8. Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа. - Алма-Ата, 1973.
9. Мациевский И.В. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. - М.: Музыка, 1977.
10. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. - Алма-Ата, 1987.
11. Рахмадиев Е. Время и музыка. Статьи, очерки, размышления. -Алма-Ата, 1986.
12. Челышев Е.П. Теоретические и методологические аспекты изучения взаимодействия культур Востока и Запада. - М.: Наука, 1987.
АЛЬТОВАЯ ШКОЛА КАЗАХСТАНА
© Каримов Н.Х.*
Казахский национальный университет искусств, Республика Казахстан, г. Астана
В связи с развитием профессиональной культуры Казахстана, корни которой уходят в 20-30 гг. прошлого столетия, возникает потребность формирования исторической последовательности создания альтовой школы в Казахстане.
Одним из первых профессиональных альтистов был участник первого национального квартета в следующем составе: 1 скрипка - Дугашев Г., 2 скрипка - Абсалямое, альт - Имамбаев Рахимжан и виолончель - Фаз-леев. История создания этого квартета начинается в довоенные годы 19351940-е гг. По-разному судьба распорядилась этими музыкантами. Дугашев Г. (1 скрипка) впоследствии стал дирижером сначала в Алмаатинском государственном академическом оперном театре оперы и балета им. Абая, потом главным дирижером Государственного симфонического оркестра КазССР, позже - дирижером Большого театра СССР. Абсалямов (2 скрипка) в послевоенные годы - профессор Стамбульской консерватории. Альтист Имамбаев Рахимжан, патриот не только своей страны, но и своего инструмента, ушел на войну 1941-1945 гг. и не вернулся. Виолончелист Фазлеев -очень способный музыкант, из-за ряда причин расстался с музыкой.
Большую роль в возникновении и становлении альтовой школы Казахстана сыграло создание в 1944 г. Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы (АКТ), сопровождавшееся большими организационными и техническими трудностями. Не хватало подготовленных для занятий помещений, качественного музыкального инструментария, доста-
* Профессор департамента Струнных инструментов.
точного количества нотного материала в библиотеке. Первые несколько лет в консерватории не было альтового класса. В феврале 1947 г. на очередном заседании струнной кафедры был поставлен вопрос о введении обязательного альта для студентов-скрипачей. В качестве преподавателя из Алма-Атинского музыкального училища им. П.И.Чайковского (АМУ) был приглашен Хесс Вениамин Соломонович. Хесс B.C. окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, класс профессора Б.О. Сибора, работал в оркестре Большого театра в группе 1 скрипок. Следует особо отметить, что заслуженный учитель Казахстана, заслуженный деятель искусств КазССР, профессор B.C. Хесс, воспитавший целую плеяду замечательных талантливых скрипачей, свою преподавательскую деятельность в АГК начинал именно как альтист. Среди учеников B.C. Хесса - Лев Маркиз. Ахан Нурбаев. Роберт Смагулов.
Иосиф Антонович Лесман - советский скрипач, педагог и методист. Окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипка у профессора Л. Ауэра (1910), концертировал. С 1918-1932гг. - артист оркестра Ленинградского Малого театра оперы и балета. Вел интенсивную концертную деятельность, выступал с циклом сонатных вечеров. В 1929 г. возглавил струнный квартет им. Ауэра. С 1933-1935 гг. преподавал в Ленинградской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова. В 1935-1950 гг. преподавал в Алма-Атинской государственной консерватории им. Кур-мангазы. В 1950-1955 гг. - профессор Горьковской государственной консерватории. Большое значение для развития и становления скрипично-альтовой школы в Казахстане имела деятельность И.А. Лесмана как методиста. В ранних работах, опираясь на опыт школы Л. Ауэра, Лесман выдвинул ряд прогрессивных положений, которые позднее были им развиты и обобщены в основном труде «Очерки по методике обучения игре на скрипке». Из выше сказанного следует отметить, что воспитание альтовой школы было направлено на гармоничное развитие как в исполнительском, так и в теоретическом планах.
Летом 1947 г. было решено создать на базе АГК и АМУ сводный оркестр. Альтовая группа состояла из одного пульта - студента II курса АГК Леонида Костенко (класс профессора И.А. Лесмана) и выпускника АМУ Ахана Нурбаева (класс B.C. Хеса).
В 1948 г. в консерватории появляются первые студенты-альтисты - на первый курс поступает Ахан Нурбаев, в класс альта переводят скрипачей Леонида Костенко и Ефима Либерчука.
Леонид Костенко - первый выпускник-альтист (1950) - класс профессора И.А. Лесмана. В программу Госэкзамена было включено и вынесено на высоком исполнительском уровне одно из сложнейших произведений И.С. Баха - «Чакона». Некоторое время Л.Д. Костенко работал в оркестрах оперного театра и Радиокомитета, работал педагогом в консерватории и
ДМШ им. А Кашаубаева (вел класс симфонического оркестра). В 1954 г. уезжает в Киев, где продолжил свою педагогическую деятельность в Киевском музыкальном училище.
Ахан Нурбаев - фронтовик, первый выпускник по классу альта B.C. Хес-са. Начал профессионально-исполнительскую деятельность еще в студенческие годы - работал в оркестрах ТЮЗа и Радиокомитета. По окончании консерватории А. Нурбаев работал в Государственном симфоническом оркестре (ГСО). В дальнейшем полностью перешел на преподавательскую деятельность в АМУ, где проработал до 1989 г.. Долгое время являлся заведующим струнного отделения и некоторое время директором училища. Наряду с педагогикой успешно занимался методической деятельностью. Впервые в Казахстане в 1964 г. им был составлен «Сборник обработок казахских народных мелодий для альта и фортепиано».
Ефим Либерчук, воспитанник И. А. Лесмана и B.C. Хесса, окончил два факультета - оркестровый и теоретико-композиторский, что оказало влияние на его творческий облик. Игра Е. Либерчука отличалась продуманностью, формой, ясностью мышления. Педагогическую деятельность Е. Либерчук начал будучи студентом выпускного курса, вел класс обязательного альта для скрипачей. По окончании консерватории Е. Либерчук совмещал работу в оркестре и струнном квартете филармонии с педагогической деятельностью в АГК и АМУ Доцент Е. Либерчук выпустил более двадцати специалистов, сделал большое количество переложений и обработок для альта из произведений казахстанских композиторов. Среди его методических работ - исполнительский анализ концертов для альта А. Вивальди и И.Х. Баха, полифонических произведений Г. Телемана и И.С. Баха. В 1968 г. в соавторстве с Я.И. Фудиманом им была подготовлена «Программа по специальности «Альт» для музыкальных училищ из произведений композиторов Казахстана».
Ольга Истомина - класс B.C. Хесса, обладала не только хорошими музыкальными данными, но и большой внутренней организованностью и высокой требовательностью к себе. С 1953 г. работала в Государственном театре оперы и балета им. Абая, где в дальнейшем долгие годы являлась концертмейстером альтовой группы оркестра.
В 1958 г. начинается новая веха в истории альтового искусства Казахстана. По приглашению ректора консерватории Куддуса Кужамьярова в Алма-Ату из Свердловска приехал выпускник Свердловской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Яков Иосифович Фудиман. С приездом Я.И. Фудимана в Казахстан, альт как инструмент зазвучал по-другому, и на сегодняшний день все альтисты республики прямо или косвенно относятся к его школе. Надо отметить, что Казахстан обязан Фуди-ману не только развитием альтовой школы. Сфера деятельности его была обширной и охватывала не только педагогику. Яков Иосифович Фудиман
был прекрасным исполнителем, как солирующим, так и оркестровым, замечательным дирижером, авторитетным общественным деятелем, пропагандистом современной мировой и казахстанской композиторской школы. Репертуар концертов был самый разнообразный, начиная от композиторов барокко и заканчивая современными композиторами. Им было сыграно большинство произведений, которые ныне являются классикой. Яков Иосифович всегда придерживался паритетности классики и современной музыки. Исполнительская деятельность Я. Фудимана вызвала к жизни посвященные ему произведения композиторов Казахстана: «Три пьесы» К. Ку-жемьярова, «Поэма-импровизация» В. Новикова, «Соната для альта» В. Ми-ненко, «Соната» и «Монолог» Е. Рахмадиева.
Имея богатый опыт работы в оркестре, принимал активное участие в создании Камерного оркестра на радио и телевидении уже в качестве дирижера. Находясь на посту дирижера любого камерного оркестра, Яков Иосифович не только тщательно подходил к выбору репертуара, но и помогал найти нужную аппликатуру, здесь конечно благотворно сказывались навыки сольной и оркестровой игры. Подход к занятиям отличался необычайным рационализмом. Под руководством Я.И. Фудимана были исполнены многочисленные концерты и симфонии В. Моцарта, Кончерто гроссо Г. Генделя, Кармен-сюита Ж. Бизе - Р. Щедрина, Концерт для камерного оркестра Ряэтса, симфонии К. Кужамьярова, симфонии К. Караева и многих других произведений.
Фудиман Я.И.был одним из первых, кто в школе им. К. Байсеитовой создал квартет из учеников в следующем составе: первая скрипка - Гаухар Мурзабекова, вторая скрипка - Раиса Мусоходжаева, альт - Негметулла Каримов, виолончель - Арзигуль Ахмадиева.
Квартет «Япурай» в составе: первая скрипка - Макпал Бекмагамбето-ва, вторая скрипка - Салтанат Кадырсеитова, альт - Михаил Булгаков, виолончель - Аскар Муканов.
Принимал активное участие в создании камерных оркестров: Радио и телевидения, студенческого оркестра АГК им. Курмангазы, камерных оркестров «Алтын Алма», «Академия солистов»
Выступал со многими музыкантами мирового значения: Народная артистка РК, профессор Айман Мусаходжаева, Народный артист России, профессор Игорь Гаврыш, Народный артист России, профессор Эдуард Грач и другие.
За свою почти 50-летнюю педагогическую деятельность Я.И. Фуди-маном выпущено около ста студентов. Пять его выпускников имеют звание «Заслуженный артист Республики» девять - лауреаты региональных и международных конкурсов.
Юрий Галушкин - один из первых выпускников Я.И. Фудимана. Еще со студенческой скамьи Ю. Галушкин начал работать в ГСО. После окон-
чания консерватории долгие годы возглавлял группу альтов. Работу в оркестре совмещал с концертной деятельностью. Он был первым исполнителем концерта для альта с оркестром Тлеса Кажгалиева. В 1969 г. Ю. Галушкин стал дипломантом III Зонального конкурса республик Средней Азии и Казахстана. Около 30 лет Ю. Галушкин преподает в АМУ им. П.И. Чайковского, им выпущено большое количество профессионально обученных музыкантов, многие из которых стали лауреатами Республиканских конкурсов молодых исполнителей.
Лее Дудник - поступил в консерваторию как скрипач, но вскоре перешел на альт в класс Я.И. Фудимана. Начал работать еще в студенческие годы и много лет являлся помощником концертмейстера альтовой группы в ГСО. Исполнительскую деятельность успешно и плодотворно совмещал с педагогическим поприщем. Лев Дудник на протяжении 30 лет являлся ведущим педагогом класса альта в РССМШ им. А. Жубанова. многие его ученики стали лауреатами различных Республиканских конкурсов. А В. Ба-лагумаров - стал первым лауреатом Всесоюзного конкурса. В настоящее время Лев Нахманович Дудник живет и работает в Израиле.
Куляш Мулдагалиева - одна из первых воспитанниц Я.И. Фудимана, отличается большой въедливостью, аккуратностью, знанием обширного педагогического репертуара. К. Мулдагалиева работает в РССМШ им. К. Бай-сеитовой свыше 30 лет и на каждом Республиканском конкурсе ее ученики становятся лауреатами конкурсов. Многие из выпускников К. Мулдага-лиевой работают в ближнем и дальнем зарубежье. Среди ярких выпускников К. Мулдагалиевой - Владимир Косьяненко (живет и работает в Австрии), Михаил Булгаков, Майра Отарбаева.
Юрий Макаров - благодаря кропотливой и упорной работе как Я.И. Фудимана. так и самого Ю. Макарова, сумел преодолеть многочисленные проблемы интонационного и постановочного планов. Несколько лет играл в ГСО, но наиболее ярко раскрылся его педагогический талант в Семипалатинском музыкальном училище, где он проработал многие годы после окончания АГК в 1962 г.. В настоящее время Заслуженный артист Тувы Ю Макаров работает и живет в г. Кызыле.
Суин Унгаров - воспитанник B.C. Хесса. прекрасный знаток камерной музыки, будучи студентом в составе казахского квартета выступал на Всесоюзном фестивале молодежи. Стоял у истоков возникновения Казахского камерного оркестра Радиокомитета под управлением С. Серкибаева (1965). Был первым концертмейстером группы альтов этого оркестра со дня основания около 10 лет.
Николай Власенко - приехал учиться в АГК по рекомендации Киргизского театра оперы и балет, целенаправленно в класс Я.И. Фудимана.
Он значительно расширил свой репертуар, тщательно проработал все балетные соло, большое количество виртуозных пьес и концертов. Н. Вла-
сенко, Заслуженный артист Кыргызстана, более полувека проработал в театре концертмейстером группы альтов.
Вячеслав Алябьев - также приехал учиться в АКТ по направлению Киргизской ССР в класс Я.И. Фудимана. Прекрасный профессионал, обладающий чистым альтовым звучанием, хорошими техническими возможностями. После окончания консерватории вернулся в Кыргызстан, где успешно и плодотворно работает в Кыргызской национальной консерватории. Заслуженный артист Кыргызстана, доцент.
В 1965 г. в связи с увеличением потока поступающих на инструмент -альт, на кафедру были приглашены преподаватели Е.Я. Либерчук и Ю.П. Галушкин.
В 1969 г. в Алма-Ате проходил очередной Зональный конкурс республик Средней Азии и Казахстана. В номинации - альт 1 место было присуждено А. Шульману, II место - Г. Ходжиковой. III место - А. Сапежникову. Дипломантами стали Ю. Галушкин и С. Афанасенко. Все воспитанники Я.И. Фудимана. Это было признание казахстанской альтовой школы.
Альберт Шульман - лауреат 1 премии Зонального конкурса. Игра А. Шульмана отличалась широким красивым альтовым звучанием, виртуозностью и технической непогрешимостью особенно ему удавались виртуозные пьесы, такие как «Пляска скоморохов» и «Полет шмеля» Римско-го-Корсакова, «Вечное движение» Паганини. После окончания консерватории А. Шульман многие годы работал в карагандинском музыкальном училище и в квартете Карагандинской филармонии. В данное время А. Шульман живет и работает в Америке.
Гульнара Ходжикова - лауреат II премии Зонального конкурса. Манеру игры Г. Ходжиковой всегда отличала мягкость звучания, артистизм, продуманность программы концерта. Окончила консерваторию в 1971 г. и ассистентуру-стажировку при МГПИ им. Гнесиных в классе профессора Г. С. Таланяна. Г. Ходжикова гармонично совмещала педагогическую, исполнительскую и методическую деятельность. Репертуар ее концертов охватывал композиторов разных эпох и стилей - от Телемана до Хиндеми-та, пропагандировала произведения казахстанских композиторов. Неоднократно приглашалась в состав жюри Республиканских конкурсов. За время педагогической деятельности в стенах АГК выпустила более 20 студентов. В настоящее время живет и работает за рубежом.
Арнольд Сапежников - лауреат III премии Зонального конкурса, прекрасный альтист, высокотехничный, артистичный. Диапазон репертуара -большой, тем не менее, предпочтение отдавал произведениям XX столетия, правомерно считая, что именно современные произведения написаны специально для альта, в полной мере раскрывая все возможности этого великолепного инструмента. После окончания АГК успешно работал в Караганде, где довольно долгое время был художественным руководите-
лем Карагандинской филармонии, одновременно совмещая с педагогической деятельностью в Карагандинском музыкальном училище и специальной музыкальной школе-десятилетке. В настоящее время живет в Израиле.
Станислав Афанасенко - дипломант Зонального конкурса - альтист, игра которого отличалась большим темпераментом, эмоциональностью и масштабностью, поэтому ему больше удавались произведения крупной формы - концерты Стамица. Глазунова, Энеску. Еще в студенческие годы начал работать в эстрадно-симфоническом оркестре Радио и Телевидения. Около 30 лет тому назад уехал в Якутию, где возглавляет струнную кафедру Высшей школы музыки в Якутске, благодаря своим блестящим организаторским способностям сумел не только организовать виртуозный ансамбль юных скрипачей, но и дать этому ансамблю большую творческую жизнь, гастролируя по центральным концертным залам России и за рубежом. Афанасенко С. - Заслуженный артист Республики Саха.
Валерии Багаутдинов - воспитанник класса доцента Е.Я. Либерчука. Вошел в историю альтовой школы Казахстана, прежде всего, как прекрасный ансамблист. После окончания АГК в 1971 г. струнный квартет в составе - Анвар Акбаров (1 скрипка), Ермухан Рыскельдиев (2скрипка), Валерий Багаутдинов (альт) и Кенжетай Андарбаев (виолончель) - был направлен в ассистентуру-стажировку МГК им. П.И. Чайковского в класс профессора А.Г. Григоряна. После окончания ассистентуры-стажировки квартет начал активную концертную деятельность при Алма-Атинской Государственной филармонии им. Джамбула и впоследствии получил статус Государственного квартета. Квартет просуществовал более 10-ти лет. Выступал на различных Всесоюзных конкурсах, исполнил огромное количество квартетной и камерной музыки, вдохновил многих казахстанских композиторов на создание квартетов. Одновременно все участники квартета и в том числе В. Багаутдинов долгое время работали в АГК на кафедре камерного ансамбля. В 80-90-х гг. В. Багаутдинов работал в ГСО, камерном оркестре Радио и телевидения, одновременно ведя активную преподавательскую деятельность в стенах РССМШ им. А. Жубанова.
Сергей Огарев - начал учебу в АГК как скрипач, на втором курсе перешел на альт в класс преподавателя Я.И. Фудимана. С самого начала обучения С. Огарев отличался требовательностью к избранному инструменту. Им впервые был сыгран Концерт № 1 Д. Мийо, который требует безупречной интонации, внутреннего вдохновения. В дальнейшем закончил ассистентуру-стажировку в Свердловской консерватории им. М.П. Мусоргского, в классе профессора Г.И. Тери. В 2007 г. стал лауреатом Международного конкурса Зальцбург-Южноуральск. В настоящее время - доцент Магнитогорской консерватории им. М.И. Глинки, где ведет классы специального альта и камерного ансамбля.
Негметулла Каримов - Лауреат Международного конкурса, воспитанник Я.И. Фудимана еще со школьной скамьи РССМШ им. К. Байсеитовой.
В 1975 г., двадцать пять лет спустя, на выпускном экзамене консерватории, им вновь была сыграна «Чакона» И. С. Баха - уверенно, монументально. Игре Н. Каримова присуща широта дыхания, свободное владение инструментом во всех позициях, интонационная непогрешимость, понимание стиля. Н. Каримов - большой пропагандист современной альтовой музыки, первый исполнитель многих произведений казахстанских композиторов. Н. Каримов - последний выпускник, прошедший ассистентуру-стажировку в МГК, в классе профессора Ф.С. Дружинина. Сфера деятельности Н. Каримова довольно обширна. Вот уже 30 лет является бессменным концертмейстером группы альтов различных оркестров (1979-2000 в ГСО, 1995-2008 «Академия солистов». 2000 - Астанинского оперного театра). Выступал солистом в концертах с ГСО и «Академией солистов». Первый исполнитель в Казахстане дуэтов Гайдна, Леклера, Концертной симфонии Дитгередорфа, концерта Хиндемита «Шванендреер», последнего произведения Г. Жубановой «Сонаты для альта-соло». С 1979 г ведет плодотворную педагогическую деятельность, им выпущено свыше 50 студентов, среди которых есть лауреаты Международных, Республиканских и Региональных конкурсов. Каримов Н. - член различных Республиканских и Региональных конкурсов. В настоящее время Н.Х. Каримов - профессор Казахского национального университета искусств и концертмейстер группы альтов Государственного национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане.
Алия Тустыкбаева - воспитанница Я.И. Фудимана, игра которой отличается тщательной выверенностью интонации, продуманностью формы, кульминационных разделов, огромным трудолюбием и фанатической преданностью инструменту. Все это позволило А. Тустыкьаевой после окончания консерватории пройти по конкурсу на место концертмейстера группы альтов в ГАТОБ им. Абая. Напряженную работу в оперном театре А. Тус-кыкбаева совмещала с учебой в ассистентуре-стажировке в АГК им. Кур-мангазы у профессора Я.И. Фудимана. В настоящее время проживает в Германии, ведет активную общественную и творческую деятельность.
Сауле Туякова - выпускница АГК им. Курмангазы 1987 г., класс профессора Я.И. Фудимана. В 1994 г. заканчивает консерваторию по специальности «композиция», класс Народного артиста КазССР профессора A.B. Бычкова Одна из первых приезжает в новую столицу Казахстана -Астану, где ведет активную исполнительскую. творческую и педагогическую деятельность. В 2001 г. поступает в ассистентуру-стажировку КазНАМ по специальности - альт, в класс профессора Н.Х. Каримова, которую успешно заканчивает в 2003 г. Сауле Туякова - талантливый музыкант, своим творческим вдохновением пополняет альтовый репертуар, подготовила нескольких лауреатов Республиканских и Международных конкурсов.
Нурлан Сагимбаее - прошел полный курс обучения на альте в АГУ им. П.И. Чайковского, продолжил учебу в АГК им. Курмангазы в классе
профессора Я.И. Фудимана, у него же закончил и ассистентуру-стажировку. Долгое время после А. Тустыкбаевой был концертмейстером альтовой группы в ГАТОБ им. Абая. Одним из первых сыграл Большую сонату Н. Паганини, первым исполнил «Триптих» Цытовича для камерного оркестра и солирующего альта. Игру Н.Сагинбаева отличает большая внутренняя организованность, академическая въедливость, огромное желание играть как сольно, так и в ансамбле. Имеет уже достаточно большой педагогический опыт: начал преподавательскую работу, будучи студентом, в РССМШ им. К. Байсеитовой, в настоящий момент является ведущим преподавателем по специальности альт в Казахской национальной консерватории им. Кур-мангазы (бывшая Алмаатинская государственная консерватория им. Кур-мангазы) и Алматинском музыкальном колледже им. П.И. Чайковского (бывшее Алмаатинское государственное училище им. П.И. Чайковского). Многие его воспитанники стали лауреатами Республиканских конкурсов. Неоднократно Н. Сагинбаев приглашался в состав жюри Республиканских конкурсов. Наряду с исполнительской и преподавательской деятельностью активно занимается научно-методической работой, при его участии была выпущена книга «Яков Иосифович Фудиман - основатель альтовой школы Казахстана», а также ряд публикаций, посвященных исполнительскому альтовому искусству Казахстана.
Диана Ахметова - последняя выпускница Я.И. Фудимана (консерватория и ассистентура-стажировка). Несмотря на большой перерыв, который образовался после последних изданий обработок т переложений А. Нур-баева и Я.И. Фудимана, Диана Ахметова с успехом сумела восполнить этот пробел, издав сборник пьес на материале казахстанских композиторов. Ведет активную творческую, педагогическую и учебно-методическую деятельность в KHK им. Курмангазы.
Таир Каримов - первый казахстанский альтист, который поступил в Московскую Государственную консерваторию им. Чайковского. Продолжил обучение в Высшей школе музыки - Цюрих (Швейцария). Каримов Т.-первый казахстанский альтист, прошедший конкурс и гастролировавший в составе Интернационального студенческого симфонического оркестра «Malerorkestr» по странам Европейского содружества в 2006 г. В настоящее время преподает в КазНУИ. Принимает активное участие в концертах альтовой и камерной музыки.
В заключении хотелось бы выделить два главных момента данной статьи:
1. дать хронологическую последовательность и проследить преемственность альтовой школы Казахстана от ее образования до наших дней;
2. сделать небольшую информационную справку о преподавателях-альтистах.
Музыканты-альтисты, получившие профессиональное образование и своеобразную «путевку в музыкальную жизнь» в образовательном простран-
стве Казахстана, сейчас разбросаны по всему миру, а значит, традиции альтовой школы Казахстана вносят и свою лепту в мировое альтовое искусство.
Список литературы:
1. Яков Иосивофич Фудиман - основатель альтовой школы Казахстана: сборник статей. - Алматы, 2007.
2. Сагимбаев Н.Е. Из истории альтового класса в Казахстане // Музыка Казахстана: произведение и исполнитель: сб. статей. - Алматы: КазНИИКИ, 2000.
«МУЗЫКА ЕСТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ, И В НЕЙ ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ ВСЕХ НЕСКОНЧАЕМЫХ СТРАНСТВИЙ...» (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ В ОПЕРЕ В. ТАРНОПОЛЬСКОГО «ПО ТУ СТОРОНУ ТЕНИ»)
© Харламова Т.В.*
Казахский национальный университет искусств, Республика Казахстан, г. Астана
Опера как явление достаточно сложна в силу своей глобальности и «мультиохватности» в плане совмещения большого количества направлений искусства: музыка, танец, изобразительное искусство (декорации, костюмы), режиссура, драматургия и т.д.
За столетия своего существования опера претерпела достаточное количество метаморфоз и преобразований. Особенно это касается творчества рубежа XX-XXI вв., когда в силу ряда факторов происходит своеобразный upgrade жанра.
Ярким примером является оперное творчество московского композитора Владимира Тарнопольского, чье неординарное мышление выводит жанр оперы далеко за пределы сугубо музыкального искусства. Показательна в этом плане мультимедиа-опера «По ту сторону тени». В ней раскрывается ряд новаторских аспектов, приводящих к новой трактовке оперной драматургии в целом. Данная статья посвящена пространственно-временному аспекту, как яркому нововведению музыки рубежа XX-XXI вв.
Пространственная музыка (нем. Raummusik) - музыка, в которой применяются пространственно-звуковые эффекты. В различные периоды истории пространственная музыка применялась или в связи с какими-либо условиями исполнения (например, на открытом воздухе), или в декора-
* Студентка IV курса департамента Музыковедения и композиции.