Научная статья на тему 'Содержательные характеристики профессионально-ценностных ориентаций и показателей адаптации курсантов на начальном этапе обучения'

Содержательные характеристики профессионально-ценностных ориентаций и показателей адаптации курсантов на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АДАПТАЦИИ / КУРСАНТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / ADAPTATIONS / CADETS / PENAL CORRECTION SYSTEM / PROFESSIONALIZING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

Одной из актуальных задач подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России является разработка методов и технологий адаптации будущих специалистов к условиям практической деятельности в исправительных учреждениях. На начальном этапе обучения в вузе у будущих сотрудников наиболее выражены эмоциональный и когнитивный типы профессионально-ценностных отношений. Несмотря на выраженную дифференциацию сформированности типа профессионально-ценностных ориентаций, общими показателями адаптивности курсантов выступают одобрение сослуживцев, интернальность, принятие себя и эмоциональный комфорт. Данные результаты позволяют констатировать успешность реализации образовательного процесса для повышения уровня адаптивности и развития профессиональных ценностных ориентаций представителей пенитенциарной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial characteristics of professional value orientations and indicators of cadets’ adaptation at the initial stage of training

One of the most relevant issues in the training of Russian penal correction system is the development of methods and technologies of the future experts’ adaptation to the conditions of practical activities in correctional facilities. At the initial stage of training in higher education institution, the future employees show emotional and cognitive types of the professional value relations as the most expressed. Despite the expressed differentiation of formation like professional value orientations, the general indicators of adaptability of cadets are approval of colleagues, internality, acceptance of themselves and emotional comfort. These results allow to state that there is a success in realization of the educational process in order to increase the level of adaptability and to develop professional value orientations of representatives of the penitentiary sphere.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики профессионально-ценностных ориентаций и показателей адаптации курсантов на начальном этапе обучения»

УДК 159.9.075

© Самойлик Н. А., 2019

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из актуальных задач подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России является разработка методов и технологий адаптации будущих специалистов к условиям практической деятельности в исправительных учреждениях. На начальном этапе обучения в вузе у будущих сотрудников наиболее выражены эмоциональный и когнитивный типы профессионально-ценностных отношений. Несмотря на выраженную дифференциацию сформи-рованности типа профессионально-ценностных ориентаций, общими показателями адаптивности курсантов выступают одобрение сослуживцев, интерналь-ность, принятие себя и эмоциональный комфорт. Данные результаты позволяют констатировать успешность реализации образовательного процесса для повышения уровня адаптивности и развития профессиональных ценностных ориентаций представителей пенитенциарной сферы.

Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации; адаптации; курсанты; уголовно-исполнительная система; профессионализация.

© Samoylik N. A., 2019

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS AND INDICATORS OF CADETS' ADAPTATION AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

One of the most relevant issues in the training of Russian penal correction system is the development of methods and technologies of the future experts' adaptation to the conditions ofpractical activities in correctional facilities. At the initial stage of training in higher education institution, the future employees show emotional and cognitive types of the professional value relations as the most expressed. Despite the expressed differentiation of formation like professional value orientations, the general indicators of adaptability of cadets are approval of colleagues, internality, acceptance of themselves and emotional comfort. These results allow to state that there is a success in realization of the educational process in order to increase the level of adaptability and

to develop professional value orientations of representatives of the penitentiary sphere.

Keywords: professional value orientations; adaptations; cadets; penal correction system; professionalizing.

Достижение целей, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (далее — УИС), напрямую зависит от уровня подготовки специалистов, их ценностной сферы и способности успешно выполнять поставленные служебные задачи, зачастую носящие характер стрессогенности, а в некоторых случаях даже экстремальности. Большую роль в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной сферы занимают вопросы, связанные с особенностями адаптации к высшему учебному заведению как значимому периоду профессионализации и начальному этапу овладения навыками служебной деятельности.

Исследование профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в УИС во время обучения в вузе представляет собой важное и актуальное направление психологического исследования по следующим причинам. Обучение в ведомственном образовательном учреждении предполагает синтез учебной и служебной деятельности, направленный на получение специалиста высокого уровня профессиональной подготовки и способного самостоятельно реализовы-вать поставленные трудовые задачи.

В ходе обучения курсанты овладевают определенным набором профессиональных компетенций, что, по мнению С. Ю. Брезицкого, влияет на «формирование устойчивого интереса к работе, формирование необходимых профессиональных качеств, овладение начальными профессиональными знаниями и умениями, что в свою очередь приводит к накоплению профессионального опыта» [2, с. 31]. Данные характеристики определяют специфику адаптивного включения в систему жизнедеятельности пенитенциарного учреждения сотрудников УИС.

Следует также отметить такой немаловажный аспект обучения в ведомственном вузе, как формирование ценностных ориентиров будущей профессии у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Несмотря на «непопулярность» в социуме данного вида профессиональной деятельности, именно высшее учебное заведение играет огромную роль в осознании и принятии значимости профессии сотрудника УИС для общества и государства в целом.

Все вышесказанное позволяет утверждать своевременность и актуальность изучения содержательных характеристик профессионально-

ценностных ориентаций и показателей адаптации курсантов на начальном этапе обучения.

Вопросы профессиональной адаптации отражены в работах Ф. Б. Березина, А. Б. Георгиевского, А. А. Деркача, Л. Г. Дикой, М. А. Дмитриевой, Н. А. Ермоленко, Е. П. Ильина, А. В. Карпова, В. Д. Колесова, В. И. Медведева, Б. Д. Пары-гина, Ю. П. Поваренкова, А. А. Реана и др. Анализ работ названных авторов дает основание констатировать тесную взаимосвязь между имеющейся системой личностных ценностей и уровнем профессиональной адаптации представителей различных профессиональных групп. Однако изучение и анализ содержательных характеристик профессионально-ценностных ориен-таций и показателей адаптации будущих сотрудников УИС в литературе не встречается.

Процесс адаптации к особенностям служебной деятельности будущих сотрудников УИС — процесс сложный и многоуровневый. Как утверждает Н. Н. Ивашко, в нем следует выделить три основных направления: адаптация к учебной, внеучеб-ной и служебно-профессиональной деятельности [4]. Предложенные автором направления адаптации курсантов к начальному этапу профессионализации не являются изолированными, а тесно взаимосвязаны друг с дру-

гом, что позволяет сформулировать цель обучения в ведомственном вузе — максимальное приспособление будущих молодых специалистов к практической служебной деятельности в исправительном учреждении.

С целью проведения эмпирического исследования, связанного с определением содержательных характеристик профессионально-ценностных ориентаций и показателей адаптации курсантов на начальном этапе обучения, была сформирована выборка, состоящая из обучающихся Кузбасского института ФСИН России в количестве 125 человек. Респонденты обучаются на факультете правоохранительной деятельности на первом курсе (60 %) и на втором (40 %). Выбор данной категории для исследования обусловлен началом обучения в вузе, психологическим критерием успешности прохождения которого, согласно авторской позиции Э. Ф. Зеера, выступает выработка нового стиля жизнедеятельности, детерминированного спецификой обучения в вузе [3].

В качестве психодиагностического инструментария были взяты следующие методики: «Диагностика профессионально-ценностных ориен-таций личности» («ДиПЦОЛ») (Н. А. Самойлик) и «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптированная Т. В. Снегиревым).

Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы Microsoft Excel 10.0.

На первом этапе исследования анализировались результаты участников исследования по методике «Диагностика профессионально-ценностных ори-ентаций личности» (табл. 1).

На основании полученных данных можно констатировать преобладание у испытуемых эмоционального типа профессионально-ценностных ориен-таций. У обучающихся первого курса выраженность эмоционального аспекта отражается в положительном отношении к будущей профессиональной деятельности, удовлетворенности межличностными взаимодействиями с

сокурсниками и бесконфликтности внутригрупповых отношений (54 %). Курсанты второго курса более направлены на поддержание не только межличностных, но и, в большей степени, служебных отношений, от которых во многом зависит будущая карьера специалиста пенитенциарной сферы (53 %). Эмоциональная удовлетворенность представителей данной группы респондентов также определяется некоторым уровнем самостоятельности и сформированной в течение предыдущего года обучения способностью успешно выполнять возложенные профессиональные обязанности.

Таблица 1

Выраженность типов профессионально-ценностных ориентаций

среди респондентов (%)

Курс Тип профессионально-ценностных ориентаций Показатель выраженности типа профессионально-ценностных ориентаций

Когнитивный тип 39

1 Эмоциональный тип 54

Поведенческий тип 7

Когнитивный тип 41

2 Эмоциональный тип 53

Поведенческий тип 6

Наиболее значимыми показателями профессиональной деятельности представителей данного типа выступают осознание и достижение профессиональных целей, решительность в

постановке и последующей реализации целей в ходе обучения в вузе, адекватная оценка результатов деятельности и мотивация профессионального саморазвития.

Несмотря на высокий уровень эмоционального фактора курсантов на начальном этапе получения профессионального образования, следует отметить и важность познавательной потребности, позволяющей сформулировать смысловую основу будущей профессии не только для социума, но и выделить личностный компонент овладения профессиональными знаниями и навыками. В группе курсантов первого курса познавательный тип профессионально-ценностных ориентаций выражен у 39 %, на втором курсе — у 41 % респондентов. Отметим, небольшую динамику когнитивного типа среди представителей выборки. Вероятно, данное обстоятельство связано с появлением на втором курсе профессионального обучения будущих сотрудников УИС дисциплин специализации, которые и представляют наибольший интерес для курсантов. В ходе изучения данных дисциплин формируется интеллектуальная и творческая активность, потребность в познании специфики служебной деятельности и рефлексии, как ведущего личностно-ориентированного механизма успешной профессионализации.

Курсанты с когнитивным типом профессионально-ценностных ориен-таций отличаются объективным отношением к профессиональному сообществу и сослуживцам, направленностью на усвоение и развитие теоре-

тических, методических, технологических знаний, необходимых для будущей профессии.

В меньшей степени выражен среди респондентов поведенческий тип профессионально-ценностных ориен-таций (7 % и 6 % соответственно), отражающий сформированную систему профессиональных навыков и умений, являющихся основой практической деятельности. Полученные результаты свидетельствуют об осознании обучающимися реализации процесса формирования и последующего развития специализированных компетенций, результатом чего становится профессиональный поведенческий паттерн сотрудника УИС. Как справедливо замечает П. Ю. Аксенова, «данный компонент адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу способствует самоутверждению в учебном коллективе; усвоению традиций и норм, сложившихся в вузе; гармоничному изменению социальной роли курсанта, круга и содержания общения; формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе» [1, с. 124].

Для курсантов с выраженным поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций свойственна направленность на развитие индивидуальных, личностных, статусно-ролевых, профессиональных качеств и

преобладание ориентации на овладение комплексом профессиональных умений: аналитических, проективных, рефлексивных, коммуникативных, диагностических.

На втором этапе исследования были проанализированы показатели адаптации курсантов в зависимости от типа профессионально-ценностных ориентаций.

У курсантов с выраженным эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций выявлена значимость принятия других (33 %) (рис. 1). Первый и второй курсы обу-

Также ведущую роль в ходе успешной адаптации среди участников исследования играет интерналь-ность (26 %), выражающаяся в принятии ответственности за свои действия, поступки и жизнь в целом. Ведущим

чения являются начальным этапом профессионализации и адаптации будущих сотрудников УИС, успешность которого во многом зависит от полноценного сотрудничества между обучающимися, преподавателями и офицерами в образовательном пространстве вуза. Поэтому именно на данном этапе особенно актуальным становится объективное восприятие всех участников образовательного процесса, которые являются необходимыми элементами профессионального становления специалистов пенитенциарной службы.

показателем служебной деятельности для данной группы респондентов является преобладание внутреннего контроля, проявляющегося в принятии обязательств за важные жизненные события на себя и возможность

Доминирование 3

Интернальность^ 26 \

Эмоциональный комфорт 9

м Адаптивность 16

Принятие себя 13

Рис. 1. Представленность показателей адаптации курсантов с выраженным эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций (%)

объяснения их спецификой системы личностных и профессиональных ценностей.

Во время начального периода профессионального обучения курсанты адаптируются не только к условиям подготовки к будущей службе, но и специфическим особенностям учебной деятельности. К таковым следует отнести: совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей, регламентацию распорядка дня, обусловленность учебной деятельности необходимостью соблюдения принципов подчинения и субординации и др. Полученные результаты свидетельствуют, что 16 % испытуемых показывают устойчивый показатель адаптивности, несмотря на преобладание эмоционального аспекта формирования их профессиональных ценностей.

У обучающихся с когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций адаптивность как условие

успешной профессионализации выходит на лидирующую позицию (29 %) (рис. 2). Полученный результат демонстрирует расширение адаптивных возможностей через перестройку познавательных систем деятельности курсантов, адекватную оценку своих актуальных и потенциальных возможностей и активный поиск эффективных способов и приемов переработки поступающей информации, необходимой для успешной реализации будущей профессиональной деятельности.

У 23 % курсантов с когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций обнаружена интерналь-ность как показатель уровня субъективного контроля. Подчеркнем, что именно интернальность, выступая одной из базовых ценностей сотрудников УИС, влияет на регуляцию их поведения в ситуациях, требующих незамедлительного принятия

решений.

Доминирование Интернальность ^^ ^

23 \ I I Адаптивность

Эмоциональный комфорт 11

Адап Адап

29

Принятие себя 16

Принятие других 20

Рис. 2. Представленность показателей адаптации курсантов с выраженным когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций (%)

В группе респондентов с когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций также присутствует такой значимый показатель будущей служебной деятельности, как принятие других (20 %). Полученный результат обусловлен общей тенденцией, направленной на формирование взаимопомощи и взаимной поддержки в курсантской среде, что оказывает положительное влияние на адаптационный процесс на начальном этапе обучения.

Однако заметим, что для представителей данной группы характерно и принятие себя (16 %), что показывает уверенность в себе, эмоциональную

стабильность, самостоятельность, низкий уровень тревожности и объективные переживания.

Для курсантов с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций характерен высокий показатель адаптивности (33 %) (рис. 3). Адаптивность в поведении обучающихся проявляется в успешном взаимодействии с сослуживцами и офицерами, эффективном сочетании знаний, навыков и личностных характеристик, позволяющих действовать профессионально и надлежащим образом в нестандартной служебной ситуации, мобильности поведения под изменяющиеся цели и задачи.

Рис. 3. Представленность показателей адаптации курсантов с выраженным поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций (%)

Достаточно значимыми для адаптации к будущей профессиональной деятельности у представителей с выраженным поведенческим типом профессионально-ценностных ориен-

таций выступает принятие других (17 %) и интернальность (16 %), что подтверждает полученные результаты курсантов с другими, выше рассмот-

ренными, типами профессиональных ценностей.

Следует заметить, что в данной группе 15 % респондентов считают важным в процессе овладения профессиональной деятельности эмоциональный комфорт. Эмоциональное состояние, несомненно, оказывает большое значение на адаптацию курсантов. Во многом она определяется, по мнению О. В. Хлудовой, исходным уровнем знаний, умений и навыков; мотивированным отношением к будущей профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими свойствами личности [5]. Перечисленные автором характеристики обусловливают и успешность процесса формирования профессионально-ценностных ориен-таций личности.

Таким образом, служба в УИС относится к наиболее сложным и экстремальным видам профессиональной деятельности. Поэтому изучение особенностей адаптации молодых сотрудников к будущей службе должно

стать первоочередной задачей служб и отделов образовательного учреждения. Процесс адаптации связан с имеющейся у курсантов системой ценностей, которая за время обучения в вузе видоизменяется и основывается на тех значимых ориентирах, которые необходимы для служебной деятельности.

Проведенное нами исследование показало, что у курсантов на начальном этапе профессионального обучения наиболее выражены такие показатели адаптации, как принятие других, интернальность, принятие себя и эмоциональный комфорт. Наименее представлено в выборке респондентов доминирование, свидетельствующее о не свойственности данной адаптивной стратегии на начальном этапе обучения в вузе.

Полученные результаты позволяют констатировать успешность реализации образовательного процесса в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России для повышения уровня адаптивности будущих сотрудников

2.

пенитенциарной сферы. Литература

Аксенова, П. Ю. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник ТГУ. — 2011. — № 10 (102).

Брезицкий, С. Ю. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России, 2016.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

4. Ивашко, Н. Н. Оценка адаптированности курсантов вузов (на примере Федеральной службы исполнения наказаний) // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 9.

5. Хлудова, О. В. Психологические особенности профессионального роста личности (на примере сотрудников органов внутренних дел). — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 24 с.

Сведения об авторе

Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: nat_asp@mai.ru

Information about the author

Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: nat_asp@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.