DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-585-594 УДК 378
Педагогические аспекты предупреждения профессионального маргинализма как опасного психологического феномена в образовательном процессе ведомственных вузов
Л. В. КОВТУНЕНКО
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, е-mail: [email protected] Е. И. МЕЩЕРЯКОВА
Военный учебный научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, е-mail: [email protected] Ю. Г. ХЛОПОВСКИХ
Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3775-9665, е-mail: [email protected]
Реферат
Введение: статья посвящена анализу профессионального маргинализма, приобретающего в последние годы все большее распространение. Его предупреждение становится актуальной проблемой, которая требует исследования представителями различных научных областей: социологами, психологами, педагогами. При этом проблемы, связанные с предупреждением профессионального маргинализма как опасного психологического феномена, остаются малоисследованными, несмотря на свою высокую общественную, государственную и личностную значимость. Особенно опасным представляется развитие профессионального маргинализма у сотрудников силовых структур: военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, в том числе системы исполнения наказаний, и др. Актуальность данной темы обусловлена увеличением количества сотрудников, проявляющих признаки профессионального маргинализма. Цель: на основе обобщения теоретических данных и опыта изучения проблемы профессионального маргинализма как опасного психологического феномена показать возможные способы его предупреждения и коррекции в образовательном процессе ведомственных вузов. Методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), методы качественной и количественной обработки данных. Результаты: в ходе проведенного авторами исследования было выявлено, что среди опрошенных курсантов ведомственных образовательных организаций, в том числе ФСИН России, основная часть (69,0 %) склонна к проявлению амбивалентных чувств в отношении осваиваемой профессии; профессиональный маргинализм как антипод профессиональной приверженности проявляется у большинства курсантов (71,4 %) на среднем уровне. Лишь у пятой части обследуемых выявлен низкий уровень профессионального маргинализма. Выводы: анализ результатов диагностики состояния и динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов показывает, что достигнутые показатели в целях предупреждения профессионального маргинализма должны быть увеличены. Это требует разработки и реализации программы повышения уровня сформирован-ности профессиональной идентичности курсантов, включающей мероприятия, формы и методы их организации и проведения, направленные на предупреждение профессионального маргинализма сотрудников силовых ведомств. Существенную
роль в предупреждении зарождения и развития этого психологического феномена призвана сыграть образовательная (особенно воспитательная) деятельность педагогов в период подготовки специалистов в ведомственных вузах.
Ключевые слова: профессиональный маргинализм; профессиональная идентичность; предупреждение профессионального маргинализма; педагогические средства; образовательный процесс; ведомственная образовательная организация.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Ковтуненко Л. В., Мещерякова Е. И., Хлоповских Ю. Г. Педагогические аспекты предупреждения профессионального маргинализма как опасного психологического феномена в образовательном процессе ведомственных вузов. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 3 (55), с. 585-594. DOI 10.46741/26869764-2021-15-3-585-594.
Pedagogical Aspects Related to the Prevention of Professional Marginalism as a Dangerous Psychological Phenomenon in Educational
Process at Departmental Universities
LYUBOV' V. KOVTUNENKO
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected]
ELENA I. MESHCHERYAKOVA
Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Zhukovsky and
Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, e-mail: [email protected]
YULIYA G. KHLOPOVSKIKH
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3775-9665, e-mail: [email protected]
Abstract
Introduction: the article analyzes professional marginalism, which became increasingly widespread in recent years. Preventing marginalism becomes an urgent issue for representatives of various scientific fields: sociologists, psychologists, and teachers. At the same time, there is still an insufficient amount of studies on the problems associated with the prevention of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon, despite their high social, national and personal significance. The development of professional marginalism is especially dangerous among employees of law enforcement agencies: military personnel, law enforcement officers, correctional officers, etc. The relevance of this topic is due to the increase in the number of officers who show signs of professional marginalism. Aim: we review theoretical data and experience in studying the problem of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon so as to show possible ways of its prevention and correction in the course of educational process at departmental universities. Methods: theoretical (analysis, synthesis, comparison, systematization, generalization of psychological and pedagogical literature on the research problem, modeling), empirical (survey, testing, experiment), qualitative and quantitative data processing. Results: in the course of the research we have revealed that among the interviewed cadets of departmental educational organizations, including the Federal Penitentiary Service of Russia, the majority (69.0%) tend to show ambivalent feelings about the profession they are mastering; professional marginalism as the antipode of professional commitment is manifested in the majority of cadets (71.4%) at the median level. Only a fifth of the surveyed cadets showed a low level of professional marginalism.
Conclusions: having analyzed the results of the assessment of the state and dynamics of the level of professional identity in cadets, we see that the achieved indicators should be increased in order to prevent professional marginalism. It can be achieved by developing and implementing a program to increase the level of formation of the professional identity in cadets. The program should include activities, forms and methods of their organization and implementation, aimed at preventing professional marginalism among law enforcement officers. An essential role in preventing the emergence and development of this psychological phenomenon belongs to educational (especially pedagogical) activities of lecturers in the course of training specialists in departmental universities.
Keywords: professional marginalism; professional identity; prevention of professional marginalism; pedagogical means; educational process; departmental educational organization.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Kovtunenko L.V., Meshcheryakova E.I., Khlopovskikh Yu.G. Pedagogical aspects related to the prevention of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon in educational process at departmental universities. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 3 (55), pp. 585-594. DOI 10.46741/2686-97642021-15-3-585-594.
Введение
Комплексных исследований педагогических аспектов предупреждения профессионального маргинализма отечественными учеными-педагогами до настоящего времени не проводилось. В то же время для зарубежных исследователей, как отмечает С. В. Оболкина на основе проведенного анализа работ З. Баумана, Х. Вильджоена, Р. Э. Парка, К. Мяло, В. Тэрнера, Т. Шибута-ни, А. Фаржа и др., «тема маргинальности - одна из самых востребованных и разработанных в различных сферах науки» [8, с. 7].
В нашей стране философский анализ проблемы маргинальности содержится в работах М. К. Мамардашвили, В. С. Мартьянова, С. В. Оболкиной, Ю. Н. Солонина и др.
Социологи активно исследуют марги-нализм как социальное явление (И. П. Попова, С. П. Гурин, О. А. Корнилова, Л. И. Ке-малова и др.), психологи (С. Н. Вайтулевич, Е. П. Ермолаева, С. А. Минюрова, С. Э. Полякова, Н. А. Сайнакова и др.) изучают его как психологический феномен, а правоведы (С. И. Кириллов, О. В. Лобовиков, Е. В. Садков, Р. Ф. Степаненко и др.) рассматривают правовые условия возникновения и последствия маргинального поведения личности, а также способы их преодоления посредством совершенствования действующего законодательства.
Для выявления возможностей предупреждения профессионального марги-нализма как опасного психологического феномена в образовательном процессе ведомственных вузов особенно важное значение приобретают результаты психолого-педагогических исследований [12; 13].
Определяя актуальность и значимость изучения педагогических аспектов проблемы предупреждения профессионального маргинализма сотрудников силовых структур, мы обращаем внимание на следующие противоречия:
- между высокой значимостью для общества, государства и его граждан надлежащего исполнения профессиональных обязанностей военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы и др., глубоким осознанием ими важности профессиональной деятельности и своей ответственности за ее результаты, с одной стороны, и непринятием некоторыми из них профессиональных ценностей, утратой (отсутствием) чувства принадлежности к профессии и самоотрицанием профессии, потерей интереса к исполнению профессиональных обязанностей и личностной значимости профессии, с другой стороны;
- между растущим значением сформированной у сотрудников профессиональной идентичности как концептуально полярного по отношению к профессиональному мар-гинализму психологического феномена, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогических коллективов ведомственных вузов к предупреждению развития маргинализма посредством осуществления целенаправленной образовательной деятельности, результатом которой становится высокий уровень профессиональной идентичности выпускников, - с другой.
Основная часть
Исследователями профессионального маргинализма как психологического фе-
номена отмечается, что он, несмотря на гораздо меньшую изученность, нежели полярный феномен «профессиональная идентичность», представляет собой довольно распространенное явление, особенно в со-циономических профессиях.
В отличие от профессиональной идентичности, в обобщенном виде представляющей «отождествление себя с конкретной профессией и профессиональным сообществом» [3, с. 3], профессиональный марги-нализм является «поведенческим и концептуальным антагонистом профессиональной идентичности», отражает личностную позицию неприятия профессиональной мен-тальности, непричастности к собственной профессии [5, с. 69-70].
В отличие от Е. П. Ермолаевой, А. И. Калашников и С. А. Минюрова рассматривают профессиональный маргинализм как антоним не профессиональной идентичности, а профессиональной приверженности, то есть «состояния преданности, верности, возникшего на основе идентификации себя с профессией, отражающего стойкое, неизменное и правдивое отношение, включающего в себя готовность принимать обязательства и полностью (эмоционально и интеллектуально) отдавать себя профессии или профессиональному делу» [6, с. 7].
С. Н. Вайтулевич характеризует профессиональный маргинализм как такое состояние индивида, при котором у него «нет четких правил поведения и размыты ценности» и в основе которого лежит «неустойчивость, разрегулированность норм и ценностей индивида» [2, с. 63].
Одним из наиболее ярких проявлений профессионального маргинализма выступает кардинальное изменение в восприятии специалистом человека (клиента, пациента, ученика, подчиненного из числа личного состава в силовых структурах): отношение как к субъекту профессиональной деятельности уступает место отношению исключительно как к объекту воздействия, манипуляций. Поведение специалиста отличается от профессионально декларируемого, направлено на реализацию внепрофессиональных личных целей, отличных от социально и профессионально приемлемых. Это выражается в профессиональных ошибках, пренебрежении к выполнению должностных обязанностей и ненадлежащем их выполнении, использовании профессионального положения в уз-
количностных интересах, потребительском отношении к профессии.
На основе анализа исследований ученых-психологов можно выделить ряд причин объективного и субъективного характера, обусловливающих профессиональный мар-гинализм: нестабильность социально-экономических условий; низкий уровень социально-правовой организации макроструктуры профессии; инверсия нравственных и моральных ценностей в обществе, отрицание профессиональных ценностей; процессы реформирования на уровне отрасли, ведомства, организации, к которым специалист не может адаптироваться; нивелирование социальной значимости профессиональной деятельности и ее результатов; внутрилич-ностный конфликт, возникающий при необходимости сделать выбор между выполнением профессиональной деятельности, не приносящей награды, и отказом от выполнения должностных обязанностей даже в случае угрозы санкций; изначально не сформированная профессиональная идентичность (в силу отсутствия склонности к профессии, неэффективной профессиональной адаптации и др.); деструктивное переживание профессионального кризиса и др.
Таким образом, можно однозначно утверждать, что профессиональный марги-нализм - это возникающий в силу объективных причин сложный психологический феномен, то есть явление, данное в опыте и доступных априорных формах чувственного созерцания [7], требующий разностороннего анализа.
В основу исследования педагогических аспектов предупреждения профессионального маргинализма будущих специалистов в образовательном процессе ведомственных вузов положено утверждение Е. П. Ермолаевой о том, что профессиональный маргинализм развивается под влиянием «нарушения связей каждой пары в триаде "человек - профессия - общество": нарушение связей "человек - профессия" провоцирует снижение социально приемлемого уровня профессионализма; нарушение связей "человек - общество" приводит к нарастанию противоречия между значением и смыслом профессии; при нарушении связей "профессия - общество" снижается порог моральных запретов» [4, с. 16].
Предупреждение возникновения и развития указанных нарушений в триаде «человек - профессия - общество» целесообраз-
но осуществлять уже в образовательном процессе ведомственных вузов, где начинается путь курсантов в избранную профессию.
Педагогическую проблему, связанную с предупреждением профессионального маргинализма будущих специалистов силовых структур в связи с нарушением попарных связей в указанной триаде, можно в общем виде сформулировать следующим образом: как в образовательном процессе ведомственных вузов обеспечить формирование личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов, создающих основу для мотивации развития профессионализма, глубокого понимания смысла и значения профессии, исключающих снижение «порога моральных запретов», то есть предупреждающих становление и развитие профессионального маргинализма как опасного психологического феномена?
Для ответа на этот вопрос необходимы комплексные психолого-педагогические исследования. В рамках их проведения важно учитывать, что «научное исследование - это, прежде всего, аналитическое разложение исходного феномена на множество подлежащих рассмотрению элементов» [1, с. 20].
В своей работе мы изучаем возможности предупреждения профессионального мар-гинализма будущих специалистов в образовательном процессе ведомственных вузов именно в аспекте такого «аналитического разложения» в соответствии с установленной триадой «человек - профессия - общество».
Что касается предупреждения нарушения связей «человек - общество», то здесь особую роль призвано сыграть аксиологическое осмысление курсантами значимости для общества глубокого понимания ими морально-нравственных ценностей, присущих представителям избранной профессии. На необходимость «укреплять в новых поколениях проверенные самой жизнью базовые ценности, которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторический путь России с ее испытаниями и триумфами» неоднократно обращал внимание В. В. Путин [9].
Трудности формирования базовых ценностей в системе морально-нравственных ценностей курсантов на современном этапе общественного развития во многом связаны с тем, что система ценностей молодежи, в том числе и курсантов ведомственных ву-
зов, претерпевает в настоящее время существенные изменения [14]. Не вдаваясь в анализ их причин, особенностей и проявлений, приведем ряд наиболее характерных для философских и социологических исследований позиций, нашедших отражение в публикациях молодых ученых.
Например, К. С. Таланова уверена в том, что «наша страна находится в глубочайшем духовном кризисе, потеряны привычные ориентиры и смыслы» [10, с. 179], И. Н. Тка-ченко и З. В. Берсунькаева убеждены, что «в настоящее время у молодежи наблюдается ценностный упадок: происходят трудные, в то же время непоследовательные процессы, свидетельствующие о пересмотре серии ценностей предыдущих поколений» [11, с. 518].
Существенные изменения, затрагивающие систему морально-нравственных ценностей, требуют пересмотра содержания и форм воспитания будущих специалистов в образовательном процессе ведомственных вузов, где эти ценности формируются главным образом в процессе воспитания. При этом в системе личностных морально-нравственных ценностей важно сохранить такие базовые вещи, как верность долгу, честь, достоинство, мужество, любовь к Родине, высокая воинская дисциплина и др.
Предупреждение нарушения связей «профессия - общество» целесообразно осуществлять посредством формирования у будущих специалистов системы морально-нравственных ценностей, адекватных требованиям предстоящей им профессиональной деятельности: гуманизма, ответственности, патриотизма, гражданственности, коммуникабельности, решительности, честности, справедливости и др.
Предупреждение нарушения связей «человек - профессия» требует создания основ для становления и развития профессионализма. Как профессионал, сотрудник силовых ведомств должен быть способен решать поставленные задачи независимо от условий обстановки. Комплекс специальных знаний, навыков, умений, компетенций, характеризующих офицера, включает компетентность, дисциплинированность, командирскую волю, организаторские способности, творческую активность, психологические и физические качества, необходимые в том или ином виде деятельности.
В целях констатации состояния профессиональной идентичности курсантов
на разных стадиях получения ими профессионального образования и определения уровня профессиональной приверженности и профессионального маргинализма было проведено пилотажное исследование с участием 42 курсантов Воронежского ин-
ститута ФСИН России. Модифицировав для целей исследования «Опросник профессиональной приверженности», разработанный А. И. Калашниковой и С. А. Минюровой, мы получили результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Дифференцированные группы курсантов по уровню профессиональной приверженности и профессионального маргинализма (в %)
' ---Уровни Показатели ' --- Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Компоненты профессиональной приверженности
1. Профессиональная аффективность 31,0 69,0 0,0
2. Профессиональная активность 61,9 39,1 0,0
3. Стабильность 21,4 78,6 0,0
Профессиональный маргинализм 8,5 71,4 20,1
На основе полученных результатов можно заключить, что у подавляющего большинства курсантов профессиональная приверженность доминирует над профессиональным маргинализмом. При этом наиболее выраженным фактором профессиональной приверженности выступает профессиональная активность (у 61,9 % курсантов выявлен высокий уровень сформированности данного компонента), состоящая в готовности интеллектуально и эмоционально отдавать себя осваиваемой профессии, стремлении к профессиональному самосовершенствованию, максимальной включенности в деятельность.
Профессиональная аффективность, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к профессии, у трети курсантов сформирована на высоком уровне. Эти обучающиеся испытывают чувство гордости от принадлежности к профессии, эмоционально привязаны к ней и воспринимают профессиональную составляющую как гармоничную часть собственной личности. Основная часть опрошенных (69,0 %) склонна к проявлению амбивалентных чувств в отношении осваиваемой профессии. Курсанты из этой группы в целом воспринимают свой профессиональный выбор как верный, проявляют тенденцию к интериоризации профессиональных целей и ценностей, что способствует формированию профессиональной менталь-ности. Они не отвергают профессию, не расценивают ее как неприемлемую для себя, однако и не испытывают выраженной привязанности и удовлетворенности.
Профессиональная стабильность, отражающая чувство профессионального дол-
га, осознание сложности ухода из профессии по причине существенных временных и энергетических вложений в ее освоение, у большинства курсантов (71,4 %) проявляется на среднем уровне. Смена профессии для этих опрошенных в значительной степени неприемлема именно из-за нежелания искать другое место учебы и последующей работы, а не из-за приверженности профессии. Для пятой части опрошенных наиболее существенными последствиями ухода из профессии выступают необходимость поиска другой образовательной организации, невозможность реализовать в новой профессии определенные потребности, нежелание терять затраченные на освоение нынешней профессии время, энергию, иные ресурсы.
Профессиональный маргинализм как антипод профессиональной приверженности у большинства курсантов (71,4 %) проявляется на среднем уровне. Включившись в учебно-профессиональную деятельность, имея к третьему году обучения определенный уровень сформированности профессиональной ментальности, будущие сотрудники ФСИН России уже испытывают некоторое неприятие в отношении профессиональных норм и ценностей, ощущение непричастности к выполнению осваиваемой профессиональной роли. Не успев еще в полной мере погрузиться в профессиональную деятельность, осознать ее преимущества и недостатки, они проявляют довольно выраженную ментальную непричастность к профессии.
Лишь у пятой части обследуемых выявлен низкий уровень профессионального марги-
нализма, что указывает на отсутствие у этих курсантов самоотрицания в профессии, ее личностной незначимости, ощущения непричастности к профессиональной роли.
Оценка профессиональной идентичности осуществлялась с использованием определенного в соответствии с целями констатирующего эксперимента диагностического инструментария, позволяющего определить уровни сформированности изучаемого феномена в целом и по его укрупненным структурным компонентам - ценностному, дея-тельностному и рефлексивному. В процессе проведения диагностики использованы: для ценностного компонента - методика смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева и
методика «Ценностные ориентации» М. Ро-кича; для деятельностного компонента - методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель и методика «Исследование идентификации» Б. Лонга, Р. Зиллера, Р. Хендерсона; для рефлексивного компонента - методика «Исследование рефлексивности» А. В. Карпова и методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко.
С использованием 9-балльной шкалы оценок, значения которых распределены по уровням (1-3 - низкий, 4-6 - средний, 7-9 -высокий), были получены результаты, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Средние значения показателей сформированности профессиональной идентичности курсантов Воронежского института ФСИН России
Критерии оценки сформированности профессиональной идентичности Изменение средних значений показателей по укрупненным компонентам профессиональной идентичности
Промежуточный контроль (3 курс) / входной контроль (1 курс) Итоговый контроль (5 курс) / входной контроль (1 курс)
Ценностный 4,37 / 2,53 5,06 / 2,53
Деятельностный 4,02 / 2,44 5,21 / 2,44
Рефлексивный 4,81 / 2,26 5,04 / 2,26
Общее среднее значение по всем критериям 4,40 / 2,41 5,10 / 2,41
Наглядное представление о динами- идентичности курсантов дает следующая ке сформированности профессиональной диаграмма:
ОТ 1 ку1 \ ну|н !И 'п ку|:
Ценностный Деггтел^ностный Рефлексивный Общее среднее
значение по □сем критериям
Рис. Динамика показателей профессиональной идентичности курсантов, определенных по итогам диагностики на 1, 3 и 5 курсах обучения
Полученные результаты свидетельству- уровне сформированности профессиональ-ют о том, что курсанты первого года обуче- ной идентичности (средний суммарный по-ния находятся преимущественно на низком казатель - 2,41). При этом несколько выше
среднего значения показатели ценностного критерия, что объясняется ценностно-смысловыми ориентациями поступающих при выборе будущей профессии. Существенно ниже среднего значение показателей рефлексивного критерия, что связано с недостаточным развитием способностей курсантов первого года обучения к самооценке и самоанализу процесса и результатов деятельности в соответствии с избранной профессией. Значения показателей, полученные по итогам промежуточного контроля, проведенного на 3 курсе обучения, свидетельствуют о том, что большинство курсантов поднимаются на средний уровень сформированности профессиональной идентичности, однако находятся на нижней его границе. При этом более высоких значений достигают показатели рефлексивного критерия, что во многом связано с развитием рефлексивности и эмпатических способностей. При этом самыми низкими становятся показатели динамики ценностного критерия, что свидетельствует об изменении ценностных ориентаций курсантов в процессе обучения. Результаты итогового контроля, проведенного на 5 курсе обучения, подтверждают достижение большинством курсантов среднего уровня сформирован-ности профессиональной идентичности, но значения показателей оказываются близкими к верхнему пределу, установленному для среднего уровня. Самыми высокими оказались значения показателей деятельност-ного критерия, что отражает в целом позитивное отношение к той профессиональной деятельности, которую предстоит осуществлять выпускникам ведомственного вуза.
Заключение
Анализ результатов диагностики состояния и динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов в целом показывает, что в целях предупреж-
дения профессионального маргинализма достигнутый ее уровень должен быть повышен. Это требует разработки и реализации соответствующей программы, включающей мероприятия, формы и методы их организации и проведения, направленные на предупреждение профессионального мар-гинализма сотрудников силовых ведомств.
К сожалению, в среде молодежи в России формируется общество профессиональных маргиналов. Социальной нормой для них становится профессиональный маргина-лизм, возникающий на фоне негативизма к обществу, отрицания многих его ценностей, в том числе и профессиональных, искажения представлений о достойном образе жизни. Потенциальные маргиналы, как правило, становятся или безработными, или действующими профессиональными маргиналами, для которых не стоит вопрос о профессиональном удовлетворении, ведь профессия для них - лишь способ заработка.
Профилактика и коррекция профессионального маргинализма, на наш взгляд, должны состоять в восстановлении профессиональной идентичности сотрудника, моделировании проблемных педагогических ситуаций, развивающих креативность и ответственность, реализующих потребность в признании, удовлетворении профессиональных амбиций. Достижению обозначенных целей помогают технологии построения индивидуальных траекторий и сценариев профессионального развития, психологическое консультирование и сопровождение, в ходе чего обсуждаются конкретные поступки, действия, возникающие трудности и т. п. Использование интерактивных технологий будет способствовать снижению профессиональных деструкций и повышению эффективности профессиональной деятельности будущего сотрудника.
Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин, А. Н. Психологический феномен как методологическая проблема / А. Н. Алехин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 16-22.
2. Вайтулевич, С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности / С. Н. Вайтулевич // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 2. - С. 60-81.
3. Диденко, А. А. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России / А. А. Диден-ко, И. В. Диденко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55). - С. 3-7. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/ professionalnaya-identichnost-voennosluzhaschih-vnutrennih-voysk-mvd-rossii (дата обращения: 29.11.2020).
4. Ермолаева, Е. П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек - профессия - общество» / Е. П. Ермолаева // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Том 2, № 1. - С. 3-22.
5. Ермолаева, И. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / И. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Том 22, № 4. - С. 51-60.
6. Калашников, А. И. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов / А. И. Калашников, С. А. Минюрова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 22, № 5. - C. 5-13.
7. Михайлов, И. А. Феномен / И. А. Михайлов // Новая философская энциклопедия. - URL: https://iphlib.ru/library/ collection/newphilenc/document/HASHc26f429f6526f3c83ca4c2?p.s=TextQuery (дата обращения: 29.11.2020).
8. Оболкина, С. В. Философский анализ проблемы маргинальности / С. В. Оболкина // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2018. - Том 18, вып. 2. - С. 7-20. - DOI 10.17506/ryipl.2016.18.2.720.
9. Путин: программа патриотического воспитания должна основываться на базовых ценностях // ТАСС : сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/7325009 (дата обращения: 17.12.2020).
10. Таланова, К. С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей / К. С. Таланова // Вестник Московского университета. Серия 18 : Социология и политология. - 2014. - № 3. -С. 179-199.
11. Ткаченко, И. Н. Проблемы формирования системы морально-нравственных ценностей у современной российской молодежи / И. Н. Ткаченко, З. В. Берсунькаева // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 518-520.
12. Psychological and Pedagogical aspects of increasing the educational process efficiency in a university for specialists in the field of physical education and sport / I. P. Gladilina, A. V. Yumashev, T. I. Avdeeva, A. A. Fatkullina, E. A. Gafiyatullina // Espacios. - 2018. - Volume 39, no. 21. - P. 11.
13. Psychological and pedagogical support for deviant behavior prevention in professional education organizations / Marina G. Sergeeva, Vladimir M. Litvishkov, Alexander M. Nikitin, Sergey N. Salun, Julia M. Kalinina, Ekaterina V. Nagornova, Olga B. Lobanova // Revista inclusiones. - 2020. - Volume 7, no. S 2-1. - Pp. 157-166.
14. Technology and innovation in the development of cognitive activity / M. G. Sergeeva, A. V. Vilkova, V. M. Litvishkov, L. V. Kovtunenko, D. V. Lukashenko, E. M. Klimova // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. - Volume 8, no. 12. - Pp. 1050-1055. - DOI 10.35940/ijitee.K2266.1081219.
■ REFERENCES
1. Alekhin A.N. Psychological phenomenon as a methodological problem. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena=Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2013, no. 155, pp. 16-22. (In Russ.).
2. Vaitulevich S.N. Marginal consciousness and behavior as an aspect of the socio-psychological organization of a marginal personality. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya=Advances in Current Natural Sciences, 2007, no. 2, pp. 60-81. (In Russ.).
3. Didenko A.A., Didenko I.V. Professional identity of servicemen of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh=Psychopedagogy in Law Enforcement Agencies, 2013, no. 4 (55), pp. 3-7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost-voennosluzhaschih-vnutrennih-voysk-mvd-rossii (accessed November 29, 2020). (In Russ.).
4. Ermolaeva E.P. Multidisciplinary approach to the "person - profession - society" model. Institut psikhologii rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda=Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 2017, vol. 2, no. 1, pp. 3-22. (In Russ.).
5. Ermolaeva I.P. Professional identity and marginalism: the concept and reality. Psikhologicheskii zhurnal=Psychological Journal, 2001, vol. 22, no. 4, pp. 51-60. (In Russ.).
6. Kalashnikov A.I., Minyurova S.A. Professional commitment and professional marginalism in teachers. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie=Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 5, pp. 5-13. (In Russ.).
7. Mikhailov I.A. Phenomenon. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya [New Philosophical Encyclopedia]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc26f429f6526f3c83ca4c2?p.s=TextQuery (accessed November 29, 2020). (In Russ.).
8. Obolkina S.V. Philosophical analysis of marginality problem. Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk=Research Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2018, vol.18, no. 2, pp. 7-20. - DOI 10.17506/ryipl.2016.18.2.720. (In Russ.).
9. Vladimir Putin: a program for patriotic education should be based on core values. TASS website. Available at: https:// tass.ru/obschestvo/7325009 (accessed December 17, 2020). (In Russ.).
10. Talanova K.S. Core of values spiritual and moral crisis: definitions, typologies, values. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya=Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2014, no. 3, pp. 179-199. (In Russ.).
11. Tkachenko I.N., Bersun'kaeva Z.V. Problems of forming a system of moral values in modern Russian youth. Molodoi uchenyi=YoungScientist, 2017, no. 15 (149), pp. 518-520. (In Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE АUTHORS
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, е-таН: [email protected]
ЕЛЕНА ИВАНОВНА МЕЩЕРЯКОВА - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жу-
LYUBOV' V. KOVTUNENKO - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Senior Researcher at the Department for Development of the Methodology of Social, Psychological, Educational and Pedagogical Work with Convicts, Scientific Research Center-2, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected]
ELENA I. MESHCHERYAKOVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Senior Researcher at Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian
ковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, е-таИ: [email protected] ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА ХЛОПОВСКИХ - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Воронеж, Российская Федерация, ORCID: ЬЛ^://ог^. огд/0000-0002-3775-9665, е-таИ: [email protected]
Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, e-mail: [email protected] YULIYA G. KHLOPOVSKIKH - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, associate professor at the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3775-9665, e-mail: [email protected]
Статья поступила 03.03.2021