Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
обучение / курсанты / экстремизм / осужденные за экстремистские преступления / исследование / методы / уголовная характеристика / уголовно-правовая характеристика / социально-психологическая характеристика / психологи.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов П.Н.

Существующая проблематикав области обучениякурсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизмобозначена, прежде всего, нехваткой методических и теоретических материалов по указанному вопросу, оформленных по итогам проведенной реальной научно-исследовательской работы, включающей в себя сбор, обработку и интерпретацию эмпирического материла. Существующий массив теоретических и методических материалов по обучениюкурсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур работе с лицами, осужденными за экстремизм разработан в основном на основании гипотетических предположений об уголовно-правовой, уголовно-исполнительной, социально-демографической, педагогической и социально-психологической характеристиках осужденных рассматриваемой категории. Специалистами, оформляющими существующие теоретические и методические материалы по обучениюкурсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур работе с лицами, осужденными за экстремизм не используются методы наблюдения, опроса, интервьюирования, анкетирования, тестирования указанной категории лиц. Исходя из сложившейся ситуации по направлению обучения курсантов образовательных организаций силовых структур автор публикации раскрывает в ее материалах часть результатов, полученных по итогам проведенного исследования изучения общих характеристик лиц, осужденных к лишению свободы за совершенные экстремистские преступления. В частности, вниманию читателя предлагаются результаты анкетирования сотрудников силовых структур по ряду вопросов, связанных с проявлениями экстремизма в обществе и сфере функционирования силовых структур. Вниманию читателя также обращается на отдельные социально-демографические, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные характеристики лиц, осужденных за экстремизм, полученные в ходе исследования в пенитенциарной сфере в 2015-2021 годах. Эти данные позволили определить, что одной из основных причин объективного характера (не затрагивающей их индивидуально-психологических характеристик), приведших к экстремистскому преступлению, определяется социальная дезинтеграция людей их совершивших, их уход от социально приемлемого образа жизни законопослушного гражданина на этапе их юношества (взросления).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-294-298 КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,

NIION: 2018-0076-5/22-701 Ведущий научный сотрудник

MOSURED: 77/27-023-2022-5-900 ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат психологических наук, e-mail: mr.kazberov@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация. Существующая проблематикав области обучениякурсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизмобозначена, прежде всего, нехваткой методических и теоретических материалов по указанному вопросу, оформленных по итогам проведенной реальной научно-исследовательской работы, включающей в себя сбор, обработку и интерпретацию эмпирического материла.

Существующий массив теоретических и методических материалов по обучениюкур-сантов ведомственных образовательных организаций силовых структур работе с лицами, осужденными за экстремизм разработан в основном на основании гипотетических предположений об уголовно-правовой, уголовно-исполнительной, социально-демографической, педагогической и социально-психологической характеристиках осужденных рассматриваемой категории. Специалистами, оформляющими существующие теоретические и методические материалы по обучениюкурсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур работе с лицами, осужденными за экстремизм не используются методы наблюдения, опроса, интервьюирования, анкетирования, тестирования указанной категории лиц.

Исходя из сложившейся ситуации по направлению обучения курсантов образовательных организаций силовых структур автор публикации раскрывает в ее материалах часть результатов, полученных по итогам проведенного исследования изучения общих характеристик лиц, осужденных к лишению свободы за совершенные экстремистские преступления. В частности, вниманию читателя предлагаются результаты анкетирования сотрудников силовых структур по ряду вопросов, связанных с проявлениями экстремизма в обществе и сфере функционирования силовых структур.

Вниманию читателя также обращается на отдельные социально-демографические, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные характеристики лиц, осужденных за экстремизм, полученные в ходе исследования в пенитенциарной сфере в 2015-2021 годах. Эти данные позволили определить, что одной из основных причин объективного характера (не затрагивающей их индивидуально-психологических характеристик), приведших к экстремистскому преступлению, определяется социальная дезинтеграция людей их совершивших, их уход от социально приемлемого образа жизни законопослушного гражданина на этапе их юношества (взросления).

Ключевые слова: обучение, курсанты, экстремизм, осужденные за экстремистские преступления, исследование, методы, уголовная характеристика, уголовно-правовая характеристика, социально-психологическая характеристика, психологи.

KAZBEROV Pavel Nikolaevich,

Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences

PROBLEM ASPECTS OF TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF POWER STRUCTURES TO WORK WITH PERSONS

CONVINCED FOR EXTREMISM

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Annotation. The existing problems in the field of training cadets of departmental educational organizations of law enforcement agencies to work with persons convicted of extremism are indicated, first of all, by the lack of methodological and theoretical materials on this issue, drawn up based on the results of real research work, including the collection, processing and interpretation of empirical material.

The existing array of theoretical and methodological materials for training cadets of departmental educational organizations of law enforcement agencies to work with persons convicted of extremism was developed mainly on the basis of hypothetical assumptions about the criminal law, penitentiary, socio-demographic, pedagogical and socio-psychological characteristics of convicts in this category.

Specialists who draw up existing theoretical and methodological materials for training cadets of departmental educational organizations of law enforcement agencies to work with persons convicted of extremism do not use the methods of observation, questioning, interviewing, questioning, testing this category of persons.

Based on the current situation in the direction of training cadets of educational organizations of law enforcement agencies, the author of the publication reveals in its materials part of the results obtained from the study of the general characteristics of persons sentenced to imprisonment for committed extremist crimes. In particular, the reader's attention is drawn to the results of a survey of employees of law enforcement agencies on a number of issues related to manifestations of extremism in society and the sphere of functioning of law enforcement agencies.

The reader's attention is also drawn to certain socio-demographic, criminal law, penitentiary characteristics of persons convicted of extremism, obtained in the course of a study in the penitentiary sphere in 2015-2021. These data made it possible to determine that one of the main reasons of an objective nature (not affecting their individual psychological characteristics) that led to an extremist crime is determined by the social disintegration of the people who committed them, their departure from the socially acceptable lifestyle of a law-abiding citizen at the stage of their youth (growing up).

Key words: training, cadets, extremism, convicted of extremist crimes, research, methods, criminal characteristic, criminal-legal characteristic, socio-psychological characteristic, psychologists.

Введение. Одной из основных проблем, свойственных организации обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизм определяется отсутствие учебно-методических материалов, разработанных на реальных эмпирических данных (опроса, интервьюирования, анкетирования, тестирования и т.д.).

Преобладающий гипотетический (предположительный) характер, имеющихся учебно-методических разработок в изучаемом направлении и недостаточность системных исследований, основанных на сборе реального эмпирического материала, определили необходимость проведения исследовательской работы путем использования вышеуказанных методов [4, с. 50; 6, с. 3].

Цель статьи - определение причин, препятствующих эффективному обучению курсантов образовательных учреждений силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизм.

Использованные методы: анализ проблемы в научной литературе, анкетирование, тестирование.

Результаты исследования. Необходимо отметить, что к сожалению, каких-либо значимых теоретических основ для разработки учебно-мето-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

дических материалов для обучения курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН России к работе с лицами, осужденными за экстремизм, нет [1, с. 20; 3, с. 12]. Возможно использование в процессе обучения курсантов некоторых теоретических положений, разработанных исследователями данного вопроса, к примеру, определение экстремистов и террористов как социальных активистов и т.д. [9, с. 101]. Но это возможно только путем сравнительного анализа содержаний этих положений с результатами анализа и интерпретации эмпирического материала, полученного в ходе собственного исследования.

К числу недостатков учебно-методических материалов, используемых в настоящий момент в процессе обучения курсантов к работе с лицами, осужденными за экстремизм стоит отнести:

- отсутствие в психологической науке собственного определения таких изучаемых явлений как «экстремизм» и «терроризм»;

- недостаточность конкретных прикладных разработок, выработанных по результатам проведенных исследований, способствующих проведению эффективной психологической (коррекцион-ной) работе с рассматриваемой категорией осужденных.

Полученные в ходе исследования в пенитенциарной сфере в 2015-2021 годах результаты обобщения социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик лиц, осужденных за экстремизм, позволили определить, что одной из основных причин объективного характера (не затрагивающей их индивидуально-психологических характеристик), приведших к преступлению, определяется социальная дезинтеграция этих людей, их уход от социально приемлемого образа жизни законопослушного гражданина на этапе их юношества (взросления). Они, судя по полученным данным, воспитывались в основном в полноценных семьях. По их мнению, родители неплохо воспитывали их, они получили школьное образование. Далее, после школы, в процессах самоактуализации и самореализации перестали носить конструктивный (просоциальный) характер.

Особенно плохо дела обстояли с получением профессионального образования и трудового стажа [5, с. 108; 7, с. 84]. Возможно имеют место объективные причины, такие как отсутствие финансовой возможности получить серьезное профессиональное образование, отсутствие возможности трудоустроиться на престижную работу и как следствие нежелание обучаться. Все это мы часто наблюдаем в действительности. По ряду социальных, психологических, возрастных причин именно молодежь наиболее подвержена экстремистскому поведению. Ведь в юношеском возрасте личность реализует процесс самоидентичности среди различных социокультурных образов человека [8, с. 18; 11, с. 88]. В результате нежелание учиться и получать профессию в совокупности с влиянием идеологии со стороны определенных людей (организаций) образуют негативную идентификацию личности (маргинальность).

С целью оптимизации процесса подготовки курсантов образовательных учреждений силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизм предлагается включить в содержание учебно-методических материалов разделы, посвященные аспектам социальной интеграции (ресо-циализации) осужденных этой категории в целом и информацию по психологическим мероприятиям, посвященным вопросам профессиональной ориентации осужденных и их самореализации. В эти разделы необходимо включить также и установленную информацию по психологическим характеристикам и сферам личности осужденных, к которым они относятся, нуждающимся в психо-коррекционном воздействии с целью исправления этих осужденных [10, с. 44; 2, с. 47].

Учитывая специфику рассматриваемой категории осужденных предлагается использовать прежде всего механизмы когнитивно-пове-

денческого подхода к их исправлению и помнить, что это не просто маргиналы, аутсайдеры социальной системы. Не желая преодолевать негативную идентификацию эти люди посвящают себя каким-либо «высоким» идеям (религиозным, политическим и т.д.), нередко пытаясь олицетворить из себя при этом еще и жертвой правящего режима. И делают это весьма активно.

В процессе обучения курсантов работе с лицами, осужденными за экстремизм особое внимание необходимо уделять тому, что по прибытии осужденного в исправительное учреждение в течение первых трех дней с ним проводится психодиагностическая работа по выявлению факторов суицидального риска, а по истечении десяти дней изучение его индивидуально-личностных особенностей. Целью этой работы определяется выявление острых кризисных и дезадаптивных состояний осужденного, а также определение риска его деструктивного поведения в условиях изоляции. В результате психодиагностических мероприятий оформляется индивидуальная программа психологической коррекции осужденного. Таковы общие характеристики форм организации психокоррекционной работы с осужденными рассматриваемой категории, определенные нормативными правовыми требованиями и выводами, сделанными по результатам исследовательской работы.

Особого внимания для определения содержания процесса обучения курсантов к работе с экстремистами заслуживают, на наш взгляд, результаты анкетирования и опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по вопросу распространения экстремизма среди осужденных, а также уровня их взаимной толерантности по этническому, национальному и религиозному признакам.

На вопрос по актуальности проблемы распространения экстремизма в местах лишения свободы, 82% сотрудников отметили, что проблема имеет место; 8% - считают проблему надуманной; 10% - затруднились с ответом.

42% респондентов определили, что встречаются в профессиональной деятельности с проявлениями экстремизма не часто, 48% - никогда и 10% - постоянно.

Под термином «экстремизм», применительно к условиям УИС (здесь был возможен выбор нескольких вариантов определений из предложенных): 40% сотрудников понимают, прежде всего, «распространение экстремистских взглядов среди осужденных» и «чтение литературы экстремистского содержания»; 32% под термином «экстремизм» понимают «провоцирование межэтнических и межнациональных конфликтов»; 18% определяют экстремизмом «пропаганду

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

крайних националистических убеждений, или расизма»; 10% определяют экстремизм, как «пропаганду ультралевых взглядов»; и 10% как «призывы к свержению существующего строя». Таким образом, в представлениях сотрудников об экстремизме нет места таким его проявлениям, как «организация радикальных религиозных сект».

Тем не менее, по степени опасности для нормального функционирования учреждений УИС, сотрудники ранжируют формы экстремизма следующим образом: «религиозный экстремизм исламского толка» - 50% сотрудников; «религиозный экстремизм независимо от конфессии» -42%; «расизм во всех его проявлениях» - 4%; «проявление этнического национализма» - 4%.

42% осужденных определяют, что для лиц, отбывающих наказание по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса РФ, необходимо: создавать особые условия содержания, не предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом (далее - УИК) РФ (не предоставлять возможности оплачиваемого труда в исправительном учреждении, не освобождать условно-досрочно и т.д.); 58% считают, что «необходимо соблюдать только решение суда и требования УИК РФ, не создавая дополнительных препятствий к исправлению».

По мнению сотрудников УИС лица, отбывающие наказание за экстремистскую деятельность, являются: в целом при правильном подходе доступны исправлению - считает 42% сотрудников; такими же осужденными, как и остальные категории, то есть трудно исправимыми - 30%; опасными для окружающих и практически неисправимыми - 28%.

Заключение. Итак, по итогам проведенного исследования мы можем определить, что основной проблемой в направлении обучения курсантов ведомственных образовательных организаций силовых структур к работе с лицами, осужденными за экстремизм является нехватка качественных учебно-методических материалов, основанных на сборе и интерпретации валидного эмпирического материала.

Указанную проблему возможно разрешить путем использования материалов исследования, предлагаемых автором статьи.

Список литературы:

[1] Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.06. С.-Петерб. ун-т МВД РФ. 2004. - 21 с.

[2] Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. - Науч-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

но-методический обзор. - Москва: Академия управления МВД России. 1998. - 48 с.

[3] Белобрыкина О.А. Проблемы профессиональной готовности специалистов психологического профиля // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 2003 г.: Т.1 С.-Пб., 2003. - С. 127.

[4] Вилкова А.В., Холопова Е.Ю. Психолого-педагогические особенности формирования системы отношений осужденных // Перспективы науки. 2021. № 9 (144). С. 49-51.

[5] Кулакова С.В. О деятельности психологов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // в сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Москва, 2021. С. 179-182.

[6] Кулакова С.В. Теоретические и практические аспекты организации профессионального сопровождения сотрудников УИС // сборник материалов круглого стола / 2021.

[7] Поздняков В.М. Психологическая подготовка сотрудников уголовно- исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях. Учебно-методическое пособие. - Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2021. - 97 с.

[8] Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1994. С. 124.

[9] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столя-ренко. М., 2001. - 228 с.

[10] Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД: монография / ВИПК МВД России. - Домодедово. 2003. - 288 с.

[11] Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 87-91.

Spisok literatury:

[1] Adaev A.I. Ocenka i prognoz psihologich-eskoj gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennih del MVD Rossii k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaci-yah: [Adaev A.I. Assessment and forecast of the psychological readiness of employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in extreme situations:] avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.06. S.-Pe-terb. un-t MVD RF. - 21 s. [abstract dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.06. St. Petersburg. University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] - 2004. - 21 p. [in Russian].

[2] Belik Ya.Ya. Psihicheskaya samoregulya-ciya v ekstremal'nyh usloviyah deyatel'nosti [Belik Ya.Ya. Mental self-regulation in extreme conditions of

activity]. - Nauchno-metodicheskij obzor. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii [Scientific and methodological review. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 1998. - 48 p. [in Russian].

[3] Belobrykina O.A. Problemy professional'noj gotovnosti specialistov psihologicheskogo profilya [Belobrykina O.A. Problems of professional readiness of psychological specialists] // Ezhegodnik RPO: Materialy 3-go Vserossijskogo s"ezda psihologov [RPO Yearbook: Proceedings of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists], 2003: V.1 S.-Pb., - p. 127. [in Russian].

[4] Vilkova A V KHolopova E IU Psikhologo-ped-agogicheskie osobennosti formirovaniia sistemy otnoshenii osuzhdennykh [Vilkova A.V., Kholopova E.Yu. Psychological and pedagogical features of the formation of the system of relations of convicts] // Per-spektivy nauki [Perspectives of Science] 2021 9 144 S 49-51 [in Russian].

[5] Kulakova S V O deiatelnosti psikhologov ugolovno-ispolnitelnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Kulakova S.V. On the activities of psychologists of the penitentiary system of the Russian Federation] v sbornike Nauchnye trudy FKU NII FSIN Rossii Nauch-no-prakticheskoe ezhekvartalnoe izdanie [in the collection: Scientific works of FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Scientific and practical quarterly publication] Moskva 2021 S 179-182 [in Russian].

[6] Kulakova S V Teoreticheskie i prakticheskie aspekty organizatsii professionalnogo soprovozhde-niia sotrudnikov UIS [Kulakova S.V. Theoretical and practical aspects of the organization of professional support for employees of the penal system] sbornik

materialov kruglogo stola [collection of materials of the round table] 2021 [in Russian].

[7] Pozdnyakov V.M. Psihologicheskaya podg-otovka sotrudnikov ugolovno- ispolnitel'noj sistemy k dejstviyam v ekstremal'nyh situaciyah [Pozdnyakov V.M. Psychological preparation of employees of the penitentiary system for actions in extreme situations]. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Vologda: Volo-godskij institut prava i ekonomiki FSIN Rossii [Teaching aid. - Vologda: Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2021. - 97 p. [in Russian].

[8] Poznyshev S V Osnovy penitentsiarnoi nauki [Poznyshev S V Osnovy penitentsiarnoi nauki] M 1994 S 124 [in Russian].

[9] Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied Legal Psychology]: Ucheb. posobie dlya vuzov / Pod red. A.M. Stolyarenko. M. [Proc. manual for universities / Ed. A.M. Stolyarenko. M.], 2001. -228 p. [in Russian].

[10] Smirnov V.N. Osobennosti professional'noj ekstremal'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov special'nyh podrazdelenij OVD [Smirnov V.N. Features of professional extreme-psychological training of employees of special departments of internal affairs]: monografiya / VIPK MVD Rossii. - Domode-dovo [monograph / VIPK MIA of Russia. - Domode-dovo], 2003. - 288 p. [in Russian].

[11] Uznadze D.N. Ustanovka u cheloveka [Uznadze D.N. Human installation. The problem of objectification]. Problema ob"ektivacii // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. SPb.: Piter [Psychology of personality in the works of domestic psychologists. SPb.: Peter], 2000. p. 87-91. [in Russian].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.