Научная статья на тему 'ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекская классическая музыка / маком / макомное исполнительство / наставничество / система образования / студенты / исполнитель / певец. / uzbek classical music / makom / makom performance / mentoring / educational system / students / performer / singer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дадабоева Матлуба

корни узбекского музыкального искусства уходят в глубокую древность. Наша классическая музыка развивалась и совершенствовалась в течение нескольких столетий, передаваясь из поколения в поколение в исполнении различных гениальных исполнителей и певцов, и дошла до наших дней. В этом процессе, обучение этих уникальных произведений от учителя к ученику является одним из наиболее важных факторов. Потому что именно благодаря формированию традиции наставничества до нас дошли наши древние макомы и классические произведения. В данной статье представлена информация о роли и значении традиции наставничества в исполнении произведений узбекской классики. Кроме того, приведены примеры из творческой жизни нескольких выдающихся искусствоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF MENTORING IN THE PERFORMANCE OF UZBEK CLASSICAL COMPOSITIONS

the roots of Uzbek musical art go back to ancient times. Our classical music has been developing and improving for several centuries, being passed down from generation to generation in the performance of various brilliant performers and singers, and has reached our days. In this process, teaching these unique compositions from teacher to student is one of the most important factors. Because it is thanks to the formation of the tradition of mentoring that our ancient makoms and classical works have reached us. This article provides information about the role and significance of the tradition of mentoring in the performance of works of Uzbek classics. In addition, examples from the artistic life of several outstanding art critics are given.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Дадабоева М.

Дадабоева Матлуба - профессор, кафедра "Макомное пение ", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: корни узбекского музыкального искусства уходят в глубокую древность. Наша классическая музыка развивалась и совершенствовалась в течение нескольких столетий, передаваясь из поколения в поколение в исполнении различных гениальных исполнителей и певцов, и дошла до наших дней. В этом процессе, обучение этих уникальных произведений от учителя к ученику является одним из наиболее важных факторов. Потому что именно благодаря формированию традиции наставничества до нас дошли наши древние макомы и классические произведения. В данной статье представлена информация о роли и значении традиции наставничества в исполнении произведений узбекской классики. Кроме того, приведены примеры из творческой жизни нескольких выдающихся искусствоведов.

Ключевые слова: узбекская классическая музыка, маком, макомное исполнительство, наставничество, система образования, студенты, исполнитель, певец.

THE TRADITION OF MENTORING IN THE PERFORMANCE OF UZBEK

CLASSICAL COMPOSITIONS Dadabоyeva M.

Dadabûyeva Matluba - Professor, DEPARTMENT OF "MAKOMSINGING", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the roots of Uzbek musical art go back to ancient times. Our classical music has been developing and improving for several centuries, being passed down from generation to generation in the performance of various brilliant performers and singers, and has reached our days. In this process, teaching these unique compositions from teacher to student is one of the most important factors. Because it is thanks to the formation of the tradition of mentoring that our ancient makoms and classical works have reached us. This article provides information about the role and significance of the tradition ofmentoring in the performance of works of Uzbek classics. In addition, examples from the artistic life of several outstanding art critics are given.

Keywords: uzbek classical music, makom, makom performance, mentoring, educational system, students, performer, singer.

УДК: 372.878

В исполнении узбекской классики есть свои особенности наставничества. Кроме того, в Бухарском, Хорезмском и Ферганском Ташкентском направлениях отношения ученика и наставника проявляют еще большую оригинальность. Для наставника каждый ученик будет так же ценен, как и его собственный ребенок. Тем временем ученики уважают своего учителя на уровне своего отца. Так же ученики уважают учителя как отца. Ученика, пришедшему изучать традиции пения или исполнения, учитель обучал уникальным образом и по-своему методу. Студент, который хотел научиться выполнять сложную работу, не сразу выполнял эту работу. Прежде всего он подготовил ученика к нескольким урокам. Ученик начал учить только тогда, когда он был готов к этой сложной работе и духовно [1]. Наставник начинал обучать только тогда, когда ученик был готов и мастерски, и духовно к этому сложному произведению.

Надо отметить что старшие наставники, музыканты имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями [2].

Успех ученика зависит от образования, которое он получил от своего наставника. Если те знания, которые учитель вложил в ученика исчезают бесследно, то это значит, что учитель не смог справиться со своей задачей. У наставничества есть такая сторона, что твердит: "Научился - распространяй это среди народа, представь это публике". Это была одна из обязанностей наших предыдущих наставников. Они всегда брали с собой одного или двух своих учеников будь то народные собрания или долгие путешествия. Сопровождающий ученик наблюдал за своим наставником в этих мероприятиях. В обязанности ученика входит постоянно сопровождать его, пока он не получит благословение учителя. Вот в этом плане хочу привести в пример Орифхона Хотамова. Потому что, по благословению и воспитанию Джурахана Султанова, Орифхон Хотамов и Хакимжон Файзиев стали любимы народом. Некий вклад внесли не только Джурахан

Султанов, но ещё и великие учителя исполнители такие как Абдулкосим Туйчиев и Ганижон Тошматов. Следовательно, не известно сколько продлиться наставничество и оно не имеет срока.

Есть мудрость, учитель так же велик, как твой отец. Исхак Раджабов, один из самых талантливых искусствоведов нашей республики, сказал: "... музыка каждого народа - это сердце народа. Ведь даже талантливые искусствоведы, служившие этому великому искусству, навсегда останутся в памяти и сердцах будущих поколений и станут легендами, как Орфен, Борбад, в качестве человека, сотворивший чудо с течением времени."

Рассмотрим статус наставников на примере творческой жизни академика Юнуса Раджаби (1897 - 1976). Юнус Раджаби - великий художник, который неуклонно служил на пути развития национальной музыкальной культуры и внес огромный вклад в развитие нашего музыкального искусства. Отец Юнуса Раджаби, Раджаб мясник, был из тех любителей музыкального искусства, которые, несмотря на суровые условия жизни, были радостными и подпевали иногда. Будущий артист ходил на чайхану и всякие собрания со своим братом Ризки Раджаби и слушал исполнения певцов. Так он с юных лет увлекся музыкой [3].

Стоит отметить, что если его первым учителем был его отец Раджаб, то его вторым учителем был Ризки Раджаби. Он последовал за своим братом и начал практиковаться на дутаре и иногда исполнял легкие произведения. В результате в возрасте 12-13 лет он привлек внимание любителей. Будущий академик в 19101916 гг. с особой проницательностью слушал макомные пути, которые исполнял Мулла Туйчи Ташмухамедов и Шорахим Шоумаров. Позже познакомился с певческими путями, исполнителями которых являются Иногомджан Хафиз, Ильхам Хафиз и Содирхан Хафиз. Затем стал учеником Шорахима Шоумарова и начал обучаться игре на дутаре и нае. Исходя из этого можно понять, что Юнус Раджаби обучался у нескольких мастеров, пока не стал заслуженным макомным исполнителем.

Известно, что Узбекистан имеет несколько оазисов. Подобно тому, как в каждом оазисе есть свои уникальные традиции: наставничество также не лишено своих уникальных аспектов. Например, Хорезмская школа наставничества отличается своей уникальностью. С незапамятных времен ученик принимался в качестве ещё одного члена семьи в семью наставника. Воспитывался в этом доме, изучал жизнь в этом доме, и, можно сказать, не отдалялся от своего учителя ни на минуту.

Одним из обладателей таких незаурядных талантов был Отажон Худойшукуров. В детстве на его талант обратил внимание его дядя, Юлдаш Аллашкуров. Убедил взять в руки инструмент. Юлдаш Аллашкуров был близок с народным артистом Узбекистана Камильжаном Атаниязовым. Любимый народом Хафиз, при визите Турткуля всегда гостил у Юлдаша и оставался на ночь. Однажды Юлдаш рассказал про талант своего племянника. А Камильжан Атаниязов всерьез послушает мальчика, которому тогда было 10-12 лет, направляет его словами: "У твоего племянника очень приятный голос, обучи его, Юлдаш". Станет постоянно контролировать развитие Отажона Худойшукурова в качестве исполнителя.

Позже наставниками Отажона Худойшукурова стали Назир Кари и Джуманазар Бекжановы. Говорят, что искусством Джуманазара Бекжанова завидовал и восхищался Камильжон Отаниязов. В частности, Джуманазар Бекжанов, который был безупречным исполнителем песен из дастана и завоевал любовь народа в этом направлении, признан первым среди узбекских артистов который играл на инструменте тор и пел одновременно.

Сегодня существует огромная потребность в традициях наставника и ученика в обучении макома в высших учебных заведениях, и эта традиция также используется в системе образования. Однако теперь он приобрел современный вид. Адаптирован к мировоззрению молодежи, современным технологиям, системе образования. Сегодняшнее видение наставничества также приносит большие успехи.

Список литературы /References

1. Тошева М.Р. «Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана» , «Проблемы современной

науки и образования» № 2 (135), 2019 год

2. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства» ,

«Проблемы педагогики» № 2 (41), 2019 год.

3. С. Бегматов "Хофизлик санъати", Тошкент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.