ДОСТИЖЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ МАКОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАДИЦИИ
НАСТАВНИЧЕСТВА Матякубов Ш.Б.
Матякубов Шавкат Батирович - доцент, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сегодня в Узбекистане проводится большая эффективная работа по обучению макомных певцов. С целью проверки готовности студента каждый месяц проводится промежуточный контроль, то есть проводится слушание, о существующих недостатках рассказывается самому студенту и его преподавателю. Продуман метод устранения этих недостатков. Особенно в системе высшего образования, традиция наставничества прочно укоренилась и считается прекрасной возможностью для студентов в совершенстве изучить исполнение макомов. В данной статье говорится о важности традиции наставничества в системе высшего образования. Также говорится о недостатках и достижениях в реализации этой традиции в онлайн-системе и в классе.
Ключевые слова: маком, макомное пение, наставничество, студент, исполнительство, онлайн обучение.
ACHIEVEMENTS AND DISADVANTAGES OF MAKOM EDUCATION USING MODERN TECHNOLOGIES IN THE TRADITION OF MENTORING
Matyakubov Sh.B.
Matyakubov Shavkat Batirovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF MAKOM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Summary: today, a lot of effective work is being done in Uzbekistan to train makom singers. In order to check the readiness of the student, an interim control is carried out every month, that is, a hearing is held, the student and his teacher are told about the existing shortcomings. A method of eliminating these shortcomings has been thought out. Especially in the higher education system, the tradition of mentoring is firmly rooted and is considered a great opportunity for students to study the performance of makom perfectly. This article talks about the importance of the tradition of mentoring in the higher education system. It also talks about the shortcomings and achievements in the implementation of this tradition in the online system and in the classroom. Keywords: makom, makom singing, mentoring, student, performance, online teaching.
УДК 781.9
В результате того, что национальные традиции и ценности вновь находят твердое место, деятельность наствников по подготовке будущих педагогических кадров становится необходимой не только для того, чтобы вооружиться знаниями, навыками и умениями на основе науки, но и использовать традиции "наствничества" в направлении профессии, учитывая их достижения, интересы и стремления. Традиции наствничества имеют большое значение при наличии обучения профессиональным навыкам у молодежи, повышения их духовного и образовательного потенциала, исследований, творчества, одним словом, особого воспитательного влияния на формирование зрелой личности во всех отношениях. Еще одним характерным аспектом является то, что в нем формируется уверенность в собственных силах студента, правильная оценка ситуации и волевые качества, в то время как социальная активность студента находится под наблюдением преподавателей.
Музыкально образовательный процесс и его результаты зависят от методов работы, которые определяют действие воспитателя на познавательную деятельность воспитающегося. По этой причине в педагогике всегда считалось, что методы обучения — это методы обучения педагога и методы познавательной деятельности педагога, оба эти метода используются для выполнения воспитательных функций. Воспитательные методы определяют характер деятельности воспитателей. Они будут зависеть от целей задач воспитания [1].
Величайшая обязанность учителя - подготовить мудрых, умных и способных профессионалов, способных внести достойный вклад в процветание страны. Для того чтобы подготовить хорошего мастера, необходимо прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовным совершенством, широким кругозором и здоровой психикой. С древних времен, в традициях наствничества, учитель не только давал указания ученику, но и готовил их к самостоятельной деятельности, а после него создавал возможность передавать опыт работы, знания и навыки из поколения в поколение [2]. Это имеет первостепенное значение, особенно при подготовке студентов к пению и выступлениям.
В древние времена, в традиции наставничества, учитель и ученик встречались лицом к лицу, где разговаривали и практиковали новое произведение. Но в 2020 году, благодаря пандемии "COVID-19", люди во всем мире были вынуждены сидеть дома, не выходя на улицу, чтобы не страдать от этого заболевания. Даже в это время процесс обучения не прекращался. Продолжался процесс дистанционного обучения через социальные сети, программы с помощью интернета. Этот процесс получил название дистанционного обучения. Есть ли какая-то разница в этом процессе от прохождения урока лицом к лицу? Так в чем же преимущества и недостатки?
Еще до начала процесса дистанционного обучения, традиции наставничества продолжались через социальные сети интернета. В частности, Telegram, электронная почта и WhatsApp использовались в качестве дополнения к очному уроку по передаче необходимой информации друг к другу между наставником и учениками. Например, если студенту вне урока необходимо узнать правильное исполнение той или иной части макома, тогда он может через Telegram или WhatsApp попросить учителя сыграть и отправить ему. И учитель без проблем может помочь студенту, где бы он не находился. Благодаря этой практике у студента была возможность быстрее выучить необходимые части макома, не дожидаясь встречи с преподавателем.
Другой пример: студент отправляет учителю запись своего пения, чтобы подтвердить, что он правильно изучил маком, учитель, в свою очередь, исправляет, если есть недостатки, хвалит, если есть достижения. Онлайн-традиции наставничества соблюдаются не только в изучении макома, но и в других видах музыкальных направлений. Это, конечно, удобно для индивидуальных занятий, но для групповых занятий этот процесс относительно сложный.
Возьмем, к примеру, практики в певческом ансамбле, одно произведение каждый студент воспринимает по-разному, возможность звука, мелодию, даже разные буквы все певцы произносят по-разному. Чтобы исправить недостатки каждого из певцов, преподавателю необходимо внимательно выслушать всех студентов по отдельности, потребуется много времени, чтобы привести их к одному и тому же результату. Для учителя это очень сложно.
Кроме того, скорость интернета у каждого студента также разная, у первого интернет быстрее, у второго медленнее. Разные исполнения достигаются с разной скоростью, и представления обновляются в соответствии с разными стандартами времени. В результате исполнения ансамбля не будет идеальной. Даже в отдельных выступлениях не будет целого представления, как в процессе обучения лицом к лицу. Самый удобный процесс урока музыкального искусства - это очный урок, то есть живые традиции наставничества.
Когда мы проводили опрос среди студентов (78) о преимуществах онлайн-урока: выяснилось, что не будет проблем с транспортом, экономия времени, углубленное изучение современных информационных технологий и возможность организации интересных встреч с известными людьми, даже иностранными специалистами (96%). Теперь, когда мы спросили о негативных аспектах онлайн-урока: в основном утверждали о технических проблемах, то есть об отсутствии интернета (59%), отсутствии электронной литературы (72%) и т.д. Но они не сказали точно о самом процессе прохождения уроков (92%). Возможно, уроки им интересны, но для учителя всегда важно, чтобы был получен хороший результат от процесса урока. Именно поэтому большинство учителей также недовольны онлайн-уроками.
Для групповых занятий используется программа zoom. Но при этом учителю не заметно понимает ли студент объясняемую тему или произведение. Кроме того, не зная, какое впечатление учитель производит на учеников своими выступлениями, вдохновение к учителю не приходит. Опять же, сидя дома студент не может полностью сосредоточиться на процессе обучения. Любого студента больше интересуют его личные проблемы. В классе, однако, не будет никаких домашних проблем, учитель заметит по выражению лица и глаз всех учеников, что он полностью понимает произведение и будет более вдохновлен. Тем не менее, красота выступления макомного певца заключается в живом исполнении. Если нет живого исполнения наших макомов, классической музыки, то слушатель не может получить необходимую духовную радость. Макомные певцы обязаны и должны учиться выступать вживую. А фонограмма характерна и для других современных жанров, но не для макомов. Целью изучения традиций наставничества также является обучение макомных исполнителей пению и исполнению вживую. Именно эти выступления и должны быть тщательными и без дефектов. В первую очередь надо отметить что старшие наставники, музыканты имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями [4].
В общем, традиция наствничества должна продолжаться как можно дольше в классе института, забывая обо всех других проблемах, между учителем и студентом. Онлайн-занятия, возможно, являются очень хорошими возможностями для занятий в других областях, но чтобы научиться пению, особенно исполнению макомов, студенту необходим живой урок лицом к лицу со своим учителем.
Список литературы /References
1. Матякубов И.Б. Роль методики обучения музыкального образования. LXVII International Scientific and
Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and
Education». Boston. USA. FEBRUARY 20-21, 2020.
2. Сафарова Р. ва б. Фанлар чукурлаштирилиб укитиладиган синфларда таълимни ташкил этиш технологияси. Т.: Сано-стандарт, 2012.
3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.