Теория и методология:
проблемы, тенденции
УДК 378.016
(loi: 10. 20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-7-12
МОТИВАЦИЯ К ПРИОБРЕТЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ с: ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Мещерякова Елена Ивановна Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Россия, г. Воронеж e-mail: elenamsol(fflyandex.ru
В основе статьи - положения о том, что в целях повышения эффективности профессиональной подготовки особенно важно исследовать развитие мотивации обучающихся к приобретению профессиональных умений как п едя готическую проблему, показать возможности разработки и использования методического сопровождения образовательной деятельности, связанной с применением инновационных методов обучения. При этом в системе методологических подходов к исследованию ведущими определены синергетиче-ский и герменевтический подходы, что позволило: 1) выделить противоречия в образовательном процессе как открытой саморазвивающейся системе и наметить пути их разрешения; 2) показать возможности развития мотивации посредством актуализации понимания обучающимися смысла и назначения приобретения ими профессиональных умений; 3) определить интерактивные методы, способствующие максимально эффективному обеспечению достижения целей профессиональной подготовки. Исследование проводилось в рамках изучения проблем профессиональной подготовки в ведомственных образовательных организациях системы ЛШД России, а полученные в процессе и по итогам его проведения результаты помогают по-новому подойти к формированию способностей и готовности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к осуществлению значимой для общества, государства профессиональной правоохранительной деятельности, ускорить процесс профессиональной адаптации выпускников, способствовать становлению и развитию их профессионализма, стиму лировать саморазвитие личности.
Ключевые слова: методологические подходы, профессиональная подготовка, мотивация, профессиональные умения, инновационные методы
Введение. Проблема развития мотивации к приобретению обучающимися в ведомственных образовательных организациях профессиональных умений в различных ее аспектах, находит отражение в многочисленных публикациях исследователей (А. С. Батышев, И. В. Горлинский. О. С. Гребенюк. В. П. Давыдова. Г. Г. Дашшенкова. А. Д. Лазукин, И. А. Латкова. Е. Е. Лушникова, Н. В. Самсо-нова, А. М. Столяренко. М. П. Стурова и др.). Однако и сегодня не утихают споры о том. какой должна быть методология исследования обозначенной проблемы, как обеспечить результативное сочетание традиционных и инновационных методов мотивации, как разработать. апробировать и использовать в образовательной деятельности научно обоснованное методическое сопровождение формиро-
вания профессиональных умений. Осуществляя исследование, особенно важно выделить те противоречия, которые существуют в системе ведомственной профессиональной подготовки сотрудников ОВД и сдерживают развитие мотивации. Однако, для выделения таких противоречий, как и дм проведения исследования проблемы, можно использовать различные методологические подходы. Безусловно, совокупность методологических подходов образует систему, в которой исследователь определяет ведущие, системообразующие.
Если в системе методологических подходов в качестве ведущих определяются - синер-гетический (В. А. Аршинов. М. В. Богуславский. В. Г. Виненко, А. А. Ворожбитова, В. А. Игнатова. Е. Н. Князева. С. П. Курдюмов,
Г. Г. Малинецкий, Л. И. Новикова, Н. М. Та-ланчук, С. С. Шевелева, Ю. В. Шаронин и др.) и герменевтический (Е. Н. Атарщикова, М. М. Бахтин, П. П. Гайденко, В. В. Знаков, Э. В. Ильенков, Л.Г. Ионин, О. В. Ковалевская, И. П. Малинова, Л. А. Селицкая, А. Н. Слав-ская, Н. В. Сердюк, И. И. Сулима и др.) подходы, то среди противоречий, сдерживающих развитие мотивации курсантов ведомственных образовательных организаций к приобретению в процессе обучения специальных профессиональных умений, можно выделить следующие:
1) противоречие между потребностями общества, государства в профессиональной подготовленности сотрудников ОВД, включающей, в том числе, их способности и готовность совершать грамотные, обоснованные, эффективные действия, применяя профессиональные умения, в различных ситуациях правоохранительной деятельности, с одной стороны, и недостаточным стимулированием приобретения профессиональных умений, связанного с влиянием объективных факторов и субъективных условий, - с другой стороны;
2) противоречие между теми возможностями, которые открываются в связи с использованием активных и интерактивных методов формирования профессиональных умений сотрудников ОВД в рамках инновационных технологий обучения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического сопровождения, обеспечивающего эффективное и результативное применение таких технологий, - с другой стороны и др.
Из сложного, многоаспектного, противоречивого комплекса проблем, связанных с повышением мотивации обучающихся к приобретению профессиональных умений в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций, очень сложно выделить для решения какую-либо одну, чтобы при этом не нарушить целостности, которую особенно важно поддерживать в процессе их решения. Поэтому, очень важно исследовать отдельные проблемы (или даже их аспекты) в русле определенной научной области, сформировав теоретико-методическую базу исследования средствами соответствующей научной области. Это утверждение относится и к исследованию мотивации к приобретению профессиональных умений с использованием интерактивных методов как многоаспектной педагогической проблемы.
Основная часть. Согласно устоявшимся представлениям, педагогическая проблема -это «объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека» [1, с. 75]. В этом определении ключевое значение для исследователя приобретает слово «объективно», которым устанавливается связь обозначившихся на поверхности вопросов с сущностными характеристиками развивающегося образовательного процесса. В этой связи педагогическая проблема мотивации к приобретению профессиональных умений представляет комплекс вопросов, возникающих в связи с теоретической разработкой и практической реализацией в образовательном процессе совокупности методов и средств, обеспечивающих стимулирование активности обучающихся, результатом которого становится эффективное формирование профессиональных умений, способности и готовности их применить, в том числе и в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
Разрешение педагогической проблемы всегда начинается с поиска ведущих методологических подходов, способствующих построению методологии исследования, обеспечивающей его необходимую глубину, эффективное разрешение выявленных противоречий и грамотное обоснование получаемых результатов. Применительно к исследованию педагогической проблемы мотивации к приобретению профессиональных умений обучающимися в ведомственных образовательных организациях, на наш взгляд, целесообразно использовать методологические подходы:
1) синергетический, позволяющий рассматривать и образовательный процесс, и его субъектов как открытые саморазвивающиеся многокомпонентные системы, выявлять закономерности саморазвития систем, исследовать возможности стимулирования познавательной деятельности обучающихся в русле закономерностей саморазвития систем;
2) герменевтический, которым обеспечивается направленность исследования на формирование у обучающихся глубокого понимания морально-нравственного смысла юридических законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД, что требует практического применения профессиональных умений, осознания последствий их использования.
Безусловно, наряду с указанными методологическими подходами для обеспечения полноты и глубины исследования должны использоваться и другие подходы: акмеологический, личностно-деятельностный, инновационный, компетентностный, которые важно применять в рамках системного подхода.
Педагоги-исследователи, выделяющие си-нергетический и герменевтический подходы в качестве ведущих, утверждают:
1) в связи с использованием герменевтического подхода, например, А. Ф. Закирова, уверена, что в современном контексте естественным и закономерным явлением становится обращение к герменевтике, ведь «в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса» [2, с. 4]. Н. В. Сердюк, исследуя педагогические аспекты деятельности руководителя ОВД, приходит к выводу о том, что именно «герменевтический подход в педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел может выступать одним из путей развития потенциала кадрово-воспитательной работы, выражающегося в педагогическом взаимодействии»^, с. 4];
2) в связи с использованием синергетиче-ского подхода, например, С. Д. Якушева убеждена, что он еще не получил однозначного толкования в педагогике и находится лишь в стадии разработки несмотря на то, что «появление синергетической парадигмальной установки на социогуманитарном методологическом горизонте является свершившимся фактом, имеющим определенные последствия и для психолого-педагогических наук» [4]. Б. А. Мукушев обоснованно утверждает, что «синергетика, ставшаяся триумфом человеческой мысли XX века, должна найти достойное место в современном образовании» [5].
Заметим, что к подобным выводам зарубежные исследователи (например, по поводу герменевтики в образовании - Дж. Блейхер [6], по поводу синергетики - Г. Хакен [7]) приходили уже в последней четверти XX века.
Формирование профессиональных умений важно исследовать применительно к той деятельности, которую предстоит осуществлять выпускникам образовательных организаций. В процессе проведенных исследований, мы рассматривали профессиональные умения курсантов - будущих следователей, формируемых
в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций как осознанные целенаправленные умелые действия, которые требуют использования полученных знаний, выработанных навыков, приобретенного опыта и применяются в различных ситуациях следственной практики. В основе такого утверждения - представления В. А. Сластенина, который характеризовал умение как умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью, а навык рассматривал как автоматизированное действие, в основе которого лежит система упрочившихся связей [8, с. 124].
Безусловно, профессиональные умения обладают определенной спецификой. В связи с этим исследовать мотивацию к их приобретению и развитию необходимо с учетом специфики предстоящей будущим следователям профессиональной правоохранительной деятельности. В следственной практике не бывает совпадающих, тождественных ситуаций, каждая из них характеризуется присущими ей содержательными и субъектными характеристиками. Следуя синергетическому подходу, можно обосновать, как стимулировать активно-творческую позицию субъектов обучения, рассматриваемых как открытые саморегулирующиеся системы, их самоопределение в предстоящей деятельности следователя-профессионала, саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности в образовательном процессе, а вместе с тем - как развивать мотивацию к поиску индивидуальной стратегии самоопределения в профессии, требующей осуществления грамотных, обоснованных, соответствующих правовым нормам действий. Герменевтическим подходом исследование направляется в русло мотивации понимания обучающимися значимости для субъектов следственной практики (потерпевших, подозреваемых, свидетелей и др.) тех действий, которые им предстоит осуществлять, а также юридических, морально-нравственных, психологических и иных последствий, которые эти действия повлекут для различных субъектов.
Используя в процессе исследования проблемы мотивации сотрудников ОВД к приобретению профессиональных умений с применением интерактивных методов указанные подходы в качестве ведущих в системе методологических подходов, мы пришли к следующим теоретическим выводам:
1) формирование профессиональных умений будущих следователей-профессио-
налов, рассматриваемых (профессиональные умения) как открытая система взаимосвязанных элементов, обладающих определенной спецификой, должно сопровождаться такой мотивацией к приобретению обучающимися профессиональных умений, в которой курсанты выступают в качестве активных, саморазвивающихся и самоопределяющихся субъектов образовательного процесса, понимающих и воспринимающих стимулирование;
2) важнейшую роль в формировании профессиональных умений курсантов - будущих следователей призваны играть интерактивные методы, которые: а) позволяют раскрыть потенциал саморазвивающейся личности посредством мотивации к активному участию в проводимых занятиях, совместному поиску ответов на вопросы, значимые для осуществления профессиональных следственных действий; б) целенаправляют мотивацию в русло осознания ценности, значимости обоснованных действий, а также понимания негативных последствий нарушений прав и свобод субъектов следственной практики, которые проявляются из-за недостаточного профессионализма в процессе осуществления следственных действий;
3) предполагают стимулирование, результатом которого становится мотивация к приобретению профессиональных умений следователя-профессионала, осуществляемое на аудиторных занятиях с применением интерактивных методов, которое требует грамотного, научно обоснованного, соответствующего целям образовательной деятельности методического сопровождения.
Апробация результатов исследования проходила в образовательном процессе Воронежского института МВД России в ходе проведения аудиторных занятий с курсантами - будущими следователями (специальность 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности). На занятиях использовались интерактивные методы, которые отвечают выше приведенным требованиям и ориентированы на стимулирование коллективного взаимодействия обучающихся, построенного в режиме общего или локального диалога, связанного с ним группового выполнения определенных действий, их последующего обсуждения, иных вариантов взаимодействия. Главное - целенаправленность применяемых методов в русло приобретения курсантами профессиональных умений грамотного осуществления следствен-
ных действий, понимания смысла и значения их приобретения для профессионального и личностного саморазвития следователя-профессионала. Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективными для развития мотивации к приобретению профессиональных умений становятся имитационные интерактивные методы, позволяющие воспроизвести в учебном процессе ситуации реальной следственной практики.
Так, в процессе изучения на аудиторных занятиях методики расследования отдельных видов преступлений интерактивные методы использовались в процессе обсуждения итогов выполнения заданий, связанных с организацией и проведением допросов различных субъектов - подозреваемых, свидетелей, потерпевших и др. Задания различались по уровню сложности действий, которые обучающимся нужно было выполнить для организации и проведения допроса. Для мотивации приобретения профессиональных навыков применялись такие методы, как:
1) (самый простой) условное название -«Вопросы и ответы после изучения материалов уголовного дела». Обучающиеся изучают материалы конкретного уголовного дела, после чего совместно ищут ответы на вопросы, задаваемые преподавателем. Задавая вопросы, преподаватель стимулирует такое участие присутствующих на занятии, при котором курсантами оценивается как методика проведения допросов, так и целесообразность, обоснованность предпринятых тактических ходов следователя;
2) (более сложный) метод, который можно условно назвать «Построение тактики допроса» в рамках расследования конкретного преступления (потерпевших, свидетелей, обвиняемых и др.). Курсанты изучают материалы уголовного дела, характеризующие не только совершенное преступление, но и поведение субъектов, в отношении которых нужно построить тактику допроса. После такого изучения будущим следователям предлагается представить свои варианты проведения допроса каждого конкретного субъекта, а затем проводится обсуждение предложенных вариантов и выбор наиболее обоснованной и эффективной тактики применительно к проведению допроса каждого из субъектов.
Опыт проведения аудиторных занятий с будущими следователями, на которых использовались указанные и аналогичные имитационные интерактивные методы, показал, что:
1) повышаются мотивация и заинтересованность обучающихся, их вовлеченность в поиск и обоснование оптимальных следственных действий, проявляется стремление к пониманию юридической значимости их грамотного осуществления, а вместе с тем формируется готовность будущих следователей к использованию приобретенных профессиональных умений, глубже осознается необходимость саморазвития в процессе познавательной и предстоящей правоохранительной деятельности;
2) раскрываются новые возможности для использования на аудиторных занятиях дополнительных стимулов, обеспечивающих включенность обучающихся в активную познавательную деятельность, усиливается мотивация к приобретению профессиональных умений следователя-практика, формируется готовность к их применению в процессе эффективной и грамотной работы, связанной с раскрытием и расследованием преступлений;
3) создаются возможности для мотивации развития способностей будущих следователей, которые потребуются им для анализа различных ситуаций применения профессиональных умений, а также определения проблемных моментов их использования, поиска и обоснования целесообразных вариантов выхода из таких ситуаций и др.
Приведенные выводы сделаны, в том числе, и на основе анкетирования курсантов, проведенного по итогам изучения дисциплин с использованием интерактивных методов. Более 97 % курсантов отметили не только повышение их интереса к приобретению умений следователя-профессионала на занятиях, где применялись интерактивные методы, но и усиление внимания к самостоятельной деятельности, позволяющей формировать профессиональные умения.
В то же время важно отметить, что применение интерактивных методов требует разработки и использования соответствующего методического сопровождения, что сопряжено со значительными временными затратами. Преподавателю, разрабатывающему методическое сопровождение, необходимо саморазвиваться и самосовершенствоваться, изучать новые научные и методические разработки, совершенствовать свои профессиональные педагогические умения, обеспечивающие эффективное проведение аудиторных занятий. В то же время убежденность преподавателя в том, что
«формирование профессиональных умений будущих следователей-профессионалов с использованием активных и интерактивных методов - важное направление повышения эффективности и качества образовательной деятельности с учетом возможностей, представляемых цифровизацией образовательного процесса»^, с. 99], усиливается. Все это стимулирует преподавателя к развитию педагогического профессионализма.
Литература
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006.
2. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2001.
3. Сердюк Н. В. Теоретические основы развития герменевтического подхода в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013.
4. Якушева С. Д. Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск: Си-6АК, 2012. Ч. II. URL:https://sibac.info/conf/; pedagog/xiii/26949
5. Мукушев Б. А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 3(51). С. 105-122.
6. Bleicher J. Contemporary Hermeneutics as Method, Philosophy and Critique. London and Boston, Routledge and Kegan Paul. 1980.
7. Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin: Springer-Verlag, 1996.
8. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2005. №3. С. 14-28.
9. Мещерякова Е. П., Панферкина И. С., Па-щинская Л. И. К вопросу о применении инновационных методов формирования профессиональных умений и навыков // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Воронеж, 2019. С. 98-100.
References
1. Voronin A. S. Slovar' terminov ро obshchej i sotsial'noj pedagogike [Dictionary of Terms on General and Social Pedagogy]. Ekaterinburg, 2006. (In Russian).
2. Zakirova A. F. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy i praktika pedagogicheskoj germenevtiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical and methodological basis and practice of pedagogical hermeneutics. Dr. ped. sci. diss abstr.]. Tyumen', 2001. (In Russian).
3. Serdyuk N. V. Teoreticheskiye osnovy razvitiya germenevticheskogo podkhoda v pedagogicheskoj deyatel'nosti rukovoditelya organa vnutrennikh del: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical basis for the development of the hermeneutic approach in the pedagogical activity of the head of the internal affairs body. Dr. ped. sei. diss abstr.]. St. Petersburg, 2013. (In Russian).
4. Yakusheva S. D. Sinergeticheskij podkhod v razvitii professional'nogo masterstva sovremennogo pedagoga [Synergistic approach in the development of professional skills of the modern teacher] // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. - Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. Novosibirsk: SibAK Publ., 2012, part II. Available at: https://sibac.info/conf/-pedagog/xiii/26949
5. Mukushev B. A. Sinergetika v sisteme obrazovaniya [Synergies in education] // Obrazovaniye i nauka. - Education and science. News UrO RAO. 2008, no. 3(51), pp. 105-122. (In Russian).
6. Bleicher J. Contemporary Hermeneutics as Method, Philosophy and Critique. London and Boston, RoutledgeandKegan Paul. 1980.
7. Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin: Springer-Verlag, 1996.
8. Slastenin V. A. Professionalizm uchitelya kak yavleniye pedagogicheskoj kul'tury [Teacher's Professionalism as a Phenomenon of Pedagogical Culture] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - Siberian Pedagogical Journal. 2005, no. 3, pp. 14-28. (In Russian).
9. Meshcheryakova E. I., Panferkina I. S., Pash-chinskaya L. I. K voprosu o primenenii innovate-sionnykh metodov formirovaniya professional'nykh umenij i navykov [To the issue about the innovative methods of building professional skills] // Antropotsentricheskiye nauki: innovatsionnyj vzglyad na obrazovaniye i razvitiye lichnosti. - Anthropocen-tric sciences: an innovative view of education and personal development. Voronezh, 2019, pp. 98-100. (In Russian).
***
MOTIVATION TO ACQUIRE PROFESSIONAL SKILLS USING INTERACTIVE METHODS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Meshcheryakova Elena Ivanovna Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Russia, Voronezh e-mail: [email protected]
The article bases on the provisions that in order to increase the efficiency of vocational training it is especially important to study the development of motivation of students to acquire professional skills as a pedagogical problem, to show the possibilities of developing and using methodological support of educational activities related to the application of innovative methods of education. At the same time, the system of methodological approaches to research the leading are synergistic and hermeneutic, which allowed: 1) to highlight contradictions in the educational process as an open self-developing system and to outline ways to solve them; 2) to show the possibilities of developing motivation by updating the understanding of students of the meaning and assigning them to acquire professional skills; 3) to identify interactive methods to maximize the achievement of training objectives. The author carried out the research as part of the study of problems of professional training in departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, and the results obtained in the process and on the results of its implementation help to approach in a new way the formation of abilities and readiness of employees of internal affairs agencies (IAA) to carry out professional law enforcement activities of importance to society, the state, to accelerate the process of professional adaptation of graduates, to promote the formation and development of their professionalism, to stimulate the self-development of the individual.
Key words: methodological approaches, training, motivation, professional skills, innovative methods
Об авторе:
Мещерякова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Воронеж
About the author:
Meshcheryakova Elena Ivanovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Civil Law and Economic Disciplines Department, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh