Научная статья на тему 'О задачах криминологического кодекса'

О задачах криминологического кодекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС / КОДЕКС МЕР БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВО БЕЗОПАСНОСТИ / НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никуленко Андрей Вячеславович

Мы выражаем солидарность с Д.А. Шестаковым, определившим предлагаемый В.Н. Орловым Криминологический кодекс, как Кодекс мер безопасности. В новом Кодексе следует уделить внимание самой системе мер профилактического воздействия, органам, его осуществляющего, их ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О задачах криминологического кодекса»

УДК 343.9 ББК 67.51

А.В. Никуленко

О ЗАДАЧАХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА

Аннотация: Мы выражаем солидарность с Д.А. Шестаковым, определившим предлагаемый В.Н. Орловым Криминологический кодекс, как Кодекс мер безопасности. В новом Кодексе следует уделить внимание самой системе мер профилактического воздействия, органам, его осуществляющего, их ответственности.

Ключевые слова: Криминологический кодекс; Кодекс мер безопасности; право безопасности; научно-консультативный Совет при Верховном суде РФ.

A.V. Nikulenko

ON THE TASKS OF THE CRIMINOLOGICAL CODE

Summary: We express solidarity with D.A. Shestakov, who defined the proposed by V.N. Orlov Criminological Code as the Code of security measures. The new Code should pay attention to the system of preventive measures, to the bodies that implement it and to their responsibility.

Key words: Criminological Code; Code of security measures; security law; Scientific Advisory Council under the Supreme Court of the Russian Federation.

Прежде чем приступать к созданию принципиально новой законодательной базы, на наш взгляд, необходимо ответить на множество вопросов, в том числе на такой: «Какие задачи призвана решить предлагаемая новация?».

Очевидно, В.Н. Орлов предлагает принять концептуальный кодекс, направленный на противодействие преступности, объединив в нём ряд законов: «1) о противодействии терроризму; 2) о противодействии экстремистской деятельности; 3) о противодействии наркотизму; 4) о противодействии коррупции; 5) о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; 6) о противодействии рецидиву преступлений и т.д.».

В этот перечень можно добавить и полицейское законодательство (Федеральный закон «О полиции»), а также Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Причём в последнем в статье 4 («Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») определены органы, входящие в систему профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государствен-

ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

«У семи нянек дитя без глаза». Вряд ли можно согласиться с предложением В.Н. Орлова о создании нового органа (ведомства, федеральной службы, департамента, главного управления и т.п.), осуществляющего меры предупредительного воздействия. Скорее всего, следует разграничить полномочия между имеющимися министерствами и федеральными службами, при этом наделив их соответствующими полномочиями. В противном случае, мы будем лишь постфактум констатировать неудачи в профилактике преступлений.

Мы уже говорили о возможных последствиях изменения законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия [3]. 8 июня 2015 года в Общественной Палате РФ обсуждали законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия».

Нам представляется, что его принятие губительно для семьи и семейных ценностей. Юридически безграмотно выделять правонарушения (преступления) семейно-бытового характера в отдельную категорию. Если имеет место преступление, не важно, в отношении кого оно совершено: супруга или незнакомого лица. Правовой оценки это не меняет (или, по крайней мере, не должно менять). Основатель семейной криминологии Д.А. Шестаков неоднократно писал и говорил о том, что составы внутрисемейных преступлений были бы излишни постольку, поскольку они дублировали бы составы преступлений против личности [6; 7, с. 271-292].

В первую очередь, необходимо задать себе вопросы (и получить на них ответы): «А готовы ли мы к возможному вмешательству органов социальной защиты и/или полиции в се-мейно-бытовой конфликт? Готовы ли открыть двери своего дома постороннему представителю государства для проверки бытовых условий, наличия еды для ребёнка или престарелого? Готовы ли отказаться от своего права на воспитание детей?».

На наш взгляд, ответ очевиден. А возможными последствиями принятия данного закона может стать только ещё больший кризис семейных отношений, когда любые формы проявления «насилия» будут либо тщательно скрываться, либо подвергаться широкой огласке - в зависимости от умысла и целей «потерпевшей» стороны.

В то же время право безопасности всё больше вторгается в нашу жизнь. Несмотря на официальное снижение числа преступлений в России, да и в мире в целом, безопасней не становится. Нарастающие угрозы со стороны различных террористических и экстремистских организаций требуют от государства всё более жёстких мер, противодействующих указанным проявлениям.

В настоящее время на первый план выходит концепция, получившая название «право безопасности». Проблему «мер безопасности» разрабатывает Д.А. Шестаков. Под ними он понимает «причинение чрезвычайного вреда (лишение жизни, здоровья, свободы, разрушение имущества), не основанное на установленном судом совершении преступления, но решающее задачу устранения угрозы, нависшей над государствами, государством, обществом либо над отдельными людьми» [5,

с. 14]. Вопросами мер безопасности также активно занимается на протяжении уже довольно длительного времени Н.В. Щедрин [8].

Право безопасности предусматривает возможность причинения любого вреда для обеспечения общественной и личной безопасности причинителя вреда. В последнее время мы видим множество примеров уничтожения боевиков, иных опасных преступников. Причём очень часто задерживать их явно никто и не собирался. И ни у надзирающих за законностью органов, ни у подавляющей части населения страны это не вызывает ни малейших вопросов.

О внесудебном способе расправы (правда, не называя его мерой безопасности) в своё время писали Д.А. Корецкий и С.Ф. Милюков [2]. Кроме того, право на причинение вреда прямо предоставлено ст. 22 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

О праве безопасности говорят нормы и других федеральных законов, в частности, регламентирующих основания и порядок применения оружия. Что касается сотрудников полиции, то порядок оказания ими силового воздействия на правонарушителей регламентирован Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Следует отметить, что, несмотря на подключение к его разработке ведущих учёных-юристов, учреждений МВД и практиков, а также общественное обсуждение на стадии законопроекта, уже в первый и последующие годы его действия в него пришлось внести целый ряд поправок и дополнений.

Мы выражаем солидарность с Д.А. Шеста-ковым, определившим предлагаемый В.Н. Орловым Криминологический кодекс, как Кодекс мер безопасности. Не вполне понятно, какие задачи будет призван решить предлагаемый Владиславом Николаевичем Кодекс, кроме как систематизации имеющихся нормативных правовых актов и разграничения полномочий субъектов профилактики.

На наш взгляд, следует уделить внимание самой системе мер профилактического воздействия, органам, его осуществляющего, их ответственности, криминологической экспертизе [4, с. 50] действующего и вновь принимаемого законодательства. Таковой мог бы заняться специальный орган. Например,

1 (48) 2018

как предлагает А.П. Данилов, «научно-консультативный Совет при Верховном суде РФ. Подобный орган уже создан в Белоруссии -научно-консультативный Совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.

Совету необходимо иметь следующие права: самостоятельно выступать с кримина-лизационной законодательной инициативой; определять преступную сущность деяния; давать обоснованное заключение об установлении за него ответственности; определять расположение новой нормы в соответствии со структурой УК РФ и, в целом, с органической целостностью единого законодательства

о противодействии преступности; проводить криминологическую экспертизу законопроектов и действующих нормативно-правовых актов на предмет их криминогенности и преступности» [1, с. 72].

Не сделав этого, мы так ничего и не изменим: законы будут «штамповаться» без какого-либо научного обоснования, лишь для обеспечения немедленной реакции законодателя на громкие публикации в СМИ. Так было со статьями УК РФ о половых преступлениях против несовершеннолетних, экономических преступлениях и, наконец, нормах о доведении до самоубийства.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.П. Преступное законодательство: на пересечении криминологических отраслей // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 2 (45). С. 71-76.

2. Корецкий Д., Милюков С. Внесудебная репрессия как законный способ борьбы с преступностью // Уголовное право. 2004. № 1. С. 112-114.

3. Никуленко А.В. О некоторых проблемах противодействия семейному насилию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1 (40). С. 35-38.

4. ШестаковД.А. Введение в криминологию закона. СПб.: Юридический центр Пресс, 2011.

5. Шестаков Д.А. Ещё раз о праве безопасности в связи с правом противодействия преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). С. 13-22.

6. Шестаков Д.А. О феминоатаке на ст. 156 УК РФ. URL: http://www.criminologydub.ru/video/240~156-. html (дата обращения: 15.02.2018).

7. Шестаков Д.А. Семейная криминология (криминофамилистика). 2-е издание. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

8. Щедрин Н.В. Меры безопасности как средство предупреждения преступности: дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.

REFERENCES

1. Danilov A.P. Prestupnoe zakonodatelstvo: na peresechenii kriminologicheskikh otrasley. [Criminal legislation: at the intersection of criminological branches]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra -Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 2 (45), pp. 71-76.

2. Koretskiy D., Milyukov S. Vnesudebnaya repressiya kak zakonniy sposob borby s prestupnostyu. [Extrajudicial repression as a legitimate way to combat crime]. Ugolovnoe pravo - Criminal Law. 2004, no. 1, pp. 112-114.

3. Nikulenko A.V. O nekotorykh problemakh protivodeystviya semeynomu nasiliyu. [On some issues of domestic violence prevention]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2016, no. 1 (40), pp. 35-38.

4. ShestakovD.A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. [Introduction to criminology of law]. SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2011.

5. Shestakov D.A. Eshche raz o prave bezopasnosti v svyazi s pravom protivodeystviya prestupnosti. [More about the right to security in the context of the right to crime prevention]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2014, no. 1 (32), pp. 13-22.

6. Shestakov D.A. O feminoatake na st. 156 UK RF. [On feminist's attack on the Article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation]. URL: http://www.criminologyclub.ru/video/240--156-.html (date of submission: 15.02.2018).

7. Shestakov D.A. Semeynaya kriminologiya (kriminofamilistika). [Family criminology (kriminofamilistics)]. 2-e izdanie. SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.

8. Shchedrin N.V. Mery bezopasnosti kak sredstvo preduprezhdeniya prestupnosti: dis. ... dokt. yurid. nauk. [Security measures as a means of preventing crime]. Ekaterinburg, 2001.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Андрей Вячеславович Никуленко - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: nikulenkoa@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Andrey Vyacheslavovich Nikulenko - PhD in Laws, associate professor, deputy head of the department of criminal law at Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: nikulenkoa@mail.ru

1 (48) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.