Научная статья на тему 'О некоторых проблемах противодействия семейному насилию'

О некоторых проблемах противодействия семейному насилию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная криминология / насилие в семье / ребёнок / family criminology / domestic violence / child

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Вячеславович Никуленко

Обострение проблемы насилия в семье обусловливается большим количеством негативных процессов в общественной жизни: экономическая нестабильность, социальное неравенство, разрушение семейных традиций, недостаточность финансирования образования, культуры, искусства, снижение социальных гарантий, в том числе, по рождению ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF DOMESTIC VIOLENCE PREVENTION

Aggravation of the problem of domestic violence results from a number of negative processes in social life: economic instability; social inequality; destruction of family traditions; lack of funding for education, culture, art; reduction of social guarantees, including child birth benefits.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах противодействия семейному насилию»

УДК 343.9 ББК 67.51

А.В. Никуленко

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ НАСИЛИЮ

Аннотация: Обострение проблемы насилия в семье обусловливается большим количеством негативных процессов в общественной жизни: экономическая нестабильность, социальное неравенство, разрушение семейных традиций, недостаточность финансирования образования, культуры, искусства, снижение социальных гарантий, в том числе, по рождению ребёнка.

Ключевые слова: семейная криминология; насилие в семье; ребёнок. A.V. Nikulenko

ON SOME ISSUES OF DOMESTIC VIOLENCE PREVENTION

Summary: Aggravation of the problem of domestic violence results from a number of negative processes in social life: economic instability; social inequality; destruction of family traditions; lack of funding for education, culture, art; reduction of social guarantees, including child birth benefits.

A.b. Никуленко. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 35

Key words: family criminology; domestic violence; child.

Насилие в семейной сфере является распространённым явлением, как в России, так и во многих зарубежных странах. Только за 1-е полугодие 2015 года зафиксировано 2000 убийств и более 5 тыс. случаев причинения тяжкого вреда здоровью на почве семейных скандалов [1]. В 2015 году 102 тыс. 600 несовершеннолетних были признаны потерпевшими (+7,5 %). Из них 12 175 вследствие преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы (+21,9 %) [8].

Насилие в семье приобретает новые формы, оказывает пагубное воздействие на детей и подростков, приводит к трагическим случаям, ломает судьбы подрастающего поколения и взрослых, часто является первопричиной жизненного падения, порождает стереотипы антиобщественного и даже преступного поведения [10, с. 44]. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии, имеет стойкую тенденцию к росту и исчисляется десятками тысяч. На наш взгляд, семье требуется неотложная помощь - крими-нотерапия [14].

Нередко семейная ссора становится прелюдией к чему-то более страшному. По данным экспертов, 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. От убийств в семье ежегодно погибает 14 тысяч женщин. При этом из 4 миллионов человек, совершавших насилие в семье,

только 205 тысяч являются «дебоширами», людьми с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч - алкоголиками, 40 тысяч - психически больными. А подавляющая часть -3 355 000 семейных истязателей - это «нормальные, уважаемые люди» [6].

Обострение проблемы насилия в семье обусловливается большим количеством негативных процессов в общественной жизни: экономическая нестабильность, социальное неравенство, разрушение семейных традиций, недостаточность финансирования образования, культуры, искусства, снижение социальных гарантий, в том числе, по рождению ребёнка (несмотря на «материнский капитал»).

В настоящее время негативные процессы на мировой арене, например, «цветные революции» на постсоветском пространстве, существенно сказываются на семейном благополучии, обостряя уже имеющиеся противоречия. В целом, социальные катаклизмы наносят серьёзный удар по семье [9].

Военные действия в Сирии, Нагорном Карабахе, на Донбассе, в других регионах порождают волну миграции, дестабилизирующую обстановку в Европе. Несмотря на некоторый отток из России рабочих - граждан стран СНГ, миграционная проблема в нашей стране пока далека от разрешения. Доходит до того, что беременные представительницы Таджикистана приезжают рожать в Санкт-Петербург,

1 (40) 2016

ЕНДРЧ»

зная о наличии квалифицированной медицинской помощи, стремясь обеспечить гражданство РФ для своего ребёнка. Однако в нашей стране они не стараются стать частью общего уклада, а продолжают жить по собственным этническим правилам. Мигрантов практически не встретишь в глубинке: они предпочитают обосновываться в крупных городах.

Таким образом, государство не владеет в полной мере ситуацией, складывающейся в российских семьях и, одновременно, порождает проблемы, связанные с нелегальной, а, зачастую, и легальной миграцией. Впору спасать не мигрантов, а защищать интересы коренных россиян. Как уж здесь не вспомнить о поднимавшейся ранее проблеме преступной миграционной реформы РФ, как антинародном преступлении [3].

Большой сложностью для семейно-быто-вой сферы является психологическое (психическое) насилие в семье, часто воспринимаемое как нечто само собой разумеющееся и потому не требующее особого вмешательства со стороны общества и государства.

Институт брака и семьи переживает кризис. Взаимоотношения между мужчинами и женщинами чаще имеют форму партнёрства-сожительства, а не брака. Семья утратила свою незыблемость: развод в наше время считается обыденным явлением. Родительское влияние, в большинстве своём, существует только в регионах Северного Кавказа. Распри между супругами и родственниками достаточно часто представляют собой уголовно наказуемые деяния. Противоправные семейные посягательства порождают разнообразные формы противоборств: от «простых» скандалов до уничтожения совместно нажитого имущества. Нередко при этом затрагиваются интересы не только проживающих с ними членов семьи, но и соседей.

По утверждению Ю.М. Антоняна, в России в начале нынешнего века на почве семей-но-бытовых конфликтов совершалась треть убийств [2, с. 70]. Очагом насилия в семейной сфере выступает десоциализирующая семья, которая должна быть в центре профилактического воздействия со стороны органов полиции и социальных служб. Практике известно достаточное количество случаев, когда острый внутрисемейный конфликт, вылившись в скандал, а затем в обоюдную драку, приводил к внутрисемейному насильственному престу-

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

плению, в том числе и неосторожному [11]. По нашим сведениям, до 20,0 % преступлений в семье совершается по неосторожности.

В период 2008-2010 годов проводились репрезентативные экспресс-опросы и анкетирование разных социальных групп населения Северо-Западного региона по проблемам криминальной ситуации в семейной сфере. Опрошено 250 лиц, совершивших внутрисемейные преступления, 300 жертв насилия в семье, по 200 военнослужащих, сотрудников ОВД, федеральной службы исполнения наказаний, членов их семей и 200 лиц контрольной группы из обычных (нуклеарных) семей. Всего проанкетировано и опрошено 1200 респондентов, возраст подавляющего большинства которых (68,0 %) составил 30-49 лет, 40,0 % участников опроса имели высшее образование.

Результаты опроса показали, что криминализация семейной сферы находится на высоком уровне. Каждый седьмой опрошенный в течение года подвергался преступному насилию в семье. Среди наиболее распространённых посягательств - побои и угрозы убийством (68,0 %). Каждое третье (31,0 %) внутрисемейное преступление совершено ранее судимым лицом. Подавляющая часть правонарушителей (63,0 %), совершивших криминальные посягательства в семье, до совершения преступления не работали и не учились, 18,0 % - были неквалифицированными рабочими, 12,0 % - работали в сфере материального производства, 2,0 % - в сфере обслуживания, 5,0 % - были пенсионерами. Низкий уровень среднего ежемесячного дохода на каждого члена семьи имели 74,0 % опрошенных осуждённых [7].

Невысока пока готовность полицейских подразделений к комплексной организации профилактики внутрисемейных скандалов и преступных проявлений, широкому использованию всего арсенала правовых, криминологических и психологических знаний для уменьшения отрицательных последствий семейных конфликтов.

Ещё в 2007 году, объявленном Годом семьи, Президент РФ В.В. Путин поставил задачу: «Выдвинуть все семейные проблемы в центр государственной и общественной жизни... для подготовки долгосрочной государственной политики в этой сфере». Однако и сегодня правовая база в сфере противодействия семейному насилию не достаточно развита,

^В. Никуленко. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 37

несмотря на насущную потребность в скорейшем принятии закона о противодействии насилию в семье. Заметим, что уже в 1832 г. в России действовал Устав о предупреждении преступлений.

Согласно разработанной российскими криминологами теории причинности, семейные криминогенные факторы представляют собой социальные противоречия в частично совмещённых сферах семьи и отношений между полами, а также порождаемые этими противоречиями иные факторы криминогенной десоциализации и конфликтности [11]. Сущностью семейного конфликта является столкновение противоположных позиций членов семьи, причиной (источником) конфликта служит противоречие (или противоречия) между ними [13, с. 196].

Учёные и практические работники правоохранительных структур констатируют, что в криминологических разработках внутрисемейным правонарушениям в отношении людей старшего поколения уделено недостаточно внимания [12, с. 343; 5, с. 503; 10, с. 44].

Социальную политику целесообразно осуществлять с учётом таких причин конфликтов и преступлений, как противоречия между богатыми и малообеспеченными семьями, профессиональной и семейной ролями женщины, а также коллизий в жилищной сфере, играющих в России особую криминогенную роль. Отсюда вытекает необходимость создания условий для решения жилищных проблем, фонда резервной жилой площади для расселения лиц, участвующих в криминогенном се-

мейном конфликте, учёта освобождающихся в коммунальных квартирах комнат и использование их на основании представления органов внутренних дел (на основе материалов, собранных участковыми уполномоченными полиции) [4, с. 88].

8 июня 2015 года в Общественной Палате РФ обсуждали законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия». Нам представляется, что в текущей редакции принимать данный закон губительно для семьи. Нельзя выделять правонарушения (преступления) семейно-бытового характера в отдельную категорию. Если совершается преступление, не важно, как оно произошло: между супругами или незнакомыми людьми, правовой оценки это не меняет.

Кроме того, необходимо задать себе вопросы (и получить ответы): «Готовы ли мы к вмешательству органов социальной защиты и/или полиции в семейно-бытовой конфликт? Возможно ли нам открыть двери своего дома, холодильника для проверки бытовых условий, наличия еды для ребёнка? Сможем ли мы отказаться от своего права на воспитание детей, в том числе, путём ограничения некоторых свобод ребёнка (запрет на прогулки, на компьютерные игры)?».

На наш взгляд, ответы очевидны. А возможным последствием принятия данного закона может стать только ещё больший кризис семьи, когда любые формы «насилия» будут тщательно скрываться, либо подвергаться огласке - в зависимости от умысла и целей «потерпевшей» стороны.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазова С. 40 % тяжких преступлений совершается в семье // Московский комсомолец. - 2015. -14 октября.

2. Антонян Ю.М. Криминология: Избранные лекции. М., 2004.

3. Данилов А.П. Преступная миграционная реформа как одно из антинародных преступлений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24). С. 62-69.

4. Касторский Г.Л. Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995.

5. Криминология - ХХ век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2000.

6. Куликов В. Не ори, не дома! И дома не ори! // Российская газета. - 2015. - 15 июня.

7. Мониторинг гражданского населения и силовых структур о семейной преступности. О латентности семейно-бытового насилия в Санкт-Петербурге // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии: Сборник научных трудов, посвящённых Дню российской науки. Ставрополь, 2010. С. 123-126.

8. Петин В. Право 16 минус // Российская газета. - 2016. - 11 апреля.

9. Харламов В.С. Криминогенное влияние социальных катаклизмов на семейные отношения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 35-44.

1 (40) 2016

C1W20

10. Харламов В.С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям милицейскими подразделениями (на материалах Санкт-Петербурга): Монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2007.

11. Шестаков Д.А. Конфликтная семейная ситуация как криминогенный фактор: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1977.

12. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006.

13. ШестаковД.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб., 1996.

14. Шестаков Д.А. Семейная психотерапия и предупреждение преступлений - к вопросу о групповом уровне криминологической профилактики // Вестник ЛГУ. 1989. № 6. С. 56-61.

REFERENCES

1. Ayvazova S. 40 % tyazhkikh prestupleniy sovershaetsya v sem'e. [40 % of serious crimes are committed in the family]. Moskovskiy komsomolets. 2015, October 14.

2. Antonyan Y.M. Kriminologiya: izbrannye lektsii. [Criminology: selected lectures]. M., 2004.

3. Danilov A.P. Prestupnaya migratsionnaya reforma kak odno iz antinarodnykh prestupleniy. [Criminal migration reform as one of the anti-national crime]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2012, no. 1 (24), pp. 62-69.

4. Kastorskiy G.L. Preduprezhdenie prestupleniy posredstvom vozdeystviya na sem'yu: diss. kand. yurid. nauk. [Crime prevention by family influence]. SPb., 1995.

5. Kriminologiya - XX vek. [Criminology - the XXth century]. Pod red. V.N. Burlakova, V.P. Sal'nikova. SPb.: Izd-vo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2000.

6. Kulikov V. Ne ori, ne doma! I doma ne ori! [Do not shout, you are not at home! An at home do not shout!] Rossiyskaya gazeta. 2015, June 15.

7. Monitoring grazhdanskogo naseleniya i silovykh struktur o semeynoy prestupnosti. O latentnosti semey-no-bytovogo nasiliya v Sankt-Peterburge. Aktual'nye problemy sovremennogo ugolovnogo prava i kriminologii: Sbornik nauchnykh trudov, posvyashchennykh Dnyu rossiyskoy nauki. [Monitoring of civilians and law enforcement agencies on family crime. On latent nature of domestic crime in Saint-Petersburg. Actual problems of the modern criminal law and criminology]. Stavropol, 2010, pp. 123-126.

8. Petin V. Pravo 16 minus. [Law 16 minus]. Rossiyskaya gazeta. 2016, April 11.

9. Kharlamov VS. Kriminogennoe vliyanie sotsial'nykh kataklizmov na semeynye otnosheniya. [Criminogenic influence of social cataclysms on family relations]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2015, no. 4 (39), pp. 35-44.

10. Kharlamov VS. Protivodeystvie vnutrisemeynym nasil'stvennym prestupleniyam militseyskimi podra-zdeleniyami (na materialakh Sankt-Peterburga). [Domestic crime prevention by police units]. Monografiya. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2007.

11. Shestakov D.A. Konfliktnaya semeynaya situatsiya kak kriminogenniy faktor: avtoref. dis... kand. yurid. nauk. [Criminogenic family situation as a criminogenic factor]. M., 1977.

12. Shestakov D.A. Kriminologiya: novye podkhody k prestupleniyu i prestupnosti. Kriminogennye zakony i kriminologichekoe zakonodatel'stvo. Protivodeystvie prestupnosti v izmenyayushchemsya mire. [Criminology: new approaches to crime and criminality. Criminogenic laws and criminological legislation. Crime prevention in the changing world]. SPb., 2006.

13. ShestakovD.A. Semeynaya kriminologiya: sem'ya - konflikt - prestuplenie. [Family criminology: family - conflict - crime]. SPb., 1996.

14. Shestakov D.A. Semeynaya psikhoterapiya i preduprezhdenie prestupleniy - k voprosu o gruppovom urovne kriminologicheskoy profilaktike. [Family therapy and crime prevention - to the question of the group level of crime prevention]. Vestnik LGU - Bulletin of Leningrad State University. 1989, no. 6, pp. 56-61.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Андрей Вячеславович Никуленко - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Andrey Vyacheslavovich Nikulenko - PhD in Laws, associate professor, deputy head of the department of criminal law at Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.