УДК 159.9.075
DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-1-141-146
Особенности самоотношения у курсантов с разным уровнем склонности к манипулированию
Т. А. БАСИНА - старший преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук
В статье рассматриваются результаты исследования уровня сформированно-сти склонности к манипулированию другими людьми на примере курсантов ведомственного учреждения с целью установления различий в особенностях их отношения к себе. Исследование проводилось на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России. В нем приняли участие 65 курсантов 2 и 3 курсов психологического факультета. Использовались методика В. В. Знакова «Опросник на макиавеллизм» и методика исследования самооношения С. Р. Пантилеева. В результате анализа данных с использованием методов математической статистики были установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи между склонностью к манипулированию и закрытостью, саморуководством, представлением о способности вызвать у других уважение и симпатию, самоценностью и самопривязанностью курсантов. Также были установлены различия по уровню закрытости, восприятию отношения других людей к себе, самопривязанности у курсантов с разной склонностью к манипулированию и значимые различия по шкалам «внутренняя конфликтность» и «саморуководство» между курсантами с низкой и средней склонностью к манипуля-тивному поведению. Полученные данные свидетельствуют о том, что высокая склонность к манипулированию сочетается с неуверенностью в себе, низким самоуважением, неудовлетворенностью собой, восприятием себя как недостойного уважения
Реферат
и симпатии окружающих. Результаты исследования подчеркивают необходимость коррекции склонности к манипулятивному поведению для изменения отношения человека к себе и другим людям. Полученные данные могут быть использованы в деятельности практических психологов.
Ключевые слова: самоотношение; манипуляция в общении; склонность к манипулированию; макиавеллизм; курсанты ведомственного учреждения.
19.00.06 - Юридическая психология
Features of self-attitude among cadets with different levels of propensity to manipulate
T. A. BASiNA - Senior Lecturer of the Department of General Psychology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology
Abstract
The article discusses the results of a study of the level of development of the propensity to manipulate other people on the example of cadets of a departmental institution in order to establish differences in the characteristics of their relationship to themselves. The study was conducted on the basis of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia. It was attended by 65 cadets of the 2nd and 3rd courses of the Faculty of Psychology. The methods used by V. V. Znakov "Questionnaire for Machiavellianism" and the method of studying self-replication by S. R. Pantileev were used. As a result of data analysis using mathematical statistics methods negative correlation relationships were established between the tendency to manipulation and closeness, self-management, the idea of the ability to arouse respect and sympathy in others, self-worth and self-reliance of cadets. Differences in the level of closeness, perception of other people's attitudes towards themselves, self-attachment among students with different propensities for manipulation and significant differences on the "internal conflict" and "self-management" scales between students with low and medium propensity for manipulative behavior were also established. The findings suggest that a high propensity to manipulate is combined with self-doubt, low self-esteem, dissatisfaction with oneself, and perception of oneself as not worthy of the respect and sympathy of others. The results of the study emphasize the need to correct the propensity for manipulative behavior in order to change a person's attitude to himself and other people. The data obtained can be used in the activities of practical psychologists.
Key words: self-attitude; manipulation of communication; propensity to manipulate; Machiavellianism; cadets of departmental institutions.
19.00.06 - Legal psychology
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предъявляет повышенные требования к личности сотрудников, что должно отражаться на подготовке курсантов. Как известно, длительное нахождение человека в закрытом учреждении непосредственно сказывается на формировании его личностных качеств. Ведомственный вуз можно отнести к числу закрытых учреждений с собственными требованиями и правилами, закрепленными в нормативных документах. Длительное нахождение в подобных условиях не может проходить бесследно для личности в юношеском возрасте. Следовательно, обучение в таком вузе и проживание в казарменных условиях может
способствовать развитию склонности к манипулированию как одного из свойств личности.
Манипуляция в общении - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей [3, с. 74]. Исходя из этого определения, практически любое скрытое действие или высказывание человека можно считать манипуляцией.
Американские психологи Р. Кристи и Ф. Гейз для обозначения склонности человека к манипулированию предложили понятие «макиавеллизм». В дальнейшем
данное понятие на разных выборках изучалось в работах Ф. Хантера, В. В. Луцкиной,
B. В. Знакова и др. Макиавеллизм как личностная черта отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми. Это «склонность манипулировать другими, скрывая свои истинные намерения, и с помощью ложных отвлекающих маневров (лесть, обман, подкуп, запугивание) добиваться того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил первоначальные цели своего поведения» [1, с. 16]. Макиавеллист сознательно игнорирует социальную мораль, проявляя при этом циничное отношение к другим людям для достижения собственных целей. В настоящее время понятия «манипулятор» и «макиавеллист» часто рассматриваются как синонимы.
Склонность к манипулированию как личностная черта формируется в процессе жизни. Этому способствуют определенные личностные особенности и ситуации общения, нормы общества и культурные традиции. В психологии существует предположение, что данная склонность связана с коммуникативными трудностями человека, с его неумением общаться другими способами, чтобы быть услышанным. Так,
C. А. Зелинский отмечает эмоциональную отчужденность макиавеллистов, неспособность к глубоким контактам [2, с. 69]. В основе же, скорее всего, лежит неуверенность в себе и неверие в собственные силы.
Обучение в ведомственном учреждении имеет свои особенности, связанные с совмещением служебных обязанностей и учебной деятельности, проживанием в казарме, нарядами, точным соблюдением распорядка дня и дисциплиной. Чтобы «выжить» в курсантской среде и быть успешным в учебной и служебной деятельности необходимо прибегать к определенным уловкам и хитростям, особенно это характерно для юношей, которые проживают в казарме дольше, чем девушки. В связи с этим была поставлена задача изучить уровень склонности к манипулированию курсантов, обучающихся в ведомственном вузе, а также сравнить особенности отношения к себе у курсантов, имеющих разный уровень склонности к манипулированию.
С использованием методики В. В. Знакова «Опросник на макиавеллизм» и методики исследования самоотношения С. Р. Панти-леева было проведено исследование, в котором приняли участие 65 курсантов 2 и 3 курсов ВИПЭ ФСИН России. Именно данная категория обучающихся чаще проживает в
расположении института, особенно юноши, и, следовательно, более подвержена влиянию специфики ведомственного учреждения.
Анализ результатов, полученных по методике В. В. Знакова, показывает, что большая часть опрошенных (69 %) имеет средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, то есть они в меру эмоциональны и доверчивы, могут ориентироваться и на достижение цели, и на конкретного человека в зависимости от ситуации, иногда могут демонстрировать конформность, а иногда отстаивать собственное мнение.
Пятая часть респондентов (20 %) имеет низкий уровень склонности к макиавеллизму, то есть отличается чрезмерной доверчивостью, подвержена социальному влиянию, ориентирована на других, зависима от эмоций и давления со стороны других людей, менее инициативна и компетентна в социальном взаимодействии.
Оставшиеся 11 % курсантов относятся к группе с высоким уровнем склонности к манипулированию, что характеризует их как безэмоциональных, хладнокровных людей, способных использовать других в собственных целях, противостоять социальному влиянию и отстаивать собственную позицию с использованием лжи, обмана, запугивания, лести и других манипулятивных приемов.
По методике С. Пантилеева были получены следующие результаты. Анализ средних значений в группе курсантов с низким уровнем склонности к манипулированию по комплексным факторам самоуважения и ау-тосимпатии показывает, что они относятся к среднему уровню выраженности, а по шкале внутренней неустроенности - к низкому уровню, то есть курсанты с низкой манипу-лятивной склонностью отличаются средним уровнем самоуважения и аутосимпатии, а также низкой внутренней конфликтностью и самообвинением. Наибольший уровень выраженности в данной группе имеет шкала «самоценность», значения которой близки к высокому уровню, что характеризует курсантов с низкой манипулятивной склонностью как эмоционально открытых, легких в общении, воспринимающих себя принятыми другими людьми.
Анализ частот распределения по фактору самоуважения в данной группе испытуемых показывает, что 23 % курсантов с низкой склонностью к манипулированию имеют высокое самоуважение, а 77 % - среднее. Низкий уровень самоуважения для данной группы не характерен. По фактору аутосим-
патии 8 % курсантов имеют высокий уровень симпатии к себе, остальные - средний. Низкого значения в данной группе также не представлено. Большая часть опрошенных с низкой склонностью к манипулированию (62 %) имеет средний уровень внутренней неустроенности, причем ближе к низкому, а у 38 % внутренняя неустроенность и конфликтность имеют низкий показатель. Полученные результаты свидетельствуют о том, что курсанты с низким уровнем склонности к манипулированию отличаются достаточно хорошим уровнем оценки собственного Я по критериям успешности, воли, целеустремленности, высоким ощущением самоценности, хорошим уровнем самопринятия и достаточно низкой внутренней конфликтностью, практически не склонны к самообвинению.
Анализ средних значений в группе курсантов со средней склонностью к манипулированию показывает, что значения всех трех комплексных факторов относятся к среднему уровню выраженности, то есть курсанты со средним уровнем макиавеллизма, как правило, имеют средний уровень самоуважения, симпатии к себе и внутренней неустроенности. Как видно, отличие от предыдущей группы появляется в уровне неустроенности, который у опрошенных с низкой склонностью к манипулированию был в среднем низким. Наибольшие значения в данной группе испытуемых имеют шкалы «самоценность» и «самоуверенность», но их значения являются средними.
Анализ частот распределения данных показателей в группе опрошенных со средними значениями макиавеллизма свидетельствует, что большая часть курсантов имеет средний или высокий уровень самоуважения (80 % и 20 % соответственно) и аутосимпатии (89 % и 11 % соответственно). По шкале внутренней неустроенности результаты схожи, но можно выделить 2 % курсантов, которые ощущают высокую внутреннюю неустроенность и конфликтность. Остальные (98 %) относятся по данному фактору к среднему или низкому уровню (78 % и 20 % соответственно). Полученные результаты показывают, что при среднем уровне склонности к манипулированию другими людьми курсанты отличаются средней оценкой позитивности собственного Я, самопринятия и самоценности, а также внутренней неустроенности.
В группе опрошенных с высоким уровнем склонности к манипулированию средние значения относятся также к среднему уровню выраженности, однако значения по факторам самоуважения и аутосимпатии
значительно ниже, чем в других группах респондентов. Наименьшие значения в данной группе испытуемых имеют шкалы «отраженное самоотношение» и «самопривязанность». Их показатели находятся в пределах среднего уровня, но близки к низким.
Анализ частот распределения данных показателей в группе с высокой манипу-лятивной склонностью говорит о наличии опрошенных с низким самоуважением. Таких курсантов 14 %, остальные имеют средний уровень самоуважения. Высокого самоуважения нет ни у кого из опрошенных. Аналогичные данные получены по шкале аутосимпатии. По фактору внутренней неустроенности по 43 % респондентов относятся к низкому или среднему уровням выраженности, а 14 % ощущают высокую внутреннюю неустроенность, что выше, чем в предыдущих группах. Следовательно, группа курсантов с высокой склонностью к манипулированию отличается небольшим количеством лиц с низкими самоуважением и аутосимпатией и с высоким уровнем внутренней неустроенности. Хотя в целом группа опрошенных с высоким макиавеллизмом имеет среднюю оценку позитивности собственной личности, средний уровень самопринятия и социального одобрения, но уровень их ниже, чем в группах с низким и средним мак-показателем. Также данная группа отличается довольно низкими показателями самопривязанности и представлением о неспособности вызвать у других уважение и симпатию.
Для статистической проверки наличия взаимосвязи между склонностью к манипулированию у курсантов и особенностями их самоотношения был осуществлен расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена. Его результаты показали наличие взаимосвязи склонности к манипулированию с пятью характеристиками самоотношения курсантов: закрытостью, саморуководством, отраженным самоотношением, самоценностью (при р=0,01) и шкалой «самопривязанность» (при р=0,05). По данным шкалам были получены отрицательные корреляционные связи умеренной силы. Полученные результаты свидетельствуют, что высокая склонность к манипулированию у курсантов сочетается с открытостью и общительностью, хорошим пониманием себя, готовностью измениться при необходимости, но при этом с перекладыванием ответственности на внешние обстоятельства, неспособностью противостоять судьбе, низким саморуководством, отсутствием уваже-
ния и симпатии к себе, неуверенностью в себе, повышенной чувствительностью к замечаниям и критике, высокой критичностью, неудовлетворенностью собой. Такие люди не способны скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее незначимость, постоянно ищут в себе недостатки и хотят их изменить, чтобы соответствовать собственному идеальному представлению.
При низкой склонности к манипулятивно-му поведению курсанты отличаются большей уверенностью в себе, принятием себя, интернальностью, высоким саморуководством, восприятием себя принятыми другими людьми, пониманием собственной значимости для других, самодостаточностью, но при этом большей закрытостью, необщительностью, желанием соответствовать общепринятым нормам, конформностью, подчиняемостью другим, нежеланием раскрываться и выдавать значимую информацию о себе, менять себя.
Для установления различий между группами курсантов с разной склонностью к манипулированию по особенностям самоотношения был осуществлен расчет критерия Манна - Уитни. В результате были получены значимые различия по шкалам «закрытость», «отраженное самоотношение», «самопривязанность» между всеми группами испытуемых. Также были установлены значимые различия по шкалам «внутренняя конфликтность» и «саморуководство» между курсантами с низкой и средней склонностью к манипулятивному поведению. Таким образом, полученные результаты показывают, что курсанты с различным уровнем склонности к манипулированию отличаются уровнем открытости, критичности, зависимости от мнения других, уверенности и уважения к себе, внутренней удовлетворенности собой, представлением о собственной способности вызывать у других людей уважение и симпатию. Курсанты с низким уровнем манипулятивной склонности отличаются внутренним стержнем, уверенностью в контроле собственных мыслей и чувств, низкой внутренней конфликтностью, отрицанием внутренних проблем, положительным отношением к себе, согласием с собой, отсутствием тенденции к «самокопанию» и рефлексии и считают основным источником всего происходящего себя в отличие от курсантов со средним уровнем склонности к манипулированию.
Анализ различий в уровне самоотношения по факторам самоуважения, аутосим-
патии и неустроенности методики С. Пан-тилеева показал, что значимые различия существуют лишь по уровню самоуважения между группами курсантов с низким и средним, с низким и высоким уровнями склонности к манипулированию, а также по уровню внутренней неустроенности у курсантов с низким и средним уровнями склонности к манипулятивному поведению, то есть курсанты с низким уровнем склонности к манипулированию имеют более высокую оценку собственного Я по критериям моральности, успешности, воли, целеустремленности, социального одобрения и низкую внутреннюю конфликтность и самообвинение, отрицают наличие у себя проблем, довольны собой, чем курсанты с высоким уровнем манипулятивной склонности.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов. Так, было установлено, что среди опрошенных курсантов ведомственного учреждения преобладает средний уровень склонности к манипулированию. Была выявлена обратная взаимосвязь между склонностью к манипулированию другими людьми и характеристиками самоотношения. Чем выше склонность к манипулированию у человека, тем ниже его конформность, ожидание социального одобрения, саморуководство. Он отличается неуверенностью в себе, недооценкой собственного Я, повышенной чувствительностью к замечаниям и критике окружающих, высокой критичностью. При высокой склонности к манипулированию обучающийся считает, что он не способен вызвать уважение и симпатию у окружающих.
Также было установлено, что существуют значимые различия в особенностях отношения к себе при разном уровне склонности к манипулированию. Курсанты с низким уровнем склонности к манипулированию отличаются желанием соответствовать общепринятым нормам, высоким саморуководством, невысокой внутренней конфликтностью. Курсанты со средней манипулятивной склонностью больше ориентируются на собственные оценки, позитивнее относятся к себе, но отличаются большей внутренней конфликтностью, неожиданные трудности, возникающие препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Высокий макиавеллизм курсантов сочетается с хорошей рефлексией и пониманием себя, ориентацией на собственное мнение, но низким самоуважением, самопринятием, неудовлетворенностью собой,
оценкой себя как недостойного симпатии и уважения окружающих, склонностью использовать других для достижения собственных целей. Подобное поведение часто вызывает у окружающих неодобрение, а лица с высоким макиавеллизмом подвержены дезадаптации и социальной изо-
ляции. Поэтому необходимо не только обучать таких людей конструктивным способам взаимодействия с окружающими, но и осуществлять коррекцию их самовосприятия, самооценки и отношения к себе, что будет благотворно сказываться на их отношении к другим людям.
| список литературы
1. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 5. С. 16-22.
2. Катунин Д. Б., Куликов Л. В. Макиавеллизм как психологическая проблема: история вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 2. С. 68-78.
3. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. М., 2017. 382 с.
щ references
1. Znakov V. V. Makiavellizm: psihologicheskoe svojstvo lichnosti i metodika ego issledovaniya [Machiavellianism: the psychological property of the individual and the method of his research]. Psihol. zhurn. - Psychological Journal. 2000. Vol. 21. Iss. 5. P. 16-22. (In Russ.).
2. Katunin D. B., Kulikov L. V. Makiavellizm kak psihologicheskaya problema: istoriya voprosa [Machiavellianism as a psychological problem: background]. Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 6 - Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 6. 2006. Iss. 2. P. 68-78. (In Russ.).
3. Sidorenko E. V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu [Training of influence and opposition to influence]. Moscow, 2017. 382 p. (In Russ.).