ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Ежова Олеся Николаевна
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: e olesja2008@mail.ru
Ушков Федор Игоревич
первый заместитель начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, Управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, 119991, Россия, г. Москва, ул. Житная, 14, e-mail: ushkov.f.i@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА
Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект создания и развития психологической службы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также современное состояние ее структуры и нормативное правовое регулирование.
Отдельно раскрываются основные направления деятельности и функции пенитенциарного психолога в рамках двух направлений деятельности психологической службы УИС: психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных и психологического обеспечения профессиональной деятельности работников учреждений и органов УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях ФСИН России.
Проведен анализ и сравнение деятельности гражданского психолога и пенитенциарного психолога с учетом профессиональных и специальных служебных обязанностей.
Особое внимание уделено анализу факторов, влияющих на качество работы пенитенциарного психолога (многозадачность деятельности и объем работы, личностные качества и статус пенитенциарного психолога в учреждении уголовно-исполнительной системы, добровольность оказания психологической помощи и результат работы пенитенциарного психолога), и объективным и субъективным критериям оценки эффективности его деятельности.
Ключевые слова: пенитенциарный психолог, осужденный, психологическая помощь, объективные и субъективные критерии оценки деятельности, эффективность деятельности, успешность деятельности, экспертная оценка.
THE PROBLEM OF EFFICIENCY OF A PENITENTIARY PSYCHOLOGIST
Summary. The article discusses the historical aspect of the creation and the development of the psychological service of the penitentiary system of the Russian Federation, as well as the current state of its structure and regulatory legal regulation.
Separately, the main activities and functions of the penitentiary psychologist are disclosed within the two areas of the psychological service of the penitentiary system of the Russian Federation psychological support of suspects, accused and convicted and psychological support ofprofessional activities of employees of institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation, as well as the educational process in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.
The analysis and comparison of the activities of a civilian psychologist and a penitentiary psychologist, taking into account professional and special official duties.
Particular attention is paid to the analysis of the factors affecting the quality of work of a penitentiary psychologist (multitasking activity and workload, personal qualities and status of a penitentiary psychologist in the institution of the penitentiary system, voluntariness ofpsychological assistance and the result of the work of a penitentiary psychologist) and objective and subjective criteria for evaluating effectiveness of his activities.
Olesya N. Еzhova
Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: e olesja2008@mail.ru
Fedor I. Ushkov
First Deputy Chief of the Department of Educational, Social and Psychological Work of the Federal Penitentiary Service of Russia, Department of Educational, Social and Psychological Work of the Federal Penitentiary Service of Russia, Zhitnaya str., 14, Moscow, Russia, 119991, e-mail: ushkov.f.i@yandex.ru
© 2019 Ежова О. Н., Ушков Ф. И.
Keywords: a penitentiary psychologist, a prisoner, psychological assistance, objective and subjective criteria for evaluating activity, work efficiency, progress, expert assessment.
Должности психологов в пенитенциарной системе нашей страны появились еще в 1974 г., но история развития в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) психологической службы берет свое начало с создания в 2000 г. на базе Главного управления исполнения наказаний Минюста России самостоятельного структурного подразделения - отдела психологической службы. Через год (в 2001 г.) психологическая служба стала представлять собой уже сложную систему, включающую в себя 12 межрегиональных психологических лабораторий (далее - МПЛ), работающих на базе территориальных органов. В функции МПЛ входило не только оказание практической помощи управлениям (или главным управлениям) Федеральной службы исполнения наказаний соответствующего территориального органа в решении возникающих у них проблем в сфере психологии, но и изучение, обобщение и распространение положительного опыта психологической работы, а также проведение научно-прикладных исследований, направленных на разработку новых психологических технологий; организация стажировок психологов [1, с. 24].
Современная структура психологической службы УИС определена в Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС, утвержденной приказом Минюста России от 12.12.2005 № 238, и представляет собой централизованно управляемую организационную систему, образованную структурными подразделениями и должностями специалистов (психологов). Психологи осуществляют психологическое обеспечение деятельности:
- следственных изоляторов;
- специальных подразделений по конвоированию;
- учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
- учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества;
- образовательных учреждений, входящих в Федеральную систему исполнения наказаний;
- отделов специального назначения территориальных органов УИС.
Выделяют два направления деятельности психологической службы:
1) осуществление психологического сопровождения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных вне зависимости от вида наказания (с лишением свободы или без изоляции от общества);
2) психологическое обеспечение профессиональной деятельности работников учреждений и органов УИС, а также учебно-воспитательного процесса в учебных центрах, институтах повышения квалификации, учреждениях высшего и высшего профессионального образования, подведомственных ФСИН России.
В настоящее время сложилась целостная система психологического обеспечения деятельности персонала УИС, которая включает в себя:
- первичный психологический отбор кандидатов на службу (учебу);
- психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников;
- профессионально-психологическую подготовку и консультирование персонала;
- психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение;
- психологическую подготовку сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях;
- изучение социально-психологического климата в коллективах и разработка мер, направленных на его оптимизацию;
- осуществление контроля за изменениями, происходящими в психическом состоянии аттестованного и гражданского персонала, работающих в УИС;
- оценку рисков, возникающих при разрешении допуска к несению службы с оружием, а также анализ причин возникновения негативных явлений у персонала учреждений и разработка рекомендаций, направленных на их предотвращение;
- проведение просветительской работы с персоналом УИС в рамках проведения занятий по служебной подготовке;
- психопрофилактику и психологическую коррекцию деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников, а также оказание помощи персоналу при возникновении у них проблемных и кризисных ситуаций [2, с. 8].
Целью психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных является деятельность, направленная на выявление их индивидуально-психологических особенностей,
от учета которых зависит эффективность осуществления уголовного наказания, предупреждения негативных явлений в их среде и проведения воспитательной работы с осужденным. Работа психолога с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными включает в себя:
- проведение углубленного диагностического обследования, подготовка психологических характеристик (психологических портретов осужденных, на основании которых делается прогноз их возможного поведения в различных ситуациях в условиях социальной изоляции);
- выявление осужденных из группы риска (в целях предотвращения с их стороны правонарушений в соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, которая утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 72) и подозреваемых и обвиняемых, склонных к суицидальному поведению;
- участие в решении вопросов, касающихся личности осужденных (распределение по камерам или отрядам, изменение условий содержания, выезд за пределы мест лишения свободы, передвижение осужденного без конвоя);
- выработка рекомендаций для сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (начальники отрядов, сотрудники оперативного отдела, службы тыла, производства, отдела воспитательной работы, отдела режима), прогнозирование возможности возникновения различных эксцессов в среде осужденных;
- помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным в адаптации к условиям изоляции от общества, преодолении кризисных и острых стрессовых состояний, в разрешении внутрилич-ностных и межличностных конфликтов, в подготовке к выходу на свободу из исправительных учреждений, тюрем и воспитательных колоний;
- проведение профориентационной и просветительской работы с осужденными, подготовка их к освобождению;
- изучение социально-психологического климата в среде осужденных;
- коррекция поведения осужденных (индивидуальная и групповая работа, разработка программ).
Однако, несмотря на такой широкий круг служебных обязанностей, нередко можно услышать вопрос об эффективности деятельности пенитенциарного психолога. В основе этих сомнений лежит вера в доброго и мудрого волшебника, который, взмахнув волшебной палочкой, исправит все упущения других социальных институтов и сделает у осужденных сердце добрым, ум - светлым, а ценности - истинными.
Проанализируем факторы, влияющие на качество работы пенитенциарного психолога, и критерии эффективности его деятельности.
1. Пенитенциарный психолог является, прежде всего, сотрудником УИС, главная цель которого - повышение эффективности учреждений и органов УИС. Психолог должен помимо своих непосредственных должностных обязанностей выполнять и другие служебные обязанности, которые частично входят в противоречие с требованиями, предъявляемыми к характеру профессионального взаимодействия психолога с клиентом и кодексу этики психолога (необходимость использования информации, полученной в ходе работы с осужденным, подозреваемым или обвиняемым, в практической деятельности учреждения УИС). Данный факт снижает доверие к психологу, а следовательно, и эффективность его консультационной и коррекционной работы как с осужденными, так и с сотрудниками (для преодоления этого барьера доверия часто требуется достаточно много времени).
2. Личностные качества психолога во многом определяют степень его успешности как профессионала. Качества, которые необходимы пенитенциарному психологу для успешного выполнения задач, стоящих перед ним в рамках служебной деятельности, можно условно разделить на три группы качеств личности:
1) общие (организованность, оптимизм, креативность, ответственность, способность к рефлексии (оценка своих поступков и эмоциональных реакций, самокритика), способность принимать критику, любознательность, гибкость поведения, самостоятельность суждений, способность самостоятельно принимать решение, наблюдательность, усидчивость, терпеливость, общительность, способность к саморазвитию);
2) профессиональные (увлеченность своей работой, способность беспристрастно оценивать людей, высказывать конструктивную критику, естественность и искренность в общении, коммуникативные
(умение слушать, понимать другого человека, четко и ясно выражать свои мысли, достигать цели, поставленной в общении), эмоциональная и стрессоустойчивость, способность к эмпатии);
3) нравственные (уважительное отношение к людям, отзывчивость, доброжелательность, гуманность, тактичность, вежливость, альтруистичность и т. д.).
Г. В. Протасова [3] провела исследование профессионально-личностных качеств курсантов (будущих пенитенциарных психологов), в результате которого было установлено, что основной акцент при подготовке психологов к будущей служебной деятельности делается на формировании служебно ориентированных качеств (ответственность, умение принимать решения и т. д.), а не на качествах, определяющих эффективность психолога как профессионала (инициативности, креативности и эмпатии).
2. Несмотря на то что законодательство в сфере исполнения наказаний при определении целей деятельности УИС ставит на первое место исправление осужденных, а уже потом предупреждение противоправных действий как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников (ст. 1 УИК РФ), психологическая помощь осужденным осуществляется на добровольной основе, а в случае согласия осужденного на участие в психокоррекционной (групповой или индивидуальной) программе заключается соглашение в письменной форме между осужденным и психологом, в котором оговариваются права и обязанности сторон. Необходимость добровольного согласия проходить психодиагностическое обследование подтверждает тот факт, что подозреваемые, обвиняемые и осужденные имеют право отказаться не только от прохождения диагностических процедур, но и от участия в мероприятиях с психологом, а также в мероприятиях воспитательного характера (на основании этого составляется только акт об отказе, который приобщается к личному делу (для подозреваемых и обвиняемых), у осужденных факт отказа фиксируется в карточке индивидуально-воспитательной работы).
3. Статус пенитенциарного психолога. Деятельность гражданского психолога рассматривается в обществе в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» как социально-психологический вид социальных услуг. Действия психолога регламентируются Этическим кодексом психолога, который принят на V съезде Российского психологического общества 14.02.2012. Фразы «Клиент всегда прав» и «Психолог должен работать по запросу клиента» не приемлемы для пенитенциарного психолога, от деятельности которого во многом зависит обстановка в учреждении и предотвращение нежелательных эксцессов со стороны осужденных.
Деятельность пенитенциарного психолога осуществляется в правовом поле и регламентируется как международными нормативными актами, так и российским законодательством.
В нашей стране отношение к психологу настороженное, люди предпочитают обратиться за психологической поддержкой к друзьям и близким людям. Часто люди, обращающиеся к психологу, ожидают получить либо конкретный совет (чтобы психолог взял на себя ответственность за их жизнь), либо действенную помощь (непосредственное решение существующих проблем), а не совместную работу, часто очень тяжелую, в которой основная роль отводится не психологу. Эффективность деятельности психолога определяется не сразу, а только после определенного периода совместной работы, при этом критерии ее оценки всегда неоднозначны.
Психолог - тоже человек, поэтому он может ошибаться и заблуждаться, что разрушает образ «мудрого волшебника». В связи с этим пенитенциарный психолог в обязательном порядке должен проходить личную терапию (не переносить свои проблемы на клиентов) и заниматься собственным профессиональным совершенствованием.
Однако пенитенциарный психолог ограничен не только в возможности повышения своей квалификации (для данной профессии важно повышать свою квалификацию не раз в 5 лет, а постоянно, а для этого нужны желание, время и деньги, что не всегда представляется возможным из-за специфики службы в УИС), но и в возможности профессионального общения.
При этом пенитенциарный психолог всегда находится в зоне пристального внимания к его личности, что вызывает у него беспокойство и дополнительное напряжение [4].
4. Объем работы. Задачи, стоящие перед пенитенциарным психологом, отличаются сложностью и чрезвычайным функциональным разнообразием. Общая численность психологов, работающих в УИС, составляет 3343 человек, из которых 365 сотрудников работают в уголовно-исполнительных инспекциях.
На 1 апреля 2019 г. по статистическим данным, представленным на официальном сайте ФСИН России, в учреждениях УИС содержалось 554 995 человек, из которых 101 685 человек -
в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, а 1319 - несовершеннолетних.
503 351 осужденным назначено судами наказание без лишения свободы, и они стоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (сотрудники инспекций также осуществляют контроль за 6614 подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судами избрана мера пресечения в виде домашнего ареста).
Штатная численность персонала УИС составляет 295 967 человек.
Таким образом, даже с учетом психологов, которые работают в управлениях, на каждого психолога приходится в среднем 190 осужденных (у психологов, работающих в уголовно-исполнительных инспекциях, - 1390) и 89 сотрудников.
В исправительных колониях для взрослых только 2 % осужденных имеют сроки заключения менее года, а в колониях-поселениях, следственных изоляторах и уголовно-исполнительных инспекциях сроки осужденных - незначительные, поэтому к основным функциям, которые выполняют в данных учреждениях пенитенциарные психологи, относят диагностическую, просветительскую, прогностическую. В исправительных учреждениях и воспитательных колониях психологи кроме этих функций в значительном объеме осуществляют также консультативную, пси-хокоррекционную и исследовательскую функции.
5. Результат деятельности. К сожалению, результат деятельности пенитенциарного психолога не всегда очевиден. Окончательный результат зависит не только от пенитенциарного психолога, но и от согласованности действий психолога и сотрудников других структурных подразделений исправительного учреждения, которые также осуществляют непосредственное взаимодействие с осужденным. Рекомендации, которые психолог пишет на основе анализа личностных качеств осужденного (подозреваемого, обвиняемого), приобретают актуальность только в случае выявления у осужденного (подозреваемого, обвиняемого) деструктивного поведения или по факту произошедшего эксцесса с его стороны. Виды работ пенитенциарного психолога с персоналом исправительных учреждений, следственных изоляторов и их родственниками не предполагают огласки, поэтому деятельность в этой сфере не очень заметна окружающим.
Оценка профессиональной деятельности пенитенциарного психолога является комплексной, так как оценке подвергается сам психолог, процесс и результат (продукт).
Одной из важнейших характеристик деятельности является ее эффективность. Часто эффективность и результативность воспринимаются как синонимы, хотя они не тождественны. В соответствии с системой менеджмента качества (ГОСТ ISO 9000-2011 - Межгосударственный стандарт, который введен в действие приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст.) результативность (effectiveness) представляет собой степень достижения запланированных результатов (умение выбрать основную цель, хотя результат может быть и незапланированным), а эффективность (efficiency) - связь между использованными ресурсами и достигнутым результатом [5, с. 79]. При оценке деятельности психолога имеет смысл рассматривать эффективность как соотношение успешности и неуспешности деятельности в некоторый период времени, где под успешностью понимаются действия, которые могут и не отражаться прямо на результативности, но либо вести к ее повышению в будущем, либо позитивно отражаться на деятельности партнеров по взаимодействию [6].
Оценка эффективности деятельности психолога как представителя социономической профессии (профессия типа «человек - человек») вызывает определенное затруднение из-за повышенных требований, предъявляемых к представителям этой профессии; отсутствия единых и четких требований не только к самому процессу профессиональной деятельности психолога, но и к продукту его труда; отсутствия показателей (внешних, так как основная часть работы психолога скрыта от внешнего наблюдения), на основании которых можно однозначно сделать вывод об эффективности труда психолога [7, с. 40-42].
Традиционно при оценке эффективности деятельности гражданского психолога выделяют три критерия, с помощью которых оценивается количество выполненной работы, ее качество и профессионализм (экспертная оценка).
При оценке количественных показателей (количество диагностических обследований, консультаций, отчетов и т. п.) затруднение вызывает оценка вклада пенитенциарного психолога в результаты работы всего учреждения.
На качественные критерии (качество подготовленных документов, проведенных консультаций, проведенных психокоррекционных занятий, подтверждение правильности выданных рекомендаций и т. д.) требуется большое количество времени, так как они являются очень громоздкими.
Экспертная оценка деятельности структурных подразделений учреждения, с которыми работал психолог (анкетирование), требует разработки критериев экспертной оценки, подготовки экспертов и является субъективной.
При оценке деятельности психолога выделяют объективные и субъективные критерии, при этом основной упор делается на поиск объективных критериев эффективности (параметры, которые относятся к результату деятельности, которые можно зафиксировать), хотя для саморазвития психолога как профессионала (формирование профессионального мировоззрения) важную роль играют именно субъективные критерии, которые вырабатываются самим психологом (оценка на основании их является интуитивной, так как они не имеют законодательного закрепления и индивидуальны). Следует отметить, что в психологическом анализе возможны взаимопереходы субъективного и объективного (усваивая социальные нормы психолог переводит объективные нормы в разряд субъективных, а субъективные нормы, подтверждаясь на практике, становятся объективными).
Объективные критерии связаны с функциями пенитенциарных психологов и установленными для них нормативными временными затратами (приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238), в которых отражены социальные ожидания по отношению к пенитенциарному психологу, процессу его деятельности и продукту труда. К ним относятся:
- квалификационные требования к уровню образования, стажу работы, повышению квалификации;
- знание законодательной базы, регламентирующей их служебную деятельность;
- ведение необходимого документооборота;
- количество отчетов, справок, заключений, рекомендаций, проведенных лекций, консультаций, психокоррекционных занятий и психодиагностических обследований;
- методическое и материально-техническое обеспечение деятельности пенитенциарного психолога (соответствие требованиям, предъявляемым к кабинетам и его оборудованию).
Оценка результативности деятельности со стороны самого психолога формируется на основании субъективных критериев (достижения, проблемы, качественные сдвиги в работе с клиентами), является изменчивой, так как результаты деятельности пенитенциарного психолога часто отдалены во времени, но эта оценка мотивирует психолога заниматься постоянным самообразованием.
Одним из критериев, которые могут свидетельствовать об эффективности деятельности пенитенциарного психолога, выступают показатели благоприятного психологического климата (разрешение конфликта) в подразделении или отряде осужденных, с которыми он работал.
Оценка деятельности пенитенциарного психолога во многом зависит также и от того, какую желаемую модель этой деятельности берут за основу: психолог как сотрудник, исполняющий задачи, поставленные перед ним руководством, или как профессионал, оказывающий эффективное психологическое воздействие на клиентов (успешность в каждом случае определяется по-разному). Данные модели в УИС являются взаимно дополняющими, хотя предпочтение в УИС и отдается первой модели, но при оценке поведения осужденных, подозреваемых и подозреваемых - второй.
Целью психологической работы пенитенциарного психолога является не только оптимизация функционирования труда всех структурных подразделений учреждения, но и предупреждение деструктивного поведения как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников, а также подготовка осужденных к освобождению.
В связи с этим при оценке эффективности деятельности пенитенциарного психолога следует использовать интегральный критерий, объединяющий в себе комплекс показателей и критериев (объективных и субъективных). При этом следует четко разделять сферы ответственности, так как конечный результат зависит не столько от эффективности деятельности самого психолога, сколько от слаженной работы всех сотрудников учреждений и органов УИС.
Библиографический список
1. Дебольский М. Г., Ушков Ф. И., Михайлов А. Н. Становление и развитие психологической службы уголовно-исполнительной системы // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сборник материалов I Всероссийской научно-
практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. СПб., 2012. Т. 1. С. 23-28.
2. Психологическая работа с сотрудниками, состоящими в группе повышенного внимания: учебное пособие / О. Н. Ежова [и др.]. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. 97 с.
3. Протасова Г. В. Развитие профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 23 с.
4. Аксенчук Т. А. Особенности профессиональной деятельности психолога в пенитенциарном учреждении // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24071 (дата обращения: 07.02.2019).
5. Костин А. А., Посметухина Е. А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности // Российское предпринимательство. 2014. Т. 15. № 3. С. 75-88.
6. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. М.: Баласс, 2010. 80 с.
7. Якунина Ю. Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек - человек»: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 175 с.
References
1. Debol'skiy M. G., Ushkov F. I., Mikhaylov A. N. Stanovleniye i razvitiye psikhologicheskoy sluzhby ugolovno-ispolnitel'noy [Formation and development of the psychological service of the penitentiary system]. Psikhologicheskoye obespecheniye deyatel'nosti silovykh struktur v sovremennoy Rossii: sbornik materialov I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii spetsialistov vedomstvennykh psikhologicheskikh sluzhb [Psychological support of the activities of power structures in modern Russia: collection of materials of the First All-Russian Scientific and Practical Conference of Specialists of De-partmentalPsychological Services]. Saint-Petersburg, 2012, t. 1, pp. 23-28 [in Russian].
2. Psikhologicheskaya rabota s sotrudnikami, sostoyashchimi v gruppe povyshennogo vnimaniya: uchebnoye posobiye [Psychological work with employees who are in the group of increased attention: a textbook]. Samara, 2018, 97 p. [in Russian].
3. Protasova G. V. Razvitiye professional'no-lichnostnykh kachestv budushchikh psikhologov v protsesse obucheniya v vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii. Аvtoref. diss. kand. psikh. nauk [The development of professional and personal qualities of future psychologists in the process of learning in the higher educational institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Ryazan', 2004, 23 p. [in Russian].
4. Aksenchuk T. A. Osobennosti professional'noy deyatel'nosti psikhologa v penitentsiarnom uchrezhdenii [Features of the professional activity of a psychologist in a penitentiary institution]. Guman-itarnyye nauchnyye issledovaniya [Humanitarian scientific research], 2017, no. 6. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24071 (Accessed: 07.02.2019) [in Russian].
5. Kostin A. A., Posmetukhina Ye. A. Sootnosheniye ponyatiy «effektivnost'» i «rezul'tativnost'» na primere tamozhennoy deyatel'nosti [Relationship between the concepts of «efficiency» and «effectiveness» on the example of customs activity]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entre-preneurship], 2014, t. 15, no. 3, pp. 75-88 [in Russian].
6. Dubova M. V. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov: prakticheskoye posobiye dlya uchiteley nachal'nykh klassov [Organization of project activities of younger students]. Moscow: Balass, 2010, 80 p. [in Russian].
7. Yakunina Yu. Ye. Sub»yektivnyye kriterii effektivnosti professional'noy deyatel'nosti v pro-fessiyakh tipa «chelovek - chelovek». Diss. kand. psikhol. nauk [Subjective criteria for the effectiveness of professional activity in professions of the type «man-man». Candidate's of Psychology thesis]. Moscow, 2004, 175 p. [in Russian].