Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза ФСИН России'

Формирование конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / CADET OFFICER OF THE PENAL SYSTEM / КОНФЛИКТ / CONFLICT / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE KONFLIKTOLOGICHESKOJ COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

В статье констатируется, что в современной жизни конфликт является социальной реальностью. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы в силу своей специфики носит конфликтогенный характер. Нахождение в местах лишения свободы вызывает перестройку внутреннего мира осужденного и стресс, который проявляется в раздражительности, агрессивности, конфликтах. Поэтому проблема формирования конфликтологической компетентности курсантов вуза ФСИН России является крайне важной и актуальной. Конфликтологическая компетенция это интегративное личностное образование, структуру которого составляют три компонента: когнитивный, деятельностный и личностный. Конфликтологическая компетенция курсантов юридического вуза при освоении психолого-педагогических дисциплин формируется посредством изучения различных темы, позволяющих освоить определенный объем знаний, приемы, способы и технологии управления своим психическим состоянием. Применяемые в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин активные и интерактивные формы и методы обучения направлены на личностное развитие обучаемых в рамках требований профессии и формирование способности управления конфликтами. Практические задачи представляют собой профессионально ориентированные ситуации, при решении которых курсант учится не только применять усвоенные знания, но и прогнозировать, разрешать и предупреждать пенитенциарные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KONFLIKTOLOGICAL COMPETENCE OF CADETS LAW INSTITUTES OF THE PENAL SYSTEM

The article states that in modern life, the conflict is a social reality. Professional activities of staff members of the penal system is by its very nature konfliktogenny nature, as the employee performs his duties towards prisoners in places of deprivation of liberty. Conditions of freedom and «other" life calls the restructuring of a condemned man's inner world and stress, which manifests itself in irritability, aggression, conflict. Therefore, the problem of formation of konfliktologicheskoj competence of the University cadets WHIZ is extremely important and relevant. Conflictological competence is an integrative personal education, whose structure consists of three components: the cognitive, activity and personality. Purposeful formation of konfliktologicheskoj competence of cadets of the University in legal psychological-pedagogical disciplines includes a variety of topics. The study of these topics allows you to give a certain amount of knowledge, learn the techniques, methods and technology of their mental state. Applied in the process of studying the psychological and pedagogical disciplines active and interactive forms and training methods allow you to tactfully send personal development of learners within the requirements of the profession and form management ability conflicts. Practical tasks represent a professionally oriented situations in which Cadet not only learns to apply the learned knowledge to predict, prevent and resolve conflicts, prison.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза ФСИН России»

ВЕСТНИК СЮИ

УДК 378

Ощепкова Ольга Владимировна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Olga V. Oshchepkova

Doctor of Pedagogics, Professor,

Professor of the Department of penitentiary psychology

and pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье констатируется, что в современной жизни конфликт является социальной реальностью. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы в силу своей специфики носит конфликтогенный характер. Нахождение в местах лишения свободы вызывает перестройку внутреннего мира осужденного и стресс, который проявляется в раздражительности, агрессивности, конфликтах. Поэтому проблема формирования конфликтологической компетентности курсантов вуза ФСИН России является крайне важной и актуальной. Конфликтологическая компетенция - это инте-гративное личностное образование, структуру которого составляют три компонента: когнитивный, де-ятельностный и личностный. Конфликтологическая компетенция курсантов юридического вуза при освоении психолого-педагогических дисциплин формируется посредством изучения различных темы, позволяющих освоить определенный объем знаний, приемы, способы и технологии управления своим психическим состоянием. Применяемые в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин активные и интерактивные формы и методы обучения направлены на личностное развитие обучаемых в рамках требований профессии и формирование способности управления конфликтами. Практические задачи представляют собой профессионально ориентированные ситуации, при решении которых курсант учится не только применять усвоенные знания, но и прогнозировать, разрешать и предупреждать пенитенциарные конфликты.

Ключевые слова: курсант, сотрудник уголовно-исполнительной системы, конфликт, конфликтологическая компетенция, структура и компоненты конфликтологической компетенции.

FORMATION OF KONFLIKTOLOGICAL COMPETENCE OF CADETS LAW INSTITUTES

OF THE PENAL SYSTEM

Summary. The article states that in modern life, the conflict is a social reality. Professional activities of staff members of the penal system is by its very nature konfliktogenny nature, as the employee performs his duties towards prisoners in places of deprivation of liberty. Conditions offreedom and «other" life calls the restructuring of a condemned man's inner world and stress, which manifests itself in irritability, aggression, conflict. Therefore, the problem of formation of konfliktologicheskoj competence of the University cadets WHIZ is extremely important and relevant. Conflictological competence is an integrative personal education, whose structure consists of three components: the cognitive, activity and personality. Purposejul formation of konfliktologicheskoj competence of cadets of the University in legal psychological-pedagogical disciplines includes a variety of topics. The study of these topics allows you to give a certain amount of knowledge, learn the techniques, methods and technology of their mental state. Applied in the process of studying the psychological and pedagogical disciplines active and interactive forms and training methods allow you to tactjully send personal development of learners within the requirements of the profession and form management ability conflicts. Practical tasks represent a professionally oriented situations in which Cadet not only learns to apply the learned knowledge to predict, prevent and resolve conflicts, prison.

Keywords: cadet officer of the penal system, conflict, conflictological competence, structure and components of the konfliktologicheskoj competence.

Конфликт как социальная реальность сопровождал развитие человечества во все времена, и сегодня он присутствует и в жизни отдельного человека, и в любой организации (учреждения). Конфликт включает в себя, как и любое жизненное явление, положительную и отрицательную стороны. В позитивном смысле конфликт является двигателем прогресса, стимулом инноваций, креативности, активности. Положительная роль конфликта заключается в том, что он дает толчок

© 2018 Ощепкова О. В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

для роста личности, поскольку заставляет пересмотреть отношение к себе, к своему окружению, к реальным ситуациям, позволяя по-новому строить отношения с людьми. Однако обыденная реальность чаще всего демонстрирует образцы деструктивного конфликта и негативных его последствий, так как достаточно часто он приводит к стрессу, агрессии, болезненным психическим состояниям личности.

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в данном случае не только не является исключением, но и в силу своей специфики носит конфлик-тогенный характер, поскольку главная ее особенность - направленность на осужденных. Осужденные - это маргинальный слой нашего общества, соприкосновение с которым само по себе определенным образом воздействует на личность как сотрудника, так и осужденного. Межличностные конфликты в среде осужденных в местах лишения свободы - явление весьма распространенное, достаточно специфическое и многообразное, отличающееся агрессивностью, жесткостью и жестокостью. У осужденного к лишению свободы существенно изменяется привычная для него социальная среда, сфера общения, статус его личности, что вызывает определенную перестройку внутреннего мира осужденного и стресс, который проявляется в раздражительности, агрессивности и других отрицательных симптомах. Поэтому пенитенциарный межличностный конфликт -это сложное, комплексное явление, обусловленное средой исправительного учреждения, социальным окружением, объективными детерминантами и социально-психологическими факторами. Кроме того, опасность конфликтов в пенитенциарных учреждениях заключается в том, что они приводят не только к преступлениям против личности, но и к групповым нарушениям и массовым беспорядкам.

Говоря о пенитенциарных конфликтах, надо констатировать наличие объективных и субъективных факторов, которые априори порождают социальные и психологические условия для возникновения конфликтов. Как свидетельствует пенитенциарная конфликтология, к объективным факторам относятся: карательный потенциал лишения свободы; замкнутость среды и сферы общения осужденных (так называемая изоляция группы от привычного социального окружения); потеря социальных связей (исследования показали, что осужденные к длительным срокам теряют социальные связи в первые три года своего нахождения в местах лишения свободы); наличие асоциальной субкультуры.

Криминальная (тюремная) субкультура играет роль своеобразного «генератора» деструктивных процессов, протекающих в среде осужденных; она стимулирует и интенсифицирует противостояние осужденных и сотрудников ИУ в сфере соблюдения правового режима, распорядка дня в местах лишения свободы, поскольку опирается на систему неформальных норм (понятий), тюремных традиций. Существующая жесткая стратификация сообщества осужденных, то есть деление на слои (страты), закрепляет за осужденными разные права и обязанности в сфере неформального общения. В частности, в обязанности человека, занимающего высокое положение («вор в законе», «смотрящий», др.) входит и обязанность предупреждения и разрешения конфликтов. Тем самым тюремная субкультура, порождая конфликты, выступает одновременно и их регулятором.

В число субъективных факторов, влияющих на возникновение конфликтов в местах лишения свободы, входят: социально-правовая запущенность личности; трудности адаптации; характеристика личности (социально-демографическая (тип темперамента, национальность, пол, возраст, толерантность), криминологическая, уголовно-правовая (статья, срок уголовного наказания)).

Поэтому конфликты в местах лишения свободы могут проявляться как открыто, так и скрыто, неявно, то есть носить латентный характер. Латентные конфликты трудно диагностировать и спрогнозировать их развитие. Количество латентных конфликтов в исправительных учреждениях намного выше, чем в гражданском обществе, протекать они могут достаточно долго и внешне никак не проявляться, накапливая конфликтную энергетику. Но затем при малейшем инциденте они могут перейти в стадию открытого столкновения, что может с большой степенью вероятности закончиться насильственным преступлением.

В связи с вышесказанным проблема формирования конфликтологической компетентности курсантов вуза ФСИН России - будущих сотрудников пенитенциарных учреждений - является крайне важной и актуальной.

ВЕСТНИК СЮИ

В современной педагогической науке понятия «компетенция» и «компетентность» вполне сформировались: компетенцию понимают как область, имеющую определенные границы и в которой надлежит разбираться и действовать, а компетентность - как уровень способности конкретного лица эффективно функционировать в рамках компетенции. В наиболее общем виде компетентность трактуется как интегративное личностное образование, состоящее из нескольких компетенций. Входящие в структуру компетентности личности отдельные компетенции имеют иерархическую структуру, соответствующие специфике и характеру выполняемой деятельности, и их уровень сформированности отражает степень профессиональной компетенции человека.

Конфликтологическая компетенция - это «категория системо-мыследеятельностной конфликтологии, идущая не от требований к способностям специалиста, а от функции в системе деятельности, в которую встроен специалист со своими способностями» [1]. Эта мысль подчеркивает основные приоритеты: на первое место выдвигается не конкретный индивид с его уникальностью и индивидуальностью, с его возможностями и способностями, уровень развития которых определяет успешность его деятельности, а требования деятельности.

Требования профессиональной деятельности сотрудников УИС достаточно хорошо исследованы и представлены следующими особенностями: правовой характер; субординационность отношений; экстремальность; властный характер; необходимость сохранения служебной тайны; напряженность и стрессогенность; большая физическая нагрузка [2].

Следовательно, конфликтологическая компетенция является важнейшей составной частью профессиональной компетентности сотрудника УИС и в свою очередь включена в состав социальной компетентности человека, поскольку востребует такие социальные свойства личности, как перцепция, коммуникативность, гибкость и диалектичность мышления, позволяющие прогнозировать и разрешать возникающие конфликты. Соответственно в структуре конфликтологической компетенции можно выделить два аспекта: во-первых, предусматривающий способность к распознаванию симптомов произошедшего конфликта, его осознание, выявление противоречия, лежащего в основе конфликта, прогнозирование его течения и результатов; во-вторых, предполагающий наличие умений владеть способами урегулирования конфликта, организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия. Другими словами, просматривается наличие когнитивного (знаниевого), практического (деятельностного) и личностного компонентов (аспектов) в содержании конфликтологической компетенции.

Так, Н. В. Масюкевич акцентирует когнитивную (знаниевую) компоненту в конфликтологической компетентности: осведомленность индивида о спектре возможных стратегий поведения в конфликте, и способности грамотно употребить ту или иную стратегию в зависимости от ситуации [3]. В данном случае знания касаются именно стратегий поведения в конфликте.

Другой исследователь, 3. 3. Дринка, напротив, сосредоточивает внимание на деятельност-ной (практической) составляющей, определяя конфликтологическую компетенцию как готовность к решению профессиональных конфликтологических задач; как практическую готовность к разрешению конфликтов в процессе профессиональной деятельности [4].

Мы солидарны с мнением Е. В. Грищенко [5] о том, что структуру конфликтологической компетенции составляют три аспекта, содержательное наполнение которых определяется специфическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника УИС:

1) конфликтологические знания, позволяющие осмыслить, проанализировать и прогнозировать течение конфликта;

2) владение технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных последствий конфликта, алгоритмами конструктивного разрешения конфликта;

3) сформированность личностных качеств человека, в числе которых:

а) жизненная позиция: положительное отношение к себе, к окружающим людям, в том числе к осужденным; понимание социальной значимости профессии сотрудника УИС; согласованность личных и общественных интересов; готовность подчинять личные интересы долгу, служению Родине;

б) нравственные качества: дисциплинированность; строгое соблюдение правовых и моральных норм; справедливость, честность; объективность; ответственность;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

в) психологические свойства личности: стрессоустойчивость, оптимистичность, уравновешенность, доброжелательность [6].

Целенаправленное формирование конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза возможно в процессе их профессиональной подготовки при освоении цикла психолого-педагогических дисциплин. В частности, учебный курс «Психология» включает такие темы, как «Общение и его виды», «Психологические особенности больших социальных групп и массовых явлений», анализирующие закономерности поведения человека при манипулятивном общении, при нахождении в толпе. Учебная дисциплина «Пенитенциарная психология и педагогика» позволяют освоить приемы, способы и технологии управления своим психическим состоянием (например, темы «Психология личности и коллектива сотрудников УИС», «Особенности воспитательного процесса в исправительных учреждениях»). Целям эффективного формирования конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза - будущих сотрудников УИС - служит факультативный учебный курс «Пенитенциарная конфликтология», подробно исследующий вопросы специфики пенитенциарных конфликтов, механизмы, динамику их развития и стратегии разрешения; особенности межличностных конфликтных ситуаций, а также межгрупповых конфликтов и массовых беспорядков в местах лишения свободы; закономерности переговорного процесса при разрешении пенитенциарных конфликтов. Отдельными темами разбираются общие подходы к превенции конфликтов в местах лишения свободы, предупреждение и разрешение различных типов конфликтов в пенитенциарных учреждениях.

Применяемые в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин активные и интерактивные формы и методы обучения позволяют управлять процессом усвоения курсантами знаний, а также тактично направлять их личностное развитие в рамках требований профессии и формировать умения и навыки управления конфликтами.

Отдельно следует сказать о разработанных нами практических задачах, представляющих собой профессионально ориентированные ситуации, в которых ярко выражен какой-либо аспект пенитенциарного конфликта. При решении практических задач курсант учится не только применять усвоенные знания, но и прогнозировать, разрешать и предупреждать пенитенциарные конфликты. Это обеспечивает формирование всех структурных компонентов конфликтологической компетенции курсантов юридического вуза уголовно-исполнительной системы.

Библиографический список

1. Цой JI. Н. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции // Кадровик. 2012. № 3. С. 122-128.

2. Тарасова С. А. Пенитенциарная психология: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 175 с.

3. Масюкевич Н. В. Конфликтная компетентность [Электронный ресурс] // Кабинет психолога Натальи Масюкевич. 2011. 23 января. URL: http://psyjournals.ru/authors/al7361.shtml (дата обращения: 15.01.2017).

4. Дринка 3. 3. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: автореф. дис.....канд. пед. наук. Калининград, 2000. 16 с.

5. Грищенко Е. В. Особенности формирования конфликтологической компетенции студентов-юристов // Роль и значение науки в вузе и ее влияние на образовательный процесс. Саранск, 2015. С. 24—27.

6. Александрова JI. М., Жданова JI. У. Содержание и организация работы преподавателя по формированию у студентов конфликтологических компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 571.

References

1. Coj L. N. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v obuchenii HR-menedzherov: put' k kon-fliktologicheskoj kompetencii [Modern educational technology in the teaching of HR managers: the path to the konfliktologicheskoj competence]. Kadrovik [Trained worker], 2012, no. 3, pp. 122-128 [in Russian],

BECTHHK CfOM

2. Tarasova S. A. Penitenciarnaya psihologiya: uchebnoe posobie [Prison Psychology]. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2016, 175 p. [in Russian],

3. Masyukevich N. V. Konfliktnaya kompetentnost' [Conflict competence]. Kabinet psihologa Natal'i Masyukevich [Cabinet psychologist Natalia Masyukevich]. URL: http://psyjournals.ru/authors/ al 7361.shtml (Accessed: 15.01.2017) [in Russian]

4. Drinka Z. Z. Didakticheskie usloviya podgotovki studentov k resheniyu professional'nyh kon-fliktologicheskih zadach. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Teaching methods of training students to address professional challenges konfliktologicheskih. Extended Abstract of candidate's of Pedagogy thesis]. Kaliningrad, 2000,16 p. [in Russian],

5. Grishchenko E. V. Osobennosti formirovaniya konfliktologicheskoj kompetencii studentov-yuristov [Peculiarities of formation of konfliktologicheskoj competence of students-lawyers]. Rol'i nauki v vuze i eyo vliyanie na obrazovatel'nyj process [The role and importance of science in the University and its influence on education]. Saransk, 2015, pp. 24—27 [in Russian],

6. Aleksandrova L. M., Zhdanova L. U. Soderzhanie i organizaciya raboty prepodavatelya po formirovaniyu u studentov konfliktologicheskih kompetencij [The content and organization of the work of the teacher in teaching students konfliktologicheskih competences]. Sovremennye problemy nauki i azovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 5, p. 571 [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.