Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Панферкина Ирина Сергеевна, Пащинская Людмила Ивановна

Актуальная проблема педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов рассматривается в аспекте использования для ее проведения метода экспертных оценок. Метод экспертных оценок характеризуется как один из элементов системы методов педагогической диагностики, представляются особенности, преимущества и недостатки его использования для оценки сформированности профессиональной идентичности курсантов, предлагаются направления, позволяющие повысить эффективность использования метода экспертных оценок и преодолеть его недостатки в процессе диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов. Определяются основные требования, предъявляемые к экспертам - субъектам педагогической диагностики, предлагается использовать для проведения работы по подбору экспертов методы в рамках объективного (документальный, экспериментальный) и субъективного (самооценки компетентности, взаимной оценки экспертами других потенциальных экспертов) подходов. Помимо теоретической, исследование имеет и практическую значимость, которая состоит в том, что его результаты могут способствовать эффективному использованию метода экспертных оценок не только для изучения динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов в образовательном процессе военных вузов, но и для выявления признаков такого опасного психологического феномена, как профессиональный маргинализм - антипод профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Панферкина Ирина Сергеевна, Пащинская Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION AMONG CADETS USING EXPERT ASSESSMENT METHOD

We consider the current issue of pedagogical diagnostics of professional identity formation among cadets with expert assessment method for its implementation. The expert assessment method is one of the system elements of pedagogical diagnostics methods, we present the features, advantages and disadvantages of its use for assessing the professional identity formation among cadets, directions are proposed to increase the effectiveness of the expert assessment method and overcome its shortcomings in the process of diagnosing the formation of professional identity of cadets. The main requirements for experts - subjects of pedagogical diagnostics are to use methods within the framework of objective (documentary, experimental) and subjective (self-assessment of competence, mutual assessment by experts of other potential experts) approaches for the selection of experts. In addition to theoretical, the study has practical significance, which consists in the fact that its results can contribute to the effective use of the method of expert assessments not only to study the dynamics of the formation of professional identity of cadets in the educational process of military universities, but also to identify signs of such a dangerous psychological phenomenon as professional marginalization - the antipode of professional identity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК»

УДК 37.012.4

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-65-72

Поступила в редакцию / Received 06.10.2021 е рецензирования и доработки / Revised 12.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Педагогическая диагностика сформированности профессиональной идентичности курсантов с использованием метода экспертных оценок

Мещерякова Елена Ивановна ® О , Панферкина Ирина Сергеевна

Пащинская Людмила Ивановна3

:ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А 2 ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России» 394065, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53 3 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет

инженерных технологий» 394036, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-т Революции, 19

и elenamsol@yandex.ru

Аннотация. Актуальная проблема педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов рассматривается в аспекте использования для ее проведения метода экспертных оценок. Метод экспертных оценок характеризуется как один из элементов системы методов педагогической диагностики, представляются особенности, преимущества и недостатки его использования для оценки сформированности профессиональной идентичности курсантов, предлагаются направления, позволяющие повысить эффективность использования метода экспертных оценок и преодолеть его недостатки в процессе диагностики сформирован-ности профессиональной идентичности курсантов. Определяются основные требования, предъявляемые к экспертам - субъектам педагогической диагностики, предлагается использовать для проведения работы по подбору экспертов методы в рамках объективного (документальный, экспериментальный) и субъективного (самооценки компетентности, взаимной оценки экспертами других потенциальных экспертов) подходов. Помимо теоретической, исследование имеет и практическую значимость, которая состоит в том, что его результаты могут способствовать эффективному использованию метода экспертных оценок не только для изучения динамики сфор-мированности профессиональной идентичности курсантов в образовательном процессе военных вузов, но и для выявления признаков такого опасного психологического феномена, как профессиональный маргинализм - антипод профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; педагогическая диагностика; метод экспертных оценок

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Мещерякова Е.И., Панферкина И.С., Пащинская Л.И. Педагогическая диагностика сформированности профессиональной идентичности курсантов с использованием метода экспертных оценок // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 6572. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-65-72

Поступила после

© Мещерякова Е.И., Панферкина И.С., Пащинская Л.И., 2021

original article

Pedagogical diagnostics of professional identity formation among cadets using expert assessment method

Elena I. Meshcheryakova1 ® E, Irina S. Panferkina2 ,

Lyudmila I. Paschinskaya3 ©

Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" 54A Starykh Bolshevikov St., Voronezh 394064, Russian Federation 2Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 53 Patriotov Ave., Voronezh 394065, Russian Federation 3Voronezh State University of Engineering Technologies 19 Revolutsii Ave., Voronezh 394065, Russian Federation

» elenamsol@yandex.ru

Abstract. We consider the current issue of pedagogical diagnostics of professional identity formation among cadets with expert assessment method for its implementation. The expert assessment method is one of the system elements of pedagogical diagnostics methods, we present the features, advantages and disadvantages of its use for assessing the professional identity formation among cadets, directions are proposed to increase the effectiveness of the expert assessment method and overcome its shortcomings in the process of diagnosing the formation of professional identity of cadets. The main requirements for experts - subjects of pedagogical diagnostics are to use methods within the framework of objective (documentary, experimental) and subjective (self-assessment of competence, mutual assessment by experts of other potential experts) approaches for the selection of experts. In addition to theoretical, the study has practical significance, which consists in the fact that its results can contribute to the effective use of the method of expert assessments not only to study the dynamics of the formation of professional identity of cadets in the educational process of military universities, but also to identify signs of such a dangerous psychological phenomenon as professional mar-ginalization - the antipode of professional identity.

Keywords: professional identity; pedagogical diagnostics; expert assessment method

There is no conflict of interests

For citation: Meshcheryakova E.I., Panferkina I.S., Pashchinskaya L.I. Pedagogicheskaya diagnostika sformirovannosti professional'noy identichnosti kursantov s ispol'zovaniem metoda ekspertnykh otsenok [Pedagogical diagnostics of professional identity formation among cadets using expert assessment method]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 65-72. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-65-72 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс результатов теоретических исследований всегда связано с педагогической диагностикой. Именно педагогическая диагностика позволяет установить, насколько эффективно и целесообразно внедрение тех теоретических разработок, которые проведены исследователями. Понятие «педагогическая диагностика», введенное в конце 1970-х гг. немецким исследовате-

лем К. Ингенкампом, прочно вошло в научный оборот не только зарубежных, но и отечественных (В.С. Аванесов, А.С. Белкин, В.В. Воронов, В.И. Каган, ВН. Максимова, П.И. Пид-касистый, Н.А. Сычеников, В.Н. Шамардин и др.) педагогов. Однако многие проблемы, связанные с ее успешным осуществлением, и сейчас остаются недостаточно изученными и требующими научной разработки. Одна из таких проблем - обоснованное использование методов педагогической диагностики в процессе проведения опытно-экспериментальной рабо-

ты по внедрению в образовательный процесс результатов научных исследований.

Важность и актуальность разработки проблемы определяются не только тем значением, которое имеет педагогическая диагностика для практики эффективной организации образовательной деятельности, но и теми возможностями, которые открываются в связи с теоретическим обоснованием оценки качества результатов теоретических исследований, их перспективности для педагогической науки и практики. Кроме того, педагогическая диагностика становится и важным направлением практической педагогической деятельности, в ходе которой определяются необходимость, возможности и направления совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности. Сведения, получаемые исследователем или практиком в процессе проведения педагогической диагностики, становятся исходным, базовым материалом для выявления проблемных моментов обучения, воспитания, личностного развития обучающихся, а вместе с тем и основой для выявления возможностей разрешения назревших (проявляющихся) проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Причина широкого распространения диагностики в педагогических исследованиях -в тех возможностях, которые открываются с ее использованием для получения обоснованных выводов по результатам проводимых исследований, причем как в теоретической, так и в опытно-экспериментальной составляющих. Не исключение - исследование динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов в образовательном процессе военных вузов, в процессе проведения которого педагогическая диагностика позволяет:

1) получить объективную и актуальную информацию о состоянии и динамике исследуемых характеристик, оценить необходимость и возможности педагогического регулирования процесса становления профессиональной идентичности и предупреждения зарождения (развития) профессионального маргинализма курсантов;

2) установить характер изменения показателей в рамках каждого из критериев,

выяснить проблемные зоны в их динамике, выявить значения показателей, отражающих недостаточную эффективность педагогического взаимодействия;

3) наметить перспективы закрепления положительных изменений, происходящих в процессе становления профессиональной идентичности и преодоления профессионального маргинализма, а также необходимость и возможности преодоления негативных проявлений, обнаруженных в процессе проведения диагностики;

4) выявить тех субъектов, которые сталкиваются с серьезными сложностями в процессе становления профессиональной идентичности, у которых развитие профессионального маргинализма приобретает опасные проявления, и тем самым установить тех курсантов, с кем целесообразно проведение индивидуальной работы.

Безусловно, успех педагогической диагностики во многом зависит от того, какие методы используются для ее проведения, как организовано их использование. Описание методов педагогический диагностики содержится в многочисленных психолого-педагогических публикациях, при этом внимание их описанию уделяют как ученые-исследователи, так и практики [1; 2]. В соответствии с устоявшимися представлениями, методы педагогической диагностики - это «широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик» [3, с. 6]. При этом, по справедливому замечанию Н.В. Чурило, используемые в процессе проведения педагогической диагностики методы должны «органически вписываются в логику педагогической деятельности» [4, с. 483].

В связи с этим следует отметить, что каждый из методов педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертных оценок и др.) имеет как свойственные ему преимущества в сравнении с другими методами, так и присущие ему недостатки. Так, например, самый распространенный и позволяющий получить объективную информацию об изучаемых объектах метод тестирования требует существенных затрат, причем как временных, так и матери-

альных (разработка электронных программ или распечатка тестов, привлечение курсантов к тестированию, их размещение в классах или аудиториях, обработка результатов тестирования и др.). Метод наблюдения чаще всего связан с отсутствием стандартизованной процедуры обработки получаемой информации, а потому при значительной трудоемкости этот метод не позволяет должным образом интерпретировать и систематизировать получаемую информацию.

Метод экспертных оценок - это «любая процедура, с помощью которой производится классификация объектов или оценка степени выраженности какого-либо качества путем опроса экспертов, то есть лиц, хорошо разбирающихся в существе дела и способных достаточно четко и адекватно выражать свои мнения» [5, с. 34]. Успех педагогической экспертизы с использованием метода экспертных оценок в решающей степени зависит от того, как подобраны эксперты, насколько они подготовлены к проведению экспертизы в рамках педагогической диагностики, какими профессиональными и личностными качествами они обладают. По справедливому утверждению Ю.А. Шихова и О Ф. Шиховой, «чем больше качеств экспертов учитывается, тем меньше дисперсия их индивидуальных оценок, что, в свою очередь, повышает качество педагогической экспертизы» [6, с. 164].

В качестве экспертов, привлекаемых к участию в осуществлении педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов, должны вступать наиболее опытные преподаватели, командиры, воспитатели, сотрудники психологических подразделений, которые не только имеют необходимые для этого знания, опыт в проведении педагогической диагностики, но и достаточно хорошо знакомы с состоянием осуществляемой профессиональной подготовки будущих специалистов и условиями ее организации и проведения.

К экспертам, привлекаемым к проведению педагогической диагностики сформиро-ванности профессиональной идентичности курсантов, выявлению проявлений профессионального маргинализма, предъявляются как общие требования, установленные Приказом Министерства образования и науки РФ

от 20 мая 2014 г. № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккре-дитационной экспертизы», так и специфические требования, объясняемые особенностями проведения педагогической диагностики именно в указанном аспекте.

Среди общих требований: наличие соответствующего целям проведения педагогической диагностики высшего профессионального образования; знания содержания нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения экспертизы в образовательных организациях высшего профессионального образования; понимание порядка работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными; обладание навыками поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения педагогической диагностики, а также навыками работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий; умение взаимодействовать в процессе проведения педагогической диагностики с другими ее субъектами (курсантами, офицерами) и экспертами, входящими в состав экспертных групп, умение применять правила деловой этики и др.

Специфические требования, предъявляемые к тем, кто включается в группу экспертов в русле применения метода экспертных оценок в ходе проведения педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов, определяются в соответствии со спецификой профессиональной подготовки. Так, например, специфическими требованиями к экспертам при проведении педагогической диагностики в военных вузах могут быть следующие:

1) глубокое понимание сущности проблемы становления профессиональной идентичности, а также зарождения и развития профессионального маргинализма в процессе профессиональной подготовки военнослужащих и прохождения военной службы;

2) понимание особенностей интегратив-ных личностных образований - профессиональной идентичности, профессионального маргинализма военнослужащих, а также их содержания и структуры;

3) общее представление о внешних и внутренних факторах, под влиянием которых происходит становление профессиональной идентичности военнослужащих, а также факторов, определяющих зарождение и развитие профессионального маргинализма;

4) наличие опыта работы с военнослужащими, понимание особенностей работы в установленных направлениях - учебном, учебно-воспитательном, дисциплинарном, социальном, морально-психологическом, культурно-досуговом;

5) владение навыками установления доверительных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия с военнослужащими, способствующего получению необходимой информации о характере становления профессиональной идентичности, а также выявлению проявлений профессионального маргинализма;

6) способность к обобщению получаемой информации в соответствии с установленными критериями оценки сформированности профессиональной идентичности военнослужащих, к формулировке выводов результатов педагогической диагностики применительно к отдельным военнослужащим и их группам (коллективам);

7) оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора, а также наличие высоких моральных качеств, понимания значимости осуществляемой экспертной деятельности для решения задач по обеспечению обороноспособности государства, подготовки военных специалистов, обладающих необходимым уровнем сформированности профессиональной идентичности, понимание значимости превенции зарождения и развития профессионального маргинализма военнослужащих и др.

В связи с особенно важной ролью, которую играют эксперты в проведении педагогической диагностики, необходимо осуществлять тщательный, научно обоснованный подбор экспертов и объединение в экспертную группу. Практика показывает, что для проведения работы по подбору экспертов

используются следующие методы в рамках объективного и субъективного подходов:

1) в рамках объективного подхода, основанного на изучении информации, получаемой о предполагаемом эксперте из внешних источников, применяются документальный и экспериментальный методы. Документальный метод связан с изучением анкетных и иных данных, которые могут быть получены в кадровых подразделениях по месту несения службы (для преподавателей и специалистов гражданского персонала - по месту работы) потенциальных экспертов. К таким общим данным относятся: возраст, должность, воинское звание (если есть), стаж в занимаемой должности и общий, а также педагогический стаж, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, ученая степень, звание и др. Экспериментальный метод предполагает выполнение потенциальными экспертами тестовых или иных заданий, позволяющих установить его компетентность, информированность, способности к участию в педагогической диагностике в качестве эксперта;

2) в рамках субъективного подхода, основанного на самооценке субъекта своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для участия в педагогической диагностике в качестве эксперта, применяются: метод самооценки компетентности в той области, в которой предстоит осуществлять педагогическую диагностику (в соответствии с проводимой научно-исследовательской работой, - в области оценки сфор-мированности профессиональной идентичности военнослужащих, выявления проявлений зарождения и развития профессионального маргинализма), а также самооценка своих способностей эффективного участия в проведении педагогической диагностики, получении и обосновании ее результатов; метод взаимной оценки экспертами других потенциальный экспертов - участников проведения педагогической диагностики, использование которого предполагает либо открытое обсуждение кандидатур экспертов (возможно - проведение тайного голосования), либо закрытое получение информации о каждом из предполагаемых экспертов посредством заполнения ими анкет, опросных листов или иных средств, где сосредотачива-

ется информация, представляемая каждым о других членах экспертной группы.

В сравнении с другими методами педагогической диагностики метод экспертных оценок имеет следующие преимущества:

- информация, которая представляется экспертами, наиболее полно отражает состояние диагностируемых феноменов, так как основана на компетентной оценке профессионалов, ее обработка позволяет учесть множество таких данных, которые не могут быть получены с использованием методов анкетирования и тестирования опосредованных методов сбора информации);

- в связи с тем, что эксперты подбираются с учетом особенностей проведения педагогической диагностики в русле исследуемых феноменов профессиональной идентичности и профессионального маргинализ-ма курсантов, выводы, которые делают эксперты, строятся с учетом особенностей осуществления педагогической деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов во всех установленных направлениях (учебном, учебно-воспитательном, дисциплинарном, морально-психологическом, культурно-досуговом и др.);

- полученная в процессе и по итогам работы экспертов информация, отражающая индивидуальные представления каждого из экспертов, может обсуждаться группой экспертов, что позволяет существенно повысить обоснованность и объективность тех выводов, которые делаются об уровне сформированно-сти профессиональной идентичности курсантов, о тех проблемах, которые связаны со становлением диагностируемого феномена.

Недостатки метода экспертных оценок связаны с тем, что получаемая от экспертов информация существенно зависит от их компетентности, определяемой общими и специальными профессиональными, а также психолого-педагогическими знаниями. Последних у многих преподавателей, командиров, специалистов ведомственных вузов оказывается недостаточно. Кроме того, выводы, которые делают эксперты, зачастую отличаются качественно-интуитивным характером. Преодоление указанных недостатков осуществляется посредством унификации предлагаемых экспертам диагностических процедур, разработкой методических рекоменда-

ций для проведения педагогической диагностики, использованием детерминированных психометрических и иных шкал, посредством которых проводится диагностика. Все это позволяет, в том числе, сгладить главный недостаток экспертного метода, то есть «минимизировать субъективные суждения там, где они оказываются слишком произвольными, неточными, ненадежными» [7, с. 73].

Преодолеть излишний субъективизм экспертных оценок можно и посредством организации обсуждения всеми или несколькими экспертами качественных или количественных показателей сформированности профессиональной идентичности у отдельных курсантов или их группы. При этом важно, чтобы между экспертами, участвующими в обсуждении, поддерживалось эффективное коммуникативное взаимодействие. Для этого можно использовать различные формы межсубъектного взаимодействия: диалоги, «круглые столы», проблемные обсуждения и др. Может использоваться и предложенный Д.М. Феттерманом метод расширения прав и возможностей экспертов, когда к работе экспертной группы привлекается «внешний оценщик, выступающий в качестве тренера или дополнительного фаси-литатора (человека, обеспечивающего эффективную групповую коммуникацию - авторы) в зависимости от возможностей внутренней программы» [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование проблемы проведения педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов в аспекте использования метода экспертных оценок позволило установить, что:

- применение метода экспертных оценок в ходе педагогической диагностики исследуемого феномена - профессиональной идентичности курсантов позволяет получить важную информацию, необходимую для определения и характеристики результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс результатов теоретических исследований (разработанных моделей, технологий, комплексных педагогических программ и др.);

- для проведения работы по подбору экспертов необходимо использовать методы в рамках объективного (документальный, экспериментальный) и субъективного (самооценки компетентности, взаимной оценки экспертами других потенциальный экспертов) подходов;

- метод экспертных оценок имеет определенные преимущества в сравнении с другими методами педагогической диагно-

стики, однако ему присущи и некоторые недостатки;

— для проведения педагогической диагностики сформированности профессиональной идентичности курсантов необходимо использовать систему методов, что позволит максимально полно реализовать преимущества каждого из методов и преодолевать те недостатки, которые им свойственны в силу объективных и субъективных причин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шаршов И.А., Борзых И.Н. Квалиметрический инструментарий и процедура оценивания профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2016. Т. 15. № 2. С. 79-86.

2. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Специфика корреляционно-регрессивного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1059-1067.

3. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум). Москва; Екатеринбург: Деловая книга,

2005. 270 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. Москва; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Диагностика школьной тревожности // Психологическая диагностика.

2006. № 1. С. 32-53.

6. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Экспертные методы в педагогических исследованиях // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 164-166.

7. Дудина М.М., Хаматнуров Ф.Т. Основы психолого-педагогической диагностики. Екатеринбург: РГППУ, 2016. 190 с.

8. Fetterman D.M. Empowerment Evaluation: Building Communities of Practice and a Culture of Learning // American Journal of Community Psychology. 2002. Vol. 30. № 1. P. 89-102.

REFERENCES

1. Sharshov I.A., Borzykh I.N. Kvalimetricheskiy instrumentariy i protsedura otsenivaniya professio-nal'nogo vospitaniya lichnosti v khode organizatsii studencheskogo samoupravleniya v vuze [Qualimetrical tools and procedure of estimation of professional education of the personality during the organization of student's self-government at the higher education institution]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» -Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2016, vol. 15, no. 2, pp. 79-86. (In Russian).

2. Kuzmin R.I., Makarova L.N. Spetsifika korrelyatsionno-regressivnogo modelirovaniya v ramkakh psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy [Specificity of correlation and regression modeling within psycho-logical and pedagogical researches]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2012, vol. 17, no. 3, pp. 1059-1067. (In Russian).

3. Glukhanyuk N.S., Belova D.E. Psikhodiagnostika (praktikum) [Psychodiagnostics (praktikum)]. Moscow, Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2005, 270 p. (In Russian).

4. Shmeleva A.G., ed. Osnovypsikhodiagnostiki [Basic Psychodiagnostics]. Moscow, Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996, 544 p. (In Russian).

5. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. Diagnostika shkol'noy trevozhnosti [Diagnostics of School-Based Anxiety]. Psikhologicheskaya diagnostika - Psychological Diagnostics, 2006, no. 1, pp. 32-53. (In Russian).

6. Shikhov Yu.A., Shikhova O.F. Ekspertnye metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Expert methods in pedagogical research]. Innovatsii vprofessional'nom iprofessional'no-pedagogicheskom obrazovanii [Innovations in Professional and Vocational Pedagogical Education]. Ekaterinburg, RSPPU Publ., 2015, pp. 164166. (In Russian).

7. Dudina M.M., Khamatnurov F.T. Osnovy psikhologo-pedagogicheskoy diagnostiki [Basics of Psychological and Pedagogical Diagnostics]. Ekaterinburg, RSPPU Publ., 2016, 190 p. (In Russian).

8. Fetterman D.M. Empowerment Evaluation: Building Communities of Practice and a Culture of Learning.

American Journal of Community Psychology, 2002, vol. 30, no. 1, pp. 89-102.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мещерякова Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра. Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.

E-mail: elenamsol@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание части текста статьи.

Панферкина Ирина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права. Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: formaneforma@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2858-2124 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.

Пащинская Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории. Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: paliuiv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2651-511X Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.

Elena 1 Meshcheryakova - Doctor of Pedagogy, Professor, Senior Research Worker of Research Center. Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation. E-mail: elenamsol@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Contribution: main study conception, literature analysis, part of the article writing.

Irina S. Panferkina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Administrative Law Department. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation. E-mail: formaneforma@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2858-2124 Contribution: literature analysis, part of the article writing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyudmila I. Paschinskaya - Candidate of Pedagogy, Teacher of the Highest Category. Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation.

E-mail: paliuiv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2651-511X Contribution: literature analysis, part of the article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.