Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / EDUCATIONAL POTENTIAL / PROFESSIONAL IDENTITY / SPECIFICS OF PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Панферкина Ирина Сергеевна

Рассмотрена проблема становления профессиональной идентичности в аспекте создания условий для успешной реализации в образовательном процессе тех возможностей, которые представляет воспитательный потенциал правовых дисциплин. Профессиональная идентичность рассматривается как многокомпонентный интегративный психологический феномен, становление которого происходит под влиянием самых разных факторов внешней, в том числе и образовательной, среды. Применительно к профессиональной идентичности рассматриваются процессы ее становления, развития, формирования. Особый акцент сделан на контексте процесса формирования, так как он непосредственно связан с педагогической деятельностью и предполагает доминанту преподавателя в субъект-субъектном взаимодействии даже в том случае, если речь идет о самостоятельной деятельности обучающихся. Успешному становлению профессиональной идентичности способствует грамотное и методически выверенное использование возможностей воспитательного потенциала правовых дисциплин, который характеризуется как совокупность ресурсов, накопленных и предназначенных для реализации воспитательной функции права в образовательном процессе. Проанализированы направления повышения эффективности использования воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности будущих специалистов органов внутренних дел на основе исследований, проводившихся на базе Воронежского института МВД России: последовательная реализация воспитательной функции права как проявление его воспитательных возможностей, которые используются в контексте формирования правосознания и правовой культуры обучающихся; постоянное изучение возможностей рационального использования накопленного потенциала правовых дисциплин; стимулирование обучающихся к становлению профессиональной идентичности посредством рационального сочетания традиционных и инновационных методов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Панферкина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT THE REALIZATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF LEGAL DISCIPLINES FOR PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION

We considered the issue of the professional identity formation in terms of creating conditions for the successful realization in the educational process of the opportunities that the educational potential of legal disciplines represents. We considered professional identity as a multicomponent integrative psychological phenomenon, the formation of which occurs under the influence of various factors of the external, including the educational environment. We also considered the processes of professional identity formation and development. The formation process is directly related to pedagogical activity and assumes the dominant role of the teacher in the subject-subject interaction, even if it is an independent activity of students. A competent and methodically verified use of the educational potential of legal disciplines, which is characterized as a set of resources accumulated and intended for the realization of the educational function of law in the educational process, facilitate the successful development of professional identity. We analyzed the directions of efficiency increasing of using the legal disciplines educational potential to develop the professional identity of future specialists of internal affairs bodies as in studies conducted in the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia: consistent realization of the educational function of law as a manifestation of its educational capabilities used in the context of the formation of legal awareness and legal culture of students; constant study of the possibilities of rational use of the legal disciplines accumulated potential; stimulation of students to form a professional identity through a rational combination of traditional and innovative methods of training and education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 378:070

DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-7-13

К вопросу о реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности

Мещерякова Елена Ивановна, Панферкина Ирина Сергеевна

ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России» 394065, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283,

e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3185-6843, e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрена проблема становления профессиональной идентичности в аспекте создания условий для успешной реализации в образовательном процессе тех возможностей, которые представляет воспитательный потенциал правовых дисциплин. Профессиональная идентичность рассматривается как многокомпонентный ин-тегративный психологический феномен, становление которого происходит под влиянием самых разных факторов внешней, в том числе и образовательной, среды. Применительно к профессиональной идентичности рассматриваются процессы ее становления, развития, формирования. Особый акцент сделан на контексте процесса формирования, так как он непосредственно связан с педагогической деятельностью и предполагает доминанту преподавателя в субъект-субъектном взаимодействии даже в том случае, если речь идет о самостоятельной деятельности обучающихся. Успешному становлению профессиональной идентичности способствует грамотное и методически выверенное использование возможностей воспитательного потенциала правовых дисциплин, который характеризуется как совокупность ресурсов, накопленных и предназначенных для реализации воспитательной функции права в образовательном процессе. Проанализированы направления повышения эффективности использования воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности будущих специалистов органов внутренних дел на основе исследований, проводившихся на базе Воронежского института МВД России: последовательная реализация воспитательной функции права как проявление его воспитательных возможностей, которые используются в контексте формирования правосознания и правовой культуры обучающихся; постоянное изучение возможностей рационального использования накопленного потенциала правовых дисциплин; стимулирование обучающихся к становлению профессиональной идентичности посредством рационального сочетания традиционных и инновационных методов обучения и воспитания.

Ключевые слова: воспитательный потенциал; профессиональная идентичность; специфика становления профессиональной идентичности

Для цитирования: Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. К вопросу о реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 7-13. Б01 10.20310/1810-231Х-2020-19-2(44)-7-13.

Для контактов: Мещерякова Елена Ивановна, е-таЛ: [email protected]

© Мещерякова Е.И., Панферкина И.С., 2020

To the issue about the realization of the educational potential of legal disciplines for professional identity formation

Elena I. Meshcheryakova, Irina S. Panferkina

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 53 Patrioty Ave., Voronezh 394065, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3185-6843, e-mail: [email protected]

Abstract. We considered the issue of the professional identity formation in terms of creating conditions for the successful realization in the educational process of the opportunities that the educational potential of legal disciplines represents. We considered professional identity as a multicomponent integrative psychological phenomenon, the formation of which occurs under the influence of various factors of the external, including the educational environment. We also considered the processes of professional identity formation and development. The formation process is directly related to pedagogical activity and assumes the dominant role of the teacher in the subject-subject interaction, even if it is an independent activity of students. A competent and methodically verified use of the educational potential of legal disciplines, which is characterized as a set of resources accumulated and intended for the realization of the educational function of law in the educational process, facilitate the successful development of professional identity. We analyzed the directions of efficiency increasing of using the legal disciplines educational potential to develop the professional identity of future specialists of internal affairs bodies as in studies conducted in the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia: consistent realization of the educational function of law as a manifestation of its educational capabilities used in the context of the formation of legal awareness and legal culture of students; constant study of the possibilities of rational use of the legal disciplines accumulated potential; stimulation of students to form a professional identity through a rational combination of traditional and innovative methods of training and education.

Keywords: educational potential; professional identity; specifics of professional identity formation

For citation: Meshcheryakova E.I., Panferkina I.S. K voprosu o realizatsii vospitatel'nogo potentsiala pravovykh distsiplin dlya stanovleniya professional'noj identichnosti [To the issue about the realization of the educational potential of legal disciplines for professional identity formation]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 7-13. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-7-13. (In Russian, Abstr. in Engl.)

Corresponding author: Elena I. Meshcheryakova, е-mail: [email protected]

Проблема становления профессиональной идентичности исследуется, главным образом, учеными-психологами. Однако большой интерес она представляет и для исследователей-педагогов. Ведь педагогические аспекты проблемы являются отражением тех противоречий, которые существуют в том числе в образовательном процессе и сдерживают формирование значимых личностно-профессиональных качеств обучающихся, а их разрешение может не только существенно повысить результативность образовательной деятельности, но и сократит период профессиональной адаптации, ускорит процесс

формирования специалиста-профессионала. В связи с этим исследование не только психологических, но и педагогических аспектов становления профессиональной идентичности представляется актуальным и своевременным.

Среди противоречий, определяющих обозначенную проблему, мы выделяем, прежде всего, противоречие между востребованностью общества, государства в специалистах-профессионалах, обладающих сформированными личностными и профессионально значимыми качествами, обеспечивающими успешную профессиональную дея-

тельность, соответствующую потребностям личности, осознание значимости избранной профессии как способа самореализации, с одной стороны, и недостатками образовательной деятельности, которые связаны с неготовностью профессорско-преподавательского состава к целенаправленному формированию профессиональной идентичности обучающихся, отсутствием необходимых для этого научных и методических рекомендаций, с другой стороны.

Основываясь на указанное и связанные с ним противоречия, мы определяем педагогическую проблему, находящую отражение в следующих вопросах: как обеспечить целенаправленное становление профессиональной идентичности обучающихся в образовательном процессе? какие условия должны быть для этого созданы? каким в связи с этим должно быть методическое сопровождение, максимально полно реализующее потенциал изучаемых дисциплин?

Из множества аспектов обозначенной педагогической проблемы мы выбираем для исследования лишь один, а именно обоснование возможностей повышения эффективности формирования профессиональной идентичности обучающихся посредством целенаправленной реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин. Опытно-экспериментальной базой исследования стала ведомственная образовательная организация - Воронежский институт МВД России, а исследование проводилось с учетом специфики становления профессиональной идентичности будущих специалистов органов внутренних дел (ОВД).

Исследуемый феномен - профессиональную идентичность мы конкретизируем с учетом специфики деятельности сотрудников ОВД и рассматриваем как многокомпонентное интегративное психологическое образование, отражающее: 1) принятие субъектом избранной им профессиональной деятельности как способа самореализации в профессии; 2) осознание своей тождественности с представителями сообщества профессионалов, для которых главное - обеспечение законности и правопорядка; 3) восприятие доминирующих в профессиональном сообществе ценностей, правил, норм и традиций как личностно значимых и определяющих оценку и самооценку субъектом

процесса и результатов его участия в осуществлении правоохранительной деятельности.

Конкретизация исследуемого феномена осуществлялась нами на основе изучения и анализа сложившихся представлений исследователей-психологов о профессиональной идентичности. После того как Э. Эриксон ввел в исследовательский оборот понятие эго-идентичности, определив его как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», определенный вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими» [1, p. 18], развитием его идей в аспекте изучения социальной, профессиональной идентичности в отечественной психологии занимались и занимаются многие ученые (например, К.А. Аль-буханова-Славская, Е.П. Ермолаева, Д.И. Зе-валишена, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Е.А. Климов, ЕВ. Конева, ТВ. Мищенко, Ю.П. По-варёнков, У.С. Родыгина). Однако наиболее существенные результаты исследований в этой научной области содержатся в работах Л.Б. Шнейдер, по мнению которой профессиональная идентичность в наиболее общем представлении - это «многомерный и инте-гративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность», причем профессиональная идентичность «развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии» [2, с. 21].

Применительно к профессиональной идентичности рассматриваются процессы ее становления, развития, формирования. Например, Ю.П. Поваренков считает, что профессиональная идентичность формируется, причем «факторы и условия, влияющие на уровень образованности (личностные качества, среда), являются основными условиями ее формирования» [3, с. 9]. Для У.С. Родыгиной профессиональная идентичность развивается с использованием определенных механизмов [4, с. 41], а Т.В. Мищенко выявляет «ведущие тенденции становления профессиональной идентичности на основе анализа ее отдельных параметров и их взаимодействия» [5, с. 3]. Есть и другие позиции. Так, по мнению Е.П. Ермолаевой, профессиональная идентичность складывается «при достижении субъектом

высокого уровня профессионального мастерства» [6, с. 52].

В целях осуществляемого нами исследования мы разграничиваем процессы становления и формирования профессиональной идентичности. Изучая становление этого интегративного личностного феномена, мы опираемся на гегелевское представление о том, что становление «оказывается безудержным движением, но оно не может удержаться в этой абстрактной подвижности, ибо так как бытие и ничто исчезают в становлении, а лишь это исчезновение и составляет понятие становления» [7, с. 154]. Для нас важно, что в становлении профессиональной идентичности наблюдается некая незавершенность, нескончаемость процесса как одно из обязательных условий успешного лично-стно-профессионального развития. Если рассматривать становление профессиональной идентичности в контексте образовательного процесса, то оно происходит под влиянием педагогической деятельности в созданных для этого условиях, то есть формируется, но все-таки осуществляется на уровне личностного восприятия и личностных преобразований. При этом формирование профессиональной идентичности непосредственно связано с педагогической деятельностью и предполагает доминанту преподавателя в субъект-субъектном взаимодействии даже в том случае, если речь идет о самостоятельной деятельности обучающихся.

Разграничение процессов становления и формирования профессиональной идентичности важно для обоснования возможностей реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала правовых дисциплин. Ведущую роль в становлении интегра-тивного психологического феномена посредством целенаправленной реализации воспитательного потенциала призваны играть преподаватели, а важнейшее значение для его становления приобретает самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с теми личностными преобразованиями, которые определяют развивающуюся профессиональную идентичность.

Рассматривая процессы формирования и становления профессиональной идентичности сотрудников ОВД, важно учитывать, что специфика их профессиональной деятельности основана на необходимости строгого

следования в ходе ее осуществления нормам действующего законодательства, причем как применительно к собственно соблюдению ими правовых норм, так и применительно к требованиям их соблюдения иными участниками правоотношений. В связи с этим важно, чтобы жесткие и безусловные требования нормативных правовых актов не просто усваивались обучающимися, но и правильно понимались, трактовались и обоснованно использовались. Следовательно, особое значение приобретает направленность образовательного процесса ведомственных образовательных организаций на формирование профессионально-правовой культуры сотрудников ОВД, а для этого - грамотная, целенаправленная, эффективная реализация воспитательного потенциала правовых дисциплин в русле становления их профессиональной идентичности.

Воспитательный потенциал правовых дисциплин мы рассматриваем как совокупность ресурсов, накопленных и предназначенных для реализации в образовательном процессе воспитательной функции права, которые (ресурсы) могут быть использованы для формирования правосознания и правовой культуры обучающихся, а также «достаточный интеллектуальный, морально-нравственный, научно-методический уровень профессорско-преподавательского состава, обеспечение мотивации педагогов к эффективному использованию современных воспитательных технологий» [8, с. 115]. Последнее особенно важно в связи с тем, что, по справедливому утверждению Л.И. Клочковой, «воспитательный потенциал как совокупность возможностей не превращается механически в ресурсы развития и воспитания» [9, с. 68]. Для такого «превращения» необходимо создать определенные условия, разработать методическое сопровождение, обеспечивающее максимально полную реализацию воспитательной функции права в процессе изучения правовых дисциплин.

Результаты исследований, а также анализ их реализации в образовательном процессе Воронежского института МВД России показывают, что деятельность профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных организаций, целенаправленная на повышение эффективности формирования профессионально-правовой куль-

туры будущих специалистов ОВД, будет сопровождаться становлением их профессиональной идентичности, если:

1) последовательно реализуется воспитательная функция права, понимаемая исследователями-правоведами как проявление его воспитательных возможностей, которые используются в контексте формирования правосознания и правовой культуры обучающихся посредством анализа возможностей юридических функций права, представленных изучаемой отраслью (подотраслью) права, с учетом специфики предстоящей выпускникам профессиональной правоохранительной деятельности. Например, для административного права - это воспитание путем применения норм административного права, привлечения к административной ответственности, осуществления государством и правоохранительными органами информационной деятельности [10, с. 28];

2) постоянно изучаются возможности рационального использования накопленного потенциала правовых дисциплин и наращивания нового, учитывающего изменения действующих нормативных правовых актов. Например, в Кодекс об административных правонарушениях, основной нормативный правовой акт для дисциплины «Административное право», с 2010 г. по настоящее время изменения вносились около 200 раз, причем, только в 2019 г. он изменялся 17 раз. Безусловно, воспитательный потенциал этой дисциплины не может быть эффективно реализован, если не учитываются такие изменения;

3) грамотно построено стимулирование обучающихся к становлению профессиональной идентичности посредством рационального сочетания традиционных и инновационных методов обучения и воспитания. Например, в процессе изучения такой важной для сотрудников ОВД отрасли, как административная деятельность ОВД, полезно не только стимулировать изучение закономерностей государственного управления в сфере общественной безопасности, форм и методов обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, но и мотивировать осознание значимости собственной причастности к осуществлению такой деятельности в качестве сотрудника ОВД, активировать формирование умений и навыков коллективной профессиональной деятельности сотрудников

ОВД по обеспечению законности и правопорядка. В связи с этим успешной реализации воспитательного потенциала дисциплины может способствовать умелое использование коммуникативного субъект-субъектного взаимодействия (преподаватель-курсанты и курсанты между собой) на аудиторных занятиях, когда анализируются конкретные ситуации правоприменения и привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений;

4) широко используется межпредметная интеграция, посредством которой в процессе изучения каждой конкретной дисциплины активизируется воспитательный потенциал уже изученных ранее или параллельно изучаемых дисциплин. Например, для дисциплины «Административное право» - это межпредметные связи с дисциплинами «Теория и история государства и права», «Муниципальное право», «Экологическое право» и др. Своеобразное «перекрестное» задействование воспитательного потенциала различных правовых дисциплин посредством межпредметной интеграции не только помогает усилить воспитательное воздействие, но и способствует формированию целостного представления обучающихся о предстоящей им профессиональной деятельности, осознанному ее пониманию, а также о своем месте в такой деятельности.

По мнению многих исследователей, становление профессиональной идентичности проходит определенные этапы в контексте развития Я-концепции, причем первые этапы объединяются в допрофессиональные, а последующие - в профессиональные (Т.С. Березина, Ю.П. Кошелева, Д. Сьюпер, Л.Б. Шней-дер и др.). Изучая возможности эффективной реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности, мы рассматриваем период обучения будущих специалистов ОВД в ведомственной образовательной организации как специфический этап формирования и становления этого личностного феномена, вбирающий в себя как черты до-профессионального, так и черты профессионального этапов. Ведь обучающиеся в ведомственных образовательных организациях -это еще не специалисты, но уже сотрудники ОВД, несущие службу в подразделении -

ведомственной образовательной организации. Они еще не могут осознавать себя в качестве специалистов, осуществляющих правоохранительную деятельность в служебном профессиональном коллективе. Но у них личностно-профессиональные качества уже формируются, причем не только на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной внеаудиторной работы, но и в процессе исполнения служебных обязанностей сотрудников ОВД в реальных условиях обеспечения законности и правопорядка. Целенаправленное использование специфической интеграции содержательного наполнения процесса становления профессиональной идентичности курсантов, а в последующем - специалистов ОВД в русле эффективного использования воспитательного потенциала правовых дисциплин может и должно способствовать ускоренному и глубокому усвоению профес-

сиональных стереотипов, видению себя как профессионала, наполнению профессионального самоопределения личностным ситуативным и инструментальным содержанием.

Успешная и эффективная реализация воспитательного потенциала правовых дисциплин в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций способствует созданию основы для последующего профессионального самопознания и саморазвития, устойчивого поведения в стандартных и продуцирования оригинальных решений в нестандартных ситуациях при строгом соблюдении действующего законодательства на этапе становления и развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД-специалистов в служебных коллективах, обеспечивающих законность и правопорядок.

Литература

1. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Selected Papers. New York: International Universities Press, 1959. 171 p.

2. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

3. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

4. Родугина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-50.

5. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.

6. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (ст. первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-60.

7. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1.: Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.

8. Мещерякова Е.И. Использование воспитательного потенциала образовательной среды как фактор профессионально-личностного развития будущих специалистов // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань: РИЦ «Школа», 2020. С. 113-117.

9. Клочкова Л.И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 68-69.

10. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2016. 456 с.

References

1. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Selected Papers. New York: International Universities Press, 1959. 171 p.

2. Shnejder L.B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya: avtoref. dis. ... dra psikhol. nauk [Professional Identity: Structure, Genesis and Conditions of Formation. Dr. psychol. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2001. (In Russian).

3. Povarenkov Yu.P. Professional'noye stanovleniye lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Professional Personality Formation. Dr. psychol. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1999. (In Russian).

4. Rodugina U.S. Psikhologicheskiye osobennosti professional'noj identichnosti studentov [Psychological features of professional identity of students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. - Psychological Science and Education. 2007, no. 4, pp. 39-50. (In Russian).

5. Mishchenko T.V. Stanovleniye professional'noj identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The Formation of Professional Identity Among Students of a Pedagogical University. Cand. psychol. sci. diss. abstr.]. Yaroslavl, 2005. (In Russian).

6. Ermolaeva E.P. Professional'naya identichnost' i marginalizm: kontseptsiya i real'nost' (st. pervaya) [Professional identity and marginalism: concept and reality (1st article)]. Psikhologicheskij zhurnal. - Psychological Journal. 2001, vol. 22, no. 4, pp. 51-60. (In Russian).

7. Gegel G. Entsiklopediya filosofskikh nauk: v 3 t. T. 1.: Nauka logiki [Encyclopedia of Philosophical Sciences: in 3 vols. Vol. 1: The Science of Logic]. Moscow: Thought, 1974. 452 p. (In Russian).

8. Meshcheryakova E.I. Ispol'zovaniye vospitatel'nogo potentsiala obrazovatel'noj sredy kak faktor professional'no-lichnostnogo razvitiya budushchikh spetsialistov [Using the educational potential of the educational environment as a factor in the vocational and personal development of future specialists]. Professional'no-lichnostnoye razvitiye budushchikh spetsialistov v srede nauchno-obrazovatel'nogo klastera. - Professional and Personal Development of Future Specialists in the Environment of the Scientific and Educational Cluster. Kazan: RITS "School", 2020, pp. 113-117. (In Russian).

9. Klochkova L.I. Tekhnologiya resursoobrazovaniya v razvitii vospitaniya shkol'nikov [Technology of resource education in the development of schoolchildren's education]. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki. - Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2015, no. 2, pp. 68-69. (In Russian).

10. Administrativnoe pravo [Administrative Law] / Yu.M. Kozlova, L.L. Popova (Eds.). Moscow: Lawyer, 2016. 456 p. (In Russian).

Информация об авторах

Мещерякова Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283

Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание части текста статьи.

Панферкина Ирина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права. Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3185-6843

Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.

Конфликт интересов отсутствует

Поступила в редакцию 03.03.2020 г.

Поступила после рецензирования 21.04.2020 г.

Принята к публикации 29.05.2020 г.

Information about the authors

Elena I Meshcheryakova - Doctor of Pedagogics, Professor of Social and Humanitarian Disciplines Department. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Contribution: general concept of the article, literature analysis, writing part of the article text.

Irina S. Panferkina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Administrative Law Department. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3185-6843 Contribution: literature analysis, writing part of the article text.

There is no conflict of interests

Received 3 March 2020 Reviewed 21 April 2020 Accepted for press 29 May 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.