Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты проблем юридической и пенитенциарной психологии'

Психолого-педагогические аспекты проблем юридической и пенитенциарной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогическая психология / диссертационное исследование / курсанты образовательных учреждений ФСИН России / пенитенциарная психология / личность курсанта. / pedagogical psychology / dissertation research / cadets of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia / penitentiary psychology / personality of the cadet

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Валерьяновна Черемисова

Представлен научный обзор современных диссертационных исследований по юридической и пенитенциарной психологии с позиции психолого-педагогической науки. Анализ исследований позволил выявить наиболее острые и значимые проблемы подготовки курсантов к профессиональной деятельности в УИС. Особое внимание привлекли работы по совершенствованию подготовки психологов для работы в УИС, оптимизации профессионального становления будущих специалистов, их адаптации к профессиональной деятельности. Эти исследования представляют несомненный интерес для разработки учебных курсов специализированных вузов и в системе повышения квалификации сотрудников. Выводы исследователей позволяют обозначить возможные пути преодоления трудностей и негативных проявлений процесса профессионализации будущих специалистов. Направления исследований способствуют определению перспективы развития психолого-педагогического знания в пространстве образовательных учреждений ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Валерьяновна Черемисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF LEGAL AND PENITENTIARY PSYCHOLOGY

The article presents a scientific review of modern dissertation research on legal and penitentiary psychology from the standpoint of psychological and pedagogical science. The analysis of researches allowed to reveal the most acute and significant problems of preparation of cadets for professional activity in FPS. Special attention was drawn to the work on improving the training of psychologists to work in the FPS, optimizing the professional development of future specialists, their adaptation to professional activity. These studies are of undoubted interest for the development of training courses of specialized universities and in the system of professional development of employees. The conclusions of the researchers allow us to identify possible ways to overcome the difficulties and negative manifestations of the process of professionalization of future specialists. Directions of research contribute to the definition of prospects for the development of psychological and pedagogical knowledge in the space of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты проблем юридической и пенитенциарной психологии»

УДК 159.9; ББК 88.6 © Черемисова И.В. 2019

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF LEGAL AND PENITENTIARY PSYCHOLOGY

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ И ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Irina Valeryanovna CHEREMISOVA,

Professor of the Department of General psychology Academy of Law and Management of the FPS of Russia E-mail: irinarusa@inbox.ru

Ирина Валерьяновна ЧЕРЕМИСОВА,

профессор кафедры общей психологии Академии права и управления ФСИН России E-mail: irinarusa@inbox.ru

Для цитирования: Черемисова И.В. Психолого-педагогические аспекты проблем юридической и пенитенциарной психологии1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 94-97.

Abstract. The article presents a scientific review of modern dissertation research on legal and penitentiary psychology from the standpoint of psychological and pedagogical science. The analysis of researches allowed to reveal the most acute and significant problems of preparation of cadets for professional activity in FPS. Special attention was drawn to the work on improving the training of psychologists to work in the FPS, optimizing the professional development of future specialists, their adaptation to professional activity. These studies are of undoubted interest for the development of training courses of specialized universities and in the system of professional development of employees. The conclusions of the researchers allow us to identify possible ways to overcome the difficulties and negative manifestations of the process of professionalization of future specialists. Directions of research contribute to the definition of prospects for the development of psychological and pedagogical knowledge in the space of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia.

Аннотация. Представлен научный обзор современных диссертационных исследований по юридической и пенитенциарной психологии с позиции психолого-педагогической науки. Анализ исследований позволил выявить наиболее острые и значимые проблемы подготовки курсантов к профессиональной деятельности в УИС. Особое внимание привлекли работы по совершенствованию подготовки психологов для работы в УИС, оптимизации профессионального становления будущих специалистов, их адаптации к профессиональной деятельности. Эти исследования представляют несомненный интерес для разработки учебных курсов специализированных вузов и в системе повышения квалификации сотрудников. Выводы исследователей позволяют обозначить возможные пути преодоления трудностей и негативных проявлений процесса профессионализации будущих специалистов. Направления исследований способствуют определению перспективы развития психолого-педагогического знания в пространстве образовательных учреждений ФСИН России.

Keywords: pedagogical psychology; dissertation research; cadets of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia; penitentiary psychology, personality of the cadet.

Ключевые слова. Педагогическая психология; диссертационное исследование; курсанты образовательных учреждений ФСИН России; пенитенциарная психология, личность курсанта.

Процессы реформирования и обновления уголовно-исполнительной системы обусловили необходимость поиска возможных путей совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для ФСИН России, соответствующих самым высоким мировым стандартам и гуманистическим идеалам [2, 12, 14, 15, 16].

Анализ диссертационных исследований по юридической психологии позволил определить круг психолого-педагогических проблем, разраба-

тываемых в последнее время учеными. Это проблемы связанные с оценкой профессиональной пригодности к службе в уголовно-исполнительной системе России [14]; развитием профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации [13]; выявления и учета в образовательном процессе этнопсихологических особенностей курсантов образовательных учреждений МВД

1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.

России [1]; разработки и обоснования комплекса психологической диагностики профессионального становления личности курсантов высших образовательных учреждений МВД и МЮ России [5]; совершенствования профессионального самовосприятия будущих специалистов ФСИН России [9]; профессионализации обучающихся в Академии ФСИН России и психодинамики личностной лояльности [8]; определения психосемантики индивидуального правосознания курсантов образовательных учреждений МВД России [4]; развития установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России [11]; трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола [3]; выявления негативных социально-психологических явлений в среде курсантов образовательных учреждений ФСИН России и путей их преодоления [10].

Прежде всего, обратим внимание на специфику профессионального отбора персонала к службе в уголовно-исполнительной системе России, представленную в исследовании А.М. Ракова [14]. Главной задачей психологического отбора

A.М. Раков видит определение личностной предрасположенности к профессии.

Интересные выводы представлены в исследовании оценки значимости профессионально-важных качеств курсантами высших образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации Г.В. Протасовой [13]. Результаты исследования Г. В. Протасовой показали, что курсанты имеют нечеткий и искаженный образ «идеального психолога уголовно-исполнительной системы», недооценивают значение для успешности профессиональной деятельности таких качеств как креативность, эмпатия и инициативность. В то же время, курсанты считают наиболее значимыми волевые (служебно-ориентированные) качества (умение принимать решения, ответственность и т.д.

На важность выявления и учета этнопсихологических особенностей курсантов в образовательных учреждениях МВД России обращает внимание

B. А. Белянкина. [1]. Исследователь отмечает, что этнопсихологические особенности личности, прежде всего, влияют на успешность учебной и нормативность служебной деятельности и проявляются в специфике мышления, восприятия, своеобразии эмоциональной и волевой активности, мотивации поведения и деятельности, межличностного и межгруппового взаимодействия курсантов.

Основной задачей профессиональной диагностики личности курсанта в высших образовательных учреждениях МВД и МЮ России А.В. Ко-

курин считает определение потенциальных возможностей и оценку динамики профессионального развития курсанта в процессе обучения [5] А.В. Кокурин разработал и представил «Психологическую модель личности выпускника», которая включает 36 качеств профессионализации личности курсанта [5].

К проблеме несоответствия представлений о будущей профессиональной деятельности в уголовно-исправительной системе и реальностью жизни курсанта привлекает внимание Е.А. Ку-сакина [9]. В результате, отмечает Е.А. Кусакина 15% курсантов отчисляются по собственному желанию, не желают продолжать учебу в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России и затем проходить службу в уголовно-исполнительной системе. Е.А. Кусакина считает, что необходимо изучать и развивать профессиональное самовосприятие будущих специалистов УИС как основу профессионализации личности.

Специфику обучения курсантов Академии ФСИН России отражает в своем исследовании Ю.В. Крымова [8]. Исследователь подчеркивает, что курсанты с первых дней учебы находятся на службе во ФСИН России и это создает дополнительные сложности в их повседневной жизни. Выводы Ю.В. Крымовой касаются структурной психодинамики лояльности-толерантности личности курсанта на разных курсах, отражающей психологическое содержание его отношения к специфике службы в УИС [8].

Отношение курсантов образовательных учреждений МВД России к служебной деятельности А.М. Иванова изучала по базовым элементам семантической структуры индивидуального правосознания. А.М. Иванова разработала комплекс методик изучения психосемантической сферы индивидуального правосознания, который позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности и выявлять предрасположенность к отклоняющемуся поведению [4].

Важнейшим системным качеством личности сотрудника УИС Д.В. Пестриков считает толерантность [11]. Это качество, по мнению Д.В. Пе-стрикова позволит сотруднику понять разные точки зрения, использовать преимущественно методы разъяснения и убеждения. В связи с этим, Д.В. Пе-стриков подчеркивает необходимость включать в профессиональную подготовку сотрудников на этапе обучения в вузах ФСИН России психологическую работу по формированию у курсантов установки на толерантное поведение.

Анализ результатов исследования трудностей профессионального общения психологов испра-

вительных учреждений с осужденными мужского и женского пола позволил Е. В. Дежуровой заключить, что качество профессионального общения сотрудников пенитенциарных учреждений часто не соответствует международным стандартам [3]. Е.В. Дежурова подчеркивает необходимость учета гендерных особенностей осужденных для повышения эффективности профессионального общения с ними. Разработанная и представленная в диссертации Е.В. Дежуровой программа «Психологические особенности преодоления трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными» может быть использована в процессе подготовки психологов в образовательном учреждении ФСИН России.

Проблему деструктивного влияния на профессиональную компетентность и профессионально важные качества курсантов (слушателей) негативных социально-психологических явлений в образовательной среде высших образовательных учреждений ФСИН России обозначил А.М. Лафут-кин [10]. В своей работе А.М. Лафуткин предложил пути преодоления и программу профилактики негативных социально-психологических явлений в среде курсантов (слушателей) высших образовательных учреждений ФСИН России.

В контексте нашего исследования также представляют интерес диссертационные работы по проблемам адаптации личности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Это исследования особенностей психологического обеспечения адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе ФСИН России Н.Г. Соболева [15]; психологических средств адаптации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности О.Н. Степановой [18]; психологических особенностей организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность Е.Е. Гав-риной [2]; специфики социально-психологической адаптации персонала к организационной культуре исправительных учреждений А.В. Чечковой [19]; особенностей развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений О.В. Стариковой [17]; профессионального становления психолога уголовно-исполнительной системы и путей его оптимизации Ю.Н. Кравцовой [7]; психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений Конобеевско-го М.А. [6].

В рамках подготовки психологов для пенитенциарной системы в целях оптимизации этого

процесса может быть использована разработанная Ю.Н. Кравцовой [7] игротехнология - сплит-тренинг профессионального становления психологов УИС, включающая ситуации профессиональной деятельности.

Несомненный интерес для использования в учебных курсах специализированных вузов и в системе повышения квалификации сотрудников имеет комплекс психодиагностических методик по исследованию организационного поведения сотрудников ИУ, рекомендации по организации вхождения молодых специалистов в должность, выполнения профессиональных обязанностей, разработанные Е. Е. Гавриной [2].

Успешности социально-психологической адаптации персонала к организационной культуре исправительных учреждений, по мнению А.В. Чечковой [19], будет способствовать использование тренинга адаптации и авторской методики «Пенитенциарный культурный ассимилятор».

В качестве эффективных психологических средств повышения адаптации личности сотрудников УИС к профессиональной деятельности О.Н. Степанова предлагает комплексное применение методов психологического консультирования, саморегуляции, сказкотерапии, психологического тренинга в рамках арт-терапевтического и поведенческого направления; проведение лекций, дискуссий [18].

В исследовании О.В. Стариковой [17] теоретически обоснована психологическая структура профессионального адаптационного потенциала сотрудника уголовно-исполнительной системы и разработана научно обоснованная психологическая программа развития профессионального адаптационного потенциала.

Проблеме отношения к службе сотрудников исправительных учреждений и проявления деза-даптивных форм поведения посвящено исследование М.А. Конобеевского [6]. В своем исследовании М.А. Конобеевский подчеркивает, что обоснованный комплекс авторских методик изучения психосемантической сферы личности, позволяет прогнозировать отношение сотрудников исправительных учреждений к профессиональной деятельности и предупреждать их деструктивное поведение. Этот комплекс, утверждает М.А. Коно-беевский, также может использоваться в образовательных учреждениях Минюста России.

Таким образом, анализ диссертационных исследований по юридической и пенитенциарной психологии позволил выявить наиболее острые проблемы подготовки курсантов к профессиональной деятельности в УИС, обозначить воз-

можные пути преодоления трудностей и негативных проявлений процесса профессионализации будущих специалистов, наметить перспективы развития психолого-педагогического знания в пространстве образовательных учреждений ФСИН России.

Литература

1. Белянкина. В. А. Этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург. 2012.225 с.

2. Гаврина Е. Е. Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2004. 286 с.

3. Дежурова Е. В. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2009. 201 с.

4. Иванова А. М. Психосемантика индивидуального правосознания курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург. 2006. 154 с.

5. Кокурин А. В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей: На материалах высших образовательных учреждений МВД и МЮ России: дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2001. 285 с.

6. Конобеевский М. А. Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2001. 201 с.

7. Кравцова Ю. Н. Профессиональное становление психолога уголовно-исполнительной системы и пути его оптимизации: дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2005. 361 с.

8. Крымова Ю. В. Психодинамика личностной лояльности обучающихся в Академии ФСИН России как психологическая основа их профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2013. 192 с.

9. Кусакина Е. А. Профессиональное самовосприятие будущих специалистов ФСИН России и психологические пути его совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. Вологда. 2009. 190 с.

10. Лафуткин А. М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2006. 246 с.

11. Пестриков Д. В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2007. 223 с.

12. Поздняков В. М. Пенитенциарная психология в России: Генезис и перспективы: дисс. д-ра психол. наук. Москва. 2000. 759 с.

13. Протасова Г. В. Развитие профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2004. 279 с.

14. Раков А. М. Психология профессиональной пригодности к службе в уголовно-исполнительной системе России: дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2008. 216 с.

15. Соболев Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе ФСИН России: дис. ... канд. психол. наук. Вологда. 2007. 265 с.

16. Сочивко Д. В. Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: дисс. д-ра пси17. хол. наук. Москва. 2003.

17. Старикова О. В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2007. 203 с.

18. Степанова О. Н. Психологические средства адаптации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2013. 283 с.

19. Чечкова А. В. Социально-психологическая адаптация персонала к организационной культуре исправительных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2001. 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.