СЛУХ МАКОМНОГО ПЕВЦА: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Шомуротова М.
ШомуротоваМохичехра - старший преподаватель, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: макомное пение - это сфера, требующая высокого профессионализма, и сегодня ею интересуются очень многие талантливые молодые люди. Макомный певец должен обладать не только красивым голосом, но и сильным слухом. Потому что умение слышать очень помогает певцу вникать в произведение, которое он хочет исполнить, не допускать ошибок в процессе игры и уметь проявить свои чувства. Важно, чтобы студенты, которые изучают макомное исполнительство в системе высшего образования, обязательно обратили внимание на эти аспекты, то есть желательно больше тренироваться на способности слуха. В этой статье дается важная информация о том, на что следует обратить внимание, когда речь заходит о воспитании и развитии слуха макомных певцов. Ключевые слова: слух, голос, звук, маком, произведение, тембр, певец, слуховой анализатор.
HEARING OF A MAKOM SINGER: EDUCATION AND DEVELOPMENT
Shomurotova M.
Shomurotova Mokhichekhra - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MAKOM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: makom singing is an area that requires high professionalism, and today many talented young people are interested in it. A makom singer should have not only a beautiful voice, but also a strong hearing. Because the ability to hear very much helps the singer to delve into the work that he wants to perform, not to make mistakes during the game and be able to show his feelings. It is important that students who study macomic performance in the higher education system should definitely pay attention to these aspects, that is, it is desirable to train more on hearing abilities. This article provides important information about what you should pay attention to when it comes to the education and development of the hearing of native singers.
Keywords: hearing, voice, sound, makom, composition, timbre, singer, auditory analyzer.
УДК 78071.2
Развитие чувств, которые контролируют певческие функции, является самой основной задачей обучения макомному пению. Мы расскажем об органах чувств, которые выполняют функцию управления формированием голоса. Прежде всего, мы вспоминаем способность слуха, который выполняет задачу управления функциями пения и речи. Звуковой и слуховой аппарат - это незаменимая система, которая служит для получения информации через звука. Слух - это основной орган чувств, который снабжает мозг звуковыми импульсами, возникающими в окружающей среде. Голосовой аппарат передает звук, который достигает мозга через чувство слуха, и эффекты, которые появляются в мозге через слух. Развить слуховые способности можно с помощью систематических тренировок. Например, ощущение повседневной речи приводит к радикальной дифференциации значения слова. Мы также можем различить слово, в котором значение грубо искажено. Мы также можем чувствовать незначительные искажения нашего родного языка.
Само собой разумеется, что для того, чтобы исполнять песню, исполнителю в первую очередь необходимо обладать природным музыкальным слухом, музыкальной памятью и умением четко выражать. В начале учебного года, исходя из этих качеств у учащихся, составляется отдельный план. При обучении сольному пению выбираются только ученики, обладающие хорошими и отличными музыкальными способностями, а также здоровым голосом [1].
Слуховые аппараты обучены четко различать качество, интонацию звука, которые также могут служить передатчиками информации. Когда мы говорили о развитии вокальных знаний, исполнении и технике, мы упомянули о важности слухового впечатления. То есть, необходимо слушать высококвалифицированных исполнителей, которые могут стать примером в воспитании певца. Если слух поначалу позволяет различать крупные ошибки, то по мере повышения квалификации сможет понимать даже незначительные ошибки.
Умение издавать звук также зависит от физического строения человека. Голоса даже зависят от расположения и размеров таких органов, как рот, нос, нёба. Например: у певцов, у которых рот относительно большой, имеет широкое нёбо, нос длиннее, голос будет чрезвычайно громким, красочным, насыщенным тембром, без трудностей будет звучать и на высоких нотах. Кроме того, длина шеи, ширина легких также имеют большое значение для получения зрелого звука [2].
Певец испытывает некоторые трудности в достижении чистоты интонации и контроля тембра с помощью слухового восприятия. Обычно желательно проводить различие между активным и пассивным
слухом. Пассивный слух - это способность правильно слышать. Что касается актива - иметь возможность продемонстрировать услышанное. Если мы говорим, что пассивная слуховая способность развивает дифференциацию с помощью слухового анализатора, то активная слуховая способность заключается в управлении звуковым аппаратом и формировании звука желаемой высоты. Обычно певец не может петь чисто, когда внутреннее слуховое воображение ошибается. Просьбы спеть или исполнить нужную мелодию на инструменте (дутор, рубоб, танбур и т.д.) будет достаточно, чтобы понять, что он справится с этим или нет. Во многих случаях простого запоминания мелодии будет недостаточно, чтобы спеть ее. Неровность звука связана не с тем, что его высота не совсем точная, а с неправильным формированием тембра - то есть когда позиция не чистая.
Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения [3].
Певец во время пения не может слышать свой голос так, как слушатели. Это результат того, что сам певец слышит не только через воздушную среду, но и через свои внутренние органы, то есть через кости. Невозможность определить свой тембр для певца не позволит четко интонировать на слух. Он пытается скорректировать высоту основного тона на слух, но не может добиться этого из-за неправильного положения. Даже певцы, обладающие очень хорошим слухом, не могут четко интонировать, звук в позиции иногда высокий, а иногда низкий. Они чувствуют, что интонация чиста не только на слух, но даже по вибрациям в резонаторах звуковых сухожилий.
Звонкость голоса во многом зависит от тембра (тона и красоты звука). В процессе регулярного и правильного пения, которое проводится в подростковом возрасте, тембр приобретает характерные черты того же голоса. Правильное воспитание тембра, это значит обучение будущего певца макомов правильному и звонкому исполнению гласных звуков в разных частях диапазона. На качество тембра можно влиять двумя способами. Первый - осуществляется переходом на замену регистра (грудной и головной регистры) и изменением голосовых нот, а второй - изменением объема звукоусиливающего пространства (гортани, ротовой полости) [4].
Говоря о чувстве слуха, стоит помнить, что оно не является постоянным. Потому что акустическая среда здесь тоже играет свою роль. Всем певцам известно, что трудно петь в очень маленьком или очень большом месте. Например: в комнате с мягкой мебелью и большими шторами мы сами очень плохо слышим, и, наоборот, в пустой комнате наш голос создает шум, который мешает звучанию стать правильным. В такое время помогают внутренние ощущения, которые появляются при пении, потому что они постоянны.
Контролируя формирование звука, способность слуха помогает ощущению сухожилий. Больших достижений можно добиться благодаря чувству голосовых сухожилий за контроль над голосом. Чувство слуховых связок и другие чувства соединяют рефлектор друг с другом, контролируя формирование звука. Та же привязанность лежит в основе вокального слуха певца. Они помогают не только услышать звук, но и почувствовать, как работает звуковой аппарат во время пения.
Список литературы /References
1. Бегматов А.К. Теоретическое значение вокальной педагогики в воспитании голоса учащихся / «Проблемы современной науки и образования». № 11 (156), 2020.
2. Матякубов Ш.Б. Анъанавий ижрочилик тарихи. Мусика. Т., 2015.
3. Салихова М.Ж. Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.
4. Шомуротова М. Способы обучения пению макомов в период голосовой мутации, «Проблемы педагогики». № 1 (46), 2020.
5. Шомуротова М. "Шарк тароналари" - фестиваль мелодии Востока. «Вестник науки и образования». № 8 (62), 2019.
6. Шомуротова М. Применение инновационные технологии в индивидуалных уроках традиционной музыки на основе Восточной педагогики. «Проблемы современной науки и образования» № 12 (132), 2018.