ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ШАШМАКОМА Ражабий Ж.Х. Email: Rajabiy691@scientifictext.ru
Ражабий Жавлон Хасанович - старший преподаватель, кафедра духовых и ударных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещается работа, проводимая государством Узбекистан по эффективному использованию масштабных реформ в искусстве "Шашмаком", которое является ценностью нашего узбекского народа. Будет представлена информация о том, когда впервые проходил конкурс "Шашмаком нихоллари", его важной роли во влиянии на воспитание нашей молодежи, о поддержке наиболее отличившихся участников и создании для них условий. Продолжая традиции наставничества ("устоз-шогирд"), наши перспективные молодые люди были проинформированы о более глубоком овладении искусством узбекского национального макома, формировании в их сознании высоких национальных выражений мысли.
Ключевые слова: культурное наследие, уникальный исполнительский стиль, национальная гордость, эстетическое чувство, гордость, мыслитель, неповторимый, самоотверженный труд, творческий разум, национальный узбекский маком.
THE YOUNGER GENERATION OF SHASHMAKOM
Rajabiy J.H.
Rajabiy Javlon Hasanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT WIND AND PERCUSSION INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article highlights the work carried out by the state of Uzbekistan on the effective use of large-scale reforms in the art of "shashmak", which is the value of our Uzbek people. Information will be provided about when the Shashmakom Nihollari competition was first held, its important role in influencing the education of our youth, supporting the most distinguished participants and creating conditions for them. Continuing the tradition of mentoring ("Ustoz-shogird"), our promising young people were informed about a deeper mastery of the art of the Uzbek national makom, the formation of high national expressions of thought in their minds.
Keywords: cultural heritage, unique performing style, national pride, aesthetic sense, pride, thinker, unique, selfless work, creative mind, national Uzbek makom.
УДК 787.8
Искусство национального макома, которое на протяжении многих веков было неотъемлемой частью культурного наследия нашего народа, занимает очень важное место в духовной жизни современности благодаря своей древней истории, уникальному стилю исполнения и богатым творческим традициям.
На протяжении веков шедевр "Шашмаком", являющийся культурой нашего искусства, был отработан в результате творческого мышления, труда наших великих мыслителей, поэтов, хафизов, музыкантов и композиторов. Это национальное уникальное искусство получило большую известность не только в нашей стране и на Востоке, но и в мировом масштабе. Искусство маком признано ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества, и мы, как наши предки, гордимся им.
Музыкальное наследие Центральной Азии очень богата и бесценна. Корни искусства макам восходят к древним временам. Особенно истоки узбекских макомов очень древние. Основой узбекского макома является "Дувоздах маком" то есть "Двенадцать макомов", а именно узбекские макомы получены из "Дувоздах маком". А происхождение этих двенадцати макомов связано со временем, когда человечество было создано. Об этом есть несколько рассказов и повествований.[1]
Самоотверженные заслуги великого Юнуса Раджаби, жившего и творившего в XX веке, развившего искусство национального макома и придавшего ему значительный смысл, перед страной, конечно, бесконечны. Юнус Раджаби своим высоким творческим мышлением работал над созданием узбекского искусства национального макома. Под влиянием этих напряженных трудов он записал уникальные исполнительские произведения искусства маком и позже подготовил их к публикации. Научные и творческие труды Юнуса Раджаби сохранились в таких книгах, как "Узбекская народная музыка" (1955-1959), "Шашмаком" в шести томах (1965-1975) и "Взгляды на музыкальное наследие" (1978).
В 1958 году Юнус Раджаби активно участвовал в организации ансамбля "Маком" при узбекской телекомпании и возглавил его. Юнус Раджаби, разыскивал обладателей уникальных голосов в нашей стране, музыкантов и приглашал их на работу, в течение нескольких лет обучал их секретам исполнительского искусства узбекского национального макома, и в результате ему удалось записать наши узбекские национальные песни на магнитные ленты. Это духовное мужество, которое Юнус Раджаби проявил к своей родной земле, было всемирным событием научного и культурного значения.
Маком - один из основных понятий в профессиональной музыке узбеков, что может пониматься как ладово-мелодическая модель, или как музыкальный жанр. Каждый узбекский маком имеет собственное название символизирующее определенную философскую или психологическую концепцию. Слово "Шашмаком" по-таджикски означает шесть макомов. Каждый из макомов имеет свое название, например Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Каждый из них представляет собой крупноформатную серию произведений, включающую от 20 до 45 больших и малых размеров макомов [2].
В настоящее время нам необходимо широко использовать возможности макомного искусства в реализации нашей национальной идентичности, всестороннем развитии нашей культуры, воспитании нашего народа и, прежде всего, подрастающего поколения в духе высоких человеческих чувств, формировании в них эстетического вкуса и мышления. В целях духовной поддержки деятельности талантливых и перспективных молодых исполнителей в нашей стране и реализации мер Президента Республики Узбекистан " О дальнейшем развитии искусства узбекского национального макома" и "Концепции дальнейшего развития национальной культуры Республики Узбекистан 1111 4038-го пункта постановления", 3 апреля 2019 года в Ташкенте проводился конкурс под названием "Шашмаком нихоллари". Этот конкурс-фестиваль проводился в Республиканской специализированной музыкальный академическом лицее имени В.А.Успенского действующий под руководством Государственной консерватории Узбекистана, совместно с дом-музеями Юнуса Раджаби и Мухтор Ашрафи, провели товарищеский конкурс по традиционному исполнению певцов, музыкантов и ансамблей макомного направления в специализированных музыкальных учебных заведениях, детских музыкальных и художественных школах. Этот конкурс, который проводился впервые, открыл много талантливых молодых людей. Конкурс проводился среди участников малых, средних и больших коллективов по номинации музыкантов и певцов. В общем, причина такого выбора та же, как стало более известно, роль традиции "наставник и ученик" в непрерывном передавании макомного искусства из поколения в поколение чрезвычайно высока.
"Наставник и ученик" по сути, это слово соответствует не только нашему национальному музыкальному исполнительству, но и традициям представителей других сфер. Что касается непосредственно музыкальной сферы, то они с давних времён развивались на основе "наставник и ученик", а также были средством обеспечения преемственности поколений. Под традициями "наставник и ученик" мы понимаем гармонично развитого ученика, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника [3]. В исполнении узбекских классических произведений присутствуют специфические аспекты наставничества. Кроме того, отношения учителя и ученика в направлениях Бухара, Хорезм и Фергана Ташкент являются более заметными. Каждый ученик считается ценным для своего учителя с детства [4].
В конкурсе были определены не только победители, но и дань уважения их учителям. Досконально освоив многовековые способы исполнения макомного искусства, обогатив их новыми приемами, особое внимание было уделено преподавателям, преподающим по традицию "наставник и ученик" представителям молодого поколения. Мы надеемся, что эти конкурсы и фестивали, проводимые впервые в результате поддержки потенциала нашей творческой молодежи и предоставленных им возможностей, станут уникальной основой для их участия в дальнейшем престижном конкурсе.
Список литературы /References
1. Пирматова Н. История 12 макомов и их названия. Проблемы современной науки и образования. № 2 (135), 2019.
2. Турабоева Б.Р. «О макоме Бузрук. Проблемы современной науки и образования. № 5 (150), 2020.
3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства.», "Проблемы современной науки и образования. № 5 (150), 2020.
4. Матёкубов О. "Макомот" Тошкент, 2004.