ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and methods of professional education
УДК 378.1 © Е. И. Мещерякова, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241 -2018-12008
Формирование психолого-педагогической готовности участковых уполномоченных полиции к противодействию насилию в семье
Мещерякова Елена Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Воронежского института МВД России Воронеж, Россия. е-mail:[email protected]
Исследование показало, что повышению эффективности формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к противодействию насилию в семье, а также сглаживанию внутренних противоречий образовательной деятельности способствует целенаправленное использование методической системы, разработанной на основе герменевтического подхода, объединяющего возможности юридической, психологической и педагогической герменевтики. Апробация методической системы формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к противодействию насилию в семье убедительно свидетельствует о том, что с ее использованием наблюдается усиление профессиональной мотивации будущих специалистов, повышается уровень сформированности компетенций, установленных для психолого-педагогических дисциплин, усиливается стремление к познанию оптимальных способов противодействия насилию в семье в соответствии с полномочиями, которыми наделены участковые уполномоченные полиции.
Ключевые слова: формирование психолого-педагогической готовности; участковые уполномоченные полиции;
герменевтический подход; методическая система.
Для цитирования: МещеряковаЕ. И. Формирование психолого-педагогической готовности участковых уполномоченных полиции к противодействию насилию в семье // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 50-56.
На современном этапе общественного развития проблема противодействия внутрисемейному насилию в нашей стране остается весьма актуальной. Не случайно в официальном выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 г. министр внутренних дел В. А. Колокольцев отметил: «Особую тревогу вызывают факты насилия в отношении детей со стороны близких родственников» 1 . Насильственные действия в отношении несовершеннолетних — одно из распространенных, но одновременно латентных проявлений насилия в семье. Проблема внутрисемейного насилия касается насильственных действий, совершаемых не только близкими родственниками в отношении детей, но и супругами в отношении супругов, детьми в отношении престарелых родителей, других родственников и др Подобные негативные явления имеют место не только в нашей стране. «Проблема семейного насилия и жестокого обращения присутствует в каждой стране, в любом обществе, — аргументированно доказывает в своих исследованиях Е . М. Мэкс. — Масштабы проблемы носят глобальный характер» [1, с. 5].
Исследование внутрисемейного насилия (причин, условий, факторов, предупреждения, противодействия и т. д.) проводят различные ученые: философы, социологи, правоведы, психологи и др В настоящей статье мы рассмотрим один из аспектов, имеющих особенно важное значение для подготовки участковых уполномоченных полиции в ведомственных образовательных организациях, а именно психолого-педагогическую подготовку будущих специалистов к противодействию насилию в семье
Приступая к исследованию, мы выделили противоречия, связанные с обеспечением эффективного формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к противодействию насилию в семье:
— между недостаточной сформированностью нормативно-правовой базы, которая могла бы обеспечить действенную защиту от насильственных действий со стороны членов семьи и близких родственников, и необходимостью сформировать готовность к осуществлению сотрудниками полиции эффективной и целесообразной деятельности по предупреждению и пресечению насилия в строгом соответствии с законодательством;
1 Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации В. А . Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 15.09.2017) .
— между потребностью в формировании у будущих специалистов-участковых уполномоченных полиции устойчивых педагогических умений и навыков осуществления воспитательной работы с населением на обслуживаемой территории, в основе которой — необходимые для этого педагогические знания, и отсутствием должного внимания к их формированию в действующем образовательном стандарте и разрабатываемыми в соответствии с ним учебными планами подготовки специалистов в ведомственных образовательных организациях.
Помимо обозначенных, выявляется и противоречие между возможностями, открывающимися в связи с использованием в образовательном процессе инновационных методик подготовки специалистов, и недостаточной разработанностью педагогического инструментария реализации таких методик с учетом специфики обучения в ведомственных образовательных организациях будущих специалистов-участковых уполномоченных полиции. И если первые два противоречия в отношении организации образовательной деятельности в ведомственной образовательной организации выступают как внешние, объективные, разрешить которые не представляется возможным, то сглаживанию (разрешению) третьего противоречия может способствовать разработка методической системы, обеспечивающей эффективное формирование психолого-педагогической готовности будущих специалистов-участковых уполномоченных полиции к противодействию насилию в семье
Исследуя организацию эффективной психолого-педагогической подготовки курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «участковый уполномоченный полиции», наряду с компетентностным и личностно-деятельностным, мы использовали интегративный герменевтический подход, объединяющий преимущества юридической, педагогической и психологической герменевтики. С использованием этого подхода связана научная новизна исследования, в ходе которого разработана и апробирована методическая система, основанная на сформированном у обучающихся понимании смысла нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных полиции, в том числе и такого важного ее направления, как предупреждение и пресечение насилия в семье (юридическая герменевтика), а также на понимании как способе и результате познания внутренних побудительных мотивов поведения субъектов внутрисемейного насилия и тех психических процессов, которые сопровождают их поведение (психологическая герменевтика)
Приступая к исследованию, мы учитывали особенно важное значение прикладной юридической герменевтики для подготовки специалистов в ведомственных образовательных организациях. Как известно, прикладная юридическая герменевтика направлена, во-первых, на освоение и понимание обучающимися смысла, заложенного законодателем (уполномоченным государственным органом)
в текст нормативного правового акта, и, во-вторых, на обоснованное выявление ими юридического смысла той конкретной ситуации, конкретных отношений между людьми, которые урегулированы правовыми нормами Разработка «вопросов интерпретации в сфере правовых понятий в аспекте юридической герменевтики позволяет интегрировать различные способы исследования права интерпретации как реального феномена теоретического мышления и систематизировать знание о нем», как отмечает Е. Н. Атарщикова [2, с. 4]. «Герменевтическая методология, — утверждает И . П. Малинова, — способствует расширению смыслового поля самосознания правовой культуры, ее действительному прогрессу» [3, с. 5].
В нашем исследовании с позиций прикладной юридической герменевтики мы рассматриваем отношения, в которые вступают участковые уполномоченные полиции в процессе осуществления профессиональной деятельности, направленной на противодействие внутрисемейному насилию Сложности построения методики обучения, основанного на понимании этой сферы нормативного регулирования, связаны, прежде всего, с тем, что до настоящего времени не сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реальную защиту от насильственных действий со стороны членов семьи и близких родственников . Учеными-правоведами даже высказываются предложения о принятии, например, «специального закона о противодействии насилию над родственниками или близкими людьми» [4, с 53] или закона о предотвращении насилия в семье [5, с. 191]. В связи с этим перед педагогами встает очень сложная задача доведения до обучающихся смысла нормативных правовых актов, которые не всегда способны обеспечить необходимую правовую защиту интересов членов семей, подвергающихся насилию, но в строгом соответствии с которыми должны осуществлять свою профессиональную деятельность участковые уполномоченные полиции
Предупреждение внутрисемейного насилия является одним из множества направлений деятельности участковых уполномоченных полиции, закрепленных нормативными правовыми актами и нашедшими концентрированное отражение в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденном приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 2. О том, насколько важно именно это направление деятельности, можно судить, например, на основе следующего вывода, сформулированного С. Н . Абельцевым: «Думается, что не будет ошибкой, если сказать, что семейные проблемы для многих это также проблемы насилия» [6]
В то же время это одно из наиболее сложных и проблемных направлений деятельности, современное состояние которого, по убеждению и ученых, и практиков, и сотрудников органов внутренних дел, и обычных граждан, не отвечает общественным потребностям. «Многих преступлений, направленных против жизни и здоровья
2 URL: http://base. garant.ru/70344228/ (дата обращения: 09.09.2017).
людей, совершенных в быту, — уверен С. Н. Хлопушин, и с ним трудно не согласиться, — можно было бы избежать, если бы были приняты своевременные и в полном объеме меры по профилактике преступлений и правонарушений, в первую очередь со стороны службы участковых уполномоченных» [7, с. 8]. Психолого-педагогическая готовность к преодолению трудностей объективного и субъективного свойства, возникающих в процессе противодействия насилию в семье, должна сформироваться у курсантов, будущих участковых уполномоченных полиции, в процессе обучения в ведомственной образовательной организации
Психологическая герменевтика исследует сложные процессы, связанные с психологическим восприятием осознанного взаимодействия человека с другими людьми «Взаимопонимание людей обязательно включает осознание их прав, — уверен А . А . Брудный . — Но переход от „мы" к „я" есть переход от понимания чувств, интересов и намерений других людей к пониманию самого себя» [8]. Истоки метода психологической герменевтики содержатся «в приемах толкования текстов, основой которых является включение текстовой информации в более широкий контекст знаний с интерпретацией, т е „переводом" с добавлением дополнительных значений, зафиксированных в тексте (поиски „второго", скрытого смысла) Сам текст представляется как проблема, где есть нечто известное и нечто неизвестное, требующее своего истолкования» [9, с 285]
Применительно к деятельности участковых уполномоченных полиции, связанной с предупреждением и пресечением насилия в семье, методы психологической герменевтики позволяют будущим специалистам не только научиться понимать побудительные мотивы насильственных действий одних (причиняющих вред своими действиями) и отношение к ним других (потерпевших членов семьи, других близких людей, свидетелей) Понимание помогает «познать уникальный, целостный, неприродный объект (который несет „отпечаток разумности") путем перевода его признаков в термины „внутреннего" языка исследователя и получить в ходе этого перевода его оценку и „переживание понимания" как результат процесса» [10, с. 32], тем самым способствует развитию субъекта восприятия, т е участкового уполномоченного полиции, его способности и готовности понимать внутренние процессы, проявлением которых стало внутрисемейное насилие
Если юридическая герменевтика в образовательном процессе направлена на осмысление обучающимися правовых явлений действительности применительно к функционированию действующей в обществе правовой системы, а психологическая — на понимание тех психологических процессов, которые порождают и сопровождают насильственные действия в семье, т е они обращены к курсантам, то педагогическая герменевтика обращена к преподавателям, так как, по справедливому утверждению А. Ф . Закировой, показывает возможности повышения эффективности их образовательной деятельности на основе «истолкования и интерпретации
педагогических знаний (зафиксированных и не зафиксированных в разного рода текстах), имеющих целью наиболее полное и глубокое понимание этих знаний с учетом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта субъекта понимания» [11, с 251] Посредством педагогической герменевтики обеспечивается, в частности, достижение одной из главных целей юридической герменевтики, которая «состоит не только в том, чтобы уяснить смысл нормы, выраженной в тексте, но и в том, чтобы транслировать этот смысл, приблизить его к практическим ситуациям настолько, чтобы исключить сомнения в их относимости к толкуемой норме и облегчить ее применение» [12, с. 12]. В то же время «герменевтический метапринцип», понятие которого вводит и подробно анализирует В И Андреев, «применительно к обучению должен быть направлен на то, чтобы обучаемый понимал смысл изучаемого материала, а главное, чтобы он видел смысл в том, что он изучает, осознавал, для чего он овладевает этим знанием, умением» [13, с. 63]. Герменевтический подход, полагает Н В Сердюк, содержит и инструменты преобразования педагогической деятельности, основанные на различных контекстах понимания педагогических явлений — методологическом, гносеологическом, психологическом и др [14, с.12]. Отдельные исследователи видят в педагогической герменевтике способность «преодолеть издержки естественнонаучного подхода, в частности, крайний сциентизм как признание самодостаточности науки, а также недооценку роли субъективно-личностного фактора в процессе познания гуманитарных явлений» [15, с. 63]. Однако такие глобальные возможности педагогической герменевтики выходят за рамки нашего исследования
Объединение юридической, педагогической и психологической герменевтики в интегративный герменевтический подход к разработке и внедрению в образовательный процесс методической системы формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в качестве участковых уполномоченных полиции позволяет, во-первых, мотивировать курсантов к вдумчивому изучению содержания нормативных правовых актов, регламентирующих их поведение в различных ситуациях, в том числе связанных с проявлениями внутрисемейного насилия, к постижению смысла правовых норм и правоприменения; во-вторых, обеспечить понимание социальной значимости грамотного и обоснованного предупреждения насилия в семье, значения психологической готовности сотрудника полиции к коммуникативному взаимодействию как с потерпевшими, так и с теми, кем осуществлялось насилие; в-третьих, стимулировать выработку умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных действий в ситуациях, связанных с фактами внутрисемейного насилия, а также трудолюбие и упорство в достижении цели
Проведенные нами исследования с позиций инновационного подхода, интегрирующего преимущества юридической, психологической и педагогической гер-
меневтики, позволили не только получить интересные теоретические выводы, но и разработать методическую систему, обеспечивающую повышение эффективности формирования психолого-педагогической готовности будущих участковых уполномоченных полиции к осуществлению грамотных и обоснованных целесообразных профессиональных действий в ситуациях, складывающихся в связи с противодействием насильственным действиям в семье При этом под методической системой мы понимаем совокупность методик (методов, приемов, способов), которые разрабатываются и используются преподавателями для изучения курсантами дисциплин, включающих элементы формирования психолого-педагогических способностей будущих участковых уполномоченных и их готовности к осуществлению грамотной, обоснованной и целесообразной профессиональной деятельности по противодействию насилию в семье
В основу построения методической системы нами положена разработанная в процессе проведения исследований научная концепция, которая была реализована на следующих уровнях: методологическом, где определялись методологические подходы к разработке концепции, цели, задачи и стратегические направления формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к предупреждению и пресечению внутрисемейного насилия; теоретическом, на котором устанавливаются основополагающие понятия, закономерности и принципы, обеспечивающие эффективное и результативное использование методической системы; реализационном, включающем разработку модели методической системы и внедрение ее в образовательный процесс, а также компетентностно ориентированный анализ результатов внедрения, обоснование необходимости и возможностей дальнейшего совершенствования методической системы
В педагогических исследованиях представлены методики подготовки будущих участковых уполномоченных в самых разных направлениях — от методики профессиональной адаптации участковых уполномоченных [16] до методики «подготовки будущих участковых уполномоченных полиции к профилактической работе с населением, раскрывающей формы, методы и средства обучения по трем направлениям (профессионально-педагогическое, профессионально-психологическое, коммуникативное), конкретизированным с учетом типичных проблемных ситуаций и затруднений» [17, с. 7]. Однако мы считаем необходимой и отвечающей потребностям ведомственного образования разработку целостной методической системы формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к противодействию насилию в семье . Такая целостная методическая система позволяет не просто объединить, а целенаправленно и обоснованно интегрировать методики преподавания отдельных дисциплин, формирующих такую готовность .
Анализ учебных планов и матриц компетенций, разработанных в Воронежском институте МВД России для подготовки участковых уполномоченных полиции, показывает, что психологическая подготовка будущих специ-
алистов направлена на формирование их способностей к социально-психологическому профессиональному общению — эффективному и обоснованному, осуществляемому в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами . Формирование установленных компетенций на необходимом уровне достигается в процессе изучения ряда дисциплин базового блока («Психология», «Психология в деятельности сотрудников ОВД») и дисциплин во выбору («Этнопсихология», «Психология конфликта») и логически завершается дисциплиной «Социально-психологический тренинг профессионального общения». Что касается педагогической подготовки, то она ограничивается исключительно изучением дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД», что для формирования педагогической готовности к осуществлению профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции представляется недостаточным Разработанная методическая система, нацеленная на подготовку будущих специалистов к противодействию насилию в семье и сглаживание имеющихся противоречий, основана на использовании методик организации и проведения занятий по соответствующим темам всех психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающим формирование необходимых компетенций, готовности и способности к осуществлению грамотных и эффективных профессиональных действий в этом направлении деятельности В методической системе интегрированы как традиционные, так и инновационные методы обучения, организации и проведения занятий (проблемно-поисковые, моделирования квазипрофессиональных ситуаций, инсценирования профессиональной деятельности, эвристические и др ) по дисциплинам, обеспечивающим психолого-педагогическую подготовку к грамотному, обоснованному и осознанному противодействию насилию в семье Своеобразным завершающим звеном в апробированной нами методической системе стали занятия по дисциплинам «Актуальные проблемы профессиональной деятельности полиции» и «Социально-психологический тренинг профессионального общения», включающим соответствующие темы
Результаты апробирования методической системы формирования психолого-педагогической готовности будущих специалистов к противодействию насилию в семье свидетельствуют об усилении профессиональной мотивации будущих специалистов через постижение смысла правовых норм и правоприменения, построенного на понимании социальной значимости грамотного и обоснованного предупреждения насилия в семье, стремление к познанию оптимальных способов противодействия насилию в семье в соответствии с полномочиями, которыми наделены участковые уполномоченные полиции, о повышении уровня сформиро-ванности установленных для психолого-педагогических дисциплин компетенций ОК-5, ОК-6 и ПК-20 ПК-25, ПК-30 и ПК-31.
В основе этих выводов — обработка сравнительных результатов контрольного тестирования, решения
будущими специалистами профессионально ориентированных ситуационных задач, а также опросов и анкетирования, проводившихся в 2013 г. , когда методическая система еще не использовалась, и в 2016 г. , когда методическая система использовалась в течение четырех лет (на 2-5 курсах) обучения будущих участковых уполномоченных полиции
Результаты исследования, осуществленного с позиций герменевтического подхода, интегрирующего возможности юридической, психологической и педагогической герменевтики, а также разработки и апробации методической системы, нацеленной на эффективное формирование психолого-педагогической готовности будущих участковых уполномоченных полиции к противодействию насилию в семье, позволяют сформулировать следующие предложения, которые могут способствовать совершенствованию этого направления подготовки специалистов для органов внутренних дел
Для целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущих специалистов особенно важно максимально точно определить содержание компетенций, связанных с формированием психолого-педагогической составляющей компетентности, способности и готовности к их применению в профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции. Чем точнее указана цель, тем эффективнее может быть использован методический инструментарий В связи с этим считаем важным в ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность уточнить формулировку следующих компетенций: 1) ПК-31 изложить в следующей редакции: «способностью осуществлять правовое информирование и воспитание с учетом условий и особенностей профессиональной деятельности, применять эффективные формы и методы воспитания»; 2) ПК-20 изложить в следующей редакции: «способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы с учетом условий и особенностей профессиональной деятельности»
Разрешению внутренних противоречий психолого-педагогической подготовки будущих специалистов может способствовать введение интегративного спецкурса «Психология и педагогика в деятельности участковых уполномоченных полиции» Опыт введения интегративного спецкурса «Психология и педагогика в деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних», для которого используется разработанный нами учебник [18], демонстрирует существенную положительную динамику в формировании компетентности специалистов этого направления подготовки сотрудников органов внутренних дел . Об этом свидетельствуют, в частности, результаты анализа, проведенного по итогам использования контрольно-оценочных средств, опросов и анкетирования слушателей 5 курса профильной специализации, изучавших и не изучавших интегративный спецкурс В группе первых за решение ситуативных профессионально-прикладных задач оценку «отлично» получили 70,8% слушателей, что на 20,8% больше, чем в группе вторых Кроме того, в группе первых не было получено ни одной оценки «удовлетво-
рительно» (в группе вторых — 12,5%). Кроме того, оценка готовности к осуществлению профессиональной деятельности в качестве специалиста ПДН в группе первых показала, что на высоком уровне к ней готовы 75% слушателей (в группе вторых — 58,3%), на достаточно высоком — соответственно 25 и 24% слушателей Что касается самооценки слушателями их готовности к осуществлению профессиональной деятельности, то она оказалась несколько выше в группе вторых.
Введение интегративного спецкурса в учебный план подготовки будущих участковых уполномоченных полиции, например, вместо изучаемых на последнем курсе дисциплин «Философия права» или «Риторика» станет логическим завершением и психолого-педагогической подготовки, и формирования психолого-педагогической готовности участковых уполномоченных полиции к противодействию насилию в семье с применением разработанной для этого методической системы, основанной на использовании преимуществ, представляемых интеграцией юридической, психологической и педагогической герменевтики
Что касается дальнейшего повышения эффективности психолого-педагогической подготовки будущих участковых уполномоченных полиции, связанной с противодействием насилию в семье, то серьезные перспективы открываются, в частности, с изучением и использованием опыта зарубежных стран в направлении локализации внимания на противодействии специфическим насильственным действиям В этом отношении большой интерес представляют, например, исследования Р. Лайта о «злоупотреблении и пренебрежении детьми в Америке» [19], Дж. Рейджа, Д . Марта и М. Хелфа о «мужском насилии в отношении женщин» и «подходах к подготовке полицейских» к противодействию ему [20] и др Интересны и комплексные исследования, например, Д. Томаса под названием «Полицейская психология: новая специальность и новые вызовы для мужчин и женщин в синем» [21]
Изучение зарубежного опыта — это лишь одно из направлений формирования той теоретико-методологической базы, на которой целесообразно проводить исследования комплекса сложных многоаспектных проблем, в частности повышения эффективности подготовки будущих участковых уполномоченных к осуществлению грамотных, обоснованных, целенаправленных профессиональных действий по предотвращению насилия в семье
Результаты таких практико-ориентированных исследований, учитывающих быстро меняющиеся условия не только профессиональной деятельности участковых уполномоченных в нашей стране, но и образовательной деятельности, должны находить отражение в разрабатываемых и используемых методических системах, позволяющих обеспечивать подготовку в образовательных организациях МВД России компетентных квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми личностно-профессиональными качествами, способностями и готовностью их применить в практической деятельности участковых уполномоченных полиции
Список литературы
I. Мэкс Е. М. Социальные условия насилия в семейном поведении: анализ насилия в американской семье : дис . ... канд. социол. наук. М. , 2003. 186 с.
2 . Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: историко-правовой анализ : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб . , 1999. 400 с .
3 . Малинова И. П. Юридическая герменевтика и право-понимание. Екатеринбург, 1997. 72 с.
4. Купрова Н. П. О проблемах противодействия насилию в семье // Гуманитарные и юридические исследования . 2013 . № 2 . С 53-57.
5 . Амельчаков И. Ф., Катаева О. В. О необходимости совершенствования правовой основы профилактики семейно-бытового насилия // Вестник ВГУ Серия «Право». 2013. № 1 . С 188-193.
6. Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия . М. , 2000. 207 с. URL: https://bib. social/ psihologiya_997_998/ (дата обращения: 17.09.2017).
7. Хлопушин С. Н. Особо тяжкие преступления на бытовой почве: профилактика и снижение // Законность. 2011 . № 5 . С. 8-10 .
8 . Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М. , 2005. 336 с. URL: https://www.psyoffice.m/3812-brudnyjj-a.a.-psikhologicheskaja-germenevtika (дата обращения: 09.09.2017).
9 . Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии СПб , 2006 320 с
10 . Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб пособие СПб , 2000 320 с
II. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики : авторский курс лекций. Тюмень, 2011. 324 с.
12 . Васюк А. В. История возникновения и развития юридической герменевтики в России : автореф . дис . ... канд . юрид. наук. М. , 2011.24 с .
13 . Андреев В. И. Педагогика высшей школы . Инновационно-прогностический курс : учеб . пособие. Казань, 2013. 500 с.
14. Сердюк Н. В. Теоретические основы развития герменевтического подхода в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел : автореф . ... дис. д-ра пед. наук. СПб. , 2013. 43 с.
15 . Куликова Ю. Н. Применение и использование герменевтического подхода к исследованию проблем повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов США // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education .ru/m/artide/view?id=20064 (дата обращения: 02.10.2017) .
16. Бобровничий И. Н. Педагогические условия профессиональной адаптации участковых уполномоченных милиции : дис . ... канд. пед . наук. Барнаул, 2001. 208 c .
17 . Ермаков А. Г. Подготовка участковых уполномоченных полиции в вузе МВД России к профилактической работе с населением : автореф . дис . ... канд. пед. наук. СПб . , 2011. 24 с .
18 . Мещерякова Е. И. Психология и педагогика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних : учебник. Воронеж, 2014. 231с .
19 . Light R. J. Abused and Neglected Children in America: A Study of Alternative Policies . Harvard Educational Review. 1974. № 43 (November). P. 556-598.
20 . Wrage G., Marth D., Helf M. Violence Against Women: Police Training Approaches. Bonn: State Department of Family, Seniors, Women and Children . Bonn, 1995. 196 p .
21 . David J. Police psychology: a new specialty and new challenges for men and women in blue. 2011 . HV7936. P75 . T46 . URL: pps.kaznu.kz (дата обращения: 02.09.2017) .
Поступила 25.09.2017
Formation of District Police Officers' Psychological Pedagogical Readiness
to Counteract Domestic Violence
Meshcheryakova Elena I.,
Doctor of Pedagogy, Professor, Professor at the department of civil law and economics subjects, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia Voronezh, Russia. e-mail: [email protected]
The study showed that to increase effective formation of future specialists' psychologically-pedagogical readiness for counteracting domestic violence and level internal contradictions in educational activity it is necessary to purposefully employ the methodical system developed on the hermeneutical approach which combines potential of legal, psychological and pedagogical hermeneutics. Testing the methodical system of formation of future specialists' psychologically-pedagogical readiness to counteract domestic violence strongly proves that it enhances future specialists' professional motivation, increases the level of competencies set for by psychological and pedagogical education subjects and strengthens the strive for cognition of optimal means of counteracting domestic violence within district police officers' powers.
Keywords: formation of psychology-pedagogical readiness; district police officers; hermeneutical approach; methodical system.
Citation: Meshcheryakova E. I. Formation of District Police Officers' Psychological Pedagogical Readiness to Counteract Domestic Violence. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(73). 2018. P. 50-56.
References
1. Meks E. M. Social Conditions of Violence in Family Behaviour: Analysis of Violence in American Family. Candidate of Sciences Dissertation (Sociology). Moscow, 2003. 186 p . (In Russ . )
2 . Atarshchikova E . N. Hermeneutics in Law: Historical-Legal analysis. Doctor of Sciences Dissertation (Law). St Petersburg, 1999. 400 p . (In Russ . )
3 . Malinova I . P. Legal Hermeneutics and Interpretation of Law. Yekaterinburg, 1997. 72 p. (In Russ . )
4. Kuprova N. P. On the Problems of Counteracting Domestic Violence. Humanity and Legal Studies. No . 2 . 2013 . Pp. 53-57. (In Russ. ) 5 . Amelchakov I . F. , Kataeva O. V. On Necessity to Improve Legal Basis for Prevention of Domestic Violence. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. No. 1. 2013 . Pp. 188-193. (In Russ. )
6 . Abeltsev S .N .Criminal Identity and Problems ofCriminal Violence.Moscow, 2000.207 p.URL: https://bib. social/psihologiya_997_998/ (accessed 17.09.2017). (In Russ.)
7. Khlopushin S . N. Most Serious Domestic Crimes: Prevention and Decrease. Legality. No. 5 . 2011. Pp. 8-10 . (In Russ.)
8 . Brudni A. A. Psychological Hermeneutics. Moscow, 2005. 336 p. URL: https://www.psyoffice. ru/3812-brudnyjj-a. a. -psikhologicheskaja-germenevtika (accessed 09.09.2017). (In Russ . )
9 . Kornilova T. V. , Smirnov S . D. Methodological Fundamentals of Psychology. St Petersburg, 2006. 320 p . (In Russ. )
10 . Druzhinin V. N . Experimental Psychology. St Petersburg, 2000. 320 p . (In Russ . )
11. Zakirova A. F. The Basics of Pedagogical Hermeneutics: Author's Lecture Course. Tyumen, 2011. 324 p. (In Russ.)
12 . Vasyuk A. V Origin and Development of Legal Hermeneutics in Russia. Candidate of Sciences Dissertation (Law) . Moscow, 2011. 24 p. (In Russ )
13 . Andreev V. I . Pedagogy of Higher School. Innovation Prognostic Course . Kazan, 2013. 500 p . (In Russ. )
14. Serdyuk N . V. Theoretical Basis of Hermeneutical Approach Development in Chief Law enforcement Officer's Pedagogical Work. Extended abstract of Doctor of Sciences Thesis (Pedagogy). St Petersburg, 2013. 43 p. (In Russ. )
15 . Kulikova Yu. N. Hermeneutical Approach in Studying the Problem of Advanced Education for Research-Pedagogical Staff in the USA . Current Problems of Science and Education . No . 3 . 2015 . URL: https:// science-education . ru/ru/article/view?id=20064 (accessed 02.10.2017). (In Russ.)
16 . Bobrovnichy I . N . Pedagogical Conditions of District Militia Officers' Professional Adjustment . Candidate of Sciences Thesis (Pedagogy). Barnaul, 2001. 208 p. (In Russ. )
17 . Ermakov A . G . Preparation of District police Officers at the Russian MIA Higher Educational Institution for Preventive Work with Community. Extended abstract of Candidate of Sciences Thesis (Pedagogy). St Petersburg, 2011. 24. p. (In Russ. )
18 . Meshcheryakova E. I . Psychology and Pedagogy in Juvenile Departments' Work. Voronezh, 2014. 231 p . (In Russ . )
19 . Light R. J. Abused and Neglected Children in America: A Study of Alternative Policies. Harvard Educational Review. No. 43 (November) 1974 Pp 556-598
20 . Wrage G . , Marth D. , Helf M. Violence Against Women: Police Training Approaches . Bonn, 1995. 196 p .
21. David J. Police Psychology: a new Specialty and new Challenges for Men and Women in Blue . 2011. HV7936. P75 . T46 . URL: pps . kaznu.kz (accessed 02.09.2017).