Научная статья УДК 378
с1сн: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.012
Превенция морального отчуждения курсантов в контексте личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании (на примере профессионального воспитания будущих специалистов
уголовно-исполнительной системы)
ЕЛЕНА ИВАНОВНА МЕЩЕРЯКОВА
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3726-5283
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5113-1735
Реферат
Введение: статья посвящена исследованию актуальной проблемы морального отчуждения современной молодежи в аспекте превенции профессионального морального отчуждения курсантов ведомственных вузов (на примере профессионального воспитания будущих специалистов уголовно-исполнительной системы). Цель: на основе анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований конкретизировать понятие «профессиональное моральное отчуждение», с позиций личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании обосновать возможности превенции зарождения (развития) этого личностного феномена. Методы: теоретического исследования (аксиоматический, гипотетический, аналитический, абстрагирование, формализация и др.) в сочетании с эмпирическими (наблюдение, сравнение, интерпретация и др.). Результаты: проведенное исследование позволило выявить противоречия, отражением которых является проблема профессионального морального отчуждения; определить профессиональное моральное отчуждение сотрудников уголовно-исполнительной системы как один из видов отчуждения личности, зарождение и развитие которого происходят под преимущественным влиянием факторов профессиональной среды; показать, что с его становлением неразрывно связано развитие внутриличностной дисгармонии, препятствующей восприятию и принятию значимых для профессионального сообщества духовных правил, норм и традиций, а также ценностно-смысловых доминант сообщества, которое сопровождается нарастанием профессионального маргинализма и может находить проявление в уклонении от исполнения профессиональных обязанностей, девиант-ном поведении, профессиональном выгорании и иных неблагоприятных явлениях. Выводы: целям превенции профессионального морального отчуждения наиболее соответствуют разработка и реализация в контексте личностно-развивающего подхода к профессиональному воспитанию курсантов комплексной педагогической программы, включающей мероприятия, проведение которых в установленных формах, с использованием традиционных и инновационных методов и средств позволит обеспечить достижение курсантами достаточно высокого уровня сформированости личностно-профессиональных качеств, значимых для предупреждения возникновения и развития профессионального морального отчуждения, стимулировать формирование ценностно-смысловых доминант и способствовать становлению профессиональной идентичности как антипода профессионального маргинализма сотрудников уголовно-исполнительной системы.
© Мещерякова Е. Н., КовтутенкоЛ. В., 2022
Ключевые слова: превенция; моральное отчуждение; курсант; будущий специалист; личностно-развивающий подход; профессиональное воспитание; уголовно-исполнительная система.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Мещерякова Е. Н., Ковтутенко Л. В. Превенция морального отчуждения курсантов в контексте личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании (на примере профессионального воспитания будущих специалистов уголовно-исполнительной системы) // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 2 (58). С. 220-228. doi: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.012.
Original article
Prevention of Cadets' Moral Alienation under the Personality-Developing Approach in Professional Education (Case Study of Professional Education of Future Specialists of the Penal System)
ELENA I. MESHCHERYAKOVA
Military Training and Research Center of the Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy, Voronezh, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3726-5283
LYUBOV' V. KOVTUNENKO
Voronezh State University, Voronezh, Russia, [email protected], https:// orcid.org/0000-0002-5113-1735
Abstract
The article studies a topical problem of moral alienation of modern youth in terms of preventing professional moral alienation of cadets of departmental universities (on the example of professional education of future specialists of the penal system). Purpose: on the basis of analysis and generalization of the results of domestic and foreign studies, to concretize the concept of professional moral alienation in terms of the personality-developing approach in professional education, substantiate possibilities of preventing the emergence (development) of this personal phenomenon. Methods: theoretical research (axiomatic, hypothetical, analytical, abstraction, formalization, etc.) in combination with empirical methods (observation, comparison, interpretation, etc.). Results: the conducted research made it possible to identify contradictions, reflected in the problem of professional moral alienation; determine professional moral alienation of employees of the penal enforcement system as one of its types, emergence and developed under predominant influence of professional environment factors; show that its formation is inextricably linked with development of intrapersonal disharmony, preventing the perception and acceptance of spiritual rules, norms and traditions significant for the professional community, as well as its value-semantic dominants, accompanied by an increase in professional marginalism, and manifested in evasion of professional duties, deviant behavior, professional burnout and other adverse consequences. Conclusions: the objectives to prevent professional moral alienation are most consistent with the development and implementation of a comprehensive pedagogical program in the context of the personality-developing approach to educating students. Regular activities, based on traditional and innovative methods and means, help cadets to achieve a sufficiently high level of formation of personal and professional qualities, significant for the prevention of emergence and development of professional moral alienation, stimulate formation of value-semantic dominants and professional identity as the antipode of professional marginalism of employees of the penal system.
Keywords: prevention; moral alienation; cadet; future specialist; personality-developing approach; professional education; penal enforcement system.
5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Meshcheryakova E.I., Kovtunenko L.V. Prevention of cadets' moral alienation under the personality-developing approach in professional education (case study of professional education of future specialists of the penal system). Penitentiary Science, 2022, vol. 16, no. 2, pp. 220-228. doi: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.012.
Введение
Моральное отчуждение современной молодежи от тех духовно-нравственных ценностей, которые складывались в нашей стране десятилетиями (патриотизм и гражданственность, справедливость и гуманизм, коллективизм и готовность прийти на помощь нуждающимся в ней, вера в добро и справедливость и др.) и во многом были утрачены в ходе радикальных преобразований, начавшихся в 1990-е гг. и продолжающихся до настоящего времени, приобретает все более опасные черты, создавая реальные угрозы не только личности, но и обществу, государству. Ситуация усугубляется тем, что, по мнению В. В. Путина, сегодня человечество «столкнулось с утратой, размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования, если хотите, - миссии человека на планете Земля» [13]. При этом наиболее уязвимой в сложившейся ситуации оказывается именно молодежь, ведь «в переломные моменты существования социума» она «оказывается самой незащищенной категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме» [7, с. 4].
При этом не могут быть исключением и молодые люди, избирающие в качестве своей профессиональной деятельности службу в силовых ведомствах. В связи с этим уместно напомнить следующее утверждение В. И. Ленина, которое практически не подвергается критике и сохраняет свою актуальность: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» [9, с. 104]. Несвободны от общества, влияния тех процессов, которые происходят в политической, социальной, экономической, идеологической и иных сферах его жизнедеятельности, и сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), профессиональная подготовка, а также морально-личностное становление которых происходят в ведомственных вузах. Поэтому исследование проблем, связанных с моральным отчуждением современной молодежи, а также поиск возможностей предупреждения зарождения и последующего развития этого опасного и разрушительного личностного феномена у будущих специалистов УИС в процессе их профессионального воспитания в период обучения в ведомственных вузах являются своевременными, актуальными, значимыми.
Методы
В ходе изучения проблемы профессионального морального отчуждения современной молодежи в указанном аспекте использовались методы теоретического исследования (аксиоматический, гипотетический, аналитический, абстрагирование, формализация и др.) в сочетании с эмпирическими методами (наблюдение, сравнение, интерпретация и др.) Это позволило выявить, обосновать и апробировать те действия, которые для превенции профессионального морального отчуждения сотрудников УИС имеют наибольшее значение и оказываются максимально эффективными.
Результаты и обсуждение
Об отношении молодежи к современной российской действительности позволяет судить следующее весьма категоричное высказывание ее представителей - молодых ученых: «Наша страна находится в глубочайшем духовном кризисе, потеряны привычные
ориентиры и смыслы. После обрушения старой системы ценностей не восстановлены никакие общие этические идеалы, способные объединить общество в новых исторических условиях» [16, с. 179].
Думается, что ситуация не столь мрачная и «глубочайше духовно-кризисная», как это представляется думающим представителям современной молодежи. Однако нельзя не видеть того, что проявлениями опасного развития морального отчуждения у молодых людей становятся не только алкоголизм, наркомания, агрессия, противоправные деяния и т. п. девиантное поведение, но и моральная неустойчивость личности, сопровождающаяся замкнутостью и апатией, нежеланием следовать моральным нормам и принципам, одиночеством, уходом в виртуальное пространство и иными негативными процессами.
Крайняя форма обозначенных девиаций и состояний - совершение преступления. По информации директора Федеральной службы исполнения наказаний А. П. Калашникова, в 2020 г. было возбуждено 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников УИС, 170 сотрудников уволены [15]. Совершившие преступления сотрудники УИС привлекаются к уголовной ответственности главным образом по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), как сообщается на официальном сайте Общественного комитета по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программы Президента Российской Федерации [6].
Вряд ли будет преувеличением утверждение о том, что истоки преступности сотрудников УИС нужно искать в профессиональном моральном отчуждении, зародившемся и прогрессировавшем под влиянием факторов внешней среды и внутриличностных факторов, причем началом процесса для многих становится период получения профессионального образования в ведомственных вузах.
Затронутая нами проблема имеет многовековую историю, ведь отчуждение «появляется уже в философской системе Платона и выступает в образе Демиурга - мировой бессмертной души» [17, с. 779]. Феномен отчуждения активно исследовался американскими социологами в 50-60-х гг. прошлого века, что нашло отражение в публикациях Питера Бергера, Кеннета Кенистона, Джона П. Кларка, Стэнли Пулберга, Джеральда Сайкса, Льюиса Фойера и др. Обобщая результаты социологических исследований, можно прийти к выводу о том, что общего представления о моральном отчуждении в тот период так и не сложилось: если для Д. Сайкса это «неясное, но реальное страдание, которое уже настигло любого, кто не откликается на красоту, на ужас, на мудрость, на пафос, на страсть» [20, с. 67], то для П. Бергера и С. Пулберга «это процесс, в результате которого человек забывает, что мир, в котором он живет, был создан им самим» [19, с. 200]. Однако теоретическая база, созданная в трудах названных зарубежных социологов, послужила основой для проведения исследований российскими учеными.
Понимание того, что моральное отчуждение нуждается в комплексном изучении, что лежащие в его
основе противоречия обостряются и требуют своего незамедлительного разрешения, появилось у российских исследователей на рубеже XX и XXI вв. и получило выражение в философских (Д. В. Иванов, И. И. Кальной, Н. И. Лапин, А. И. Титаренко и др.), социологических (П. Н. Афанасьев, Д. В. Канатаев, А. И. Кравченко, Е. О. Смолева, В. Ю. Тюлин и др.), психологических (В. В. Абраменкова, К. А. Абульха-нова-Славская, В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.) и иных работах. Однако до настоящего времени эта актуальная, значимая, требующая комплексной разработки проблема остается недостаточно изученной, особенно в педагогической науке в аспекте превенции зарождения и развития этого личностного феномена. Не стало исключением и исследование превенции профессионального морального отчуждения будущих специалистов силовых структур в образовательном процессе ведомственных вузов.
В то же время следует отметить, что не только сохраняются, но и обостряются противоречия, отражением которых обозначенная проблема становится. Среди них можно назвать, например:
- противоречие между необходимостью теоретического обоснования превенции отчуждения молодежи от важнейших общечеловеческих ценностей и отсутствием комплексных психолого-педагогических исследований, выявляющих и характеризующих влияние внешних и внутренних факторов, детерминирующих развитие морального отчуждения личности в современном обществе;
- противоречие между потребностью высшего профессионального образования в педагогических технологиях, способствующих формированию значимых личностно-профессиональных качеств обучающихся, и отсутствием научно обоснованных, апробированных в ходе опытно-экспериментальной работы, эффективных методов превенции профессионального морального отчуждения курсантов в профессиональном образовании.
Обозначим еще одно противоречие, неразрывно связанное со спецификой подготовки специалистов для УИС: между потребностью современной системы исполнения наказаний в сотрудниках, обладающих необходимой морально-психологической устойчивостью к влиянию деструктивных факторов, и недостаточной готовностью профессорско-преподавательского состава ведомственных вузов к осуществлению образовательной деятельности в русле превенции профессионального морального отчуждения курсантов.
Изучая проблему профессионального морального отчуждения в аспекте превенции этого опасного личностного феномена в образовательном процессе ведомственных вузов, важно конкретизировать ключевое понятие «профессиональное моральное отчуждение» с учетом специфики профессиональной деятельности.
Анализ результатов отечественных гуманитарных исследований позволяет утверждать, что в современной российской науке единого представления об отчуждении как личностном феномене еще не сложилось. Целям нашей работы наиболее соответствует следующее общее его определение, содержащееся
в статье И. К. Джерелиевской: отчуждение - это «обнаружение внутренней "нестыковки" личности (как субстанции) и общества, в котором развиваются отношения и тенденции, препятствующие личностной самореализации» [3, с. 117]. В русле этой трактовки моральное отчуждение представляет не только сложившуюся внутриличностную дисгармонию (несогласованность, разноплановость и т. п.), препятствующую восприятию и принятию общественно значимых духовных правил и норм, которыми регулируется поведение человека, что сопровождается деформацией его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, но и процесс, результатом которого становится такая внутриличностная дисгармония.
Зарождение и развитие морального отчуждения личности происходит под влиянием множества факторов, если под фактором понимать «причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты» [18, с. 82]. В системе взаимодействующих факторов в целях проведения исследования можно выделять относительно обособленные группы преимущественно экономических, социальных, политических, информационных, духовных и др. Определенное место в системе будут занимать факторы профессиональные, то есть те причины и движущие силы зарождения и развития морального отчуждения личности, действие которых непосредственно связано с осуществлением профессиональной деятельности, интересами, традициями, нормами профессионального сообщества. Тогда профессиональное моральное отчуждение сотрудников УИС можно рассматривать как один из видов отчуждения личности, зарождение и развитие которого происходит под преимущественным влиянием профессиональной среды. Со становлением этого личностного феномена связано развитие внутриличностной дисгармонии, препятствующей восприятию и принятию значимых для профессионального сообщества сотрудников УИС духовных правил, норм и традиций, а также ценностно-смысловых доминант сообщества, которое сопровождается нарастанием профессионального маргинализ-ма, что может находить проявление в уклонении от исполнения профессиональных обязанностей, де-виантном поведении, профессиональном выгорании и иных неблагоприятных явлениях. Специфическим фактором, оказывающим существенное влияние на зарождение и развитие профессионального морального отчуждения сотрудников УИС, способна стать пенитенциарная субкультура, рассмотренная нами ранее [11, с. 82].
Изучив причины, условия и факторы, порождающие профессиональное моральное отчуждение сотрудников силовых ведомств, мы пришли к выводу о том, что целям и содержанию педагогической деятельности, препятствующей его зарождению и последующему развитию, наиболее соответствует понятие «превенция». Превенция традиционно понимается как деятельность на опережение, предупреждение и предотвращение опасных и нежелательных явлений [10, с. 118], которая позволяет существенно снизить вероятность их появления.
Важнейшую роль в превенции зарождения и развития профессионального морального отчуждения в образовательном процессе ведомственных вузов призвано играть профессиональное воспитание. По определению И. Ф. Исаева, «профессиональное воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации, гибкой адаптации обучающихся и соотнесению возможностей своего "Я" с требованиями современного общества и профессионального сообщества, формированию готовности обучающихся к... идентификации с будущей профессией, ее деятельностными формами, ценностями, традициями, общественными и личностными смыслами» [5, с. 68]. В приведенной дефиниции нашли отражение не только направления этого целенаправленного процесса, но и такие его значимые результаты, как приобщение к профессиональным ценностям, смыслам и традициям, самоидентификация с профессией и профессиональным сообществом.
Отметим и еще одну интересную для проводимого нами исследования характеристику определения, данного И. Ф. Исаевым: в нем воспитание характеризуется как процесс, способствующий достижению целей и получению результатов, то есть как процесс, основанный не на воздействии на обучающихся, а на взаимодействии с ними. В то же время существуют и иные подходы к толкованию профессионального воспитания. Например, В. И. Белов уверен, что оно «является сложным процессом воздействия на личность, на мастерство и нравственный облик, на интересы» и «способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки» [2, с. 166]. Оставляя за рамками настоящей статьи критику этого очевидно несостоятельного определения, все-таки отметим характеристику профессионального воспитания, которую необходимо учитывать при исследовании и организации процесса воспитания в ведомственных вузах: профессиональное воспитание не должно осуществляться исключительно посредством «воздействия на личность», это процесс взаимодействия, стимулирующий становление личностно и профессионально значимых качеств будущих специалистов, предупреждающий возникновение и развитие вну-триличностной дисгармонии, связанной с влиянием факторов профессиональной среды.
Как показывают результаты проведенного исследования, целям превенции профессионального морального отчуждения будущих специалистов УИС наиболее соответствуют разработка и реализация в процессе профессионального воспитания курсантов в образовательном процессе ведомственных вузов комплексной педагогической программы. Ее характер определяется тем, что она включает «совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам различных мероприятий (действий), направленных на достижение единой, общей цели [8, с. 128]. Единой общей целью для разрабатываемой программы должно стать достижение курсантами такого уровня сформированности личностно-профессиональных качеств, ценностно-смысловых доминант, морально-психологической устойчивости,
который минимизирует вероятность (исключит возможности) зарождения, а в случае возникновения сдержит развитие профессионального морального отчуждения.
Программа превенции профессионального морального отчуждения курсантов, реализацию которой целесообразно осуществлять на учебных занятиях, во внеаудиторной учебной и воспитательной деятельности совместными усилиями преподавателей, командиров, воспитателей, должна включать:
- пояснительную записку, в которой содержится общая информация о программе, тех возможностях, которые открываются с ее реализацией в образовательном процессе ведомственного вуза, а также приводятся определения основных понятий, связанных с превенцией профессионального морального отчуждения курсантов (моральное отчуждение личности, профессиональное моральное отчуждение сотрудников УИС, деструктивные внешние и внутренние факторы, вызывающие профессиональное моральное отчуждение сотрудников УИС, и др.);
- раздел первый, в котором устанавливаются цель разработки и реализации программы и конкретизирующие ее достижение задачи, определяется результат, достижению которого подчинена реализация программы (достижение курсантами достаточно высокого уровня сформированности значимых для предупреждения возникновения и развития профессионального морального отчуждения личностно-про-фессиональных качеств, ценностно-смысловых доминант, морально-психологической устойчивости);
- раздел второй, где представлены и кратко охарактеризованы основные направления деятельности, в которых осуществляется целенаправленная превенция возникновения и развития профессионального морального отчуждения курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза (учебное, учебно-воспитательное, морально-психологическое, служебное, культурно-досуговое), выделяется и характеризуется самостоятельная деятельность курсантов по каждому из представленных направлений;
- раздел третий, включающий конкретные мероприятия, запланированные для проведения по каждому направлению деятельности, связанной с превенцией профессионального морального отчуждения курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза (в направлении «учебная работа»: включение в темы, установленные тематическими планами изучения гуманитарных и профильных дисциплин, отдельных вопросов, направляющих восприятие учебного материала на предупреждение морального отчуждения, становление профессиональной идентичности и т. д.; в направлении «учебно-воспитательная работа»: проведение внеаудиторных занятий, направленных на воспитание убежденности в важности и общественной значимости избранной профессии, акцентирование на учебных занятиях внимания курсантов на воспитательных аспектах, способствующих становлению профессиональной идентичности, предупреждению профессионального маргинализ-ма и др.; в направлении «морально-психологическая работа»: психодиагностика курсантов, направленная на установление индивидуальных склонностей к мо-
ральному отчуждению, выявление нарушений, требующих психокоррекции; психологическое консультирование и др.; в направлении «служебная работа»: правовое и служебное информирование с акцентированием внимания на важности, необходимости и целесообразности соблюдения дисциплинарных требований; вечера вопросов и ответов тематической направленности, связанной с особенностями несения службы сотрудниками УИС, и др.; в направлении «культурно-досуговая работа»: культурно-массовые и спортивные мероприятия, способствующие укреплению коллективизма в курсантских коллективах, развивающие коммуникативные навыки, укрепляющие морально-психологическое состояние курсантов; встречи с ветеранами УИС, деятелями культуры и искусства и др.);
- раздел четвертый, где дается характеристика форм и методов проведения запланированных мероприятий, которыми обеспечивается их максимальная эффективность и результативность (традиционных, инновационных, их сочетания), представлены средства (материально-технические, электронные, иллюстративные и др.), использование которых способствует успешному проведению мероприятий, решению задач и достижению цели реализации программы;
- раздел пятый, в котором представлена периодизация процесса реализации программы, связанная с выделением отдельных этапов превенции возможного зарождения и последующего развития профессионального морального отчуждения курсантов (первый этап включает преимущественно коллективные формы проведения мероприятий, второй этап - преимущественно индивидуальную работу);
- раздел шестой - завершающий, в нем сосредоточены методические материалы, сопровождающие подготовку к проведению запланированных мероприятий и организацию их проведения. Методические материалы разрабатываются в двух направлениях: 1) создание методического сопровождения педагогической деятельности преподавателей, командиров, воспитателей (методические рекомендации) и 2) обеспечение подготовленности курсантов к участию в проводимых мероприятиях (методические указания).
Отличительные особенности программы превенции профессионального морального отчуждения в профессиональном воспитании курсантов ведомственных вузов:
1) направленность проводимых мероприятий на формирование личностно-профессиональных качеств будущих специалистов, обеспечивающих крайне низкую вероятность (или даже невозможность) зарождения и развития этого разрушительного личностного феномена под влиянием деструктивных внешних и внутренних факторов;
2) использование для проведения мероприятий форм, методов и технологий [21], способствующих преодолению профессионального морального отчуждения курсантами, которые ощущают состояние одиночества, внутреннюю дисгармонию, в поведении которых начинают проявляться неприятие общественно и профессионально значимых духовных пра-
вил и норм, иные деформации. Среди таких форм и методов для индивидуальной работы с курсантами отбираются наиболее соответствующие личностным особенностям каждого из них;
3) согласованность действий всех участников субъект-субъектного взаимодействия по установленным направлениям деятельности - учебному, учебно-воспитательному, морально-психологическому, служебному, культурно-досуговому; стремление дойти до каждого курсанта - субъекта коллективной или индивидуальной работы, не допуская при этом формализма, менторства, морализирования, излишней нравоучительности и назидательности в процессе подготовки и проведения мероприятий;
4) включение в программу мероприятий общего плана, то есть тех, которые направлены на укрепление в сознании курсантов общечеловеческих ценностей, моральных норм и правил, определяющих гуманистическое мировоззрение, формирующих общую и профессиональную культуру сотрудника УИС, а также мероприятий личного плана, проведение которых создает устойчивые ценностно-смысловые ориентации каждого курсанта на принятие и воспроизводство важнейших общественно значимых ценностей, сложившихся традиций, норм поведения представителей профессионального сообщества сотрудников УИС (проводиться такие мероприятия могут как в коллективной, так и в индивидуальной форме).
Подробная характеристика программы превенции морального отчуждения в профессиональном воспитании курсантов требует конкретизации представления содержательного наполнения отдельных ее разделов, детализации мероприятий, включенных в план по каждому из установленных направлений, а также демонстрации возможностей, связанных с использованием традиционных и инновационных методов коллективной и индивидуальной работы с курсантами, которые выходят за рамки настоящей статьи. Здесь же отметим, что достижение цели эффективной превенции профессионального морального отчуждения с использованием представленной программы будет зависеть от того, насколько научно обоснованы действия тех, кто разрабатывает программу и организует ее реализацию в профессиональном воспитании курсантов, насколько учитываются особенности влияния факторов внешней (социальной, профессиональной, информационной, образовательной) и внутренней (индивидуально-личностной) среды на зарождение (развитие) профессионального морального отчуждения курсантов ведомственного вуза.
Научная обоснованность таких действий во многом определяется тем, какие методологические подходы положены в их основу. Ведь именно через методологические подходы раскрывается «конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики» [14, с. 100]. Для разработки и реализации программы превенции профессионального морального отчуждения в процессе воспитания курсантов ведомственных вузов доминирующим должен стать личностно-развиваю-щий подход, который используется в совокупности с системным, культурологическим, деятельностным, аксиологическим и компетентностным подходами
в русле гуманистической парадигмы современного образования.
Доминанта личностно-развивающего подхода позволит реализовать заложенные в нем преимущества, имеющие важное значение для превенции профессионального морального отчуждения курсантов, а именно:
- акцентировать внимание на «развитии ценностных аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использовании внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей» [12, с. 4];
- стимулировать становление ценностно-смысловых доминант профессионального сообщества посредством подготовки личности к углубленному пониманию значимости избранной профессии для общества и государства, обеспечения законности, правопорядка, справедливости, гуманности;
- развивать профессиональную идентичность, сдерживая тем самым становление ее антипода -профессионального маргинализма, активно используя для этого личностно-развивающие ситуации, способствующие «прохождению предлагаемого опыта в контексте будущей профессиональной деятельности, а также освоению личностного опыта» [1, с. 22].
Личностно-развивающий подход в профессиональном воспитании курсантов позволяет успешно осуществлять индивидуальную работу с курсантами на втором этапе реализации программы превенции профессионального морального отчуждения как продолжение работы в курсантских коллективах, проводившейся на первом этапе. Однако успех ее во многом зависит от того, насколько грамотно и результативно проведена педагогическая диагностика до начала реализации разработанной программы превенции профессионального морального отчуждения курсантов и по окончании первого этапа. Ведь содержание, формы и методы проведения индивидуальной работы существенно зависят от того, насколько сформированным оказывается моральное отчуждение, каковы личностные особенности того курсанта, с которым планируется ее осуществление.
В отечественной педагогической науке и практике накоплен большой опыт проведения педагогической диагностики, она стала особым видом «деятельности, который представляет собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса... и позволяет на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс» [4, с. 18]. Очень сложно диагностировать наличие профессионального морального отчуждения как внутриличностного состояния, определить уровень сформированности этого личностного феномена у отдельных курсантов. Поэтому для проведения педагогической диагностики следует использовать инструментарий, включающий как хорошо известные методики, опросники, анкеты («Самооценка выраженности мотивов профессиональной деятельности» (А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева), «Самооценка сформированности видов профессионального интереса студентов» (Н. П. Костюшкина), «Оценка эмоциональ-но-деятельностной адаптивности» (Н. П. Фетискин,
В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), «Оценки удовлетворенности профессией» (методика В. А. Ядова, модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана) и др.), так и специально разработанные методики, направленные на выявление внутриличностной дисгармонии, возникшей под влиянием факторов профессиональной среды, установление наличия проявлений дисгармонии в поведении курсантов, их отношении к себе, товарищам, исполнению служебных обязанностей и др. Большую помощь в проведении педагогической диагностики оказывает и применение метода экспертных оценок, если эксперты правильно подобраны и достаточно подготовлены к оценке состояния и поведения курсантов.
Заключение
На основе проведенного исследования проблемы морального отчуждения в аспекте превенции зарождения и развития этого личностного феномена у курсантов ведомственных вузов под влиянием факторов профессиональной среды можно сделать следующие выводы:
1) в условиях современной России не только сохраняются, но и обостряются противоречия, отражением которых становится педагогическая проблема превенции профессионального морального отчуждения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, что определяет актуальность, значимость и своевременность изучения этой комплексной проблемы и отдельных ее аспектов;
2) профессиональное моральное отчуждение сотрудников уголовно-исполнительной системы - это один из видов отчуждения личности, зарождение и развитие которого происходит под преимущественным влиянием факторов профессиональной среды, с его становлением неразрывно связано развитие внутри-личностной дисгармонии, препятствующей восприятию и принятию значимых для профессионального сообщества сотрудников духовных правил, норм и традиций, а также ценностно-смысловых доминант сообщества, которое сопровождается нарастанием профессионального маргинализма и может находить проявление в уклонении от исполнения профессиональных обязанностей, девиантном поведении, профессиональном выгорании и иных неблагоприятных явлениях;
3) важнейшую роль в превенции зарождения и развития профессионального морального отчуждения курсантов - будущих специалистов УИС в образовательном процессе ведомственных вузов призвано играть профессиональное воспитание, целям которого наиболее соответствуют разработка и реализация комплексной педагогической программы, включающей мероприятия, проведение которых в установленных формах, с использованием традиционных и инновационных методов и средств позволяет обеспечить достижение курсантами достаточно высокого уровня сформированности значимых для предупреждения возникновения и развития профессионального морального отчуждения личностно-профессиональных качеств, а также ценностно-смысловых доминант и морально-психологической устойчивости;
4) в системе методологических подходов, положенных в основу разработки и реализации комплексной педагогической программы превенции профес-
сионального морального отчуждения (системный, культурологический, деятельностный, аксиологический, личностно-развивающий и компетентностный) доминирующим должен стать личностно-развиваю-щий подход. Это позволит стимулировать в процессе воспитания курсантов ведомственных вузов становление ценностно-смысловых доминант профессионального сообщества, развивать профессиональную идентичность и предупреждать появление профессионального маргинализма, успешно осуществлять с курсантами преимущественно коллективную воспитательную работу на первом и преимущественно индивидуальную воспитательную работу на втором этапах реализации комплексной программы;
Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5) результаты субъект-субъектного взаимодействия преподавателей, начальников, воспитателей с курсантами существенно зависят от методического сопровождения реализации разработанной программы (методические рекомендации, методические указания и др.), а также от того, как проводится педагогическая диагностика, какие методики используются для выявления профессионального морального отчуждения, установления уровня сформированно-сти этого личностного феномена, выбора по результатам диагностики эффективных форм, методов и средств организации и проведения воспитательной работы с курсантами.
1. Батчаева, Н. А. Личностно-развивающий подход обучения в контексте будущей профессиональной деятельности педагога / Н. А. Батчаева // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 5. - С. 20-23.
2. Белов, В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В. И. Белов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - Том 6, № 14. -С. 163-177.
3. Джерелиевская, И. К. Социальный порядок и отчуждение личности / И. К. Джерелиевская // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 4. - С. 116-124.
4. Дудина, М. М. Основы психолого-педагогической диагностики : учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматну-ров. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - 190 с. - ISBN 978-5-8050-0611-2.
5. Исаев, И. Ф. Интегративная модель профессионального воспитания в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев // Новые горизонты профессионального образования. XII Международный конгресс-выставка «Globaleducation - образование без границ» (Москва, 18-19 декабря 2018 г.). - Москва : Минобрнауки России, 2018. - С. 67-84.
6. Коррупция в ФСИН России // Общественный комитет по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программы Президента Российской Федерации : сайт. - URL: http://corrypcii.net/corrupcia_v_fsin_ rossii_database (дата обращения: 15.09.2021).
7. Кубякин, Е. О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде : монография / Е. О. Кубякин. - Краснодар : КрУ МВД России, 2011. - 181 с. - ISBN 978-5-9266-0415-0.
8. Кураков, Л. П. Экономика и право : словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. - Москва : Вуз и школа, 2004. - 1072 с. - ISBN 5-94378-062-9.
9. Ленин, В. И. Партийная организация и партийная литература / В. И. Ленин. - Москва : Книга, 1980. - 238 с.
10. Мещерякова, Е. И. Понятийно-смысловое поле превенции девиантного поведения обучающихся в ведомственных вузах / Е. И. Мещерякова // Российский девиантологический журнал. - 2021. - № 1. - С. 116-126. - doi: 10.35750/2713-0622-2021-1-116-126.
11. Мещерякова, Е. И. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях / Е. И. Мещерякова // Пенитенциарная наука. - 2020. - Том 14, № 3. -С. 425-431. - doi: 10.46741/2686-9764-2020-14-3-425-431.
12. Пешкова, Н. В. Личностно-развивающий подход в физическом воспитании студентов вузов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пешкова Наталья Валлиевна. - Москва, 2003. - 22 с.
13. Путин счел необходимым пересмотр человечеством нравственных ценностей // Интерфакс : сайт. - URL: https:// interfax.ru/russia/733741 (дата обращения: 01.09.2021).
14. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под редакцией В. А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2004. - 566 с. - ISBN 978-5-7695-4762-1.
15. Следователи возбудили 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников ФСИН в 2020 году // ТАСС : сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/10121205 (дата обращения: 05.09.2021).
16. Таланова, К. С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей / К. С. Таланова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2014. - № 3. -С. 179-200. - doi: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34.
17. Титов, В. Ф. Отчуждение как фундаментальная предпосылка развития социума / В. Ф. Титов // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2014. - № 4 (17). - С. 778-782.
18. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность / Е. А. Шашенкова. - Москва : Перспектива, 2010. - 88 с. -ISBN 978-5-98594-242-2.
19. Berger, P. Reification and sociological criticism of consciousness / Peter Berger, Stanley Pullberg // History and Theory. - 1965. - Volume 4, no. 2. - Pp. 196-211.
20. Sykes, G. Alienation: the cultural climate of our time / Gerald Sykes. - New York : G. Braziller, 1964. - 984 p.
21. Technology and innovation in the development of cognitive activity / Sergeeva M. G., Vilkova A. V., Litvishkov V. M., Kovtunenko L. V., Lukashenko D. V., Klimova E. M. // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. - Volume 8, № 12. - Pp. 1050-1055.
REFERENCES
1. Batchaeva N.A. Personality-developing approach of teaching in the context of the future professional activity of a teacher. Nauchnye issledovaniya vobrazovanii=Scientific Research in Education, 2010, no. 5, pp. 20-23. (In Russ.).
2. Belov V.I. Professional education in the system of modern educational concepts. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena=Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2006, vol. 6, no. 14, pp. 163-177. (In Russ.).
3. Dzherelievskaya I.K. Social order and alienation of an individual. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya=Socio-Humanitarian Knowledge, 2009, no. 4, pp.116-124. (In Russ.).
4. Dudina M.M., Khamatnurov F.T. Osnovy psikhologo-pedagogicheskoi diagnostiki: uchebnoe posobie [Fundamentals of psychological and pedagogical diagnostics: textbook]. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2016. 190 p. ISBN 978-5-8050-0611-2.
5. Isaev I.F. Integrative model of vocational education in educational organizations implementing secondary vocational education programs. In: Novye gorizonty professional'nogo obrazovaniya: 12 Mezhdunarodnyi kongress-vystavka "Globaleducation - obrazovanie bez granits" (Moskva, 18-19 dekabrya 2018 g.) [New horizons of vocational education: 12th International Congress-Exhibition "Globaleducation - education without borders" (Moscow, December 18-19, 2018)]. Moscow: Minobrnauki Rossii, 2018. Pp. 67-84. (In Russ.).
6. Corruption in the Federal Penitentiary Service of Russia. Obshchestvennyi komitet po kontrolyu za delami korruptsionnoi napravlennosti i realizatsii programmy Prezidenta RF: sait [Public Committee for the Control of corruption cases and the implementation of the program of the President of the Russian Federation: website]. Available at: http://corrypcii.net/ corrupcia_v_fsin_rossii_database (In Russ.). (Accessed September 15, 2021).
7. Kubyakin E.O. Osobennosti formirovaniya i proyavleniya ekstremizma v molodezhnoi srede: monografiya [Features of the formation and manifestation of extremism among young people: monograph]. Krasnodar:KrU MVD Rossii, 2011. 181 p. ISBN 978-5-9266-0415-0.
8. Kurakov L.P., Kurakov A.L., Kurakov V.L. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik [Economics and law: dictionary-reference]. Moscow: Vuz i shkola, 2004. 1072 p. ISBN 5-94378-062-9.
9. Lenin V.I. Partiinaya organizatsiyaipartiinaya literatura. [Party organization and party literature]. Moscow: Kniga, 1980. 238 p.
10. Meshcheryakova E.I. Conceptual and semantic field of prevention of deviant behavior of students in departmental universities. Rossiiskii deviantologicheskii zhurnal=Russian Journal of Deviant Behavior, 2021, no. 1, pp. 116-126. (In Russ.). DOI: 10.35750/2713-0622-2021-1-116-126.
11. Meshcheryakova E.I. Cultural conformity principle in specialists' professional training in departmental educational organizations. Penitentsiarnaya nauka=Penitentiary Science, 2020, vol. 14, no. 3, pp. 425-431. (In Russ.). DOI: 10.46741/2686-9764-2020-14-3-425-431.
12. Peshkova N.V. Lichnostno-razvivayushchii podkhod v fizicheskom vospitanii studentov vuzov: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Personality-developing approach in physical education of university students: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2003. 22 p.
13. Putin considered it necessary for humanity to revise moral values. Interfaks:sait [Interfax: website]. Available at: https:// interfax.ru/russia/733741(In Russ.). (Accessed September 1, 2021).
14. Slastenin V.A. Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh vuzov [Pedagogy: textbook for pedagogical universities]. Moscow: Akademiya, 2004. 566 p. ISBN 978-5-7695-4762-1.
15. Investigators initiated 99 criminal cases against 56 employees of the Federal Penitentiary Service in 2020. TASS: sait [TASS: website]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/10121205 (In Russ.). (Accessed September 5, 2021).
16. Talanova K.S. Core of values spiritual and moral crisis: definitions, typologies, values. Vestnik Moskovskogo universiteta. - Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya=Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2014, no. 3, pp. 179-200. (In Russ.). DOI: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34
17. Titov V.F. Alienation as a fundamental prerequisite for the development of society. Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta=Vestnikof MSTU, 2014, no. 4 (17), pp. 778-782. (In Russ.).
18. Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' [Research activity]. Moscow: Perspektiva, 2010. 88 p. ISBN 9785-98594-242-2.
19. Berger P., Pullberg S. Reification and sociological criticism of consciousness. History and Theory, 1965, vol. 4, no. 2, pp. 196-211.
20. Sykes G. Alienation: the cultural climate of our time. New York: G. Braziller, 1964. 984 p.
21. Sergeeva M.G., Vilkova A.V., Litvishkov V.M. et al. Technology and innovation in the development of cognitive activity. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 8, no. 12, pp. 1050-1055.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ЕЛЕНА ИВАНОВНА МЕЩЕРЯКОВА - доктор педагоги- ELENA I. MESHCHERYAKOVA - Doctor of Sciences
ческих наук, профессор, профессор кафедры гумани- (Pedagogy), Professor, professor of the Department for
тарных и социально-экономических дисциплин Военного Humanities and Socio-Economic Disciplines the Military
учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Воен- Training and Research Center of the Zhukovsky - Gagarin
но-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуков- Air Force Academy, Voronezh, Russia, elenamsol@yandex.
ского и Ю. А. Гагарина», Воронеж, Россия, elenamsol@ ru, https://orcid.org/0000-0003-3726-5283
yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 LYUBOV' V. KOVTUNENKO - Doctor of Sciences
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - доктор педаго- (Pedagogy), Associate Professor, professor of the
гических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и Department for Pedagogy and Pedagogical Psychology of the
педагогической психологии Воронежского государствен- Voronezh State University, Voronezh, Russia, kovtunenkolv@
ного университета, Воронеж, Россия, kovtunenkolv@mail. mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5113-1735 ru, https://orcid.org/0000-0002-5113-1735
Статья поступила 30.06.2022