4
ART /
ART
УДК 787.2
Астахов В.А.
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3183-4-6 ТРАКТОВКА ЖАНРА КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСТВЕ УЛЬЯМА УОЛТОНА
Astakhov V. A.
Russian state University. A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow INTERPRETATION OF THE CONCERT GENRE IN THE WORKS OF WILLIAM WALTON Аннотация.
В статье автором обобщены результаты анализа композиционных, драматургических особенностей и интерпретационных концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. Abstract.
In the article, the author summarizes the results of the analysis of compositional, dramatic features and interpretation of the Concerto for viola and orchestra by William Walton.
Ключевые слова: инструментальный концерт, Уильям Уолтон, исполнительская интерпретация. Keywords: instrumental Concerto, William Walton, performance interpretation.
До середины XX столетия композиторы практически не писали для альта в жанре концерта. Из наиболее известных, но нечасто исполняемых сочинений: Концерт для альта с оркестром немецкого музыканта Георга Филиппа Телемана, Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза. Прошлый век стал важнейшим периодом в развитии альтового исполнительства. Выдающиеся мастера своего времени продемонстрировали самые яркие и выразительные способности инструмента, недооцененного ранее в качестве сольного. Как следствие, Уильям Уолтон, Дариус Мийо, Ар-тюр Онеггер, Жорж Энеску, Игорь Стравинский, Бела Барток, Богуслав Мартину, Пауль Хиндемит и другие композиторы с мировой славой стали создавать произведения для альта в различных жанрах (сюиты для альта соло, сонаты и концерты для альта и фортепиано). Они смогли раскрыть всю красоту, специфику и индивидуальность альтового звука. Огромный вклад в развитие альтового искусства внесла советская альтовая школа, получившая в дальнейшем всемирное признание. Также возросло количество исполнителей-альтистов, что свидетельствует о популяризации инструмента и утрачивании второстепенной роли альта.
Сэр Уильям Тернер Уолтон — британский композитор и дирижер, автор многочисленных произведений в разных жанрах (вокальные, симфонические, камерные произведения, музыка к кинофильмам). Примечательно, что музыкальное образование Уильяма нельзя назвать академическим. Своеобразной чертой Уолтона было практически полное отсутствие стремления к общению с выдающимися мастерами того времени: он опасался возможного воздействия на его творческую индивидуальность. По этой причине его образование можно
считать специфичным, и на пороге композиторского пути он был практически «самоучкой».
На творческий путь Уолтона оказала огромное влияние доминирующая фигура музыкальной жизни Оксфорда — Хью Аллен, органист Церкви Христа, которую Уильям окончил в 1918 г.. Уолтон прошел тщательную подготовку под его руководством: Хью Аллен познакомил юношу с современной музыкой, например, с «Петрушкой» Игоря Стравинского, а также вызвал интерес к оркестровой «мистике». Большую часть своего времени Уильям проводил в Оксфордской библиотеке, изучая произведения Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Яна Сибелиуса, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского. Также он усердно занимался оркестровкой.
Первые десять лет творческой деятельности (1823—1931) были довольно плодотворными и активными: в 1922 году Уолтон написал Струнный квартет, а через год — Токкату для скрипки и фортепиано. Видный представитель экспрессионизма в музыке, австрийский композитор Альбан Берг, услышав исполнение струнного квартета, был настолько впечатлен, что устроил встречу Уолтона с Арнольдом Шёнбергом, учителем Берга и основателем Второй Венской школы.
В 1920-х года Уолтон сочиняет короткое оркестровое произведение «Сьеста» (1920) и Концертную симфонию для фортепиано и оркестра (1928), премьера которой прошла во время концерта Королевского Филармонического Общества и была хорошо воспринята публикой, но так и не вошла в репертуар часто исполняемых произведений.
Тогда же, в конце 1920-х годов, был написан «Концерт для альта» (1928-1929), который обозначил Уолтона как достойного английского композитора. Путь от антиромантического «Фасада» до романтического образного мира Концерта занял семь
<<ш1кшетим-^©и©ма[1>>#щ®1)),2©2© / art
5
лет. Подобную композиторскую эволюцию можно проследить у многих его современников, например, Артюра Онеггера и Пауля Хиндемита.
Идея создания Концерта пришла У. Уолтону от дирижера Томаса Бичема. Концерт посвящен Кристабели Макларен, возлюбленной композитора, и носит название «Кристабели». Концерт был написан для известного альтиста Великобритании — Лайонела Тертиса. После получения рукописной версии произведения, музыкант отказался исполнять Концерт, посчитав его слишком модернистским. Уолтон планировал переделать Концерт из альтового в скрипичный, но решил предложить исполнить концерт альтисту и композитору Паулю Хиндемиту. Премьера состоялась 3 октября 1929 года в Лондоне (в рамках «Променад-концертов») с участием оркестра Генри Вуда, дирижировал сам композитор. Произведение было встречено публикой с большим энтузиазмом. В Манчестерском Гар-диане Эрик Блом писал: «Этот юный композитор — прирожденный гений», и даже заявил о том, что Концерт так и хочется назвать лучшим музыкальным произведением всех народов за последнее время.
В 1961 году Уильям Уолтон написал новую редакцию концерта, изменив в ней лишь оркестровку: был уменьшен состав духовых инструментов и добавлена арфа. Премьера состоялась 18 января 1962 года (солировал Джон Коуллинг в сопровождении Лондонского филармонического оркестра под управлением Малколма Сарджента). Вторая редакция создала некую путаницу в типографии. Но Кристоферу Веллингтону удалось «разгадать загадки» Концерта, и в 2002 году издательством Оксфордского института была опубликована версия Веллингтона.
Двадцатые годы XX века — «золотой век» виртуозного романтического исполнения в искусстве. Слушателей все больше привлекали различные эффекты и сложность инструментальной игры. Поскольку на сегодняшний день альт по праву занимает место сольного инструмента, ничем не уступающего скрипке, то уместным будет следующее высказывание Николо Паганини: «В концерте скрипка должна проявить всю свою мощь; рожденная, чтобы господствовать, она царствует здесь неограниченно и говорит властно» [1, с. 70]. Необходимо отметить, что «особенность ... XX века составило то, что основные типы форм, на которые ориентировались композиторы, остались прежние... но модернизировались организующие их элементы музыкального языка» [5, с. 403]. Также это можно связать с тем, что музыка — мобильное искусство, живо откликающееся на события, происходящие в других сферах жизни людей. XX век можно назвать веком великих потрясений, искусство оказывается чутким прибором, благодаря которому можно измерить пульс эпохи, ее противоречия, ее тревоги, ее нужды и ее реальные победы» [цит. по: 2]. Характерной особенностью становится тембровая яркость и красочность наряду с виртуозной техникой. В жанре Концерта отмечается увели-
чение масштаба цикла и расширение самого состава симфонического оркестра. Появляется новый «Большой скрипичный концерт» с абсолютным доминированием сольного инструмента над оркестром.
Концерт для альта с оркестром У. Уолтона написан в трех частях: Первая часть — Andante comodo, Вторая — Vivo, con moto preciso, Финал — Allegro moderato. Это традиционное для жанра количество частей, но не совсем обычно, что композитор написал Первую часть в медленном темпе, а Вторую — очень живо.
Концерт глубоко лиричен: это интимная исповедь души. Пластичность мелодических линий, широкое дыхание и кристально чистая фактура представляют нам композитора как художника-романтика. Интересно отметить интонационную близость тем в различных частях Концерта. Драматичные эпизоды отражают идеи смятения души и, даже возможно, внутренней борьбы разума с душой, реальности с грезами. Исполнительский опыт подсказывает, что кода Третьей части Концерта создает не только очевидную темповую арку к Первой части, но и смысловую, усиливая идею замкнутости жизненного круга.
В Концерте прослеживается влияние излюбленного Уолтоном джазового стиля. Он легко «обнаруживается» слушателями уже в Первой части (синкопированный ритм, специфические гармонические последовательности). Валентина Николаевна Холопова, говоря об общих тенденциях музыкальной культуры XX столетия, отмечала: «Особую роль в «высокой музыке» сыграл джаз» [5, с. 402]. Годы написания Концерта относятся к тому периоду, когда «в центре внимания молодого поколения находилась проблема обновления средств выразительности, прежде всего — гармонического» [3, с. 9]. На протяжении части слушатель «не теряет» главную тему, но каждый раз слышит ее в обновленном виде в оркестровом изложении или в «дуэте» солиста и оркестра: медленную и мелодичную или ритмически обостренную и ускоренную, тихую и безмятежную или взволнованную и всепоглощающую.
Вторая часть является непосредственным отражением индивидуальности У. Уолтона: остроумие музыкальных эффектов, пародийность. Музыкальный сарказм, типичный для композитора, присутствует во многих других сочинениях разных лет: в «Фасаде», в комической увертюре «Скопина» (1941), в оркестровом «Каприччио-бурлеске» (1968), в опере «Медведь» (1967), в Скрипичном квартете №1. В этой части явно прослеживается традиционная идея жанра Концерт, а именно идея состязания солиста и оркестра. Взаимодействие оркестра с солистом обуславливается доминирующей господствующей ролью сольного инструмента. Альт и оркестр находятся в постоянном диалоге. Часть насыщена ритмическими изысками (синкопы, частые смены размера), виртуозными взлетами, частой сменой фактуры и необыкновенным штриховым богатством. Отдельное внимание стоит
уделить оркестровке: Уильям Уолтон широко применяет звучание труб и других медных инструментов с сурдинами, что было характерно для оркестровки композиторами ХХ века. Гармонический язык довольно сложен, даже авангарден: чувствуется влияние музыки Игоря Стравинского, Джорджа Гершвина, джазового стиля. «Джаз пронесся по Европе, как благотворная буря» [5, с. 402] .
Структура Третьей части Концерта требует отдельного внимания исполнителей, она сложна в силу своей рыхлости, раздробленности, однообразия ритмического рисунка и драматургической сглаженности. Финал Концерта очень необычен — свободный по форме, богатый прекрасными мелодиями, он завершается пронзительным сольным монологом альта. Именно это соло является смысловой кульминацией Концерта, в которой максимально продемонстрирована тембровая близость альта и человеческого голоса. Именно в Коде Финала выражено все самое наболевшее и сокровенное.
Как уже было замечено, в концерте крайне важно взаимодействие солиста и оркестра. Очень важно вести активный диалог между солистом-альтистом и солирующими инструментами оркестра и оркестровой партией в целом.
Партитура Концерта очень насыщена, и это симфоническое богатство может стать помехой в достижении идеальной ритмической организации. Не менее важны красочные динамичные градации, помогающие создать завершенный образ. Динамику в партии солиста стоит исполнять в соответствии с объемом оркестрового звучания, то есть чутко контролировать ансамблевый баланс. Разделы с участием солиста и оркестровые эпизоды часто задуманы композитором в довольно резком динамическом контрасте, чем не стоит пренебрегать.
Ритмические особенности изложения, как правило, едины в партиях оркестра и альта, поэтому необходимо проследить, насколько точно краски музыкального языка композитора была воспроизведены.
Также необычайно важно искусство взаимодействия солиста и оркестра в частях, где взаимопроникновение партий достигает апогея (например,
лирическая тема в Первой части), в связи с необходимостью сохранения целостности музыкальной ткани. Особое внимание исполнителя должно быть уделено охвату формы Концерта, сосредоточено на интонационных сложностях, проблемах звуковеде-ния и звукоизвлечения, вопросах штрихового разнообразия и взаимодействии с оркестром. Как писал К. Флеш: «...проблема, которая может встать перед вдумчивым «художником-интерпретатором, состоит в том, чтобы сочетать свободу проявления артистической индивидуальности с уважением к тексту произведения и выраженным в нем намерениям композитора» [4, С. 24].
Уильям Уолтон внес неоценимый вклад в развитие музыки Англии конца XIX — начала XX века. Написав Концерт для альта с оркестром, композитор необычайно обогатил репертуар исполнителей. Изучение Концерта может позволить вдумчивому исполнителю познакомиться с неповторимыми средствами выразительности английского композитора, изучить его музыкальный язык, что способствует расширению кругозора и совершенствованию исполнительских навыков.
Список литературы
1. Анисимов, А. В. О взаимодействии солиста и оркестра в скрипичных концертах композиторов Западной Европы XVII-XIX веков. — Оренбург: ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2008.
2. Гуляницкая, Н. Современная гармония. — М.: Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1977.
3. Мартынов, И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века, издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Музыка, 1970.
4. Флеш, К. Искусство скрипичной игры. — М.: Классика-XXI, 200
5. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений. — 4-е изд., испр. — СПб.: Планета музыки, 2013
6. Энтелис, Л. Силуэты композиторов XX века. — 2-ое издание; дополненное. — Л.: Музыка, 1975