Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоотношение / профессионально-ценностные ориентации / высшее учебное заведение / курсанты / эмпирическое исследование / self-evaluation / professional value orientations / higher educational institutioncadets / empirical research

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

Введение. Проблема самоотношения на протяжении долгого времени не теряет своей актуальности. В частности большую роль играет самоотношение в ходе профессионального становления во время получения высшего образования. В условиях обучения в вузе самоотношение влияет на формирование системы профессионально-ценностных ориентаций. В связи с этим целью работы стало исследование самоотношения обучающихся ведомственных вузов ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2019 г. на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (Новокузнецк). Выборку составили курсанты третьего курса дневной формы обучения, проходящие профессиональную подготовку по специальности «Правоохранительная деятельность» в количестве 106 человек (78% юношей и 22% девушек) в возрасте от 19 до 21 года. Для реализации исследования использовались методики: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н.А. Самойлик) и методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантилеев). Результаты исследования. Установлено, что респонденты с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций характеризуются внутренней честностью и открытостью с собой и социумом. Курсанты поведенческого типа оценивают себя через призму личностной значимости за счет следования служебным требованиям. Для обучающихся когнитивного типа свойственно избирательное отношение к своему внутреннему миру и ощущение самодостаточности при условии учебных достижений. Заключение. По итогам исследования сделан вывод о том, что обучающиеся ведомственного вуза ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций различаются по таким показателям отношения к себе, как закрытость, отраженное самоотношение, самопринятие и самопривязанность. Полученные результаты могут быть включены в содержание практической психологической и воспитательной работы с курсантами в образовательных организациях ФСИН России с целью формирования у них объективной системы отношения к себе на основе ценностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SELF-EVALUATION OF STUDENTS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA WITH DIFFERENT TYPE OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS

Introduction. The problem of self-attitude hasn’t been losing its relevance for a long time. In particular, self-attitude plays an important role in the course of professional development during higher education. In the context of studying at university, self-attitude affects the formation of the professional value orientations system. In this regard, the aim of the work was to study the self-attitude of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia with different types of professional value orientations. Materials and Methods. The study was conducted in 2019 on the basis of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk). The sample consisted of third-year full-time cadets undergoing professional training in the Law Enforcement specialty in the number of 106 people (78% of males and 22% of females) aged 19 to 21 years. The following methods were used to implement the study: “Diagnostics of professional value orientations of the individual” (N. A. Samoylik) and the method of self-attitude research (MoSAR) (S. R. Pantileev). Results. We have found out that respondents with the emotional type of professional value orientations are characterized by internal honesty and openness to themselves and society. Students of the behavioral type evaluate themselves through the prism of personal significance by following service requirements. Students of the cognitive type are characterized by a selective attitude to their inner world and a sense of self-sufficiency, provided that they have any academic achievements. Conclusion. The study showed that students of governmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia with different types of professional value orientations differ in such terms of attitude as closeness, reflected self-attitude, self-acceptance and self-attachment. The results obtained can be included in the content of practical psychological and educational work with cadets in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in order to form an objective system of self-attitude based on a value approach.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ1

Самойлик Наталья Анатольевна

Кандидат психологических наук, начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), e-mail:nat-samojlik@yandex.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10025

Аннотация:

Введение. Проблема самоотношения на протяжении долгого времени не теряет своей актуальности. В частности большую роль играет самоотношение в ходе профессионального становления во время получения высшего образования. В условиях обучения в вузе самоотношение влияет на формирование системы профессионально-ценностных ориентаций. В связи с этим целью работы стало исследование самоотношения обучающихся ведомственных вузов ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций.

Материалы и методы. Исследование проводилось в 2019 г. на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (Новокузнецк). Выборку составили курсанты третьего курса дневной формы обучения, проходящие профессиональную подготовку по специальности «Правоохранительная деятельность» в количестве 106 человек (78% юношей и 22% девушек) в возрасте от 19 до 21 года.

Для реализации исследования использовались методики: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н.А. Самойлик) и методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантилеев).

Результаты исследования. Установлено, что респонденты с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций характеризуются внутренней честностью и открытостью с собой и социумом. Курсанты поведенческого типа оценивают себя через призму личностной значимости за счет следования служебным требованиям. Для обучающихся когнитивного типа свойственно избирательное отношение к своему внутреннему миру и ощущение самодостаточности при условии учебных достижений.

Заключение. По итогам исследования сделан вывод о том, что обучающиеся ведомственного вуза ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций различаются по таким показателям отношения к себе, как закрытость, отраженное самоотношение, самопринятие и самопривязанность. Полученные 1 Исследование выполнено в соответствии с тематикой научных работ, утвержденных РАН, для ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России на 2020-2022 гг.

результаты могут быть включены в содержание практической психологической и воспитательной работы с курсантами в образовательных организациях ФСИН России с целью формирования у них объективной системы отношения к себе на основе ценностного подхода.

Ключевые слова: самоотношение, профессионально-ценностные ориентации, высшее учебное заведение, курсанты, эмпирическое исследование.

STUDY OF SELF-EVALUATION OF STUDENTS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA WITH DIFFERENT TYPE OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS

Samoylik Natalya Anatolyevna

Candidate of psychological sciences, head of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), e-mail: nat-samojlik@yandex.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10025

Annotation:

Introduction. The problem of self-attitude hasn't been losing its relevance for a long time. In particular, self-attitude plays an important role in the course of professional development during higher education. In the context of studying at university, self-attitude affects the formation of the professional value orientations system. In this regard, the aim of the work was to study the self-attitude of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia with different types of professional value orientations.

Materials and Methods. The study was conducted in 2019 on the basis of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk). The sample consisted of third-year full-time cadets undergoing professional training in the Law Enforcement specialty in the number of 106 people (78% of males and 22% of females) aged 19 to 21 years.

The following methods were used to implement the study: "Diagnostics of pro-

fessional value orientations of the individual" (N. A. Samoylik) and the method of self-attitude research (MoSAR) (S. R. Pantileev).

Results. We have found out that respondents with the emotional type of professional value orientations are characterized by internal honesty and openness to themselves and society. Students of the behavioral type evaluate themselves through the prism of personal significance by following service requirements. Students of the cognitive type are characterized by a selective attitude to their inner world and a sense of self-sufficiency, provided that they have any academic achievements.

Conclusion. The study showed that students of governmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia with different types of professional value orientations differ in such terms of attitude as closeness, reflected self-attitude, self-acceptance and self-attachment. The results obtained can be included in the content of practical psychological and educational work with cadets in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in order to form an objective system of self-attitude based on a value approach.

Key words: self-evaluation, professional value orientations, higher educational institutioncadets, empirical research.

Введение

В современных условиях проблема самоотношения и его роли в развитии личности является достаточно актуальной в связи с тем, что именно данный психологический феномен реализуется в процессе жизнедеятельности при оценке себя, системы мировоззрения и прогнозировании индивидуальной эффективности. Однако, несмотря на признание учеными самоотношения как одной из важных детерминант саморазвития, до настоящего времени остается открытым вопрос о понятийном и содержательном наполнении данного термина.

Изучению самоотношения как психологического феномена посвящены работы А.М. Колышко [2], С.Р. Пантилеева [5], Н.И. Сарджвеладзе [8], Е.Т. Соколовой [9], В.В. Столина [10], И.И. Чесноковой [14] и других. Исследователи констатируют, что самоотношение - образование, характеризующееся «многоплановостью и глубиной жизненных отношений личности» [2, с. 16]. При этом значимость самоотношения и ценностей возрастает при переживании человеком наиболее важных жизненных этапов, например, таких как обучение в высшем учебном заведении.

Очевидно, что одним из маркеров положительного самоотношения обучающихся в ходе учебно-профессиональной деятельности выступает успешность будущего специалиста в той или иной трудовой области. В том случае, если предстоящая профессиональная деятельность предполагает систематическое взаимодействие с категорией лиц, совершивших уголовные

правонарушения и реализующих криминальные традиции, то устойчивость и адекватность самоотношения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) оказывается под угрозой. В данном контексте нельзя не согласиться с авторской точкой зрения М.Н. Дарижаповой, отмечающей, что подобные условия службы «оказывают негативное влияние на стержневые образования личности государственного служащего, и, в первую очередь, на его самоотношение, что приводит к переживанию своей ненужности, утрате ценности, трудностям в профессиональной самореализации» [1, с. 47].

В литературе отмечается тесная взаимосвязь между ценностной сферой личности и показателями ее самоотношения. Наиболее полно описывает функции самоотношения через призму ценностных критериев М.В. Хватова, констатируя, что «каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих видов деятельности и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысляет собственное «Я», наделяет его личностным смыслом» [13, с. 16].

В исследованиях А.О. Палагиной [4] и А.Н. Чернобровиной [15] показаны особенности влияния ценностей на уровень самоотношения студентов в период профессионального обучения. При этом взаимоотношение между данными категориями у курсантов ведомственных вузов в научной литературе не представлены либо ограничены конкретными профессиональными группами. Некоторые аспекты данной проблемы затрагивают в своих работах Т.Г. Кукулите [3], С.Б. Пашкин [6], О.Б. Полушина [7], И.В. Хамидова [12].

Заметим, что актуальность изучения отношения к себе и ценностей в современной психологии не вызывает сомнений. Однако следует уточнить, что во время самоопределения и обучения в вузе у курсантов формируется система профессионально-ценностных ориентаций, обусловливающая полноценное становление специалистов исправительных учреждений.

Современная система исполнения уголовных наказаний требует от сотрудников не только профессионального выполнения поставленных государством служебных задач, но и определенного уровня психологических качеств, важное место среди которых занимают ценностные ориентации и самоотношение, выступающие внутренним стержнем развития профессионализма.

Таким образом, целью работы стало исследование самоотношения обучающихся ведомственных вузов ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций. Было высказано предположение о том, что показатели самоотношения обучающихся отличаются в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций.

Материалы и методы

Исследование проводилось в 2019 г. на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (Новокузнецк). Выборку исследования составили курсанты третьего курса дневной формы обучения, проходящие профессиональную подготовку по специальности «Правоохранительная деятельность» в количестве 106 человек. Возраст испытуемых от 19 до 21 года (М=20,14; о = 0,6); из них: 78% юношей и

22% девушек.

Для реализации стратегии исследования использовались следующие диагностические методики: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н.А. Самойлик) и методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантилеева). Обработка полученных количественных результатов велась с помощью таких методов математической статистики, как Н-критерий Краскала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни, значения среднего показателя величины (М) и частотного (процентного) анализа. Расчеты выполнялись в программном обеспечении «Statist^a for Windows 10.0».

Результаты исследования

Эмпирическое исследование особенностей самоотношения курсантов образовательных организаций ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе все участники были продиагностированы по методике «ДиПЦОЛ» с целью определения лидирующего типа профессионально-ценностных ориентаций (табл. 1).

Таблица 1

Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций среди респондентов

Тип профессионально-ценностных ориентаций Показатель выраженности типа профессионально-ценностных ориентаций (%)

Когнитивный тип 41

Эмоциональный тип 34

Поведенческий тип 25

На основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее распространенным типом профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой группе является когнитивный (41%), представители которого отличаются мотивацией к систематическому повышению, к получению необходимых для выполнения предстоящих служебных задач, знаний, а также их активным применением в процессе выполнения трудовых обязанностей. Не только осознание важности специализированных знаний, но и значимость профессиональных отношений можно проследить в структуре ценностных категорий данной группы респондентов.

Эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций свойственен для 34% опрошенных. Удовлетворенность результатами учебной деятельности у таких обучающихся свидетельствует о постановке и достижении личностной цели, а именно: профессиональной самореализации как специалиста УИС.

Респондентов с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (25%) характеризует активная позиция по некоторым служебным

вопросам, несмотря на то, что они обучаются на третьем курсе. Имеющиеся личностные качества позволяют совершенствовать способы учебной, воспитательной и служебной деятельности в ходе обучения и указывают на становление индивидуального паттерна профессиональной деятельности.

На втором этапе исследования проводился сравнительный анализ самоотношения с разным типом профессионально-ценностных ориентаций (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа самоотношения курсантов с разным типом профессионально-ценностных ориентаций (Н-критерий Краскала-Уоллиса)

Показатели самоотношения Н-Краскала-У-оллиса КТ ПЦО ЭТ ПЦО ЭТ ПЦО ПТ ПЦО КТ ПЦО ПТ ПЦО

Н р и р и р и р

Закрытость 13,61 0,002 13,76 0,022 15,08 0,035 13,52 0,059

Самоуверенность 14,57 0,517 16,26 0,258 14,94 0,091 15,6 0,547

Саморуководство 14,82 0,226 14,92 0,033 14,18 0,51 15,7 0,485

Отраженное самоотношение 16,51 0,004 16,5 0,062 16,9 0,011 15,26 0,048

Самоценность 14,04 0,529 15,67 0,288 16,63 0,177 15,2 0,383

Самопринятие 16,28 0,012 15,09 0,042 14,49 0,034 15,55 0,067

Самопривязанно сть 17,35 0,036 16,07 0,055 15,25 0,053 16,34 0,015

Внутренняя конфликтность 15,49 0,418 15,49 0,26 16,06 0,351 15,29 0,052

Самообвинение 16,52 0,608 16,3 0,185 15,93 0,448 16,82 0,359

Примечание: курсивом выделены значимые различия; КТ ПЦО - когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций; ЭТ ПЦО - эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций; ПТ ПЦО - поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций.

По результатам сравнительного анализа по Н-критерию Краскала-Уоллиса можно заключить, что достоверно значимые различия в группах респондентов обнаружены по шкале «закрытость» (р<0,002). Честность и открытость по отношению с самим собой более свойственна для представителей эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций (М=2,69). В силу высокого уровня переживаний такие курсанты критичны не только по отношению к себе, но и к окружающим, что позволяет наблюдать у них достаточное развитие рефлексивных способностей и детальное осмысление своего внутреннего мира.

Курсанты с выраженным когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций отличаются избирательным отношением к себе и актуализацией в критических ситуациях защитных механизмов личности (М=5,03). Потребность

познавательной активности обусловлена у них необходимостью соответствовать профессиональным нормам и требованиям, а также стремлением качественно выполнять поставленные служебные задачи.

Показатели по шкале «замкнутость» у обучающихся с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (М=6,12) демонстрируют тенденцию к увеличению замкнутости за счет формирования у них осознания важности реализации профессиональных действий на основе разработанных в УИС алгоритмов и инструкций. В данном случае можно утверждать, что такие респонденты более ориентированы на практические аспекты службы, которые предполагают развитие ответственности, дисциплинированности и исполнительности как индивидуальных личностных и профессиональных качеств.

Статистически значимые различия были получены по шкале «отраженное самоотношение» (р<0,004). При этом объективное представление о себе как человеке, способном вызывать у других людей симпатию и уважение, характерно для курсантов с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (М=8,22). Приверженность профессиональным требованиям у них связана с пониманием личностных и социальных качеств как детерминантных условий успешности не только профессионального, но и личностного развития.

У представителей когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций проявляется дифференцированное восприятие социального окружения (М=5,73). Подобная ситуация присуща и курсантам с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций (М=4,84). Однако избирательное отношение к сокурсникам и другим сослуживцам определяется преобладанием субъективных репрезентаций, большую роль в которых играют эмоции, переживания и динамика настроения.

Применительно к данным группам респондентов можно говорить о проявлении в процессе обучения эмоционально-ценностного самоотношения, которое, как считает И.И. Чеснокова, представляет собой особый вид эмоционального переживания, выражающее собственное отношение личности к тому, что узнает и понимает относительно себя [14].

В результате диагностики по шкале «самопринятие» также были выявлены достоверно значимые различия (р<0,012), что дает возможность говорить о специфике выраженности симпатии к себе, гармоничности своего внутреннего мира и объективном принятии курсантов как будущих сотрудников пенитенциарной сферы.

Высокие показатели самопринятия как элемента самоотношения демонстрируют респонденты поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций (М=8,69). Адекватность восприятия своего «Я» у них зависит от полноты поведенческих проявлений в процессе реализации различных видов деятельности при получении высшего образования. Как замечает по этому поводу Л.Е. Тарасова, «позитивное отношение к себе позволяет адекватно преодолевать жизненные трудности, определяет особенности проявлений личности, является основой формирования позиции юношества во всех других

отношениях, выполняет регулирующую функцию, представляя собой механизм внутреннего контроля личности» [11, с. 87]. При общем положительном фоне имеющиеся личностные недостатки подвергаются психологическому анализу и корректирующему воздействию.

Средний уровень самопринятия наблюдается у представителей эмоционального и когнитивного типов профессионально-ценностных ориентаций (М=7,38 и М=5,96 соответственно). Выборочное отношение к своей индивидуальности у данной группы обучающихся ситуативно и направлено на потребность сохранения внутренней целостности. Заметим, что объективность принятия себя курсантами с эмоциональным типом более зависит от получения положительных результатов учебной и служебной деятельности (р=0,042), а курсантами с когнитивным типом - от сосредоточенности на усвоение и дальнейшее совершенствование системы теоретических и практических знаний (р=0,034).

Обнаруженные статистические различия между исследуемыми группами по шкале «самопривязанность» (р<0,036) позволяют констатировать, что потребность в желании изменяться более свойственна обучающимся с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (М=6,6). При этом необходимость внутренних перемен продиктована у них стремлением к изменению некоторых личностных качеств. И прежде всего тех, которые необходимы для предстоящей профессиональной деятельности в ходе взаимодействия со «спецконтингентом».

В диапазоне средних значений находятся и результаты диагностики по данной шкале у курсантов с эмоциональным (М=4,17) и когнитивным (М=3,75) типами профессионально-ценностных ориентаций. Активное желание развивать и совершенствовать себя мотивировано повышенными требованиями к себе и психологической мобильностью. Все это определяет социальный статус личности курсанта в образовательной среде вуза, а в дальнейшем - его профессиональную позицию при выполнении служебных задач.

Несмотря на отсутствие достоверных различий в исследуемых группах по другим шкалам методики «МИС» по Н-критерию Краскала-Уоллиса, были выявлены частные отличия по и-критерию Манна-Уитни.

Так, например, в результате анализа шкалы «самоуверенность» между представителями поведенческого и эмоционального типов профессионально-ценностных ориентаций было обнаружено значимое различие с вероятностью ошибки менее 9%. Данный факт позволяет утверждать, что курсанты с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций в большей степени склонны проявлять самоуважение, самостоятельность и волевые качества для поддержания собственной уверенности (М=8,07). Специфика их самоотношения заключается в доминировании мотива успеха и восприятии возникающих на пути препятствий как преодолимых за счет личностной и профессиональной компетентности и высокой адаптивности.

Обучающиеся эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций отличаются также уверенностью в себе, но только в таких ситуациях,

которые позволяют им чувствовать свою успешность и увеличивать показатели работоспособности (М=6,63). В случае неожиданного появления трудностей у таких респондентов снижается уверенность в себе и нарастает беспокойство. Следует заметить, что подобные условия во многом способствуют формированию устойчивой системы ценностных категорий, которая определяет потребность личности в успехе и достижениях в будущей профессии.

Респонденты когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций предпочитают рассматривать руководство собой в качестве источника личностного и профессионального развития, а значит и позитивного самоотношения, знания (М=6,25). По сравнению с представителями эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций, их поведение ориентировано на координацию и активность тех аспектов жизнедеятельности, которые дают возможность прогнозировать свои действия и контролировать эмоциональные реакции и переживания (р=0,033).

Кроме того, по сравнению с обучающимися когнитивного типа у представителей поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций более выражена установка относительно выраженности адаптивности в конкретной ситуации (р=0,052). Признание своих достоинств и оценка собственных достижений у них связана с высокими требованиями к себе, уровнем притязаний и требованиями социальной среды (М=5,73). В то время как курсанты с преобладанием когнитивного типа в процессе формирования самоотношения более ориентированы на решение возникающих проблем через призму имеющихся знаний и умений, позволяющих им преодолевать внутренние конфликты и брать на себя ответственность за решение проблемных вопросов (М=4,15).

Следует заметить, что по шкале «самоценность» в исследуемых группах не было выявлено статистически достоверных различий. Полученные результаты по данному показателю самоотношения находятся в диапазоне средних значений и дают возможность констатировать преобладание у респондентов независимо от типа профессионально-ценностных ориентаций избирательного отношения к себе и признание своей личностной уникальности. Уверенность в своих силах способствует противостоянию негативного влияния, в том числе и со стороны осужденных, и рациональному восприятию критики в свой адрес. Данные характеристики являются необходимыми в ходе профессионализации сотрудников исправительных учреждений, несущих службу в стрессогенных и экстремальных условиях.

Также в процессе анализа было установлено, что для всех участников диагностики характерны средние значения по шкале «самообвинение», позволяющие констатировать лидирование положительных эмоций относительно своего «Я», адекватность его принятия и ощущение удовлетворенности жизненно важных потребностей, в том числе личностного, социального и профессионального развития при получении высшего образования.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно

утверждать, что обучающиеся ведомственного вуза ФСИН России с разным типом профессионально-ценностных ориентаций различаются по таким показателям отношения к себе, как закрытость, отраженное самоотношение, самопринятие и самопривязанность. У курсантов с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций более выражена внутренняя честность и открытость с собой и внешним миром. Респонденты с поведенческим типом склонны оценивать себя через призму своей значимости за счет следования профессиональным нормам и требованиям. Для представителей когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций свойственно избирательное отношение к своему внутреннему миру и ощущение самодостаточности при условии учебных достижений. При этом самоуверенность, саморуководство, самоценность, внутренняя конфликтность и самообвинение выражены у респондентов практически одинаково, что отражает их потребность в формировании характеристик самоотношения как важного личностного и профессионального качества. Полученные результаты могут быть включены в содержание практической психологической и воспитательной работы с курсантами в образовательных организациях ФСИН России с целью формирования у них объективной системы отношения к себе на основе ценностного подхода.

Литература

1. Дарижапова М.Н. Проблема самоотношения в акмеологии // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики: материалы IV межрегиональной, с международным участием научно-практической конференции (23 ноября 2016 г). Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2017. С. 47-54.

2. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.

3. Кукулите Т.Г. Динамика самоотношения курсантов в процессе профессионального обучения: электронный научный журнал // Прикладная психология и психоанализ. 2013. №4. Режим доступа: URL: https://ppip.idnk.ru/ index.php/vypusk-4-2013/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/493-2011-09-28-06-11-46#linkc

4. Палагина А.О. Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов // Актуальные вопросы современной науки. 2016. №45. С. 79-88.

5. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 108 с.

6. Пашкин С.Б. Особенности самоотношения курсантов на начальном и завершающем этапах обучения в военной образовательной организации высшего образования // Вестник Санкт-петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. №2(7). С. 78-82.

7. Полушина О.Б. Соотношение профессионального самосознания курсантов с самоотношением личности // Вестник Санкт-петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. №2(7). С. 83-88.

8. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989. 206 с.

9. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989. 215 с.

10. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 86-89.

12. Хамидова И.В. Связь компонентов самоотношения и социального статуса курсантов в учебном взводе // Органы правопорядка: прошлое и настоящее: Сборник статей вузовского круглого стола (6 февраля 2018 г.). Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. С. 66-70.

13. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. №1(25). С. 9-17.

14. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

144 с.

15. Чернобровина А.Н. Ценностный аспект самоотношения студентов факультета гуманитарного сервиса // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология. 2010. №7(1). С. 83-89.

References

1. Darizhapova M.N. [The problem of the self in the occupational] // Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskogo i mediko-social'nogo soprovozhdenija vysshego obrazovanija: integracija nauki i praktiki: materialy IV mezhregional'noj, s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii (23 nojabrja 2016 g) [Actual problems of psychological-pedagogical and medical-social support of higher education: integration of science and practice: materials of the IV interregional, with international participation, scientific and practical conference]. Habarovsk, 2017, pp. 47-54. (In Russian).

2. Kolyshko A.M. Psihologija samootnoshenija [Psychology of self-attitude]. Grodno, GrGU, 2004, 102 p.

3. Kukulite T.G. Dinamika samootnoshenija kursantov v processe professional'nogo obuchenija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal // Prikladnaja psihologija i psihoanaliz. 2013, no. 4. (In Russ.) Available at: https://ppip.idnk.ru/index.php/vypusk-4-2013/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/493-2011-09-28-06-11-46#linkc

4. Palagina A.O. Vzaimosvjaz' cennostej s komponentami samootnoshenija u studentov [Relationship of values with components of students ' self-attitude].

Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki - Current issues of modern science, 2016, no. 45, pp. 79-88.

5. Pantileev S.R. Samootnoshenie kak jemocional'no-ocenochnaja sistema [Self-attitude as an emotional evaluation system]. Moscow, MGU, 1991,108 p.

6. Pashkin S.B. Osobennosti samootnoshenija kursantov na nachal'nom i zavershajushhem jetapah obuchenija v voennoj obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovanija [Features of self-attitude of cadets at the initial and final stages of training in a military educational organization of higher education] Vestnik Sankt-peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii - Bulletin of the Saint Petersburg military Institute of the national guard troops. 2019, no. 2(7), pp. 78-82.

7. Polushina O.B. Sootnoshenie professional'nogo samosoznanija kursantov s samootnosheniem lichnosti [Features of self-attitude of cadets at the initial and final stages of training in a military educational organization of higher education] Vestnik Sankt-peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii - Bulletin of the Saint Petersburg military Institute of the national guard troops 2019, no. 2(7), pp. 83-88.

8. Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzaimodejstvie s social'noj sredoj [Personality and its interaction with the social environment] Tbilisi: «Mecniereba», 1989. 206 p.

9. Sokolova E.T. Samosoznanie i samoocenka pri anomalijah lichnosti [Self-awareness and self-esteem in personality abnormalities] Moscow, MGU, 1989, 215 p.

10. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the individual] Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 1983, 284 p.

11. Tarasova L.E. Samootnoshenie kak determinanta subektivnogo blagopoluchija lichnosti [Self-attitude as a determinant of subjective well-being of the individual] Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika - Izvestiya Saratovskogo universiteta. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2013, T. 13, vol.. 3, pp. 86-89.

12. Hamidova I.V. [Relationship of components of self-attitude and social status of cadets in a training platoon] // Organy pravoporjadka: proshloe i nastojashhee: Sbornik statej vuzovskogo kruglogo stola (6 fevralja 2018 g.) [Law enforcement agencies: past and present: Collection of articles of the University round table] Rjazan', 2018, pp. 66-70.

13. Hvatova M.V. Samootnoshenie v strukture psihologicheski zdorovoj lichnosti [Self-relation in the structure of a psychologically healthy person] Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus -Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2015, no. 1(25), pp. 9-17.

14. Chesnokova I.I. Problema samosoznanija v psihologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow, Nauka, 1977, 144 p.

15. Chernobrovina A.N. Cennostnyj aspekt samootnoshenija studentov fakul'teta gumanitarnogo servisa [Value aspect of self-attitude of students of the faculty of humanitarian service] Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: psihologija -Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series: psychology, 2010, no.7(1), pp. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.