Научная статья на тему 'ВЫБРАТЬ ПУТЬ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НАРУШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРГИНАЛИЗМА'

ВЫБРАТЬ ПУТЬ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НАРУШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРГИНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРГИНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ФАКТОРЫ / ПРИЗНАКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПРОФЕССИЯ / PROFESSIONAL MARGENALISM / PROFESSIONAL IDENTITY / SPECIALIST / FACTORS / SIGNS / SPECIALISTS GROUPS / PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Метляева Елена Викторовна

В статье даны понятия, определяющие профессиональную идентичность и профессиональный маргинализм специалистов различных сфер деятельности, факторы, влияющие на развитие профессионального маргинализма, признаки профессионального маргинализма, его структурные элементы в социально значимых профессиях. Статья написана с целью формирования представления с помощью психологического просвещения о профессиональной идентичности и профессиональном маргинализме специалистов различных сфер деятельности. Пользуясь полученными знаниями, руководители могут способствовать снижению риска развития профессионального маргинализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSE THE PATH OF A TRUE PROFESSIONAL BREACHES IN PROFESSIONAL IDENTITY AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MARGINALISM

The article provides notions defining professional identity and professional marginalism of specialists in different activities; it as well defines and outlines the factors to influence the develop,ment of professional marginalism, its structural components in the socially important professions. The article aims at forming a notion of professional marginalism of specialists indifferent fields and as a tool the author uses the science and practice of psychology. It determines how irregular organization of the working process influences different groups of specialists. Manages can use the derived knowledge to delaminate the risk of professional marginalism development.

Текст научной работы на тему «ВЫБРАТЬ ПУТЬ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НАРУШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРГИНАЛИЗМА»

.лига

j*} ill

Ш

E.B. МЕТ/1ЯЕВА

НАУКА И МЕТОДИКА

E.V. METLYAEVA

ВЫБРАТЬ ПУТЬ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

CHOOSE THE PATH OF A TRUE PROFESSIONAL

НАРУШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРГИНАЛИЗМА

BREACHES IN PROFESSIONAL IDENTITY AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MARGINALISM

Сведения об авторе. Метляева Елена Викторовна - научный сотрудник научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат психологических наук (г. Москва).

Аннотация. В статье даны понятия, определяющие профессиональную идентичность и профессиональный маргинализм специалистов различных сфер деятельности, факторы, влияющие на развитие профессионального маргинализма, признаки профессионального мар-гинализма, его структурные элементы в социально значимых профессиях. Статья написана с целью формирования представления с помощью психологического просвещения о профессиональной идентичности и профессиональном маргинализме специалистов различных сфер деятельности. Пользуясь полученными знаниями, руководители могут способствовать снижению риска развития профессионального маргинализма.

Ключевые слова: профессиональный маргинализм, профессиональная идентичность, специалист, факторы, признаки, профессиональные группы, профессия.

Information about the author. Elena Metlyaeva - Research associate of the scientific nd practical center (military professional orientation and selection for military service) of the Military Academy of the General staff of Armed Forces of the Russian Federation, candidate of Psychological Sciences (Moscow ).

Summary. The article provides notions defining professional identity and professional marginalism of specialists in different activities; it as well defines and outlines the factors to influence the development of professional marginalism, its structural components in the socially important professions. The article aims at forming a notion of professional marginalism of specialists indifferent fields and as a tool the author uses the science and practice of psychology. It determines how irregular organization of the working process influences different groups of specialists. Manages can use the derived knowledge to delaminate the risk of professional marginalism development.

Keywords: professional margenalism, professional identity, a specialist, factors, signs, specialists groups, profession.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер в жизни человека, а современный человек обладает широким спектром выбора профессиональной деятельности. Однако, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, нужно быть

высококлассным специалистом, быть эффективным и продуктивным, только в таком случае можно говорить об успешности человека в профессии, об его профессиональной идентичности.

Система наиболее общих представлений о самом себе

и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Представление о себе как о носителе определенной профессии - это неотъемлемый компонент представлений состоявшихся в профессии лю-

дей. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.

Развитие профессиональной идентичности определяется наличием опыта, профессионального общения и развитием профессионально значимых качеств личности, что и дает возможность условного деления ее на следующие уровни.

Профидентичностъ невыраженная. Наличие дальней и ближней профессиональных целей у начинающего работника, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (не имея профессионального опыта); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (не имея профессионального общения). Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: хочу; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий.

Профидентичностъ выраженная, но пассивная. Усвоение основных знаний, требований, предъявляемых профессией к человеку, осознание своих возможностей, расширение представлений о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (при наличии небольшого опыта), установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (при небольшом профессиональном общении). Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: знаю; характеристика самого субъекта деятельности - осведомленный.

Профидентичностъ выраженная, открытая. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт большой); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение высокое). Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: могу; характеристика самого субъекта деятельности - умелый.

Профессиональная идентичность устойчивая. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний, поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт мастера); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональной неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение свободное, на высоком уровне). Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: делаю; характеристика самого субъекта деятельности - творческий.

При благоприятном развитии человека в профессии каждый, становясь на свой профессиональный путь, должен проходить путь становления профессиональной идентичности, но, к сожалению, имеет место и другое, противоположное поведение человека в профессии - маргинальное.

Несмотря на высокие требования к труду и субъекту труда, профессиональный маргинализм имеет массовый и многоликий характер. Формируется общество, где данное явление становится социальной нормой, а в масштабах страны это приоб-

ЛИЗСЩфГГП

ретает черты социально опасного явления. Причем именно профессиональная маргинальность выступает как основная форма и ведущий фактор социальной маргинальности в России в силу подавляющей роли профессии и трудовой занятости в формировании экономического и социального статуса.

Профессиональный маргинализм - это не просто банальный непрофессионализм или неадекватность профессиональных знаний и умений, это, прежде всего, личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность при внешней, формальной принадлежности к профессии.

Путь специалиста в профессиональный маргинализм или в профессионализм представлен на схеме (см. с. 20).

Факторы, признаки профессионального маргинализма

Профессия для маргинала - лишь средство достижения внепрофессиональных личных целей, порой идущих в противовес нормативным целям профессии.

На формирование профессионального маргинализма в России накладывают свой отпечаток и исторические корни, но главным фактором появления профессиональных маргиналов в определенной профессиональной области является то, какую ценность имеет профессия в общественном сознании, какова ее роль в жизни общества. Если социальный статус профессии в обществе стабильно высок, то профессиональная идентичность людей формируется как некий баланс стабильности окружающего мира и уверенности в собственных силах.

Множество признаков профессионального маргинализма группируются вокруг четырех ядерных свойств - его обязательных качеств и атрибутов, а сами признаки - лишь разные вари-

ч^ШВЖ Ш

анты воплощения этих свойств (Е. П. Ермолаева).

Свойства следующие:

• неадекватность ментальной базы профессии, выступающая в двух формах: ригидность и подмена ментальности;

• «потребление профессии» -отношение к ней не как к «конструктивной цели», а как средству удовлетворения личных потребностей;

• имитация профессиональной деятельности и профессионального сознания (двойная мораль);

• «эффект края» - пограничное пребывание человека в профессии.

Среди поведенческих признаков профессионального маргинализма можно увидеть:

• профессиональные действия работника, которые опираются лишь на собственный практический опыт, нежелание обучаться и нежелание делиться своим опытом в своей профессиональной

группе, в результате чего появляется «застой», а затем и регресс профессиональных качеств;

• равнодушие к профессиональным обязанностям и нормам, желание их переложить на кого-то, желание разделить свои обязанности с кем-то, мотивируя это тем, что занимаемая должность или оплата труда не предполагают его полного включения в работу;

• демонстративная элитарность и закрытость от внешнего контроля;

• приукрашивание результатов деятельности и своих профессиональных качеств;

• агрессивность как способ защиты от контроля его профессиональной деятельности, а также своеобразная стратегия поведения, в результате чего удается избежать сотрудничества, в ходе которого может раскрыться как непрофессионализм, так и отношение к профессиональной

деятельности в целом, стремление обезопасить себя от социального осуждения всеми способами;

• ложь, как неосознанное искажение фактов, и заведомая ложь;

• преувеличение своих заслуг, преуменьшение заслуг коллег, подчиненных;

• приписывание заслуг результативности деятельности себе и обвинение в ошибках других всеми способами;

• цинизм, преуменьшение вреда, нанесенного организации своими профессиональными действиями или бездействием;

• имитация деятельности при полной утрате ее сути;

• боязнь за результаты своей деятельности, нежелание брать на себя ответственность, заранее продумывая способы ухода от ответа, поиск «потенциального ответчика»;

• демонстрация внешней атрибутики профессии;

• трансформация профессионального сознания, двойная мораль.

Многие маргиналы трудятся, не нарушая уровня социальной приемлемости, при этом наблюдается постоянный регресс профессиональных качеств, в результате это будет заметно и для самого профессионала, и для окружающих.

Последствия маргинального поведения в профессиях представляются не только неполезными для общества, но и несут серьезный вред. Представим себе учителя-маргинала, чему может научить профессиональный маргинал? Какое отношение к работе и предмету профессиональной деятельности, к жизни может транслировать профессиональный маргинал в процессе обучения других? Все это свидетельствует о том, что у современных российских детей и молодежи есть реальный риск стать профессиональными маргиналами, так и не достигнув профессиональной идентичности.

Схема. Формирование профессиональной идентичности и профессионального маргинализма

Несет вред и научный работник - маргинал, научные изыскания которого могут послужить основанием для руководства к определенной деятельности или просто создать «застой» в науке, что встречается чаще всего. Или чиновник, пользуясь своим положением, принимает неадекватные решения, цинично преуменьшая нанесенный вред обществу, врач, не способный лечить людей качественно, политик, у которого собственные амбиции превалируют над интересами страны. Список можно продолжать и дальше, но важным является то, что необходимо понимать причину и возможность профилактики профессионального маргинализма как социально опасного явления.

Структурные элементы профессионального маргинализма в социально значимых профессиях

Несвобода выбора. Применительно к профессиональной деятельности она имеет несколько аспектов, выступающих как факторы профессионального маргинализма.

Информационная несвобода. Человек оказывается на обочине профессионального поля, если не владеет, оторван или не готов самостоятельно получать новую информацию по своей профессии. Так, переход к тотальной компьютеризации сразу же передвинул почти всю «старую гвардию науки» на периферию профессионального поля.

Социальная несвобода. Принадлежность к определенному образовательному, социальному либо традиционному слою является важной и часто даже определяющей идентификационной основой для многих социально значимых профессий. Неспособность даже в критических ситуациях переступать нравственный барьер становится внутренним препятствием перехода за пределы профессиональной этики.

Экономическая несвобода. Экономическое унижение сродни лишению физической свободы по психологическим последствиям своего действия, а несвободный человек не может стать хорошим профессионалом. Профессионализм - это товар, который предлагает конкуренцию на рынке труда и соответствующую цену. Если в этой цепочке нет хотя бы одного звена, то она распадается, и профессия деградирует.

Ментальная несвобода. Отказ общества от официальной идеологии особенно ударил по тем специалистам и ученым, которые традиционно относились к так называемой гуманитарной сфере и профессиональный менталитет которых базировался на этой идеологии, как единственно верной.

«Личность, лицо, маска» как модели идентификации. Вечный вопрос «Быть или казаться?» как нельзя более применим в профессиональном маргинализ-ме, его мотивационных истоках и личностной базе. Насколько человек действительно профессионал или он делает только вид, прикрываясь внешней атрибутикой, - это очень сложно понять непосвященному в данную профессию. Потребность в имитации ведет к потребности демонстрировать целенаправленно ложные мотивы, действия в угоду социальной среде и обществу.

Идентификационная ориентация. Преобладание позитивной или негативной ориентации идентичности профессионала может выступать как ведущий признак психологического разграничения на три крупные социально значимые профессиональные группы, профессиональные типы личности:

• «мыслители», к ним относятся производители идей, научные работники, «мыслящая и творческая» интеллигенция;

• «сознательные деятели» (инженеры, преподаватели, врачи, юристы и другие высококвали-

ЛИЗСЩфГГП

фицированные профессионалы), конечным результатом деятельности которых является: продукт, воплощенный в материальную ценность, реальное воздействие на человека или конкретный социальный эффект;

• «социальные исполнители» (военнослужащие, судьи, чиновники, работники собесов, операторы, секретари, операционистки банков), должностные функции которых продиктованы жесткими правилами и инструкциями, основной критерий профессионализма продиктован приближенностью к инструкциям и регламенту рабочего времени.

Каждая профессиональная группа имеет свои особенности в регламенте работы - это необходимое условие продуктивной деятельности, несоблюдение которого может служить нарушением профессиональной принадлежности человека к профессиональной группе, что влечет за собой развитие маргинального отношения к выполнению функциональных обязанностей.

Для иллюстрации вышеизложенного рассмотрим пример того, каким образом может повлиять строгая регламентация рабочего времени на развитие профессионального маргинализма «мыслителя».

Работа «мыслителя» - это процесс творческий, который не может быть ограничен рамками. Если такой регламент существует, то потребность имитации деятельности на рабочем месте может наступить в периоды «творческого затишья». Чтобы этого не произошло, необходимо свои профессиональные знания стимулировать и подпитывать новыми знаниями, содержащимися в литературе, Интернете, научных семинарах, конференциях и иных мероприятиях, требующих отсутствия в организации. В том случае, когда профессиональное развитие не происходит у «мыслителя», теряется чувство принадлежности

к своей профессиональной группе. При этом он не будет принадлежать и к группе «социальных исполнителей», в связи с тем, что их профессиональная деятельность не является схожей по требованиям и функциям с группой «мыслителей».

В ситуации внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием личных представлений с внешними обстоятельствами, у человека запускаются механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты адаптивны и предохраняют сознание от болезненных чувств и эмоций, они направлены на уменьшение тревоги, порожденной интрапси-хическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность.

Адаптируясь к ситуации, «мыслитель» теряет свою профессиональную идентичность, взамен которой появляются маргинальное сознание и поведение, появляется чувство несвободы, приобретается потребность в имитации деятельности, которая непроизвольно проявится в связи с адаптацией к требованиям регламента рабочего времени.

Данное обстоятельство является даже не помехой, а мощным фактором, способным свернуть человека, следовавшего по пути профессиональной идентичности, на путь профессионального маргинализма. В противовес давлению этого фактора могут быть поставлены личные особенности человека, а именно, преданность и любовь к профессии, совесть и чувство ответственности. Но при таком отношении будут наблюдаться напряжения адаптационных механизмов психики, что может привести к формированию и развитию профессионального стресса, эмоциональному выгоранию сотрудника.

Учитывая функциональную особенность каждой профессиональной группы, во избежание социально-психологического давления на деятельность профессионала в Трудовом кодексе Российской Федерации прописано несколько разновидностей режима рабочего времени, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Руководству организации необходимо принять правильный выбор, например, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации «мыслители» и руководители их подразделений в соответствии с должностными обязанностями могут работать в режиме гибкого рабочего времени. В пределах 40-часовой рабочей недели, руководствуясь индивидуальными планами научных исследований, они могут находиться в архивах, библиотеках, иных учреждениях, участвовать в научных конференциях, в подготовке научных кадров, экспедициях и полевых исследованиях. Руководителем научной организации определяются дни недели, в которые сотрудник обязан присутствовать для проведения совместной профессиональной деятельности, отчетности о проделанной работе вне организации.

Оценка эффективности научной деятельности осуществляется по общепринятым мировым научным сообществом стандартам, в качестве которых используются библиометрические параметры, такие, как: число публикаций в рейтинговых журналах, общее число цитирований, импакт-фак-тор журнала, максимальное цитирование одной работы и индекс Хирша. Для России характерна разработка национальных критериев, отличных от международных, - это индекс научного цитирования РИНЦ. Стремление «мыслителя» должно быть направлено на результаты эффективности своей профессиональ-

ной деятельности, что напрямую влияет на его профессиональную идентичность, следовательно, позволит избежать проявления маргинального сознания и маргинального отношения к профессии.

Развитие профессионала имеет два пути - это профессиональная идентичность и профессиональный маргинализм, по какому из них пойдет специалист, зависит от его личностных особенностей и социально-психологических факторов, обуславливающих его выбор.

Профессиональный маргинализм - это феномен, проявление которого в России принимает масштабность. В связи с этим необходимо вести просветительную работу, которая будет способствовать пониманию структуры профессиональных групп, их профессиональных особенностей не только психологами, но и руководящими, кадровыми работниками и другими ответственными лицами. ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2005.

2. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность /Е. П. Ермолаева // Психологический журнал, 2001.- Т. 22.-№4.

3. Постановление Правительства от 10.12.2002 г. № 877 «Об организации рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от И мая 2016 г. № 536 г. Москвы «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.