Научная статья на тему 'Ценностные показатели профессиональной самореализации сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Ценностные показатели профессиональной самореализации сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL VALUES / SELF-REALIZATION / EMPIRICAL RESEARCH / SELF-CONTROL / ACTIVITY / RESPONSIBILITY / REFLECTION / COMMUNICATIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

Статья посвящена изучению и анализу ценностных критериев профессиональной самореализации сотрудников пенитенциарной сферы труда. В результате эмпирического исследования доказано, что наиболее значимыми ценностями профессиональной самореализации исследуемых групп являются саморегуляция, активность, ответственность, рефлексия, коммуникативность. Выделенные в качестве ценностных ориентиров профессиональной самореализации данные критерии позволяют формировать объективное отношение к процессу труда, с одной стороны, а с другой прогнозировать личностное развитие сотрудника исправительного учреждения в ходе выполнения задач по изоляции осужденных от социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The axiological indicators of professional self-realization of the staff of the penal correction system

The article is devoted to the studying and the analysis of axiological criteria of professional self-realization of the employees of the penitentiary sphere of labour. As a result of the empirical research it is proved that the most significant values of professional self-realization of the studied groups are self-control, activity, responsibility, reflection, communicativeness. On the one hand, these criteria which are marked out as values of professional self-realization allow to form the objective relation to work process, and on the other hand, they allow to predict personal development of the employee of correctional facility during the performance of tasks of isolation of convicts from the society.

Текст научной работы на тему «Ценностные показатели профессиональной самореализации сотрудников уголовно-исполнительной системы»

zaklyuchennykh-izbavlyayut-ot-zavisimostej-string-terapiej.html (дата обращения: 25.05.2019).

8. Зауторова, Э. В. Применение методов арт-терапии в работе с несовершеннолетними осужденными. — URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 25.05.2019).

9. На калужских женщинах-заключенных испытали куклотерапию. — URL: http://kaluga24.tv/na-kaluzhskih-zhenshhinah-zaklyuchennyh-ispytali-kukloterapiyu/ (дата обращения: 25.05.2019).

Сведения об авторе

Самиулина Яна Валерьевна: ФКОУ ВО Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), доцент кафедры профессиональных дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: yanasam-09@mail.ru

Information about the author

Samiulina Yana Valerievna: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Samara, Russia), associate professor of the Chair of the Professional Disciplines, candidate of law. E-mail: yanasam-09@mail.ru

УДК 159.9.072

© Самойлик Н. А., 2019

ЦЕННОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена изучению и анализу ценностных критериев профессиональной самореализации сотрудников пенитенциарной сферы труда. В результате эмпирического исследования доказано, что наиболее значимыми ценностями профессиональной самореализации исследуемых групп являются саморегуляция, активность, ответственность, рефлексия, коммуникативность. Выделенные в качестве ценностных ориентиров профессиональной самореализа-

ции данные критерии позволяют формировать объективное отношение к процессу труда, с одной стороны, а с другой — прогнозировать личностное развитие сотрудника исправительного учреждения в ходе выполнения задач по изоляции осужденных от социума.

Ключевые слова: профессиональные ценности; самореализация; эмпирическое исследование; саморегуляция; активность; ответственность; рефлексия; коммуникативность.

© Samoylik N. A., 2019

THE AXIOLOGICAL INDICATORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE STAFF OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM

The article is devoted to the studying and the analysis of axiological criteria of professional self-realization of the employees of the penitentiary sphere of labour. As a result of the empirical research it is proved that the most significant values of professional self-realization of the studied groups are self-control, activity, responsibility, reflection, communicativeness. On the one hand, these criteria which are marked out as values of professional self-realization allow to form the objective relation to work process, and on the other hand, they allow to predict personal development of the employee of correctional facility during the performance of tasks of isolation of convicts from the society.

Keywords: professional values; self-realization; empirical research; self-control; activity; responsibility; reflection; communicativeness.

Проблема профессиональной са- ров самореализации при выполнении

мореализации сотрудников уголовно- поставленных профессиональных за-исполнительной системы (далее — дач, особенно если целью профессио-

УИС) в современных условиях приоб- нальной деятельности является систе-

ретает особенно актуальное звучание. матическое взаимодействие с лицами,

Целевая направленность любой сферы отбывающими наказание в местах

труда заключается прежде всего в раз- лишения свободы за совершение пре-

витии внешних и внутренних факто-

ступлений различной степени тяжести.

Исходя из специфики служебной деятельности представителей пенитенциарной сферы, можно сделать вывод о предъявлении со стороны государства и общества особых требований к их профессиональным и личностным качествам. Кроме физических, морально-нравственных и личностных особенностей, сотрудники УИС должны обладать развитой системой ценностных ориентаций, которые выступают основой самореализации в труде и позволяют проектировать процесс достижения профессионального «акме» при выполнении поставленных служебных задач.

Вопросы содержания и структуры самореализации в научной литературы отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлин-ского, Л. Г. Брылевой, Е. Е. Вахромо-ва, А. К. Исаева, Р. Р. Исмагиловой, Л. А. Коростылевой, В. И. Моросано-ва, С. Р. Пантилеева, Д. И. Фель-дштейна и др.

Процесс самореализации в современных научных исследованиях трактуется по-разному. Так, например, Б. Г. Ананьев [2] самореализацию по-

нимает как значимую социальную активность личности, направленную на формирование системы ведущих ориентиров и смысловых критериев. Согласно авторскому мнению Л. А. Коростелевой, самореализация личности — это «осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [8, с. 52]. Д. И. Фельдштейн видит в самореализации особую форму личностного развития [11]. Процессуальный аспект самореализации отмечают К. А. Абульханова-Славская [1] и Л. И. Анцыферова [4]. Как утверждают Е. В. Киенко и И. С. Морозова, «целью любой профессиональной деятельности является максимальное самоосуществление» [6, с. 249]. Далее они отмечают роль самореализации в труде, заключающуюся в том, что «концентрация на профессиональной сфере позволяет более полно осмыслить феномен самореализации человека и использовать полученные данные в практических целях» [5, с. 250].

Схожая позиция предложена и А. К. Марковой, констатирующей, что

значимым фактором личностного саморазвития и успешной самореализации зрелого человека выступает профессионализация [10]. Профессиональная деятельность является источником существования и средством самореализации личности, что позволяет формировать ценностную сферу профессионализма субъекта труда.

Таким образом, самореализация представляет особый процесс развития личности через реализацию себя в ходе жизнедеятельности и выступает высшей стадией личностной зрелости, а значит, является результатом психологического развития конкретного человека. Согласно авторскому мнению С. Ф. Анисимова, становление личности невозможно без опоры на ценностную сферу, которая предполагает осознание и наделение смыслом процесса жизнедеятельности [3].

Однако, несмотря на пристальный интерес ученых к данной проблематике, вопросы самореализации представителей пенитенциарной службы до настоящего времени остаются открытыми и дискуссионными в силу особых функциональных задач данной профессиональной сферы труда.

Проблема профессиональной самореализации представителей УИС

затрагивает не только вопросы, связанные с эффективным выполнением поставленных служебных задач по изоляции и исправлению осужденных, но и в большей степени касаются вопросов специфического отношения к реализуемым профессиональным обязанностям как особой форме включенности и вовлеченности в процесс служебной деятельности и ее успешной реализации. Поэтому целью нашего исследования стало изучение ценностных показателей профессиональной самореализации сотрудников пенитенциарной сферы труда.

Исследование проводилось в 2018 г. на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк). Выборка исследования была поделена на 4 разнозначные группы (по 30 человек в каждой). В соответствии с целью исследования первую группу составили курсанты образовательных организаций ФСИН России, вторую — сотрудники со стажем работы до 5 лет, третью — сотрудники со стажем работы от 6 до 10 лет, четвертую — сотрудники со стажем службы более 10 лет. Таким образом, в исследовании приняли участие 120 представителей пенитенциарной сферы.

Реализация исследования осуществлялось при помощи анкеты, включающей перечень ценностных критериев профессиональной деятельности, необходимых для самореализации личности в труде. Для обработки полученных количественных результатов использовался частотный (процентный) и ранговый анализ. Анализируя полученные результаты исследования, мы обращали внимание

на те ценности профессиональной самореализации, которые имели средний ранг не менее 3,5 и встречающиеся у более 10 % респондентов.

Результаты исследования

При исследовании ценностных показателей профессиональной самореализации сотрудников пенитенциарной сферы труда были выявлены некоторые особенности (таблица 1).

Таблица 1

Ранговые значения ценностных показателей профессиональной самореализации представителей выборки

Группы респондентов Активность Коммуникативность Ответственность Рефлексия Саморегуляция

Группа 1 3,52 4,08 4,32 3,53 3,67

Группа 2 3,55 3,62 4,18 3,59 4,1

Группа 3 3,69 4,02 3,62 3,84 4,15

Группа 4 3,56 3,69 3,5 3,91 3,83

На основании полученных результатов можно сделать вывод о преобладании значимости саморегуляции в процессе профессиональной деятельности сотрудников УИС. Среди исследуемых групп ценность саморегуляции более выражена у сотрудников

со стажем работы от 6 до 10 лет (19 %) (рис. 1). Данное обстоятельство обусловлено тем, что в условиях профессиональной деятельности специалистов пенитенциарной сферы саморегуляция выступает в качестве значимого способа повышения успешно-

сти выполнения профессиональных задач, позволяющего активизировать актуальные и потенциальные резервы личности.

С одной стороны, она определяет условия овладения будущей профессией специалиста пенитенциарной системы, а с другой, способствует профессиональному совершенствованию

сотрудника. Саморегуляция в процессе трудовой самореализации становится ценностным ориентиром, детерминирующим профессиональное саморазвитие и выступающим в качестве базовой предпосылки развития общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников исправительных учреждений.

Таблица 2

Показатели значений ценностей профессиональной самореализации

в выборке исследования, (%)

Группы респондентов Активность Коммуникативность Ответственность Рефлексия Саморегуляция

Группа 1 16 24 22 15 16

Группа 2 15 17 14 14 15

Группа 3 14 13 13 17 19

Группа 4 15 6 11 17 17

Значимость саморегуляции в процессе служебной деятельности специалистов пенитенциарной сферы не следует недооценивать. Систематически взаимодействуя с различными категориями осужденных, сотрудники таким образом формируют и совершенствуют навыки управления своими эмоциями и поведением. Нередко со стороны спецконтингента встреча-

ются провокации, направленные на дестабилизацию оперативной обстановки в исправительном учреждении. В данном случае ценность саморегуляции в процессе несения службы для сотрудников УИС возрастает и может характеризовать специфику профессиональной самореализации, что в целом отражают полученные эмпирические результаты.

Следующим ценностным критерием профессиональной самореализации сотрудников УИС выступает активность, направленная на развитие способности к осуществлению социальной значимой профессии с опорой на волевые качества и поведенческие характеристики специалистов пенитенциарной службы. Выраженность активности среди групп респондентов имеет практически одинаковое значение и варьируется в диапазоне 14 до 16 %.

В основе личностной активности, по мнению И. А. Коверзнева, лежат три аспекта: мотивационный, целевой и инструментальный [7]. Рассмотрим данные аспекты применительно к профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений. Мотивационная основа активности специалистов пенитенциарной сферы проявляется в разнообразии взаимоотношений, как с коллегами, так и с различными категориями осужденными. Развитая система межличностных отношений демонстрирует значимость поддержания принадлежности к профессиональной группе, ориентацию на эмоциональные контакты и обладание статусом «Я-

профессионал» через организацию процесса эффективного взаимодействия.

Мотивационная основа активности предполагает также наличие цели как ведущего процесса удовлетворения потребностей сотрудников УИС. Наиболее весомым аргументом развития целевой направленности личности является стремление к достижению поставленных задач по изоляции и исправлению осужденных. Мотивация позволяет не только определить специфические характеристики самореализации специалистов пенитенциарной сферы труда, но и построить траекторию профессионального развития, опираясь на систему профессиональных и личностных ценностей.

В процессе самореализации человек выходит за пределы своих достижений. При этом, как справедливо считает Д. А. Леонтьев, «самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла» [9, с. 41]. Таким образом, самоактуализация сотрудников УИС предполагает поиск смыслового аспекта профессиональной деятельности и построение на его основе ценностных ориентиров реализуемого труда. По утверждению

Л. А. Коростылевой, формирование смысла — «процесс становления зрелой личности, который предполагает стабилизацию внутренней интеграции человека, наличие устойчивых жизненных планов» [8, с. 53].

Осуществление профессиональной деятельности и самореализации как ее весомого результата невозможно без определенных средств, позволяющих эффективно выполнять должностные инструкции и достигать поставленных целей. В качестве таких инструментальных средств у представителей пенитенциарной отрасли труда выступает система ценностей, дающая возможность, с одной стороны, осознать и принять смысловую составляющую служебной деятельности, а с другой, определить внешние и внутренние критерии профессионализма сотрудников УИС.

Не менее важным ценностным показателем профессиональной деятельности специалистов исправительных учреждений выступает такое личностное качество, как ответственность, обусловливающая многие аспекты процесса жизнедеятельности. Ответственность более характерна для курсантов образовательных организа-

ций ФСИН России (22 %) и сотрудников со стажем службы до 5 лет (14 %).

Согласно авторскому подходу Д. А. Леонтьева, ответственность представляет собой особое волевое качество личности, которое выражается во внешнем и внутреннем контроле деятельности личности [9]. Ответственность, как устойчивое личностное образование, формируется исключительно в деятельности при соблюдении норм и правил социума, в который входит человек с момента рождения. В контексте нашей работы следует говорить о профессиональной ответственности как значимой категории профессиональной деятельности специалистов пенитенциарной сферы.

Профессиональная ответственность сотрудников УИС — интегра-тивная характеристика, выражающаяся в способности принимать обоснованные решения в ходе служебной деятельности, проявлять добросовестность в их реализации и готовности отвечать за результаты и последствия подобных действий. Кроме того, профессиональная ответственность представителей пенитенциарной сферы носит комплексный характер и связана с правовым, социальным, психоло-

гическим и педагогическим характером.

Ответственность является базовой ценностью сотрудников УИС и одним из ведущих факторов самореализации. Данная характеристика отражает степень зрелости личности, детерминирует отношение к различным служебным ситуациям и направлена на реализацию в профессиональной деятельности личностного смысла специалистов пенитенциарной сферы.

Необходимой ценностью профессиональной деятельности сотрудников УИС, влияющей на самореализацию, является рефлексия. Способность к осмыслению и критическому познанию себя и окружающей действительности позволяет рассматривать рефлексию как «процессы разрешения внутренних конфликтов в смысловой сфере, как критическую переоценку ценностей» [9, с. 144]. Значение рефлексии в профессионализации субъекта труда отмечено А. А. Головиным, считающим, что это «процесс сопоставления будущим специалистом себя и своих качеств, с образом будущего профессионала и тех качеств, которые ему присущи, т. е. процесс срав-

нения «Я-реального» с «Я-профессиональным» [5, с. 165].

Рефлексию как значимую характеристику самореализации в профессии обозначили 17 % сотрудников со стажем службы более 5 и 10 лет. У представителей 1 и 2 групп рефлексия отмечена у 12 и 14 % респондентов соответственно.

Профессиональная рефлексия сотрудников УИС выполняет смыслооб-разующую роль служебной деятельности, определяя таким образом результативность поставленных трудовых задач по изоляции различных категорий осужденных, отбывающих наказание. Подобное понимание рефлексии как важного ценностного образования специалистов пенитенциарной сферы может выступать и в качестве ведущего условия для осуществления профессиональной самореализации представителей данной трудовой области.

Следует также отметить, что базовым критерием интеграции профессиональных ценностей и процесса самореализации сотрудников УИС является идентификация специалиста с требованиями и готовностью к реализации себя в профессиональной дея-

тельности. Данный процесс невозможно осуществить без устойчивой рефлексивной позиции относительно значимых профессиональных ориентиров, изменения и окончательного оформления профессиональной модели специалиста пенитенциарной области труда.

Большую роль в процессе самореализации сотрудников УИС имеет коммуникативность, которая отражает потребность в организации и поддержании межличностных контактов и взаимодействий, как с осужденными, так и сослуживцами. У курсантов, обучающихся в ведомственном вузе, коммуникативность занимает лидирующую позицию среди других ценностей самореализации (22 %).

Воздействующий эффект наказания осужденных, находящихся в местах лишения свободы, может быть достигнут только при условии создания психологической ситуации профессионального общения. Именно поэтому значение роли коммуникатив-

самореализации признается всеми представителями исследуемых групп.

Таким образом, ценностные ориентации являются значимыми компонентами самореализации представителей уголовно-исполнительной системы. Профессиональные ценности и самореализация личности в труде взаимосвязаны и выступают в качестве процесса и результата трудовой деятельности конкретной личности. В качестве основным ценностных критериев профессиональной самореализации специалиста пенитенциарной отрасли труда следует рассматривать такие, как саморегуляция, активность, ответственность, рефлексия и коммуникативность. Данные профессиональные качества определяют формирование не только объективного отношения к реализуемой профессиональной деятельности по изоляции осужденных от социума, но и позволяют прогнозировать траекторию карьерного роста представителей сотрудников исправительных учреждений.

ности в процессе профессиональной

Литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни: монография / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001.

3. Анисимов, С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. Очерки истории // Вестник МГУ, серия «Философия». — 1994. — № 4.

4. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1981.

5. Головин, А. А. Профессиональная рефлексия будущего специалиста: структура и содержание // Педагогический журнал. — 2016. — № 3.

6. Киенко, Е. В. Профессиональные аспекты самореализации личности / Е. В. Киенко, И. С. Морозова // Философия образования. — 2011. — № 2 (35).

7. Коверзнев, И. А. Психология активности и поведения. — Минск: Изд-во МИУ, 2010.

8. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

9. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.

10. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

11. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. — М.: Институт Практической Психологии, 1996.

Сведения об авторе

Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: nat_asp@mai.ru

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: nat_asp@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.