выявления трансформации и развития образа восточного героя в Западноевропейской музыкальной культуре.
Список литературы /References
1. Tamerlan und Bajazet in den Literaturen des Abendiandes. von Dr Ottokar Intze. Erlangen, 1912. ор. 60.
2. "ll Bajazet". The Opera,masterpieces of Operatic History, Volume 3. Clothbound. Composed by Francesco Gasparini. Edited by Martin Ruhnke. Henle Mouments of Music. Hardcover. 268 pages. Published by G. Henle. HL 51483105.
РОЛЬ ПЕВЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В МИРЕ МАКОМОВ Улашева М.А. Email: [email protected]
Улашева Мамлакат Ахмадовна - преподаватель, кафедра традиционного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта. Для того чтобы имеющиеся сложности узбекского макома, ноты, орнаменты и мелизмы были идеально поданы слушателю, певец должен иметь соответствующий голос. В этой статье, наряду с этим, будут затронуты и мысли Фараби о человеческом голосе, и особенности узбекских певцов в соответствии с регионами.
Ключевые слова: голос, певческий голос, Абу Наср Фараби, маком, искусство, Юсуфжон Кизик Шакаржонов.
THE ROLE OF SINGING VOICES IN THE WORLD OF MAKOMS
Ulasheva M.A.
Ulasheva Mamlakat Ahmedovna - Teacher, DEPARTMENT TRADITIONAL SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the singer's voice is considered to be the most important criterion in the traditional performance. Of particular importance in the performance of makoms are the quality, originality of singing voices. Due to the fact that the Uzbek makom is complex and flawless, the singer needs high skill. The spirit, the mood, the character of the singer is also reflected in his voice. Performing Uzbek makoms, the spirit and mood of the artist and the works should correspond. Regardless of whether by a man or a woman, will certainly become a professional performer of makoms after several years of exercise and science of maqoms and enhance the experience. In order to existing difficulties of the Uzbek makom, notes, ornaments and melisma was perfectly served to the listener, the singer should have an
appropriate voice. In this article, along with this, Farabi's thoughts about the human voice and the peculiarities of Uzbek singers in accordance with the regions will be touched upon. Keywords: voice, singing voice, Abu Nasr Farabi, makom, art, Yusufjon Kizik Shakarjonov.
УДК 78.07
Культура, национальное искусство и богатые художественные традиции каждого народа определяются материальными и духовными ценностями, унаследованными от предков. Одной из таких ценностей является искусство голоса. Потому что музыка появилась вслух. На протяжении столетий, тысячелетий искусство голоса существовало в те времена, когда еще не создавались музыкальные инструменты. После того, как звуковое искусство созрело, в свою очередь осознанно, то есть с точки зрения четких нот и мелодий, музыка появилась. По мнению Абу Наср Фароби, первые музыкальные образы появились в образе религиозной музыки [1]. Гаты Авесто, которые пели огнепоклонники, тесно связаны с музыкой. Названия звуков и мелодий того времени до сих пор не известны. Но письменные сохранились в небольшом количестве. По древним хорезмским археологическим раскопкам первый музыкальный инструмент - угловая арфа относится ко II-III веку нашей эры. Но Авесто появился гораздо раньше этой даты. Из этого видно, что звук первичный, а музыкальные инструменты были созданы позже, имитируя звук.
Хотелось бы подчеркнуть мнение Фараби: «В музыке есть два разных звука. Один - это естественный голос, который является звуком, который излучается от человеческой гортани. Его естественность заключается в том, что ни один человеческий голос не похож на другой, то есть в мире есть столько голосов, сколько людей не похожие друг на друга. Он имеет свойство изменяться, развиваться и исчезать. Второй же звук - это звук музыкальных инструментов. Их искусственность в том, что они все подражают человеческому голосу. Кроме того, они подобны друг другу, например: танбур - танбуру, сурнай - сурнайу, скрипка - скрипке и т.д. Это звуки, в отличие от человеческого голоса, не изменяются и существуют дольше» [1]. Искусство голоса человека, по сути, является первичным, чем инструмент, сделанный руками человека. То есть существующее является первичным, а сделанное тело вторичным и искусственным.
Тот голос, звучащий из человеческой гортани - прекрасный голос. Умение издавать звук также зависит от физического строения человека. Голоса даже зависят от расположения и размеров таких органов, как рот, нос, нёбо. Например: у певцов, у которых рот относительно большой, имеет широкое нёбо, нос длиннее, голос будет чрезвычайно громким, красочным, насыщенным тембром, без трудностей будет звучать и на высоких нотах [2]. Кроме того, длина шеи, ширина легких также имеют большое значение для получения зрелого звука.
Так называемый «Узбекский шашмакам», который базируется в Узбекистане с требованиями Бухарского Шашмакома, Хорезмского макома и макомов Фергана-Тошкентского региона, в настоящее время продолжает свое развитие как целая система маком. Это также фактическая демонстрация жизненной силы нашего классического музыкального наследия, которая также является основой таинственных корней [3]. Великий узбекский артист Юсуфжон Кизик Шакаржонов говорил, что: «Узбекское искусство - это дерево, корни которого питаются в Хорезме, тело - в Бухаре и Самарканде, ветки - в Ферганской долине и, наконец, в Ташкенте цветёт и дарует плоды». Также мы тоже начинаем наше определение голосовых характеристик с Каракалпакстана и Хорезма. Каракалпакские певцы редко исполняют узбекское национальные или традиционные произведения, но большинство из них выступают в Академическом вокальном направлении. Их голос чрезвычайно эмоциональный, впечатляющий, но не всегда они раскрывают это. Тем не менее, он также имеет привлекательный, игривый характер. А о звуковых свойствах Хорезмского оазиса мы можем говорить часами. Здесь у представителей разных школ имеется свои
направления. В настоящее время шежере этой школы продолжает свое творчество в таких городах и районах, как Элликкала, Турткул, Шаббаз, Беруни на территории Каракалпакстана. Обобщая все это, мы можем сказать следующее: голосовые характеристики этого оазиса с учетом мелизмов в исполнении маком чрезвычайно солидны, эмоционально богаты, тайны, внушительны, напористы, а на высоких нотах, как правило, сверкают ярко и славно. А в игривых произведениях он отличается своей привлекательностью, интенсивностью и красотой. Если внимательно слушать выступления этих певцов, то это как основа всего узбекского искусства. С древних времён певцы с уникальными голосами всегда ценились. Например, Ферузхан стремился собрать вокруг себя талантливых музыкантов, певцов и деятелей искусства. Быть придворным музыкантом хана было очень престижно и ответственно. Непосредственно при поддержке хана при дворце была создана систематически действующая группа макомистов [4].
Голоса Бухарских певцов не отстают в солидности от хорезмских певцов. В их голосе гармонично сочетается в нижних нотах вместе с грустью чувствуется привлекательность. В голосах певцов Алатского и Каракульского районов Бухары также чувствуется принадлежность Хорезмскому оазису. Самаркандские школы, в отличие от Бухары, отличаются преобладанием орнаментов и мелизмов. Верхние ноты характеризуются полнотой звука. В Сурхандарьинском и Кашкадарьинском оазисах тоже много талантливых певцов. Их голосовые особенности уникальны, и при исполнении произведений разных оазисов в разных направлениях элегантность, левость, яркость в их голосах означают, что они принадлежат к этому оазису. А школы Ферганской долины - это другая вселенная. Ни в одном певческом голосе оазисов не наблюдается грустных и в то же время приятных тонов как у певцов Ферганской долины. Поэтому в них есть такие произведения, как "Фигон", "Гиря", "Муножот". Даже игривые песни исполняются с лёгкой и своеобразной грустью. Безусловно, эти произведения должны исполняться так же. Потому что школа пения Ферганской долины требует этого. В Ташкенте также очень много школ пения, которые необходимо признать отдельными. В Ташкентской школе пения характеристика голосов своеобразны, тем не менее, стиль в долинных школах не занимает значительного места в Ташкентских школах.
Список литературы /References
1. Абу Наср Аль-Фараби. "Фозил одамлар шахри". Изд-во Народ. наследия им. А. Кадыри. Т., 1993.
2. Матякубов Ш.Б. «Анъанавий ижрочилик тарихи» Мусика. Т., 2015.
3. Матякубов М.Ж. «Танбурная нотация», «Вестник науки и образования». № 14 (50). Октябрь, 2018.
4. Рахимов Б.М. «Музыкальное искусство Хорезма в период с XVIII до начало ХХ века». «Проблемы современной науки и образования». № 3 (136), 2019.