Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 60-65. УДК 159.9.07
DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.60-65
Н. А. Самойлик
ПРОЯВЛЕНИЕ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА ФСИН РОССИИ*
В статье представлены результаты исследования выражения локуса контроля в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций на примере курсантов ведомственного вуза ФСИН России. Анализ типов профессионально-ценностных ориентаций показал, что в выборке курсантов преобладает когнитивный, что демонстрирует отношение к процессу обучения и осознание ответственности за организацию процесса приобретения и последующего применения в служебной деятельности профессиональных знаний. Результаты исследования показали, что представители с выраженным эмоциональным типом более ориентированы на межличностные отношения. Курсанты с выраженным поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций склонны к стремлению избегания неудач и пониманию важности поддержания служебных отношений. Полученные результаты могут быть использованы психологами и сотрудниками кадровых служб уголовно-исполнительной системы для разработки программ психологического сопровождения профессионализации сотрудников пенитенциарной сферы.
Ключевые слова: локус контроля; профессионально-ценностные ориентации; ответственность; курсанты; эмпирическое исследование.
N. A. Samoylik
THE MANIFESTATION OF LOCUS OF CONTROL DEPENDING ON THE TYPE OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF GOVERNMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
The article presents the results of the study of the expression of the locus of control depending on the type of professional value orientations in case of cadets of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The analysis of types of professional value orientations showed the cognitive one is the most common in the sample of cadets, which demonstrates the attitude to the learning process and awareness of responsibility for the organization of the process of acquisition and subsequent application of professional knowledge in professional activities. The results of the study showed that representatives with a pronounced emotional type are more focused on interpersonal relationships. Cadets with a pronounced behavioral type of professional value orientations tend to strive to avoid failures and understand the importance of maintaining service relationships. The results obtained can be used by psychologists and employees of the personnel services of the criminal executive system to develop programs of psychological support for the professionalization of prison staff.
Keywords: locus of control; professional value orientations; responsibility; cadets; empirical research.
Успешность профессионализации курсантов в рамках вузовского образования способствует повышению качества подготовки специалистов для современных исправитель-
ных учреждений, формированию системы профессиональных ценностей, а также становлению профессиональной позиции специалиста уголовно-исполнительной системы
* Исследование выполнено в соответствии с тематикой научных работ, утвержденных РАН, для ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России на 2020-2022 гг.
© Самойлик Н. А., 2020 60
(далее - УИС). Большую роль в данном процессе играет локус контроля, характеризуемый Дж. Роттером как психологическое свойство личности, позволяющее приписывать успехи или неудачи внешним и внутренним факторам [1].
Принято считать, что локус контроля формируется в течение жизни и выступает важным регулятором поведения в различных ситуациях и видах деятельности, в том числе и в учебной. Применительно к курсантам ФСИН России И. В. Фокина утверждает, что «уровень субъективного локуса контроля может быть отнесен к одной из значительных характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства жизни» [2, с. 59]. Локализация субъективного контроля курсантов ведомственного вуза обусловливает тенденции принятия ими ответственности за происходящие события в различных сферах жизнедеятельности. При этом основной упор делается на такие события, которые впоследствии могут выступать ведущими критериями профессионализма сотрудника УИС.
Вместе с тем специфика влияния субъективного контроля на характер становления представителей пенитенциарной сферы в условиях вузовской подготовки изучена недостаточно.
Немаловажно, что с локусом контроля тесно взаимосвязаны ценностные ориентации личности. Однако во время профессионального обучения лидирующие позиции занимают не просто ценности личности, а значимые категории профессионального сообщества. Результаты исследования, проведенного А. Р. Давудовой, М. М. Далгатовым и У. Ш. Магомедхановой, показали, что «ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации» [3, с. 147]. Данное обстоятельство позволяет констатировать, что ценности профессиональной деятельности интериоризируются и также становятся неотъемлемой частью личности в период профессионализации.
Под профессионально-ценностными ори-ентациями в данной статье будем понимать отражение в сознании человека системы значимых представлений, характеризующих от-
ношение к профессиональной деятельности как личностно и социально значимой.
На основе исследований работ И. Ф. Исаева [4], В. А. Сластенина [5], Е. Г. Слободнюк [6] нами была разработана системная модель профессионально-ценностных ориентаций и предложена методика их диагностики [7].
Содержание профессионально-ценностных ориентаций представляют следующие элементы. В основе значимости и переживаний отношений находятся совокупности различных видов взаимодействий внутри профессиональной деятельности и объективная позиция личности относительно реализуемой профессиональной деятельности. Подструктура знаний состоит из профессиональных знаний и умений, дающих возможность ориентироваться в специфике трудовой деятельности, решать профессиональные задачи на уровне научных теорий и технологий, что создает необходимые условия для профессионального становления и развития специалиста. Содержательные параметры системы ценностей каждого человека, детерминирующие эмоциональную сторону удовлетворенности самореализацией в профессиональной деятельности, отражают целевой компонент деятельности. Ценности результата обусловливают получение значимого итога профессиональной деятельности и его детальный анализ.
Ценности-качества проявляются в многообразии взаимосвязанных позитивных, дея-тельностных и поведенческих качеств личности. Ценности-умения демонстрируют качественный уровень профессиональной подготовки специалиста и включают в себя аналитические, прогностические, проективные, организаторские, коммуникативные и рефлексивные умения.
Специфика профессионально-ценностных ориентаций субъекта труда детерминируется несколькими ведущими факторами: принадлежностью к определенной профессиональной группе, ориентированной на определенный вид деятельности; включением в профессиональное сообщество, выполняющее ряд важных для социума функций; прогнозированием карьерного роста и отбором условий личностного развития в процессе труда; объективностью процесса профессиональной деятельности.
Целью настоящей работы является определение выраженности локуса контроля в за-
висимости от типа профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Диагностика типа профессионально-ценностных ориентаций в группе респондентов.
2. Сравнительный анализ выраженности уровня субъективного контроля в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций.
Настоящее исследование было проведено на базе ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк) в 2019 г. Выборку исследования составили курсанты третьего курса, обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность» и по направлению подготовки «Юриспруденция», в количестве 137 человек. Возраст испытуемых - от 19 до 21 года (М = 20,3; о = 0,13); из них 76 % юношей и 24 % девушек.
В качестве психодиагностических методик были использованы: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н. А. Самойлик; далее - ДиПЦОЛ) и «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Ба-жин, А. М. Эткинд).
Для обработки полученных количественных результатов применялись следующие способы математической статистики: значение среднего показателя величины (М), частный (процентный) анализ и Н-критерий Крас-кала-Уоллиса. Расчеты проводились с помощью программного обеспечения Statist^a for Windows 10.0.
На первом этапе все участники были продиагностированы по методике ДиПЦОЛ с целью определения ведущего типа профессионально-ценностных ориентаций. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций среди респондентов (%)
Тип профессионально-ценностных ориентаций Показатель выраженности
Когнитивный тип 40
Эмоциональный тип 32
Поведенческий тип 26
Смешанный тип 2
На основании результатов диагностики можно констатировать, что лидирующим ти-
пом профессионально-ценностных ориента-ций в исследуемой группе является когнитивный (40 %). Курсантов данного типа характеризует понимание важности специализированных знаний, а также активное их использование в будущей служебной деятельности. Кроме того, представители когнитивного типа отличаются осмыслением необходимости развития отношений, которые играют немаловажную роль в процессе взаимодействия не только с коллегами, но и с осужденными.
Для 32 % обучающихся ведомственного вуза ФСИН России свойственен эмоциональный тип профессионально-ценностных ори-ентаций. Постановка и достижение целей, в том числе и профессиональных, во многом обусловливают удовлетворенность реализуемой деятельностью. А достижение желаемого результата позволяет будущим сотрудникам исправительных учреждений объективно оценить свои достижения и на этой основе развивать личностную и профессиональную мотивацию, необходимую для реализации себя как профессионала.
Осознание активной самореализации в служебной деятельности присуще для 26 % курсантов, что дает возможность констатировать наличие поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций. Имеющиеся у них личностные качества и профессиональные умения позволяют совершенствовать способы учебной и воспитательной деятельности и указывают на формирование индивидуального стиля служебной деятельности, несмотря на то, что они обучаются на третьем курсе.
Следует заметить, что в ходе диагностики было выявлено 2 % обучающихся смешанного типа профессионально-ценностных ориен-таций. У данных респондентов не определился «чистый» тип, и проведение дальнейшего анализа не представляется возможным.
Следующий этап исследования предполагал сравнительный анализ выраженности уровня субъективного контроля в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций при помощи вычисления среднего показателя (М) и сравнительного анализа с помощью Н-критерия Краскала-Уоллиса.
Для оценки достоверности различий уровня субъективного контроля в группах был также использован Н-критерий Краска-ла-Уоллиса, предполагающий возможность
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 60-65
оценки выборки «по уровню выраженности изучаемого признака» [8, с. 96]. Результаты анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2 Результаты сравнительного анализа выраженности субъективного контроля по Н-критерию Краскала-Уоллиса
Показатели уровня субъективного контроля Н-критерий Краскала-Уоллиса
Н р
Интернальность в сфере достижений 123,48 0,009
Интернальность в сфере неудач 123,81 0,702
Интернальность в сфере семейных отношений 148,5 0,625
Интернальность в сфере производственных отношений 135,09 0,002
Интернальность в сфере межличностных отношений 120,11 0,015
Интернальность в сфере здоровья 126,37 0,408
Примечание. Курсивом выделены достоверно значимые различия.
Как видно из табл. 2, статистически значимые различия между группами респондентов были обнаружены по показателям интер-нальности в сфере достижений (р < 0,009),
интернальности в сфере производственных отношений (р < 0,002) и интернальности в сфере межличностных отношений (р < 0,015).
Результаты изучения выраженности ло-куса контроля в группах респондентов показали, что высокий уровень принятия ответственности в сфере достижения результатов более характерно для представителей эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций (М = 34,35) (см. график). Уверенность в себе, последовательность своих действий и настойчивость в достижении поставленных целей во многом способствуют формированию объективной картины служебной деятельности с опорой на понимание значимости отношений и знаний в процессе обучения и предстоящей служебной деятельности. В меньшей степени интернальность в области достижений выражена у обучающихся с когнитивным и поведенческим типами профессионально-ценностных отношений. Однако данное обстоятельство не ставит под сомнение тот факт, что они также могут успешно добиваться результатов и контролировать жизненные события и ситуации.
Интернальность в сфере здоровья Интернальность в сфере межлич. отнош. Интернальность в сфере производ. отнош. Интернальность в сфере семейных отнош. Интернальность в сфере неудач Интернальность в сфере достижений
...............................
—яг
10
15
20
25
30
35
0
5
О Поведенческий тип ПЦО □ Эмоциональный тип ПЦО в Когнитивный тип ПЦО
Выраженность субъективного контроля у курсантов с различным типом профессионально-ценностных ориентаций (ПЦО)
Стремление к избеганию неудач чаще проявляется у курсантов с поведенческим типом профессионально-ценностных ориента-ций (М = 30,24). Полученный результат дает возможность констатировать преобладание в данной группе респондентов развитого чувства субъективного контроля по отношению к
отрицательным событиям и ситуациям. Большую роль здесь играют имеющиеся профессиональные качества и умения, позволяющие в будущей практической деятельности самореализоваться в выбранной сфере труда. Склонность к самообвинению менее выражена в группах курсантов когнитивного
и эмоционального типов профессионально-ценностных ориентаций.
Ответственность за события, происходящие в семье, проявляется у респондентов практически одинаково. Полученный результат, вероятно, связан с отстраненностью от семейной жизни в связи с получением высшего образования, специфика которого заключается в проживании на территории ведомственного учреждения в течение первых курсов.
Высокие показатели были получены по шкале «Интернальность в сфере производственных отношений» у обучающихся с выраженным поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (М = 23,52). Понимание значимости своих действий и поведения как фактора организации учебной и служебной деятельности отражает потребность в необходимости совершенствования профессиональных качеств и навыков, связанных с организацией процесса личностного развития в труде.
Интернальность в сфере межличностных отношений более свойственна курсантам с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций (М = 11,75). Возможность контролировать формальные и неформальные отношения с окружающими людьми, умение вызывать к себе уважение и симпатию обусловлено степенью удовлетворенности и преобладающим настроением и переживаниями. Несколько ниже данный показатель выражен у представителей других типов профессионально-ценностных ориентаций.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что уровень ответственности за свое здоровье характерен для всех респондентов, что можно объяснить идентичным пониманием ценности здоровья курсантами и принятием ответственности за него.
Таким образом, исследование проявления локуса контроля в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций обучающихся ведомственного вуза ФСИН России показало, что для курсантов с выраженным эмоциональным типом более свойственна направленность на межличностные отношения и принятие ответственности за происходящие события на себя. Представители поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций более ориентированы на стремление к избеганию неудач и поддержа-
ние служебных отношений. Обучающиеся когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций так же, как и другие респонденты, проявляют интернальность в сфере здоровья. Полученные результаты представляют практический интерес для психологов и сотрудников кадровых служб уголовно-исполнительной системы и могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения профессионализации сотрудников пенитенциарной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. - New York : Prentice Hall, 1954. -466 р.
2. Фокина И. В. Субъективный локус контроля как возможное условие характера успеваемости курсантов ФСИН России // Совершенствование психологической, социальной и воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе : сб. материалов круглого стола междунар. науч.-практ. конф. (3 нояб. 2017 г.) / под общ. ред. В. Н. Некрасова, М. А. Черкасовой. - Вологда : Вологод. ин-т права и экономики Федер. службы исполнения наказаний, 2018. - С. 58-62.
3. Давудова А. Р., Далгатов М. М., Магомедха-нова У. Ш. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). - С. 147-151.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М. : Академия, 2004. - 207 с.
5. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность : тез. докл. и выступлений на 16 сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / под ред. З. И. Равки-на. - М., 1995. - Т. 1. - С. 3-4.
6. Слободнюк Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации: Теоретический анализ. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 72 с.
7. Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика : моногр. - Новокузнецк : Кузбас. ин-т ФСИН России, 2019. - 174 с.
8. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Практикум по статистическому анализу и обработке данных психологического исследования в программе «Statistica» 6.0. - Новосибирск : Новосиб. гуманитар. ин-т, 2010. -200 с.
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 60-65
Информация о статье Дата поступления 20 августа 2020 Дата принятия в печать 11 ноября 2020
Сведения об авторе
Самойлик Наталья Анатольевна - кандидат психологических наук, начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России (Новокузнецк, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Самойлик Н. А. Проявление локуса контроля в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций обучающихся ведомственного вуза ФСИН России // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 60-65. DOI: 10.24147/24106364.2020.4.60-65.
Article info
Received August 20, 2020 Accepted
November 11, 2020 About the author
Samoylik Natalya Anatolyevna - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Samoylik N. A. The Manifestation of Locus of Control Depending on the Type of Professional Value Orientations of Students of Governmental Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 4, pp 60-65. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.60-65. (In Russian).