologii ustojchivogo razvitiya [Fundamentals of the transdisciplinary concept and methodology of sustainable development]. Universum: Obshchestvennye nauki [Universum: Social Sciences], 2015, no. 5 (15). Available at: http://7universum. com/ru/social/archive/item/2170. (In Russ.).

8. Mokij V.S. Metodologiya transdisciplinarnosti-4 [Methodology of transdisciplinarity-4]. Nalchik, 2017. 112 p. (In Russ.)

9. Svetonosova L.G. Vedenie predmetnogo portfolio kak uslovie formirovaniya pedagogicheskoj kultury budushchego uchitelya [Maintaining a subject portfolio as a condition for the formation of the pedagogical culture of the future teacher]. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Online magazine "World of Science"], 2016, Vol. 4, no. 4. Available at: http:// mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf. (In Russ.).

10. Hartiya transdisciplinarnosti (prinyata na Pervom Vsemirnom kongresse po transdisciplinarnosti, Konvento da Arrabida, Portugaliya, 2—7 noyabrya 1994 g.) [The Charter of Transdisciplinarity (adopted at the First World Congress on Transdisciplinarity, Convento da Arrabida, Portugal, 2—7 November 1994]. Available at: http:// transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-1.html. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.