АКАДЕМИК ЮНУС РАДЖАБИ И ЕГО АНСАМБЛЬ "МАКОМЧИЛАР"
Хайдарова Р.
Хайдарова Розахон - доцент, кафедра макомного иснтрументального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в возрождение, становление и развитие узбекских народных и классических инструментальных мелодий и песен, а особенно узбекских макомов - серии "Шашмаком", неоценимый и общемировой вклад внес великий деятель культуры и искусства, наставник всех макомистов, народный артист Узбекистана, академик Юнус Раджаби. Юнус Раджаби привлек внимание народа, прежде всего, своим приятным бархатистым голосом баритона, прекрасными песнями, классическими песнями, созданными в сопровождении своих любимых дутор и танбур, многими красивыми и народными песнями, песнями собственного сочинения, инструментальными и танцевальными мелодиями, сюитами, а также рядом музыкально-драматических произведений, ставших шедеврами узбекской культуры. В данной статье будет представлена информация об ансамбле "Макомчилар", созданном Юнусом Раджаби и функционирующем по сей день.
Ключевые слова: маком, ансамбль, произведения, инструментальная часть, вокальная часть, запись, Юнус Раджаби.
ACADEMICIAN YUNUS RAJABI AND HIS ENSEMBLE "MAKOMCHILAR"
Haidarova R.
Haidarova Rozakhon - Associate Professor, DEPARTMENT OFMAKOMIC INSTRUMENTAL PERFORMANCE, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: а great figure of culture and art, mentor of all makomists, People's Artist of Uzbekistan, academician Yunus Rajabi made an invaluable and worldwide contribution to the revival, formation and development of Uzbek folk and classical instrumental melodies and songs, and especially Uzbek makoms - the Shashmakom series. Yunus Rajabi attracted the attention of the people, first of all, with his pleasant velvety baritone voice, beautiful songs, classical songs created accompanied by his favorite dutor and tanbur, many beautiful and folk songs, songs of his own composition, instrumental and dance melodies, suites, as well as a number of musical and dramatic works that have become masterpieces of Uzbek culture. This article will provide information about the "Makomchilar" ensemble, created by Yunus Rajabi and functioning to this day.
Keywords: makom, ensemble, works, instrumental part, vocal part, recording, Yunus Rajabi.
УДК 78.071.1
Золотые сокровища узбекского музыкального мира безграничны и являются одними из древнейших в мире. Эти классические произведения всегда звучали в исполнении профессиональных и любительских певцов, музыкантов и макомистов, передавались от учителей к ученикам, из века в век, совершенствовались, обогащались, доживали до наших дней и стали бесценным достоянием нашего народа. Таким бесценным достоянием является многотомная "Узбекская народная музыка", которую Юнус Раджаби собирал и записывал в 1959-1960 годах под редакцией И. Акбарова. До этого издания были изданы нотные сборники по узбекской музыке. Это были сборники "Шесть музыкалых поэм" (Маком) и пятитомный таджикский вариант "Шашмаком" (1950-1961), изданный В. Успенским под редакцией А. Фитрата и Н. Миронова. Среди этих сборников наиболее совершенными можно назвать "Узбекскую народную музыку" и "Шашмаком", собранные и записанные Юнусом Раджаби.
Академик Юнус Раджаби расширил свои исследования макомов, дополнив некоторые из них мелодическими и певческими произведениями. В переизданных томах I-VI "Шашмакома" (Ташкент, 19661975 гг.) общее количество частей макомов значительно увеличилось, с добавлением катта ашула и макомов сурная (макомы исполняемые на инструменте сурнай). В этот момент нужен был коллектив, чтобы донести до широких масс накопленное огромное наследие, макомное искусство, продолжить его традиции. Этот коллектив стал ансамблем "Макомчилар", созданным Юнусом Раджаби при радио Узбекистана в 1959 году и возглавляемым им самим.
Первоначально в этот ансамбль привлекались зрелые музыканты и певцы из народа. В те годы в ансамбле "Макомчилар" при узбекском телевидении и радио работали, как одно тело, одна душа: музыкальные руководители Юнус Раджабий, Фахриддин Садиков (чанг), из певцов-народные артисты Узбекистана Джурахон Султанов, Ортикхужа Имомходжаев, народные артисты Узбекистана Роза Исмоилова, Берта Давидова, заслуженные артисты Узбекистана Ориф Алимахсумов, Карим Муминов, Сирож Аминов, Шокиржон Эргашов, солисты исполнители: Умаржон Отаев, Алижон Хасанов, Толибжон
Бадинов, музыканты: заслуженные артисты Узбекистана- Зокиржон Содиков (гиджак), Ориф Касимов (дутор), Махмуджон Мухаммедов (най), Исхак Кадыров (най), Ёкубжон Довидов (танбур), Ильхом Тураев (гиджак), сольные исполнители - Тургун Алиматов (танбур и сато), Гайбулло Саъдуллаев (кушнай), Дадахужа Саттихужаев (дойра). Позже к этому ансамблю было привлечено еще много певцов и музыкантов. Среди певцов-заслуженные артисты Узбекистана Хадяхон Юсупова, Рахима Юлдашева, Исхак Каттаев, Шукур Алимкулов, Уринбой Отажонов, Исмаил и Исроил Вахобовы, среди музыкантов - Саидазим Кудратуллаев (танбур), Эркин Юлдашев (рубоб), Саидикром Камолов (дойра), Хашимжон Исмоилов (гиждак), Темур Махмудов (чанг). Талантливая молодежь старательно осваивала макомные произведения. На магнитных лентах и граммофонных пластинках были записаны все вокальные и инструментальные партии вокального отделения "Шашмаком" в исполнении ансамбля "Макомчилар".
По словам наставников, время записи мелодий и песен было назначено на полночь, когда на улице прекратилось движение автомобилей и трамваев, закончилась суета. Они рассказывают, что звукозапись продолжалась даже до самого утра. Можно подумать, что это связано с тем, что в то время методы записи звука не были такими совершенными, как сегодня.
О результатах этой кропотливой, но приятной работы народный артист Узбекистана Хасан Раджаби говорит следующее: "Великий наставник Юнус Раджаби добился желаемых результатов. Были созданы прекрасные и уникальные записи узбекских макомов, которые стали золотым наследием шести макомов. Полный вариант исполнения инструментальных и вокальных партий "Шашмаком" Юнус Раджаби смог записать за сравнительно короткий срок - 4-5 лет. По сути, это был героический труд. Шесть произведений макома Юнус Раджаби записал на грампластинки в узбекской радиостудии и в Ташкентской грамстудии в исполнении созданного им ансамбля макомистов, прекрасные выступления которых длились более 30 часов. В Ташкентской студии грамзаписи на 22 больших дисках также были записаны макомные выступления в отдельном, более совершенном исполнении и представлены в виде коллекций. Эта бесценная коллекция узбекских макомов была подарена народам всего мира в 1966 году в канун 525-летия рождения великого поэта Алишера Навои и имела общемировое значение" [1, с. 8 - 9].
Рис. 1. Фото. Ансамбль "Макомчилар ", 1966 год
Интересно, что о количестве грампластинок "Шашмаком", написанных на вышеупомянутой Ташкентской грамстудии, Хасан ака отмечает в статье, опубликованной в той же литературе под названием "Шесть маком-Шашмаком-Золотое наследие": "...ансамбль "Маком", созданный при радио Узбекистана (1959), начал пропагандироваться среди нашего народа. В короткий срок, в 1960-1962 годах, был выпущен "Шашмаком", состоящий из 21 грампластинки в исполнении ансамбля "Маком" [1, с. 6].
По другому источнику, а именно в книге Шавката Матёкубова "Традиционное исполнительское искусство", сказано: "...уникальность звукозаписи под руководством Юнуса Раджаби в том, что она подарила нам совершенно новую категориальную форму Шашмакома. В результате десятилетней кропотливой работы все вокальные треки шести макомов (кроме инструментальных треков) была также построена коллекция из 24 грампластинок" [2]. Эти данные должны быть уточнены исследователями.
Продукт этого огромного, кропотливого труда Юнуса Раджаби распространяется не только в Узбекистане и Таджикистане, но и в Азербайджане, Армении, Казахстане, Туркменистане и даже в Иране, Афганистане, Индии, Югославии, Румынии, Германии, Японии, Америке, Турции, Аравии и других зарубежных странах.
С момента основания ансамбля "Макомчилар" принимал участие в многочисленных радиопередачах, различных концертных программах, зарубежных гастролях. О такой гастрольной поездке Равшан Юнусов в своей книге "Фахриддин Садыков" описывает следующее: "Было решено провести в столице бывшего СССР в 1971 г. очередной, VII Конгресс Международного музыкального совета при ЮНЕСКО на тему "Народная музыкальная культура, традиции и современность". Приглашенный для участия в концертах этого научно-творческого мероприятия мирового значения ансамбль "Макомчилар" узбекского телерадиовещания под руководством Юнуса Раджаби отправился в Москву. Сценические выступления, большая исполнительская программа которых состояла в основном из произведений макома, обогащенных
национальным танцевальным сопровождением, с большим интересом были встречены деятелями музыкальной культуры со всего мира" [3].
Ансамбль успешно участвовал в 1978, 1983, 1987 годах в Международном симпозиуме музыковедения в Самарканде, а в 1997, 1999, 2001 годах в международном музыкальном фестивале "Шарк тароналари" и добился высоких результатов. В последующие годы ансамбль побывал с концертами в таких зарубежных странах, как Индия, арабские страны, Иран, Турция, Малайзия, Япония, Франция, Германия, Голландия, США. Поразил народы этих стран, завоевал аплодисменты и высокие оценки слушателей, завоевал различные крупные призы. Это определяет уровень и место узбекских макомов на мировой сцене, является свидетельством того, что эти мелодии признаны и любимы не только у народов Востока, но и в Европе и в разных концах света.
Рис. 2. Фото. Ансамбль "Макомчилар ", 1971 год
После Юнуса Раджаби ансамблем руководили О. Алимахсумов в 1976-1979 годах, Ш. Мирзаев в 19791981 годах, Г. Ташматов в 1981-1986 годах, А. Исмаилов в 1989-1996 годах, И. Вохобов в 1996-1999 годах и А. Исмаилов с 1999 года, которые прославили узбекское музыкальное искусство на весь мир.
Список литературы /References
1. Ражабий Ю. "Шашмаком" ЮНЕСКО (при сотрудничестве с японским фондом) издано в соответствии с программой. Ташкент, 2007.
2. Матякубов Ш. «Анъанавий ижрочилик тарихи». Изд-во «Мусика». Т., 2005. Стр. 68.
3. Юнусов Р. «Фахриддин Садыков» опубликован по программе ЮНЕСКО. Т., 2005. С. 61-62.