Научная статья на тему 'Психолого-педагогические показатели профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Психолого-педагогические показатели профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУРСАНТЫ / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALIZATION INDICATORS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлен авторский подход к выделению психолого-педагогических критериев профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России. Обосновывается необходимость и целесообразность внедрения в образовательно-воспитательный процесс ведомственного вуза системы оценивания успешности профессионального становления будущих специалистов пенитенциарной области труда. Наряду с определением профессиональных компетенций и профессионально важных качеств предлагается включить в качестве показателя профессионализации профессионально-ценностные ориентации, которые позволяют прогнозировать личностный и профессиональный рост специалистов исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INDICATORS OF PROFESSIONALIZATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article presents the author's approach to the allocation of psychological and pedagogical criteria for professionalization of cadets of educational organizations of the FPS of Russia. The author substantiates the necessity and expediency of introducing a system for evaluating the success of professional development of future specialists in the penitentiary field of labor in the educational process of a departmental university. Along with the definition of professional competencies and professionally important qualities, it is proposed to include professional value orientations, which allow predicting the personal and professional growth of correctional specialists, as an indicator of professionalization.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические показатели профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России»

УДК 159.9.018

© Самойлик Н. А., 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

В статье представлен авторский подход к выделению психолого-педагогических критериев профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России. Обосновывается необходимость и целесообразность внедрения в образовательно-воспитательный процесс ведомственного вуза системы оценивания успешности профессионального становления будущих специалистов пенитенциарной области труда. Наряду с определением профессиональных компетенций и профессионально важных качеств предлагается включить в качестве показателя профессионализации профессионально-ценностные ориентации, которые позволяют прогнозировать личностный и профессиональный рост специалистов исправительных учреждений.

Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.

Ключевые слова: профессионализация; показатели профессионализации; профессионально важные качества; профессиональные компетенции; профессионально-ценностные ориентации; курсанты.

© Samoylik N. A., 2020

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INDICATORS OF PROFESSIONALIZATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article presents the author's approach to the allocation of psychological and pedagogical criteria for professionalization of cadets of educational organizations of the FPS of Russia. The author substantiates the necessity and expediency of introducing a system for evaluating the success of professional development of future specialists in the penitentiary field of labor in the educational process of a departmental university. Along with the definition of professional competencies and professionally important qualities, it is proposed to include professional value orientations, which allow predicting the personal and professional growth of correctional specialists, as an indicator of professionaliza-tion.

Keywords: professionalization; professionalization indicators; professionally important qualities; professional competencies; professional value orientations; cadets.

Современная система подготовки

специалистов претерпевает значительные изменения в связи с динамикой потребностей социума в профессиональной и компетентно подготовленных кадрах. Особенно актуализируется данная проблема в контексте профессиональных групп, выполнение трудовых задач которых связано с экстремальными условиями, представляющими угрозу для жизни и здоровья человека. К профессиям такого типа следует отнести служебную деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

Реализация трудовых обязанностей представителей пенитенциарной сферы во многом сопряжена с риском из-за тесного взаимодействия с представителями криминальной субкультуры, от-

личающимися устоявшимися негативными взглядами на процесс исправления и последующей ресоциализации. В такой ситуации особого внимания заслуживают вопросы оценки профессиональной подготовки специалистов, непосредственно работающих с категорий осужденных, совершивших преступные действия и приговоренные судом к наказанию в виде изоляции от общества.

Профессиональная подготовка будущих сотрудников исправительных учреждений в ведомственном вузе предполагает параллельное осуществление трех ведущих направлений: учебная деятельность, служебная деятельность и воспитательная работа (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы профессиональной подготовки сотрудников УИС

В процессе учебной деятельности обучающиеся усваивают систему специальных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения службы и осуществления целей наказания согласно правовым нормам. Как справедливо замечает Н. А. Коновалова, учебная деятельность в данном случае направлена «не только на подготовку курсанта к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста и сотрудника, но и на формирование конкурентоспособной и мобильной личности, способной к самореализации в социокультурном пространстве и к его (пространства) преобразованию» [4, с. 19]. Показателем успешности учебной деятельности выступают профессиональные компетенции, которые являются основной профессионализации сотрудников УИС.

Наряду с учебной деятельностью на курсантов ведомственного вуза возложены обязанности осуществления служебной деятельности, чему во многом способствует практико-ориентированное обучение [2]. Так, например, принятие статусно-ролевой позиции сотрудника УИС, несение службы в наряде, соблюдение контрольно-пропускного режима, выполнение функций караульной службы, реализация принципа единоначалия и субординации детерминируют формирование профессионально важных качеств будущего специалиста пенитенциарной сферы труда.

Неотъемлемой частью профессионализации сотрудников УИС является постоянная и систематическая воспитательная работа, имеющая разнообразные формы и способы. Т. В. Кириллова выделяет следующие направления воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России: «государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, воспитание информационной культуры, экологическое, поликультурное воспитание» [3, с. 177]. В то же время в силу специфики профессиональной деятельности следует констатировать непрерывность воспитательной работы и интегрирование ее в последующем в категорию профессионального воспитания в соответствии с социальными требованиями, личностными особенностями и нормами профессионального сообщества.

Психолого-педагогические условия ведомственного образовательного

учреждения ФСИН России выступают как значимые обстоятельства, обусловливающие достижение курсантами определенных уровней профессиональной деятельности и достижение ими вершин профессионализации. Результатами профессионального обучения, как отмечается в научной литературе, являются профессионально важные качества, отражающие особенности личности, значимые для выполнения поставленных трудовых задач (рис. 2).

Рис. 2. Графическое представление показателей профессионализации

курсантов ФСИН России

Процесс формирования профессионально важных качеств будущих специалистов УИС носит пролонгированный характер и может длится с разной степенью интенсивности в течение всего периода служебной деятельности. При этом одним из значимых условий развития необходимых для выполнения профессиональных задач качеств является осознание сотрудником важности их самостоятельного формирования. Осмысление данной потребности является показателем становления профессионального самосознания курсантов в ходе обучения, что неизбежно приводит к появлению рефлексивной позиции: «Я знаю, как это сделать, но пока не могу это сделать».

Также результаты обучения можно увидеть и в системе сформированных профессиональных компетенций, позволяющих определить наличие базовых

качеств обучающихся и их тесную взаимосвязь с эффективностью выполнения профессиональной деятельности после обучения. По мнению И. И. Купцова и Г. С. Карповой, содержание профессиональных компетенций представителей пенитенциарной сферы может быть выражено «совокупностью профессионально важных личностных качеств, общих и специфических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности, а также для их личностного и профессионального роста» [5, с. 22-23]. Уровень осознания сформи-рованности профессиональных компетенций определяется рефлексивной позицией, характеризуемой личностной позицией: «Я знаю, как это сделать, и я могу это сделать».

Степень овладения профессионально важными качествами и профессиональными компетенциями проверяется на этапе специальной подготовки в вузе с помощью механизма аттестации, дающий возможность оценить уровень «жестких» профессиональных навыков и умений, именуемых в современной западной науке "Hard skills" [8; 9; 10].

Очевидно, что процесс профессионализации не ограничивается обучением в высшем учебном заведении и продолжается в течение всего трудового пути личности, а проблема профессионального становления является междисциплинарной [1]. По справедливому утверждению Л. М. Митиной, «профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующей способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящей к творческой форме жизнедеятельности личности — творческой реализации» [7, с. 64].

По нашему мнению, одним из релевантных показателей профессионализации сотрудников пенитенциарной сферы труда должны стать профессионально-ценностные ориентации, выступающие в качестве своеобразной базы и условия личностного развития и профессионального роста. Предъявляемые профессиональным сообществом ценности профессии могут трансформироваться в личностно-профессиональные и определять внутреннюю ценностную пози-

цию сотрудников УИС. На основании вышесказанного считаем, что именно профессионально-ценностные ориентации являются психологическим критерием профессионального становления сотрудников исправительных учреждений и представляют собой группу так называемых «мягких» трудовых навыков ("Soft skills").

В ходе профессионализации значимые ориентиры труда будущих специалистов пенитенциарной сферы выполняют следующие функции: мотиваци-онную, заключающуюся в побуждении к реализации продуктивной деятельности в выбранной области труда. Ориен-тационная функция ценностей проявляется в способности осознавать и инте-риоризировать ценности в качестве ведущего показателя, как в личностном, так и в профессиональном развитии. Регулятивная функция ценностей отражается в направленности на разные виды отношений в процессе жизнедеятельности и профессионального становления специалиста. К подобным отношениям относятся: отношение к профессиональному сообществу, отношение к себе как профессионалу и отношение к другим участникам определенного вида профессиональной деятельности. Инструментальная функция ценностей позволяет субъекту труда осознать и выбирать оптимальные способы деятельности с учетом необходимых и значимых профессиональных факторов. Сочетание знаний и подготовленности человека к осуществлению деятельности

с личностными особенностями отражено в интеграционной функции профессиональных ценностей.

Профессионально-ценностные ориентации являются показателем сформи-рованности профессиональной позиции сотрудника по отношению к реализуемой им служебной деятельности и соответствует следующей рефлексивной позицией: «Я знаю, как это сделать, и я уверен, что делаю это правильно». Одним из важных критериев определения содержания системы профессионально-

ценностных ориентаций специалистов УИС выступает профессиональная успешность, включающую, по утверждению А. К. Марковой, смыслы, которые вкладывает субъект в профессиональную деятельность, и на какие ценности он ориентируется [6].

Таким образом, психолого-педагогические показатели профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Психолого-педагогические показатели профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России

Структурные элементы профессионализации курсантов Способ оценивания сформированности Уровень осознания Показатели сформированности

Профессионально важные качества Промежуточная аттестация Я знаю, как это сделать, но пока не могу это сделать Личностные особенности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции Итоговая аттестация Я знаю, как это сделать, и я могу это сделать Навыки и умения решения практических профессиональных задач

Профессионально- ценностные ориентации Промежуточная аттестация; итоговая аттестация; успешность профессионализации Я знаю, как это сделать, и я уверен, что делаю это правильно Положительное отношение к профессиональной деятельности и готовность постоянного саморазвития с опорой на значимые ориентиры труда

Подводя итоги, следует отметить, и воспитательной. Для оценивания ре-что актуальность вопроса содержания и зультативности профессиональной подструктуры психолого-педагогических готовки на этапе вузовской подготовки критериев профессионализации курсан- используется механизм аттестации, не тов образовательных организаций предусматривающий дальнейшего ана-ФСИН России не вызывает сомнений и лиза особенностей профессионализации отражает потребность современной си- представителей пенитенциарной обла-стемы исполнения наказаний в квали- сти труда в ходе выполнения практиче-фицированно подготовленных кадрах. ских служебных задач. На основании Оценка сформированности профессио- этого можно утверждать, что решение нализации в процессе обучения буду- данного вопроса требует комплексного щих сотрудников осуществляется в подхода и необходимости дальнейших трех направлениях: учебной, служебной научных исследований.

Литература

1. Афонькина, Ю. А. Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2010. — № 2 (4).

2. Денисьев, С. А. Теоретические основы реализации практико-ориентированного обучения в высшей школе и состояние проблемы его реализации в вузах ФСИН России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 02 (февраль). — URL: http://e-koncept.ru/2020/201015.htm.

3. Кириллова, Т. В. Воспитательная работа с переменным составом образовательных организаций ФСИН России: системный подход // Борьба с преступностью: теория и практика : тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (25 марта 2016 г.). — Могилев: Учреждение образования «Моги-левский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2016.

4. Коновалова, Н. А. Активизация учебной деятельности курсантов в социальном образовании ведомственного вуза // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2016. — № 4.

5. Купцов, И. И. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России / И. И. Купцов, Г. С. Карпова // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4.

6. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

7. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта; МПСИ, 1998.

8. Adamson, H. D. ESL students' use of academic skills in content courses // English for Specific Purposes. — 1990. — Vol. 9. — No. 1.

9. Erling, E., Richardson,J. Measuring the academic skills of university students: Evaluation of a diagnostic procedure // Assessing Writing. — 2010. — Vol. 15. — No. 3.

10. Pearson, Ch. Advanced academic skills in the low-level ESL class // TESOL Quarterly. — 1981. — Vol. 15. — No. 4.

Сведения об авторе

Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: nat_asp@mai.ru

Information about the author

Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: nat_asp@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.