DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-194-198 NIION: 2018-0076-9/22-986 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1184
КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,
ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАБОТЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ СОТРУДНИКОВ
Аннотация. Служебная деятельность пенитенциарных сотрудниковвсегда объективно носила во многом экстремальный и, следовательно, психогенный характер. Логическим следствием такой профессиональной деятельности являются не только негативные личностные изменения, происходящие с отдельно взятым сотрудником, но и деструктивные процессы и явления, носящие групповой характер. Качественное и своевременной обучение курсантов ведомственных ВУЗов пенитенциарной системы умению не только изучать, но и формировать, поддерживать конструктивный социально-психологический климат в коллективах сотрудников ФСИН России - это во многом залог успешности будущего психолога подразделения. Практика обучения курсантов ведомственных ВУЗов пенитенциарной системы определяет на ряду с трудностями организационного и субъективного характера, наличие трудностей в обучении курсантов вполне объективного характера.
Раскрытие вопроса основных характеристик (составляющих) такого явления как социально-психологический климат в коллективах сотрудников определяет предмет и возможные способы (методы) их изучения, а соответственно и обучения этому будущих психологов. Сложности объяснения курсантам такого направления их будущей профессиональной деятельности, как изучение социально-психологического климата начинаются на теоретическом уровне. Многочисленные исследователи этого вопроса используют весьма различные категории, термины, характеризуя рассматриваемое явление. Не меньше проблемных вопросов и в прикладном аспекте изучения, формирования и поддержания конструктивного социально-психологического климата в коллективах сотрудников. этнические группы, психологи, воспитатели.
Ключевые слова: курсанты, обучение, изучение, формирование, социально-психологический климат, сотрудники, стресс, определение.
ISSUES OF THE CONTENT OF TRAINING FOR CADETS OF PENITENTIARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS WORK TO STUDY SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STAFF TEAM
Annotation. The official activity of penitentiary officers has always objectively been largely extreme and, therefore, psychogenic in nature. The logical consequence of such professional activity is not only negative personal changes that occur with a single employee, but also destructive processes and phenomena that are of a group nature. High-quality and timely training of cadets of departmental universities of the penitentiary system in the ability to not only study, but also form, maintain a constructive socio-psychological climate in the teams of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia is in many ways the key to the success of the future psychologist of the unit. The practice of teaching cadets of departmental universities of the penitentiary system determines, along with difficulties of an organizational and subjective nature, the presence of difficulties in
KAZBEROV Pavel Nikolaevich,
Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
teaching cadets of a completely objective nature. These difficulties are connected, first of all, with the complexity of the phenomenon itself, which has recently been defined as "the socio-psychological climate in the teams of employees."
The disclosure of the issue of the main characteristics (components) of such a phenomenon as the socio-psychological climate in the teams of employees determines the subject and possible ways (methods) of their study, and, accordingly, the training of future psychologists in this. The difficulties of explaining to cadets such a direction of their future professional activity as the study of the so-cio-psychological climate begin at the theoretical level. Numerous researchers of this issue use very different categories, terms, characterizing the phenomenon under consideration. There are no less problematic issues in the applied aspect of studying, forming and maintaining a constructive so-cio-psychological climate in employee teams. ethnic groups, psychologists, educators.
Key words: cadets, training, study, formation, socio-psychological climate, employees, stress, definition.
Введение. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников подразделений ФСИН России, в том числе и несущих службу с оружием, представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на повышение эффективности профессиональной деятельности как отдельного сотрудника, так и коллектива в целом. Формирование и поддержка оптимального состояния социально-психологического климата (далее - СПК) занимает важное по значению место в системе психологического сопровождения личного состава, в первую очередь в связи с тем, что ряд факторов в служебной деятельности могут способствовать проявлению деструктивных форм поведения сотрудников. Этим и объясняется значимость процесса и результатов обучения курсантов психологических факультетов ведомственных ВУЗов пенитенциарной системы формированию и поддержки конструктивного СПК. Характер процесса и результатов обучения курсантов в рассматриваемом направлении имеет свои характеристики, определяющие необходимость их оптимизации. Тем не менее, в рамках этой статьи хотелось сделать акцент на другом, а именно на сложностях обучения формированию и поддержки конструктивного СПК объективного характера.
Результаты исследования. Значительная часть личного состава подразделений УИС испытывает постоянное воздействие психологического прессинга со стороны осужденных. Необходимость выдерживать групповое психологическое давление со стороны осужденных вынуждают сотрудников вести себя психологически жестко. Необходимость соблюдать меры предосторожности в службе вынуждают сотрудника вырабатывать в себе качества (подозрительность, грубость и т.д.), которые часто принимаются негативно как в профессиональном коллективе, так и в социуме вне службы, что усиливает интраверсию и социальную депривацию сотрудника.
Сложность обучения курсантов - будущих пенитенциарных психологов исследованию СПК
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
кроется в многогранности и сложной комплексности этого явления. Ответ на вопрос, как необходимо обучать курсантов изучению СПК в подразделениях, несущих службу с оружием предполагает наличие ответа на вопрос, что представляет из себя СПК как явление психологической стороны жизни коллективов подразделений. Раскрытие вопроса основных характеристик (составляющих) этого явления в свою очередь определяет предмет и возможные способы (методы) их изучения, а соответственно и обучения этому будущих психологов. Сложности при обучении курсантов изучению СПК возникают по ряду направлений, прежде всего это аспект показателей, в которых СПК находит свое выражение. Вопрос о тех показателях, в которых выражается СПК, является весьма существенным. Другими словами - характеристика его структуры, ответ на это вопрос важен по ряду причин: во-первых, структура проявлений СПК, его общих показателей необходимых для разработки методики его изучения; во-вторых, они важны для разработки способов влияния на членов коллектива в целях формирования благоприятного климата; в-третьих, они необходимы для того, чтобы выявить те признаки общности (коллектива), в которых отражается в свою очередь изменение климата в ту или другую сторону.
Исследование такого явления как социально-психологический климат является не только значимым практически, но и сложным в теоретическом плане (нет общепринятой терминологии, слабо представлены наиболее продуктивные концептуальные подходы и т.д.). Все это в совокупности лишь способствует усложнению обучению курсантов изучению СПК. Отчасти такое положение можно объяснить комплексностью этого явления, включающего в себя множество взаимосвязанных и взаимообусловленных характеристик. С другой стороны, в психологических энциклопедиях и словарях само понятие СПК не рассматривается в силу отсутствия возможности дать ему строго научное определение.
Рассмотрим детальнее, в чем же сложности теоретического объяснения курсантам такого направления их будущей профессиональной деятельности, как изучение СПК. На теоретическом уровне для обозначения сходных социально-психологических явлений многочисленные исследователи вопроса используют набор разнообразных терминов - «психологическая атмосфера» (Михеев В.И., Горновский Б.) [10, с. 368], «социально-психологическая атмосфера» (Чернобров-кин И.П., Овчинникова Э.П., Ермолаева Е.А.) [3, с. 11; 14], «морально-психологический климат» (Шепель В.М., Лебедев Б.Н.) [5, с. 10; 14, с. 7], «социологический микроклимат» (Пошехонов Ю.В.) [12, с. 13], «психологическая совместимость» (Ярошевский М.Г.) [16, с. 1], «нравственный микроклимат» (Винокуров А.И.) [2], «психология коллектива» (Глоточкин А.Д.) [9, с. 10], «социальный климат» (Коган Л.Н.) [4, с. 3], «эмоциональный климат» (Антонова Н.В., Гурьева Л.С.) [1, с. 3], «психологический климат» (Мансуров Н.С.) [6, с. 11] и т.п.
Тем не менее, психологи правоохранительных органов широко используют понятие СПК на практике и снабжены комплексом методик и методических пособий для его изучения.
Думается, что удобство использования этого понятия, в первую очередь для специалистов-практиков, состоит в некоторой размытости, неопределенности его формулирования, что лишь усложняет процесс обучения курсантов. По-видимому, так обеспечивается широкое (удобное) пространство для произвольных исследовательских мероприятий без каких-либо жестких нормативных границ.
Основные характеристики (составляющие) СПК в понимании практиков часто различны и значительно варьируются. Так, психологи УФСИН России по Пензенской области ориентированы на выявление уровней: социально-психологической зрелости группы, сформированности коллектива, функционирования профессиональных и деловых качеств сотрудников [8, с. 3]. Коллеги из УФСИН России по Удмуртской Республике определяют свои направления работы при изучении СПК в служебных коллективах: вопросы, находящиеся в компетенции кадровых структур; аспекты управления; вопросы взаимодействия различных отделов и служб; проблематика, касающаяся работы психологических служб [7, с. 13]. В исследованиях персонала УФСИН России по Брянской области выявляются следующие факторы, определяющие состояние СПК в отделах и службах учреждений: качество отбора кандидатов на службу; организация служебной деятельности (распределение служебной нагрузки, привлечение к несвойственным обязанностям сотрудников, состояние техни-
ческого оснащения и оборудования служебных помещений); доля сотрудников, увольняющихся на пенсию по минимальному сроку выслуги; состояние профессиональной подготовки, материальной обеспеченности сотрудников, санитарно-гигиенических условий труда, жилищно-бытовых условий.
Понятие социально-психологический климат психологами УИС определяется как «доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему профессиональной деятельности, общения и отношений в коллективе» [7, с. 3]. Коллеги из МВД определяют СПК как «свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его профессиональной жизнедеятельности» [11, с. 2].
Обращает на себя внимание общность в смысловом содержании обеих определений -представленность двух сфер жизнедеятельности коллективов: внутренней (межличностные отношения и т.д.) и внешней (профессиональный аспект отношений сотрудников ФСИН с осужденными), что, выражаясь терминологией концепции психологического потенциала правоохранительных органов В.И. Черненилова, обозначает «наличие внутренней и внешней среды управления коллективом» [15, с. 326].
Разработчики теории управления персоналом органов охраны правопорядка (ООП) отводят главенствующую роль в процессе формирования и поддержания оптимального состояния СПК управлению внутренней и внешней средой жизнедеятельности коллективов. Вышеуказанная концепция профессора В.И. Черненилова, наряду с решением внутриорганизационных вопросов, определяет одной из главных задач управления -формирование и использование внешнеорганиза-ционного психологического потенциала [15, с. 326]. В условиях деятельности УИС, это может обозначать организацию разноплановых по своей природе усилий по ослаблению негативного внеш-несредового воздействия на сотрудников (со стороны спецконтингента): отсутствие правосознания и наличие криминальных установок у осужденных, неверие и нежелание оказывать помощь сотрудникам УИС, психологическая люмпенизация и т.д.
Будущим пенитенциарным психологам необходимо объяснить во время обучения, что следствием проявления идеологии референтной группы (воровской идеологии) и криминальной самоидентификация Я-осужденного, часто явля-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
ется протестно-криминальная позиция по отношению к администрации учреждений УИС. Ведущими эмоциями в эмоциональном состоянии осужденных, таким образом, являются состояния раздраженности из-за блокируемой потребности в независимости.
К характеристикам внешней сферы СПК, исходя из концептуальных положений и практики работы психологов УИС, таким образом, можно отнести: состояние личной безопасности сотрудников, напряженность при решении служебных задач, степень работоспособности и результативности, профессионально значимые качества сотрудников, участие сотрудников в проведении специальных операций (в экстремальных условиях), продуктивность работы коллектива в целом, уровень профессиональной подготовленности, обладание личным составом специальными психологическими знаниями, процессы изменения (реформирования) уголовно-исполнительной политики. Состояние этих характеристик, исходя из приведенного выше анализа, определяется комплексом мероприятий (действий) всего личного состава подразделений УИС, но приоритетная роль при этом принадлежит руководителям всех уровней.
Аспекты формирования и поддержания оптимального состояния внутренних характеристик СПК жизнедеятельности коллективов органов охраны правопорядка (ООП) детально раскрываются в организационно-деятельностной психологической концепции управления профессора А.М. Столяренко [15, с. 337].
К характеристикам внутренней сферы СПК, исходя из концептуальных положений и практики работы психологов УИС, можно отнести: настроение персонала, социально-психологические качества (свойства) личного состава, отношения между членами коллектива, проводимая психологическая работа, личностные качества руководителя и стиль его управления, конфликты между сотрудниками, уровень профессиональной подготовленности (готовности), мотивация поступления на службу, планы сотрудников относительно своего будущего и будущего коллектива.
Заключение. В итоге необходимо констатировать, что несмотря на определенные сложности, изучение СПК подразделений ФСИН России, должно основываться на четких концептуальных положениях (позициях). Возможности для этого существуют и весьма значимо представлены в теоретических разработках психологов различных силовых структур, что проиллюстрировано в данном материале. Концептуальный уровень рассмотрения СПК, также позволяет более предметно определять и изучать основные характеристики, относящиеся к внутренней и внешней сферам
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
СПК. Соответственно, разрешение указанных выше теоретических и прикладных аспектов изучения, формирования и поддержания конструктивного СПК будет способствовать оптимизации обучения в этом направлении курсантов психологических факультетов ведомственных ВУЗов пенитенциарной системы.
Список литературы:
[1] Антонова Н.В. Психология управления. -М. Высшая школа экономики, 2010. - 272 с.
[2] Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1996. - 24 с.
[3] Ермолаева Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек - профессия - общество // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 3-22.
[4] Коган Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт: (О плане социального развития коллектива предприятия) - М.: Политиздат, 1970. - 85 с.
[5] Морально-психологический климат коллектива / Б.Н. Лебедев, канд. филос. наук. - М.: Знание, 1996. - 64 с.
[6] Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000. -59 с.
[7] Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). - Москва-Томск. 2004. - 118 с.
[8] Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников охраны и конвоирования уголовно-исполнительной системы: Материалы региональных учебно-методических семинаров пенитенциарных психологов и методические рекомендации. - Томск. 2001. - 112 с.
[9] Психология коллектива заключенных: Лекция / канд. Пед. Наук А.Д. Глоточкин, канд. пед. наук В.Ф. Пирожков; Высш. школа МООП СССР - Москва. 1968. - 23 с.
[10] Социально-психологические аспекты управления: Стиль и метод работы руководителя. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 388 с.
[11] Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под общей ред. доктора психологических наук М.И. Марьина - М.: ЦОКП МВД России. 2001. -123 с.
[12] Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения / под ред. Е.В. Шороховой. М., Наука, 1980 - 175 с.
[13] Столяренко A.M. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. - 1983. -№ 3.
[14] Чернобровкин И.П. Социально-психологическая атмосфера социалистического производственного коллектива и условия ее формирования. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону. 1974. 18 с.
[15] Энциклопедия юридической психологии/ Под общ. ред. проф. A.M. Столяренко. - M.: Юни-ти-Дана, 2003. - 387 с.
[16] Ярошевский M.r. Предметная деятельность как основа системы психологии. - СПБ: Речь, 1994. С.159.
Spisok literatury:
[1] Antonova N.V. Psihologiya upravleniya. -M. Vysshaya shkola ekonomiki, 2010. - 272 s.
[2] Vinokurov A.I. Vzaimosvyaz' individnyh i lichnostnyh harakteristik cheloveka: avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.01 / Sankt-Peterburg. gos. un-t. - Sankt-Peterburg, 1996.
- 24 s.
[3] Ermolaeva E.P. Mul'tidisciplinarnyj podhod v modeli «chelovek - professiya - obshchestvo // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organ-izacionnaya psihologiya i psihologiya truda. 2017. T. 2. № 1. S. 3-22.
[4] Kogan L.N. Social'noe planirovanie: rabota, obrazovanie, byt: (O plane social'nogo razvitiya kolle-ktiva predpriyatiya) - M.: Politizdat, 1970. - 85 s.
[5] Moral'no-psihologicheskij klimat kollektiva / B.N. Lebedev, kand. filos. nauk. - M.: Znanie, 1996.
- 64 s.
[6] Pochebut L.G., CHiker V.A. Organizacion-naya social'naya psihologiya. - SPB: Rech', 2000. -59 s.
[7] Psihologicheskoe obespechenie deya-tel'nosti uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolni-tel'noj sistemy Minyusta Rossii (teoriya i praktika). -Moskva-Tomsk. 2004. - 118 s.
[8] Psihologicheskoe obespechenie sluzheb-noj deyatel'nosti sotrudnikov ohrany i konvoirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Materialy region-al'nyh uchebno-metodicheskih seminarov peniten-ciarnyh psihologov i metodicheskie rekomendacii. -Tomsk. 2001. - 112 s.
[9] Psihologiya kollektiva zaklyuchennyh: Lek-ciya / kand. Ped. Nauk A.D. Glotochkin, kand. ped. nauk V.F. Pirozhkov; Vyssh. shkola MOOP SSSR. -Moskva. 1968. - 23 s.
[10] Social'no-psihologicheskie aspekty upravleniya: Stil' i metod raboty rukovoditelya. - M.: Molo-daya gvardiya, 1995. - 388 s.
[11] Social'no-psihologicheskij klimat v sluzheb-nyh kollektivah: Metodicheskoe posobie / Pod obsh-chej red. doktora psihologicheskih nauk M.I. Mar'ina - M.: COKP MVD Rossii. 2001. - 123 s.
[12] Social'no-psihologicheskij klimat kollektiva. Teoriya i metody izucheniya / pod red. E.V. SHoro-hovoj. M., Nauka, 1980 - 175 s.
[13] Stolyarenko A.M. Opyt razrabotki psiholog-icheskoj koncepcii upravleniya v sfere pravoporyadka // Psihologicheskij zhurnal. - 1983. - № 3.
[14] CHernobrovkin I.P. Social'no-psihologich-eskaya atmosfera socialisticheskogo proizvodstven-nogo kollektiva i usloviya ee formirovaniya. Avtoref. dis. na soisk. uchen. stepeni kand. filos. nauk. Ros-tov-na-Donu. 1974. 18 s.
[15] Enciklopediya yuridicheskoj psihologii/Pod obshch. red. prof. A.M. Stolyarenko. - M.: YUni-ti-Dana, 2003. - 387 s.
[16] YAroshevskij M.G. Predmetnaya deya-tel'nost' kak osnova sistemy psihologii. - SPB: Rech', 1994. S.159.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022