УДК 351.74 ББК 67.7
© 2018 г. В. А. Струков,
адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья посвящена исследованию двух основных направлений административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье: внутреннего и внешнего. Отмечается, что внешнее направление по профилактике семейного насилия напрямую не связано с деятельностью службы участковых уполномоченных полиции, а зависит от состояния правопорядка в целом и в указанной сфере в частности, а также условий экономического, социального, политического и иного характера. Подчеркивается, что внутреннее, напротив, является основной задачей службы участковых уполномоченных полиции - профилактика насилия в сфере семейно-бытовых отношений. Автором даются рекомендации по совершенствованию деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике конфликтов семейно-бытового характера.
Ключевые слова: семейное насилие, побои, участковый уполномоченный полиции, виктимное поведение жертвы, охранный ордер, охранное предписание, центр социальной реабилитации, индивидуальная профилактическая работа.
V. A. Strukov - Adjunct, Department of Administrative activity of the Internal Affairs Bodies, St. Petersburg University of the Ministry of Internal of Russia.
OPTIMIZATION OFTHE ADMINISTRATIVE AND LEGALADJUSTMENT OFTHE ACTIVITY
OFTHE PRECINCT POLICE OFFICER ON CRIME PREVENTION IN THE SPHERE OFTHE FAMILY
AND HOME RELATIONS
Article is devoted to a research of two main directions of the administrative activity of the district police commission for the prevention ofdomestic violence: internal and external. It is noted that the external direction for the prevention offamily violence is not directly related to the activities of the district police commissioners, it is necessary to take into account, first ofall, the state of the law and order in general and in this sphere, in particular, as well as the economic, social, political and other conditions that are imposed on him influence. The internal direction is directly related to the day-to-day work of the district police commission for the prevention of violence in the field of family and household relations. The article gives recommendations on the improvement of the activity of the service of the precinct police commissioners on the prevention offamily and domestic conflicts.
Keywords: family violence, beatings, precinct police commissioner, victim victim behavior, protection order, protection order, social rehabilitation center, individual preventive work.
На сегодняшний день система превенции насилия в сфере внутрисемейного быта недостаточно эффективна, несмотря на меры по реализации соответствующего законодательства. В этой связи необходимо объединить усилия всех ученых, работников государственных органов и членов общественных организаций, которые занимаются предупреждением насилия в семье, и направить их на рационализацию деятельности по предупреждению внутрисемейного насилия.
К основным методам предупреждения насилия в семье участковыми уполномоченными полиции, на наш взгляд, относятся убеж-
дение и принуждение. Кроме того, должны использоваться методы оказания помощи, положительного примера, нейтрализации негативного воздействия окружающей среды, наблюдения и внушения. Все методы, которые участковый уполномоченный полиции использует в процессе предупреждения насилия в семье, должны сочетаться друг с другом для эффективного достижения результатов профилактического воздействия. Отметим, что метод убеждения реализуется в следующих формах предупреждения насилия в семье: профилактические беседы, правовое воспитание, правовое образование, правовая
пропаганда, обсуждение поведения по месту работы или проживания. Метод принуждения используется в процессе осуществления индивидуальной профилактической работы, однако если убеждение не дало нужного результата, он должен реализовываться с помощью: вынесения официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье; вынесения официального предупреждения о недопустимости виктимологическо-го поведения; постановки на профилактический учет лиц, совершивших насилие в семье; вынесения защитного предписания или охранного ордера и т. п. Охранный ордер, по мнению Н. А. Туниной, «по своей природе не является репрессией (административной или уголовной), а разновидностью промежуточного процессуального акта, реально обеспечивающего разъединение сторон» [5, с. 80]. В настоящее время в российском законодательстве нормы о применении данных методик профилактики и предупреждения насилия в области семейно-бытовых отношений отсутствуют, однако их введение представляется крайне необходимым.
Основные направления модернизации административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье следует разделить на внутреннее и внешнее, каждое из которых, в свою очередь, дифференцируется на правовое и организационное.
Внешнее направление рационализации административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в семье напрямую не связано с деятельностью службы участковых уполномоченных полиции. Рассматривая пути оптимизации административной деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье, необходимо учитывать, прежде всего, состояние правопорядка в России в целом и в указанной сфере в частности, а также некоторые условия экономического, социального, политического и иного характера, которые на него влияют.
Правовой элемент внешнего направления включает в себя улучшение административного законодательства, регулирующего профилактику и пресечение насилия в семейно-бытовой сфере, а также разработку четкого механизма контроля за его соблюдением. Кроме того, заслуживает внимания мысль о не-
обходимости перехода от карательного правосудия к восстановительному. Восстановительный подход - это новое направление, которое не отменяет правосудия, а придает ему за счет использования определенного способа решения конфликтных ситуаций возобновляемый характер. Данный одход при решении ситуаций насилия в семье может способствовать физическому и моральному «исцелению» жертвы, нормализации отношений жертвы и обидчика, инициированию участия правонарушителя в возмещении причиненного им вреда и привлечению местных органов власти к решению проблем насильственных ситуаций в быту и семье. Восстановительное правосудие базируется на двух основных принципах. Первый относится к причиненному ущербу. Реализация этого принципа предполагает два направления. Первый касается жертвы и означает, что она и ее потребности должны находиться в центре правосудия, поскольку вред причинен именно ей, то есть «необходимо иметь в виду, что потребности пострадавшего должны всегда ставиться выше потребностей преступника или удобства властей, в противном случае закон не будет работать» [2, с. 23]. Второй (принцип участия) состоит в том, что правонарушитель должен понести ответственность с учетом причиненного им ущерба. Его сущность заключается в том, что у жертвы, правонарушителя и общества должны быть свои роли в этом процессе. Кроме того, государство не должно стоять сверху, осуществляя правосудие в отношении правонарушителя, который находится снизу, заставляя его защищаться. Будет лучше, если государство примет участие в процессе наряду с жертвой и правонарушителем.
Для инноватизации именно правового элемента внешнего направления совершенствования административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в сфере семейного быта следует:
- включить п. 7 в ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность»: «совершение административного деликта в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним»;
- исключить штрафные санкции и обязательные работы КоАП РФ «Побои» из ст. 6.1.1, оставив только административный арест и исключительно на 15 суток;
- ввести институт отсрочки исполнения административного наказания по ст. 6.1.1 «Побои» в виде административного ареста в отношении лиц, больных алкоголизмом и совершивших административный проступок на семейно-бытовой почве, с условием прохождения ими добровольного или обязательного лечения от алкоголизма и наличия согласия совершеннолетних членов семьи. При этом такое лицо будет считаться в течение года подвергнутым административному наказанию, которое предлагается не исполнять в случае официального снятия диагноза «алкоголизм». При этом к лицам, уклоняющимся от лечения алкоголизма (наркомании), необходимо незамедлительно применять административный арест;
- дополнить ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» ч. 3, предусмотрев в ней административную ответственность за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к членам семьи в квартире, доме, иных местах проживания, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к членам семьи, а равно уничтожением или повреждением имущества или иные действия, нарушающие порядок и спокойствие членов семьи и лиц, приравненных к ним;
- оформить совершение преступления по ст. 105, 107, 109, 110, 111 УК РФ в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, квалифицирующим признаком и прописать во вторых частях диспозиции данных статей с соответствующим ужесточением уголовной ответственности;
- включить совершение преступления в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, в перечень обстоятельств, отягчающих по УК РФ уголовное наказание.
Организационный элемент внешнего направления модернизации административной деятельности по профилактике насилия в семье предполагает совершенствование организации системы предупреждения семейного насилия органами исполнительной власти, на которые возложено его осуществление, и общественными организациями, а также инноватизацию системы взаимодействия данных органов. Одним из недостатков организации системы профилактики насилия на почве семейно-бытовых отношений является недостаточное кадровое обеспечение органов по делам семьи и молодежи, отсутст-
вие на уровне села, поселка и небольшого города специалистов, работающих по направлению предупреждения насилия в сфере внутрисемейного быта. Одними из недостатков организации предупреждения насильственных деяний на почве семейно-бытовых отношений на государственном уровне является отсутствие специально подготовленных специалистов как в государственных, так и общественных организациях (юристов, психологов, социальных и медицинских работников), а также недостаточность специализированных учреждений для жертв насилия в семье (в частности, приютов и центров медико-социальной реабилитации). Организационный элемент данного направления предупреждения насилия в семье включает в себя должное финансирование программ предупреждения насилия в семье, кризисных центров, приютов и центров социально-медицинской реабилитации. Способствовать этому может привлечение спонсорских и благотворительных средств. Для стимулирования таких поступлений необходимо усовершенствовать федеральное законодательство о более льготном налогообложении участников благотворительной деятельности.
Однако прежде всего необходимо организовать разъяснительную работу с целью изменения общественных стереотипов по отношению к проблеме насилия в семье. Кроме того, необходимо провести мониторинг качества предоставляемых услуг пострадавшим от насилия, эффективности реализации законодательства, а также оптимизацию государственной статистической отчетности по вопросам предупреждения насильственных деяний на почве семейно-бытовых отношений. Проведение общественного мониторинга применения законодательства по предупреждению конфликтов семейно-бытового характера и насилия позволит улучшить общее понимание проблемы, оценить реальность, которая существует вокруг проблематики в региональном аспекте, выработать специальные мероприятия и программы.
Государство должно организовывать и финансировать информационные кампании и просветительские программы для молодежи с анализом пагубных последствий насилия в семье для их личной жизни. В рамках таких программ следует предусмотреть пра-
вовую подготовку к семейной жизни лиц, вступающих в брак.
Следует подчеркнуть необходимость привлечения средств массовой информации к широкомасштабной информационно-просветительской и разъяснительной работе, направленной на преодоление стереотипов и создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям насилия и жестокости, что в свою очередь является важным шагом к преодолению насилия в семье. Большую роль в упреждении насилия в се-мейно-бытовой сфере будет играть наличие социальной рекламы с информацией о работе кризисных центров, приютов и центров социальной реабилитации. Необходимо транслировать телепередачи и видеоролики (в том числе в сети Интернет), а также создавать специальные рубрики в газетах, которые будут освещать масштаб и негативные последствия данной проблемы, формируя в обществе нетерпение к насилию, которое имеет место в семье. Целесообразно организовывать консультации семейной психотерапии для пар, которые осознают пагубность насильственного способа решения конфликтов в семье и стремятся научиться конструктивно решать споры, возникающие в результате конфликтов семейно-бытового характера.
Следовательно, при совершенствовании организационного элемента внешнего направления необходимо применять меры информационно-просветительского характера. Среди данных мероприятий большое профилактическое значение будет иметь информационная и просветительская деятельность, которая будет выражаться в выступлениях работников социальных служб, общественных организаций, правоохранительных органов, в том числе участковых уполномоченных полиции, органов здравоохранения в прессе, по радио, телевидению, в сети Интернет с докладами и лекциями по проблеме насилия в семье.
Внутреннее направление совершенствования административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в области семейно-бытовых отношений напрямую связано с каждодневной работой службы участковых уполномоченных полиции.
Правовой элемент предполагает модернизацию существующих ведомственных норма-
тивных правовых актов, регулирующих предупреждение насилия в семье органами внутренних дел, прежде всего службой участковых уполномоченных полиции. Существует необходимость в выработке теоретически взвешенных и практически ценных рекомендаций по предупреждению насилия в семье службой участковых уполномоченных полиции. Акцентируем внимание на потребности разработать и принять приказ МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в сфере семейно-бытовых отношений», в котором целесообразно отразить документальное содержание материала проверки по правонарушениям и преступлениям в области семейного быта. В приложениях к подзаконному правовому акту рекомендуем представить макеты правильно оформленных документов, которые требуются для всестороннего изучения и рассмотрения материала проверки.
Организационный элемент включает в себя рационализацию структурной организации службы участковых уполномоченных полиции, а также инноватизацию взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел.
В настоящее время существует большое количество недостатков в деятельности органов внутренних дел по предупреждению насилия в семье, а именно: отсутствие системной работы по организации раннего выявления насилия в семье или его угрозы (отсутствие четко разработанных программ раннего выявления насилия в семье, нехватка кадров или их загруженность); отсутствие специально подготовленных специалистов, недостаточность профессиональной подготовки в направлении использования современных, в том числе информационных, технологий работы как с жертвами, так и с агрессорами; несовершенная система оказания помощи пострадавшим от насилия; низкая эффективность методов воздействия на лиц, совершающих насилие в сфере внутрисемейного быта.
По нашему мнению, службу участковых уполномоченных полиции необходимо обеспечить новейшими достижениями техники -от персональных планшетных компьютеров до программного обеспечения доступа к федеральным базам данных. Необходима разработка специальных компьютерных программ,
которые будут способствовать улучшению административной деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье. Такая программа должна предусматривать определение наличия и вида насилия в семье в соответствии с заданными параметрами ситуации. Кроме того, согласно установленному виду насилия в семье данная программа должна выдавать возможные варианты средств и форм административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике насильственных деяний в сегменте семейно-бытовых отношений. Предложенные технологии должны обеспечить эффективность деятельности органов внутренних дел в этой сфере и уменьшить уровень ошибочных решений.
В связи с этим высказываем точку зрения о необходимости подготовки и запуска единой интегрированной федеральной информационно-аналитической базы данных «Семейное насилие», где должна быть максимально сосредоточена информация о лицах, совершавших ранее насильственные деяния в отношении близких на почве конфликтных ситуаций в сфере семейного быта (в базе данных обязательно должны присутствовать развернутые социально-психологические характеристики с фотографиями указанных лиц), о принятых к ним мерах и рекомендациях по дальнейшей превентивной деятельности. Это требуется, к примеру, в случае, если человек переезжает и участковый уполномоченный полиции, обслуживающий административный участок по предыдущему месту проживания, перестает проводить с лицом, склонным к семейному насилию, превентивные мероприятия. Предлагаемая база данных федерального значения в кратчайшие сроки позволит участковому уполномоченному по новому месту жительства данного лица установить его и продолжать проводить в отношении него и семьи комплекс предупредительных мероприятий.
В рамках организационного элемента внутреннего направления совершенствования административной деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье следует повысить уровень их взаимодействия с представителями общественных формирований, администрацией предприятий, организаций, учрежде-
ний, сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел. Кроме того, следует постоянно проводить целенаправленное обучение участковых уполномоченных полиции формам, методам, приемам индивидуально-профилактической работы, направленной на профилактику и пресечение конфликтов семейно-бытового характера и насилия. Важным аспектом модернизации организации профилактической административной деятельности, в частности по предупреждению насилия в семье, является правильный выбор критериев оценки этой работы.
В целях инноватизации административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции следует применять меры, направленные на повышение имиджа данной службы. В связи с этим предлагаем создание в структуре органов внутренних дел специального блока-подразделения «имидж-центр», который будет выполнять следующие функции: организация работы по повышению индивидуального имиджа сотрудников полицейского подразделения и его руководящего состава; предупреждение возникновения конфликтных ситуаций как в рамках профессионального полицейского коллектива, так и между правоохранительной структурой и гражданами; установления связей с общественностью с помощью средств массовой информации, проведению непосредственных встреч полицейских с представителями населения. Для того чтобы достичь эффективных результатов на пути углубления взаимопонимания полиции и населения, нужно коренным образом улучшить работу с сотрудниками. Во-первых, во время учебы и подготовки к службе в полиции предпочтение целесообразно отдавать новым активным формам усвоения знаний и умений (тренингам общения, деловым играм, практическим занятиям на полигонной базе), которые дают возможность отработать навыки позитивного взаимодействия. Во-вторых, в ведомственных вузах надо активнее вводить обучение с элементами коммуникативного тренинга. В-третьих, активно изучать опыт сотрудничества полиции и населения в развитых демократических странах, демонстрировать международному сообществу высокий уровень правоохранительных органов России, расширять и укреплять международные
связи в области профилактики насилия на почве семейно-бытовых отношений.
При рассмотрении организационного элемента внутреннего направления совершенствования деятельности службы участковых уполномоченных полиции по превенции насилия на почве семейно-бытовых отношений необходимо учитывать и то, что в последние годы участились случаи экстремальных ситуаций, возникающих при вмешательстве в бытовые конфликты. Большинство из них возникает при прекращении участковым уполномоченным полиции противоправных действий правонарушителя. Последний при этом находится в возбужденном состоянии, поэтому всегда есть опасность, что сотрудник полиции станет объектом его агрессии. Возможность такого развития событий следует предусматривать, поэтому участковый уполномоченный полиции должен быть готов избежать агрессии. Для этого необходимо:
- определить внутреннее состояние правонарушителя;
- попытаться повлиять на него путем использования известной о нем информации;
- оценить соотношение сил, определить, кто и в чем может помочь и, исходя из этого, выбрать тактику действий;
- обращаться к правонарушителю спокойно, тактично, но вместе с тем уверенно и властно, тоном, который не вызывает возражений, никогда не приписывать ему мотивов, которыми он не руководствовался, и действий, которых он не совершал;
- не делать лишних движений.
С учетом личных качеств правонарушителя, степени его возбуждения или сложившейся обстановки полезно предоставить ему возможность успокоиться. Это может помочь правонарушителю снять психологическое напряжение. Таким образом, в целях обеспечения личной безопасности во время предупреждения или прекращения насилия в семье
Литература
1. Бекетов О. И., Майле А. Д. Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах европейского сообщества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2009. № 1.
2. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Особенности законодательного урегулирования
возникает необходимость в более тщательной профессиональной подготовке будущих участковых уполномоченных полиции.
На наш взгляд, необходимо также предоставить участковым уполномоченным полиции право на осуществление административного задержания лица, совершившего насилие в семье, в случае, когда существуют достаточные основания полагать, что профилактическая беседа не изменит поведение лица и возможно продолжение конфликта после ухода участкового уполномоченого полиции из помещений, в которых произошло насилие. По нашему мнению, более справедливым и целесообразным является изъятие обидчика из дома с последующим принудительным помещением его в целях коррекции поведения в специальные учреждения для лиц, совершающих насилие в семье.
Поддержим точку зрения Е. В. Павловой, которая предлагает рассмотреть вопрос о возможности включения в штатную численность территориальных органов внутренних дел специализированных должностей сотрудников полиции по превенции и пресечению конфликтов в области семейного быта [4, с. 23].
Таким образом, рационализация деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике конфликтов семей-но-бытового характера будет зависеть от наличия соответствующего административно-правового обеспечения, постоянного взаимодействия службы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями органов внутренних дел, органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями, организации масштабной информационно-просветительской работы, направленной на изменение стереотипов и формирование сознательного неприятия любых случаев насилия в сфере семейно-бытовых отношений.
Bibliography
1. Beketov O. I., Mile A. D. Preventive measures of police influence in the system of measures to combat domestic violence in the states of the European community // Bulletin of the Voronezh state university. Series Right. 2009. № 1.
2. Evsikova E. V., Zhigulina V. V. Peculiarities of Legislative Settlement of Prevention of Domestic Violence in the Russian Federation and other mem-
предупреждения домашнего насилия в Российской Федерации и других государствах - членах Евразийского экономического союза // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 3 (29).
3. Катаева О. В., Никулин А. И. Современные проблемы профилактики семейно-бытовых конфликтов участковыми уполномоченными полиции // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2.
4. Павлова Е. В. Административно-правовые средства профилактики насилия в семье // Legal Concept. 2016. № 2 (31).
5. Тунина Н. А. Охранный ордер как способ превенции семейного насилия // Всероссийский криминологический журнал. 2010. № 4.
6. Харламов В. С. Институт охранного ордера в зарубежном законодательстве как инструмент защиты личности от внутрисемейного насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32).
ber states of the Eurasian economic union // Bulletin of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3 (29).
3. Kataeva O. V., Nikulin A. I. Modern problems of preventing family and domestic conflicts by district police commissioners // Bulletin of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 2.
4. Pavlova E. V. Administrative legal means of preventing domestic violence // Legal Concept. 2016. № 2 (31).
5. Tunina N. A. A protective order as a way to prevent family violence // The All-Russian crimino-logical journal. 2010. № 4.
6. Kharlamov V. S. Institute of the protection order in the foreign legislation as a tool to protect the individual from intra-family violence // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2014. № 1 (32).