ПСИХОЛОГИЯ
Psychology
УДК 159.9.075
© Самойлик Н. А., 2018
ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи характеристик профессионально-ценностных ориентации и самоактуализации сотрудников уголовно-исполнительной системы. На основании полученных результатов сделаны выводы о наличии тесных положительных взаимосвязей компонентов профессионально-ценностных ориентации с компетентностью во времени, самоподдержкой, значимостью самоактуализации, мобильностью поведения, самоуважением, общительностью и когнитивными способностями. Показано, что для сотрудниковуголовно-исполнительной системы данные характеристики определяют специфику личностного и профессионального становления.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы; самоактуализация; профессионально-ценностные ориентации; корреляционный анализ.
© Samoylik N. A., 2018
INTERRELATION OF CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS AND SELF-UPDATING OF EMPLOYEES OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM
Results of an empirical research of interrelation of characteristics of professional and valuable orientations and self-updating of employees of a penal correction system are presented in article. On the basis of the received results conclusions are drawn on existence of close positive interrelations of components of professional and valuable orientations with competence of time, by self-support, the importance of self-updating, mobility of behavior, self-esteem, sociability and cognitive abilities. It is shown that for employees of a penal correction system these characteristics define specifics of personal and professional formation.
Keywords: employees of a penal correction system; self-updating; professional and valuable orientations; correlation analysis.
Формирование системы профессиональных взглядов и установок во многом обусловливается личностными характе-
ристиками специалиста, имеющего определенный набор профессиональных компетенций и необходимых профессио-
нальных качеств для успешного выполнения поставленных служебных задач. Особое место в структуре профессиональных областей занимают сотрудники уголовно-исполнительной системы
(УИС), служебная деятельность которых носит специфический характер.
Сотрудники УИС выполняют социально значимую функцию по изоляции и исправлению осужденных, приговоренных судом к лишению свободы. Большая часть лиц, находящихся в исправительных учреждениях, мотивирована на поддержание и активное распространение криминальной субкультуры, что может негативно отразиться не только на функционировании учреждений в целом, но и на специфике выполнения служебных задач со стороны сотрудников. В подобных условиях особое внимание следует уделить процессам личностного и профессионального развития, которые во многом определяют самоактуализацию представителей пенитенциарных учреждений. Под профессиональным развитием следует понимать процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального роста. Личностное развитие, по нашему мнению, предполагает интеграцию личностных качеств сотрудников УИС в новую систему значимых профессиональных координат, в основе которых находятся ценностные ориентиры, значимые для каждого специалиста.
Изучением психологического феномена самоактуализации как особого личностного образования занимались А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский,
Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу,
С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др. А. Н. Леонтьев рассматривает процесс самореализации личности через призму постановки и реализации жизненных целей, которые «сливают ее жизнь с жизнью людей, их благом» [1, с. 168]. Д. А. Леонтьев предлагает иную трактовку понятия «самоактуализация», констатируя, что самоактуализация — «процесс развертывания и созревания заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей» [3, с. 18]. Представитель гуманистической психологии А. Маслоу утверждал идею об изначальной предопределенности у человека потребности к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей, что и обусловливает процесс самореализации и выбор ценностной парадигмы жизнедеятельности [4].
С философско-антропологической позиции уточняют содержание феномена самоактуализации личности В. И. Сло-бодчиков и Е. И. Исаев [8]. С точки зрения психологов, самоактуализация является процессом становления субъектно-сти жизнедеятельности личности через освоение норм, способов и требований деятельности, правил социальной среды, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
Таким образом, результаты многочисленных исследований определили общее представление о самоактуализации как одном из важных средств сохранения и развития субъектности и индивидуальности в отношении личностных и, в зрелом возрасте, профессиональных ценностей.
В то же время, опираясь на деятель-ностный принцип отечественной психологии, отметим, что развитие личности осуществляется в ходе овладения профессией и последующей успешной реализацией в ней, приобретения профессионального «акме». Становление профессионала, а значит, достижение самоактуализации, возможно в том случае, если взаимосвязаны личностное и профессиональное развитие, объединяющим фактором которых выступают профессионально-ценностные ориентации.
Принимая во внимание вышеперечисленные аргументы, нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций и самоактуализации сотрудников УИС. Выбор данной темы обусловлен особым характером служебной деятельности специалистов пенитенциарных учреждений и стрессогенным характером профессии, вызывающим некоторое снижение уровня потребности в самореализации.
В качестве выборки исследования выступили сотрудники исправительных учреждений, средний возраст 25 до 38 лет (36,7 ± 17,2 лет), имеющие средний стаж работы от 5 до 12 лет (10,6 ± 8,1 год). Количество респондентов составило 118 человек. Для проведения исследования были отобраны следующие диагностические методики: «самоактуализаци-онный тест» (Э. Шостром, в адаптации Л. Я. Гозмана) [6] и опросник «Диагностика профессионально-ценностных ори-ентаций личности» (далее — «ДиП-ЦОЛ») (Н. А. Самойлик) [7].
Для изучения взаимосвязи между профессионально-ценностными ориента-
циями и показателей самоактуализации сотрудников УИС применялся r-критерий Спирмена. При анализе результатов в исследовании был проведен статистический анализ данных с помощью программы «Statistiсa for Windows 10.0».
В ходе первого этапа эмпирического исследования были получены следующие результаты (табл. 1). Обнаружена умеренная положительная взаимосвязь значимости отношений в профессиональной деятельности сотрудников УИС и их компетентностью во времени (r = 0,68 при р < 0,01), что позволяет утверждать увеличение осознания важности поддержания межличностных взаимодействий с коллегами по службе и осужденными за счет адекватного и целостного переживания своей жизни и профессиональных перспектив. Ценности-отношения имеют также положительные корреляционные связи с гибкостью поведения (r = 0,64 при р < 0,001), самопринятием (r = 0,56 при р < 0,001) и шкалой «контактность» (r = 0,76 при р < 0,01). Полученные взаимосвязи демонстрируют, что объективное осмысление и субъективное принятие значимости профессиональных отношений опирается на мобильность в реализации личностных ценностей в ходе выполнения поставленных служебных задач, а также способность быстро и адекватно реагировать на динамичные условия профессиональной деятельности. Данные особенности отражают формирование мотивации сотрудников УИС на постоянную оценку своих достоинств и недостатков в процессе взаимодействия и готовность к субъект-объектному общению.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа между шкалами методики «Самоактуализационный тест» и «ДиПЦОЛ» (г-критерий Спирмена)
Шкалы О О О
О cn Л Рч д д g
методики Л Л Л Т Т кч Т
С
Тс 0,68 - - 0,49 - - - - -
I - - 0,77 - 0,54 - - 0,59 0,61
Sav - - - 0,82 - - - - -
Ex 0,64 - - - - 0,42 - - 0,69
Fr - - 0,44 - - - - - -
S - - 0,35 - - - - - 0,52 - -
Sr - - - 0,71 - - - - -
Sa 0,56 - - - - 0,45 - 0,66 -
Nc - - - - -- - 0,53 0,65 -
Sy - 0,52 - - - - - - -
A - - - 0,43 - - - - 0,57 - - 0,63
C 0,76 - - - 0,38 - - - -
Cog - - 0,54 - - - 0,92 - -
Cr - - - 0,49 - - - - 0,55 -
Примечание: Ц-О — ценности-отношения, Ц-З — ценности-знания, Ц-Ц — ценности-цели, Ц-Р — ценности-результат, Ц-К — ценности-качества, Ц-У — ценности-умения, КТ ПЦО — когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ ПЦО — эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций, ПТПЦО — поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций; Тс — компетентность во времени, I — самоподдержка, SAV — ценность самоактуализации, Ex — гибкость поведения, Fr — реактивная чувствительность, S — спонтанность, Sr — самоуважение, Sa — самопринятие, Nc — принятие природы человека, Sy — синергия, А — принятие собственной агрессии, С — контактность, Cog — познавательные потребности, Cr — креативность. Курсивом выделена сильная значимая связь (при р < 0,01); жирным шрифтом — очень сильная значимая связь (прир < 0,001).
В то же время обнаружена отрицательная умеренная взаимосвязь между шкалой «ценности-знания» и спонтанностью (r = - 0,35 при р < 0,01), показывающая наличие у сотрудников УИС способности к продуманным и целенаправ-
ленным действиям, в том числе в стрес-согенных и экстремальных ситуациях. По
этому поводу справедливо замечают в своем исследовании Я. Н. Полякова, А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая: «Проявление разумного риска в служебной деятельности связано с достижением общественно полезной цели и означает такой результат рискованных действий, который одобряется моралью и правом» [5,
с. 94]. Представленная особенность профессиональной деятельности специалистов исправительных учреждений обусловлена пониманием противоречий отрицательных и положительных факторов службы и направлена на расширение границ личностного и профессионального развития.
Особое место в структуре трудовой деятельности сотрудников УИС отводится пониманию необходимости достижения профессиональных целей. Полученные в ходе диагностики тесные положительные взаимосвязи (г = 0,4-0,7) между ценностями-целями и самоподдержкой, реактивной чувствительностью и познавательными потребностями показывают, что чем выше осознается значимость профессиональных целей, тем в большей степени формируется относительная независимость убеждений, поступков и принципов, рефлексия и стремление к приобретению новых знаний, в том числе профессиональных.
Однако цель профессиональной деятельности сотрудников УИС не предполагает применение агрессивных наклонностей (г = - 0,43 при р < 0,01) и творческую направленность службы (г = - 0,49 при р < 0,01) сотрудников пенитенциарных учреждений. Полученные результаты отражают правовой характер служебных задач, в которых любой акт правоприменения влечет определенные последствия, и в большей степени направлены на неукоснительное выполнение требований профессиональных инструкций и должностных обязанностей.
Результативность как значимая профессиональная характеристика имеет по-
ложительные взаимосвязи с адекватным мироощущением (г = 0,49 при р < 0,01), самоактуализацией (г = 0,82 при р < 0,001) и самоуважением (г = 0,71 при р < 0,001). Способность достигать высоких результатов в профессиональной деятельности у представителей УИС детерминирована увеличивающейся потребностью в осмысленности целостности и непрерывности жизнедеятельности и адекватности оценки своих достоинств, что является лидирующими показателями самоактуализации личности.
Одним из условий успешности профессиональной деятельности, а значит и эффективной самореализации, выступают личностно-профессиональные особенности сотрудников исправительных учреждений. Как отмечают в своей работе М. С. Коданева и др., «на основании анализа требований, предъявляемых к личности пенитенциарного сотрудника, можно утверждать, что эффективный специалист — это зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек» [1, с. 5]. Согласно полученным результатам, наиболее важными профессиональными качествами респондентов исследуемой выборки являются самоподдержка (г = 0,54 при р < 0,01) и общительность (г = 0,38 при р < 0,001). Данные отражают высокую степень свободы выбора при внешнем локусе контроля сотрудников УИС.
Также постоянно увеличивающаяся значимость разного рода взаимодействий в ходе профессиональной деятельности специалистов УИС во многом демонстрируют направленность отношений, которые, по мнению Е. Б. Старовойтенко,
«всегда предметны, адресованы к чему-либо объективному, существенному в жизни, всегда отражают качества жизненных явлений, несут на себе печать качественной определенности личности»
[9, с. 22].
Полученные положительные умеренные взаимосвязи профессиональных навыков сотрудников УИС с гибкостью поведения (г = 0,42 при р < 0,01) и самопринятием (г = 0,45 при р < 0,01), отра-
жают постоянно увеличивающуюся потребность в мобильности при достижении профессиональных ценностей и объективности оценки своих достоинств и рефлексии имеющихся недостатков.
На втором этапе исследования был осуществлен количественный анализ полученных результатов в выборке сотрудников УИС по типу профессионально-ценностных ориентаций (табл. 2).
Таблица 2
Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций сотрудников УИС
Тип профессионально-ценностных ориентаций Выраженность типа профессионально-ценностных ориентаций
Когнитивный тип 33
Эмоциональный тип 10
Поведенческий тип 57
В группе сотрудников УИС преобладает поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций, направленный на операционно-деятельностный аспект реализации себя и актуализацию себя как профессионала. Активная профессиональная позиция специалистов трудовой сферы, относящейся к исполнению наказаний, имеет положительные взаимосвязи с необходимостью руководствоваться профессиональными целями (г = 0,61 при р < 0,01) и мобильностью профессионального поведения (г = 0,69 при р < 0,01). Однако профессиональное поведение сотрудников не предусматривает таких негативных эмоциональных проявлений, как раздражение, гнев, агрессивность (г = - 0,63 при р < 0,001).
Систематическое желание совершенствовать профессиональные знания обусловлено объективным восприятием
внутреннего мира другого человека (г = 0,53 при р < 0,01) и стремлением к приобретению новых знаний, необходимых для эффективного достижения поставленных служебных задач (г = 0,92 при р < 0,001). В то же время получение и расширение профессиональных знаний целенаправленно и не предполагает спонтанности и сиюминутности (г = - 0,52 при р < 0,01), а ориентировано на систематическую и целенаправленную работу, полностью исключающую проявление деструктивности (г = - 0,57 при р < 0,01).
Высокий уровень удовлетворенностью результатами служебной деятельности сотрудников УИС обусловлен потребностью в личностной и профессиональной самоактуализации (г = 0,59 при р < 0,001), объективностью в самопринятии (г = 0,66 при р < 0,01) и творческой
направленности личности специалистов играют профессионально-ценностные
исправительных учреждений (г = 0,55 при ориентации, представляющие собой
р < 0,01). единство личностного и профессиональ-
Таким образом, полученные в ходе ис- ного развития с опорой на практическую
следования результаты позволяют сделать деятельность. Полученные в ходе эмпи-
следующие выводы. Вопросы самоактуа- рического исследования результаты поз-
лизации сотрудников УИС имеют большое воляют утверждать наличие тесных вза-
значение в контексте профессионального имосвязей между характеристиками про-
становления специалистов, работающих с фессионально-ценностных ориентаций и
различными категориями осужденных. Ве- самоактуализацией специалистов пени-
дущую роль в процессе самоактуализации тенциарных учреждений.
Литература
1. Коданева, М. С. Диагностика и развитие профессионально важных качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / М. С. Кода-нева, Е. С. Лобанова, С. А. Прокопьева, О. Н. Ракитская, А. В. Сперанская. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. — 215 с.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
3. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 13-46.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с.
5. Полякова, Я. Н Специфика психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности / Я. Н. Полякова, А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая // Успехи современной науки и образования. — 2016. — № 7. — Т. 4. — С. 90-95.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. — С.190-208.
7. Самойлик, Н. А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориента-ций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 7 (63). — С. 141-167.
8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
9. Старовойтенко, Е. Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. — К.: Лыбедь, 1992. — 216 с.
Сведения об авторе
Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics department, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]