Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВИЗИИ И АНАЛИЗА СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВИЗИИ И АНАЛИЗА СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Материалы публикации знакомят читателя с основными результатами ревизии и анализа средств, используемых в воспитательной работе по формированию профессионально-важных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, осуществленного авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России в 2022 году. В пенитенциарной системе воспитательная работа с курсантами ведомственных образовательных организаций остается наиболее действенным механизмом процесса формирования и развития у них профессионально-важных качеств. Данная работа строиться с учетом особенностей личности и иных аспектов - возрастных и гендерных особенностей, национальных и религиозных особенностей, уровня общекультурного и профессионального развития, социальных навыков и т.д. В образовательных организациях пенитенциарной системы сосредоточена будущая основа кадрового потенциала идущая на смену ныне действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Поэтому особую озабоченность вызывает организация эффективной профилактики развития среди курсантов девиантного, делинквентного, аддиктивного, противоправного поведения, различного рода экстремистских и поликультурных идей, что подразумевает привитие им корпоративной и организационной культуры, патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей. Во главе угла процесса формирования и развития профессионально-важных качеств курсантов остаются методы гуманистических направлений науки, культурно-массовых форм работы, развитие общественной активности и формирование навыков здорового образа жизни. Данная публикация посвящена анализу специфики организации воспитательной работы работы с курсантами, проведенного посредством изучения практики пенитенциарной психологической и воспитательной работы, мнений исследователей данного вопроса, экспертного мнения пенитенциарных сотрудников и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, проведенного посредством анкетирования. Посредством ревизии и анализа указанных средств определены лучшие образцы средств, используемые различными образовательными организациями и территориальными органами федеральной службы исполнения наказаний. Определенны также и инновационные материалы (ноу-хау) в сфере воспитательной работы по формированию профессионально-важных качеств курсантов ведомственных образовательных организаций. Эти материалы детально рассмотрены в публикации. Анализ материалов показывает, что несмотря на значительные общие характеристики проводимой территориальными органами и образовательными организациями работы, характер содержания трудов имеет и различия. Каждый из представленных трудов имеет свою инновационность, оригинальность, авторское выражение, национально-культурные особенности и направленность и какое-то из направлений рассматриваемой работы, в котором этот(а) территориальный орган, образовательная организация особо успешен(а), или имеет наиболее значимые результаты. Представлены общие практические рекомендации по организации данного направления воспитательной работы с курсантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE AUDIT AND ANALYSIS OF THE TOOLS USED IN EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The materials of the publication acquaint the reader with the main results of the revision and analysis of the means used in educational work on the formation of professionally important qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, carried out by the team of authors of the FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2022. In the penitentiary system, educational work with cadets of departmental educational organizations remains the most effective mechanism for the formation and development of their professionally important qualities. This work is built taking into account the characteristics of the individual and other aspects - age and gender characteristics, national and religious characteristics, the level of general cultural and professional development, social skills, etc. In the educational organizations of the penitentiary system, the basis of the human resources potential is concentrated, which is going to replace the current employees of the penitentiary system. Therefore, the organization of effective prevention of the development of deviant, delinquent, addictive, illegal behavior, various kinds of extremist and multicultural ideas among cadets is of particular concern, which implies instilling in them a corporate and organizational culture, patriotism and traditional spiritual and moral values. At the forefront of the process of formation and development of professionally important qualities of cadets are the methods of humanistic areas of science, cultural and mass forms of work, the development of social activity and the formation of healthy lifestyle skills. This publication is devoted to the analysis of the specifics of the organization of educational work with cadets, carried out by studying the practice of penitentiary psychological and educational work, the opinions of researchers on this issue, the expert opinion of penitentiary employees and the teaching staff of educational organizations, conducted through a survey. Through the revision and analysis of these funds, the best examples of funds used by various educational organizations and territorial bodies of the federal penitentiary service were determined. Also identified are innovative materials (know-how) in the field of educational work on the formation of professionally important qualities of cadets of departmental educational organizations. These materials are discussed in detail in the publication. The analysis of the materials shows that despite the significant general characteristics of the work carried out by the territorial bodies and educational organizations, the nature of the content of the works also has differences. Each of the presented works has its own innovativeness, originality, author’s expression, national and cultural characteristics and focus, and some of the areas of the work in question, in which this (a) territorial body, educational organization is especially successful, or has the most significant results. General practical recommendations on the organization of this area of educational work with cadets are presented.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВИЗИИ И АНАЛИЗА СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-439-444 NIION: 2018-0076-8/23-648 MOSURED: 77/27-023-2023-8-648

КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,

Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: mr.kazberov@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВИЗИИ И АНАЛИЗА СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Материалы публикации знакомят читателя с основными результатами ревизии и анализа средств, используемых в воспитательной работе по формированию профессионально-важных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, осуществленного авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России в 2022 году. В пенитенциарной системе воспитательная работа с курсантами ведомственных образовательных организаций остается наиболее действенным механизмом процесса формирования и развития у них профессионально-важных качеств. Данная работа строиться с учетом особенностей личности и иных аспектов - возрастных и гендерных особенностей, национальных и религиозных особенностей, уровня общекультурного и профессионального развития, социальных навыков и т.д. В образовательных организациях пенитенциарной системы сосредоточена будущая основа кадрового потенциала идущая на смену ныне действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Поэтому особую озабоченность вызывает организация эффективной профилактики развития среди курсантов девиантного, де-линквентного, аддиктивного, противоправного поведения, различного рода экстремистских и поликультурных идей, что подразумевает привитие им корпоративной и организационной культуры, патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей. Во главе угла процесса формирования и развития профессионально-важных качеств курсантов остаются методы гуманистических направлений науки, культурно-массовых форм работы, развитие общественной активности и формирование навыков здорового образа жизни. Данная публикация посвящена анализу специфики организации воспитательной работы работы с курсантами, проведенного посредством изучения практики пенитенциарной психологической и воспитательной работы, мнений исследователей данного вопроса, экспертного мнения пенитенциарных сотрудников и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, проведенного посредством анкетирования. Посредством ревизии и анализа указанных средств определены лучшие образцы средств, используемые различными образовательными организациями и территориальными органами федеральной службы исполнения наказаний. Определенны также и инновационные материалы (ноу-хау) в сфере воспитательной работы по формированию профессионально-важных качеств курсантов ведомственных образовательных организаций. Эти материалы детально рассмотрены в публикации. Анализ материалов показывает, что несмотря на значительные общие характеристики проводимой территориальными органами и образовательными организациями работы, характер содержания трудов имеет и различия. Каждый из представленных трудов имеет свою инновационность, оригинальность, авторское выражение, национально-культурные особенности и направленность и какое-то из направлений рассматриваемой работы, в котором этот(а) территориальный орган, образовательная организация особо успешен(а), или имеет наиболее значимые результаты. Представлены общие практические рекомендации по организации данного направления воспитательной работы с курсантами.

Ключевые слова: курсанты, ведомственные образовательные организации, профессионально-важные качества, воспитательная работа, профилактика.

KAZBEROV Pavel Nikolaevich,

Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

THE RESULTS OF THE AUDIT AND ANALYSIS OF THE TOOLS USED IN EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA

Annotation. The materials of the publication acquaint the reader with the main results of the revision and analysis of the means used in educational work on the formation of professionally important qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, carried out by the team of authors of the FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2022. In the penitentiary system, educational work with cadets of departmental educational organizations remains the most effective mechanism for the formation and development of their professionally important qualities. This work is built taking into account the characteristics of the individual and other aspects - age and gender characteristics, national and religious characteristics, the level of general cultural and professional development, social skills, etc. In the educational organizations of the penitentiary system, the basis of the human resources potential is concentrated, which is going to replace the current employees of the penitentiary system. Therefore, the organization of effective prevention of the development of deviant, delinquent, addictive, illegal behavior, various kinds of extremist and multicultural ideas among cadets is of particular concern, which implies instilling in them a corporate and organizational culture, patriotism and traditional spiritual and moral values. At the forefront of the process of formation and development of professionally important qualities of cadets are the methods of humanistic areas of science, cultural and mass forms of work, the development of social activity and the formation of healthy lifestyle skills. This publication is devoted to the analysis of the specifics of the organization of educational work with cadets, carried out by studying the practice of penitentiary psychological and educational work, the opinions of researchers on this issue, the expert opinion of penitentiary employees and the teaching staff of educational organizations, conducted through a survey. Through the revision and analysis of these funds, the best examples of funds used by various educational organizations and territorial bodies of the federal penitentiary service were determined. Also identified are innovative materials (know-how) in the field of educational work on the formation of professionally important qualities of cadets of departmental educational organizations. These materials are discussed in detail in the publication. The analysis of the materials shows that despite the significant general characteristics of the work carried out by the territorial bodies and educational organizations, the nature of the content of the works also has differences. Each of the presented works has its own innovativeness, originality, author's expression, national and cultural characteristics and focus, and some of the areas of the work in question, in which this (a) territorial body, educational organization is especially successful, or has the most significant results. General practical recommendations on the organization of this area of educational work with cadets are presented.

Key words: cadets, departmental educational organizations, professionally important qualities, educational work, prevention.

Введение. Вопрос формирования и развития профессионально-важных качеств у сотрудников федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) не теряет своей значимости. Особое место здесь занимает работа с курсантами образовательных организаций ФСИН России, обусловленная поликультурными процессами в современном мире, внутриполитической ситуации и тенденциями развития информационно-телекоммуникационных технологий, требующими особого внимания к формированию у молодежи традиционных ценностей, патриотизма и духовно-нравственных качеств, так как они станут будущей сменой кадрового потенциала ныне дей-

ствующих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Для качественного решения этого вопроса потребуется изучение методов воспитательной работы эффективной профилактики развития среди курсантов девиантного, делинквент-ного, аддиктивного, противоправного поведения, различного рода экстремистских и поликультурных идей, что подразумевает привитие им корпоративной и организационной культуры, патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей, формирования навыков здорового образа жизни и т.д. В этой связи, своевременные методы и средства воспитательной работы с курсантами ведомственных образовательных органи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

заций будут способствовать на только развитию у курсантов профессионально-важных качеств, но и выработки и распространению в образовательных сообществах знаний о наиболее действенных формах и методах работы с молодежью и профилактики и предотвращению имеющихся угроз в обществе.

Цель статьи - определение особенностей организации и проведения воспитательной работы с курсантами средствами информационно-пропагандистской и просветительской работы (общие собрания, оформление наглядной агитации и информационных стендов и т.д.).

Использованные методы: ревизия и анализ средств информационно-пропагандистской и просветительской работы, проводимой с курсантами ведомственных образовательных организаций, экспертный опрос профессорско-преподавательского состава, непосредственно реализующих данные методы.

Результаты исследования. Выводы, сделанные на основе анализа полученных данных, позволяют определить инновационные, оригинальные, авторские, национально-культурные особенности и направленность рассматриваемых методов воспитательной работы, в котором(ых) территориальный орган, образовательная организация особо успешен(а), или имеет наиболее значимые результаты [7, 8].

Введение. Авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России (далее - НИИ, Институт) в 2022 году проведена научно-исследовательская работа (далее - НИР) по ревизии и анализу информационно-пропагандистских и просветительских средств (далее - ИПС), используемых в воспитательной работе по формированию профессионально-важных качеств (далее - ПВК) сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и курсантов ведомственных образовательных организаций (далее -КВОО).

Актуальность использования ИПС в воспитательной работе с КВОО все более возрастает в современных условиях функционирования ФСИН России [6, 8, 9]. В связи с этим усиливается потребность в мониторинге и оценке применяемых ИПС и просветительских инструментов при формировании профессионально-важных качеств сотрудников пенитенциарных учреждений. Имеющийся в территориальных органах ФСИН России опыт современных ИПС богат и разнообразен. Проделанная НИР по обобщению и систематизации сведений по данной проблематике является полезной для работников воспитательной службы с личным составом ФСИН России как в практической, так, и образовательной сферах деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Отметим, что в учреждениях и органах ФСИН России воспитательная работа и морально-психологическое обеспечение (далее - МПО) КВОО традиционно организуется и осуществляется исходя, в том числе, и из характеристик актуальной информационной оперативной обстановки (ситуации). Это положение напрямую определяет зависимость воспитательной работы, как и МПО, от характеристик проявляющейся информационной обстановки и эффективности используемых ИППС, используемых в воспитательной работе по формированию ПВК сотрудников [1, 6]. В ФСИН России в воспитательной работе с КВОО используются как ИППС, ставшие традиционными (тематические плакаты, широкоформатные фотографии, видеофильмы, учебные пособия, баннеры, стенгазеты, фотогазеты, информационные видеоэкраны и т.д.), так и ИППС, инновационного характера.

Стоит отметить, что под ИППС понимается не только инструментарий, используемый в процессе массового, группового и индивидуального информационного воздействия на КВОО, но и «совокупность органов публичной передачи информации» [12].

Мы можем говорить, таким образом, что в направлении воспитательной работы с КВОО используются в основном типичные методы, формы и ИППС. Между тем, анализ материалов лучших трудов территориальных органов (ТО) и образовательных организаций ФСИН России (далее - ОО) по ИППС позволил определить, что характер содержания трудов имеет и различия. Стоит отметить инновационность ряда материалов. Так, каждый из представленных лучших трудов ТО и ОО имеет свою оригинальность, авторское выражение и какое-то из направлений рассматриваемой работы, в котором этот ТО или ОО особо успешен, или имеет наиболее значимые результаты. Например, направление создания и оформления музея истории УИС (самого учреждения) и в целом мемориальных объектов (бюсты, памятники видным отечественным государственным деятелям) лучше всех реализуется в Академии ФСИН России. В направлении развития конкретных ПВК КВОО в области огневой подготовки - это материалы отдела по конвоированию УФСИН России по Орловской области.

В области использования ИППС для формирования и поддержания в структуре направленности личности КВОО традиционных семейных ценностей - это материал УФСИН России по Пензенской области по реализации ведомственного проекта «Отец в моей жизни».

В рамках занятий по служебно-боевой подготовке в учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, в проведения единого

дня информирования, общих собраний, заседаний общественных формирований и рабочих совещаний активно используются технические средства для доведения информации с использованием видеопроектора, системы громкой связи, официального сайта УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, аккаунты социальных сетей.

Направление информационного взаимодействия с региональными общественными организациями (Центром патриотического воспитания детей и молодежи города Вологды «Юнармия», региональном отделением Красного Креста, Вологодским объединением поисковиков и т.д.) более содержательно реализуется ВИПЭ ФСИН России и т.д.

В ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России использование ИППС максимально используется для активной жизнедеятельности обучающихся курсантов, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии. Постоянный и переменный состав ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России на протяжении долгих лет обеспечивается шефство над воинскими захоронениями участвуя в благоустройстве памятников, проводя возле них мероприятия, приуроченные к памятным датам и событиям. Личный состав учебного заведения уже много лет шефствует над данными захоронениями. Проводится большая патриотическая работа, в рамках которой охватываются заботой и ныне здравствующие ветераны войн, а также труженики тыла.

Заслуживает внимание опыт использования ИППС в выездных занятиях с сотрудниками подведомственных учреждений, а также ежегодной разработки бюллетеней об истории государственных праздников, Днях воинской славы и материалов, посвященных тематике Года России в ГУФ-СИН России по Челябинской области. Выездные занятия проводятся с целью повышения уровня профессионально значимых качеств и профессиональной подготовленности сотрудников (КВОО, молодых сотрудников), в части обоснованности, правомерности и соблюдении порядка применения физической силы и специальных средств в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Задачами выездных занятий на тему: «Порядок и правовые основы применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС области, в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных» являются: - обучение сотрудников подведомственных учреждений и

КВОО, четко определять ситуацию, в которой обязательное применение физической силы.

В ГУФСИН России по Новосибирской области в качестве информационно-пропагандистских и просветительских средств воспитательной работы с личным составом и КВОО активно используются общие собрания коллектива [2]. В рамках общих собраний коллектива ГУФСИН России по Новосибирской области системно осуществляется пропаганда, целенаправленное распространение и разъяснение социально значимых сведений, а также встречи руководства управления с личным составом (ежегодный Слет молодых сотрудников, КВОО, ежеквартальные встречи начальников учреждений и ежемесячные встречи их заместителей, курирующих кадровую и воспитательную работу с молодыми сотрудниками на первом году службы и т.д. Примечательно, что в аппарате управления ГУФСИН России по Новосибирской области издается собственный ежегодный журнал «Событие, люди», в котором отражаются яркие и значимые события ушедшего года, а также, по аналогии размещается одноименная ежеквартальная газета.

В качестве ИППС в воспитательной работе с сотрудниками в УФСИН России по Республики Дагестан активно используются аспекты региональной национальной культуры, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов. Использование ИППС способствует приобщению сотрудников к историческому и духовному наследию Республики Дагестан. Обеспечено посещение работниками, ветеранами и членами их семей Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Дербентского историко-архитектурного и археологического музея заповедника, музея заповедника -этнографического комплекса «Дагестанский аул», музея истории г. Махачкалы и т.д. В рамках достигнутых соглашений при посещении достопримечательностей, имеющих историческое значение, для сопровождения приглашаются преподаватели исторического факультета Дагестанского государственного университета.

В качестве ИППС в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России активно используются постоянно действующая экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы Западной Сибири. Постоянно действующая экспозиция представлена следующими тематическими экспозициями: «Кандальный путь»; «Маршруты железнодорожных перевозок заключенных в Российской империи в начале XX века»; «Основные этапы истории уголовно-исполнительной системы России»; «Сибирь в XVI - XVIII веках»; «Уголовно-исполнительная система в 1920-е-1950-е годы»; «Уголовно-испол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

нительная система во второй половине XX века»; «Уголовно-исполнительная система в начале XXI века». Постоянно действующая экспозиция выполняет свою главную задачу, а именно формирует и развивает у работников и слушателей уважение к историческому наследию, к лучшим традициям, накопленным в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сохраняет и развивает эти традиции. При этом, в рамках информационно-пропагандистской и просветительской работы, широко используются аудиовизуальные технические средства, транслируются видеоролики, пропагандирующие развитие гражданских, нравственных и духовных качеств сотрудников.

В свою очередь ноу-хау постоянно действующей экспозиции по истории уголовно-исполнительной системы в УФСИН России по Республике Хакасия является спроектированный ведущим аналитиком организационно-аналитического отдела интерактивный виртуальный онлайн тур по постоянно действующей экспозициия по всем правилам формирования гаджитов [3, 4]. Ссылка на посещение виртуального тура предоставлена сотрудникам, ветеранам УФСИН России по Республике Хакасия и членам их семьи по средствам мессенджеров (ссылка на скачивание на персональный компьютер [13]).

Заключение. Проведенное исследование особенностей организации воспитательной работы с курсантами показывают, что, несмотря на значительные общие характеристики проводимой ТО и ОО ФСИН России работы (общие собрания, оформление наглядной агитации и информационных стендов и т.д.), характер содержания трудов имеет и различия. Каждый из представленных трудов имеет свою инновационность, оригинальность, авторское выражение и какое-то из направлений рассматриваемой работы, в котором этот(а) ТО, ОО ФСИН России особо успешен(а), или имеет наиболее значимые результаты. Соответственно, формирование сборника трудов «Лучшие информационно-пропагандистские и просветительские средства, используемые в воспитательной работе по формированию ПВК КВОО уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» будет способствовать унификации проводимой воспитательной работы, то есть использованию всеми ТО и ОО ФСИН России лучших ИППС [8].

Таким образом, представленные материалы позволяют ознакомить читателей, с особенностями проведения воспитательной работы информационно-пропагандистскими и просветительскими средствами, учитывающими механизмы, лежащие в основе воспитания молодежи которые будут способствовать на только разви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

тию у курсантов профессионально-важных качеств, но и выработки и распространению в образовательных профессиональных сообществах знаний о наиболее действенных формах и методах работы с молодежью по профилактике и предотвращению имеющихся угроз в обществе.

Список литературы:

[1] Гончарова Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Белгород. БГУ. 2008. С. 23.

[2] Гражданско-патриотическое воспитание в Новосибирской области: лучшие практики: информационно-методический сборник // Б.А. Дейч, М.В. Чельцов-Новосибирск: ООО «Принт», 2019. 180 с.

[3] Елхов Г.А. Гаджеты информационных технологий // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 554-557.

[4] Елхова О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: автореф. дис. .докт. филос. наук. Уфа, 2011. 38 с.

[5] Казберов П.Н. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О последствиях экстремальных условий деятельности для сотрудников силовых структур // Научно-исследовательские публикации. - 2014. -№ 12(16). - С. 36-41.

[6] Казберов П.Н., Дикопольцев Д.Е., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О некоторых факторах, способствующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры / // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2015. - № 3. - С. 6-8.

[7] Кулакова С.В. Воспитательная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Антро-погогика. - 2022. - № 4(8). - С. 27-31.

[8] Лучшие информационно-пропагандистские и просветительские средства, используемые в воспитательной работе по формированию профессионально значимых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А.В. Вилкова, С.В. Кулакова, П.Н. Казберов [и др.]. - Москва: ФКУ НИИ ФСИН России, 2022. - 82 с.

[9] Методические рекомендации ФСИН России по оформлению наглядной агитации в служебных помещениях учреждений и органов УИС (Письмо ФСИН России № исх-02-85140 от 13.12.2017).

[10] https://m.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения: 10.07.2023).

[11 ] https://disk.yandex.ru/d/GOwNCfRP1C-SobQ (дата обращения: 10.07.2023).

Spisok literatury:

[1] Goncharova N.A. Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchego uchite-lya. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk. Belgorod. BGU. 2008. S. 23.

[2] Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v Novosibirskoj oblasti: luchshie praktiki: informacion-no-metodicheskij sbornik // B.A. Dejch, M.V. CHel'cov-Novosibirsk: OOO «Print», 2019. 180 s.

[3] Elhov G.A. Gadzhety informacionnyh tekh-nologij // Molodoj uchenyj. 2014. № 10 (69). S. 554557.

[4] Elhova O.I. Ontologicheskoe soderzhanie virtual'noj real'nosti: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. Ufa, 2011. 38 s.

[5] Kazberov P.N. Kulakova S.V., Fadeeva K.F. O posledstviyah ekstremal'nyh uslovij deyatel'nosti dlya sotrudnikov silovyh struktur // Nauchno-issledo-vatel'skie publikacii. - 2014. - № 12(16). - S. 36-41.

[6] Kazberov P.N., Dikopol'cev D.E., Kulakova S.V., Fadeeva K.F. O nekotoryh faktorah, sposobst-

vuyushchih usvoeniyu sotrudnikami vospitatel'nyh kolonij elementov kriminal'noj subkul'tury / // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. - 2015. - № 3. - S. 6-8.

[7] Kulakova S.V. Vospitatel'naya rabota v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii // Antropogogika. -2022. - № 4(8). - S. 27-31.

[8] Luchshie informacionno-propagandistskie i prosvetitel'skie sredstva, ispol'zuemye v vospita-tel'noj rabote po formirovaniyu professional'no zna-chimyh kachestv sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii / A.V. Vilkova, S.V. Kulakova, P.N. Kazberov [i dr.]. - Moskva: FKU NII FSIN Rossii, 2022. - 82 s.

[9] Metodicheskie rekomendacii FSIN Rossii po oformleniyu naglyadnoj agitacii v sluzhebnyh pomeshcheniyah uchrezhdenij i organov UIS (Pis'mo FSIN Rossii № iskh-02-85140 ot 13.12.2017).

[10] https://ru.wikipedia.org/wiki/% (data obrashcheniya: 10.07.2023).

[11 ] https://disk.yandex.ru/dZGOwNCfRP1C-SobQ (data obrashcheniya: 10.07.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.