УДК 378.016
ГРНТИ 14.35.05
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И.С. ПАНФЕРКИНА, кандидат педагогических наук
Воронежский институт МВД России (г. Воронеж)
И.А. СТАВИЦКАЯ
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Предложены способы повышения эффективности реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в процессе их изучения курсантами, обеспечивающие целенаправленное формирование правосознания и правовой культуры будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, их осознанное отношение к строгому соблюдению правил, установленных действующими нормативными правовыми актами. Воспитательный потенциал правовых дисциплин рассматривается в единстве ценностно-мотивационного, теоретико-концептуального, инструментально-методического, материально-технического, информационного и субъект-субъектного компонентов, что позволяет показать возможности рационального использования их взаимодействия для достижения цели разрешения противоречий, возникающих в процессе реализации воспитательной функции российского права.
Ключевые слова: воспитательный потенциал правовых дисциплин, воспитательная функция права, правосознание курсантов, правовая культура курсантов, правовое воспитание.
ТО THE QUESTION OF IMPLEMENTING THE EDUCATIONAL POTENTIAL
OF LEGAL DISCIPLINES IN THE INSTITUTIONAL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS CADETS TRAINING PROCESS
I.S. PANFERKINA, Сandidate of Pedagogical sciences
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Voronezh)
I.A. STAVITSKAYA
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The authors suggest ways to improve the effectiveness of the educational potential of legal disciplines in the process of their study by cadets, ensuring the purposeful formation of legal awareness and legal culture of future officers of The armed Forces of the Russian Federation, their conscious attitude to strict compliance with the rules established by current regulatory legal acts. The educational potential of legal disciplines is considered in the unity of value-motivational, theoretical-conceptual, instrumental-methodological, material-technical, informational and subject-subject components, which allows us to show the possibilities of rational use of their interaction to achieve the goal of resolving contradictions that arise in the process of implementing the educational function of Russian law.
Keywords: educational potential of legal disciplines, law educational function, cadet's legal awareness, cadets' legal culture, legal education.
Введение. Одной из важнейших проблем становления сознательного отношения курсантов ведомственных образовательных организаций к выполнению своих служебных
w и
обязанностей является формирование грамотного и осознанного понимания ими сущности и основных институтов российского права, выработка у них четкого представления об осуществлении государством властных полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством. В рамках этой проблемы для курсантов-военнослужащих особенно важное значение имеет достижение ими «сознательного и добровольного исполнения требований законов, развитие у них чувства уважения к праву, правильной позиции в сфере правоотношений», на основе чего формируется уважение к законам, высокая ответственность за защиту Отечества, правильное отношение к воинскому порядку, своим обязанностям [1], развивается правосознание и правовая культура.
Развитие правосознания и правовой культуры военнослужащих - курсантов военных образовательных организаций происходит в процессе правового воспитания, которое, безусловно, представляет сложный комплекс, систему взаимосвязанных методов, средств технологий, используемых в ходе субъект-субъектного взаимодействия преподавателей, командиров и обучающихся, причем как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной, служебной, культурно-просветительской и иных видах деятельности. Повышению эффективности и результативности правового воспитания может способствовать научно обоснованная реализация воспитательного потенциала правовых дисциплин, изучаемых будущими офицерами российской армии.
Актуальность. Проблемы совершенствования правового воспитания курсантов военных образовательных организаций нашли отражение в многочисленных научных исследованиях (например, в диссертационных исследованиях В.В. Глоба, С.С. Крыгина, М.В. Крылова,
A.А. Швыркина и др.) и публикациях (Е.А. Андреева, А.Н. Бабенко, М.В. Гирская,
B.С. Нерсесянц, П.А. Радченко, И.А. Темяков и др.). Однако изучение указанной проблемы в аспекте повышения эффективности реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в процессе обучения курсантов военных образовательных организаций до настоящего времени не проводилось. В то же время результаты наших исследований, осуществляемых в указанном аспекте, позволяют утверждать, что целенаправленная и педагогически обоснованная реализация воспитательного потенциала правовых дисциплин в образовательном процессе военных образовательных организаций способствует разрешению многих противоречий, связанных со становлением и развитием правосознания и правовой культуры военнослужащих, а также укреплению дисциплины, предотвращению противоправных деяний в служебных коллективах курсантов. Определяя противоречия, сохраняющиеся в процессе воспитания в русле формирования правосознания и правовой культуры курсантов, мы рассматриваем их в качестве основы для формулировки педагогической проблемы, отражающей такие противоречия. В наиболее общем представлении мы формулируем противоречие следующим образом: это противоречие между востребованностью Вооруженных Сил Российской Федерации в специалистах-военнослужащих, обладающих высоким уровнем сформированности правосознания и правовой культуры, с одной стороны, и недостаточным использованием воспитательного потенциала правовых дисциплин, способных обеспечить эффективную реализацию воспитательной функции российского права, с другой стороны. И как следствие - противоречие между возможностями формирования правосознания и правовой культуры военнослужащих, заложенными в воспитательном потенциале правовых дисциплин, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического сопровождения реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в образовательном процессе военной образовательной организации, с другой.
Отражением этих и связанных с ними противоречий становится педагогическая проблема: как посредством реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в процессе обучения курсантов военных образовательных организаций обеспечить повышение эффективности формирования личностно и профессионально значимых качеств будущих
ы
специалистов, определяющих их правосознание и правовую культуру и реализуемых в их поведении - правомерном, согласующемся с действующими нормами права?
Получение научно обоснованных ответов на поставленный многоаспектный вопрос актуально и своевременно, оно позволит посредством совершенствования одного из направлений воспитательной деятельности в образовательном процессе военных образовательных организаций обеспечить достижение военнослужащими - выпускниками военных образовательных организаций такого уровня развития правосознания и правовой культуры, который даст возможность самостоятельно ориентироваться в системе российского законодательства и принимать грамотные решения в юридически значимых ситуациях, а также соотносить свое поведение (как в процессе несения службы, так и за ее пределами) с установленными нормами права. Кроме того, это поможет обеспечить достижение цели формирования безусловного уважения к законам, осознанной ответственности за защиту Отечества, правильного отношения к исполнению своих должностных и профессиональных обязанностей.
Воспитательный потенциал правовых дисциплин применительно к изучению возможностей разрешения поставленной нами педагогической проблемы мы определяем как совокупность ресурсов, обеспечивающих реализацию воспитательной функции права в образовательном процессе военной образовательной организации, которые либо вовлечены, либо могут быть вовлечены в формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, а также способности и готовность преподавателей к оптимальному использованию указанных ресурсов в изучении курсантами правовых дисциплин, предусмотренных учебными планами. В этом конкретизированном с учетом специфики предмета исследования определении ключевого понятия мы попытались учесть справедливое замечание о замене «научного определения метафорическим описанием», высказанное М.В. Шакуровой по результатам анализа понятия «воспитательный потенциал» в современных социально-педагогических исследованиях, которое исследователем относится «к группе понятий с доминирующей практикой применения вне четко определенной сущности» [2].
Еще более конкретизируя понятие воспитательного потенциала правовых дисциплин применительно к образовательному процессу военной образовательной организации, мы определяем его структуру и включаем в нее следующие компоненты: ценностно-мотивационный (ценности служения Отечеству, военного образования, стимулирующие изучение правовых дисциплин и создающие мотивацию развития правосознания и правовой культуры); теоретико-концептуальный (концептуальные теоретические позиции, идеи, взгляды и подходы, обеспечивающие правомерное поведение военнослужащих как в процессе несения воинской службы, так и в иных сферах жизнедеятельности); инструментально-методический (реализуемые, в процессе изучения правовых дисциплин, педагогические технологии и инструментарий, позволяющие обеспечить включенность воспитательной функции права в образовательную деятельность преподавателей); материально-технический (материально-техническая база, которая создана в военной образовательной организации и может быть использована в процессе воспитания); информационный (элементы информационно-образовательной среды - научная, художественная литература, нормативные правовые акты, размещенные на электронных и физических носителях, видеофильмы, аудиозаписи и др.); субъект-субъектный (способности и готовность субъектов образовательной деятельности -преподавателей правовых дисциплин и обучающихся к эффективному воспитательному взаимодействию, направленному на развитие правосознания и правовой культуры обучающихся).
Акцентируя внимание на особенной важности последнего из компонентов, субъект-субъектного, приведем высказывание Л.И. Клочковой: «к сожалению, воспитательный потенциал как совокупность возможностей не превращается механически в ресурсы развития и воспитания» [3]. Действительно, для того чтобы воспитательный потенциал был эффективно и
ы
целенаправленно использован и дал ожидаемым результат - достаточно высокии уровень сформированности правосознания и правовой культуры выпускников военноИ образовательной организации, необходимо обеспечить максимально возможную реализацию в процессе изучения правовых дисциплин воспитательной функции права.
Воспитательная функция права понимается исследователями (Л.И. Барнашова, С.А. Голунский, М.П. Карева, Т.Н. Радько, Е.Л. Слюсаренко, А.А. Швыркин и др.) как проявление его воспитательных возможностей, реализуемых в процессе формирования правосознания личности посредством осуществления воспитательного воздействия (взаимодействия) с помощью анализа и представления возможностей юридических функций права в ракурсе деятельности субъектов воспитания. В таком представлении воспитательной функции права выделим особенно важные для проводимого нами исследования моменты:
1) воспитательная функция права есть проявление воспитательных возможностей, а это значит, что реализация правовой функции непосредственно связана с использованием воспитательного потенциала тех средств, которые применяются для ее реализации с помощью определенных методов;
2) воспитательная функция права не может быть реализована без получения субъектами воспитательного взаимодействия (обучающимися) необходимых для формирования правосознания и правовой культуры знаний в области права с учетом специфики подготовки будущих специалистов (для будущих офицеров это, прежде всего, знания в области военного права, а также международного гуманитарного права);
3) воспитательная функция права не может быть эффективно реализована, если не формируются умения и навыки субъектов (обучающихся) к осуществлению осознанных, правомерных действий, если не создается мотивация к соблюдению установленных правил на самых разных уровнях (государство, сфера военной службы, военная образовательная организация, служебный коллектив) и в самых разных сферах жизнедеятельности (профессиональная служебная деятельность, сферы административно-правовых, гражданско-правовых и иных правоотношений, в которые могут вступать военнослужащие как субъекты права).
Проведенные нами исследования, а также опыт профессиональной деятельности в военной образовательной организации - ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» показывают, что большинство курсантов проявляют большой интерес к изучению правовых дисциплин. Об этом свидетельствует не только их хорошая подготовленность к участию в проведении аудиторных занятий, участие в научно-практических конференциях с выступлениями по правовым темам, подготовка статей, презентаций, докладов, выступлений, но и результаты собеседований, проводившихся в процессе индивидуальной внеаудиторной работы. Так, свой интерес к изучению правовых дисциплин как стабильно высокий характеризуют 68 % обучающихся, как достаточно высокий - 12 %. При этом ни один из курсантов не заявил об отсутствии интереса к изучению правовых дисциплин. На вопрос о том, достаточно ли курсантам тех знаний, которые они получают в процессе изучения правовых дисциплин, для осознанного восприятия значимости правомерного поведения, соблюдения установленными нормами права правил поведения на службе, многие ответили положительно -63 % опрошенных, однако некоторым курсантам таких знаний не хватает - 12 % опрошенных. Некоторые курсанты (18 %) отмечают необходимость усиления практической направленности изучения дисциплин, что позволило бы им не только понимать смысл правового регулирования служебной деятельности, соотносить свои деяния (действия, бездействие) с нормами права, но и успешно применять приобретаемые умения и навыки правомерного поведения в различных сферах профессиональной служебной и иной жизнедеятельности. Многие курсанты, планируя свою будущую командирскую деятельность и работу с личным составом в строгом соответствии с действующим законодательством, проявляют интерес к получению юридического образования в дополнение к профессиональному военному образованию.
W U
В целях повышения эффективности реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в процессе их изучения курсантами военных образовательных организаций особенно важно определить те тенденции, которые обеспечивают успешное движение в этом направлении, а вместе с тем способствуют разрешению тех противоречий, которыми определена педагогическая проблема осуществленного нами исследования. Среди них (направлений) мы выделяем следующие основные.
Во-первых, целенаправленная реализация воспитательной функции права в процессе изучения правовых дисциплин в русле формирования правосознания и правовой культуры военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, четкого представления о тех личностно-профессиональных качествах, которые имеют для них особую значимость в связи с актуализацией воспитательного потенциала правовых дисциплин. При этом важно учитывать, что воспитательный потенциал права не может не отражать моральные устои общества в силу существующих взаимосвязей и взаимопроникновения морали и права, что имеет особенно важное значение для использования воспитательного потенциала в процессе изучения курсантами правовых дисциплин с опорой на моральные принципы (патриотизм, гуманизм, коллективизм, альтруизм и др.).
Во-вторых, изучение возможностей рационального использования накопленного военной образовательной организацией воспитательного потенциала, а также его наращивания по всем компонентам (ценностно-мотивационному, теоретико-концептуальному, инструментально-методическому, материально-техническому, информационному, субъект-субъектному). Существующий воспитательный потенциал должен изменяться как посредством количественного наращивания, так и качественного «наполнения» каждого из компонентов. При этом особенно важно выбирать и использовать лишь те составляющие компонентов, которые могут быть оптимально «увязаны» в рамках разработанных и применяемых технологий обучения каждой из правовых дисциплин с учетом того, что одновременно в контексте каждой педагогической технологии реализуется и воспитательная функция права с опорой на воспитательный потенциал изучаемой дисциплины. Так, воспитательный потенциал дисциплины «Военное право», например, в процессе изучения темы «Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих» [4, с. 168-183], не может быть успешно реализован, если у курсантов нет возможности работать с необходимыми для этого материалами судебной практики, в которых они смогут найти информацию о формах защиты субъективных прав военнослужащих в гражданском судопроизводстве, порядке защиты их интересов в уголовном судопроизводстве и др. Для изучения темы «Юридическая ответственность военнослужащих» потребуются методические разработки по организации самостоятельной работы в порядке подготовки докладов и презентаций для участия в проведении аудиторных занятий, а для этого - информация о дисциплинарных проступках коллег-курсантов, имевших место в конкретной военной образовательной организации, а также о наступившей в связи с их совершением юридической ответственности. Кроме того, потребуется и материально-техническое обеспечение - компьютерная техника, электронные и бумажные носители информации и т.д.
В-третьих, стимулирование интереса будущих специалистов-военнослужащих к изучению правовых дисциплин посредством использования обоснованного сочетания традиционных и инновационных (активных, интерактивных) методов обучения, развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности курсантов, связанной с анализом действующих правовых норм, приобретением умений и навыков их грамотного и обоснованного использования. Действительно, изучение правовых норм всегда сопровождается не только необходимостью усвоения большого количества правовой информации, выработки умений и навыков работы с весьма объемными нормативными правовыми актами, но и возникновением у обучающихся множества вопросов о правоприменении, то есть тех конкретных организационно-правовых формах государственной деятельности, посредством которых
ы
правовые предписания реализуются в общественной практике. В связи с этим на аудиторных занятиях важно организовать эффективное коммуникативное взаимодействие по двум направлениям: преподаватель - курсанты (используются активные методы обучения) и курсанты - курсанты (используются интерактивные методы обучения). Грамотный анализ ситуаций правоприменения, основанный на поиске необходимой информации из действующих нормативных правовых актов, позволяет не только повысить познавательную активность обучающихся, но и вырабатывать умения и навыки, способствующие осуществлению юридически значимых действий в строгом соответствии с установленными правилами. Все это помогает развивать правосознание и правовую культуру военнослужащих, формировать толерантное отношение к стандартам законопослушного поведения и строгого соблюдения воинской дисциплины.
В-четвертых, широкое использование межпредметной интеграции, которое позволяет включать в воспитательный потенциал правовых дисциплин элементы, традиционно являющиеся составными частями воспитательных потенциалов иных изучаемых параллельно или уже изученных дисциплин [5, с. 143-145]. Это не только позволяет объединить воспитательные усилия преподавателей различных дисциплин, но и создает условия для своеобразного «погружения» обучающихся в уже знакомую им среду тех сфер предстоящей им профессиональной деятельности, которые изучаются специальными (профильными) дисциплинами. Успешной реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в рамках межпредметной интеграции способствует анализ на аудиторных занятиях тех ситуаций, которые складываются или могут сложиться в процессе несения военной службы в соответствии с полученной специальностью, когда потребуется осуществление действий в строгом соответствии с правовыми нормами. Такие ситуации изучаются в рамках других учебных дисциплин (например, «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Управление подразделениями в мирное время», «Служба войск и безопасность военной службы», «Кадровая работа»), а вот правообоснованное поведение в них - правовыми дисциплинами (например, «Правоведение», «Военное право»).
Выводы. Исследование проблемы повышения эффективности формирования личностно и профессионально значимых качеств курсантов военных образовательных организаций -будущих специалистов, определяющих их правосознание и правовую культуру и реализуемых в их правомерном, согласующемся с действующими нормами права поведении, посредством использования возможностей, заложенных в воспитательном потенциале правовых дисциплин, является актуальным и своевременным. Оно позволяет обосновать возможности разрешения противоречий, связанных с недостаточной реализацией воспитательного потенциала правовых дисциплин в образовательном процессе военной образовательной организации из-за отсутствия научного обоснованного, соответствующего требованиям современной педагогической науке и практики, методического сопровождения их изучения.
Практика показывает, что большинство курсантов - будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации проявляют большой интерес к изучению правовых дисциплин, понимают их значимость для успешного прохождения службы, а также грамотного, правомерного поведения в самых разных служебных и иных жизненных ситуациях, требующих правовых знаний, умений принимать решения в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. И этим также создаются возможности стимулирования и мотивации формирования значимых личностно-профессиональных качеств будущих специалистов посредством грамотного использования возможностей, заложенных в реализации воспитательной функции права, воспитательного потенциала изучаемых правовых дисциплин.
Конкретизация содержания ключевой для исследования категории - воспитательный потенциал правовых дисциплин и определение его структурообразующих компонентов (ценностно-мотивационного, теоретико-концептуального, инструментально-методического, материально-технического, информационного и субъект-субъектного), их исследование
м и
позволили выявить и обосновать перспективные направления повышения эффективности реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин в процессе их изучения курсантами военных образовательных организаций, среди которых:
1) целенаправленная реализация воспитательной функции права в процессе изучения правовых дисциплин в русле формирования правосознания и правовой культуры военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) изучение возможностей рационального использования накопленного военной образовательной организацией воспитательного потенциала, а также его наращивания по всем компонентам;
3) стимулирование интереса будущих специалистов-военнослужащих к изучению правовых дисциплин посредством использования обоснованного сочетания традиционных и инновационных методов обучения, развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности курсантов;
4) широкое использование межпредметной интеграции, позволяющее включать в воспитательный потенциал правовых дисциплин элементы, традиционно являющиеся составными частями воспитательных потенциалов иных изучаемых параллельно или уже изученных дисциплин.
Результаты проведенного исследования позволяют с уверенностью утверждать, что грамотная и научно обоснованная реализация воспитательного потенциала правовых дисциплин в образовательном процессе военных образовательных организаций способствует формированию правосознания и правовой культуры обучающихся, их сознательного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, выработке четкого представления об осуществлении государством властных полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством, высокой ответственности за защиту Отечества, правильного отношения к воинскому порядку и своим обязанностям, укрепляет служебную дисциплину.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайцев В.А., Иванов В.И., Устинов И.Ю. Правоведение: учеб. пособие / под ред. Г.В. Зиброва. Воронеж: ВАИУ, 2008. 266 с.
2. Шакурова М.В., Козельская К.А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22-34.
3. Клочкова Л.И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 200-206.
4. Военное право: учебник / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М.: За права военнослужащих, 2004. 640 с.
5. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних: Монография. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. 198 с.
REFERENCES
1. Zajcev V.A., Ivanov V.I., Ustinov I.Yu. Pravovedenie: ucheb. posobie / pod red. G.V. Zibrova. Voronezh: VAIU, 2008. 266 p.
2. Shakurova M.V., Kozel'skaya K.A. Vospitatel'nyj potencial kak predmet sovremennyh social'no-pedagogicheskih issledovanij // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2018. Vyp. 50. pp. 22-34.
3. Klochkova L.I. Tehnologiya resursoobrazovaniya v razvitii vospitaniya shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 2. p. 200-206.
W U
4. Voennoe pravo: uchebnik / pod red. V.G. Strekozova, A.V. Kudashkina. M.: Za prava voennosluzhaschih, 2004. 640 p.
5. Mescheryakova E.I., Panferkina I.S. Integrativnyj podhod k professional'noj podgotovke specialistov dlya podrazdelenij po delam nesovershennoletnih: Monografiya. Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2015. 198 p.
© Панферкина И.С., Ставицкая И.А., 2020
Панферкина Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права, Воронежский институт МВД России, Россия, 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53, [email protected].
Ставицкая Ирина Александровна, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
w g
и