Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА'

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕНИЕ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ГОЛОС / ТЕМБР / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕВЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрматов Машрабжон

В процессе воспитания певца педагог использует различные методы. На первом месте стоит воспитание чуткого слуха и развитие всех голосовых качеств с контролем до совершенства. Необходимо развивать у будущего певца представление о правильной организации звучания голоса. Обучение всегда проводится на основе практики музыкальных мелодий, голосов и художественных произведений. Правильно подобранный музыкальный источник воспитывает голос. В данной статье дана информация об аспектах, которым педагоги должны придавать большое значение при корректировке голоса будущих певцов, изучающих пение. Качества певческого голоса перечислены отдельно и сказано о том, что необходимо дать для воспитания и постановки голоса профессиональному певцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF VOICE TRAINING

In the process of educating a singer, the teacher uses various methods. In the first place is the education of sensitive hearing and the development of all voice qualities with control to perfection. It is necessary to develop the future singer's idea of the correct organization of the sound of the voice. The training is always based on the practice of musical melodies, voices and works of art. A well-chosen music source educates the voice. This article provides information about the aspects that teachers should attach great importance to when correcting the voice of future singers studying singing. The qualities of the singing voice are listed separately and it is said that it is necessary to give a professional singer for the education and production of the voice.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА»

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА Эрматов М. Email: Ermatov17159@scientifictext.ru

Эрматов Машрабжон - доцент, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе воспитания певца педагог использует различные методы. На первом месте стоит воспитание чуткого слуха и развитие всех голосовых качеств с контролем до совершенства. Необходимо развивать у будущего певца представление о правильной организации звучания голоса. Обучение всегда проводится на основе практики музыкальных мелодий, голосов и художественных произведений. Правильно подобранный музыкальный источник воспитывает голос. В данной статье дана информация об аспектах, которым педагоги должны придавать большое значение при корректировке голоса будущих певцов, изучающих пение. Качества певческого голоса перечислены отдельно и сказано о том, что необходимо дать для воспитания и постановки голоса профессиональному певцу.

Ключевые слова: педагог, пение, певческий голос, голос, тембр, методика, обучение, профессиональный певец.

METHODS OF VOICE TRAINING Ermatov M.

Ermatov Mashrabjon - Associate Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the process of educating a singer, the teacher uses various methods. In the first place is the education of sensitive hearing and the development of all voice qualities with control to perfection. It is necessary to develop the future singer's idea of the correct organization of the sound of the voice. The training is always based on the practice of musical melodies, voices and works of art. A well-chosen music source educates the voice. This article provides information about the aspects that teachers should attach great importance to when correcting the voice of future singers studying singing. The qualities of the singing voice are listed separately and it is said that it is necessary to give a professional singer for the education and production of the voice.

Keywords: teacher, singing, singing voice, voice, timbre, technique, training, professional singer.

УДК 377.131

Упражнение является основным средством получения знаний. Их применение должно служить средством устранения недостатков, встречающихся в голосе учащихся и требующих коррекции. Упражнения для постановки голоса - полезный ресурс для перехода от упражнений к художественным произведениям. Требуется подготовка художественно-педагогического ресурса педагогом с сохранением высоких манер. Анализ источников с учетом музыкальных, звуко-технических и исполнительских трудностей - необходимое качество педагога. Владение широким спектром музыкально-педагогических ресурсов и умение их применять - одно из требований успешности педагогической деятельности. Для успешного исполнения произведения большое значение имеет способ обучения и пения. Студенту необходимо освоить технику работы над произведениями, чтобы он быстрее освоил масштабные и разнообразные программы исполнения.

При целенаправленном воспитании качества голоса большое значение имеет умение показать голоса. Для этого сам учитель должен обладать хорошим голосом, а ученик - способностью к подражанию. Однако подражание не считается обязательной при обучении пению. Например, Ламперти не был певцом, но воспитал великих певцов. Кроме того, деятели искусства Республики Узбекистан Темур Махмудов и Шавкат Мирзаев, будучи музыкантами, воспитали многих профессиональных певцов.

Голос певца - своеобразный "музыкальный инструмент". Однако перед тем, как петь, нужно еще и уметь слушать. Слушателю также необходимо уметь слышать некоторые звуки музыки или последовательность звуков, составляющих мелодию, в той мере, в какой он может точно передать ее. Само собой разумеется, что для того, чтобы исполнять песню, исполнителю в первую очередь необходимо обладать природным музыкальным слухом, музыкальной памятью и умением четко выражать. В начале учебного года, исходя из этих качеств у учащихся, составляется отдельный план [1].

Показ и объяснение техник дыхания занимает большое место в практике педагога. Техника дыхания всегда охватывает определенные предметы, всегда может остановиться или изменить какую-то часть работы голосового аппарата. Учащийся сначала понимает, что он будет делать, а затем пытается применить эти действия во время пения. В этом и заключается ценность изучения техники дыхания. Поскольку дыхание является единственным источником голоса, правильное дыхание является причиной правильного использования голоса.

Голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта [2].

Определение певческого голоса. Голосовые возможности определяются по совокупности таких признаков, как тембр, тон голоса, звуковая гамма, переходные ноты и начальная нота основного тона, в связи с чем начинается работа по голосовой постановке с ознакомления со голосовыми и музыкальными возможностями.

Тембр - цвет голоса, подразделяется на мягкий-грубый, бархатный-резкий, звонкий-терпкий, приятный. Звуковая сфера определяется совокупностью звуков, которые можно петь голосом. Звуковая шкала-это расстояние от крайней верхней ноты до крайней низкой.

Звуковая гамма может быть определена в упражнениях: с помощью упражнений, составленных из национальных мелодий, голос должен постепенно произноситься на верхних нотах и на нижних нотах.

При постановке голосовой гаммы определяется через переходные ноты. Переходные ноты, сленг, громкость басового и грудного резонаторов имеют решающее значение для определения типа голоса. При ознакомлении с голосовыми возможностями и установлении голосовой гаммы возможно чередование одного или нескольких звуков со свободным и естественным сленгом. Этот сленг является примарным, то есть голос при разговоре. В них хорошо проявляется тембр и тип голоса. Определение естественного тембра - первостепенная задача педагога.

Главная задача при обучении пению: развитие художественного вкуса голоса и слуха. В процессе работы над голосом обучают правильному произношению звука, овладению дыхательными навыками, правильному распределению дыхания, способам не убегать от нот, то есть не петь фальшь, что придает голосу такие качества, как звонкость, полетность, сплочённость (не расползаться).

На занятиях по постановке голоса обычно выполняются упражнения, формирующие и развивающие навыки разогрева голосового аппарата. Пение без инструментального сопровождения может быть выполнено путем чтения различных звуков например: «ёрей», «войей» или просто через «о». Это можно сделать и словами: мастер, выполняющий голосовое упражнение для этого должен спеть хорошо знакомую ему газель в разных тонах, а другой-постепенно подниматься и опускаться, пока не достигнет своего голоса. Это в основном упражнение для расширения диапазона звука.

Подпевка - это вид практики пения. Обучение постановке голоса во многом будет заключаться в формировании певческого голоса, совершенствовании практических профессиональных навыков. При обучении пению происходит специальная адаптация голосового аппарата к певческим задачам. Представления о певческой психике певческих голосов определяются музыкально-содержательной выразительностью и влияют на работу голосового аппарата.

От овладения звукотехническими навыками, работой дыхания и резонаторов, произносительного аппарата зависит выразительность голоса, качество звучания. Однако формирование технических навыков должно сопровождаться эмоциональной направленностью и художественной выразительностью.

Чтобы сделать голос "управляемым", преобразовать его, в послушный инструмент, требуется систематическая, программная работа над всеми частями звукообразующего аппарата. Немаловажное значение в звукопроизношении играет творческий подход и правильное применение упражнений на разборчивость. Каждый педагог, знакомясь со студентами, задается вопросом: «с каких упражнений начинать?». Не всегда можно ответить сразу. Зачастую от педагога требуется большая наблюдательность и время, чтобы определиться, в какой последовательности какие упражнения следует давать начинающему певцу.

Список литературы /References

1. Бегматов А.К. «Теоретическое значение вокальной педагогики в воспитании голоса учащихся». «Проблемы современной науки и образования». № 11 (156), 2020.

2. Улашева М.А. «Роль певческих голосов в мире макомов». «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.

3. Эрматов М. «Педагогическое мастерство в обучении методик традиционного пения». «Проблемы педагогики». № 6 (51), 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.