Научная статья на тему 'Экономические факторы корыстных преступлений в семейной сфере'

Экономические факторы корыстных преступлений в семейной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЫСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харламов Валентин Станиславович

Корыстная направленность преступников в значительной степени обусловлена особенностями их семейных отношений, активизирующих противоречия материального порядка и возможность их удовлетворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические факторы корыстных преступлений в семейной сфере»

УДК 343.9 ББК 67.51

В.С. Харламов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Аннотация: Корыстная направленность преступников в значительной степени обусловлена особенностями их семейных отношений, активизирующих противоречия материального порядка и возможность их удовлетворения.

Ключевые слова: корыстное преступление; мотивация; криминогенные факторы; семейные отношения. VS. Kharlamov

ECONOMIC FACTORS OF PROFIT-MOTIVATED CRIMES IN THE FAMILY SPHERE

Summary: Profit-based motivation of criminals is largely based on the specifics of their family relations,

activating contradictions of material nature and an ability to resolve them.

Key words: profit-motivated crime; motivation; criminogenic factors; family relations.

К типичным происшествиям с корыстной мотивацией следует отнести внутрисемейные преступления, связанные с разделом наследственного имущества, незаконным захватом жилья, хищением денежных и иных средств у родственников, вымогательством имущества на собственные нужды (на приобретение спиртного, наркотиков и др.). В большинстве случаев рассматриваемые преступления тщательно готовятся. Собственная материальная выгода для виновного выше семейных ценностей.

Судебно-следственная практика свидетельствует о совершении внутрисемейных краж, разбоев и множества других преступлений, одним из доминирующих компонентов которых является корысть. В городе Емва Княжпогостского района Республики Коми внучка убила свою бабушку с целью завладения пенсией и другим её имуществом, нанеся смертельные удары в область головы. Труп спрятала в шкафу. Девушка осталась проживать в бабушкиной квартире, растрачивая похищенные деньги на личные нужды [4].

Другой пример. 7 октября 2013 года Кировский районный суд г. Красноярска за продажу своей трёхлетней дочери приговорил мать к пяти годам колонии общего режима [8].

Объединяет рассматриваемые криминальные проявления то, что они направлены на получение личной выгоды и относятся к категории корыстных преступлений. Корыстный мотив доминирует в имущественных

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

преступлениях. Однако следует отметить, что корысть, как преступный мотив, присутствует и в насильственных внутрисемейных посягательствах. В сравнении с иными насильственными преступлениями максимальное значение данного мотива (7,0%) достигается при внутрисемейных убийствах.

Причины корыстных преступлений в семейной сфере образуют подсистему общей системы причин преступного поведения. Данной теме посвящены работы видных российских криминологов: В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, И.П. Портнова, В.П. Реви-на, Д.А. Шестакова.

Как обоснованно отмечает Д.А. Шеста-ков, подсистема «корыстная преступность» включает как совокупность корыстных преступлений, так и все разнообразные корыстно-криминогенные факторы. В числе этих факторов на общесоциальном (макро-) уровне особую роль играют три противоречия между: 1) социальными группами с различным уровнем материальной обеспеченности; 2) материальными потребностями и легальными возможностями для их удовлетворения; 3) официальными нормами и фактическим поведением определённой части населения.

На уровне непосредственного окружения (среднем) выступают также три противоречия между: 1) интересами материального порядка домочадцев; 2) материальным и духовным началами; 3) профессиональной и семейной ролью женщины.

Индивидуальный (микро-) уровень лежит в плоскости взаимодействия корыстных устремлений конкретного человека и жизненной ситуации, способствующей реализации этих устремлений [10, с. 173].

На макро- и среднем уровнях к числу наиболее сложных проблем современной семьи относятся финансово-экономические трудности, невозможность достойно обеспечить жизнь семьи при помощи социально одобряемых способов деятельности. Особо значима эта детерминанта в нынешний период санк-ционного шантажа России со стороны западных стран.

В семейных отношениях конфликтность возрастает в условиях обеднения людей, резкого социального расслоения общества. Современные отечественные законодатели и политики, учёные и практики свидетельствуют о материальном неблагополучии россиян и низком уровне качества их жизни в начале XXI века.

В квартире во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга пенсионерка Л.Г. Горен-кова, 63 лет, решив покончить жизнь самоубийством из-за нищенского существования, ударила себя топором в грудь и голову. Её дочь, Т.И. Горенкова, 40 лет, учительница, при попытке помешать матери совершить суицид получила от последней удар топором по голове. Обе женщины с рублеными ранами головы и других частей тела были госпитализированы [2].

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отражено, что для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Общественная палата РФ в докладе о состоянии гражданского общества в России за 2010 год констатировала, что рождение ребёнка в современной России для большинства семей - это прыжок в нищету, порой даже в полуголодное существование и неприемлемые жилищные условия. Для кардинального решения проблемы материальной обеспеченности семьи и репродуктивного поведения необходимо значительное повышение её доходов и, прежде всего, заработка работника [3, с. 57].

Рассмотрим более подробно индивидуальный уровень семейных детерминант корыстного преступного поведения. Именно на данном уровне наиболее видно как дефекты

личности, преломляясь через бытовую ситуацию, реализуются в криминальном поведении виновного.

Ситуация семейного конфликта, характеризующаяся наивысшим обострением противоречий, существующих между членами семьи, признаётся криминогенной семейной ситуацией [11, с. 132]. Иного мнения придерживается И.В. Волгарёва, полагающая, что к криминогенным ситуациям «относят те, которые, взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызвать или укрепить её намерение совершить преступление» [6, с. 82]. К таким ситуациям данный автор относит проблемные и конфликтные ситуации. На наш взгляд, представленная дефиниция достаточно дискуссионна, поскольку размыты криминальные границы инцидента. Согласно представленной дефиниции к криминогенным ситуациям можно отнести ситуации спора, конкуренции, некриминального противоборства.

В указанный ситуационный период процесс мотивации поведения определяется конкретным состоянием семейных отношений, социальной средой, выработанными в ней нормами семейной жизни, положением личности в семье. Специфичность мотивации внутрисемейного поведения вызывает острую полемику в научной литературе.

Как утверждает И.Г. Филановский, мотивы преступлений могут быть лишь общественно нейтральными [9, с. 60-61]. Н.Ф. Кузнецова более широко представляет моти-вационную сферу общения, в том числе семейного, подразделяя мотивы поведения на просоциальные и антисоциальные [7, с. 5-6]. А.Н. Ильяшенко выделяет враждебные и инструментальные мотивы внутрисемейных преступлений [5, с. 254]. Ю.М. Антонян обоснованно считает, что мотив есть субъективный смысл поведения, включающий в себя психологический выигрыш от определённых поступков; поведение часто полимотивиро-вано, причём полимотивированность следует понимать и как одновременное функционирование разных мотивов, и как существование последних в различных пластах психики - в сферах сознания и бессознательного [1, с. 259-260].

Собственная точка зрения автора на преобразование мотива поведения домочадца в импульс его криминальной активности заклю-

3 (38) 2015

58

2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

чается в следующем. Мотив ведёт человека к преступлению при формировании преступного намерения, которое появляется в связи с возникшим противоречием из-за притязаний домочадца и обнаруженным препятствием для их удовлетворения. Ситуация предлагает домочадцу выбор: устранить обнаруженную преграду, обойти её или отказаться от намерения. Решение возникшей проблемы законным либо нелегальным путём остаётся за семьянином. Он ставит цель. В зависимости от личностных качеств индивида, внутрисемейных отношений и сложившихся внешних обстоятельств созревает делинквент, реализующий преступное намерение.

Резюмируя изложенное, следует констатировать, что корыстная направленность преступников в значительной степени обусловлена особенностями их семейных отношений, активизирующих противоречия материального порядка и возможность их удовлетворения, а также порождающих стремление не отстать от референтных семей либо не противодействующих внешним факторам формирования корыстной направленности. По мнению Д.А. Шестакова, в этом заключается главный тезис семейной криминологии применительно к проблеме корыстной преступности [10, с. 161].

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю. М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1977.

2. Архив Фрунзенского федерального суда Санкт-Петербурга, 1999. Уголовное дело № 1-235.

3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. Общественная палата Российской Федерации. М., 2010.

4. За 9 месяцев 2008 года в Коми женщинами совершено 1800 преступлений. URL: http://www.sykt24. ru/news/1341 (дата обращения: 30.03.2015).

5. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Монография. М.: Профобразование, 2003.

6. Криминология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2013.

7. Кузнецова Н.Ф. Мотивы преступлений и тенденции их изменения // Вопросы советской криминологии. Ч. 2. М., 1976.

8. Пять лет колонии общего режима за продажу ребёнка. URL: http://www.tvk6.ru (дата обращения: 30.03.2015).

9. Филановский И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. Л.: ЛГУ, 1972.

10. Шестаков Д.А. Семейная криминология: Криминофамилистика. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

11. Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб., СПбГУ. 1996.

REFERENCES

1. Antonyan Y.M. Psikhologiya ubiystva. [The psychology of murder]. M.: Yurist, 1977.

2. Arkhiv Frunzenskogo federalnogo suda Sankt-Peterburga, 1999. Ugolovnoe delo №1-235. [The archive of the Frunzensky federal court of St.-Petersburg].

3. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii za 2010 god. Obshchestvennaya palata Rossiyskoy Federatsii. [A report on the state of society in the Russian Federation for the year 2010]. M., 2010.

4. Za 9 mesyatsev 2008 goda v Komi zhenshchinami soversheno 1800 prestupleniy. [1800 crimes have been committed by women in Komi for the last 9 months]. URL: http://www.sykt24.ru/news/1341 (date of submission: 30.03.2015).

5. Ilyashenko A.N. Protivodeystvie nasilstvennoy prestupnosti v semye: ugolovno-pravovye i kriminolog-icheskie aspekty. [Combating domestic violence: criminal and criminological aspects]. Monografiya. M.: Pro-fobrazovanie, 2003.

6. Kriminologiya: Uchebnoe posobie. Standart tretego pokoleniya. [Criminology: a textbook]. Pod red. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva. SPb., 2013.

7. Kuznetsova N.F. Motivy prestupleniy i tendentsii ikh izmeneniya. [Motives of crimes and tendencies of their changes]. Voprosy sovetskoy kriminologii - Issues of the Soviet criminology. Ch. 2. M., 1976.

8. Pyat let kolonii obshchego rezhima za prodazhu rebenka. [5 years of the general regime penal colony for selling a baby]. URL: http://www.tvk6.ru (date of submission: 30.03.2015).

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

9. Filanovsky I.G. Sotsialno-psikhologicheskoe otnoshenie subekta k prestupleniyu. [Social and psychological attitude of the person to crime]. L.: LGU, 1972.

10. ShestakovD.A. Semeynaya kriminologiya: Kriminofamilistika. [Family criminology: criminofamilistics]. 2-e izd. SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.

11. ShestakovD.A. Semeynaya kriminologiya: semya - konflikt - prestuplenie. [Family criminology: family - conflict - crime]. SPb., SPbGU, 1996.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Валентин Станиславович Харламов - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Valentin Stanislavovich Kharlamov - PhD in Laws, associate professor, senior research scientist of the department of All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Northwestern district, member of Saint-Petersburg International Criminology Club (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]

3 (38) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.