Научная статья на тему 'Традиционные ценности как нравственный ориентир развития личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Традиционные ценности как нравственный ориентир развития личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / образовательная организация высшего образования ФСИН России / сотрудник / курсант / личностный потенциал / традиционные ценности / нравственный ориентир / воспитательная работа / penal system / educational organization of higher education of the FPS of Russia / employee / cadet / personal potential / traditional values / moral guideline / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любовь Васильевна Ковтуненко

В статье рассматриваются вопросы, связанные с нравственными ориентирами сотрудника уголовно-исполнительной системы, ролью традиционных ценностей в развитии личностного потенциала курсантов, обучающихся в ведомственных организациях, анализируются эффективные формы и методы воспитания, обозначены ориентиры в организации воспитательной работы с курсантами. Предметом исследования выступили состояние, значимость и перспективы формирования традиционных ценностей у сотрудников, обучающихся в ведомственных вузах. Цель исследования – определить понятие традиционных ценностей, их значение в развитии личностного потенциала курсантов, выявить эффективные направления, формы и методы воспитания курсантов по формированию у них традиционных ценностей. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, обобщения психолого-педагогической литературы, системный подход. В результате проведенной работы уточнено понятие «традиционные ценности», выявлены профессионально значимые качества, определяющие нравственные ориентиры сотрудника уголовно-исполнительной системы. Установлены эффективные формы и методы работы по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определены направления по формированию традиционных ценностей у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любовь Васильевна Ковтуненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional values as a moral guideline for the development of personal potential of cadets of educational organizations of the FPS of Russia

In the article the author discusses issues related to the moral guidelines of an employee of the penal system, the role of traditional values in the development of the personal potential of cadets studying in departmental organizations, analyzes effective forms and methods of education, and identifies guidelines in the organization of educational work with cadets. The subject of the study was the state, significance and prospects for the formation of traditional values among employees studying at departmental universities. The purpose of the study is to define the concept of traditional values, their significance in the development of cadets’ personal potential, to identify effective directions, forms and methods of educating cadets to develop traditional values in them. The methodological basis of the study consisted of methods of analysis, synthesis, generalization of psychological and pedagogical literature, and a systematic approach. As a result of the work carried out, the concept of “traditional values” was clarified as well as professionally significant qualities that determine the moral guidelines of an employee of the penal system. Effective forms and methods of work to preserve and strengthen traditional values were established, directions for the formation of traditional values among cadets of educational organizations of the FPS of Russia were as well determined.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности как нравственный ориентир развития личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России»

УДК 378

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-260-1-43-47

ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

И kovtunenkolv@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-5113-1735

Москва

LYUBOV V. KOVTUNENKO

Senior researcher at the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Associate Professor H kovtunenkolv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5113-1735 Moscow

Традиционные ценности как нравственный ориентир развития личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России

Traditional values as a moral guideline for the development of personal potential of cadets of educational organizations of the FPS of Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с нравственными ориентирами сотрудника уголовно-исполнительной системы, ролью традиционных ценностей в развитии личностного потенциала курсантов, обучающихся в ведомственных организациях, анализируются эффективные формы и методы воспитания, обозначены ориентиры в организации воспитательной работы с курсантами. Предметом исследования выступили состояние, значимость и перспективы формирования традиционных ценностей у сотрудников, обучающихся в ведомственных вузах. Цель исследования - определить понятие традиционных ценностей, их значение в развитии личностного потенциала курсантов, выявить эффективные направления, формы и методы воспитания курсантов по формированию у них традиционных ценностей. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, обобщения психолого-педагогической литературы, системный подход. В результате проведенной работы уточнено понятие «традиционные ценности», выявлены профессионально значимые качества, определяющие нравственные ориентиры сотрудника уголовно-исполнительной системы. Установлены эффективные формы и методы работы по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определены направления по формированию традиционных ценностей у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, образовательная организация высшего образования ФСИН России, сотрудник, курсант, личностный потенциал, традиционные ценности, нравственный ориентир, воспитательная работа

Abstract. In the article the author discusses issues related to the moral guidelines of an employee of the penal system, the role of traditional values in the development of the personal potential of cadets studying in departmental organizations, analyzes effective forms and methods of education, and identifies guidelines in the organization of educational work with cadets. The subject of the study was the state, significance and prospects for the formation of traditional values among employees studying at departmental universities. The purpose of the study is to define the concept of traditional values, their significance in the development of cadets' personal potential, to identify effective directions, forms and methods of educating cadets to develop traditional values in them. The methodological basis of the study consisted of methods of analysis, synthesis, generalization of psychological and pedagogical literature, and a systematic approach. As a result of the work carried out, the concept of "traditional values" was clarified as well as professionally significant qualities that determine the moral guidelines of an employee of the penal system. Effective forms and methods of work to preserve and strengthen traditional values were established, directions for the formation of traditional values among cadets of educational organizations of the FPS of Russia were as well determined.

Keywords: penal system, educational organization of higher education of the FPS of Russia, employee, cadet, personal potential, traditional values, moral guideline, educational work

Для цитирования

Ковтуненко Л. В. Традиционные ценности как нравственный ориентир развития личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 1. С. 43-47. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-260-1-43-47.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Ковтуненко Л. В., 2024_

For citation

Kovtunenko L.V. Traditional values as a moral guideline for the development of personal potential of cadets of educational organizations of the FPS of Russia // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 1. P. 43-47. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-260-1-43-47.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

За последний год обсуждение проблем сохранения и укрепления традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей, а также воспитания личности в соответствии с целями государственной политики Российской Федерации и в духе уважения исторических, духовных и культурных традиций осуществляется на разных уровнях. Причинами столь пристального внимания и активных действий послужили разные условия и обстоятельства, пусковым же механизмом стал подписанный Президентом Российской Федерации 09.11.2022 Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором обозначены основные ориентиры, направленные на защиту и укрепление суверенитета страны, формирование мировоззрения граждан [1]. Ценности, отраженные в указе, помогают стране отвечать на новые вызовы, однако нам еще предстоит осмыслить их важность и значимость сегодня, в это сложное для страны время.

Нравственные ориентиры, ценностные ориентации - атрибут любого общества, без которых оно не может существовать. При утрате связи с ними, как правило, утрачивается культурный, интеллектуальный и любой другой суверенитет, являющийся важнейшим свойством государства.

Базовые ориентиры личности, такие как ценности жизни человека, его души и духовной жизни, пришли к нам из прошлого, и хотя сформировались они не сегодня, именно сейчас они особенно важны для каждой семьи, каждого поколения, потому что идут из глубины веков, от наших предков. Историческая память на генетическом уровне всегда помогала нам одерживать победы над безнравственностью, жестокостью, индивидуализмом, бесчеловечностью и другими негативными явлениями и человеческими пороками.

В условиях турбулентности общественных процессов совершенно очевидно, что традиционные российские ценности стали духовными скрепами для нашего общества, помогают достойно отвечать на вызовы тех недружественных государств, которые пытаются разрушить наше общество изнутри.

В. Ю. Щербаков отмечает, что в современной философии (конец XX - начало XXI века) традиция трактуется как культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению: обряды, обычаи, идеи, ценности,

определенные образцы культуры, институты, ремесленные навыки, стили производства и так далее [2].

В научной литературе под «традиционными ценностями» понимаются «нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности» [3]. Другими словами, основными свойствами традиционных ценностей являются, во-первых, их неизменность, пришедшая к нам от предшествующих поколений, во-вторых, их императивность, следование определенным нормам, принципам, в-третьих, уникальность ценностей для нашей страны и ее культуры.

Результаты деятельности ФСИН России во многом обусловлены профессионализмом ее сотрудников. Успешно выполнять служебные задачи способны сотрудники, владеющие профессиональными знаниями, умениями и навыками, но этого сегодня недостаточно: востребованы сотрудники, обладающие сформированными ценностями, мировоззренческими взглядами, нравственной и правовой культурой.

Согласимся с О. Карпович и Л. Смагиной, которые в статье «Концепция традиционных духовно-нравственных ценностей в международных отношениях: российский подход» обозначает проблему необходимости «выработки механизмов противодействия вымарыванию традиционных духовно-нравственных ценностей в российском обществе, в первую очередь в молодежной среде» [4].

Обозначенные цели подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) актуализируют вопросы формирования у курсантов образовательных организаций ФСИН России профессионально ориентированных мировоззренческих убеждений, активной гражданской позиции, важнейших смысложизненных установок, основанных на принципах гуманизма, традиционных ценностей.

Следует отметить, что проблема формирования личности сотрудника в исследованиях ученых, занимающихся вопросами уголовно-исполнительной направленности, не получила должного отражения. Близкие к заявленной теме вопросы представлены в диссертационных исследованиях К. В. Исаевой - формирование профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе ведомственного вуза (2022), С. В. Охапкина -формирование антикоррупционной позиции курсан-

тов в воспитательном процессе вуза ФСИН России (2022), И. В. Елатомцева - развитие профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России (2016), Ю. С. Исмагиловой - формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России (2010), М. М. Ицкович - роль ценностно-смысловой направленности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (2008), И. Е. Скопиной - формирование ценностного самоопределения офицера уголовно-исполнительной системы (2006) и других. Однако исследование проблем нравственного воспитания сотрудника, вопросы укрепления традиционных ценностей не являются приоритетными в исследованиях ученых-пенитенциаристов.

Как отмечал автор ранее, в указе Президента Российской Федерации образование и воспитание названы в числе областей, в которых в первую очередь должна быть реализована государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей [3].

Образовательные организации УИС традиционно проводят системную работу по воспитанию курсантов. Однако сложившееся противоречие между необходимостью укрепления традиционных ценностей как нравственного ориентира развития личностного потенциала сотрудника УИС с учетом современных реалий и сложившейся практикой, основанной на узкой профессионализации, требует более глубокого анализа и незамедлительного разрешения в рамках целостного педагогического процесса ведомственных образовательных организаций.

Сегодня курсанта недостаточно просто учить профессии. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - отмечал Т. Рузвельт [5]. Важность формирования его как личности, совершенствование духовной сферы являются специальными задачами воспитательной работы с курсантами, значимость которой возрастает в современных условиях.

В настоящее время в дидактической копилке педагогов имеется немало методик, обеспечивающих решение многих проблем. В воспитании сотрудников службы исполнения наказаний широко используются как традиционные, так и инновационные методы. Однако, несмотря на универсальность классических методов, в чистом виде они уже не позволяют решить весь комплекс задач воспитания курсантов. Работу по укоренению традиционных ценностей не следует вести лишь путем усиления запретов и императивных предписа-

ний. Вопрос поиска средств повышения эффективности воспитания остается актуальным.

Главный вектор в решении данного вопроса следует направить на усиление мотивации к сбережению духовно-нравственных ценностей, традиционных для нашей страны. Особый интерес у курсантов вызывают занятия, на которых они выступают как субъекты взаимодействия, когда они могут проявлять активность, творческие способности, например организацион-но-деятельностные игры с элементами проблемности, требующие решения смоделированные профессиональные ситуации.

Дополнительные возможности по сохранению и укреплению традиционных ценностей у сотрудников УИС предоставляют привлечение ветеранских организаций, пенитенциарного клуба, использование современных информационных технологий, цифровых ресурсов. В настоящее время доступны различные образовательные приложения, которые помогают получать знания в нескучном формате.

Сложившиеся в УИС традиции неотделимы от российских, но для ведомства характерны специфические обычаи. Обязательными являются ношение форменной одежды, ритуал поднятия флага, исполнения гимна Российской Федерации, деонтологический характер следования нормам поведения, верность присяге, дисциплинированность, образцовое выполнение служебного долга, соблюдение законности. Среди приоритетных - преданность Родине, взаимовыручка при исполнении служебных задач, уважение прав и достоинства личности, неподкупность и другие. Существующие традиции оберегаются общественным мнением коллективов, поддерживаются авторитетом ветеранов.

Определяя понятие личностного потенциала как интегральную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, обладающих свойствами устойчивости и стабильности смысловых ориентаций и руководства ими в жизнедеятельности независимо от внешних условий, среди личностных качеств, необходимых сотруднику УИС для эффективного исполнения служебных обязанностей, следует выделить «твердую, устойчивую убежденность в принадлежности к УИС, исполнительной государственной службе с вытекающими из этого правами и обязанностями, соблюдением законности, верности присяге, долгу, офицерской чести. Реализация на практике уголовно-исполнительного законодательства определяется кадровым потенциалом, профессионально подготовленными, образованными, культурными, пси-

хологически устойчивыми специалистами. Портрет современного сотрудника - это специалист с развитым системным мышлением, умеющий принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение; справедливый, порядочный, умеющий воспринимать чужую боль, способный верить в исправление человека; неподкупный, принципиальный и непредвзятый в принятии решений; следующий в поведении нормам служебного этикета, безупречный в личном поведении не только на службе, но и в быту; устойчивый к профессионально-нравственной деформации; стремящийся к постоянному профессиональному росту и нравственному самосовершенствованию, повышению уровня культуры» [6].

В. В. Путин отмечал, что человеческая порядочность всегда являлась обязательным условием участия в жизни государства и общества. Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось. В России взаимосвязь права и морали, политики и нравственности традиционно была декларируемым идеалом и целью [7].

Особые нравственные требования по отношению к сотруднику выражаются в ведомственных приказах, нравственных кодексах, но сколько бы ни было издано приказов, указаний, рекомендаций, невозможно предусмотреть ситуации на все случаи жизни. «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное воспитание и плодотворное воспитание - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий дух и дает ему силы для настоящего органического развития» [8].

Учитывая, что результат воспитательного воздействия носит отсроченный характер, он может быть успешным при целенаправленном системном подходе с интеграцией множества элементов в целостную систему. Формирование и укрепление традиционных ценностей у курсантов - сложный, динамичный и многоаспектный процесс.

Не умаляя значимости специальных профессиональных компетенций, следует отметить важность формирования морально-нравственных качеств сотрудника. Большим воспитательным потенциалом в их формировании обладает и внеаудиторная работа. Особенности, содержание, принципы, формы и методы внеучебных мероприятий являются дополнительным ресурсом в формировании традиционных российских

ценностей курсантов. Научные форумы, конференции, семинары, мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества, Дню Государственного флага Российской Федерации, героическим страницам нашей истории, направлены на формирование патриотизма, социальной активности и гражданской позиции.

Создание в образовательной среде условий, способствующих самореализации курсантов, проявлению ими инициативы, мобильности, гражданской позиции, внедрение интерактивных форм и методов работы, сотрудничество с преподавателями и курсовыми офицерами способствуют эффективному решению обозначенных вопросов. Успешно зарекомендовали себя информационно-коммуникационные личностно ориентированные технологии, геймификация, технологии исследовательской и проектной деятельности по проблемам сохранения традиций и укрепления традиционных ценностей в уголовно-исполнительной системе.

Для формирования адекватного отношения к вероятным рискам в будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе следует шире практиковать задания, содержание которых предполагает выбор формы поведения. В качестве приоритетных методов рекомендуются мотивирующие беседы, беседы-размышления, дискуссии, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста, проектное обучение. Так, в формировании мировоззрения курсантов актуальны темы «Отечество», «Культура», «Семья», «Образ жизни», «Здоровье», «Человек», «Красота», «Общение», «Добро», «Творчество» и другие, содержание которых основано на базовых общечеловеческих и традиционных российских ценностях.

Развивающим потенциалом обладают «диалоги Сократа» как форма управляемой беседы: «Как ты думаешь?», «Как ты относишься?..», «Как ты воспринимаешь эту ситуацию?» и так далее.

Построенная подобным образом система нравственного воспитания будет способствовать сохранению исторической памяти, укреплению и продвижению традиционных семейных ценностей, воспитанию в духе уважения к традиционным ценностям, укреплению гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности и подобному.

Сегодня ведомственные образовательные организации активно сотрудничают с вузами и общественными организациями региона, используя социокультурный ресурс города, в котором они расположены. «Воспитывающим потенциалом обладают истори-

ко-архитектурные и художественные объекты, театры, музеи, библиотеки, концертные залы, дома культуры и творчества, кинотеатры, спортивные комплексы, парки культуры и отдыха, скверы» [9], а также нематериальное культурное наследие (язык, традиции, обычаи и верования, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие).

Создание в образовательной организации обстановки, способствующей творческому развитию курсантов, формированию у них гражданственности, целенаправленная и системная работа по сохранению и укреплению традиционных ценностей в исследовательской, культурной, художественно-творческой, спортивной и других видах деятельности будут служить нравственным ориентиром развития их личностного потенциала.

Перед сотрудниками воспитательных отделов и служб, руководством образовательных организаций

поставлены новые задачи по формированию традиционных ценностей у курсантов в свете реализации Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Кардинальные изменения в системе общественных отношений рождают новые проблемы поиска эффективных путей и направлений организации и осуществления воспитательной работы с курсантами. Насколько быстро будут решены задачи, поставленные современными общественными процессами перед ведомственной системой образования, настолько эффективно и качественно будет осуществлена работа по формированию традиционных ценностей. Полагаем, что направленность на нравственные идеалы и принятые в российском обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства должны обеспечивать формирование и развитие личности сотрудника УИС в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента Рос. Федерации от 09.11.2022 № 809. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Щербаков В. Ю. Понятие «традиция» по трудам A. C. Хомякова, И. В. Киреевского и в настоящее время: краткий анализ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 4. С. 93-99.

3. Ковтуненко Л. В. Инновационные подходы к проблеме формирования культуры студенческой молодежи в классическом университете // Язык и культура. 2023. № 62. С. 254-262.

4. Карпович О., Смагина Л. Концепция традиционных духовно-нравственных ценностей в международных отношениях: российский подход // Международная жизнь. 2023. № 1. С. 55.

5. 19 мудрых цитат Теодора Рузвельта о жизни // Комсомольская правда : сетевое издание. 06.01.2014. URL: https://www.kp.ru/ daily/26180.3/3068102/ (дата обращения 10.06.2023).

6. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник для образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. С. 38.

7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/22931 (дата обращения 10.06.2023).

8. Блонский П. П. Личность ребенка и воспитание // Психологи и дети. 1917. № 1. С. 8.

9. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Указ. соч. С. 260.

1. On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values : decree of the President of the Russian Federation. Federation dated 09.11.2022 No. 809. Access from LRS "ConsultantPlus".

2. Shcherbakov V. Yu. The concept of "tradition" according to the works of A. S. Khomyakov, I. V. Kireevsky and at the present time: a brief analysis / V. Yu. Shcherbakov // Bulletin of Voronezh State University. Series: Philosophy. 2021. No. 4. pp. 93-99.

3. Kovtunenko L.V Innovative approaches to the problem of forming the culture of student youth at a classical university // Language and culture. 2023. No. 62. pp. 254-262.

4. Karpovich O., Smagina L. The concept of traditional spiritual and moral values in international relations: the Russian approach // International life. 2023. No. 1. P. 55.

5. 19 wise quotes from Theodore Roosevelt about life // URL: https://www.kp.ru/daily/261803/3068102/ (access date 06/10/2023).

6. Dmitriev Yu. A., Kazak B. B. Penitentiary psychology : a textbook for educational institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation. Rostov-on-Don. : Phoenix, 2007. P. 38.

7. Address to the Federal Assembly of the Russian Federation dated April 25, 2005 // President of Russia: [website]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/22931 (access date 06/10/2023).

8. Blonsky P. P. Child's personality and education // Psychologists and children. 1917. No. 1. P. 8.

9. Dmitriev Yu. A., Kazak B. B. Decree. op. P. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.