2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND %202015-2017.pdf.
3. Основные сведения об уголовно-исполнительной системе // http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20lic %20sodergahixsya %20v %20IK.
4. Пятницкая, И. Н. Клиническая наркология / И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1975. — 335 с.
5. Смирнов, А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. — Екатеринбург, 2015.
Сведения об авторе
Мишин Алексей Андреевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Mishin Aleksey Andreevich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]
УДК 159.9.075
© Самойлик Н. А., 2018 ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования системы личностных и профессиональных ценностей сотрудников и курсантов образовательных организаций ФСИН России. Полученные результаты показывают наличие статистических различий по некоторым показателям ценностей в исследуемой выборке. Однако данные различия демонстрируют потребность обучающихся в профессиональной самореализации и успешности в будущей служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы; личностные ценности; профессиональные ценности; обучение в вузе; эмпирическое исследование.
© Samoylik N. A., 2018
PERSONAL AND PROFESSIONAL VALUES OF EMPLOYEES OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM
Results of an empirical research of system of personal and professional values of employees and cadets of the educational organizations of the FPS of Russia are presented in article. The received results show existence of statistical differences on some indicators of values in the studied selection. However, these distinctions show need of students for professional self-realization and success for future office activity.
Keywords: employees of a penal correction system; personal values; professional values; training in higher education institution; an empirical research.
Психологическое изучение профессионального сообщества сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) актуально в связи со специфичностью профессиональной деятельности, поставленными служебными задачами данной группы государственных служащих и проводимыми реформами государства в пенитенциарной сфере. Изменение курса исправительных учреждений с репрессивного на тип воспитательного влияния на личность осужденного влекут за собой и перемены в содержании профессиональной деятельности представителей исправительных учреждений. Как справедливо отмечает М. М. Ицкович, «новый тип пенитенциарной политики требует от сотрудников УИС вхождения в более тесный контакт с преступниками для достижения ресоциализирующего воздействия» [1, с. 3]. Данные особенности отражаются не только на формировании объективного отношения к про-
фессиональной деятельности, но и на ценностной сфере сотрудников УИС.
Кроме того, заметим, что профессиональная деятельность сотрудников УИС может быть отнесена к категории труда в особых, стрессогенных и зачастую экстремальных условиях. Среди экстремальных условий А. А. Хвостов и соавторы выделяют следующие [4]. Во-первых, контингент осужденных, среди которых лица, имеющие психические отклонения, аддиктивное поведение, неоднократно судимые и пропагандирующие экстремистскую и террористическую идеологию. Находясь в изоляции от социума, осужденные пытаются провоцировать сотрудников с целью субъективного эмоционального подкрепления и самоутверждения среди других осужденных. Во-вторых, наличие латентного психологического конфликта между сотрудниками и осужденными в ситуациях неукоснительного выполнения законных требований со стороны сотрудников УИС с помощью средств и
методов воспитательного воздействия. В-третьих, изоляция условий служебной деятельности специалистов исправительных учреждений.
Приведенные выше аргументы относительно специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС показывают необходимость детального изучения и анализа ценностных ориентиров, позволяющих, с одной стороны, избежать профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а с другой, построить траекторию личностного развития в процессе служебной деятельности.
Изучением ценностной сферы представителей пенитенциарной отрасли занимались Н. Н. Белогорцев, Б. Г. Бовин, А. А. Вотинов, М. Г. Де-больский, Д. Е. Иванов, М. М. Ицко-вич, С. В. Маришин, А. И. Мокрецов, А. В. Сперанская, А. А. Шаров, А. В. Шнягин и др. В работах исследователей можно проследить прямую корреляцию между профессионализмом личности сотрудника УИС и его ценностной сферой. Однако имеющиеся в настоящее время работы, посвященные данной проблематике, в полном объеме не представлены либо имеют отрывочный характер.
Исходя из названных выше аргументов, было проведено эмпирическое исследование, имеющее целью анализ системы личностных и профессиональных ценностей сотрудников УИС.
Для осуществления исследования была сформирована выборка в количестве 138 человек, из них 73 курсанта Кузбасского института ФСИН России и 65 сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в Сибирском федеральном округе. Программа исследования включала психологическую диагностику на основе модифицированной методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Изменение содержания и структуры базового опросника было продиктовано условиями эксперимента. На основе пилотажного исследования, проведенного нами ранее, в виде контент-анализа, был получен вариант методики «Дифференциальная шкала базисных ценностей», которая в данный момент проходит психометрическую проверку для определения ее диагностического потенциала [3]. Оценка достоверности различий между двумя выборками по уровню выраженности личностных и профессиональных ценностей использовался U-критерий Манна-Уитни. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью программы '^а^йса for Windows 10.0".
Первый этап исследования включал в себя диагностику и анализ личностных ценностей респондентов (рис. 1; табл. 1).
Рис. 1. Графическое представление результатов исследования личностных ценностей респондентов
Результаты исследования демонстрируют наличие достоверно значимых различий в исследуемых группах по ценности саморазвития (р < 0,002). Важность саморазвития, как личностного образования, в большей степени представлена у курсантов (М = 15,3), что отражает осознанно организованный процесс достижения результатов в профессиональной деятельности. Обучение в высшем учебном заведении позволяет прогнозировать свое профессиональное развитие, основываясь на системе приобретаемых знаний и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения служебных задач. Данное обстоятельство подтверждается и полученным результатом по показателю «любо-пытность» (р < 0,001), которое ярче выражено у обучающихся и обусловлено активным включением в процесс обучения в вузе (М = 16,81).
В ходе психологической диагностики респондентов были выявлены
различия по таким личностным качествам, как «смелость» (р < 0,001), «терпение» (р < 0,016) и «отзывчивость» (р < 0,027). Выбранные респондентами личностные ценности показывают содержательную наполненность личности и ее внутренний потенциал для реализации себя как профессионала в пенитенциарной сфере.
Вместе с тем анализ результатов по и-критерию Манна-Уитни позволяет констатировать, что курсанты и сотрудники расходятся во мнении о значимости следующих личностных качеств: «справедливость» (р < 0,022), «ответственность» (р < 0,004), «целеустремленность» (р < 0,005), «самоконтроль» (р < 0,031) и «дисциплинированность» (р < 0,015), что позволяет предположить наличие объективной мотивации курсантов на выполнение поставленных служебных задач. Данные личностные показатели отражают повышенный уровень направленности
курсантов на профессиональную деятельность и могут рассматриваться в качестве профессионально-важных качеств будущего сотрудника УИС. Не следует отрицать присутствие названных выше личностных качеств и у практических работников исправительных учреждений, однако они выражены в меньшей степени. Вероятно, данное обстоятельство можно интерпретировать достаточно большим опытом взаимодействия с различными категориями осужденных, что не исключает их влияния и на личностные качества сотрудников.
Также различия в значимых личностных качествах между исследуе-
мыми группами были получены по шкалам: «сочувствие» (р < 0,017), «доброта» (р < 0,028), «аккуратность» (р < 0,053), «пунктуальность»
(р < 0,001), «бережливость» (р < 0,003) и «настойчивость» (р < 0,003). Также заметим, что значимость качества «доброта» у сотрудников исправительных учреждений выражена больше (М = 12,29). Обозначенная характеристика выступает для практических работников исправительных учреждений нравственной ценностью, наполняющей профессиональную деятельность определенным смыслом и осознанием личностной и социальной значимости выполняемого труда.
Таблица 1
Сравнение групп по выраженности личностных ценностей
(и-Манна-Уитни)
Личностные ценности U Уровень значимости Средние значения
Курсанты N = 169 Сотрудники N = 157
Саморазвитие 546 0,002* 15,3 9,12
Смелость 661 0,001 12,5 8,05
Оптимизм 602,5 0,135 11,15 10,30
Уверенность в себе 749,5 0,032 13,26 16,01
Воспитанность 683 0,309 13,07 12,67
Искренность 609,5 0,601 10,09 9,91
Терпение 577 0,016 10,2 15,32
Отзывчивость 647 0,027 12,37 7,83
Любопытность 624 0,001 16,81 10,4
Рационализм 519 0,502 17,17 16,3
Жизнерадостность 621,5 0,109 11,51 10,04
Общая культура 626 0,245 15,09 14,11
Справедливость 571,5 0,022 13,61 10,20
Ответственность 640,5 0,004 13,26 16,01
Общительность 524 0,421 13,07 12,67
Сочувствие 589 0,017 14,51 10,9
Доброта 632 0,028 9,73 12,29
Здоровье 703 0,401 13,82 12,91
Целеустремленность 613,5 0,005 12,18 8,13
Аккуратность 515,5 0,053 12,04 10,67
Самоконтроль 516 0,031 11,11 15,73
Эмоциональность 556 0,313 13,06 12,45
Пунктуальность 508 0,001 15,41 11,86
Бережливость 511,5 0,003 16,04 13,02
Дисциплинированность 504,5 0,015 18,05 16,51
Независимость 627 0,419 10,1 9,51
Честность 581 0,314 13,4 12,8
Оригинальность 529 0,432 11,2 9,18
Настойчивость 522,5 0,003 16,81 14,40
Примечание: * курсивом выделены <
Сравнительный анализ профессиональных ценностей курсантов и сотрудников также выявил некоторые отличительные особенности (рис. 2; табл. 2). Так, например, значимость творческого подхода к профессиональной деятельности более выражена у обучающихся (М = 11,30). Полученный результат объясняется наличием
товерно значимые различия
несколько ограниченных представлений курсантов о содержании и специфике службы в местах лишения свободы и постоянных контактах со «спецконтингентом», где предполагается четкое и неукоснительное следование инструкциям и приказам (р < 0,021).
Рис. 2. Графическое представление результатов исследования профессиональных ценностей респондентов
Достоверно значимые различия в исследуемых группах были получены по значимости авторитета сотрудника в профессиональной деятельности (р < 0,015). Необходимость формирования и поддержания авторитета в процессе служебной деятельности в большей степени выражена в группе практических работников (М = 15,18), которые в условиях систематического взаимодействия с лицами, находящимися под стражей, обязаны контролировать свое поведение и адекватно реагировать на возникающие нестандартные и стрессовые ситуации. Дан-
ный тезис можно подтвердить и результатом по шкале «беспристрастность» (р < 0,054). Следует подчеркнуть, что осознанное непринятия какого-либо возможного варианта или обращения к заинтересованной стороне в ходе профессиональной деятельности характерна для сотрудников УИС (М = 12,11). В то же время необходимость корректного поведения в процессе служебной деятельности зафиксирована в выборке курсантов образовательных организаций ФСИН России (р < 0,047).
Таблица 2
Сравнение групп по выраженности профессиональных ценностей
(и-Манна-Уитни)
Профессиональные ценности U Уровень значимости Средние значения
Курсанты N = 169 Сотрудники N = 157
Творческая работа 518 0,032 11,30 7,02
Информированность 216,3 0,523 13,04 12,80
Добросовестное выполнения своих обязанностей 406,5 0,011 14,32 14,15
Гуманизм 603 0,256 13,01 12,60
Авторитет в профессиональной деятельности 408 0,015 13,90 15,18
Трудолюбие 573,5 0,213 15,06 14,73
Порядочность 625 0,109 13,75 12,11
Адаптивность 605,5 0,006 16,55 12,70
Престижность профессии 819,5 0,014 15,22 10,44
Профессиональный статус 674 0,512 13,59 12,20
Беспристрастность 632 0,054 10,35 12,11
Доверие коллег 507,5 0,315 13,64 13,33
Самостоятельность принятия решений 670 0,012 9,82 7,09
Карьерный рост 545 0,003 16,13 12,71
Корректность поведения 643 0,047 14,75 11,56
Честь и достоинство 620 0,298 16,05 15,53
Требовательность к себе и другим 654 0,001 16,17 9,83
Профессиональные навыки 609,5 0,038 17,22 14,23
Независимость своих взглядов и мнений 492,5 0,265 10,43 9,37
Благосостояние 532 0,052 11,67 13,02
Уровень образования 506,5 0,002 15,79 9,17
Разнообразие профессиональной деятельности 611 0,014 10,03 13,52
Стабильность 437,5 0,526 14,39 15,17
Строгое следование приказам и инструкциям 501,5 0,021 15,05 13,25
Высокие профессиональные достижения 496,5 0,013 15,61 9,54
Уважение коллег 609 0,009 15,07 17,50
Организованность 515,5 0,012 14,10 10,28
Условия работы 418,5 0,005 10,36 12,20
Безопасность профессиональной деятельности 611 0,025 13,03 16,88
Большое значение курсанты придают профессиональным навыкам, которыми должны владеть будущие сотрудники исправительных учреждений (р < 0,038) и уровню образования (р < 0,002). Получение высшего профессионального образования, по их мнению, способствует карьерному росту (р < 0,003) и достижению высоких профессиональных результатов
(р < 0,013). Процесс обучения в вузе дает возможность курсантам интерио-ризировать общечеловеческие и профессиональные ценности, осмыслить значимость результатов своей будущей деятельности, сформировать
ценностно-смысловое отношение к жизни и служебной деятельности, что в полной мере позволяет строить траекторию профессионального развития.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает полученный достоверно значимый результат по шкале «адаптивность» (р < 0,006). Как утверждают Т. В. Никитина и П. И. Никитин, адаптация к специфике профессиональной деятельности «обеспечивается высоким уровнем сформированности профессионально важных умений и навыков, определенных физических и психических качеств, высоким уровнем профессиональной работоспособности» [2,
с. 163]. Включение в структуру адаптивности интеллектуальных качеств свидетельствует о становлении у курсантов в период профессионального обучения устойчивой картины миры, умения видеть ситуацию и находить новые способы взаимодействия с ней. В большей степени способность к мобильности и приспособлению к условиям окружающей среды демонстрируют курсанты (М = 16,55). Данное обстоятельство позволяет предположить, что практические сотрудники осуществляют профессиональную деятельность по выработанному алгоритму, не всегда учитывая динамику внешней физической и социальной среды (М = 12,70).
Статистически значимые различия в исследуемых группах были получены по таким значимым для профессии сотрудника показателям, как «уважение коллег» (р < 0,009), «организованность» (р < 0,012), «условия работы» (р < 0,005) и «безопасность профессиональной деятельности» (р < 0,025). Выделенные в качестве ведущих, данные показатели профессиональной деятельности ориентированы на каче-
ственное выполнение поставленных служебных задач, с одной стороны, а с другой, — обеспечение личностного развития специалиста УИС.
Подведем итоги. Изучение личностных и профессиональных ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы является достаточно актуальным и своевременным в условиях реформирования пенитенциарной отрасли. Служебная деятельность представителей исправительных учреждений характеризуется специфическими условиями, связанными, прежде всего, с повышенным уровнем стрессогенности и экстремальности. Осознание данных особенностей и значимости профессиональных требований, как показало исследование, происходит уже в период получения профессионального образования у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Личностные и профессиональные ценности сотрудников и обучающихся имеют некоторые отличительные особенности, однако в целом они могут выступать в качестве ведущих детерминант профессиональной успешности.
Литература
1. Ицкович, М. М. Ценностно-смысловые детерминанты поведения сотрудников УИС. — Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2016. — 116 с.
2. Никитина, Т. В. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля / Т. В. Никитина, П. И. Никитин // Вестник ТГПУ. — 2016. — № 4 (169). — С. 162-166.
3. Самойлик, Н. А. Контент-аналитическое изучение ценностных ориентаций личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 11 (ноябрь). — URL: http://e-koncept.ru/2018/182033.htm.
4. Хвостов, А. А. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия / А. А. Хвостов, Л. М. Проценко, В. С. Мухина // Развитие личности. — 2003. — № 3. — С. 133-144.
Сведения об авторе
Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]
УДК 159.9
© Тресвятский Л. А., 2018
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Работа психологического характера с лицами, осужденными за преступления экстремистской и террористической направленности, имеет большое значение. Одно из направлений в данной работе связано с психологической коррекцией личности осужденного. Неадекватные правовые представления осужденных мешают пересмотреть им отношение к радикализму и терроризму. Работа по данному направлению многоплановая, в значительной степени носит социально-идеологический характер. Коррекция психологических компонентов саморегуляции должна быть направлена на позитивное улучшение поведения осужденного.
Ключевые слова: экстремизм; терроризм; осужденный; психологическая коррекция.