ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ л
Актуальные проблемы психологии труда
ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
А.В. ТРОИЦКАЯ,
адъюнкт кафедры психологии ФПНиНПК МосУ МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. В процессе обучения необходимо уделять большое внимание профессиональному становлению, развитию личности будущего специалиста, способствовать повышению эффективности труда и мотивации на достижение максимальных результатов. В статье отражено утверждение, что между уровнем профессионально важных качеств высокоуспешных сотрудников ОВД и слушателями выпускных курсов существует большая разница, разрыв в динамике, отсутствие преемственности; слушатели не готовы самостоятельно организовывать профессиональную деятельность, принимать самостоятельные решения.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионально важные качества, формирование ПВК, профессия, несоответствие требований профессиональной деятельности к личности, процесс обучения, активация обучения, профессиональная подготовка будущих сотрудников ОВД.
THE INFLUENCE OF ACTIVE LEARNING ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES
A.V. TROITSKAYA,
associate FPNiNPK MosURussian Interior Ministry Department of Psychology
Annotation. In the process of learning should be putting greater emphasis on professional development, personal development of future specialists, improve efficiency and motivation to achieve maximum results, presented by the author of the article the statement that between the level of vocational important qualities successful of Police Officers and trainees graduate courses There is a big difference, the gap in the dynamics, the lack of continuity, students are not prepared to organize their own professional activities, make independent decisions.
Keywords: professional development, skills — important qualities, the formation of STC, profession, inadequacy of professional activity for the individual, the learning process, the activation of learning, training future employees of ATS.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов носит специфический характер и отличается от других профессий при типе взаимодействия «человек — человек». Психологические условия профессиональной деятельности сотрудников ОВД подробно исследованы и отражены в отечественной литературе. Итак, профессиональная деятельность сотрудников ОВД требует от личности: широкого развития общих способностей, в том числе интеллектуальных и творческих; широкого кругозора, гибкого мышления, сообразительности, быстроты реакции для принятия правильных решений в экстремальных ситуациях; умения правильно организовывать свой рабочий день с учетом постоянного дефицита времени; способности в короткие промежутки времени устанавливать контакт с гражданами, иметь высокую стрессоустойчивость и работоспособность.
Вопрос определения профессионально важных качеств (ПВК), которыми должен обладать квалифицированный сотрудник ОВД для выполнения профессиональной деятельности, находит отражение в ряде научных трудов и литературных источников. Многие авторы утверждают, что процесс формирования и развития профессионально важных качеств должен осуществляться в процессе обучения в высших образовательных учреждениях МВД России. Для этого необходимо уделять внимание активизации качеств, изыскивать дополнительные способы и методы развития личности.
В последнее время все чаще прослеживается тенденция, согласно которой отлично зарекомендовавшие себя в процессе обучения курсанты и слушатели, приступая к профессиональной деятельности, не справляются с возложенными на них служебными обязанностями. Для преодоления ука-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы психологии труда
занной тенденции, на наш взгляд, необходимо использовать в системе высшего образования новые способы моделирования в ходе обучения профессиональной деятельности, способствуя выработке навыков, умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Недостаточным остается овладение будущими сотрудниками приемами и способами применения на практике всех своих возможностей, умений и качеств, а также полученных теоретических знаний.
Для того чтобы в процессе обучения в высших образовательных учреждениях сформировалась высококвалифицированная и грамотная личность, для уменьшения разрыва в уровне подготовленности будущих сотрудников необходимо формировать, совершенствовать, реализовывать и обогащать развитие личности курсантов и слушателей дополнительными знаниями, раскрывать весь потенциал их способностей, использовать все имеющиеся ресурсы. А это значит, что в процессе обучения следует использовать специальные средства обучения, отражать в процессе обучения все возможные трудности и моделировать производственные ситуации профессиональной деятельности, с которыми будущим молодым специалистам придется столкнуться.
Формирование ПВК — составная часть подготовки квалифицированных специалистов. На момент поступления в вуз курсанты имеют различный уровень знаний, умений, навыков и качеств. В процессе обучения и подготовки к деятельности происходят динамические изменения личности, в том числе и развитие качеств. В исследованиях многих авторов, таких как М.О. Калашникова, Н.Н. Сил-кин, В.Г. Третьяк, рассмотрены вопросы динамического развития профессионально важных качеств сотрудников в условиях целенаправленной профессиональной подготовки.
На успешность овладения будущей профессией влияет и успешность обучения в вузе МВД, результаты академической успеваемости курсантов и слушателей, их способности, а также уровень развития комплекса профессионально важных качеств, которые являются неотъемлемым компонентом профессионально-психологической подготовки будущих сотрудников ОВД.
Сегодня все более остро встает проблема несоответствия требованиям профессиональной деятельности тех профессионально важных качеств,
которые развиваются у курсантов и слушателей в процессе обучения, а также уровня сформирован-ности и развития у них определенных психологических качеств, которые являются наиболее важными и значимыми с практической точки зрения.
В процессе обучения необходимо больше внимания уделять процессу профессионального становления, развития личности будущего специалиста, способствовать повышению эффективности труда и мотивации на достижение максимальных результатов.
Развитие и формирование профессионально важных качеств сотрудников ОВД носит динамический характер при условии использования различных развивающих моделей и активных методов обучения.
Основополагающую роль в развитии профессионально важных качеств курсантов и слушателей в процессе обучения играют активные методы обучения, к которым можно отнести все методы и средства, стимулирующие творческую активность, способствующие самостоятельному разрешению сложных ситуаций, самостоятельному поиску информации. Только при обеспечении принципа фундаментализации осуществляется подготовка высокопрофессиональных специалистов, способных адаптироваться и принимать меняющиеся условия труда и требования к деятельности.
В процессе обучения необходимо сочетание двух принципов — фундаментализации и профессионализации. При этом профессионализация предполагает акцентирование внимания на вовлечении обучающихся в собственную деятельность, а фунда-ментализация предполагает увеличение глубины раскрытия частных объектов. Только сочетание указанных принципов в процессе обучения обеспечит подготовку всесторонне развитой профессиональной личности.
Возможными вариантами активации обучения выступают: проблемное обучение; система инвариантов — знание методов решения задач позволяет независимо от кажущегося внешнего различия задач найти единый путь анализа и решения; имитационная игра — данный вид обучения служит для формирования познавательной, профессиональной и коммуникативной сфер деятельности; деловая игра — повышает познавательную активность, развивает у обучающихся систему навыков, умений и знаний; социально-психологический тренинг — эф-
84
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2011
- -Я. -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы психологии труда
фективное средство психологического воздействия, направленное на приобретение знаний, умений и навыков, тренинг также может быть направлен на развитие профессионально важных качеств будущих специалистов, на преодоление трудностей в сфере коммуникации.
В настоящий момент между уровнем профессионально важных качеств высокоуспешных сотрудников ОВД со стажем работы от одного года до трех лет и в возрасте от 23 до 26 лет и слушателями выпускных курсов существует большая разница, разрыв в динамике, отсутствие преемственности; слушатели не готовы самостоятельно организовывать профессиональную деятельность, принимать самостоятельные решения.
Данное утверждение об имеющемся разрыве основывается на том, что:
♦ во-первых, в образовательных учреждениях формирование знаний, умений, навыков у выпускников происходит само собой, не прослеживается переход в качества; качества формируются стихийно уже в процессе профессиональной деятельности;
♦ во-вторых, у выпускников нет соответствующей мотивации на развитие профессиональных качеств;
♦ в-третьих, профессиональные качества являются сложным образованием и осознаются лишь частично, отсюда вытекают трудности их формирования и коррекции.
Для того чтобы преодолеть указанный разрыв, необходимо уже на первоначальной стадии обучения в образовательных учреждениях МВД России реализовывать специально организованные пси-хокоррекционные мероприятия.
На наш взгляд, специально разработанная система целенаправленной подготовки будущих сотрудников ОВД должна сформировать у обучающихся высокий уровень сформированности ПВК, выработать способность к самостоятельному разрешению проблем, умение организовывать собственную деятельность, адекватно оценивать свои возможности, деловые качества, развить желание к расширению кругозора, эрудированности, развить творческие способности, усилить мотивацию личности на достижение высоких результатов при выполнении профессиональной деятельности, на самостоятельное развитие и самосовершенствование.
Необходимо иметь в виду также и особенности психологического содержания становления личности как профессионала, охватывая развитие моти-вационной и операционных сфер, уровень развития которых влияет на последующую профессиональную деятельности.
Такое внимание к развитию данных сфер необходимо для создания у личности готовности к труду, способности поддерживать профессиональный интерес к деятельности, быть исполнительной и инициативной личностью, эффективно выполняющей профессиональную деятельность. Сформиро-ванность и развитость составляющих компонентов операционной стороны профессиональной деятельности у сотрудника ОВД, основными из которых выступает профессиональные знания, умения, навыки, качества, — залог эффективности ее осуществления.
Литература
1. Бовин Б., Кисилева Е., Калашников М. Профессионально-личностные качества сотрудников ОВД // Известия методического центра образования и координации научных исследований. 1996. № 2.
2. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. Волгоград, 1976.
3. Ковалев В.И., ДружининВ.Н. Мотивацион-ная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. № 6.
4. Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
5. Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадри-кова. М., 1991.
6. Пономарева Е.А. Формирование профессиональной психологии сотрудников специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: мат. науч.- практ. конф. Вып. 1. М., 1994.
7. Прохоров Ю.И. О применении психологических знаний в оперативно-следственной работе и профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1.