Научная статья на тему 'Требования к певцу при исполнении макомов'

Требования к певцу при исполнении макомов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ГОЛОС / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ПЕВЕЦ / НАСТАВНИК / УЧЕНИК / МАКОМНОЕ ПЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / MAKOM / VOICE / SINGING VOICE / SINGER / MENTOR / STUDENT / MAKOM SINGING / PHYSICAL PROCESS / MENTAL PROCESS / WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамадолимова Малика Маматисак Кизи

Для того чтобы макомное исполнение было высоко профессиональным, необходимо, чтобы в нем принимали активное участие внимание певца, интуиция, восприятие, воображение и эмоции (эмоции и волнение), а главное, дух голоса. Кроме того, необходимо отразить качество его личного голоса, красоту и богатство тембра, чистоту интонации, его музыкальные способности и индивидуальность, его жизнерадостность и энтузиазм, его мировоззрение и свободомыслие, его характер и ментальность. Все эти личностные качества являются особенностью психологии человека, составляющей художественно-исполнительского творчества, которая еще недостаточно изучена и связана с областью музыкальной психологии. В данной статье речь пойдет об аспектах, которые необходимо учитывать в процессе воспитания макомных певцов. Для того чтобы выполнить требования, заложенные в макомной характеристике, навыки должны начать формироваться с первых дней обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE SINGER WHEN PERFORMING MAKOMS

In order for makom performance to be highly professional, it is necessary that the singer's attention, intuition, perception, imagination and emotions (emotions and excitement), and most importantly, the spirit of the voice, take an active part in it. In addition, it is necessary to reflect the quality of his personal voice, the beauty and richness of the timbre, the purity of intonation, his musical abilities and personality, his cheerfulness and enthusiasm, his worldview and freedom of thought, his character and mentality. All these personal qualities are a feature of human psychology, a component of artistic and performing creativity, which has not yet been sufficiently studied and is associated with the field of musical psychology. This article will focus on the aspects that need to be taken into account in the process of educating makom singers. In order to comply with the requirements laid down in makom characteristics, skills should start to take shape with the first days of training.

Текст научной работы на тему «Требования к певцу при исполнении макомов»

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕВЦУ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МАКОМОВ Мамадолимова М.М. Email: Mamadolimova680@scientifictext.ru

Мамадолимова Малика Маматисак кизи - магистр, кафедра макомного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: для того чтобы макомное исполнение было высоко профессиональным, необходимо, чтобы в нем принимали активное участие внимание певца, интуиция, восприятие, воображение и эмоции (эмоции и волнение), а главное, дух голоса. Кроме того, необходимо отразить качество его личного голоса, красоту и богатство тембра, чистоту интонации, его музыкальные способности и индивидуальность, его жизнерадостность и энтузиазм, его мировоззрение и свободомыслие, его характер и ментальность. Все эти личностные качества являются особенностью психологии человека, составляющей художественно -исполнительского творчества, которая еще недостаточно изучена и связана с областью музыкальной психологии. В данной статье речь пойдет об аспектах, которые необходимо учитывать в процессе воспитания макомных певцов. Для того чтобы выполнить требования, заложенные в макомной характеристике, навыки должны начать формироваться с первых дней обучения. Ключевые слова: маком, голос, певческий голос, певец, наставник, ученик, макомное пение, физический процесс, психический процесс, произведение.

REQUIREMENTS FOR THE SINGER WHEN PERFORMING

MAKOMS Mamadolimova M.M.

Mamadolimova Malika Mamatisak kizi - Master, DEPARTMENT MAKAM SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in order for makom performance to be highly professional, it is necessary that the singer's attention, intuition, perception, imagination and emotions (emotions and excitement), and most importantly, the spirit of the voice, take an active part in it. In addition, it is necessary to reflect the quality of his personal voice, the beauty and richness of the timbre, the purity of intonation, his musical abilities and personality, his cheerfulness and enthusiasm, his worldview and freedom of thought, his character and mentality. All these personal qualities are a feature of human psychology, a component of artistic and performing creativity, which has not yet been sufficiently studied and is associated with the field of musical psychology. This article will focus on the aspects that need to be taken into account in the process of educating makom singers. In order to comply with the requirements laid down in makom characteristics, skills should start to take shape with the first days of training.

Keywords: makom, voice, singing voice, singer, mentor, student, makom singing, physical process, mental process, work.

УДК 398.8

В технике исполнения существует понятие "средства исполнения и выражения", хотя исполнение и выражение переплетены между собой, они отражают различные аспекты процесса творчества. Средства музыкальной выразительности включают в себя голос человека и его акустическую основу, интонацию, тон голоса (тембр), вибрация, метод (ритм), мера, темп, агогику, артикуляцию, динамический характер и т. д.

А средства исполнения традиционного певца состоят из голоса певца, горла, глотки, гортани, дыхания, языка, произношения, музыкальных слуховых аппаратов. По своей природе голос человека формируется в результате давления воздуха, то есть звук при дыхании приводится в движение. Чтобы издать звук из горла, необходима озвучивающая лента, то есть средство исполнения. Можно создать звук, когда эти же шаги исполнения движутся пропорционально друг другу. Для этого певец сначала наполняет легкие исполнительным дыханием, и с помощью дыхания формируется звук, человеческий голос, в результате движения голосового аппарата.

Голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта [1].

Пение-это психофизиологическое состояние, которое тесно связано с верхней и центральной нервной системой. Известно, что окружающая его среда имеет большое значение при изучении профессий певца, актера и оратора. В результате того, что будущий певец слушает не только мастера, но и окружающих его людей, его опыт возрастает. Также развивает свой собственный стиль звукообразования наряду с анализом исполнения других певцов.

Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это [2].

Очень важно, чтобы кандидаты, желающие изучать макомное пение, были физически гармоничны, голос резкий и редкий, умели петь от горла и гортани, дыхательные пути и легкие чистые и здоровые, зубы и челюсти, мышцы лба и щёка, строение тела развито (нормально) как трактат. Потому что пение требует больше физической силы, чем другие. Поэтому стоит отбирать кандидатов в возрасте 10-12 лет.

Самый большой долг учителя - подготовить умных, грамотных и способных учеников, способных внести свой достойный вклад в развитие страны. Для того, чтобы учитель подготовил хорошего ученика, он должен прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовно развитым, широким мировоззрением и здоровым мышлением.[3] Для того чтобы у педагога сформировалась уверенность в правильности выбора кандидата, изъявившего желание учиться в макомной пении, стоит проверить голосовые и музыкальные способности ребенка, его физическое развитие и неоднократные беседы с ним о требованиях и трудностях. Первые уроки начинаются с пения народных, ярких песен которые нравятся ученику, которые развлечут исполнителя, а также с интересных рассказов о пении макомов. Если ученик ранее учился на начальном этапе и приобрел определенные навыки, то работать с ним будет легче.

Для того чтобы изобразить исполнительские способности, в первую очередь, ученик должен понимать все о музыке, обладать знаниями о ней, умениями и навыками, хорошо владеть выразительными средствами музыки, художественным оформлением, навыками исполнения нот. В то же время немаловажным является духовный мир учеников, его настроение [4]. Также, в изучении макомной пении ученик должен понимать философию макомов, чувствовать каждую ноту и обязательно знать историю произведения и их создателей, исполнителей. Дело в том,

что приучение ученика к пению макомов - это сложный физический и психический

процесс, который требует самостоятельного подхода к каждому ученику.

Список литературы /References

1. Улашева М.А. «Роль певческих голосов в мире макомов / The role of singing voices in the world of makoms. «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.

2. Салихова М.Ж. «Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. / The choice works of Shashmaqom for the traditional singing of the ensemble. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

4. Мамадалиев А.Б., Юнусова С. «Роль формирования исполнительских способностей учеников и студентов. / Role of formation of executive abilities of pupils and students. «Проблемы современной науки и образования». № 10 (143), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.