Научная статья на тему 'К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России'

К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование нравственных ценностей / моральные нормы / курсанты / вузы ФСИН России / образовательный процесс / нравственные основы деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы / воспитательные мероприятия / учебно-методическое пособие / куратор учебной группы / formation of moral values / moral norms / cadets / universities of the Federal Penitentiary Service of Russia / educational process / moral foundations of the activity of a penitentiary system officer / educational activ-ities / educational-methodical manual / study group curator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Кареева, Татьяна Александровна Видова, Ольга Валериевна Чернышёва

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования нравственных ценно-стей у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, что в свою очередь опре-делено многочисленными нормативными актами. Формирование у курсантов ведомственных вузов нравствен-ных ценностей, по мнению авторов, актуализируется в полной мере посредством включения дополнительных воспитательных мероприятий в работу вуза. Проведенное исследование (первоначальный этап экспери-мента) у курсантов Академии ФСИН России, Воронежского института ФСИН России и Владимирского юриди-ческого института ФСИН России выявило недостаточно высокий уровень знаний терминологии по нравствен-ной проблематике, а также недостаточную сформированность представлений курсантов о нравственных цен-ностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы. Авто-рами было разработано и внедрено в работу куратора учебной группы учебно-методическое пособие «Честь мундира», предназначенное для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов. В статье обо-значены задачи пособия, а также приведен перечень тем семинарских и практических занятий (тренингов), предложенных в пособии. Посредством анализа результатов проведенной экспериментальной работы авторы доказывают эффективность разработанного учебно-методического пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Кареева, Татьяна Александровна Видова, Ольга Валериевна Чернышёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Formation of Moral Values among Cadets within the Educational Process of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia

The relevance of the article is due to the necessity of moral values formation among the university cadets of the penitentiary system of the Russian Federation, which in turn is determined by numerous normative acts. Formation of moral values among cadets of departmental universities, according to the authors, is actualized to the fullest extent through the inclusion of additional educational activities in the work of the university. Conducted research (the initial stage of the experiment) in the cadets of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Voronezh Institute of Federal Penitentiary Service of Russia and Vladimir Law Institute of Federal Penitentiary Service of Russia revealed insufficiently high level of knowledge of terminology on moral issues, as well as insuffi-cient formation of cadets’ ideas about moral values and moral norms that should be observed by the officer of the penitentiary system. The authors have developed and implemented in the work of the curator of the training group the educational-methodical manual “The Honor of the Regiment”, designed for the formation of spiritual and moral values among cadets. The article outlines the objectives of the manual, as well as a list of topics of seminars and practical classes (trainings) proposed in the manual. By analyzing the results of the experimental work, the authors prove the effectiveness of the developed educational-methodical manual.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России»

Научная статья

УДК 316.752:378.6:343.83

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.10

К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России

Ирина Владимировна Кареева1, Татьяна Александровна Видова2, Ольга Валериевна Чернышёва3

''Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

2Московский университет имени С.Ю. Витте, Филиал в г. Рязань, Рязань, Россия

3Рязанский филиал Московского университета Министерства внутренних дел

Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия

1kareevai@mail.ru

2tatyanabron@yandex.ru

3chernysheva@list.ru

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования нравственных ценностей у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, что в свою очередь определено многочисленными нормативными актами. Формирование у курсантов ведомственных вузов нравственных ценностей, по мнению авторов, актуализируется в полной мере посредством включения дополнительных воспитательных мероприятий в работу вуза. Проведенное исследование (первоначальный этап эксперимента) у курсантов Академии ФСИН России, Воронежского института ФСИН России и Владимирского юридического института ФСИН России выявило недостаточно высокий уровень знаний терминологии по нравственной проблематике, а также недостаточную сформированность представлений курсантов о нравственных ценностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы. Авторами было разработано и внедрено в работу куратора учебной группы учебно-методическое пособие «Честь мундира», предназначенное для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов. В статье обозначены задачи пособия, а также приведен перечень тем семинарских и практических занятий (тренингов), предложенных в пособии. Посредством анализа результатов проведенной экспериментальной работы авторы доказывают эффективность разработанного учебно-методического пособия.

Ключевые слова: формирование нравственных ценностей, моральные нормы, курсанты, вузы ФСИН России, образовательный процесс, нравственные основы деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, воспитательные мероприятия, учебно-методическое пособие, куратор учебной группы

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кареева И.В., Видова Т.А., Чернышёва О.В. К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 101-107. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.11.10.

Original article

On the Issue of the Formation of Moral Values among Cadets within the Educational Process of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia

Irina V. Kareeva1, Tatyana A. Vidova2, Olga V. Chernysheva3

1Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

2 Moscow Witte University, Ryazan Branch, Ryazan, Russia

3Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikot, Ryazan, Russia

1kareevai@mail.ru

2tatyanabron@yandex.ru

3chernysheva@list.ru

Abstract. The relevance of the article is due to the necessity of moral values formation among the university cadets of the penitentiary system of the Russian Federation, which in turn is determined by numerous normative acts. Formation of moral values among cadets of departmental universities, according to the authors, is actualized to the fullest extent through the inclusion of additional educational activities in the work of the university. Conducted research (the initial stage of the experiment) in the cadets of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Voronezh Institute of Federal Penitentiary Service of Russia and Vladimir Law Institute of Federal Penitentiary

© Кареева И.В., Видова Т.А., Чернышёва О.В., 2023

Service of Russia revealed insufficiently high level of knowledge of terminology on moral issues, as well as insufficient formation of cadets' ideas about moral values and moral norms that should be observed by the officer of the penitentiary system. The authors have developed and implemented in the work of the curator of the training group the educational-methodical manual "The Honor of the Regiment", designed for the formation of spiritual and moral values among cadets. The article outlines the objectives of the manual, as well as a list of topics of seminars and practical classes (trainings) proposed in the manual. By analyzing the results of the experimental work, the authors prove the effectiveness of the developed educational-methodical manual.

Keywords: formation of moral values, moral norms, cadets, universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, educational process, moral foundations of the activity of a penitentiary system officer, educational activities, educational-methodical manual, study group curator

Funding: Independent work.

For citation: Kareeva, I.V., Vidova, T.A. & Chernysheva, O.V. (2023) To the Question of the Formation of Moral Values among Cadets within the Educational Process of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. Theory and Practice of Social Development. (11), 101-107. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.11.10 (In Russian)

Формирование у обучающейся в вузах молодежи нравственных ценностей всегда было и остается одной из первостепенных задач для российского общества. Не являются исключением и вузы уголовно-исполнительной системы России. Профессия офицера во все времена была уважаема, так как с ней были связаны представления о чести, благородстве и достоинстве. Основными нравственными качествами офицера всегда были порядочность, справедливость, гуманность, тактичность в общении с людьми, взаимоуважение в коллективе.

Высокие требования к нравственным качествам сотрудника уголовно-исполнительной системы предъявляются и сегодня. Формирование системы нравственных ценностей у курсантов пенитенциарной системы является важной составляющей в образовательном процессе ведомственных вузов, так как служебная деятельность будущих офицеров связана с людьми, а также с применением к ним властных полномочий в решении вопросов жизнедеятельности осужденных. Отсутствие или искажение общечеловеческих нравственных ценностей у сотрудника может привести к злоупотреблению властью, коррупции и другим негативным последствиям. Таким образом, актуализация духовно-нравственного воспитания в вузах уголовно-исполнительной системы актуальна и в настоящее время.

Применение в пенитенциарных вузах программ, направленных на воспитание нравственных ценностей курсантов, обусловлено многочисленными нормативными актами. Таким образом, воспитание нравственных ценностей курсантов является государственным и социальным заказом российского общества. «Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам уголовно-исполнительной системы сегодня являются: 1) отношение к человеку как к высшей ценности, уважение, защита прав и свобод человека, его достоинства; 2) понимание значимости своей социальной роли, от которой зависят безопасность, охрана жизни, здоровья, правовая защищенность осужденных; 3) использование предоставленных сотруднику законом прав в соответствии с гражданским и служебным долгом; 4) объективность и непредвзятость в принятии решений; 5) безупречность репутации сотрудника на службе и в быту; б) готовность к действиям в экстремальных ситуациях; 7) самосовершенствование»1.

Проблематика нравственного воспитания и формирования личности всегда находилась в центре внимания различных наук. Так, например, в области философии данной проблематикой занимались Н.А. Бердяев2, Л.П. Буева (1995: 47), B.C. Соловьев (1996: 17), Э. Фромм (1990: 85) и др. В социологии проблему формирования нравственных ценностей изучали такие ученые, как: Г.В. Дубов3, М.М. Ибрагимов4, И.А. Кравченко5, Е.А. Подольская6, И.А. Федоров (2009: 55) и др. Изучением духовно-нравственного воспитания и нравственных ориентиров молодежи, а также курсантов ведомственных вузов занимались Ю.С. Исмагилова7, В.Н. Котляр8, Н.И. Татаркина9 и др.

1 Кареева И.В. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России» : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 153 с.

2 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.

3 Дубов В.Г. Этика сотрудников правоохранительных органов. М., 2002. 524 с.

4 Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин В.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990. 303 с.

5 Кравченко А. И. Социология : учебник для вузов : 4-е изд., испр. и доп. М., 2003. 384 с.

6 Подольская Е.А. Этика. Кредитно-модульный курс. М.; Ростов н/Д., 2013. 424 с.

7 Исмагилова Ю. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2010. 169 с.

8 Котляр В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России : авто-реф. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 24 с.

9 Татаркина Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: автореф. ... д-ра пед. наук. Елец, 2006. 49 с.

Однако вопрос о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса ведомственных вузов в приведенных выше работах не изучен в полной мере, таким образом, существует потребность в дальнейшем изучении данной проблематики.

Цель настоящего исследования заключалась в теоретической разработке учебно-методического пособия «Честь мундира» и экспериментальной проверке проделанной работы по формированию нравственных ценностей у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В качестве объекта данного исследования были выбраны курсанты Академии ФСИН России.

Гипотеза исследования - формирование нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы России будет эффективным, если активизировать воспитательную работу в вузе посредством внедрения разработанного авторами учебно-методического пособия «Честь мундира».

Задачи исследования:

1. Выявить значимые для курсантов профессиональные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также представления курсантов о нравственных ценностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник на первоначальном этапе исследования.

2. Сформировать представления курсантов о профессиональных качествах личности, нравственных ценностях и моральных нормах, которыми должен обладать сотрудник уголовно-исполнительной системы на заключительном этапе исследования.

Феномен понятия «ценности» многоаспектен. Авторы солидарны с определением Е.А. Подольской, которая рассматривает понятие ценности «как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться»1. Духовность, согласно определению Е.А. Подольской, - «это специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность в социальном плане - это продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке»2. Нравственные ценности составляют принципы жизни человека, которые регулируют отношения, поведение и поступки людей.

Духовно-нравственные ценности играют важную роль в жизни общества. Они являются фундаментальными нормами, которые регулируют взаимодействия людей, социальные отношения, а также обеспечивают целостность общества. Общеизвестно, что ценности не наследуются биологически, они приобретаются человеком в обществе в процессе его социализации. Однако шкала индивидуальных ценностей личности может изменяться в течение жизни, именно поэтому необходимо уделять особое внимание воспитанию духовно-нравственных ценностей обучающейся в вузах молодежи.

Гуманизм, милосердие, толерантность, великодушие, справедливость, вера в возможность исправления - это те нравственные ценности, которые необходимо сформировать у будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в первую очередь. «Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России протекает в непосредственном контакте с осужденными за преступления различной тяжести. Осуществление исправления осужденных, как основной задачи отбывания наказания, возможно только при условии сформированности у сотрудника указанных ценностей, поскольку мера интереса к духовно-нравственным идеалам, их личностное осмысление и принятие зависят у осужденных от степени духовности сотрудника, понимания им своей ответственности за духовно-нравственное становление осужденных»3.

Безусловно, вузы уголовно-исполнительной системы обладают большим потенциалом для формирования и воспитания духовно-нравственных ценностей курсантов. Представляется, что образовательный процесс в ведомственных вузах должен включать в себя «целенаправленное и постоянное нравственное воспитание курсантов, прививать им любовь к выбранной профессии, уважение к человеку и закону, воспитывать непримиримость к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремление честно выполнять свой служебный долг, не запятнав чести мундира»4.

Так, например, в Академии ФСИН России духовно-нравственное воспитание курсантов осуществляется посредством морально-этических, культурно-досуговых, информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых и иных мероприятий. Вопросы, связанные с проблематикой духовности и нравственности, рассматриваются также в контексте таких учебных дисциплин, как Философия, Социология, Этика, Культурология, Профессиональная этика и служебный этикет.

В целях выявления значимых для курсантов профессиональных качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также сформированности представлений курсантов о

1 Подольская Е.А. Указ. соч. С. 415.

2 Там же. С. 383.

3 Исмагилова Ю.С. Указ. соч. С. 73.

4 Дубов В.Г. Указ. соч. С. 176-177.

нравственных ценностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник, авторами было проведено пилотажное исследование на основе анкетирования.

В анкету были включены 35 вопросов. Авторами были выделены следующие группы респондентов: I группа - 2-й курс (50 чел.) - курсанты Академии ФСИН России; II группа - 2-й курс (42 чел.) - курсанты Воронежского института ФСИН России; III группа - 2-й курс (50 чел.) - курсанты Владимирского юридического института ФСИН России. Также были выделены две группы респондентов из числа курсантов 2 курса психологического факультета Академии ФСИН России. Контрольная группа (далее КГ) и экспериментальная группа (далее ЭГ). ЭГ (25 чел.) - курсанты 231 учебной группы и КГ (25 чел.) - курсанты 232 учебной группы. Группы были идентичны по количеству и полиэтничны по составу. В общей сложности анкетирование прошли 142 респондента.

В исследование вошли вопросы, позволяющие оценить знание курсантами терминологии, связанной с проблематикой духовно-нравственных ценностей, а также нравственных основ правоохранительной деятельности. Так, в общей совокупности правильное определение термину «духовность» дали 67,04 %; «нравственность» - 68,09 %; «долг» - 75,05 % опрашиваемых; «честь» - 64,01 %; «достоинство» - 59,05 %; «благородство» - 54,07 %; «совесть» - 78,06 %; «справедливость» - 79,08 %. Верную трактовку понятию «альтруизм» дали 71,03 % респондентов; термину «милосердие» - 61,02 % респондентов; «патриотизм» - 82,02 %; «толерантность» -67,03 %; «гуманизм» - 79,03 %; «бескорыстие» - 88,04 %; «великодушие» - 79,08 %.

В анкету также вошли общие вопросы по проблемам нравственности в обществе. Так, на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением что, с повышением уровня нравственности каждого человека можно избавиться от многих проблем, существующих в современном обществе?» ответили «да» 76,09 % респондентов; «нет» - 8,07 %; у 15,84 % заданный вопрос вызвал затруднения. На вопрос анкеты: «Какие факторы, по Вашему мнению, больше всего влияют на повышение уровня нравственности в нашем обществе?» наибольшее количество респондентов ответили «образование» - 46,04 %; «семья» - 31,05 %; «средства массовой информации» - 11,09 %; «примеры лидеров в разных сферах общественной жизни» - 6,01 %; «нравственные принципы человека» - 5,81 %.

Интересен и ответ респондентов на вопрос: «Является ли, по Вашему мнению, проблема формирования нравственных ценностей актуальной для сотрудника уголовно-исполнительной системы?». «Да» ответили 76,05 % респондентов, «нет» - 13,04 %, 10,91 % опрашиваемых затруднились ответить на данный вопрос. На вопрос: «Что представляет собой понятие "моральная ценность" для Вас, как для сотрудника уголовно-исполнительной системы?» - «это правила поведения принятые в обществе, которые необходимо соблюдать сотруднику» - ответило 79,08 % респондентов; «образец должного поведения на службе» - 14,05 %; затруднились ответить на вопрос 6,87 % опрашиваемых.

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, представляет сущность понятия "профессиональная честь"?» 58,09 % респондентов ответили: «отражает оценку конкретной профессии с позиции социальной значимости, определяемой профессиональным долгом»; 31,06 % ответили, что это «осознание сотрудником и признание общественным мнением высокой социальной важности и самоотверженного выполнения своего профессионального долга»; 10,85 % затруднились ответить на заданный вопрос. На вопрос анкеты: «Что такое "служебный долг"?» - «моральные нормы поведения сотрудника, которые регулируют его отношение к служебному долгу» - ответили 71,03 % опрашиваемых; 16,09 % - «необходимое качество сотрудника, внутренне осознаваемое чувство ответственности за свою работу»; 12,88 % респондентов ответили: «профессиональная ответственность и обязательства, при выполнении своих служебных обязанностей». На вопрос: «Какие моральные нормы должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы в служебной деятельности?» 75,04 % опрашиваемых ответили: «нормы, касающиеся независимости и основных личных свобод человека, а также этические добродетели разного рода»; 23,65 % респондентов выделили нормы, сформулированные в виде рекомендаций в различного рода кодексах; 1,32 % затруднились ответить на этот вопрос.

В рамках настоящего исследования хотелось бы акцентировать внимание на ответе респондентов на вопрос: «Какими профессиональными качествами должен обладать сотрудник уго-ловно-исполнительнойсистемы?». 57,98 % респондентов ответили: «целеустремленность, выносливость, решительность, сообразительность»; 36,07 % опрашиваемых ответили: «выносливость, самоконтроль, мужество, уверенность»; 5,95 % - «мужество, самообладание, толерантность».

Интересен также и ответ респондентов на вопрос: «Какие нравственные ценности являются основными в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы?». 45,09 % респондентов ответили: «профессиональный долг, честь, справедливость»; 39,86 % опрашиваемых считают, что это «толерантность и гуманизм»; у 15,05 % респондентов заданный вопрос вызвал затруднения при ответе.

По результатам проведенного анкетирования можно констатировать, что знания респондентами терминологии по вопросам духовно-нравственной проблематики, нравственных основ деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы недостаточно высоки, несмотря на проводимые мероприятия, направленные на воспитание нравственных ценностей в вузах ФСИН России.

Основной акцент при формировании нравственных ценностей у курсантов вузов ФСИН России, по мнению авторов, должен быть сделан на воспитательную работу. С этой целью авторами разработано учебно-методическое пособие «Честь Мундира» для внедрения в работу кураторов учебных групп в вузе. Основная задача пособия - повышение уровня знаний курсантов по вопросам духовно-нравственных ценностей, а также в области этики сотрудников уголовно-исполнительной системы и применение их на практике. В пособии применялись следующие методы и формы воздействия на сознание курсантов: лекции, семинары, беседы, дискуссии на актуальные темы по вопросам нравственной проблематики, деловые и ролевые игры, направленные на развитие коммуникативности и эмпатии.

Так, например, на семинарских занятиях в качестве дискуссий для обсуждения в группе предлагалась следующая тематика: «Вечные ценности», «Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство», «Мои нравственные ценности», «Воинское братство». Были проведены также практические занятия (тренинги): «Голос совести», «Как слово наше отзовется...», «Стол переговоров», «Кодекс поведения сотрудника УИС» и др.

Разработанное учебно-методическое пособие было реализовано в работе с курсантами ЭГ (2-й курс экономического факультета, 231 учебная группа) в рамках кураторских часов. После апробации пособия по формированию нравственных ценностей у курсантов был проведен заключительный этап эксперимента для определения эффективности проведенной авторами работы.

Для того чтобы определить, изменились ли значимые для курсантов профессиональные качества личности, а также сформированность их представлений о нравственных ценностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы, авторы провели повторное анкетирование (второй этап пилотажного исследования) с курсантами 2 курса экономического факультета (231 учебная группа) и курсантами КГ (25 чел.) 232 учебной группы.

По результатам повторного анкетирования можно констатировать, что знания у курсантов ЭГ (231 учебная группа) терминологии по вопросам нравственной проблематики улучшились в целом на 9,02 %, а знания терминологии по вопросам нравственной проблематики у курсантов КГ (232 учебная группа) остались на том же уровне.

Полученные результаты (при повторном анкетировании) позволяют также сделать вывод, что значимые для курсантов профессиональные качества личности, а также их представления о нравственных ценностях и моральных нормах, которые должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы, в ЭГ также изменились.

Так, например, на вопрос анкеты: «Что представляет собой понятие "моральная ценность" для Вас как для сотрудника уголовно-исполнительной системы?» - «это устойчивые убеждения, которые определяют правила поведения сотрудника на службе и в быту и формируют его взгляды на жизнь» - ответили 79,08 % респондентов; «образец должного поведения сотрудника в обществе» - 20,92 %.

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, представляет сущность понятия "профессиональная честь"?» - «отражает оценку конкретной профессии с позиции социальной значимости, определяемой профессиональным долгом, а также осознание сотрудниками и признание общественным мнением высокой социальной важности и самоотверженного выполнения сотрудником своего профессионального долга» - ответили 73,03 % респондентов; 26,97 % ответили, что это «осознание сотрудником и признание общественным мнением высокой социальной важности и самоотверженного выполнения сотрудником профессионального долга». На вопрос анкеты: «Что такое "служебный долг"?» - «моральные нормы поведения сотрудника, которые регулируют его отношение к служебному долгу, к своим обязанностям и к себе» - ответили 81,13 % опрашиваемых; 10,09 % респондентов считают, что это «необходимое качество сотрудника, внутренне осознаваемое чувство ответственности за свою работу»; 8,78 % ответили: «профессиональная ответственность и обязательства, при выполнении своих служебных обязанностей». На вопрос: «Какие моральные нормы должен соблюдать сотрудник уголовно-исполнительной системы в служебной деятельности?» 85,02 % опрашиваемых ответили: «отношение к человеческой жизни как к высшей ценности, уважение, защита прав и свобод человеческого достоинства, нормы справедливости, нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод, нормы доверия (правдивость, верность), этические добродетели; 14,98 % респондентов ответили: «благоразумие, справедливость, вежливость, трудолюбие». На вопрос анкеты: «Какими профессиональными качествами должен обладать сотрудник уголовно-исполнительной

системы?» 65,01 % респондентов ответили: «стрессоустойчивость, самообладание, целеустремленность, выносливость, решительность, сообразительность»; 23,09 % опрашиваемых ответили: «выносливость, самоконтроль, мужество, уравновешенность, упорство, уверенность. толерантность»; 11,9 % - «стрессоустойчивость, самообладание, толерантность, выносливость».

Интересен также и ответ респондентов на вопрос: «Какие нравственные ценности являются основными в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы?». 69,04 % респондентов ответили: «гуманизм, профессиональный долг, честь, справедливость, милосердие»; 30,96 % опрашиваемых считают, что это «гуманизм, толерантность и справедливость».

Следовательно, можно констатировать, что по сравнению с начальным этапом эксперимента, после проведенной апробации пособия в выделенной авторами ЭГ (231 учебная группа экономического факультета) нравственные ценности курсантов изменились, а в КГ остались такими же.

Таким образом, внедрение учебно-методического пособия на кураторских часах у курсантов ЭГ (231 учебная группа) было эффективно. Результаты исследования, полученные на заключительном этапе эксперимента, доказали эффективность предложенного авторами пособия «Честь мундира» в контексте формирования нравственных ценностей у курсантов.

Дальнейшие исследования по формированию нравственных ценностей у обучающейся в вузах молодежи представляются авторами исследования перспективными и видятся во внедрении учебно-методического пособия в иных высших учебных заведениях.

Список источников:

Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России : мат. международ. науч.-практ. конф. М., 1995. С. 47-50.

Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 17-25.

Федоров И.А., Краснова Л.В. О природе русской нравственности // Психология славянской нравственности : мат. международ. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2009. С. 55-65.

Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. 1990. № 8. С. 85-95.

References:

Bueva, L.P. (1995) Problemy nravstvennoy kul'tury i razvitie detey Rossii [Problems of moral culture and development of Russian children]. In: Gosudarstvo i deti: realnosti Rossii [The State and children: the realities of Russia]. Moscow, pp. 47-50. (In Russian).

Fedorov, I.A. & Krasnova, L.V. (2009) O prirode russkoy nravstvennosti [About the nature of Russian morality]. In: Psikhologiya slavyanskoy nravstvennosti [Psychology of slavic morality]; Koval, N.A. (res. ed.). Tambov, pp. 55 - 65. (In Russian).

Fromm, E. (1990) Dukhovnaya sushchnost' cheloveka. Sposobnost' k dobru i zlu [The spiritual essence of man. The ability to do good and evil]. Filosofskie nauki. (8), 85-95. (In Russian).

Solovev, S.S. (1996) Transformatsiya tsennostey voennoy sluzhby [Transformation of the values of military service]. Sociological studies. (9), 17-25. (In Russian).

Информация об авторах

И.В. Кареева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история», Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989

Т.А. Видова - кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Московский университет имени С.Ю. Витте, Филиал в г. Рязань, Рязань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=810004

0.В. Чернышёва - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=741319

Вклад авторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

1.V. Kareeva - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Philosophy and History, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989

T.A. Vidova - PhD in History, Associate Professor, Deputy Head of Civil and Legal Disciplines Department, Ryazan Branch of the Moscow Witte University, Ryazan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=810004

O.V. Chernysheva - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=741319

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.