Научная статья на тему 'Изучение ценностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России на заключительном этапе обучения'

Изучение ценностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России на заключительном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / КУРСАНТЫ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / VALUE SPHERE / CADETS / TERMINAL VALUES / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / EMPIRICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования системы ценностей обучающихся ведомственного вуза ФСИН России. Доказано, что на заключительном этапе профессиональной подготовки у курсантов выражены такие терминальные ценности, как развитие себя и профессиональные достижения. Наиболее значимыми жизненными сферами деятельности респондентов выступают профессиональная жизнь и образование. Выраженность поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций свидетельствует о готовности осуществлять служебную деятельность в соответствии с необходимыми правовыми нормами. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть использованы при проведении психолого-педагогических мероприятий с курсантами, заканчивающими высшие учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE VALUE SPHERE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AT THE FINAL STAGE OF TRAINING

The article presents the results of an empirical study of the value system of cadets of a departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is proved that at the final stage of professional training, cadets express such terminal values as self-development and professional achievements. The most significant spheres of activity of respondents are professional life and education. The severity of the behavioral type of professional value orientations indicates the readiness to perform official activities in accordance with the necessary legal norms. The results obtained are of practical significance and can be used in conducting psychological and pedagogical activities with cadets graduating from higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России на заключительном этапе обучения»

Information about the author

Mishin Aleksey Andreevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of

psychological sciences. E-mail: [email protected]

УДК 159.9.072

© Самойлик Н. А., 2020

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования системы ценностей обучающихся ведомственного вуза ФСИН России. Доказано, что на заключительном этапе профессиональной подготовки у курсантов выражены такие терминальные ценности, как развитие себя и профессиональные достижения. Наиболее значимыми жизненными сферами деятельности респондентов выступают профессиональная жизнь и образование. Выраженность поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций свидетельствует о готовности осуществлять служебную деятельность в соответствии с необходимыми правовыми нормами. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть использованы при проведении психолого-педагогических мероприятий с курсантами, заканчивающими высшие учебные заведения.

Ключевые слова: ценностная сфера; курсанты; терминальные ценности; профессионально-ценностные ориентации; эмпирическое исследование.

Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.

© Samoylik N. A., 2020

STUDYING THE VALUE SPHERE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AT THE FINAL STAGE OF TRAINING

The article presents the results of an empirical study of the value system of cadets of a departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is proved that at the final stage of professional training, cadets express such terminal values as self-development and professional achievements. The most significant spheres of activity of respondents are professional life and education. The severity of the behavioral type of professional value orientations indicates the readiness to perform official activities in accordance with the necessary legal norms. The results obtained are of practical significance and can be used in conducting psychological and pedagogical activities with cadets graduating from higher educational institutions.

Keywords: value sphere; cadets; terminal values; professional value orientations; empirical research.

В условиях изменчивости и неустой- том пристального внимания ученых ста-чивости современного социума предме- новится ценностная сфера личности.

Актуальность изучения ценностей обусловлена той лидирующей ролью, которую они играют в регуляции поведения личности и способах ее самоактуализации в ходе жизни и реализуемых видов деятельности.

Исследование ценностной сферы, как в зарубежной, так и в отечественной научной мысли представлено достаточно обширно. Работы Р. Инглхарта, А. Мас-лоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Рокича, В. Франкла, Э. Шпрангера, Э. Эриксона доказали, что ценности отличаются универсальностью и индивидуальностью и отражают значимое отношение к каким-либо предметам, ситуациям или фактам действительности. По мнению А. Мас-лоу, ценности изначально не даются человеку, а их необходимо приобретать и выбирать в течение всей жизни. В связи с чем он констатирует: «Выбранные ценности и есть ценности» [3, с. 209]. В структуру «Я-концепции» К. Роджерс считает необходимым включить ценности, способствующие формированию переживания как эмоционально окрашенного состояния, выражающего определенную субъективную важность чего-либо для конкретной личности [4].

В отечественной психологии круг изучения ценностей сферы личности достаточно широк и представлен работами Л. В. Баевой, А.Г. Здравомыслова, Н. А. Журавлевой, Д. А. Леонтьева, А. В. Серого, В. А. Сластенина, В. П. Ту-гаринова, М. С. Яницкого и др. В рамках данных исследований рассматриваются проблемы анализа механизмов, факторов и условий становления и развития ценностной сферы личности.

В статье Л. Н. Антилоговой дается следующая интерпретация ценностей: «Качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человека и занимающая важное место в регуляции его поведения» [1, с. 23]. Предложенное автором определение позволяет подчеркнуть влияние ценностной сферы на возможности реализации активности и деятельности в рамках значимых жизненных периодов.

Одним из важных периодов жизнедеятельности человека является получение специального образования, которое выступает основой личностного и профессионального развития, а значит, и полноценного функционирования индивида в системе социальных отношений. По справедливому замечанию Г. И. Чижако-вой, «в образовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта» [6, с. 46].

В ходе получения специального профессионального образования следует особенно подчеркнуть роль заключительного этапа обучения, на котором закрепляются сформированные ранее компетенции и определяется индивидуальный стиль будущей профессиональной деятельности.

Наибольший интерес к становлению ценностной сферы личности традиционно отводится в процессе подготовки специалистов, чья профессиональная деятельность носит эмоционально насыщенный, конфликтный и экстремальный характер.

Успешность профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной сферы во многом обусловлена системой личностных и профессиональных ценностей. Данное обстоятельство и послужило предположением о том, что на заключительном этапе обучения у курсантов образовательных организаций ФСИН России сформирована система личностных и профессиональных ценностей.

Для проведения исследования была сформирована выборка курсантов в возрасте от 20 до 24 лет (средний возраст — 21,9 ± 5,2) и обучающихся на пятом курсе. Общее количество респондентов составило 126 человек, из них юношей — 86 %, девушек — 14 %. Исследование проводилось в 2019 г. на базе ФКОУ ВО

Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк).

Реализация исследовательской стратегии осуществлялась с помощью следующих диагностических методик: «опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») (И. Г. Сенин) и «диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») (Н. А. Самойлик).

Анализ результатов исследования проводился в два этапа. На первом этапе обрабатывались и подвергались интерпретации полученные данные по методике «ОТеЦ», на втором анализировались результаты по опроснику «ДиПЦОЛ».

На основании полученных результатов исследования по методике «ОТеЦ» можно сделать следующие выводы (табл. 1). По значимости жизненных сфер у обучающихся пятого курса более выражена область профессиональной жизни (М = 52,72), что позволяет утверждать понимание и осмысление специфических

характеристик служебной деятельности, к основным характеристикам которой следует отнести: систематическое взаимодействие с различными категориями осужденных, криминальная зараженность пенитенциарного социума, вероятность противоправных действий со стороны спецконтингента. В то время, как, по мнению М. М. Ицковича, «новый тип пенитенциарной политики требует от сотрудников УИС вхождения в более тесный контакт с преступниками для достижения ресоциализирующего воспитательного воздействия» [2, с. 3].

Отличительным признаком курсантов на данном этапе обучения становится усиление роли профессиональной деятельности в процессе жизнедеятельности как необходимого элемента саморазвития и самоактуализации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

Таблица 1

Выраженность жизненных сфер у представителей выборки по методике «ОТеЦ»

(И. Г. Сенин)

Жизненная сфера Выраженность жизненной сферы (М)

Профессиональной жизни 52,72

Обучения и образования 51,04

Семейной жизни 45,07

Общественной жизни 48,14

Увлечений 36,95

В связи с тем, что курсанты заканчивают профессиональное обучение, значимой для них также является сфера обучения и образования (М = 51,04). Повышение уровня образованности и расширение кругозора закладывают основу для организации самообразования, способствующего успешности в будущей практической деятельности.

Немаловажное влияние на ценностную сферу личности курсантов оказывает общественная жизнь (М = 48,14). Сотрудник УИС — представитель государственной службы, на которого возложены обязанности изоляции от социума наиболее опасных преступников, а также их исправление и последующая ресоциали-

зация. Пристальное внимание общества к государственным служащим обусловлено специфичностью труда. Однако и специалисты исправительных учреждений находятся в центре общественных событий, реализуя прежде всего правовое воспитание не только осужденных, но и лиц, не имеющих разногласий с законом.

Кроме того, обучающиеся ведомственных вузов ФСИН России являются постоянными и активными участниками общественных мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат истории нашей страны.

Сохранение семейных ценностей также свойственно представителям исследуемой группы (М = 45,07). Получен-

ный результат показывает значимость семейных норм и традиций для курсантов, уделяя большое внимание полноценному взаимодействию и укреплению позитивных взаимоотношений в семейных отношениях.

Относительно малая выраженность сферы увлечений (М = 36,95) обучающихся пятого курса свидетельствует о преобладании мотивации профессионального становления и совершенствования, необходимых для выполнения поставленных служебных задач, компетенций.

Среди терминальных ценностей, по методике И. Г. Сенина, преобладает зна-

чимость развития себя (М = 39,95), демонстрирующая заинтересованность курсантов заключительного этапа обучения в объективности информации о себе, своих личностных особенностях и психологических характеристиках (рис. 1). Направленность на самосовершенствование связана с пониманием развития актуальных и потенциальных возможностей, в том числе и в процессе службы. Полученный по данной шкале результат подтверждается и показателем осознания важности достижения для респондентов

(М = 34,37).

Рис. 1. Выраженность терминальных ценностей в исследуемой группе (М)

Из рис. 1 видно, что курсанты также отдают предпочтение и материальному положению (М = 35,63). При этом стремление к высокому материальному благосостоянию обусловлено, с одной стороны, условием жизненного благополучия, но, с другой, способом профессиональной самореализации.

Заслуживают внимания низкие результаты по шкалам «креативность» (М = 28,70) и «собственный престиж» (М = 28,88). Первый показатель можно объяснить невысоким уровнем проявления творчества в деятельности сотрудников УИС, профессиональная деятельность которых в большей степени ориен-

тирована на неукоснительное выполнение инструкций и законодательных актов. Четкая правовая регламентация обусловлена спецификой работы со спецконтингентом и обеспечением безопасности пенитенциарного учреждения.

Относительно осознания престижа у будущих практических сотрудников исправительных учреждений заметим, что они ориентированы на собственные суждения, поступки и взгляды, которые полностью согласуются с требованиями и нормами профессионального сообщества. Данный факт позволяет им осознать личностную и социальную важность реали-

зуемого труда по изоляции осужденных от общества.

На втором этапе изучения ценностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России на заключительном периоде обучения были проанализированы результаты исследования по опроснику «ДиПЦОЛ». Проведение психодиагностического тестирования по данной методике согласуется с утверждением Е. Г. Слободнюк о том, что ценности представляют собой один из факторов «успешного развития профессионально-личностного потенциала» [5, с. 25].

На основании полученных данных можно констатировать преобладание у испытуемых поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций (57%), демонстрирующего сформированную систему профессиональных навыков и умений и выступающего основой практической деятельности специалиста УИС (табл. 2). Полученные результаты свидетельствуют об осознании обучающимися старшего курса реализации процесса формирования и последующего становления профессионального поведенческого паттерна поведения и деятельности представителей пенитенциарной сферы.

Таблица 2

Выраженность типов профессионально-ценностных ориентаций

среди респондентов (%)

Тип профессионально-ценностных ориентаций Показатель выраженности типа профессионально-ценностных ориентаций

Когнитивный тип 32

Эмоциональный тип 11

Поведенческий тип 57

Немалую роль на завершающем этапе обучения играют и когнитивные ценности (32 %), выражающиеся в положительном отношении к профессиональному сообществу, сокурсниками и офицерам-наставникам, направленности на усвоение и развитие теоретических, практических, технологических знаний, необходимых для будущей профессии.

При этом снижается количество курсантов с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориента-ций (11%), что вероятно связано с необходимостью реализации в ходе выполнения поставленных служебных задач навыков профессионального поведения и полученных специализированных знаний.

Ценности-умения 27% _

Ценности-качества 25%

шж

Ценности-.отношения 15%

Ценности-

Ценности-цели 10%

Ценности-результат 10%

Рис. 2. Проявление профессионально-ценностных ориентаций в выборке респондентов (%)

На основе полученных результатов можно (рис. 2) сделать следующие выводы. На заключительном этапе профессионального обучения у курсантов лидируют ценности-умения (27 %), среди которых: самостоятельность в принятии решений, мотивированность на результат, профессиональное целеполагание и некоторые другие. Соотношение профессиональных качеств и умений позволяет вырабатывать траекторию карьерного роста и планировать темы самореализации в труде. Основными качествами курсантов являются чувство профессионального долга, дисциплинированность, исполнительность, обязательность, требовательность. Значимость данных качеств для сотрудников УИС подчеркнули 25 % респондентов.

Как было отмечено выше, обучающиеся осознают важность когнитивного компонента в ходе получения образования и предстоящей профессиональной деятельности. Осмысление необходимости получения и развития системы знаний отражает потребность респондентов в организации личностного и профессионального саморазвития (13 %). Удовлетворенность от взаимодействия с сокурсниками и ровный бесконфликтный характер общения определяют роль отношений, влияющих не только на мотивацию профессиональной деятельности, но и на продуктивность осуществления служебных обязанностей (15 %).

Незначительное снижение представителей эмоционального типа

профессионально-ценностных ориента-ций в исследуемой выборке детерминировано переходом к возможности реализации знаний на практике и определения индивидуального стиля профессиональной деятельности. Тем не менее, значимость целей и результата реализуемого труда отметили по 10 % респондентов.

Таким образом, проведенное исследование изучения ценностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России на заключительном этапе обучения показало, что наиболее важными ценностными сферами курсантов являются область профессиональной жизни, обучения и образования. Полученные результаты отражают направленность курсантов на усовершенствование системы профессиональных знаний и их последующую реализацию в ходе труда.

Среди терминальных ценностей в группе респондентов преобладают осознание важности развития себя и достижения. Выступая основой личностного развития, данные ценности могут определять и успешность профессиональной деятельности, и ее результативность.

На завершающем этапе профессиональной подготовки у курсантов преобладает поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций с выраженной потребностью динамической реализации специализированных качеств и умений с учетом условий службы и понимания социальной значимости реализуемого труда.

Литература

1. Антилогова, Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2016. — № 4 (67). — С. 23-25.

2. Ицкович, М. М. Ценностно-смысловая детерминация поведения сотрудников УИС.

— Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2016. — 116 с.

3. Маслоу, А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.

4. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. — 560 с.

5. Слободнюк, Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000.

— 192 с.

6. Чижакова, Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2013. — № 2. — С. 46-55.

Сведения об авторе

Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.