ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ТРАДИЦИОННОМУ ПЕНИЮ Матякубов И.Б.
Матякубов Иззат Батирович - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, кафедра дошкольного музыкального образования, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекское традиционное исполнение считается направлением, требующим особого внимания. Особенно кандидат, который хочет заниматься традиционным пением, а именно исполнением макомов, должен в первую очередь придерживаться его и любить это направление. А для этого преподавателям необходимо обратить внимание на несколько аспектов при отборе кандидатов, которые хотят стать певцами в традиционном направлении. В данной статье представлены рекомендации, на которые следует обратить внимание при отборе, воспитании макомных певцов. Эти рекомендации особенно полезны для педагогов, которые преподают певцам традиционного направления.
Ключевые слова: кандидат, ученик, традиционное пение, маком, педагог, голос, талант, исполнение.
METHODS OF EDUCATING STUDENTS' ATTITUDES TO TRADITIONAL SINGING Matyakubov I.B.
Matyakubov Izzat Batirovich - PhD of Pedagogical Sciences, Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF PRESCHOOL MUSIC EDUCATION, INSTITUTE OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek traditional performance is considered a direction that requires special attention. Especially a candidate who wants to engage in traditional singing, especially the performance of makoms, should first of all adhere to it and love this direction. And for this, teachers need to pay attention to several aspects when selecting candidates who want to become singers in the traditional direction. This article presents recommendations that attention should be paid to selecting, educating makom singers. These recommendations are especially useful for teachers who teach traditional singers.
Keywords: candidate, student, traditional singing, makom, teacher, voice, talent, performance.
УДК 78.074
В мировом педагогическом опыте существуют различные способы проверки способностей академического вокала, кандидатов, интересующихся пением, в первую очередь, его звуковыми возможностями, музыкальным слухом, запоминанием мелодии и определяется чувство ритма. Если кандидат не может повторить мелодию в его голосе, сыгранную на инструменте, причиной этого может быть то, что он раньше не пел или не слышал фортепиано и не понимал характеристику звука. Также следует учитывать, то, что ребенок не может в полной мере проявить свои способности в результате скованности перед учителем или комиссией, потери себя, болезни голоса, волнения.
Чтобы продемонстрировать первые музыкальные грани таланта, необходимо создать возможность выбрать самых талантливых и одаренных, проведя различные тесты, музыкальные конкурсы с группами кандидатов. В этом конкурсе ребенок может без колебаний спеть любимую песню или прочитать стихотворение с запоминающимся выражением, лишь бы создать атмосферу, в которой он чувствует себя свободно, не стесняется петь и танцевать, а это имеет большое значение. После этого ребенок может спеть мелодию или знакомую песню, заданную учителем в других нотах, и надо обратить внимание на частоту интонацию и звуковые интервалы (особенно терция, квартет, квинтет и т. д.) в его голосе и можно определить частоту и масштаб звука. Необходимо оценить гармонический слух, пропев их отдельно, четко сказав, сколько звуков (интервал, аккорд), всё это воспроизводится одновременно. Чтобы проверить музыкальную память, ребенок должен исполнить на музыкальном инструменте мелодию в объеме двух, четырех тактах и петь [1]. После определения чувства ритма и успешного завершения этого процесса нужно обратить внимание на строения тела и физического развития ребенка.
Очень важно, чтобы кандидаты, которые хотят изучать традиционное пение, должны быть физически гармоничны, иметь резкий и красивый голос, должен уметь петь из горла, иметь чистые и здоровые дыхательные пути, легкие, нормально развитые челюсти, зубы, губы, щечные мышцы и т.д. Потому что традиционное пение требует больших физических усилий, чем другие. Поэтому кандидатам, которые будут отобраны для пения, должны быть 10-12 лет. Но в последующие годы в нашей стране опыт обучения детей 6-7 лет пению используется при начальном обучении в таких детских ансамблях, как "Бульбульча", "Севинч", "Бойчечак".
Умение издавать голос зависит от физического строения человека. Голоса зависят от расположения и размеров таких органов, как рот, нос, нёба. Например: у певцов, у которых рот относительно большой, имеет широкую нёбу, нос длиннее, голос будет чрезвычайно громким, красочным, насыщенным тембром, без трудностей будет звучать и на высоких нотах. Кроме того, длина шеи, ширина легких также имеют большое значение для получения зрелого голоса [2].
Для правильного развития голоса важно заранее определить, к какой группе он относится. Для этого педагог должен хорошо знать атрибуты, характеризующие тот или иной тип голоса. В первой группе сопрано можно выделить учеников с высоким уровнем громкости и подвижным голосом. Первый диапазон сапрано выглядит следующим образом: от нот до-ре 1-октавы до нот соль-ля 2-октавы. Весь объем голоса обычно делится на три (нижние, средние, верхние) регистра тесситуры (их не нужно путать грудными, средними и верхними регистрами). Нижний регистр тусклый во всех группах, а верхний регистр - напряженный. Лучшие качества голоса обычно проявляются в среднем регистре [3]. Однако трудно определить, к какой группе относится голос по диапазону. Также, когда подростки достигают полового созревания, в период мутации голоса, педагог очень внимательно должен относятся к этому вопросу. В этом физиологическом процессе учитель очень хорошо осознает тот факт, что подросток не должен напрягать голос, не петь в громких кульминационных нотах, а также должен соблюдать все правила гигиены, питания и т.д. Главное то, что если каждый кандидат будет с большим желанием заниматься традиционным пением, все его аспекты будут соответствовать данной сфере, то такое обучение принесет одинаковое удовольствие как педагогу, так и ученику и неизбежно будет залог успеха.
Пение - это психофизиологическое состояние, которое тесно связано с верхней и центральной нервной системой. Известно, что окружающая его среда имеет большое значение при изучении профессий певца, актера и оратора. В результате того, что будущий певец слушает не только педагога, но и окружающих его людей, его опыт возрастает. Также развивает свой собственный стиль голособразования наряду с анализом исполнения других певцов.
Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэта, трио или квартета и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение [4]. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это.
Для того чтобы воспитать талант ученика, необходимо знать его составляющие, их вариативность, характер развития. Талант - это сложное понятие, в то время как для того, чтобы измерить и понять его, необходимо приблизиться к нему и изучить его составляющие. Таким образом, талант певцов состоит из несколько частей со структурной стороны. Это, конечно, состоит в первую очередь из таких важных факторов, как голос, его тембр, красота, музыкальные вкусы, художественные навыки и, что немаловажно, его великолепие. В соответствии с теми же принципами участники будут оцениваться на конкурсах. Кроме того, на развитие или исчезновение таланта влияют общие психофизиологические характеристики обладателя голоса, то есть память, впечатлительность, темперамент, эмоциональная насыщенность и многие другие характеристики.
Список литературы /References
1. Матякубов Ш.Б. «Анъанавий ижрочилик тарихи». Мусика. Т., 2015.
2. Улашева М.А. «Роль певческих голосов в мире макомов», «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.
3. Шомуротова М.«Способы обучения пению макомов в период голосовой мутации». «Проблемы педагогики». № 1 (46), 2020.
4. Авлоний Абдулла. Туркий гулистон ёхуд ахлок. Тошкент: Укитувчи, 1992.
5. Matyakubov Izzat Batirovich. «The role of music education teaching methods. / Роль методики обучения музыкального образования» THE ARTICLE IS ACCEPTED FOR PUBLICATION IN THE COLLECTION OF WORKS LXVII International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education». Boston. USA. FEBRUARY 20-21, 2020.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СПОРТСМЕНА (НА ПРИМЕРЕ КУРАША)
Арслонов К.П.
Арслонов Кахрамон Полвонович - доцент, кафедра теории и методики физической культуры, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: от правильной организации физической культуры и спорта, а также учебно-воспитательной работы с молодежью завтрашнего дня во многом будет зависеть сущность положительных качеств, необходимых для здорового образа жизни гармонично развитого поколения. В статье дан анализ влияния занятий национальной узбекской борьбой на психологические качества спортсменов. Ключевые слова: спорт, кураш, образование, исследования, показатели, психологические качества.