Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ В МИРЕ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ'

ВЕЛИКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ В МИРЕ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ПЕВЕЦ / КОМПОЗИТОР / МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рузметов Э. О.

корни узбекской музыки уходят в очень древние времена. Ряд ее жанров и форм развивались на протяжении веков. Сегодня создание народной музыки и национальной классической музыки - это два великих пласта узбекской музыкальной культуры. Кроме того, творчество композиторов считается важным аспектом узбекской музыки, и мы можем определить его как важную особенность в увеличении объема узбекского музыкального наследия. Узбекская национальная классическая музыка отличается своим широким размахом и богатым наследием. В частности, вопросы, связанные с образцами макомных категорий, занимают одно из ведущих мест в современном музыковедении. В связи с этим, на наш взгляд, среди макомных треков Бухарского Шашмакома, Фергана-Ташкент, макомные категории Хорезма представляют большой интерес для музыковедов. В данной статье приводится информация о знаменитых певцах и музыкантах, композиторах, которые внесли свой вклад в развитие духовного богатства узбекского народа - макомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT FOLK SINGERS IN THE WORLD OF UZBEK MAKOMS

the roots of Uzbek music go back to very ancient times. A number of its genres and forms have developed over the centuries. Today, the creation of folk music and national classical music are two great layers of Uzbek musical culture. In addition, the creativity of composers is considered an important aspect of Uzbek music, and we can define it as an important feature in increasing the volume of Uzbek musical heritage. Uzbek national classical music is distinguished by its wide scope and rich heritage. In particular, issues related to samples of makomic categories occupy one of the leading places in modern musicology. In this regard, in our opinion, among the makom tracks of Bukhara Shashmakom, Fergana-Tashkent, the makom categories of Khorezm are of great interest to musicologists. This article provides information about famous singers and musicians, composers who have contributed to the development of the spiritual wealth of the Uzbek Makoms people.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ В МИРЕ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ»

ВЕЛИКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ В МИРЕ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ

Рузматов Э.О.

Рузматов Эркин Орзиматович - старший преподаватель, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: корни узбекской музыки уходят в очень древние времена. Ряд ее жанров и форм развивались на протяжении веков. Сегодня создание народной музыки и национальной классической музыки - это два великих пласта узбекской музыкальной культуры. Кроме того, творчество композиторов считается важным аспектом узбекской музыки, и мы можем определить его как важную особенность в увеличении объема узбекского музыкального наследия. Узбекская национальная классическая музыка отличается своим широким размахом и богатым наследием. В частности, вопросы, связанные с образцами макомных категорий, занимают одно из ведущих мест в современном музыковедении. В связи с этим, на наш взгляд, среди макомных треков Бухарского Шашмакома, Фергана-Ташкент, макомные категории Хорезма представляют большой интерес для музыковедов. В данной статье приводится информация о знаменитых певцах и музыкантах, композиторах, которые внесли свой вклад в развитие духовного богатства узбекского народа - макомов.

Ключевые слова: маком, певец, композитор, музыкант, музыкальное творчество, искусство.

GREAT FOLK SINGERS IN THE WORLD OF UZBEK MAKOMS

Ruzmatov E.O.

Ruzmatov Erkin Orzimatovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OFMAKOM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the roots of Uzbek music go back to very ancient times. A number of its genres and forms have developed over the centuries. Today, the creation of folk music and national classical music are two great layers of Uzbek musical culture. In addition, the creativity of composers is considered an important aspect of Uzbek music, and we can define it as an important feature in increasing the volume of Uzbek musical heritage. Uzbek national classical music is distinguished by its wide scope and rich heritage. In particular, issues related to samples of makomic categories occupy one of the leading places in modern musicology. In this regard, in our opinion, among the makom tracks of Bukhara Shashmakom, Fergana-Tashkent, the makom categories of Khorezm are of great interest to musicologists. This article provides information about famous singers and musicians, composers who have contributed to the development of the spiritual wealth of the Uzbek Makoms people. Keywords: makom, singer, composer, musician, musical creativity, art.

УДК 78.071

В узбекской классической музыке макомный жанр занял ведущее место. Макомы существовали в музыкальной культуре народов Ближнего и Среднего Востока в очень древние времена. Он был создан зрелыми музыкантами и певцами, композиторами и развивался в IX -X веках, обогащаясь новыми произведениями. Маком относится к категории классической музыки как основной категории и жанру произведений. От других видов музыкального творчества он отличается художественным совершенством, мелодическими и формообразующими структурами, системой ладов и методов, а также тщательной обработкой научных и практических основ. Маком - это совместный художественный процесс, воплощающий искусство музыки, поэзии и танца.

В Узбекистане существуют музыкальные и певческие пути и категории макомного искусства -Бухарский "Шашмаком", Хорезмские и Фергана Ташкентские макомы, а также Ферганские макомные треки сурная, Хорезмские макомные треки дутора, "Феруз" и другие.

На протяжении веков шедевр "Шашмаком", являющийся культурой нашего искусства, был отработан в результате творческого мышления, труда наших великих мыслителей, поэтов, хафизов, музыкантов и композиторов. Это национальное уникальное искусство получило большую известность не только в нашей стране и на Востоке, но и в мировом масштабе. Искусство маком признано ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества, и мы, как наши предки, гордимся им [1].

Макомы имеют многовековой исторический путь. Он основан на специфических традициях и системах, являющихся результатом последовательных связей местных стилей. Начиная от выражения индивидуальных стилей макомов и заканчивая их уникальными особенностями, их стороны формируются в соответствии с художественными и эстетическими идеями каждого исторического периода.

Допустимо отдельно признать место ряда народных певцов в формировании и развитии нашего макома на протяжении нескольких столетий и по сей день. Один из них - Ота Джалал Насиров.

Видный деятель узбекской музыкальной культуры, знаток исполнения Шашмакома, Ота Джалал Насиров прославился в свое время среди музыкантов как педагог по исполнению макомов и до сих пор чтят его благословенное имя. С его именем связано открытие первой музыкальной школы в Бухаре, создание музыкальной школы в Самарканде, запись и сохранение Шашмакома. Такие певцы макомов, как Уста Шоди, Домла Халим, Левича Хофиз, Бобокул Файзуллаев, Хаджи Абдулазиз получили образование у Ота Джалала Насирова. Он родился в 1845 году в районе Эшон пир Бухары. Он занимался музыкой с восьми лет и берет уроки у таких известных певцов и музыкантов того времени, как Тиллабой, Мирзо Хидаят, Абдурахманбек, Мир Бобо. В результате полностью освоил Шашмаком в возрасте 20 лет. Амир Музаффархан, который слышал о нем, пригласил его во дворец и назначил дворцовым хафизом. В 1923 году В.А. Успенский записывает все серии Шашмаком от Ота Джалала Насирова и ота Гиеса Абдуганиева. Тот факт, что Шашмаком был записан в то время и был опубликован в 1924 году, считается большим событием. В источниках указывается на то, что Ота Джалал Насиров был не только певцом и музыкантом, но и композитором. Он привел в порядок части мушкилот Шашмакома, написал несколько ответвлений и сочинил дополнительные части, составил несколько частей усуля савт для исполнения макома Сегох. Данная часть называется в его честь "Савти Джалали" [2].

Хаджи Абдулазиз Абдурасулов получил известность как хофиз и композитор. Родился в махалле Кукмасжид Самарканде в семье ткача. Его увлечение музыкой начинается с юных лет, он учится исполнению танбура у Хаджи Рахимкула, исполнению макомов у Боруха хофиза и начинает петь. Позже, чтобы в совершенстве овладеть Шашмаком, он отправляется в Бухару и берет уроки у известного учителя Ота Джалала Насирова. Сотни песен были включены в его программы, помимо певцом он был и композитором. Песни "Гульзорим", "Бозургони", "Бебокча", "Курбан улам", которые он создал, считаются популярными среди народа. В 1909 году в его исполнении в фирме Риге "Грамафон" были записаны макомы "Ирак", "Насруллойи", "Ушшок". Хаджи Абдулазиз Абдурасулов обогащает маком, в том числе созданием треки "Ушшок", "Самарканд ушшок!, "Кашкарчаи ушшок" и еще нескольких произведений. Он воспитал очень много хафизов и музыкантов.

Знаменитый хафиз Мулла Туйчи Ташмухаммедов, оставивший неизгладимый след в искусстве узбекского пения, родился в семье рабочих в махалле Гульбазар города Ташкента. Сначала он учился в школе Абдуллы Кари и познакомился с творчеством таких классических поэтов, как Хофиз, Навои, Машраб, Бедил, Физули, и исполнял песни с их газелями. Туйчи Хафиз с юных лет научился секретам пения у своего дяди. Затем он научился секретам пения у своего учителя Убайдулло Андалиба. Постепенно начинает работать в месте с Шобарот танбурчи, Шоджалилом Хофиз, Мухаммадом Умаром, Абдукаххаром и Назирханом хофиз. Вместе с ними организовывали вечера "Кушик базми". Камий, Мискин, Хислат будучи одним из современных поэтов того времени, работал в сотрудничестве с ними, участвовал во встречах и ездил в Бухару, Самарканд, Коканд, Андижан, Маргилан и изучал способы пения, создал собственный уникальный стиль пения.

Один из самых ярких деятелей узбекского традиционного певческого искусства, Домла Халим Ибадов, родился в городе Бухара. В возрасте десяти лет известный певец и музыкант под руководством мастера Шарафа начал изучать и исполнять народные песни. Он начал изучать образцы "Шашмакома" у своего учителя и помог ему познакомиться с известными мастерами макома Ота Джалолом и Ота Гиесом.

В возрасте восемнадцати лет он стал известен как зрелый певец в Бухаре. Он исполнял макомще произведения привлекательным голосом. Он сам, как учитель, учил молодых людей петь и исполнять усули на дойре. В 1928 году, в связи с открытием Института музыки и хореографии в Самарканде, был приглашен Домла Халим Ибадов, и музыкант Н.Н. Миронов записал у него множество произведений "Шашмакома". Домла Халим Ибадов начал работать на радио Узбекистана с 1931 года. Такие макомы, как "Савти Сарвиноз", "Кашкарчаи ушшок", "Ирок", "Насруллойи", "Мугулчаи Дугогх", "Тулкин", "Наврузи Сабо", исполненные им, хранятся в Золотом фонде Узбекистана до сих пор. В 1933-1934 годах музыковед Е.Е. Романовская в исполнении Домла Халима записала ряд мелодий и песен, макомных треков.

Можно называть имена еще многих музыкантов и хафизов, которые из поколения в поколение вносили свой вклад в сохранение узбекского макома. Все они очень много работали над развитием узбекского музыкального искусства. Можно исследовать жизнь и творчество каждого из них на научном уровне.

Список литературы /References

1. Ражабий Ж.Х. Молодое поколение Шашмакома."Вестник науки и образования». № 13 (91), 2020.

2. Матякубов Ш. Анъанавий хонандалик асослари. Учебное пособие. Ташкент, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.